Навигация по странице:
|
школьная дидактогения. Рекомендации Дидактогения
понятие
|
причины
|
симптомы
|
рекомендации
|
Дидактогения-
Негативное психическое состояние учащегося вызванное
нарушением педагогического
такта со стороны учителя или воспитателя
|
1.экзаменационный стресс, или «стресс получения оценки»;
2.информационно-временные дистрессы, которые обусловлены перегрузкой учебных программ, заставляющей самих учителей (а дома – родителей) постоянно спешить и торопить, подгонять учащихся.
3.фрустрационные дидактогении обусловлены несправедливым отношением учителя, невозможностью ученика получить желаемую оценку, добиться ожидаемой похвалы учителя, крушением его ожиданий;
4.коммуникативные дидактогении обусловлены психологически неграмотным построением общения учителей с отдельными учениками или всем классом.
|
пониженная мотивация учения или ее отсутствие; постоянное угнетенное психическое состояние; заниженная учебная и личная самооценка; повышенная личностная и учебная тревожность; недостаточная интеллектуальная развитость, особенно в сфере мышления, теоретического знания, и, как следствие несфор-мированность учебных умений и навыков, особенно в сфере самоконтроля и объективной оценки результатов познавательной деятельности.
|
Рекомендации педагогам
Рекомендации по выстраиванию эффективного взаимодействия с детьми
1 .Атмосфера теплоты, поддержки, доброжелательности в классе создает благоприятный фон для взаимодействия сверстников, и это помогает детям справиться со многими школьными проблемами.
2. Ощутимый эффект дает установка учителя и поощрение желательного поведения, а не борьба с нежелательным вариантом.
3. Предъявление разумных требований и их объяснение позволяют ребенку существовать в системе определенных (известных) ограничений. Непоследовательность, неожиданное изменение требований создают ситуацию неопределенности и тревоги.
4. Учителю необходимо избегать применения силы, угроз, унижения для контроля за поведением.
Рекомендации родителям
Для того чтобы выстроить эффективное общение с детьми, следует соблюдать ряд условий:
• первое - необходимо помнить об уважении к ребенку, его нельзя унижать;
• второе - понимание должно предшествовать советам и наставлениям, нужно видеть и понимать переживания ребенка, не заставлять без необходимости оправдываться, объяснять свои ощущения;
• третье - важно научиться любить и ценить не успехи и достижения ребенка, а самого ребенка вне зависимости от его успехов. Плохим или хорошим может быть поступок, его и следует оценивать.
|
|
|
|
Школьная дидактогения
Структура дидактогении
|
Меры психолого-педагогического воздействия
|
Дидактогения как явление имеет сложную структуру, которая определяется как внешними обстоятельствами, так и внутренними факторами, связанными с личностными особенностями участников педагогического взаимодействия. Анализируя особенности проявления дидактогений, можно выделить обстоятельства, которые нарушают продуктивное педагогическое взаимодействие. Со стороны ученика - это повышенная эмоциональная тревожность в сфере учения и отношений с педагогами, недостаточная интеллектуальная развитость и низкая работоспособность, а также неуверенность в себе, незнание себя. Нарушение педагогического такта является лишь одной из составляющих, вызывающих дидактогении.
Неадекватные действия одного или обоих участников педагогического взаимодействия также являются составляющей дидактогений и приводит к возникновению негативного психического состояния участников педагогического взаимодействия.
|
Профилактическое направление
В процессе организации профилактической работы необходимо соблюдать определенные педагогические условия: пропедевтические, диагностические, коррекционные.
Пропедевтические условия включают в себя планирование и осуществление мер по повышению осведомленности педагогов в области возникновения и преодоления дидактогений, а также работу с родителями, направленную на разъяснение причин возможных школьных трудностей учащихся начальных классов.
Диагностические условия осуществляются в рамках медико-психолого-педагогического взаимодействия, сопровождения и предполагают изучение особенностей индивидуальных качеств личности учащегося начальных классов, состояния его здоровья; выявление пробелов в знаниях, уровня сформированности учебных навыков; анализ возможностей развития ученика. Коррекционные условия включают создание и работу по индивидуальным программам; педагогическую поддержку преодоления трудностей у школьника, обеспечивающую психологический комфорт обучения. Одним из направлений профилактической работы является формирование навыков позитивного, бесконфликтного общения педагога с учащимися.
|
|
|
|
|