Главная страница
Навигация по странице:

экономический анализ. Тема Экономический анализ в системе управления организацией



Скачать 316.22 Kb.
Название Тема Экономический анализ в системе управления организацией
Анкор экономический анализ.docx
Дата 13.04.2017
Размер 316.22 Kb.
Формат файла docx
Имя файла экономический анализ.docx
Тип Документы
#822
страница 1 из 9
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Содержание тем программы

 

Тема 1. Экономический анализ в системе управления организацией

 

Вопросы темы:

1. Предмет и объект экономического анализа.

2. Виды экономического анализа.

3. Этапы проведения экономического анализа.

 

Изучив данную тему, студент должен:

 знать:

 цель и задачи экономического анализа;

 предмет и объект экономического анализа;

 виды экономического анализа;

 этапы проведения экономического анализа.

 

 иметь представление:

 об основных направлениях экономического анализа;

 о роли и месте экономического анализа в системе управления организацией;

 об этапах экономического анализа в процессе принятия решений;

 о субъектах экономического анализа;

 об информационном обеспечении экономического анализа.

 

 уметь:

 формировать необходимую и достаточную информацию для проведения экономического анализа.

 

При изучении Темы 1 прочитайте учебник Мазуровой И. И.[1] [стр. 13-30]; Савицкой Г. В.[2] [стр. 5-14]. Особое внимание уделить логике экономического анализа и составу финансовой отчетности организации.

 

 

Теоретический материал темы 1

 

Предмет и объект экономического анализа

 

Экономический анализ – это метод научного исследования, применяемый для обработки информации о финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов.

Цель экономического анализа – оценка различных параметров деятельности организации.

 

Предмет экономического анализа – причинно-следственные взаимосвязи, протекающие в экономических системах, и соответствующие методы, способы, приемы измерения их количественного и качественного взаимодействия.

Главное, что исследует экономический анализ – это движение хозяйственных процессов, причины, факторы, влияющие на произошедшие изменения.

Объект экономического анализа – финансово-хозяйственная деятельность организации, в частности, процессы, связанные с изменением:

 конъюнктуры рынков сбыта, ценовой политики организации;

 объемов производства и реализации продукции;

 трудовых и материальных ресурсов;

 основных средств организации;

эффективности инвестиционной деятельности;

 ликвидности и платежеспособности организации;

 финансовой устойчивости организации;

 доходов и расходов, себестоимости продукции;

 прибыли и рентабельности организации.

Экономический анализ выступает не только важнейшей составляющей любой из функций управления, но и сам является видом управленческой деятельности, предшествующей принятию управленческих решений, направленных на устойчивое развитие бизнеса организации. Таким образом, экономический анализ занимает промежуточное место между подбором информации и процессом принятия решений и в зависимости от характера принимаемого решения использует соответствующие методы.

Субъекты экономического анализа – соответствующие службы организации (как правило, это финансово-аналитические службы), руководство и собственники организации, а также внешние пользователи информации, заинтересованные в ее деятельности (инвесторы, кредиторы, контрагенты, фискальные органы и др.). Каждый пользователь информации изучает ее исходя из своих интересов.

 

Виды экономического анализа

 

В экономической теории анализ подразделяется на два основных блока: макроэкономический и микроэкономический. Такое разделение обусловлено сложившимся в современной экономической науке подходом к выделению макро- и микроэкономики. Традиционно выделяют следующие виды микроэкономического анализа (рис. 1.1)

755

Рис. 1.1. Виды экономического анализа

 

 

Этапы проведения экономического анализа

 

Процесс проведения анализа можно представить следующим образом:

1. Предварительный этап

 Определение цели и задач анализа, определение объектов, составление плана аналитической работы.

 Сбор и подготовка информации необходимой для анализа, проверка ее достоверности, точности, и т.д.

 Отбор, структурирование и группировка данных.

 Разработка системы показателей, наиболее полно характеризующих объект анализа, определение нормативных значений показателей.

2. Аналитический этап

 Анализ структуры и динамики изменения показателей.

 Сравнение фактических результатов деятельности с запланированными показателями, данными прошлых аналитических периодов, с показателями деятельности других организаций, со среднеотраслевыми показателями и т.д.

 Изучение степени влияния факторов на результаты деятельности организации.

 Определение резервов повышения эффективности деятельности организации.

3. Заключительный этап

 Общая оценка результатов деятельности организации.

 Оценка качества работы менеджмента.

 Разработка рекомендаций.

 

Основой проведения анализа является наличие необходимой и достаточной информации. Информационное обеспечение экономического анализа деятельности организации представляет собой систему сбора и обработки внешней и внутренней информации.

Качество проведения экономического анализа напрямую зависит от репрезентативности используемой информации.

Источники внешней информации:

 издания, публикации, сообщения официальных органов власти;

 отчеты информационно-аналитических агентств и консалтинговых компаний;

 средства массовой информации и рекламы (газеты и журналы, телевидение и радио);

 публикуемые годовые отчеты клиентов, партнеров и контрагентов;

 личные контакты с клиентурой, партнерами и контрагентами.

Сбор внешней информации предполагает накопление различных данных о ситуации на рынке (о конкурентах, клиентах и т.д.).

 

Источники внутренней информации:

 финансовая (бухгалтерская) отчетность;

 статистическая отчетность;

 налоговая отчетность;

 оценочные расчеты по проводимым операциям;

 результаты внутренних исследований;

акты ревизий и проверок;

 справки, подготовленные соответствующими службами по заданию руководства организации.

 

Одним из основных источников информации, используемых при проведении экономического анализа является финансовая отчетность организации. Финансовая отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним, пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность финансовой отчетности, если организация в соответствии с законодательством подлежит обязательному аудиту.

Каждая форма отчетности содержит определенную информацию, которая позволяет решать конкретные задачи экономического анализа. Бухгалтерский баланс – дает общее представление о характеристике финансово-хозяйственной деятельности организации, отчет о прибылях и убытках дает представление о финансовых результатах организации, отчет о движении денежных средств – характеризует денежные потоки организации, ее платежеспособность.

 

 

Подумайте над вопросами:

 

1. Что такое экономический анализ?

2. Какова цель проведения экономического анализа?

3. Каковы задачи экономического анализа?

4. Каковы объекты экономического анализа?

5. Каково место анализа в системе управления организацией?

6. Какова классификация видов экономимого анализа, чем характеризуется каждый из них?

7. В чем состоят особенности внешнего и внутреннего экономического анализа?

8. Каковы этапы проведения экономического анализа?

9. Каковы источники информационного обеспечения экономического анализа?

 

Изучая тему, необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях

 Цель экономического анализа

 Задачи экономического анализа

 Предмет и объект экономического анализа

 Субъекты экономического анализа

 Информационная база экономического анализа

 Текущий, оперативный и перспективный анализ

 Полный, локальный и тематический анализ

[1] Мазурова И. И. Экономический анализ. – СПб: Питер, 2005

[2] Савицкая Г. В. Экономический анализ. 10-е изд., исправленное. – М.: Новое знание, 2005
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
написать администратору сайта