Главная страница

Сам_работа. Самостоятельная работа студентов


Скачать 0.55 Mb.
Название Самостоятельная работа студентов
Анкор Сам_работа.rtf
Дата 04.05.2017
Размер 0.55 Mb.
Формат файла rtf
Имя файла Сам_работа.rtf
Тип Самостоятельная работа
#7147
страница 1 из 3
  1   2   3

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

ВВЕДЕНИЕ

На момент поступления в вуз только 40% абитуриентов способны само-
стоятельно работать с различными источниками информации, около 80% сту-
дентов, самостоятельно выполняющих действия по решению учебных проблем
и выполнению домашних заданий, нуждаются в дополнительных консульта-
циях с преподавателем. Фактически около 95% студентов испытывают по-
требность в помощи при выполнении различных учебных задач, в связи с чем
роль педагогической поддержки студентов существенно возрастает.

Особенное значение приобретает педагогическое обеспечение самостоятельной работы студентов вуза в условиях всё более расширяющегося использования персональных компьютеров, интернета как средства обучения. Это объясняется разнообразием предоставляемых образовательных услуг; возможностью совмещения образования с другими видами деятельности; возможностью индивидуально выбирать темп и маршрут обучения; созданием доступной информационной и учебно-научно образовательной среды; формированием «обучающих электронных учебно-образовательных модулей», предполагающих использование информационных технологий.


1. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ ВУЗА

Основными принципами организации самостоятельной работы студентов
вуза:

- принцип интерактивности, определяющий необходимость сотрудничества студентов и обмена информацией не только с преподавателем, но и с другими студентами;

- принцип индивидуализации обучения, проявляющийся в учете преподавателем индивидуальных психологических особенностей студента при осуществлении педагогического обеспечения самостоятельной работы;

- принцип идентификации, обосновывающий необходимость контроля самостоятельной работы студента, который актуален при использовании технических средств (видео-конференц-связь), в первую очередь в условиях дистанционного обучения;

- принцип регламентации обучения, отражающий необходимость выбора стратегии обучения и планирования организации самостоятельной работы студента (включающий методические разработки по самостоятельной работе студентов);

- принцип опоры на базовые знания и умения, предусматривающий наличие у студента минимальных навыков работы с техническими средствами, а также умения рационально использовать свободное время для организации самостоятельной работы;

- принцип опережающего обучения, обеспечивающий направленность самостоятельной работы на активизацию, развитие мыслительной деятельности обучаемого, формирование способности самостоятельно прогнозировать, выбирать и решать дидактические задачи, добывать знания в сотрудничестве с другими студентами, обучаемыми по данной дисциплине или курсу;

- принцип обратной связи, позволяющий участникам самостоятельной работы своевременно обсуждать и корректировать проблемные вопросы по данной дисциплине или курсу;

- принцип внешнего контроля и самооценки, включающий обмен информацией не только с преподавателем, но и с другими студентами, обучаемыми по данной дисциплине или курсу;

- принцип научности, позволяющий участникам самостоятельной работы

решать поставленные задачи на современном уровне научных знаний;

- принцип наглядности, предусматривающий представлять информацию в доступном виде;

- принцип связи теории с практикой, дающий возможность решать ситуационные задачи;

- принцип доступности и посильности самостоятельной работы;

- принцип учета трудоемкости учебных дисциплин и оптимального планирования самостоятельной работы;

- принцип прочности усвоения знаний.

Особо следует остановиться на принципах сознательности и активности, индивидуализации стиля работы, учета трудоемкости учебных дисциплин и оптимального планирования. Эти принципы сегодня становятся ведущими и выдвигаются на первый план.

Принцип сознательности и активности самостоятельного учебного труда исключает механическое заучивание материала, ориентирует студентов на глубокое понимание и осмысление его содержания, на свободное владение приобретенными знаниями. Активность — это, прежде всего, проявление живого интереса к тому, что изучает студент, творческое участие его в работе по осмыслению приобретенных знаний. Активность и сознательность усвоения не мыслятся без высокого уровня творческого мышления, проблемно-исследовательского подхода к приобретаемым знаниям.

Принцип индивидуализации стиля самостоятельного учебного труда студента предполагает опору на собственные свойства личности (особенности восприятия, памяти, мышления, воображения и т.п.), а также на свои индивидуально-типологические особенности (темперамент, характер, способности). Реализация этого принципа позволяет будущему специалисту соизмерять планируемую самостоятельную учебную работу с возможностями ее выполнения, более рационально и полно использовать бюджет личного времени. Этот принцип тесно связан с другим — учетом объективной сложности учебных дисциплин и оптимального планирования студентом познавательно-практической деятельности. Оптимальное планирование самостоятельной работы — важная и необходимая задача, решение которой позволит повысить культуру учебного труда студента.

Перечисленные принципы могут меняться и варьироваться в зависимости от общих задач подготовки специалиста, специфики академических дисциплин, содержания самостоятельной работы и других показателей. Знание этих принципов, умелое их использование студентами в учебно-познавательной деятельности способствуют овладению системой знаний и формированию качеств современного специалиста.

Следовательно, педагогические аспекты обеспечения самостоятельной работы студентов вуза, решают не только дидактические задачи, но и собственно педагогические задачи, такие как развитие личностных качеств студентов, мотивации к познавательной работе, формирование общих учебных умений и практических навыков. К сожалению, в учебных планах вузов при распределении учебной нагрузки не предусмотрена материальная заинтересованность преподавателей в активизации самостоятельной работы студентов (контроль за самостоятельной работой студентов), что существенно осложняет внедрение новаторских форм.
2. ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Самостоятельную работу принято делить на учебную, научную и социальную. Все эти виды самостоятельной работы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Безусловно, центральное место занимает учебная самостоятельная деятельность.

Самостоятельная учебная работа представлена такими формами учебного процесса, как лекция, семинар, практические и лабораторные занятия, экскурсии, подготовка к ним. Студент должен уметь вести краткие записи лекций, составлять конспекты, планы и тезисы выступлений, подбирать литературу и т.д.

Научная самостоятельная работа студента заключается в его участии в работе кружков на кафедрах, в научных конференциях разного уровня, а также в написании контрольных, историй болезни, курсовых и выпускных квалификационных (дипломных работ) работ. Положительное значение научной работы проявляется в ряде обстоятельств:

- будущие специалисты участвуют в процессе добывания новых знаний;

- приобретаемые знания становятся прочными и целенаправленными;

- студенты видят практические плоды своего труда, что эффективно стимулирует их дальнейшую деятельность;

- приобретаются начальные навыки в научном исследовании.

В ходе научной работы студент овладевает приемами теоретического мышления. Выполнение исследования начинается с формулирования темы, разработки плана, подбора и изучения литературы, подготовки приборов, оборудования, а также сбора и обработки материала. Самое важное в исследовании наступает после получения нового материала: его осмысливание, сравнение с ранее известными данными, анализ и синтез, изложение результатов, передача их обществу (доклад, сообщение, опубликование, изготовление прибора и т.д.).

Организационно такая работа протекает по-разному:

- индивидуально под руководством преподавателя (научного руководителя);

- в рамках научного студенческого кружка;

- в сотрудничестве с преподавателями кафедры.

Тема может иметь чисто учебное значение (курсовая работа), быть ценной в научном и практическом отношении (выпускные квалификационные (дипломные) работы, технологические проекты и др.).

Важным является умение доложить результаты исследования и подготовить их к опубликованию. Такое умение само по себе не рождается. Ему надо целеустремленно и настойчиво учиться.

Учебная и научная работа имеет в основном образовательное назначение, формирует интеллектуальные качества будущего специалиста.

Навыки работы в коллективе студент приобретает, как правило, через участие в общественной жизни вуза.

Конкретная социальная работа студента может иметь разный масштаб (в рамках группы, курса, факультета, вуза, общественной или спортивной организации), но она всегда прививает ему некоторые общественные качества, необходимые во взаимоотношениях между сокурсниками, будущими коллегами. Это в первую очередь такие качества, как терпимость, настойчивость, умение убеждать, требовательность, сочувствие и т.п.

Все виды самостоятельной работы выполняют свои функции и одинаково важны для будущего специалиста.

В вузе все виды самостоятельной работы студента подчиняются целям учебного процесса, организуются при его главенстве. Организация самостоятельной работы студентов должна сочетаться со всеми применяемыми в вузе методами обучения и вместе с ними представлять единую систему средств по приобретению знаний и выработке навыков.

Основные формы самостоятельной учебной работы:

* работа над конспектом лекции: лекции - основной источник информации по многим предметам, позволяющий не только изучить материал, но и получить представление о наличии других источников, сопоставить разные взгляды на основные проблемы данного курса. Лекции предоставляют возможность «интерактивного» обучения, когда есть возможность задавать преподавателю вопросы и получать на них ответы. Поэтому имеет смысл находить время для хотя бы беглого просмотра информации по материалу лекций (учебники, справочники и пр.) и непонятные, а также дискуссионные моменты обсуждать с преподавателем, другими студентами;

* подготовка к практическому занятию: производится, как правило, с использованием методических пособий, состоит в теоретической подготовке (особенно для семинаров) и выполнении практических заданий (решение задач, ответы на вопросы и т.д.). Существует ряд форм практических занятий:

- лабораторные занятия с оборудованием (иногда с постановкой опытов);

- практикум по освоению тех или иных навыков, методик;

- семинар (с разбором теоретических вопросов в рамках какой-либо темы);

- коллоквиум (семинар но итогам изучения нескольких родственных тем);

* подготовка к семинарскому занятию производится по правилам выполнения задания практической работы, обычно по определенному вопросу и более или менее узкому кругу литературы (часто всего два-три учебных пособия);

* доработка конспекта лекции с применением учебника, методической литературы, дополнительной литературы: этот вид самостоятельной работы студентов особенно важен в том случае, когда изучаемый предмет содержит много неоднозначно трактуемых вопросов, проблем. Тогда преподаватель заведомо не может успеть изложить различные точки зрения, и студент должен ознакомиться с ними по имеющейся литературе. Кроме того, рабочая программа предметов предполагает рассмотрение некоторых относительно несложных тем только во время самостоятельных занятий, без чтения лектором;

* подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы;

* самостоятельное изучение отдельных тем, параграфов;

* консультации по сложным, непонятным вопросам лекций, семинаров, зачетов;

* подготовка к зачету: данная форма СРС может быть весьма разнообразной по своей сути, так как сам зачет бывает различным. Он проводится обычно по итогам семестра перед сессией в письменной или устной форме, причем преподаватель может включать в него вопросы как практических занятий, так и лекционных (что особенно уместно, когда по данному предмету не сдается экзамен). Главное отличие зачета от экзамена — почти всегда не пяти-, а двухбалльная система оценки (сдал-не сдал), что делает его получение несколько более простым делом. С другой стороны, порой процедура его сдачи достаточно сложна, а иногда применяется и пятибалльная оценка (так называемый дифференцированный зачет). Таким образом, для сдачи зачета необходимо, прежде всего, выполнить все требования преподавателя, что предполагает знание этих требований. Нужно как можно раньше выяснить, какие вопросы предстоит готовить и каковы правила самой процедуры (учитывается ли посещаемость, надо ли пропущенные занятия отрабатывать, а если надо, то каким образом и т.д.). Практика показывает, что хорошее посещение занятий является почти полной гарантией получения зачета, так как тогда можно быть в курсе всех требований преподавателя. И, напротив, большое количество пропусков может осложнить жизнь даже сильному студенту. Кроме того, необходимо учитывать, что проблемы могут появиться при распространенном походе студента к практическим занятиям, когда многие работают первые месяцы вполсилы, накапливая задолженности по выполнению рефератов, практических заданий, конспектов и пр., а перед сессией пытаются все это сделать за одну неделю. Старайтесь распределять силы равномерно по всей дистанции семестра, и тогда зачетная неделя перед сессией будет не самой напряженной, а самой разгрузочной;

* подготовка к экзамену: один из самых ответственных видов самостоятельной работы, и в то же время возможность сэкономить большое количество времени в период сессии, если эту подготовку начинать заблаговременно. Одно из главных правил — представлять себе общую логику предмета, что достигается проработкой планов лекций, составлением опорных конспектов, схем, таблиц. Фактически основной вид полготовки к экзамену — «свертывание» большого объема информации в компактный вид, а также тренировка в ее «развертывании» (примеры к теории, выведение одних закономерностей из других и т.д.). Владение этими технологиями обеспечивает, пожалуй, более половины успеха. Тем более что преподаватель обычно замечает в течение семестра целенаправленную подготовку такого студента и может поощрить его тем или иным способом. Надо также правильно распределить силы, не только готовясь к самому экзамену, но и позаботившись о допуске к нему (часто это хорошее посещение занятий, выполнение в назначенный срок практических заданий, активность на семинарах). Наконец, необходимо выяснить условия проведении, самого экзаменационного испытания, использовав для этой цели прежде всего консультацию (хотя преподаватель обычно касается этой темы заранее): количество и характер вопросов, форма проведения (устно или письменно), возможность использовать при подготовке различные материалы и пособия (таблицы, схемы, тетради для практических занятий и т.д.).

Основные формы научной самостоятельной работы (долговременная):

* написание реферата;

* подготовка доклада к конференции: часто студенты для выступлений на научных и научно-практических конференциях используют материалы курсовых работ. Это вполне оправдано, но тогда возникают два вопроса: как обеспечить этим материалам качество научного доклада, который должен решать определенную проблему, иметь новизну и актуальность: как быть первокурсникам, еще не защитивших ни одну курсовую работу. Видимо, каждый студент должен определиться с первой научной темой уже в первые месяцы учебы, что позволит расширить круг интересов, приобретать важные навыки педагога-исследователя, необходимые в дальнейшем совершенствовании в своей профессии. Отсюда следует полезность раннего начала знакомства с литературой, что является вторым этапом любой научной (и методической) работы (первый этап — определение проблемы, темы и гипотезы исследования). Следующий очень важный шаг — правильно спроектировать и осуществить экспериментальную часть, которая в случае первой попытки провести педагогический эксперимент должна готовиться особенно тщательно и быть при этом несложной, а практической реализации. Один из самых ответственных этапов — обобщение результатов эксперимента, что сопровождается обработкой информации и переводом ее из одного вида в другой (словесной — в статистическую, цифровой - в графическую и т.д.). Последнее — формулировка выводов, содержащих данные о решении проблемы исследования, положительном или отрицательном (в чем нет ничего страшного) результате эксперимента. В заключении часто намечают основные пути расширения работы, ее продолжения. Обычно доклад иллюстрируется наглядными пособиями, которые необходимо заранее подготовить;

* подготовка тезисов к публикации;

* участие в НИРС;

* подготовка наглядных пособий;

* выполнение курсовой работы: сопряжено с изучением какого-либо актуального вопроса в рамках предметов основной специальности (или на стыке разных дисциплин), зачастую имеющего и научную ценность. Многие студенты, выбирая тему работы (а также руководителя), уже на младших, курсах держат в уме будущую дипломную работу. Именно такая ситуация позволяет наиболее тщательно подготовить материал и в течение всех лет обучения специализироваться на определенной проблематике. В том случае, как правило, результатом является высокий уровень выполнения дипломной работы;

* выполнение выпускной квалификационной работы: наиболее сложный вид самостоятельной работы студентов, венчающий четырехлетнее (пятилетнее) обучение. Для нее иногда отводится специальный период (несколько недель), но, как уже говорилось, намного лучше собирать материал в течение всех лет обучения, на выпускном курсе занимаясь выводами и оформлением. Ряд вопросов, связанных с подготовкой дипломной работы, уже рассмотрен выше (в основном при описании процесса создания курсовых работ).

Таким образом, все виды самостоятельной работы взаимосвязаны и взаимообусловлены, ведущее место занимает учебная самостоятельная деятельность. Все они направлены на повышение как личностных, так и компетентностных качеств будущего специалиста.
3. УРОВНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Будущему специалисту за годы учебы необходимо овладеть системой устойчивых умений и навыков самостоятельной работы в различных видах познавательно-практической деятельности. Но какими бы совершенными ни были программы школ и вузов, только через личную образовательную программу, через личные усилия по приобретению знаний студент может подойти к порогу истинного профессионализма и творчества. Необходимо отметить, что самостоятельная работа предполагает приобретение соответствующих умений и навыков на всех этапах учебной деятельности личности, а именно: в средней школе, учебно-практической и научно-исследовательской деятельности студента в вузе. Самостоятельная работа школьника и студента существенно различаются:

- по уровню самостоятельности;
- по видам и методам работы.

Организация самостоятельной работы студентов требует определенной дифференциации в зависимости от специфики вуза и курса. Вполне определенно различается организация труда учащихся вуза на отдельных курсах. Поэтому в организации их самостоятельной работы требуется четкая система, последовательность, предусматривающая овладение различными приемами умственной деятельности в ее нарастающей трудности.

По степени трудности можно различить три уровня организации самостоятельной работы студентов:

- студентов-первокурсников;
- студентов средних курсов;
- студентов-выпускников.

Реальнее провести градацию по имеющимся у будущего специалиста умениям, так как не всякий студент-выпускник имеет соответствующий уровень самостоятельной работы.

Наиболее сложным в организации самостоятельной работы является адаптация вчерашнего школьника к вузовской системе обучения. Центр тяжести по усвоению предмета студентом находится в его последующей самостоятельной работе над лекцией, учебным пособием, в подготовке и выполнении им практических, семинарских занятий, лабораторных работ, участии в работе кружка и т.п. От инициативы студента зависит объем получаемых им знаний: ленивый ограничивается конспектом, трудолюбивый и любознательный прочтет не только обязательную литературу, но многое другое, не пропустит консультацию, заседания научного кружка.

Организация самостоятельной работы первокурсника с первых его шагов в вузе сводится к тому, чтобы:

1) научить его правильно слушать и записывать лекции, воспринимать их;

2) научить его самостоятельной работе на практических и лабораторных занятиях;

3) совершенствовать навыки работы с книгой;

4) научить правильно конспектировать литературу, готовить рефераты, выступать с докладами.

Не менее сложной по объему, содержанию и характеру является самостоятельная работа студентов 2-3 курсов, что объясняется недостаточной их подготовленностью к этому виду познавательной деятельности. На данном этапе они только учатся готовить тезисы своих выступлений по исследуемой проблеме, доклады к конференциям по прослушанным академическим курсам, вузовским и региональным научным конференциям. Здесь же они начинают готовить курсовые работы, в ходе практики (учебной и производственной) выполняют элементарную опытную работу.

Различают следующие уровни самостоятельной работы студента: низкий, средний, высокий. Для каждой специальности и дисциплины разрабатываются свои критерии оценки данных уровней.

Ведущими путями самостоятельной работы студентов являются репродуктивный, самостоятельный и поисковый.

Мотивы самообразования:

- стихийные, неустойчивые (любознательность, интерес к предмету, ко всему окружающему);

- познавательные (рост самообразования);

- социально-значимые (связанные с реализацией идеалов и жизненных планов, призвания).

Различают следующие характеры знаний:

- локальный (не объединяются с другими, быстро забываются — возрастает удельный вес знаний, улучшается их качество);

- целостный (знания глубокие, прочные, разносторонние, универсальные). Умения работать с источниками:

- не систематизированы; студенты много читают, обращаются к дополнительной литературе эпизодично;

- систематизированы: чтение вдумчивое; отмечается главное; делаются выписки;

- рациональное применение различных источников информации: анализирует, соотносит с поставленными целями и задачами.

Степень организации самообразования:

- неудовлетворительная — организация самообразовательной деятельности носит случайный характер, эпизодична, порождается процессом обучения;

- относительно самостоятельная — самообразовательная деятельность не носит целенаправленный характер, однако отличается стремлением самостоятельно ставить перед собой цели;

- устойчивая — отмечается четкость, действенность и реальность целей самообразования, т.е. самообразование становится устойчивым, целенаправленным, систематичным.

Важное исследование с высокой степенью самостоятельности проводят студенты 4-5 курсов. Итогом их опытной работы является выпускная квалификационная работа, подготовка которой требует от студента владения навыками работы по специальности, умение находить необходимую литературу, быстро в ней ориентироваться и т.д.
4. ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ СЛУШАНИЯ ЛЕКЦИИ

Лекция является ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Основными организационными вопросами при этом являются:

- подготовка к слушанию и восприятию лекции;

- как записывать лекцию.

Роль лекции в вузе так же велика, как и роль урока в общеобразовательной школе. Ее особое значение состоит в том, что она знакомит студента с наукой, расширяет, углубляет и совершенствует ранее полученные знания, формирует научное мировоззрение, учит методике и технике лекционной работы. Преподаватель в процессе изложения курса умело связывает теоретические положения своей науки с практикой. Вместе с тем на лекции мобилизуется внимание, вырабатываются навыки слушания, восприятия, осмысления и записывания информации. Лекция несет в себе четкость, стройность мысли, живость языка, эмоциональное богатство и культуру речи. Все это воспитывает логическое мышление студента, закладывает основы научного исследования.

Лекция дает возможность показать образец логического, четкого, аргументированного изложения мыслей, обоснований, суждений, формулирования выводов. Каждой лекции отводится определенное место в системе учебных занятий по курсу. В зависимости от дидактических целей лекции могут быть: вводными, обзорными, обобщающими, тематическими, установочными.

Они различаются по строению, приемам изложения материала, характеру обобщений и выводов.

Выбор типа лекции обусловлен спецификой учебного предмета и решением воспитательных и развивающих задач.

Процесс слушания и понимания лекции подчас бывает затруднен такими причинами, как:

- высокая скорость умственной деятельности (мы думаем в 4 раза быстрее, чем говорим, а пишем и того медленнее);

- внимание носит избирательный характер (существует привычка с детства слушать не все, а только то, что для нас интересно);

- «антипатия» к чужим мыслям (нам легче следовать своим мыслям, нежели заставлять себя следить за тем, что говорит другой);

- потребность реакции (речь лектора может вызвать потребность немедленно возразить, высказать свое несогласие, и студент уже не слушает).

Лекция - это один из видов устной речи, когда студент должен воспринимать на слух излагаемый материал. Вследствие этого обучающийся подчинен темпу речи лектора, его паузам, ходу мыслей, поэтому поневоле должен постоянно находиться в напряженном состоянии. Пропущенное что-то в лекции уже не может быть восстановлено. В связи с этим внимание слушателя должно быть сосредоточено на содержании лекции, нельзя отвлекаться на посторонние дела. Невнимательное слушание приводит к потере логики мыслей, выхватыванию не связанных друг с другом фраз, положений.

Внимательно слушающий студент напряженно работает. Он анализирует излагаемый материал, выделяет главное, соотносит с ранее изученным материалом, обобщает и кратко записывает.

В работе на лекции у студента включаются несколько видов памяти: слуховая, зрительная, моторная.

Память — продукт активной мыслительной деятельности, зависящий от содержания, мотивов, целей и задач, средств и способов их достижения. Чем больше студент запоминает, тем больше он накапливает знаний.

  1   2   3
написать администратору сайта