Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
|
«УТВЕРЖДАЮ»
Первый проректор,
проректор по учебной работе
___________________ В.Г.Прокошев
«______» _________________ 20___ г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИКА»
МОДУЛЬ «ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИКА) И
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ.
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
Направление подготовки: 050100.62 – Педагогическое образование
Профиль подготовки: История и иностранный язык
Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр
Форма обучения – очная
Семестр
|
Трудоем-кость зач. ед., час.
|
Лек-ций,
час.
|
Практич. занятий,
час.
|
Лаборат. работ,
час.
|
СРС,
час.
|
Форма промежуточного контроля
(экз./зачет)
|
1
|
5; 180
|
18
|
18
|
18
|
90
|
экзамен (36)
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
5; 180
|
18
|
18
|
18
|
90
|
экзамен (36)
|
Владимир 2014 год
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения модуля «Теория обучения и педагогические технологии. Основы управления образовательными системами. Нормативно-правовое обеспечение образования» (дисциплина «Педагогика») является формирование системных знаний и компетенций в области владения современными педагогическими теориями и технологиями, что будет способствовать становлению базовой общенаучной компетентности бакалавра педагогики для решения образовательных и исследовательских задач, ориентированных на практическую деятельность в предметной области знаний.
Задачи курса:
- сформировать представления студентов об основных направлениях развития современной педагогики и её фундаментальных теоретических положениях; представить современную педагогическую науку как совокупность сложившихся и складывающихся педагогических теорий, систем и технологий;
- содействовать овладению студентами умениями анализировать, проектировать, реализовывать, оценивать и корректировать образовательный процесс в логике различных педагогических систем;
- развивать педагогическое мышление, способность к самостоятельному осмыслению теоретических и прикладных аспектов современного образования; стимулировать развитие интереса к практической деятельности и педагогическому творчеству;
- в результате анализа многообразия имеющихся сегодня педагогических теорий, систем и технологий, создать условия для формирования у студентов целостного отношения к ребенку как субъекту и объекту педагогического процесса; предостеречь будущих педагогов от упрощенного представления о сущности педагогической деятельности, ядро которой составляет проектирование и реализация педагогического замысла, определенного интересами развития личности ребенка;
- создать условия для становления личности как профессионала и человека культуры, обладающего развитым интеллектом, культурой научного и гуманитарного мышления, устойчивой ценностной ориентацией на творческую самореализацию и саморазвитие в инновационном образовательном пространстве;
- создать условия для формирования методологической культуры будущего педагога.
1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Учебная программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.62 – «Педагогическое образование». Модуль Б.3. Б.2. «Теория обучения и педагогические технологии. Основы управления образовательными системами. Нормативно-правовое обеспечение образования» дисциплины «Педагогика» относится к базовой (обязательной) части профессионального цикла (Б.3).
Данная дисциплина опирается на общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетентности, приобретенные студентами в процессе освоения содержания базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1) с дисциплинами История, Философия, Экономика образования, а также дисциплины Психология (Б.3. Б.1.) базовой части профессионального цикла (Б.3). Содержание модуля Б.3. Б.2. «Теория обучения и образовательные технологии. Основы управления образовательными системами. Нормативно-правовое обеспечение образования» дисциплины «Педагогика» является средством расширения и углубления психолого-педагогической составляющей базового профессионального опыта будущих учителей, приобретенного студентами на предшествующих этапах освоения дисциплины «Педагогика» в процессе изучения модулей «Общая педагогика. История педагогики и образования» (4-й семестр), «Теория и методика воспитания. Социальная педагогика» (5-й семестр).
В соответствии с учебным планом дисциплина «Педагогика» является обязательной дисциплиной подготовки студентов-бакалавров по профилю «История и иностранный язык» и предполагает последующее углубление и дифференциацию профессиональных компетенций в процессе освоения теоретических и технологических аспектов современного образования.
Курс базируется на сочетании общеобразовательной, теоретической и практической подготовки.
2. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения дисциплины студент-бакалавр должен овладеть следующими общекультурными компетенциями:
- способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение (ОК – 1; ОК – 2; ОК – 3);
– способностью генерировать новые идеи и научные гипотезы (ОК – 4);
– способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного совершенствования своей личности (ОК – 2; ОК – 5);
– способностью адаптироваться к изменению научного профиля и социально-культурных условий своей деятельности (ОК – 8);
– способностью к коммуникации в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности (ОК – 7);
– способностью к активной социальной мобильности, к организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, способностью к управлению научным коллективом (ОК – 14; ОК – 15);
профессиональными компетенциями:
общепрофессиональными:
– способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии (ОПК – 1);
– способностью свободно владеть фундаментальными разделами и новейшими достижениями педагогической науки, необходимыми для решения научно-исследовательских задач (ОПК – 2);
– способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и образовательную карьеру (ОПК – 2);
научно-исследовательскими:
– способностью самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований в области педагогики и образования, решать их с помощью современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта (ОК – 4);
– способностью и готовностью применять на практике навыки составления и оформления научно-технической документации, научных отчетов, обзоров, докладов и статей (ОК – 4; ОК – 6);
– способностью к обеспечению правовой охраны результатов научно-исследовательской деятельности (ОК – 13);
– способностью осуществлять свою научно-исследовательскую деятельность с учетом социальных, этических и экологических аспектов (ОК – 1);
профессионально-педагогическими:
– способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК – 1);
– способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК – 5);
– способностью профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК – 9);
– способностью и готовностью к применению современных технологий, в том числе и информационных, для обеспечения качества образовательного процесса (ПК – 2);
– способностью к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК – 10);
– способностью выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК – 11).
В результате изучения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
знать: теоретические основы педагогики как науки и сферы практической деятельности; основные проблемы и перспективы развития современной педагогики; методологию педагогики как науки; положения системного, антропологического, культурологического, деятельностного, личностно-ориентированного подходов; основные теории, концепции, законы и закономерности теории воспитания и теории обучения (ОПК-1; ОПК-2; ОПК-4; ПК-5);
уметь: правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, проектировать, реализовывать, оценивать и корректировать используемые в сфере образования педагогические технологии обучения, воспитания и социально-педагогической деятельности (ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ПК-2; ПК-10; ПК-11);
-
владеть: базовыми понятиями по курсу, основными методами, средствами и формами педагогической деятельности; опытом анализа жизненных и образовательных ситуаций развития человека, нуждающегося в педагогической поддержке и сопровождении, а также опытом оценки образовательных программ, ориентированных на осуществление личностно ориентированного обучения (ОПК-1; ОПК-2; ОПК-4; ОК-4;ПК-1; ПК-9).
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.
№
п/п
|
Раздел (тема)
дисциплины
|
Семестр
|
Неделя семестра
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов
и трудоемкость (в часах)
|
Объем учебной работы,
с применением интерактивных методов
(в часах / %)
|
Формы текущего контроля
успеваемости
(по неделям
семестра),
форма промежуточной
аттестации
(по семестрам)
|
|
|
|
|
Лекции
|
Семинары
|
Практические занятия
|
Лабораторные работы
|
Контрольные работы, коллоквиумы
|
СРС
|
КП / КР
|
|
|
|
Модуль I.
Методология педагогики.
|
1
|
Педагогика как наука. Методоло-гия педагогики.
|
6
|
1
|
2
|
|
|
|
|
5
|
|
1/50
|
Тестирование.
|
2
|
Методологичес-кие характерис-тики педагоги-ческого исследо-вания. Методы педагогического исследования.
|
|
|
|
|
4
|
|
|
10
|
|
2/50
|
Доклад, разра- ботка рабочего
аппарата науч-
ного исследо-
вания с пре-зентацией,
|
Всего
|
|
|
2
|
|
4
|
|
|
15
|
|
3/50
|
тест
|
|
Модуль II.
Теория обучения – составная часть педагогики.
Современные технологии обучения.
|
3
|
Образование как историко-педаго-гический фено-мен. Современная образовательная ситуация как отражение смены педагогической парадигмы.
|
6
|
2
|
2
|
|
|
|
|
5
|
|
1/50
|
Доклад,
презентация, опрос, тести-рование, реше-ние ситуацион-ных задач, рейтинг-контроль №1
|
4
|
Теория содержания образования И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина.
|
6
|
3
|
2
|
2
|
2
|
|
|
5
|
|
3/50
|
Опорный конспект, тестирование.
|
5
|
Процесс обу-чения как обра-зовательный про-цесс.
|
6
|
4
|
2
|
2
|
4
|
|
|
14
|
|
5/63
|
Защита пре-зентаций, опор-
ный конспект, дискуссия.
|
6
|
Процесс обуче-ния как дидак-тическая система. Дидактическая система тради-ционного обуче-ния. Дидактичес-кая система раз-вивающего обу-чения. Дидакти-ческая система личностно ориен-тированного обу-чения.
|
6
|
5-6
|
4
|
6
|
8
|
|
|
16
|
|
10/56
|
Опрос, тес-тирование, ре-шение ситуа-ционных задач, защита про-ектов, защита презентаций.
|
7
|
Реформа рос-сийской системы образования в свете формиро-вания общеевро-пейского образо-вательного про-странства.
|
6
|
7
|
2
|
2
|
|
|
|
10
|
|
2/50
|
Опрос, тести-рование, за-щита презента-ций, рейтинг-контроль №2.
|
Всего
|
|
|
12
|
12
|
14
|
|
|
50
|
|
21/55
|
|
|
Модуль III.
Основы управления образовательными системами.
Нормативно-правовое обеспечение образования.
|
8
|
Сущность и ос-новные прин-ципы управления образовательны-ми системами.
|
6
|
8
|
2
|
|
|
|
|
5
|
|
|
Опорный конспект, тестирование.
|
9
|
Школа как об-разовательная система и как объект научного управления.
|
6
|
9
|
2
|
2
|
|
|
|
5
|
|
1/25
|
Доклад,
презентация, опрос, тести-рование, реше-ние ситуацион-ных задач.
|
10
|
Взаимодействие социальных ин-ститутов в управ-лении образова-тельным процес-сом.
|
6
|
10
|
|
|
|
|
|
5
|
|
1/50
|
Опорный конспект, тестирование, защита презентаций.
|
11
|
Нормативно-правовые документы в образовании.
|
6
|
11
|
|
4
|
|
|
|
10
|
|
1/50
|
Опрос, тести-рование, за-щита презента-ций, рейтинг-контроль №3.
|
Всего
|
|
|
4
|
6
|
|
|
|
25
|
|
3/30
|
|
Всего за семестр
|
|
|
18
|
18
|
18
|
|
|
90
|
|
24 / 44
|
|
Учебный материал дисциплины представлен тремя модулями:
Модуль I. Методология педагогики.
Модуль II. Теория обучения – составная часть педагогики. Современные технологии обучения.
Модуль III. Основы управления образовательными системами.
Нормативно-правовое обеспечение образования.
Создание развивающего образовательного пространства обеспечивается следующими технологиями:
Лекция: проблемная, дискуссия, обзорная.
Практические занятия: семинар-дискуссия, «кейс»-метод, разбор конкретных ситуаций, обсуждение результатов группового исследования, творческие задания, анализ периодики по отдельной теме.
Самостоятельная работа студентов-бакалавров:
Одной из задач изучения дисциплины является создание условий для самостоятельной исследовательской работы бакалавра, что предполагает:
– самостоятельное изучение тем дисциплины, обеспеченных литературой с учетом знаний, полученных ранее;
– углубленное изучение тем дисциплины с изучением первоисточников, Интернет-ресурсов и т.п.;
– создание мультимедийных презентаций;
– написание рефератов, докладов, оформление результатов исследования. Предлагается построение индивидуальных планов (виды и темы заданий, сроки представления результатов, самостоятельной работы студента-бакалавра в пределах трудоемкости дисциплины).
Типовые задания СРС:
– работа с первоисточниками;
– подготовка докладов;
– изучение отдельной темы и разработка опорного конспекта;
– решение исследовательских задач;
– составление понятийного тезауруса;
– подготовка презентации;
– написание эссе;
– составление аннотированного списка литературы по одной из тем;
– исследовательские работы (возможна разработка проекта).
Виды контроля:
– текущий контроль: проводится с целью реализации обратной связи, организации самостоятельной работы и текущей проверки усвоения дисциплины в форме: написание эссе, подготовки докладов, составление схем, конспектов, презентаций;
– рубежный контроль: проводится между разделами (модулями) с целью определения уровня освоения изученного материала через решение тестовых заданий, разработку и защиту проектов или индивидуальных (коллективных) исследовательских тем;
– итоговый контроль: проводится экзамен (6 семестр) с целью оценки уровня овладения компетенциями в соответствии с ФГОС.
МОДУЛЬ I
«МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ»
Термины модуля: наука, классификация наук; методология, методология педагогики, методологические принципы; методологические характеристики педагогического исследования, методы педагогического исследования.
Лекционные занятия
|