Тема: «Развитие патриотизма и гражданской ответственности на примере работы Студенческой Дружины ПетрГУ".
ПАТРИОТИЗМ - это преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу, вера в его духовные возможности, готовность служить интересам своей Родины и защищать ее. Подлинный патриотизм включает в себя общечеловеческие и национальные компоненты, и исторически сложившиеся элементы: привязанность к родной земле, к языку своего народа, к его традициям, культуре.
Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Недооценка патриотизма, как важнейшей составляющей общественного сознания, приводит к ослаблению государства, духовных, культурных и социально-экономических основ развития его общества. Примером может служить наше недавнее прошлое: политически и экономически нестабильные 90-е годы прошлого века. Годы, когда крушение политической системы некогда мощного государства – СССР – повлекло за собой утрату нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.
Сегодня ситуация в стране изменилась и молодые россияне с каждым годом все больше гордятся своей страной, желают жить и работать на Родине.
Несмотря на положительную динамику, по сравнению с 90-ми годами ХХ века, уровень патриотизма, причем патриотизма не государственного, когда хвалят власть, а патриотизма, когда человек с особым чувством относится к своим соотечественникам, своей стране, истории, языку, культуре, все-таки остается критически низким.
На данный момент острейшая проблема патриотического воспитания заключается в отсутствии единой государственной системы воспитательной работы, которая могла бы опираться на научную методическую базу, способствовала консолидации государства и общества: деятельности семьи, школы, учреждений культуры и искусства, научных учреждений, общественных организаций и молодежных движений.
Основные аспекты патриотического воспитания граждан России:
•возрождение национального самосознания граждан России;
•воспитание бережного отношения к историческому и духовно-культурному наследию страны;
•сохранение национальных культур и развитие народного творчества;
•развитие демократических ценностей и правовой культуры общества;
•формирование экологического мировоззрения, бережного отношения к природе. Ещё Л.Н. Толстой писал, что «тот может быть патриотом своей Родины, кто умеет ценить и любить природу родного края»;
•повышение роли семьи и родственных отношений в воспитании духовно-нравственной личности;
•забота о физическом и нравственном здоровье подрастающего поколения.
Комплексное решение этих вопросов позволит сформировать в молодежной среде высокое гражданское самосознание, патриотическое отношение к Родине, что в свою очередь позволит эффективно решать задачи, стоящие перед обществом и государством.
НАПРАВЛЕНИЯ:
I. Формирование общественного сознания и гражданской позиции.
1.Приобщение широких слоев населения к общественно-политической жизни страны.
2.Пропаганда выдающихся достижений страны в области науки, культуры, спорта, политики и экономики.
3.Повышение правовой культуры граждан.
4.Использование государственных символов России в патриотическом воспитании.
II. Военно-патриотическое воспитание.
1.Формирование положительного отношения в обществе к российской армии и воинской службе.
2.Пропаганда дней воинской славы России.
III. Духовно-нравственное воспитание.
1. Семья – основа государства
2. Народная культура и творчество.
3. Православное воспитание
4. Культура межнационального общения
IV. Краеведческое просвещение.
ФОРМЫ РАБОТЫ по направлениям:
I. Цель патриотического воспитания: Патриотизм призван способствовать духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества.
Поэтому очень важным является формирование общественного сознания и гражданской позиции россиян.
1.Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области науки, культуры, спорта, политики и экономики – эти нравственные ориентиры являются предпосылками для успешной реализации задач по формированию патриотизма. Судьба каких выдающихся людей России связана с Карелией? Фортунатов Филипп Федорович - Выдающийся российский лингвист, славист, профессор, член Российской академии наук (1902). В 1857-1863 годах учился в Петрозаводской гимназии. Андропов Юрий Владимирович - Советский партийный и государственный деятель. Председатель КГБ СССР (1967-1982), Генеральный секретарь ЦК КПСС (1982-1984), Председатель Президиума Верховного Совета СССР (1983-1984). В 1940-1944 годах был первым секретарем комсомола Карело-Финской ССР. В 1944-1947 годах был вторым секретарем Петрозаводского горкома ВКП (б), в 1947-1953 годах – вторым секретарем ЦК Коммунистической партии Карело-Финской ССР. Калинин Михаил Иванович - Советский партийный и государственный деятель, Председатель ВЦИК (1919-1922), ЦИК СССР (1922-1938), Председатель Президиума Верховного Совета СССР (1938-1946). В 1904-1905 годах жил в ссылке в городе Повенец Олонецкой губернии. Киприянов Иван Петрович - Участник Великой Отечественной войны, полный кавалер ордена Славы. За взятие "языка", мужество и отвагу, проявленные в боях в окрестности деревни Тикшы (Кондалакшкий район) награжден двумя орденами Славы (7 апреля 1944 года - 3-1 степени, 22 октября 1944 года - 2-й степени). Петр I Великий - Царь и Великий князь Московский и всея Руси с 1682 года, самостоятельно правил с 1689 года, с 1721 года - император Всероссийский. По указу Петра I в 1703 году был заложен Шуйский оружейный завод, положивший начало городу Петрозаводску. Державин Гавриил Романович - Русский поэт, представитель классицизма. Российский госудапрственный деятель, министр юстиции (1802-1803). В 1784-1785 годах занимал должность правителя Олонецкого наместничества.
2.Приобщение жителей наших населенных пунктов к общественно-политической жизни страны. Информирование населения с помощью традиционных библиотечных форм работы: книжные выставки, обзоры периодики, списки литературы, активных форм массовой работы – дискуссионные клубы. Площадки, ток-шоу, круглые столы. Организация и проведение ярких запоминающихся мероприятий для широкой социальной и возрастной категории, приуроченных к государственным праздникам и памятным датам:День России (12 июня), День единства (4 ноября), День Победы (9 мая), День государственного флага России (22 августа), День памяти жертв политических репрессий (30 октября) и другие праздничные и памятные даты страны.
3. Важное направление в воспитании патриотизма – повышение правовой культуры граждан, которое должно проходить под девизом: «Единство прав, обязанностей и ответственности».
- День Конституции России, который отмечается 12 декабря (несмотря на то, что с 2004г. этот день перестал быть нерабочим, он отнесен к памятным датам России) должен стать поводом для разговора о правах человека, правах ребенка, о социальных и демократических основах нашего общества.
4.Использование государственных символов России в патриотическом воспитании. В последние десять-пятнадцать лет нашему обществу возвращены исторические государственные символы – флаг, герб, гимн – осталось наполнить их идейным содержанием. При организации официальных или других мероприятий с использованием государственной символики, нужно обращать внимание на правильное, уважительное использование государственной символики, которое регламентируется соответствующими законами. Пример СД ПетрГУ.
II. Составной частью патриотического воспитания являетсявоенно-патриотическое воспитание.
1.Формирование положительного отношения в обществе к российской армии и воинской службе, готовности молодых людей к службе в армии как особому виду государственной службы. Мероприятия: Организация и проведение «Дня защитника Отечества», циклов мероприятий с молодёжью призывного возраста. Во многих муниципальных образованиях ежегодно весной и осенью совместно с областным военкоматом проводятся традиционные праздники "День призывника". Создание в культурно-досуговых учреждениях патриотических, военно-патриотических, военно-спортивных клубов, клубов будущих воинов. Пример: реформы государства, «Зарница».
2.Пропаганда дней воинской славы России. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Днями воинской славы России являются дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории России и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников, и благодарную память потомков. 27 января снятия блокады с Ленинграда (1944 год); 2 февраля — Сталинградская битве (1943 год);
23 февраля — День защитника Отечества;18 апреля — Ледовое побоище; 9 мая — День Победы; 7 июля — День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении (1770 год); 10 июля — Полтавском сражении (Петр 1 и шведы, 1709); 9 августа — День победы в Гангутском сражении (первая победа русского флота, 1714); 23 августа — Курской битве (1943 год); 8 сентября —Бородинского сражения (Кутузов, французы, 1812); 11 сентября — День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра; 21 сентября —Куликовской битве (1380, Дмитрий Донской, татаро-монгольское иго); 4 ноября — День народного единства; 1 декабря — День победы русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год); 5 декабря —контрнаступления советских войск в битве под Москвой (1941 год); 24 декабря — взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова .
В центре внимания – ветераны, участники, очевидцы Великой Отечественной войны. Нужно успеть при жизни этого героического поколения отдать им почести, внимание, государственную и человеческую заботу.
Формы работы героико-патриотического направления:тематические беседы, вечера, концерты; торжественные мероприятия возле обелисков славы; встречи населения и учащихся с ветеранами войны и труда.
Фестиваль творческой молодежи.
Конкурсы патриотической песни.
Клубы ветеранов войны и труда
III. Духовно-нравственное воспитание.
1.Семья – основа государства. Ведущее место в нравственном становлении личности занимает семья. Именно в семье ребенок получает первоначальное патриотическое воспитание. Необходимо проводить такие массовые мероприятия, которые бы раскрыли перед молодыми людьми ценностное содержание родственных отношений людей, связанных взаимной помощью, традициями, моральной ответственностью, укрепили связь между поколениями. Традиционно проводятся День защиты детей (1 июня), Дни пожилого человека (1октября), Дни матери (последнее воскресенье ноября).
Надеемся, что приживется и станет любимым новый праздник России День семьи, любви и Верности, который празднуется 8 июля в день памяти святых Петра и Февронии, покровителей брака.
Международный день семьи приходится на 15 мая.
2.Народная культура и творчество. Сохранение и развитие народной традиционной культуры, возрождение самобытных национальных традиций. «В основе русского патриотизма - достижения культуры и духовные ценности», - сказал патриарх России Алексий. Ярким примером работы по этому направлению являются традиционные Дни русской духовности и культуры. Собор А. Невского.
3. Развитие патриотизма через систему религиозных знаний и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В «Основах социальной концепции церкви» – основополагающем документе, выражающем позицию РПЦ по всем важнейшим вопросам современной жизни, вводится понятие “православный патриотизм”.“Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите Отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления”. Поэтому такой необходимой становится совместная работа библиотек и церкви по патриотическому воспитанию граждан России. Православие – основа государственности России.В каком веке Русь приняла христианство. Православная вера стала неотъемлемой частью русской истории, культуры, духовности. Приверженность исторической вере предков помогает нации сохранить свою индивидуальность и независимость. Поэтому учреждения культуры обязаны пропагандировать роль православия в историческом развитии нашего многонационального и многоконфессионального государства.
4. Культура межнационального общения. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения - путь развития российского общества. Патриот в России не может быть националистом. "Разные, но не чужие - мир через культуру" – вот основная идея мероприятий этой тематики.
IV. Краеведение. Краеведение является важным ресурсом патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения.
Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры человека и всего общества. Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания.
Краеведение разнообразно и многолико, так как охватывает все отрасли знаний.
|