Глава 8. Технология игровой деятельности
8.1. Сущность игровой деятельности
В широком смысле игра является многогранным, исторически сложившимся социальным явлением, в котором проявляется социальный опыт и культура прошлых поколений и одновременно приобретается настоящий социальный опыт взаимоотношений людей.
Большинству игр присущи четыре главные черты:
– свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
– творческий, импровизационный, активный характер деятельности;
– эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, т.п.;
– наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.33
Сущность феномена игровой деятельности, как эффективной педагогической технологии показал С.И. Гессен. Он рассматривает ее как произвольную деятельность, в которой настоящее не жертвуется будущему. В игре каждый момент имеет «самодовлеющую ценность». Игра «протекает из момента в момент», в ней последовательность действий, образов, эмоций удовлетворяется сама по себе. Игра ребенка может беспрестанно менять свой ход в зависимости от внешних впечатлений, может без конца начинаться сызнова, произвольно прерываться, не терпя от этого никакого ущерба.34
Именно такая трактовка игровой деятельности позволяет понять, почему дети с удовольствием включаются в игру, чувствуют себя в большей безопасности, что им наиболее эффективно исследовать, «пробовать» различные роли, переводя их в символический мир игры.
Внутренняя референтность в игре обеспечивается эмпатией и рефлексией.
Эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир.
Рефлексия – осмысление своих собственных действий.
Состязательность и соперничество являются «внутренней» пружиной» мотивации действий детей в игре и направлены на выигрыш – игровой результат, который вызывает подъем активности, творчества, создает условия для мобилизации всех потенций ребенка.
Мотивация ребенка в игровой деятельности развивается на нескольких уровнях.
На первом уровне мотивация связана с получением удовольствия от игры, которая выражается словами «хочу играть», представляет собой установку, определяющую готовность к любым действиям, связанным с данной игрой.
На втором уровне мотивация связана с игровой задачей, то есть с выполнением правил, разыгрыванием сюжета, роли. Особенности игровой задачи в том, что она заранее задана: соглашаясь играть, каждый автоматически принимает и игровую задачу, существующую в виде правил, и руководствуется ею в своих действиях, и ее можно выразить в виде «Надо!» – своеобразная форма осознанной необходимости.
Третий уровень связан с процессом выполнения игровой задачи. Чтобы справиться с этим заданием, ребенку необходимо мобилизовать максимум духовных и физических сил, дабы не просто повторить уже известное решение, но из множества возможных вариантов выбрать наиболее удачный или из уже известных – составить новую комбинацию. Преодоление воспринимается как личный успех, победа и даже некоторое открытие себя, своих возможностей, и это выражается как «Я могу».35
При разработке игровой технологии учет уровневой мотивации детей в игре обеспечивает сопровождение игровых действий ребенка высоким эмоциональным подъемом, устойчивым познавательным интересом, мощным стимулятором его активности.
8.2. Структура и принципы игровой технологии
Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество. Этот феномен в образовательном процессе используется в качестве технологии освоения дидактического материала; как технология внеклассной работы, как элементы более общей педагогической технологии.
В отличие от игр вообще игровая технология обладает существенным признаком четко поставленными педагогическими задачами и соответствующими им педагогическим результатам.
Любая игровая технология включает в себя ряд взаимосвязанных элементов, которые позволяют соответствовать психолого-педагогической природе игровой деятельности. Данные элементы представлены в табл. 15.
Таблица 15
Структурные элементы игровой технологии
Элемент
|
Характеристика
|
Игровая ситуация
|
Эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, на активизацию мыслительной деятельности и воображения ребенка
|
Задачи игры
|
Постановка задач игры
|
Правила игры, игровое действие
|
Правила игры организуют поведение играющих, обеспечивают игрокам равные условия, выступают регулятором игрового действия. Игровые правила реализуются в игровых действиях. Игровые действия должны быть мотивированы, должны постепенно усложняться и соответствовать числу учащихся
|
Игровое состояние
|
Эмоциональное отношение к действительности, поддерживаемое проблемностью ситуации, элементами соревновательности, занимательности, используемыми аксессуарами, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора
|
Результат игры
|
Результат для педагога: игра продемонстрировала умения, уровень усвоения знаний и норм поведения.
Результат для учеников: игра пробудила интерес к проблеме, принесла эмоциональное удовлетворение
|
При разработке, организации игровых проектов в образовательном процессе важно соблюдать педагогические принципы игровых технологий.
Принцип активности – важнейший, базовый для игры. Активно действовать – безусловное правило участия в любой игре.
Принцип самостоятельности – определяется исходя из того, что каждое действие играющего должно быть результатом самостоятельного усилия, управления собственной деятельностью.
Принцип коллективности – отражает значение коллективных действий в игре, в интересах достижения индивидуального результата участника игры и ведущего (руководителя).
Принцип моделирования, является определяющим игру как таковую. Без осознания модельного существования – нет игры. Деятельность играющего реализуется в определенной системе квазиреальности.
Принцип проблемности – отражает проблемную, развивающую природу игры. Разрешение возникающих одна за другой проблемных ситуаций – своего рода упражнение по развитию творческого мышления и повышения интеллектуальной, творческой активности обучаемых в игре.
Принцип соревновательности – обеспечивает побуждение играющих к лидерству в игре, к победе, к достижению более высокого результата.
Принцип новизны – обеспечивает познавательную активность и интерес участников.
Принцип динамичности – отражает влияние факторов времени и пространства. Игровое время можно ускорить, вернуть, остановить, замедлить.
Принцип результативности – обеспечивает количественное и качественное отражение результатов игровой деятельности.
Принцип обратной связи (рефлексии игрового действия) – диктует прохождение и отображение информации о протекании игры и деятельности в игре. Это позволяет соотносить играющему свои действия в игре с оптимально приемлемыми в игровой ситуации, вносить соответствующие коррективы в свою позицию относительно игрового процесса и развивающейся ситуации.36
8.3. Классификация игровых технологий
В педагогической литературе не существует единого подхода к классификации игровых технологий. Классифицируют их по характеру педагогических задач, по характеру деятельности учеников, по организационному характеру и т.д.
Для представления методического разнообразия применения игровых технологий в образовательном процессе, их целесообразно различать по наиболее характерным признакам, представлены в табл. 16.
Таблица 16
Виды игровых технологий
Признак
|
Вид игр
|
Характер деятельности
|
Физические, интеллектуальные, социальные, психологические
|
Характер педагогического
процесса
|
Дидактические, познавательные, воспитательные, развивающие, творческие (репродуктивные, продуктивные), диагностические, профориентационные, психотерапевтические
|
Характер игровых действий
|
Сюжетные, ролевые, деловые, драматизации, имитационные, спортивные, военно-прикладные, туристические
|
Характер среды
|
Аудиторные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные
|
Количество участников
|
Массовые, групповые, индивидуальные
|
Игровые технологии, в соответствии с предложенной классификацией, находятся во взаимосвязи. Обычно один игровой проект включает в себя комплекс игр с различными характерными признаками.
8.4. Специфика игровой деятельности
Специфика игровой деятельности в образовательном процессе обусловлена характером взаимодействия педагога и учащихся. Эти отношения могут строиться в системе «педагог – ученик» и «старший младший».
Роль педагога в системе «педагог – ученик» предполагает, прежде всего, руководство процессом организации и управления совместной деятельностью детей. Роль педагога в системе «старший – младший» связана с регулированием внутригрупповых и межличностных отношений.
Успешность игровой деятельности зависит от реализации педагогом следующих функций.
Обучающая функция предусматривает передачу детям опыта организации деятельности в виде активного обучения посредством совместной деятельности педагогов и учащихся. Эффективность взаимодействия повышается, когда педагог выступает как старший товарищ и помогает школьникам «на равных» в разработке, организации, оценке, подведении итогов.
Стимулирующая функция заключается в побуждении детей к изменению своего ролевого участия через создание ситуаций, которые помогали бы учащимся самостоятельно принимать решения и выходить из возникающих трудных ситуаций.
Оптимальное сочетание педагогического руководства и самостоятельности учащихся, которое выражается в появлении форм делового сотрудничества и предметно-содержательном общении участников игровой деятельности, обеспечивается последовательными действиями участников процесса (табл. 17).
Таблица 17
Этапы построения игрового проекта
Название
этапа
|
Деятельность педагога
|
Деятельность учащегося
|
1. Организация работы по разработке стратегии игрового проекта
|
Определению целей и способов их достижения, составление плана создания игрового проекта,
формирование инициативных групп по разработке игровых правил и условий
|
Выдвижение и оценка идей.
Определение ожидаемого
результата игрового проекта
|
2. Разработка игровых правил и условий
|
Организация работы инициативных групп по разработке игровых правил и условий
|
Разработка игровых правил и условий. Оформление игрового проекта: составление схемы, плана игрового проекта
|
3. Запуск игрового проекта
|
Проверка готовности старта игрового проекта.
Эмоциональная установка на погружение в игровую ситуацию
|
Распределение обязанностей, функций между школьниками по организации игрового проекта.
Формирование игровых групп. Определение и принятие своей роли каждым участником игрового проекта
|
4. Реализация игровых действий
|
Координация действий участников игрового проекта согласно правилам и условиям развития проекта.
Эмоциональная поддержка игрового состояния участников проекта
|
Выполнение игровых правил и условий
|
5. Подведение итогов игрового проекта
|
Организация рефлексии
|
Коллективная оценка результатов игрового проекта. Определение перспектив
|
Специфика этой технологической схемы заключается в том, что на первых двух этапах педагог выступает как руководитель игрового проекта, и его деятельность направлена на непосредственную организацию и обеспечение целевой направленности игрового проекта. На следующих этапах руководство игровым проектом осуществляется инициативными группами. Основная деятельность педагога на этих этапах – регулирование взаимодействия детей через сотрудничество и сотворчество педагога и учащихся в системе «старший – младший».
Предложенный алгоритм разработки игрового проекта позволяет педагогам включить учащихся в коллективный поиск. Школьники создают свой вариант проекта игры, что побуждает их к реализации собственных замыслов. Данный алгоритм создания игрового проекта можно рассматривать как педагогическую технологию, определяющую последовательные действия ученика и учителя, но игровой проект реализуется через частные игровые технологии и разнообразные игры, организаторами которых могут выступать как педагог, так и сами учащиеся. Для того чтобы игра соответствовала своей психолого-педагогической сущности, чтобы каждый участник игры чувствовал себя комфортно, ощущал психологический простор и свободу, организатор игры должен придерживаться определенных этапов ее проведения (табл. 18).
Таблица 18
Алгоритм проведения игры
Этап
|
Действия организатора
|
Требования к результату
|
1. Подготовка игры
|
Определить цель игры, для чего её проводить; условия: реквизит, место проведения, возраст и количество участников игры, сколько у них свободного времени для проведения игры; итог игры
|
Игра должна соответствовать возрасту участников и ситуации, в которой она проводится.
Реквизит и место проведения должны быть гигиеничны, безопасны, удобны, эстетичны и соответствовать количеству игроков
|
2. Ввод в игру
|
Эмоциональная установка на игру и восприятие игровых задач. Объяснения игровых правил и действий, распределение ролей, формирование игровых групп
|
Объяснение игры должно быть связано с темой занятия, праздника, вечера, игровой ситуации.
Оно должно быть ясным, четким в изложении; эмоционально выразительным
|
3. Проведение игры
|
Поддержка свободной творческой атмосферы, соревновательности, занимательности.
Коррекция действия игроков, если они уходят от главной цели игры
|
Организатор должен поощрять участников или группу участников словами или призами. Если зрелищный запас исчерпан, то следует снять игровое задание или заменить его другим.
Только ведущий может корректировать действия участников
|
4. Определение итогов игры
|
Констатация достигнутых результатов.
Формулировка окончательного итога игры
|
Игровое действие должно завершаться получением определенного игрового результата.
Анализ хода и результатов игры должен быть осуществлен как игроками, так и организатором, при этом следует критически оценивать себя и окружающих.
При награждении вначале поощряют (словесно) проигравших, а затем награждают победителей
|
Практика показывает, что использование игровых технологий в образовательном процессе позволяет учащимся в комфортных эмоционально-психологических условиях достигать личностных и метапредметных результатов собственной образовательной деятельности.
из опыта работы
Игровой проект «Экспедиция ИКС»
Экспедиция – объединение мальчишек и девчонок, пап и мам, всех желающих проводить свое время с пользой, научиться тому, чего еще не знал раньше, стать лучше. Экспедиция - игра для тебя и твоих друзей, возможность объединения для добрых и полезных дел.
ИКС – это препятствия, трудности, испытания.
ИКС – это маршруты, объекты Экспедиции.
ИКС – это сами ее участники.
ИКС – это Игра, Конкурс, Состязание.
Участником Экспедиции может стать любой желающий, кто готов выполнить правила игры.
Экспедиция состоит:
из конкурсов – они позволяют увидеть в человеке то, о чем не было известно раньше, позволяют выбрать направления пути, составить карту исследований;
из игр – они учат, помогают узнать новое, знакомят ребят друг с другом;
из праздников – на них встречаются ребята из разных экспедиционных групп, рассказывают о себе, том пути, который прошли, и как им это удалось;
из турниров, встреч, соревнований – где определяются победители, подводятся итоги, намечаются маршруты Экспедиции.
Кто может стать организатором Экспедиции?
Для ребят 1-го класса – учитель и родители, старшие братья и сестры.
Для ребят 2-го класса – учитель, родители, сами ребята, ставшие победителями конкурсов, игр, турниров, проявившие себя.
Для ребят 3-го класса – учитель, родители и сами ребята, старшие друзья – члены детских объединений и организаций.
В Экспедицию могут отправиться и группы ребят разного возраста, объединенные общими интересами.
Программа Экспедиции носит обучающий характер. Развитие и задания связаны с материалами школьных уроков. Необходимо включение в игру подростков как помощников взрослых организаторов. Это зависит от уровня развития самой игры, от позиции организаторов игр – педагогов и родителей.
Организация конкретных дел (конкурсов, игр, праздников, турниров) проводится методом творческих групп, позволяющих привлечь к подготовке всех заинтересованных детей и взрослых.
Куда отправляется Экспедиция? Это зависит от того, с чем хотят познакомиться сами участники Экспедиции, чему научиться и в чем стать лучше. Для этого формируются различные экспедиционные группы (как временные, так и постоянные). Варианты «испытаний», «направлений», «маршрутов», «карт успеха»:
– «Солнцеворот» – путешествие в мир природы, экологии Земли;
– «Зазеркалье» – путешествие в мир самого себя, мир своей души, возможность научиться отличать хорошее от плохого, видеть себя глазами других людей;
– «Тили-мили-трамдия – путешествие для тех, кто ищет дело по душе, хочет разобраться в том, что такое «интерес», который у всех разный;
– «Неведомое, необычное» – путешествие для тех, кто сам может увидеть необычное в обычном, маршрут, который составишь ты сам вместе со своими друзьями.
«Экспедиция ИКС» поможет:
- научиться что-то делать своими руками;
- стать взрослее (от участника Экспедиции – к ее организатору);
- задуматься о том, что такое жизнь и как сделать ее лучше;
- найти настоящих друзей и единомышленников.
С чего начать?
1. Придумать конкурсы, которые помогут определить составы экспедиционных групп, выявить лидеров, определить то, что является трудным для всех.
2. Нарисовать «Карты пути» или «Карты успеха», состоящие из препятствий, преодолевая которые, каждый станет лучше, научится тому, что не знал раньше.
3. Составить игры, помогающие ребятам ответить на интересующие их вопросы, которые научат их разным умениям в спорте, труде, искусстве и т.д.
4. Вместе с победителями игр, конкурсов подготовить праздники, которые помогут поделиться находками.
5. Для подведения итогов разработать турниры, соревнования, где определяются индивидуальные и командные победители, знатоки, умельцы и т.д.
После того, как один из путей Экспедиции пройден, намечайте следующий маршрут, путь и т.д.
Что в результате «Экспедиции ИКС» должно произойти?
Для ребенка:
– раскрытие способностей, развитие склонностей и интересов, приобретение новых знаний, умений и друзей.
Для родителей:
– новые средства общения с ребенком, возможность лучше узнать его как «самостоятельного человека», «творческую личность».
Для педагога:
– использование различных приемов подачи учебного материала через игру, конкурсы;
– помощь в общении друг с другом;
– развитие организаторских, лидерских способностей школьников.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И ОБСУЖДЕНИЯ
1. Как связана сущность игровой деятельности и специфика игровой деятельности педагога?
2. Назовите основные элементы игровой технологии.
3. Какие функции выполняет педагог при организации игровых проектов?
4. Как определить эффективность игровой деятельности педагога?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Базовый уровень
1. Используя разработку игрового проекта, представленного в этом разделе книги, выделите характерные классификационные признаки игровых технологий этого игрового проекта.
2. Составьте план подготовки и проведения игры, используя следующую таблицу:
№
|
Задача
|
Ожидаемый результат
|
|
|
|
3. Составите правила организации игрового проекта, учитывая структуру и принципы игровой технологии.
Повышенный уровень.
1. Разработайте игровую технологию знакомства в детском коллективе, сформулируйте педагогические задачи, которые будут решены через игровые действия учащихся, используя следующую таблицу:
Педагогическая задача
|
Игровая задача
|
Игровой
результат
|
Педагогический результат игры
|
2. Используя как пример разработку игрового проекта, представленного в этом разделе книги, разработайте собственный игровой проект.
3. Определите собственные действия при организации разработанного вами игрового проекта, используя следующую таблицу:
Этап организации игрового проекта
|
Задача педагога
|
Формы
и методы
решения задачи
|
Ожидаемый
результат
|
|
|
|
|
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: книга для учителя [Текст]. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
2. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию [Текст] / отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 448 с.
3. Каникулы: игра, воспитание: О педагогическом руководстве игровой деятельностью школьников [Текст]: кн. для учителей / О.С. Газман, З.Б. Баянкина, В.М. Григорьев и др.; под ред. О.С. Газмана. – М.: Просвещение, 1988. – 157 с.
4. Пидкасистый, П.И., Хайдаров, Ж.С. Технология игры в обучении и развитии [Текст]: учеб. пос. – М.: Изд-во МПУ, 1996. – 269 с.
5. Прутченков, А.С. Возможности игровой технологии: понятия и термины [Текст] // Педагогика. – 1999. – № 3. – С. 121.
6. Князев, А.М. Обучение и развитие личности в организации (технологический подход) [Текст]: учеб. пос. – М., 2005. – 185 с.
7. Куприянов, Б.В., Рожков, М.И., Фришман, И.И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей [Текст]: учеб.-мет. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 216 с.
8. Шмаков, С.А. Игры учащихся – феномен культуры [Текст]. – М.: Новая школа, 1994. – 269 с.
Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст]. – М.: Владос, 1999. – 360 с.
Глава 9. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
9.1. Теоретические основы технологии
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» относится к технологиям открытого образования. Технологии открытого образования ориентированы на создание индивидуальных траекторий развития обучающегося в учебном процессе. При их использовании учащийся становится подлинным активным субъектом образовательного процесса. В условиях школы их применение может снять многие проблемы, стоящие в настоящее время перед педагогом и значительно снизить психологическую нагрузку на учащегося, одновременно подняв уровень его активности в обучении. К технологиям открытого образования относятся: «Дебаты», «Портфолио», «Развитие критического мышления через чтение и письмо», «Образ и мысль», «Педагогические мастерские».
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (Reading and Writing for Critical Thinking – РКМЧП) возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления» – ЧПКМ. В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка; К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении; гражданского и правового образования и др. Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии ЧПКМ, в частности, Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл, является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.
«Переложенные» на язык практики идеи технологии ЧПКМ звучат следующим образом:
Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.
Роль педагога – быть вдумчивым помощником, стимулируя обучающихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.
Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы обучающиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.
Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.
Данные положения обосновывают средства и методы, с помощью которых развивается критическое мышление. Действительно, работа с текстами (учебными, художественными, научными, документальными и др.) на каждом предмете – деятельность для учащихся столь же привычная, как и разного рода письменные работы. В чуть меньшей мере им знакомы дискуссии и обсуждения.
Ответим на вопрос: «Что же такое критическое мышление?»
«Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А что, если?..» Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление»37.
Критическое мышление, таким образом, – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения. Оно формируется быстрее, если обучающиеся являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили, с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.
По мнению Д. Халперн, показателем наличия у обучающихся высокого уровня развития критического мышления является присутствие у них ряда важных качеств, а именно: готовность к планированию, гибкость, настойчивость, готовность исправлять ошибки, осознание, поиск компромиссных решений38. Признаками критического мышления являются продуктивность, самостоятельность, индивидуальность, аргументированность, социальность, рефлексивность, оценочность.
R. Paul (США) предложил разграничивать критическое мышление в «слабом» и «сильном» смысле. Так, использование анализа и аргументации с целью, прежде всего, развенчать чужую точку зрения служит примером критического мышления в «слабом» смысле. Напротив, человек, прибегающий к критическому мышлению в «сильном» смысле, не сосредоточен на собственной точке зрения. Он исходит из необходимости по собственной инициативе испытывать свои идеи и представления наиболее сильными из возможных возражений, какие только могут быть выдвинуты против них39.
Процесс учения – это процесс увязывания нового с уже известным. Обучаемые строят новые представления на основании предыдущих знаний и представлений. Данное положение также является непременным условием использования технологии ЧПКМ.
9.2. Этапы технологии РКМЧП
Подробнее остановимся на самой технологии. Для того чтобы дать учащимся возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему – подходы к ее решению – рефлексия результата». В рамках технологии ЧПКМ данные этапы получили несколько иные названия и функции. Итак:
Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции) которого:
актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
пробудить к ней интерес;
активизировать обучаемого, дать ему возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
структурировать последующий процесс изучения материала.
Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:
получение новой информации;
ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если обучающийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось непонятно для прояснения этого в будущем);
соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями для того, чтобы создать новое понимание;
поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.
Третий этап – РАЗМЫШЛЕНИЕ:
выражение новых идей и информации собственными словами;
целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
анализ всего процесса изучения материала;
выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).
При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим учащимся. Постановка обучающимися самостоятельно цели обучения создает необходимый внутренний мотив к процессу учения. Тем самым (в идеале), у каждого обучающегося создается целостное когнитивное поле, объединяющее все имеющиеся теоретические знания, практические сведения, навыки и умения.
Существование целостной структуры знания существенно повышает эффективность восприятия новой информации, уровень использования знаний, интерес к учению, навыки самостоятельного поиска и обработки информации. Учащийся получает, наконец, «инструмент», помогающий ему реализовать на практике принцип собственной активности как субъекта обучения. Педагог, в свою очередь, получает практическую возможность стать равным партнером обучаемого в его образовании.
Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа, некоторые из которых приведены в «Материалах для практических заданий». Комбинируя их, преподаватель может планировать занятия в соответствии с уровнем знаний и направленности учащихся, целями занятия и объемом учебного материала. Возможность комбинирования техник имеет немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии ЧПКМ – научить учащихся применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.
Таблица 19
Описание этапов технологии РКМЧП
Стадия (фаза)
|
Деятельность педагога
|
Деятельность
обучающихся
|
Возможные
приемы и методы
|
Стадия вызова
|
Вызов уже имеющихся знаний; задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально - парами - группами.
|
- вспоминают и анализируют имеющиеся знания по данной теме;
- систематизируют информацию до ее изучения;
- задают вопросы, на которые хотят получить ответы;
- строят предположения о содержании текста, исходя из заголовка, выделенных слов и т.д.;
- публично демонстрируют свои знания с помощью устной и письменной речи
|
1. Составление списка известной информации по вопросу.
2. Рассказ-активизация по ключевым словам.
3. Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы.
4. Верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д.
|
Стадия осмысле-ния
|
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией.
Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально – парами – группами
|
- читают или слушают текст, используя предложенные педагогом активные методы чтения;
- делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации
|
Методы активного чтения:
1. Маркировка с использованием значков «v», «+»,
«-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа).
2. Ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов.
3. Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.
|
Стадия рефлексии
|
Вернуть обучающихся к первоначальным предположениям,
установление
причинно-следственных связей между блоками информации;
Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации, работа ведется индивидуально - в парах - группах
|
- Соотносят новую информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления;
- классифицируют и систематизируют;
- ставят новые цели для дальнейшей самостоятельной работы;
- своими словами выражают новые идеи и мысли;
- обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою точку зрения;
- анализируют собственные мыслительные операции и чувства;
самооценка и самоопределение
|
1. Заполнение таблиц, кластеров, внесение изменений, дополнений в сделанные на первой стадии.
2. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
3. Ответы на поставленные вопросы.
4. Организация устных и письменных круглых столов.
5. Организация различных видов дискуссий.
6. Написание творческих работ: пятистишия-синквейны, эссе.
7. Исследования по отдельным вопросам темы.
8. Творческие, исследовательские или практические задания на основе осмысления изученной информации
|
Материалы для выполнения
практических заданий
Характеристика методов в рамках технологии критического мышления
(По материалам семинаров Института «Открытое Общество»)
1. ИНСЕРТ (Этап осмысления)
Во время чтения текста учащиеся должны делать пометки на полях. Пометки должны быть следующие:
V – данная информация соответствует тому, что вы знали раньше, или думали, что знаете;
(+) – то, что вы читаете, является для вас новой информацией;
(-) – то, что Вы читаете, противоречит тому, что вы знали раньше или думали, что знаете;
(?) – то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотите получить более подробные сведения по данному вопросу.
Примечание: совсем не обязательно помечать каждую строчку. Ученик сам (!) должен разбить всю информацию на тезисы и пометить только каждый тезис. Данная работа тоже является содержательным анализом статьи, и, очевидно, ее должен выполнить сам учащийся.
2. После окончания чтения и маркировки текста ученикам дается задание заполнить маркировочную таблицу. Маркировочная таблица представляет собой таблицу из четырех колонок, каждая из которых соответствует одному из значков, описанных выше.
Потенциал: позволяет удерживать внимание на протяжении всего чтения; дает возможность ученику классифицировать информацию в зависимости от собственного опыта и знаний; позволяет преподавателю отслеживать процесс чтения (по значкам), является подготовкой к составлению маркировочной таблицы.
2. Взаимоопрос (Этап осмысления)
Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и по очереди задают друг другу вопросы относительно прочитанного. Важно, чтобы эти вопросы носили не поверхностный, а глубинный характер: были направлены в суть новой информации, имели проблемный характер. Когда вся информация, имеющаяся в абзаце, обсуждена досконально, ученики переходят к следующему.
Потенциал: достижение высоких результатов обучения и глубокого постижения материала; повышение внимания; высокий уровень учебной мотивации.
3. Зигзаг (Этап осмысления)
Перед семинаром преподаватель дробит текст на несколько смысловых кусков. Каждый фрагмент желательно сопроводить экспертными вопросами, направленными на воспроизведение сути сообщаемой в данном фрагменте информации. Во время семинара преподаватель делит всех учащихся на несколько рабочих групп. Нужно, чтобы количество членов в группе равнялось количеству смысловых фрагментов текста. Желательно, чтобы количество участников в группах не превышало 7 человек.
Преподаватель сообщает, что в данной рабочей группе ученики будут работать на завершающем этапе, а сейчас им предстоим разбиться на экспертные группы. Самый простой способ такого распределения: попросить учащихся рассчитаться в группе от 1 до 7. Затем первые номера собираются в отдельную группу, вторые – в отдельную и так далее. Каждая экспертная группа работает над своим фрагментом текста. Сначала они читают его индивидуально, затем пытаются ответить на вопросы и обсуждают, как это содержание лучше всего объяснить членам своей рабочей группы. Когда работа в экспертной группе закончена, учащиеся возвращаются в свои рабочие группы. Здесь каждый участник последовательно объясняет своим товарищам свой фрагмент содержания и отвечает на их вопросы. В результате группа должна выработать общие представления обо всей теме и доложить их потом на всю аудиторию.
Потенциал: организует процесс самообучения и взаимообучения; дает возможность ученикам поработать в различных группах и побывать в различных позициях; задействует все способы получения новой информации (чтение, слушание, обсуждение, творческая интерпретация).
4. Кубик (Этап осмысления)
Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:
1. Опиши это (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики).
2. Сравни это (На что это похоже и от чего отличается).
3. Проассоциируй это (Что это напоминает).
4. Проанализируй это (Как это сделано и из чего состоит).
5. Примени это (Что с этим можно делать? Как это применяется?).
6. Приведи «за» и «против» (поддержи или опровергни это).
Ученики делятся на группы. Преподаватель бросает кубик над каждым столом, и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия. Учащиеся могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с групповым сообщением и т. п.
Потенциал: позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания; создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале; создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.
5. Кластер (Этап размышления)
В центре листа пишется ключевое слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой (соединять их черточками). Нужно выписать столько идей, сколько придет в голову, пока не закончится время или не будут исчерпаны все идеи. Важные правила: записывать нужно все мысли, которые приходят в голову, судить о качестве этих мыслей, проверять орфографию – не надо. Не надо останавливаться до того момента, пока не кончится время: даже если мысли иссякнут, можно порисовать на этом же листочке, пока не появятся новые идеи. Нужно постараться найти максимальное количество смысловых связок между идеями и изобразить их на бумаге. Если возникнет необходимость, можно даже перерисовать собственный кластер в систематизированном виде.
Потенциал: задание направлено на выявление и оформление личных смыслов каждого учащегося (до, во время и после общего обсуждения), дает возможность преподавателю получить «обратную связь» от каждого учащегося.
6. Выходная карта (Этап размышления)
В конце урока учитель просит учащихся на маленьких листочках записать 3 тезиса.
Первый: «Самая важная идея данного занятия».
Второй: «Самая спорная мысль занятия».
Третий: «Идея, которую я хотел бы обсудить на следующем занятии».
Данные пункты могут варьироваться в зависимости от конкретных условий. Важно только, чтобы не терялась идея «выходной карты»: ученик подводит содержательный итог (резюме) всему занятию.
Потенциал: тренирует умение находить и формулировать проблемы, определять самому дальнейшие содержательные ходы; дает возможность учителю получить «обратную связь» от каждого ученика.
7. «Двойной дневник» (Этап осмысления)
Двойной дневник выполняется следующим образом: страница делится пополам вертикальной чертой. В первой колонке студенты записывают фрагменты текста (цитаты, ключевые события, основные тезисы, центральные понятия и т. д.), во второй – собственные размышления по их поводу (понимание, интерпретацию, субъективное отношение, ассоциации и т. д.). Важно зафиксировать следующую принципиальную идею: первая графа – это всегда фрагменты текста, вторая - собственные мысли пишущего, его содержательное отношение к данному фрагменту. Фактически, двойной дневник – форма диалога автора и читателя.
Потенциал: тренирует умение вычленять из текста цитаты, вырабатывает навык их интерпретации (понимания), способность формулировать и аргументировать собственную позицию.
8. ЗХУ (все три этапа)
Работа имеет следующие этапы:
1. Заполнение графы: «знаю» (сбор всей информации, имеющейся у учащихся по данному вопросу).
2. Определение категорий, по которым распределяется вся имеющаяся информация (графа: «категории знания»).
3. Заполнение графы: «хочу узнать» (вопросы к тексту).
4. Чтение текста.
5. Заполнение графы: «узнал» (ответы на поставленные вопросы).
6. Возвращение к графе «хочу узнать» и выделение тех вопросов, ответы на которые не получены.
7. Заполнение графы: «источники информации», где называются те источники, из которых учащиеся смогут почерпнуть недостающую информацию.
Потенциал: организует все 3 стадии понимания: (наглядно фиксирует все этапы «моего пути»), тренирует навык формулировки вопросов, умение классифицировать информацию; является одной из форм составления конспекта статьи (фиксация способствует запоминанию, организует рефлексию и постановку целей на будущее).
9. Концептуальная таблица (Осмысление, размышление)
Таблица используется в тех случаях, когда предполагается сравнительный анализ двух или более объектов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. Первый этап работы: определение тех параметров, по которым будет проводиться сравнение объектов. Далее: групповая, парная или индивидуальная работа по заполнению таблицы.
Потенциал: формирует умение вычленять критерии сравнения и проводить сравнительный анализ объектов, организует осмысление текста, является одной из форм составления конспекта статьи.
10. Синквейн (Размышление)
Синквейн – это стихотворение из 5 строк. Преподаватель называет тему для синквейна. Каждому студенту дается 5 минут, чтобы написать свой синквейн. Далее можно объединить учащихся в пары, с тем, чтобы они озвучили и обсудили свои синквейны. Можно обнародовать синквейны сразу на группу или на всю аудиторию.
Правила написания синквейна:
1. В первой строчке одним словом (обычно существительным) называется тема.
2. Вторая строчка – это описание этой темы двумя прилагательными.
3. Третья строчка – это три глагола (или глагольные формы), называющие самые характерные действия предмета.
4. Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая личное отношение к теме.
5. Последняя строка – это синоним темы, подчеркивающий ее суть.
Потенциал: является «простейшей» стихотворной формой: тренирует способность искать и находить самые адекватные, точные и лаконичные слова для выражения своей мысли, позволяет в художественной (личностной, творческой) форме «удержать», воспроизвести содержание занятия; тренирует навык различения смыслов.
11. Чтение с остановками (Осмысление)
Предварительно учитель делит текст на несколько частей. Основания такого деления могут быть разные. Текст делится на сюжетные эпизоды (события). Процесс чтения дробится: от остановки до остановки. Перед чтением преподаватель может задать вопрос: «О чем будет текст?» Свои прогнозы учащиеся основывают только на знании заглавия. Далее читается первый фрагмент. После этого преподаватель может спросить о том, чьи прогнозы оправдались, а чьи нет, и что будет дальше. Желательно все время следить за тем, чтобы ученики «не уходили» от текста, не фантазировали, а интерпретировали уже имеющиеся в тексте знаки и смыслы. Затем читается следующий фрагмент, делается остановка - и так до конца текста.
Потенциал: дает возможность удерживать внимание на протяжении всего чтения текста; дают материал для обсуждения взаимосвязи эпизодов внутри текста; организует процесс параллельного обсуждения текста и собственного его восприятия; позволяет сделать процесс чтения увлекательным и интересным.
Из опыта работы
Урок литературы, 5 класс.
|