Главная страница
Навигация по странице:

Тема Нормативные образцы личности1 Вопросы Понятие нормативный образец личности



Скачать 145 Kb.
Название Тема Нормативные образцы личности1 Вопросы Понятие нормативный образец личности
Анкор Tema_2.doc
Дата 30.04.2017
Размер 145 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Tema_2.doc
Тип Документы
#5075
страница 1 из 2
  1   2

Тема 2. Нормативные образцы личности1

Вопросы:

1. Понятие «нормативный образец личности» и «нравственный идеал лич­ности».

2. Традиционалистический образец личности (на примере Конфуция).

3. Гедонистический образец личности.

4. Аскетический образец личности.

5. Ригористический образец личности.

6. Утилитарный образец личности.

7. Нигилизм как отрицание общепринятых норм культуры.
1. Понятие «образец личности»
Нормативный образец личности можно определить сущностными характеристиками ее поведения, обусловленными не только субъектив­ностью конкретного человеческого характера, но и культурными доми­нантами эпохи. Под ними подразумеваются нравственные идеалы.

Нравственный образец личности - это воплощение морально безупречного человека, являющегося олицетворением всех добро­детелей, необходимых для конкретной эпохи, и служащим образцом для подражания. Во-первых, через нравственный образец моральное сознание оценивает существующую действительность и людей как не­совершенных, признает отсутствие каких-либо важных нравственных качеств. И, во-вторых, посредством нравственного образца моральное сознание эти качества пытается восполнить, сделав наглядным при­мером поведения.

Стремление человека к определенному идеальному проекту своей жизни всегда находило отражение в литературных источниках, фольк­лоре, юридических текстах, проповедях. Безусловно, идеал недостижим. Однако путь к нему фиксировался и превращался в норму этического поведения. Из истории человечества можно видеть типологию норма­тивных образцов личности:

* традиционалистический,

* гедонистический,

* аскетический,

* ригористический,

* утилитарный.

Отдельной страницей является нормативный образец личности, сформулированный древне­восточной мудростью (концепция «благородного мужа» Конфуция).

2. ТРАДИЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЙ ОБРАЗЕЦ ЛИЧНОСТИ

(НА ПРИМЕРЕ КОНФУЦИЯ)

В книге великого китайского философа Конфуция (551—479 до н.э.) «Суждения и беседы» («Лунь юй») затрагиваются вопросы нравственной природы человека, жизнь семьи, принципы управления. Процесс самосовершенствования личности связан, согласно его этиче­ской концепции, с уважением к старшим по возрасту, с преданностью и покорностью правителям. Человеку надо изживать в себе отрица­тельные качества (алчность, жестокость, хвастовство и др.). Внутри­семейные нормы общения должны быть перенесены на уровень всего общества. Тем самым это должно стать основой порядка и доверия народа по отношению к государству и государю. Точно зная свое место в обществе, человек действует только в соответствии с занимаемым им социальным положением.

Здесь необходимо опираться на понятие дао (путь жизни, основа всех вещей). Конфуций представляет дао как «золотую середину» человеколюбия и благородства. Управление государством находится в руках «благородного мужа»: «Благородный муж прям и тверд (не­поколебим), но не упрям». В его ценностном арсенале — преданность служебному долгу, работа на благо общества, жизнь во имя процветания народа. Конфуций говорил, что «если государь должным образом отно­сится к родственникам, в народе процветает человеколюбие». И «если государь не забывает о друзьях, в народе нет подлости». Конфуций заложил этические основы средневекового китайского воспитания и образования молодежи. Прежде всего это «пять постоянств», или «пять добродетелей»: человеколюбие, чувство долга, благопристой­ность, разумность и правдивость. Конфуций предложил такие форму­лировки «золотого правила нравственности»: «Чего не желаешь себе, того не навязывай другим», «Побуждай людей к тому, в чем желаешь продвинуться сам».

Конфуций основал в Китае первую частную школу. История при­писывает ему 3000 учеников. Два этапа обучения составляли педаго­гическое кредо этого моралиста. На первом ребенок знакомился с нравственностью, музыкой, письмом и арифметикой. На втором постигал искусство безупречного поведения (добродетель), политику и управление, затем литературу и язык.

Приведем мудрые советы этого философа-моралиста: «Полезных друзей 3 и вредных 3. Полезные друзья — это друг прямой, друг искрен­ний и друг много слышавший. Вредные друзья — это друг лицемерный, друг льстивый и друг болтливый (краснобай)»; «При виде достойного человека думай о том, чтобы сравняться с ним, а при виде недостойного, исследуй самого себя (из опасения, как бы у тебя не было таких же не­достатков)»; «Когда слова утрачивают свое значение, народ утрачивает свою свободу»; «Будучи вне дома, держите себя так, словно вы при­нимаете гостей. Пользуясь услугами людей, ведите себя так, словно совершаете торжественный обряд. Не делайте другим того, чего себе не пожелаете. Тогда ни в государстве, ни в семье не будет недовольных».

Китайский философ Конфуций нравственный идеал соотнес с поня­тием «благородного мужа» («цзюнь-цзы»). Оно предполагает два взаимодополняемых смысла: принадлежность к аристократии и чело­веческое совершенство. Принадлежность к аристократии сама по себе еще не является гарантом человеческого совершенства, ибо для этого необходима упорная духовная работа над собой. Однако и для просто­людина не закрыта дорога к человеческому совершенству. И в то же время более высокое положение в человеческой и социальной иерархии требует более высокого уровня нравственной ответственности.

Благородный муж — соединение всех высоких качеств, идеальная личность. В первую очередь благородный муж имеет «жень» — «чело­веческое начало», означающее «милосердие», «человеколюбие», «гу­манность».

«Благородный муж» стремится познать правильный путь — «дао». «Благородный муж» всегда соблюдает принцип «сяо» и ритуал «ли» (церемонии) — конкретные нормы и образцы общественно до­стойного и ответственного поведения. Они являются нравственным мерилом поведения, оптимальной дистанцией во взаимоотношениях между разными по возрасту и социальному статусу людьми, обеспечи­вающим их согласное существование в обществе.

«Благородный муж» имеет высокий уровень воспитанности («вэнь»), культуры и образованности. Это нравственно самостоятельная личность, целью которой является постоянное самосовершенствование и упорный труд над собой.

У «благородного мужа» ровные отношения с людьми, он не судит их и заимствует у окружающих только лучшее.

«Благородный муж» заботится о том, чтобы его слова не рас­ходились с поступками. Поэтому он сначала осуществляет задуманное, а потом говорит об этом.

В учении Конфуция идеальной личности противостоит «низкий человек» («сяо жень»). Он думает только о том, как бы извлечь собствен­ную выгоду — представления о человеческом приличии и достоинстве, необходимость следовать ритуалу не стали для него определяющими мотивами поведения. «Низкий человек» — своевольный, грубый и не­воспитанный, он судит других людей и предъявляет к ним требования, а в общении склонен к раздорам и даже может дойти до разбоя.

В разное время нравственный идеал находил и сейчас находит свое воплощение в конкретных персонах. Прежде всего это были и есть религиозные образы — Будды, Христа, а также вымышленные литера­турные, художественные, исторические герои или реальные личности. Именно они позволяют оценивать человеку свои качества и поведение, стимулируют его активность, указывают человеку перспективу и цели саморазвития и самосовершенствования. Моральные идеалы объединя­ют воедино моральные нормы, принципы, моральные качества человека относительно более высокой цели, которой они служат. «„Благородный муж" живет в согласии с другими людьми, но не следует за другими людьми, низкие натуры следуют за другими людьми, но не живут с ними в согласии», — говорил Конфуций.

3. ГЕДОНИСТИЧЕСКИЙ ОБРАЗЕЦ ЛИЧНОСТИ
Гедонизм — этическое направление, утверждающее наслаждение, стремление к счастью, полноценному раскрытию возможностей тела и духа как высшее благо. Примером являются воззрения Эпикура.

Эпикур (341—270 до н.э.) — древнегреческий философ. Основал в Афинах философскую школу (эпикурейство). Этический девиз Эпи­кура — живи уединенно. Цель жизни — отсутствие страданий. Сами удовольствия не являются злом, но часто порождают беспокойство, страдание: «Не следует насиловать природу, следует повиноваться ей... необходимые желания исполняя, а также естественные, если они не вредят, а вредные сурово подавляя».

Удовольствие, по Эпикуру, состоит в философской отрешенности от всего суетного, преходящего. Поэтому удовольствие как принцип эти­ки у Эпикура выражается не в пьянстве или обжорстве, а в умеренности. «Когда мы говорим, что благо — наслаждение, — пишет Эпикур, — то это не указание на обжор и лентяев, ветреников и прощелыг, которые игнорируют или не понимают нашего учения. Мы говорим и указываем на отсутствие телесного страдания, беспокойства. Это не непрерывные празднества, не томление младых дев, не все то, чем изобильный стол нас искушает, но трезвое обсуждение, доискивающееся последних причин каждого акта выбора или отказа, которое разоблачает все фальшивые мнения, от коих все душевные треволнения исходят». Страх перед смертью, согласно Эпикуру, также связан с «фальшивым мнением» о ней. «Бояться смерти, — учил Эпикур, — нет никаких оснований. Ведь со смертью мы практически не встречаемся: когда мы есть, ее еще нет, а когда она есть, нас уже нет»1.

Эпикур считал, что счастье бывает двух родов: «высочайшим, кото­рое уже нельзя умножить», и другое, которое «допускает и прибавление, и убавление наслаждений». Первое свойственно богам, второе — людям. Эти идеи получили развитие в виде разграничения между земным сча­стьем и потусторонним блаженством.

Дальнейшее развитие гедонистический образец личности полу­чил в эпоху Ренессанса, когда формировалась гуманистическая этика, провозгласившая право на естественные приобретенные от природы потребности и склонности человека. В русле указанной философии формировались взгляды Мишеля де Монтеня. Его мировоззрение К. Маркс и Ф. Энгельс охарактеризовали как «жизнерадостное свободо­мыслие».

Мишель де Монтень (1533—1592) — крупный французский мысли­тель и писатель. На этико-философскую доктрину Монтеня оказали влияние Сократ, Сенека, Эпикур. В своем главном труде «Опыты» он обратился к изучению природы человека. Его творчество проникнуто гуманистическим скептицизмом. «Изумительно суетное, поистине непостоянное и вечно колеблющееся существо — человек, — писал Монтень. — Нелегко составить себе о нем устойчивое и единообразное представление». Монтень понимает, что жизнь во всей ее сложности и противоречивости не может вписаться ни в одну из «доктрин», раз­работанных кабинетными учеными. Он опирается на известный тезис Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю». Познание начинается с удив­ления, а его финалом становится приобретенный опыт. Скептицизм Монтеня представляет собой отказ от излишней самоуверенности и преклонения перед «общим мнением».

«Нравственный идеал, по Монтеню, в том, чтобы жить согласно разуму: если страдание, наслаждение, любовь, ненависть подчиняются разуму, возникает добродетель, а все прочее — царствовать, накоплять богатства, строить — все это, самое большее, дополнения и довески»... Монтень призывает к умеренности в удовольствиях: «Невоздержан­ность — чума для наслаждения»... Монтень считает, что воспитатель должен учить не отдельным конкретным знаниям, а пониманию существа дела. Надо, чтобы заучиваемое стало «собственностью» ученика. Основная цель воспитания, по Монтеню, состоит «не в под­готовке узкого специалиста, а в формировании личности»1. Монтень привнес в этику новый гуманистический нравственный принцип, заключающийся в разумной и добродетельной жизни. Философ не запугивает человека ужасами загробной жизни. Он декларирует иную добродетель — «простую, торжественную, любвеобильную, кроткую, но вместе с тем и мужественную, питающую непримиримую ненависть к злобе, неудовольствию, страху и гнету». Единство души и тела, физи­ческого и духовного начал — это и есть составляющие блага и счастья человека.

Вот некоторые афоризмы этого замечательного философа: «Убеж­дение может быть достаточно сильным, чтобы заставить людей отстаи­вать его даже ценой жизни», «Когда судят об отдельном поступке, то прежде чем оценить его, надо учесть разные обстоятельства и принять во внимание весь облик человека, который совершил его».

Следует отделять гедонизм от беспринципной погони за исклю­чительно чувственными наслаждениями, что нередко оборачивается аморализмом, цинизмом и крайностями анархизма. Например, в учении Спинозы говорится о единстве тела и души. Эти две ипостаси стремятся к самосохранению и познанию мира. Это может способствовать огра­ничению страстей (аффектов).

Бенедикт Спиноза (1632-1677) - нидерландский философ. Эти­ку он считал главной целью философии. В «Этике» (так называется центральное произведение Б. Спинозы) он выделяет одним из объектов исследования аффекты — бурные душевные волнения, эмоциональные вспышки. Они опасны в своих крайних проявлениях: гордыня, зависть, ненависть, скупость, страх. «Все хорошие страсти имеют такой характер и природу, что мы не можем без них существовать и сохраняться, и они как бы принадлежат нам существенно, как любовь, желание и все, что свойственно любви, — пишет Б. Спиноза. — Но дело обстоит совершен­но иначе с теми, которые дурны и должны избегаться нами, так как мы без них не только можем существовать, но именно тогда только, когда освободились от них, становимся такими, какими должны быть».

Нравственным идеалом человека для Спинозы был мудрец, сво­бодный человек, который достигает душевного удовлетворения в бес­конечном процессе познания себя и природы вещей.

Благодаря интеллектуальному познанию, обуздывающему страсти, человек у Спинозы становится поистине свободным. Причем именно Спинозе принадлежит определение свободы как познанной необходи­мости. Со времен Спинозы это понимание свободы противостоит ее вульгарному пониманию как возможности делать то, что захочется. По­следнее, по сути дела, является произволом. Более того, с точки зрения Спинозы, находясь во власти дурных страстей и неадекватных идей, человек наиболее зависим. Такому зависимому состоянию Спиноза как раз и противопоставляет власть адекватной идеи и высшей страсти — интеллектуальной любви к Богу. Именно в этом состоянии человек, согласно Спинозе, подлинно свободен, хотя и действует в соответствии с необходимостью.

Вспомним следующие слова мыслителя: «Бесстыдство есть не что иное, как лишение стыда или отказ от него не на основании разума, но или от незнания стыда, как у детей, дикарей и т.д., или оттого, что человек, к которому относились очень пренебрежительно, решается на все без разбора».

Людвиг Фейербах (1804-1872) - немецкий философ-материа­лист. Он выступил с критикой религии, ибо люди создали учреждения культа из-за страха перед природой. Бог - это фантастический образ в сознании людей, который в определенной степени отражает их соб­ственную сущность.

Исходя из своих ощущений, человек стремится к счастью. Пред­ставления о добре вызываются чувствами радости, восторга, удо­вольствия, наслаждения, а о зле - чувствами боли, утраты, унижения, оскорбления. Каждый человек стремится к личному счастью, но данное эгоистическое стремление должно быть разумным.

Способ ухода от крайнего индивидуализма в этике Фейербаха связан с тем, что нравственность предполагает не только наличие «Я», но и его контакты с другими людьми. Иными словами, стремление к счастью для одного неотрывно от счастья его близких. Искусство, религия, философия выступают в виде обнаружения «истинной челове­ческой сущности». «Человеческая сущность» раскрывается в «единстве человека с человеком», «в единстве „Я и Ты"».

Основное человеческое качество — любовь. Она представляет собой универсальный закон природы, и поэтому должна стать первым законом человека. Любовь человека к человеку создает нравственную атмосферу, в которой синтезируются счастье и долг. В половой любви реализуется вечное стремление к счастью, ибо «где нет любви, там нет и истины. Только тот представляет собой нечто, кто любит». Таким образом, этическая система Фейербаха — это этика любви. Указанный тезис подтверждают следующие мысли философа: «Только муж и жена вместе (курсив наш. - Авт.) образуют действительного человека; муж и жена вместе есть бытие рода, ибо их союз есть источник множества, источник других людей».

Итак, гедонистический образец личности противоположен аскети­ческому; предпринимается попытка осмыслить амбивалентную природу человека.

4. АСКЕТИЧЕСКИЙ ОБРАЗЕЦ ЛИЧНОСТИ
Аскетизм — ограничение, подавление чувственных желаний (умерщвление плоти). Вслед за культурой человеческого тела, сво­бодных диалогов Платона, научного полета мысли Архимеда пришло время молитвы, покаяния, созерцания духа, а не плоти. Скульптура — наиболее распространенный в античности вид искусства, уступила место более возвышенной и менее плотской (с христианской точки зрения) форме творчества — иконописи. Цель аскетизма — достижение свободы от материальных потребностей, сосредоточенность духовного пространства. Например, монашество предусматривает аскетизм свя­щеннослужителей (посты, безбрачие, самоистязание, уединенный образ жизни) и создает вокруг них ореол святости.

Главенство души над телом, веры над разумом составляет осо­бенность эпохи Средневековья. Философия считалась «служанкой бо­гословия» (Иоанн Дамаскин). Идеалом являлся не свободно мыслящий человек, а монах-аскет, связывавший все происходящее в мире с боже­ственной волей. Крупнейший систематизатор религиозно-философской средневековой традиции Иоанн Дамаскин (ок. 675—750) утверждал, что истинная мудрость есть Бог.

Аврелий Августин Блаженный (354—430) — христианский бого­слов, уверенный в том, что вера предшествует знанию. «Откуда я при­шел сюда?», «Наступило ли младенчество мое вслед за каким-то другим умершим возрастом моим?», «Был ли я где-нибудь, был кем-нибудь?» — вопросы о происхождении души волновали этого философа и моралиста до конца дней. Об этом он рассуждает в своей «Исповеди» — богослов­ском сочинении, написанном в форме разговора с Создателем: «Тесен дом души моей, чтобы войти туда: расширь его. Он обваливается, обнови его. Есть в нем, чем оскорбиться взору Твоему: сознаюсь, знаю, но кто приберет его?..» В трактате «О свободном решении» Августин выстраи­вает следующую этическую систему: человек обладает моральной сво­бодой поступать по-доброму или по-злому. Источником мирового зла, таким образом, становится не Бог, а злая воля. Высшая справедливость в итоге воздает каждому по его заслугам. На современное общество Августин смотрел скептически. «Море, горькое от соли, мятущееся от бурь, — символ этого мира», — пишет он. Христос — наша надежда в этом мире: «Уловленные в море сетями веры, возрадуемся, что мы плывем по нему в этих сетях; хотя и свирепствует буря, но сети эти притянут нас к берегу». Берег, таким образом, — это переход из этого мира в мир иной. Блаженный Августин жил в эпоху потрясений, катаклизмов. В 410 г. Аларих I, король вестготов, захватил и разграбил Рим. Падение Вечного города было воспринято как конец прошлого, разрыв связу­ющего звена истории. В это время Августин пишет сочинение «О граде Божьем». Здесь он противопоставляет два вида человеческой общности. Первая («град земной») — это государственность. В нем все основано на любви к себе. Политиков, государственных мужей христианский философ называет «шайкой разбойников». «Град земной» — это пре­зрение к Богу, его законам. «Град Божий» — антитеза «града земного». Духовная общность — его основа. Любовь к Богу возвышается в нем над эгоизмом, себялюбием, алчностью. Августин проповедовал ненасилие: «Значение любви состоит в том, чтобы человек желал ближнему того же самого добра, какого желает и себе самому, и не желал ему того зла, какого не желает себе».

Фома Аквинский (1226—1274) — другой выдающийся христиан­ский мыслитель. Он написал около 40 трудов. Фундаментальными при­нято считать трактаты «Сумма теологии» и «Сумма против язычников». Фома Аквинский считал, что познание истины возможно как с помощью чувств, так и посредством абстрактного мышления. Человек наделен двумя типами интеллекта: первый — пассивный, который усваивает опыт, второй — активный, он является источником познания. Сущность человеческой личности составляет бессмертие. «Цель нашей жизни, — говорит Фома Аквинский, — это мышление и стремление к познанию мира». Главное условие человеческой жизни — наличие морального закона, данного божественным откровением и поддерживаемого верой. Совесть в этической концепции этого моралиста есть акт оценки чело­веческих деяний в аспекте их отношения к добру и злу.

Под бытием Фома Аквинский понимал христианского Бога, со­творившего мир. Человеческая душа, не будучи связанной с материей, не погибает со смертью тела. Она — это двигатель тела и его форма. У человека есть возможность быть тем или иным, но душа зависит от Бога, нуждается в его воле. Поскольку Бог — первопричина всего, то человек в рамках своей жизнедеятельности советуется с Богом, реализуя свободную волю как добрую волю. В этом ключе надо рассматривать и его этико-педагогическую концепцию. Фома Аквинский выделяет два способа обучения. Первый — «через открытие», когда человек самостоя­тельно познает естественные законы. Второй — «через наставление», (посредник, учитель христианской морали, помогает человеку разо­браться в тайнах бытия, открывает ему путь к знанию).

Гуманисты эпохи Возрождения противопоставили христианскому аскетизму земное благополучие человека, полное и разумное наслаж­дение радостями жизни. Такое направление в христианской церкви, как протестантизм, опиралось на потребности зарождавшегося класса предпринимателей (буржуазии). Коммерческая польза, выгода, трезвый расчет — все это стало новыми основами жизни человека. При этом средневековый аскетизм эволюционировал в «буржуазную бережли­вость» (Ф. Энгельс). В то же время среди представителей аскетизма было немало людей, много сделавших для своего отечества: Феодосии Печерский, древнерусский писатель, игумен Киево-Печерского мона­стыря; митрополит Иларион, древнерусский писатель, автор «Слова о законе и благодати»; Сергий Радонежский, преобразователь русско­го монашества, игумен Троицкого монастыря; Александр Пересвет и Родион Ослябя, монахи Троицкого монастыря, герои Куликовской битвы; Андрей Рублев, русский иконописец; Нил Сорский, основатель и глава нестяжательства в России; протопоп Аввакум, глава русского старообрядчества; Серафим Саровский, один из наиболее почита­емых Русской православной церковью святых; Константин Леонтьев, русский философ-консерватор; Иоанн Кронштадтский, русский про­поведник и духовный писатель. Они доказали, что подвиг аскетизма не может быть отдален от простых людей и не должен быть слишком недосягаем. Иначе свою функцию ориентира он выполнить не сможет. Неслучайно воплощение нравственного совершенства и безупречности для христиан — Иисус Христос — богочеловек, соединяющий в себе как божественную, так и человеческую природу.
  1   2
написать администратору сайта