Навигация по странице:
|
Теоретические основы финансового контроля 1 Сущность финансового контроля и его функции
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
ВВЕДЕНИЕ
|
|
1 теоретические основы финансового контроля
1.1 Сущность финансового контроля и его функции
1.2 Виды и формы финансового контроля
1.3 Методы финансового контроля
|
|
2 Оценка финансового контроля в рк
2.1. Организация государственного финансового контроля в РК
2.2. Органы государственного финансового контроля РК
2.3. Анализ финансового контроля в РК за период 2011-2013 гг.
|
|
3 Пути совершенствования финансового контроля в республике казахстан
|
|
Заключение
|
|
Список использованных источников
|
|
|
|
ВВЕДЕНИЕ
С момента обретения независимости в республике постоянно совершенствуется работа по созданию системы государственного финансового контроля, отвечающей общепринятым в мировой практике требованиям. В 2001 году Правительством была одобрена Концепция развития системы контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов, а 29 января 2002 года принят Закон "О контроле за исполнением республиканского и местных бюджетов". Его принятие стало основой создания правовой базы для функционирования всех органов государственного финансового контроля. Главная их задача - координация действий органов контроля по планированию, проведению ревизий и проверок и реализации материалов контрольных мероприятий. Примечательно то, что оформлено это межведомственным соглашением, и на практике оно работает лучше, нежели некоторые законодательные акты.
Трудный путь экономических реформ, проводимых в нашей стране, свидетельствует о необходимости синхронности, слаженности в перестройке не только государственных приоритетов в области той или иной политики, но и управленческих функций государства, в числе которых важное место отводится контрольным.
Государственный контроль как один из общих и обязательных элементов государственного управления реализуется в различных направлениях, но от имени и в интересах государства. Государственное управление можно рассматривать в самых разных аспектах: административном, финансовом, экологическом и т.д. Каждой из областей управления соответствует своя функция контроля: административный, экологический и т.д. В данной работе рассматриваются особо актуальные в настоящее время вопросы финансового контроля.
Государство всегда старалось создать эффективную систему управления финансами, и соответственно, эффективную систему финансового контроля, так как от этого в конечном счете зависело само его благополучие.
Целью этой работы является изучение вопросов, касающихся определения понятия финансового контроля, раскрытии его сущности, определение функций, а также изучение анализа организации финансового контроля. В рамках достижения поставленной цели было решено изучить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу " финансового контроля".
2. Сказать об актуальности проблемы " финансового контроля " в современных условиях;
3. Обозначить тенденции развития тематики " финансового контроля ".
4. Произвести анализ организации финансового контроля.
5. Выявить роль Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и библиографический список. Хотелось бы отметить, что в периодической печати очень часто выходят статьи, которые освещают практическую деятельность органов финансового контроля. Сам финансовый контроль и деятельность органов финансового контроля регулируется Конституцией Республики Казахстан от 30.08.95, Закон Республики Казахстан «О валютном регулировании», Положениями и т.д.
Актуальность настоящей работы обусловлена, "Финансовый контроль" в современной науке. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
1 Теоретические основы системы финансового контроля
Сущность финансового контроля
Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку многократно возрастает.
Таким образом, финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Сложность понимания финансового контроля обусловлена сложностью самой категории финансов. Так же как финансы являются основой любой сферы общественной деятельности и в то же время отражают их материальную результативность, так и финансовый контроль является как бы лакмусовой бумагой, на которой реально проявляется весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от стадии формирования финансовых ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности в любой сфере, и кончая получением финансовых результатов этой деятельности.
Можно сказать, что финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.
Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.
Финансовый контроль как особая область контроля, связанная с использованием стоимостных категорий, имеет определенную сферу применения и соответствующую целевую направленность. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.
Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.
Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т. п.).
Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.
Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.
Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:
содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;
обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;
содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;
обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам;
содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.
Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины. Экономические меры воздействия конкретно проявляются через финансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансового механизма, которые содействуют повышению эффективности производства, его интенсификации, экологическому оздоровлению и т.д.
Проблема усиления финансовой ответственности, действенности финансового контроля требуют, с одной стороны, сокращения количества применяемых санкций, а, с другой, повышения их результативности.
Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому, помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово - правовых институтах и закреплённые соответствующим законодательством (например, в Налоговом или Бюджетном кодексах РК).
Основными направлениями финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, являются:
проверка выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;
проверка выполнения финансовых обязательств пред государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;
проверка правильности использование государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);
проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчётов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;
выявление внутренних резервов производства - возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного эффективного использования материальных и денежных средств;
устранение и предупреждение нарушение финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.
В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности. Финансовая дисциплина - это чёткое соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных фондов государства, субъектов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений. Требования финансовой дисциплины распространяются не только на предприятия, организация, учреждения, граждан, но и на органы государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц. Тем самым финансовый контроль обеспечивает интересы государства, муниципальных образований, а также способствует соблюдению прав и интересов конкретных граждан, предприятий, учреждений (например, контроль за соблюдением законодательства о представление льгот по платежам в бюджет, за правильностью взимания налогов, за своевременностью выделения бюджетных ассигнований и т. д.).
Однако объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредуется денежными отношениями.
Эффективность финансового контроля предполагает необходимость глубокого экономического анализа финансово - хозяйственной деятельности, разработки контролирующими органами предложений по улучшению качеств работы проверяемых организаций.
Одной из форм финансового контроля выступает контроль тенге, свойственный сфере коммерческих отношений. Это контроль за финансово - хозяйственной деятельностью предприятий, объединений, организаций посредством таких экономических категорий, как цена, себестоимость, прибыль и др., при использовании системы финансирования, кредитования, расчётов.
На своевременном этапе произошли изменения в организации финансового контроля, в его содержании.
В условиях перехода к рыночным отношениям, хозяйственной самостоятельности предприятий, организаций, учреждений усиливается значение повседневного внутрихозяйственного самоконтроля, контроля собственников.
Более глубоким, неформальным стал контроль со стороны представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления за финансовой деятельностью исполнительной власти, опирающийся на создаваемые ими специальные контрольные органы.
Преобразование в системе банков и их деятельности применительно к особенностям рыночных отношений обусловили изменения в контрольных функциях банков, а также выделение из них на особый уровень Национального банка РК с функциями государственного контроля и надзора.
Функции финансового контроля
Любая система функционирует без значительных сбоев и неполадок только в том случае, если налажен механизм контроля за ее деятельностью. Этот механизм позволяет вовремя выявить нарушения и принять меры к выправлению ситуации. Финансовая система в данном случае не является исключением: существует отлаженная система финансового контроля, который можно охарактеризовать как совокупность мероприятий, направленных на выявление, анализ и пресечение нарушений и злоупотреблений в сфере аккумулирования и распределения ресурсов.
Таким образом, можно выделить основные функции финансового контроля: предупредительную (аналитическую) и штрафную.
В первой функции заложен позитивный смысл: пресечь правонарушение, выявить самые корни его возникновения и возможности осуществления, проанализировать и устранить причины такой возможности. В этом смысле можно сказать, что финансовый контроль оказывает благотворное влияние на обучение и воспитание людей, занятых в финансовой сфере.
Вторая функция карательная - ее цель наказать, т.е. заставить лицо (будь то физическое или юридическое, хотя, в конечном итоге, наказанным окажется человек) или нести неблагоприятные последствия и лишения в связи с неправомерным поведением. В этой связи также важно то, что правонарушитель. Скорее всего, будет вынужден скомпенсировать обществу (чаще всего, в лице государственных органов) потери в связи с его неправомерным поведением.
Таким образом, можно выделить еще одну функцию финансового контроля - восстановительную. К примеру, уплата штрафа в связи с занижением налогооблагаемой прибыли должна, по мысли законодателя, компенсировать потери, которые понес бюджет из-за того, что он не получил эти средства вовремя (т.е. вовремя не была выплачена зарплата учителям, милиционерам, военным, не хватило средств на строительство районной поликлиники, дороги, местный хлебозавод не получил полагающейся дотации, в район наводнения не смог выехать отряд МЧС из-за отсутствия средств на покупку бензина для вездеходов и т.д.). Эту функцию законодательство закрепляет наиболее полно и детально, что логично, поскольку государство (в том числе, его бюджет) является инструментом общества, а инструмент необходимо поддерживать в порядке.
Виды и формы финансового контроля
По содержанию контроль подразумевает проверку экономических, социальных, политических, идеологических, научно-технических и других направлений развития общества. Финансового контроль распространяется на сферу развития национальной экономики в отрасли, на предприятии.
Одной из главных функций финансового контроля является его влияние через систему управления на успешное выполнение планов экономического и социального развития, соблюдение хозяйственного и трудового законодательства, обеспечение сохранения собственности. Кроме того, финансовый контроль предполагает систематическое наблюдение за финансовым состоянием предприятий и организаций, конкурентной собственностью его продукции на внутреннем и мировом рынках.
По периодичности проведения финансовый контроль делят на предварительный, оперативный (текущий) и последующий(ретроспективный).
Предварительный контроль осуществляется перед совершением хозяйственных операций для недопущения нерациональных расходов и потерь. Его проводят органы государственного и хозяйственного управления, а также собственники. Министерство экономики и бюджетного планирования РК при планировании расходов из государственного бюджета на финансирование инвестиций предварительно контролирует целесообразность расходования средств и их эффективность. Руководители предприятий осуществляют предварительный контроль как за расходованием средств на стадии проектирования технологических процессов выпуска продукции, так и за снижением ее себестоимости, повышение конкурентоспособности и т.п. Национальный банк РК и банки второго уровня при предоставлении кредитов предприятиям и организациям осуществляют контроль за их возвращением. Перед тем, как выписать документы на расходование средств, бухгалтерия предприятия проверяет целесообразность расходов, соответствие их потребностям согласно нормам и т.д.
Оперативный (текущий) контроль осуществляется в процессе выполнения хозяйственных операций. При его проведении выявляются отклонения в процессе хозяйственной деятельности для принятия правильных управленческих решений по устранению негативных факторов и закреплению передового опыта.
Последующий (ретроспективный) контроль проводится после завершения хозяйственных операций контрольными органами, на которые возложен контроль за экономическими процессами в разных сферах финансово-хозяйственной деятельности. Основная задача последующего контроля – проверить правильность и законность хозяйственных операций, совершаемых на предприятиях, выявить нарушения и злоупотребления, а также разработать меры по устранению обнаруженных недостатков.
Налоговый комитет и его органы на местах осуществляют последующий контроль за деятельностью предприятий по выполнению ими обязательств перед бюджетом в отношении уплаты корпоративного и подоходного налога, налога на добавленную стоимость и других платежей. Комитет финансового контроля не чаще одного раза в год проверяет расходование бюджетных средств на социальные нужды, содержание государственных управленческих структур и т.д.
Последующий контроль Национальным банком РК и банками второго уровня устанавливает эффективность использования предоставленных кредитов, а также средств бюджетного финансирования, направленных на выполнение национальных программ и т.п.
По информационному обеспечению в финансовом контроле различают документальный и фактический контроль.
Документальный контроль состоит в установлении соответствия хозяйственных операций данным первичной документации, а также учетных регистров и отчетности, в бухгалтерском, налоговом и статистическом учете которых оно было отражено. Так, например, выполнение планов производства и реализации продукции, ее себестоимости и рентабельности на предприятиях контролируется и проверяется по данным первичных документов, учетных данных и отчетности.
К основным способам документального контроля можно отнести:
• формальную и арифметическую проверку документов;
• юридическую оценку хозяйственных операций, отраженных в документах;
• логический контроль объективной возможности документально
• оформленных хозяйственных операций;
• сплошное и выборочное наблюдение;
• встречную проверку документов;
• способ обратного счета, основанный на предварительной экспертной оценке материальных затрат с целью последующего определения величины необоснованных списаний сырья и материалов на производство определенных видов продукции, которые ко времени контроля имеются в наличии;
• оценку законности и обоснованности хозяйственных операций по данным корреспонденции счетов бухгалтерского учета;
• балансовые увязки движения товарно-материальных ценностей с их отражением в финансово-бухгалтерской документации.
Фактический контроль состоит в установлении действительного реального состояния объекта путем подсчета, взвешивания, обмера, лабораторного анализа и т.д. К объектам фактического контроля относятся денежная наличность, основные средства, материальные ценности, готовая продукция и другие ценности.
Приемы фактического контроля могут быть подразделены на три группы:
• инвентаризация;
• экспертная оценка квалифицированными специалистами действительного объема и количества выполненных работ, обоснованности нормативов материальных затрат и выхода готовой продукции;
• визуальное наблюдение при непосредственном обследовании складских помещений, производственных подразделений, состояния контрольно-пропускного режима.
По формам осуществления финансового контроля проводятся следующие проверки: превентивные, текущие и тематические.
Превентивные (предупредительные) контрольные проверки осуществляются на стадии предварительного контроля производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.
В превентивных проверках хозяйственных операций, отражаемых в системе бухгалтерского учета, особенно ответственна роль главного бухгалтера. Каждая хозяйственная операция, зафиксированная на материальных носителях, подлежит повторной превентивной проверке, которую осуществляет главный бухгалтер или лицо, уполномоченное им, после санкционирования руководством предприятия ее выполнения.
Одновременно с проверкой хозяйственной операции по указанным выше параметрам, также контролируемым бухгалтерией, проверяется юридически-правовая обоснованность документа, отражающего достоверность проведения хозяйственной операции, ее количественные и качественные показатели, нормы расходования ресурсов, цены на товарно-материальные ценности и объекты основных средств.
Превентивные проверки дают возможность предотвратить возникновения недостач, перерасходов и потерь средств в процессе хозяйственной деятельности предприятий, отрасли и национальной экономики в целом.
Текущие контрольные проверки проводят все контролирующие органы по вопросам, которые входят в их компетенцию. Так, банки второго уровня при текущем контроле финансирования капитальных вложений проверяют организацию строительства, обеспеченность проектной документацией строящихся объектов, внедрение передовых методов строительства и т.п.
Тематические контрольные проверки осуществляются по кругу показателей отдельной темы с использованием методов экономического анализа, средств вычислительной техники и привлечением специалистов разного профиля (не систематически, а периодически по мере возникновения потребности). Если в процессе текущего обследования применяются в основном методы фактического контроля, то при тематических проверках – планово-нормативная и договорная информация, данные бухгалтерского учета, хронометражных наблюдений и т.п.
-
|
|
|