Навигация по странице:
|
РабТетАТП. Рабочая тетрадь для выполнения лабораторных работ по дисциплине Электротехнические измерения
Пояснение к работе.
Метод амперметра – вольтметра основан на раздельном измерении тока I в цепи измеряемого сопротивления Rх и напряжения U на его зажимах и последующем вычислении Rх по показаниям измерительных приборов:
Rх= (11.1)
Обычно ток измеряют амперметром, а напряжение вольтметром. Собственное потребление мощности вольтметром и амперметром вызывает присущую этому методу погрешность измерений. В схеме, показанной на рисунке 11.1, погрешность метода мала, когда сопротивление измеряемого резистора Rх много меньше сопротивления вольтметра Rv и током вольтметра Iv можно пренебречь. В схеме, показанной на рисунке 11.2, погрешность мала, когда сопротивление измеряемого резистора Rх много больше сопротивления амперметра Rа и напряжением Uа на амперметре можно пренебречь.
Рисунок 11.1. Схема для измерения Рисунок 11.2. Схема для измерения
малых сопротивлений больших сопротивлений
Задание.
Предварительная подготовка:
изучить методические рекомендации по проведению работы;
ознакомится с приборами, имеющимися в программе компьютера;
ответить на контрольные вопросы;
Порядок выполнения работы.
Собрать схемы для измерений больших и малых сопротивлений методом амперметра и вольтметра и показать их для проверки преподавателю. Схемы представлены на рисунках 11.3 и 11.4.
. Рисунок 11.3. Схема для измерения Рисунок 11.4. Схема для измерения малых сопротивлений. больших сопротивлений.
2.Установить внутреннее сопротивление амперметров RА равное 0,01 Ом и внутреннее сопротивление вольтметров Rv равное 100 кОм.
3.Включить схему под напряжение и изменяя сопротивление резисторов Rх от 0,1 Ом до
100 кОм, записать показания приборов в таблицу 11.1.
Таблица 11.1 - Опытные и расчётные данные.
Заданное сопротив-
ление, Rx
|
Измерено
|
Вычислено
|
I1
|
U1
|
I2
|
U2
|
R=
|
|
R =
|
|
Ом
|
А
|
В
|
А
|
В
|
Ом
|
%
|
Ом
|
%
|
0.1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0.5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
100
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1000
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10000
|
|
|
|
|
|
|
|
|
100000
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Рассчитать относительную погрешность измерения в процентах по формуле:
5. Написать вывод о зависимости методической погрешности измерения сопротивления от
схем включения приборов
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы.
Какие параметры схемы влияют на методическую погрешность и как ее можно исключить?
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________
2. Достоинства и недостатки метода амперметра и вольтметра?
__________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое занятие 3
Изучение комбинированных приборов
Цель работы: Научиться пользоваться комбинированными приборами, выбирать шкалу и определять цену деления для каждого предела измерения, вида и характера определяемой величины.
Необходимо знать:
Необходимо уметь:
пользоваться комбинированными приборами;
выбирать шкалу и определять цену деления для измеряемых величин разного вида и характера.
|
|
|