Навигация по странице:
|
Реакции нуклеофильного присоединения и замещения. Реакции элиминирования
Лабораторное занятие №4.
Тема: Реакции нуклеофильного присоединения и замещения. Реакции элиминирования.
Цель: Изучить основные химические превращения оксосоединений, имеющих важное значение в биологических системах и уметь проводить качественные реакции на отдельные представители альдегидов и кетонов. Сформировать знания закономерностей и особенностей в химическом строении и поведении карбоновых кислот.
Вопросы для рассмотрения:
1. Реакции нуклеофильного присоединения с участием π- связи оксогруппы С = О в альдегидах и кетонах с водой, спиртами, тиолами, аминами и их производными.
2. Влияние электронных и пространственных факторов, роль кислотного катализа. Обратимость реакций АN. Механизм АN.
3. Гидролиз ацеталей и иминов. Механизм реакций гидролиза.
4. Реакции альдольного присоединения. Основный катализ.
5. Альдольное расщепление, как реакция обратная альдольному присоединению.
6 Биологическое значение реакций АN.
7. Строение и реакционная способность карбоксильной группы.
8. Реакции ацилирования (образование ангидридов, сложных эфиров, сложных тиоэфиров, амидов), и обратные им реакции гидролиза. Роль кислотного и основного катализа.
9. Сравнительная активность ацилирующих реагентов (ангидридов, карбоновых кислот, сложных эфиров, сложных тиоэфиров).
10. Ацилфосфаты и ацилкоферменты А – природные макроэргические ацилирующие реагенты. Биологическая роль реакции ацилирования.
11. Реакции по типу альдольного присоединения с участием ацетилкофермента А, как путь образования углерод-углеродной связи.
Рекомендуемая литература:
1. Тюкавкина, Н. А. Биоорганическая химия: учебник / Н. А. Тюкавкина, Ю.И. Бауков, С. Э. Зурабян. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 416 с.
2. Тюкавкина, Н. А. Руководство к лабораторным занятиям по биоорганической химии / Под ред. Н. А. Тюкавкиной. - М.: Медицина, 1985.
3. Тюкавкина, Н. А. Биоорганическая химия : учебник / Н.А.Тюкавкина, Ю.И.Бауков. - 6-е изд.стер. - М.: Дрофа, 2007. - 542 с. : ил. - (Высшее образование : современный учебник).
1. Алифатические и ароматические альдегиды и кетоны – высоко реакционноспособные вещества, позволяющие получать органические соединения различных классов, в том числе и лекарственные препараты. Оксогруппа С = О входит в состав многих биологически активных веществ (ретинол, витамин В6, углеводы). Знание свойств этих соединений необходимо для качественного и количественного анализа многих лекарственных средств.
2. Карбоновые кислоты и их функциональные производные широко распространены в природе. Кислоты являются промежуточными продуктами обмена веществ, их производные входят в состав многих природных и синтетических соединений, применяемых в качестве лекарственных средств. Хлорангидриды и ангидриды кислот – важные ацилирующие агенты, используемые в синтезах.
Вопросы и упражнения:
1. Приведите электронное строение карбонильной группы и реакционные центры в молекуле альдегидов.
2. Опишите механизм реакции АЕ по карбонильной группе.
3. Напишите уравнения реакций: окисление
- аммиачным раствором оксида серебра формальдегида, этаналя;
- сульфатом меди в щелочной среде этаналя, изомасляного альдегида.
4. Восстановление бутанона-2 и 2-метилпропаналя.
5. Гидратация хлораля.
6. Альдольное расщепление серина (2-амино-3-гидроксипропановой кислоты).
7. Образование уротропина. Приведите его структурную формулу. Кислотный гидролиз уротропина. Назовите продукты реакций.
8. Напишите схему и опишите механизм реакции взаимодействия:
8.1 Этаналя и пропанола;
8.2 Пропаналя и этанола;
8.3 Этаналя и бутанола;
8.4 Этаналя и этантиола.
Назовите продукты по ЗН.
9. Напишите схемы и опишите механизмы реакций образования:
9.1 Циклического полуацеталя 4-гидроксибутаналя;
9.2 Циклического полуацеталя 5-гидрокиспентаналя.
10. Напишите схемы и опишите механизмы реакций взаимодействия:
10.1 3-метилбутанона-2 и гидроксиламина;
10.2 Пропанона и гидроксиламина;
10.3 Пропанона и гидразина.
11.Напишите схемы и опишите механизмы реакций образования:
11.1 Оксима диэтилкетона;
11.2 Оксима пропаналя;
11.3 Фенилгидразона бутаналя.
12. Напишите схему и опишите механизм альдольной и кротоновой конденсации:
12.1 Этаналя;
12.2 Пропаналя;
12.3 Этаналя и бензальдегида;
12.4 Пропаналя и бензальдегида.
13. Напишите схему и опишите механизм реакции этерификации:
13.1 этановой кислоты и этанола
13.2 пропановой кислоты и метанола
Назовите продукты по ЗН.
Обязательная самостоятельная работа студентов:
Напишите схему и опишите механизм реакции элиминирования (Е):
1. дегидрогалогенирования 2,3-диметил-2-хлорбутана;
2. дегидрогалогенирования 2-метил-3-хлорбутана;
3. дегидрогалогенирования 3-хлорпентана;
4. дегидрогалогенирования 2-хлор-3-этилпентана;
5. дегидрохлорирования 2-хлор-3-этилпентана;
6. дегидрохлорирования 2-хлор-3-этилпентана;
7. дегидратации пропанола-2;
8. дегидратации 2-метилпропанола-2.
9. дегидрогалогенирования 3-метил-2-хлорбутана;
10. дегидрогалогенирования 3-бром-2-метилпентана;
11. дегидрогалогенирования 2-метил-3-хлорбутана;
12. дегидратации 2-метилбутанола-2;
13. дегидратации 2-метилбутана;
14. дегидратации 2-метил-бутанола-2;
15. дегидратации 2-метилпентанола-3;
16. дегидратации 3-этилпентанола-3;
17. дегидратации бутанола-2;
18. дегидратации 3-метилбуанола-2.
|
|
|