Возраст
|
Социальная Ситуация Развития
|
Ведущая деятельность
|
Сензитивный период
|
Новообразование
|
Кризис
|
Новорожденность
(от 0 до 1 месяца)
|
Полная зависимость от взрослого
|
Физиологические отправления: есть, спать, шевелиться
|
Развитие рефлексов
|
1. Слуховое и зрительное сосредоточение
2. "Комплекс оживления"
|
Кризис рождения:
1. Переход от внутриутробной к вне утробной жизни
2. Новый тип дыхания, питания, выделения
|
Младенчество
(от 1м. до 1года)
|
1. "Ситуация Мы"
2. Эмоциональное единство ребенка и взрослого
|
Непосредственное эмоциональное общение с близкими взрослыми
|
Развитие сенсорики и моторики
|
1. Автономная речь
2. Ходьба
3. Потребность в общении
|
Кризис 1 года:
1. Физическое отделение от матери
2. Расширение пространства
3. Рост самостоятельности
|
Раннее детство
(от 1 до 3 лет)
|
Познание мира предметов с помощью взрослого
|
Предметно-манипулятивная деятельность
|
Развитие речи
|
1. Активная речь
2. Наглядно-действенное мышление
3. "Система Я"
|
Кризис 3 лет:
1. Психологическое отделение от матери
2. Семизвездие симптомов (упрямство, негативизм, своеволие, строптивость, обесценивание, деспотизм, протест-бунт)
|
Дошкольник
(от 3 до 7 лет)
|
Познание мира человеческих отношений
|
Сюжетно-ролевая игра
|
1. Исправление дефектов речи
2. Развитие памяти и воображения
|
1. Наглядно-образное мышление
2. Соподчинение мотивов
3. Самосознание (осознание своего пола, осознание себя во времени)
|
Кризис 7 лет:
1. Потеря детской непосредственности
2. "Рождение социального Я" (потребность выполнять социально-значимую деятельность)
|
Младший школьник
(от 7 до 11 лет)
|
"Ситуация обучения"
|
Учебная деятельность
|
Овладение обще-учебными умениями и навыками
|
1. Словестно-логическое мышление
2. Внутренний план действий
3. Интеллектуальная и личностная рефлексия
4. Произвольность поведения и всех психологических процессов
|
Кризис 11 лет:
1. Рефлексивный оборот подростка на себя
2. "Ломка старой системы взаимоотношений"
3. Смена всей структуры переживаний
|
Подросток
(от 11 до 15 лет)
|
1. Эмансипация от взрослых
2. Реакция группирования со сверстниками
|
Интимно-личностное общение со сверстниками
|
Проявление индивидуальности и увлечения
|
1. Чувство взрослости
2. "Я концепция"
|
Кризис 15 лет (пубертатный кризис; кризис полового созревания)
|
Ранняя юность
(от 15 до 17 лет)
|
Первоначальный выбор жизненного пути
|
Учебно-профессиональная деятельность
|
Самоопределение
|
1. Профессиональное и личностное самоопределение
2. Жизненные планы
3. Устойчивое самосознание
|
Кризис 17 лет (кризис самоопределения; выбор жизненного пути; становление человека, как субъекта собственного развития)
|
Поздняя юность
(от 17 до 23 лет)
|
Обучение в вузе или работа, или армия, или брак, или иждивенчество, или бегство от общества (наркотики, секты, алкоголь)
|
Учебно-профессиональная деятельность
|
Профессиональное самоопределение
|
1. Самоопределение
2. Идентичность
3. Мировоззрение
|
Кризис 23 лет:
1. Отрыв от родительских корней
2. Начало самостоятельной жизни
|
Молодость
(от 23 до 30лет)
|
1. Выбор спутника жизни
2. Создание семьи
3. Овладение выбранной профессией
|
1. Труд
2. Семья
3. Общение
|
1. Осуществление жизненных планов
2. Реализация своих способностей
|
1. Семейные отношения
2. Материнство, отцовство
3. Чувство профессиональной компетентности
|
Кризис 30 лет (кризис смысла жизни):
1. Коррекция планов жизни
2. Создание более упорядоченной структуры жизни
|
Зрелость
(от 30 до 60 лет)
|
1. Раскрытие своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях
2. Принятие на себя полноты ответственности
|
1. Труд
2. Семья
3. Общение
|
Максимальная реализация сущностных сил человека
|
1. Феномен Акме - вершина расцвета
2. Продуктивность и профессионализм
3. Самоактуализация
|
Кризис 40 лет (кризис среднего возраста; кризис середины жизни):
1. Утрата молодости
2. Сомнение в правильности прожитой жизни
Кризис 50 лет (предпенсионный кризис):
Расхождение между жизненными замыслами и их реализацией
|
Пожилой возраст
(от 60 до 75 лет)
Старость
(от 75 до 90 лет)
Долгожительство
(после 90 лет)
|
1. Выход на пенсию
2. Адаптация к новому социальному статусу - пенсионер
|
1. Профессия в адаптивных формах
2. Прародительство
3. Хобби
|
Структуризация и передача жизненного опыта
|
1. Жизненная мудрость
2. Принятие своей жизни
3. Счастливая старость
|
Кризис индивидуального существования:
1. Смерть – последнее критическое событие в жизни
2. Принятие смерти или отчаяние
|