Главная страница
Навигация по странице:

Часть 1 макет. Технологии педагогической деятельности Часть I образовательные технологии



Скачать 3.82 Mb.
Название Технологии педагогической деятельности Часть I образовательные технологии
Анкор Часть 1 макет.doc
Дата 12.04.2017
Размер 3.82 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Часть 1 макет.doc
Тип Учебное пособие
#450
страница 1 из 23
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический

университет им. К. Д. Ушинского»


А.П. Чернявская, Л.В. Байбородова,

И.Г. Харисова
Технологии педагогической деятельности
Часть I

Образовательные технологии
Учебное пособие
Рекомендовано УМО по образованию в области подготовки

педагогических кадров в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений, обучающихся

по направлению 050100 – «Педагогическое образование»

Ярославль

2012

УДК 37.02

ББК 74.202.5

Ч 49

Печатается по решению

редакционно-издательского

совета ЯГПУ

им. К. Д. Ушинского


Рецензенты:

докт. пед. наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики

Вятского государственного гуманитарного университета Г.И. Симонова;

докт. пед. наук, профессор, заместитель директора ФГНУ

«Институт психолого-педагогических проблем детства»

Российской академии образования И.И. Фришман
Чернявская, А.П., Байбородова, Л.В., Харисова, И.Г.

Ч 49 Технологии педагогической деятельности. Часть I. Образовательные технологии : учебное пособие / под общ. ред. А.П. Чернявской,
Л.В. Байбородовой. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2012. – 311 с.

ISBN 978-5-87555-815-3

978-5-87555-816-0 (Часть I)
В учебном пособии рассматриваются общие вопросы педагогических технологий – проблема технологии в педагогической науке и практике, история возникновения педагогических технологий, связь понятия «технология» с другими категориями педагогической науки, характеристика общепедагогических технологий, их классификация и проблема оценивания в педагогической деятельности. Предлагаемая авторами точка зрения на проблему педагогических технологий не является единственной, но она доказала свою жизнеспособность как в теории, так и в практике образования. В пособии описываются конкретные локальные педагогические технологии – поисково-исследовательские, дискуссионные, технологии открытого образования и др.

Пособие адресовано преподавателям педагогических дисциплин вузов и учреждений повышения квалификации, учителям школ, аспирантам и студентам педагогических вузов по направлениям подготовки 050100 – «Педагогическое образование» и 050400 – «Психолого-педагогическое образование».

УДК 37.02

ББК 74.202.5



ISBN 978-5-87555-815-3

978-5-87555-816-0 (Часть I)



© ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского», 2012

© Чернявская А.П., Байбородова Л.В., Харисова И.Г., 2012





Содержание


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………...


7

ГЛАВА 1. Общая характеристика технологий педагогической деятельности………………………………………………………



10

1.1. Понятие педагогической технологии…………..

10

1.2. История возникновения педагогических технологий…………………………………………………...


11

1.3. Связь понятия «педагогическая технология» с другими категориями……………………………………


14

1.4. Критерии технологичности деятельности учителя………………………………………………………..


18

1.5. Классификация педагогических технологий…..

21

1.6. Краткая характеристика общепедагогических технологий……………………………………………….


26

1.7. Освоение педагогами современных технологий

……………………………………………………………..


31

1.8. Проблемы в освоении и использовании педагогических технологий………………………………….


37

Материалы для выполнения практических заданий…..


39

ГЛАВА 2. Организация групповой

работы………………………………………………...


48

2.1. Организация работы по микрогруппам………..

49

2.2. Технология обучения в сотрудничестве……….

55

2.3. Коллективные способы обучения………………

58

2.4. Результаты работа в группах…………………...

59

Материалы для выполнения практических заданий…..


60

Глава 3. Технология модульного

обучения…………………………………………….


65

3.1. Основные идеи модульного обучения…………

65

3.2. Конструирование модуля……………………….

67

3.3. Модульная программа…………………………..

68

Из опыта работы…………………………………………

72




Глава 4. Дифференцированное обучение………………………………………………………


77

4.1. Цели дифференцированного обучения………...

77

4.2. Организация дифференцированного обучения..

78

4.3. Уровневая дифференциация……………………

79

Из опыта работы…………………………………………


89

Глава 5. Поисковые и исследовательские технологии. Проблемное обучение………………………………………………………



93

5.1. Психологические и педагогические основы поисковых и исследовательских технологий………….


93

5.2. Алгоритм поискового и исследовательского обучения………………………………………………….


96

5.3. Проблемное обучение…………………………...

98

5.4. Метод кейс-стади………………………………..

103

5.5. Оценка работы учащихся в проблемном
обучении………………………………………………….


109

Материалы для выполнения практических заданий…..


111

Глава 6. Проектная деятельность школьников………………………………………..


114

6.1. Особенности и функции проектной

деятельности учащихся……………………………...


114

6.2. Виды проектов…………………………………...

118

6.3. Принципы и условия организации проектной деятельности учащихся…………………………………


122

6.4. Этапы организации проектной деятельности школьников………………………………………………….


126

6.5. Средства и способы организации проектной

деятельности……………………………………………..


134

6.6. Урок и проектная деятельность школьников….

141

Из опыта работы…………………………………………


145




ГЛАВА 7. Дискуссия в педагогическом

процессе……………………………………………..


159

7.1. Особенности дискуссии…………………………

159

7.2. Этапы проведения дискуссии…………………..

162

7.3. Технология «Дебаты»…………………………...

169

Материалы для выполнения практических заданий…..


171

Глава 8. Технология игровой деятельности…………………………………………………..


174

8.1. Сущность игровой деятельности……………….

174

8.2. Структура и принципы игровой технологии…..

176

8.3. Классификация игровых технологий…………..

178

8.4. Специфика игровой деятельности……………...

179

из опыта работы…………………………………………


182

Глава 9. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»……………………………………………….



187

9.1. Теоретические основы технологии……………..

187

9.2. Этапы технологии РКМЧП……………………..

190

Материалы для выполнения практических заданий…..


194

Глава 10. Технология Портфолио………...

208

10.1. Особенности технологии портфолио…………

208

10.2. Портфолио как средство повышения мотивации обучения…………………………………………….


211

10.3. Оценка портфолио……………………………...


213

Глава 11. Педагогические мастерские

…………………………………………………………….


218

11.1. Идеи и принципы педагогических мастерских

…………………………………………………………….


218

11.2. Этапы построения мастерской………………...

221

11.3. Варианты организации занятий в технологии педагогических мастерских……………………………..


225

Материалы для выполнения практических заданий…..

228

Из опыта работы................................................................

230

Глава 12. Технология «Образ и мысль»

242

12.1. Идеи технологии «Образ и мысль»…………...

242

12.2. Принципы технологии…………………………

244

12.3. Технологические этапы построения занятия…

245

Из опыта работы…………………………………………


248

Глава 13. Технологии интеграции

в образовательном процессе………...


254

13.1. Сущность понятия интеграции в образовательном процессе………………………………………...


254

13.2. Особенности и этапы технологии
интеграции……………………………………………….


256

13.3. Краткая характеристика частных технологий интеграции………………………………………………..


261

13.4. Проблемно-тематический день………………..

277

Из опыта работы…………………………………………


286

Глава 14. Оценивание в педагогической деятельности……………………………..


292

14.1. Значение контроля и оценивания в педагогической деятельности……………………………………..


292

14.2. Цели оценивания……………………………….

294

14.3. Критериально-ориентированное оценивание...

295

14.4. Накопительная система оценок……………….

297

14.5. Портфолио как система накопительной

оценки…………………………………………………….


299

14.6. Рейтинговая система оценки…………………..

301

14.7. Тестирование…………………………………...

304

Материалы для выполнения практических заданий…..

306

Из опыта работы…………………………………………

309

Введение
Одной из характерных особенностей современного общества является изменение требований к людям, его составляющим, и, как следствие, к подготовленности выпускников школы. Во Всемирном докладе ЮНЕСКО по образованию (1998) отмечалось, что новое поколение приходит в мир, в котором происходят существенные изменения в научно-технической, политической, экономической, социальной и культурной сферах. В этой связи становится очевидным, что предметные знания и навыки не охватывают полный диапазон результатов образования, необходимых для человеческого и социального развития, политического и экономического управления.

Стратегическое направление развития образования связано с тем, что личность ученика должна быть поставлена в центр педагогического процесса, учитель и ученик – стать его равноправными участники, учение – постепенно перерасти в самообучение. В то же время требования стандартизации образования поставили перед школой задачу гарантированного достижения заранее заданных результатов обучения, вне зависимости от характеристик учащихся. Получить такие результаты позволяет использование педагогических технологий.

Педагогические технологии создаются для того, чтобы сделать результат обучения более предсказуемым и независимым от опыта отдельного педагога. Кроме целесообразности и алгоритмичности, особенностью педагогической технологии является перенос опыта, использование его другими. Однако нельзя забывать, что образовательные технологии действуют в гуманитарных системах, поэтому ошибочно было бы понимать технологичность как исключение из преподавания личностного оттенка. Он проявляется в вариативности методов, способах их представления, поведении преподавателя во время занятий.

Технологичность может «встроиться» в любую парадигму образования. В системе субъект-субъектных отношений она предполагает наличие в преподавании этапов и методов перевода обучающегося в субъектное состояние и создание субъект-субъектных отношений в классе. Эти отношения складываются из: организации общения обучающихся друг с другом и учителя с ними; организации групповой деятельности; использования специальных техник; организации оценки и самооценки обучающихся; создания ситуации успеха и благоприятного психологического климата.

Учебное пособие «Технологии педагогической деятельности» нацелено на формирование у будущих педагогов тех компетентностей, которые определены ФГОС профессионального образования и особенно важны для успешной педагогической деятельности. Оно состоит из трех взаимосвязанных и в то же время самостоятельных частей: 1) Образовательные технологии;
2) Технологии организации деятельности; 3) Технологии проектирования и программирования.

Структура каждой главы построена таким образом, чтобы студент мог освоить основные теоретические положения, познакомиться с конкретными методическими средствами, приемами использования наиболее распространенных и востребованных в практике технологий. Для формирования конкретных профессиональных умений будущим педагогам предлагается выполнить ряд практических заданий разного уровня, в том числе опираясь на конкретный опыт работы, представленный в главе.

В первой части учебного пособия «Технологии педагогической деятельности», которая называется «Образовательные технологии», представлены общая характеристика педагогических технологий, а также конкретные локальные технологии, которые соответствуют современным требованиям, подходам к обучению и воспитанию школьников и получили распространение в образовательных учреждениях. В главах 2-4 проведен анализ технологий, которые используются как сами по себе, так и являются неотъемлемой частью учебного процесса при использовании других технологий, своеобразной организационной основой обучения с использованием педагогических технологий. Речь идет об организации работы в микрогруппах, технологии обучения в сотрудничестве, дифференцированном и модульном обучении. Действительно, технологии предполагают активную самостоятельную работу обучающихся, которая осуществляется в основном в процессе работы микрогрупп. Возможности выбора (объема учебного материала, времени работы, ее темпа и др.) возникают в том случае, когда педагог организует учебный материал в модули и использует при этом дифференциацию.

Далее раскрываются особенности поисково-исследовательских технологий, к которым относятся проблемное обучение и метод проектов, диалоговые и игровые технологии, технологии открытого образования – портфолио, «Образ и мысль», технологии развития критического мышления через чтение и письмо, педагогические мастерские.

Завершает пособие глава «Оценивание в педагогической деятельности», поскольку оценивать результат деятельности в технологиях очень важно, и для этого необходимо использовать современные методы и средства оценки, о которых и идет речи в главе.

Авторами пособия являются: А.П. Чернявская (введение,
п. 1.4, главы 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 14); Л.В. Байбородова (главы 1, 6, 13); И.Г. Харисова (главы 11, 12). Глава 1 написана в соавторстве с Е.О. Ивановой (параграфы 1.2, 1.3 и 1.8) и В.В. Юдиным
(п. 1.6.); глава 13 – в соавторстве с С.Л. Паладьевым. Глава 8 подготовлена О.В. Соловьевым.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
написать администратору сайта