Тема 10. Школьное образование.
1. Школа как центральное звено системы образования.
2. ФГОС общего образования. Цель, задачи, базис как основные элементы концепции. 3. Принципы организации школьного образования. 4. Структура общеобразовательной школы.
1. Школа как центральное звено системы образования.
В школе продолжается образовательный процесс, начатый в системе дошкольного образования. Поскольку получение общего образования происходит в течение всего второго и в первой половине третьего семилетия человеческой жизни, захватывая большую ее часть, это, несомненно, становится важнейшим фактором телесного, душевного и духовного становления человека.
Концепция фундаментального ядра
содержания общего образования (фрагменты)
Фундаментальное ядро содержания общего образования – базовый документ федерального уровня, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий. Основным назначением Фундаментального ядра в системе нормативного сопровождения ФГОС является определение:
1) системы базовых национальных ценностей, определяющих самосознание российского народа, приоритеты общественного и личностного развития, характер отношения человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни;
2) системы основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе;
3) системы ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования
Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства — воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично включено в него.
Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности:
– личностную культуру;
– семейную культуру;
– социальную культуру.
Личностная культура — это:
– готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению. Реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки — «становиться лучше»;
– готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
– способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
– трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
– осознание ценности других людей (ближних), ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать.
Семейная культура — это:
– осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;
– понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого;
– бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.
Социальная культура — это:
– осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей;
– вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями;
– адекватное восприятие ценностей общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, честности судов и ответственности власти, гражданского общества;
– готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;
– развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
– способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, родителями, будущими поколениями;
– забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия.
Воспитательное и обучающее пространство общеобразовательной школы, составляющей основу государственно-общественной системы воспитания, должно наполняться ценностями, общими для всех россиян, принадлежащих к разным конфессиям и этносам, живущих в разных регионах нашей страны. Эти ценности, являющиеся основой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности, могут быть определены как базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности могут быть систематизированы в определенные группы по источникам нравственности и человечности, т.е. областям общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений. Традиционными источниками нравственности являются:
– патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
– социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
– гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
– семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
– труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
– наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
– традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
– искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
– природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
– человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Система базовых национальных ценностей имеет ключевое значение не только для образования, но и для всей организации жизни в нашей стране. Она определяет самосознание российского народа, характер отношений человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни, расставляет приоритеты общественного и личностного развития.
Эти ценности выражают суть общенациональной максимы: «Мы — российский народ». Это то, что объединяет всех россиян, придает им единую идейность и дополняется их этнической, религиозной, профессиональной и иной идентичностью, то, что позволяет нам быть единым российским народом.
[Далее следуют описания содержаний основных учебных дисциплин. В процессе их освоения у школьников формируются навыки универсальных учебных действий. – Г.П.]
Виды универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный. Предполагается, что четкое выделение данных видов учебных действий позволит отвести им приоритетное место в рамках изучения конкретных учебных предметов. Представим названные блоки УУД несколько подробнее.
В блок личностных универсальных учебных действий входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.
Самоопределение — определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего «способа жизни» и места в обществе. В процессе самоопределения человек решает две задачи — построение индивидуальных жизненных смыслов и построение жизненных планов во временной перспективе (жизненного проектирования). Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении. Это, во-первых, действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом — продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: «Какое значение, смысл имеет для меня учение?» — и уметь находить ответ на него. Во-вторых, это действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания на основе социальных и личностных ценностей.
В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способности к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические; логические1, действия постановки и решения проблем. В число общеучебных входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаковосимволические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).
Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе при самостоятельном достраивании, восполнении недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Соответственно в состав коммуникативных действий входят планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.
2. ФГОС общего образования. Цель, задачи, базис как основные элементы концепции.
К коренным целям и идеалам
Фрагменты книги монахов Свято-Троицкой Сергиевой лавры «О последних событиях, имеющих свершиться в конце мiра». Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1905 г.
С. 28: «…успехи одного мирского образования удаляют человека от Бога, внушают человеку очень высокое понятие о самом себе и о мiре. Не будь греха, это еще не составляло бы зла, но при грехе пристрастие человека к самому себе и к предметам земным превращается в эгоизм и алчность и подавляет страх Божий».
С. 28-29: «Человек, окруженный со всех сторон удобствами жизни цивилизованной, не воздает чести, подобающей Богу: он (человек) разбогател, пресытился, воображает, что имеет самое небо на земле, забывает Бога и обоготворяет самого себя».
С. 29: «…сыны мiра сего всегда остаются сынами мiра сего; они всецело живут в мiре видимом и чувственном, для материальных выгод и удовольствий, водятся животною жизнию. …Не хотят и слышать эти цивилизованные люди ни о духовном обновлении, ни об освящении силою свыше».
С. 29: «…Начало сему положено змием древним еще в раю. Уже тогда шла речь о достижении высшего знания и богоподобия собственными силами человека без Бога и даже против Бога».
С. 30:«…если греческая образованность произвела на свет первого антихриста (Антиоха Епифана), то новейшей, антихристианской образованности предстоит породить второго антихриста, который будет еще хуже первого и в своем восстании на Бога увлечет несравненно большую часть земных обитателей».
С. 30:«Антихрист обещает прославление тела без его умерщвления, прославление мiра без его осуждения, обещает самое царство небесное без всяких трудов и подвигов благочестия».
С. 31: «Три главных признака обозначают антихриста: во-первых, – самая тонкая интеллигенция, всеобъемлющее знание, необычайная способность пользоваться для своих целей всеми средствами цивилизации; … во-вторых, соединение в своей власти всех цивилизованных наций, и, наконец, в-третьих, атеизм самый полный, доросший до антитеизма и до обоготворения самого себя».
Нормативно-правовая основа ФГОС
Конституция Российской Федерации
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Другие федеральные нормативные правовые акты
Эти акты конкретизируются на региональном и местном уровнях
Непосредственно в школах разрабатываются и утверждаются локальные нормативные правовые акты образовательных организаций.
Место человека в современном социальном мире.
Позиция Н.И. Лобачевского (1792-1856)
Характер (качество) человеческого взаимодействия определяет его логику:
«точечную»,
«линейную»,
«поверхностную»
«объемную».
И.М. Тоидзе. «Родина-мать зовет!»
1941 г.
Сандро Боттичелли. «Рождение Венеры».
Фрагмент. Около 1483-1484 года.
Галерея Уффици. Флоренция
Леонардо да Винчи. «Мона Лиза»
Лувр, Париж
Мадонна
М. Мальцев, брошюра «Орфография Главнауки» (Белгород, 1930).
В соответствии с установками «позитивной философии» в качестве желательного образца предложена такая орфография и пунктуация:
«Кагда я ездила дамой в Одесу мне очин была весила Пачиму патаму что эта мая родина Я там сибя чувствала сщасливой, а кагда уежала то я плакала Пачиму да патаму что я вже болше не смагу видить сваи радные края».
Базовые позиции федеральных органов власти (по ФГОС)
язык обучения и воспитания;
цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;
правила приема, продолжительность обучения на каждом этапе, порядок и основания отчисления;
система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;
режим занятий, дистанционные формы обучения;
наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления;
порядок регламентации и оформления отношений с обучающимися, воспитанниками и (или) их законными представителями;
структура финансовой и хозяйственной деятельности, предпринимательство;
порядок управления;
-
содержание образования в конкретной образовательной организации определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этой организацией самостоятельно;
разрабатываются и утверждаются ОУ самостоятельно: учебный план (разбивка содержания образовательной программы по учебным курсам, дисциплинам, годам обучения); годовой календарный учебный график и расписание занятий;
защита профессиональной чести и достоинства педагогов;
выбор и использование педагогическими работниками методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной ОУ, а также методов оценки знаний;
Локальные нормативно-правовые акты образовательной организации
Устав образовательной организации
Образовательная программа
Программа развития
-
Рабочие программы:
в компетенцию школы входит разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин;
рабочая программа – документ, созданный учителем на основе примерной или авторской программы;
рабочая программа, как правило, рассчитана на учебный год или ступень обучения.
3. Принципы организации школьного образования.
В целом в школе сохраняется классно-урочная система, но допускаются иные формы образовательной деятельности, в частности, программированное обучение, поточное и циклопоточное, работа в рамках индивидуальных образовательных траекторий, маршрутов, программ, по индивидуальным учебным планам.
Обучение на основе
«образовательных ситуаций»
Проектная деятельность
Информационные и коммуникационные технологии
Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества.
Открытое (но контролируемое) пространство информационных источников
Инструменты «взрослой» информационной деятельности
Среда информационной поддержки учебного процесса
Гибкие расписание занятий и состав учебных групп
Современные системы управления учебным процессом
Образовательная среда: учебное и игровое пространства
Некоторые функции учителя начальной школы
(в рамках эксперимента в Ярославской области до внедрения ФГОС)
Проектирует учебный процесс:
разрабатывает тематическое планирование на основе проецирования итоговых результатов на данный этап обучения;
проектирует и реализует «учебные ситуации»;
Организует работу учащихся:
в группах и парах,
в мобильных группах,
обеспечивает индивидуальную поддержку детей,
реализует формы проектной деятельности
Осуществляет оценочную деятельность
Рабочее место учителя начальной школы: ИКТ-компетентность
Общепользовательские инструменты:
текстовый редактор,
редактор презентаций,
динамические таблицы, базы данных
Мультимедийные информационные источники
Инструменты коммуникации:
электронная почта,
Интернет,
системы управления учебным процессом,
интерактивная доска,
цифровое и мультимедийное учебное оборудование
Региональный научно-практи-ческий семинар базовой экспериментальной площадки ЯО ИРО «Организация мониторинга знаний, умений, навыков младших школьников по русскому языку на основе ЛСМ» (март 2008 г.; Красноткацкая СОШ Ярославского МР)
Матрица по надпредметной программе «Чтение»: общий вид
Программа «Чтение»
|
Основные параметры культуры чтения
|
Техника чтения, искусство выразительного чтения
|
Индивидуальное чтение различных текстов
|
Особые формы речи
|
Искусство создания и редактирования разных текстов
|
Чтение на уроках русского
языка и литературы
|
Чтение на уроках других
гуманитарных дисциплин
|
Чтение на уроках по предм. естест.-матем. цикла
|
Объем чтения
|
Сферы применения
|
Дополнительные столбцы – возможность расширения
|
Списки
классов
|
ЛСКТ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Программа формирования УУД
Личностных (результат – внутренняя позиция, мотивация, нравственно-этическая оценка)
Регулятивных (результат – целеполагание, планирование и прогнозирование, контроль и коррекция, оценка, волевая саморегуляция)
Познавательных (знаково-символических, логических действий и операций: способности к постановке и решению проблем
Коммуникативных (сотрудничество и кооперация, учет чужой позиции, адекватная передача информации, контекстная речь и постановка вопросов)
Система оценки
Система оценки: основные особенности
Оценка предметных, метапредметных, личностных результатов.
Оценка способности решать учебно-практические задачи.
Критерии достижения – планируемые результаты.
Комплексный подход: использование стандартизированных работ (устных, письменных)
Использование нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др.
Уровневый подход в инструментарии и представлении результатов
Накопительная система оценки индивидуальных достижений
Сочетание внешней и внутренней оценок
Сочетание персонифицированных и неперсонифицированных процедур
Интерпретация результатов на основе контекстной информации
Из метод. письма «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей» (по программам 1986 г.)
По русскому, родному языкам, литературе проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы
Время проведения итоговых контрольных определяется общешкольным графиком
Число итоговых контрольных работ в год по классам (русский язык, 1986 г.)
|
Русский язык
|
Классы
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
VI
|
VII
|
VIII
|
IX
|
X
|
Диктанты
|
6
|
12
|
11
|
8
|
8
|
6
|
5
|
3
|
–
|
–
|
Изложения
|
–
|
–
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
–
|
–
|
–
|
Сочинения
|
–
|
–
|
–
|
2
|
2
|
2
|
3
|
3
|
–
|
–
|
|