Главная страница
Навигация по странице:

Реферат ОГП. 1. Цели и задачи моральнопсихологического обеспечения при приведении войск в различные степени боевой готовности. 3



Название 1. Цели и задачи моральнопсихологического обеспечения при приведении войск в различные степени боевой готовности. 3
Анкор Реферат ОГП.doc
Дата 04.05.2017
Размер 77 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Реферат ОГП.doc
Тип Документы
#7576



Оглавление


Оглавление 2

1. Цели и задачи морально-психологического обеспечения при приведении войск в различные степени боевой готовности. 3

2. Особенности морально-психологического обеспечения в различных видах боевых действий. 4

3. Формы и методы работы офицеров при приведении частей в различные степени боевой готовности и в боевой обстановке. 7

4. Вывод. 9

Библиографический список 11


1. Цели и задачи морально-психологического обеспечения при приведении войск в различные степени боевой готовности.


Основными целями морально-психологического обеспечения могут быть:

- формирование и поддержание высокого боевого духа, устойчивого морально-психологического состояния личного состава;

- создание благоприятных условий для реализации морально-психологического и физического потенциала военнослужащих в боевой обстановке;

- достижение морального превосходства над противником для безусловного выполнения боевой задачи.

Все эти цели предполагают формулирование основных задач морально-психологического обеспечения деятельности войск, решение которых будет способствовать формированию готовности лич­ного состава к боевым действиям, достижению сплоченности кол­лективов, укреплению дисциплины и законности. Особое внимание следует уделить моральному превосходству над противником, уверенности в мощи своего оружия и военной техники.

Очевидно, что цели и задачи морально-психологического обеспечения позволяют в качестве организационного средства их реализации выделить его тактические и оперативные составляющие. На­пример, в звене подразделение – часть основными компонентами морально-психологического обеспечения могут быть информационно-воспитательная, социально-правовая, культурно-досуговая работа и другие мероприятия непосредственной подготовки личного состава.

В оперативном звене наиболее характерными могут быть такие
виды деятельности, как социально-психологическое обеспечение,
противодействие информационно-психологическим мероприятиям противника и другие.

До недавнего времени морально-психологическую сторону про­цесса в отдельный массив не выделяли. Ранее традиционно рассмат­ривались общие основы или принципы воспитания: воспитание в про­цессе ратного труда, воспитание в коллективе, индивидуальный подход, сочетание требовательности с уважением личного достоинства подчиненных, опора на положительный опыт, преемственность воспитательных воздействий и другие. В настоя­щее время они не потеряли свою актуальность и значимость. Но упор все-таки больше делается именно на морально-психологические основы. Почему?

Во-первых, мораль, нравственность - это исторически сложив­шиеся принципы, обычаи, традиции, в которых выражается отношение к Родине, труду, собственности, долгу и т.д. Они вырабатываются веками, осознаются и воспринимаются людьми, обретая силу привыч­ки.

Во-вторых, важнейшей опорой воинского воспитания является психология воинской деятельности. Она исследует закономерности развития и проявления психологических особенностей личности вои­на и воинских коллективов в условиях мирного и военного времени. Без учета этих закономерностей, без глубокого изучения психических процессов, свойств, состояния людей невозможно эффективно на них влиять.

Следовательно, морально-психологические основы представляют собой консолидацию ведущих идеи воспитания, их целевых устано­вок с реальными возможностями и потенциалом личности военнослу­жащего.

2. Особенности морально-психологического обеспечения в различных видах боевых действий.


Проводимые в разных странах исследования убедительно сви­детельствуют о неуклонном росте в боевой обстановке психических травм личного состава. Так, если в период второй мировой войны они составляли 6-7% всех потерь, то в локальных войнах послед­него десятилетия достигли уже 25%. Это объясняется небывалой напряженностью современных боевых действии, их скоротечностью, массированным применением различных видов оружия, в том числе зажигательного и высокоточного. Становится очевидным, что в современных условиях значение психологической закалки военнослужащих в процессе обучения и воспитания трудно переоценить.

И, тем не менее, еще не везде у нас понимают важность психо­логической подготовки, а порой проявляется даже ее недооценка. Скажем, к созданию на занятиях и учениях обстановки, максимально приближенной к боевой, руководители подходят однобоко, упуская из виду мероприятия, способствующие повышению морально-боевой устойчивости как рядового и сержантского, так и офицерского состава. Но ведь это не дань "моде", а острая необходимость.

Не случайно во многих армиях считают, что на моральное состояние личного состава прежде всего влияют уровень боевой выучки, степень владения вооружением и боевой техникой, состояние воин­ской дисциплины. Хотя и материальное обеспечение не сбрасывают со счетов. "Укрепление морального состояния войск, - говорится и в одном из наставлений армии Великобритании, - является важнейшей задачей боевой подготовки. Моральная устойчивость войск складывается из дисциплины, боевого духа, воли к победе, самообладания, чувства собственного достоинства, преданности долгу, высокого сознания чести".

Подводя итоги операции "Буря в пустыне", главнокомандующий американскими силами в Персидском заливе генерал Шварцкопф под­робно остановился на действиях командиров, специальных сил пси­хологической обработки, военных психологов по морально-психологи­ческому обеспечению боевых подразделений, частей и отметил действенность проведенных ими мероприятий, во многом обеспечивающих успех.
Психологическое обеспечение сводится к специальной деятельнос­ти, нацеленной на поддержание высокой психологической активности
военнослужащих в ходе боевых действий или выполнения учебно-боевых задач. В частности, различными приемами снижается излишнее напряжение и устраняются отрицательные психологические последст­вия неудач, аварий, происшествий. Кроме того, принимаются меры к быстрейшему восстановлению психического равновесия, самоконт­роля.


Так что же такое боевая деятельность и каково ее психологи­ческое содержание?

Боевая деятельность - это проявляемая активность при дости­жении целей вооруженной борьбы.

Боевая деятельность весьма специфична по своим целям и за­дачам, условиям, средствам, трудностям, психологическому содер­жанию. Она имеет свои психологические закономерности, определен­ную внутреннюю структуру, цели, мотивы, способы, через которые на ее течение оказывает влияние ряд факторов: военно-политический, идеологический, военно-технический, а также проводимая в бою воспитательная работа и боевая и психологическая подготовка.

На психологическое содержание и структуру боевой деятельности накладывает отпечаток то, что в бою решаются сложные задачи, связанные с опасностью для жизни, уничтожением ценностей, огром­ными разрушениями, потерями в людях и технике, различного рода лишениями и неудобствами. Ведение боя сопряжено с повышением моральной и юридической ответственности за точное исполнение обязанностей, требует крайнего напряжения всех сил воинов.

Характер современного боя и новое оружие усложнили боевую деятельность, вызвали повышенные моральные и психологические трудности в процессе достижения целей вооруженной борьбы. Поэто­му особенно актуальным является выявление психологических усло­вий эффективности и надежности боевой деятельности воинов, особенностей проявления в бою психологического фактора. Для военной теории и практики важно знать, как влияет воина, бой на психику людей, как управлять их поведением в боевой обстановке, пре­дупреждать и преодолевать неуверенность, страх и побуждать к умелым и самоотверженным действиям. Изучение боевой деятельности помогает понять сущность и условия психологической устойчивости и готовности воинов к боевым действиям, пути создания психоло­гических моделей современных боевых действий.

Каждая боевая задача в психологическом отношении состоит из трех этапов - подготовительного, выполнения и заключительного. Проявление психических процессов, состояний и свойств солдата и командира, а также руководства, проведение непосредственной морально-политической и психологической подготовки на каждом этапе имеют свои особенности.

Подготовительный этап охватывает период деятельности воинов от момента получения боевой задачи до начала ее практичес­кого выполнения.

Приказ, как общеобязательное требование, разносторонне воздействует на психику и деятельность воинов. После получе­ния боевой задачи у них возникают различные психические состоя­ния, активизируются мотивы поведения, познавательные, эмоцио­нальные и волевые процессы, свойства личности, их опыт и мас­терство.

Этап выполнения боевой задачи охватывает период от начала конкретных действий, направленных на реализацию поставленной в приказе цели, до момента полного ее достижения. В данный период воины не просто осуществляют оформившиеся при подготовке к бою установки, стремления, принятые решения и планы. С началом боя появляются новые трудности и непредвиденные препят­ствия. Психическая регуляция при ведении боя приобретает новые черты. На деятельность и субъективное состояние каждого воина, выполняющего свои обязанности, накладывают отпечаток опасности, динамичность, решительность и напряженность боя, его большой пространственный размах и высокоманевренный характер.

На заключительном этапе боя проявление психики и поведение воинов зависят от его результата, длительности и напряженности, понесенных потерь, работы, которую проводят в подразделениях командиры и воспитатели. На состояние психики и поведение людей после боя влияет обстановка непосредственной или потенциальной опасности, стоящей перед ними.

Итак, обстановка современного боя предъявляет высокие требования к моральному духу воина, для эффективной деятельности воина в современном бою необходимы:

- высокий уровень мотивации поведения при выполнении поставленных задач

- прочность морально-боевых качеств;

- высокое боевое мастерство;

- способность к быстрому вхождению в боевую обстановку;

- умение преодолевать отрицательное влияние различных форм трудностей и мнений;

- сплоченность воинского коллектива;

Одним из важнейших условий эффективности деятельности воинов и боевых коллективов в бою является своевременное и непрерывное управляющее морально-психологическое воздействие командира и воспитателя на их поведение.

Данные о влиянии боевой обстановки на психику и боевые дей­ствия бойцов и боевых коллективов, о видах психических реакции и состояний, возникающих в бою, позволяют детально определять задачи и пути психологической подготовки личного состава к боевым действиям.

3. Формы и методы работы офицеров при приведении частей в различные степени боевой готовности и в боевой обстановке.


Современный бой, даже с применением лишь обычных средств поражения, оказывает сильное воздействие на психику воинов. Не так-то просто идти в атаку за разрывом своих снарядов или бороть­ся с танками противника, находясь в обороне. Каждый командир обязан помнить об этом и стремиться приближать любое занятие к условиям реального боя. Но как бы ни была похожа обстановка на боевую, она психологически не одинаково воспринимается воином в сравнении с реальной. На учении солдат не видит убитых товарищей, не слышит стона раненных. Поэтому-то все окружающее он воспринимает со зна­чительной долей условности, которая затрудняет решение учебных и воспитательных задач. Полностью преодолеть это чувство, конеч­но, нельзя, но ослабить его влияние необходимо.

Прежде всего каждый командир обязан неустанно бороться с упро­щенством и послаблениями, умело выбирать время и место тактичес­кого занятия или учения. Необходима вдумчивая и всесторонняя под­готовка руководителя, так чтобы каждый учебный вопрос отрабаты­вался в новой, сложной обстановке. При выполнении различных так­тических задач надо постепенно наращивать психические и физичес­кие нагрузки. Для формирования у обучаемых верного представления о реальной обстановке не менее важно умело применять средства имитации. Встречается порой и такие командиры, которые перенасы­щают занятия мерами психологического воздействия на людей, упус­кая из виду, что такого рода злоупотребления, особенно при обу­чении молодых солдат, могут привести к появлению у них боязливости, малодушия.

Арсенал приемов, способствующих ускоренному формированию нуж­ных боевых и психологических качеств у воинов, достаточно широк. Здесь и сокращение сроков выполнения задач при недостатке инфор­мации, и встреча непредвиденных препятствий и заграждений в про­цессе учебного боя, и выполнение функциональных обязанностей в сложных погодных условиях, при длительной активной работе в средствах защиты или полной изоляции от коллектива. В укрепле­нии психологической устойчивости военнослужащих существенное значение имеет система обучения их выполнению в различных экстремальных условиях.

Отсутствие опыта альтернативной работы с людьми привело к крайне низкой результативности в борьбе с негативными явлениями в воинских коллективах. Приходится многое переосмысливать и принимать решения уже в процессе работы с личным составом, при­чем в сложных условиях военного строительства с учетом ряда объективных и субъективных факторов. К наиболее характерным из них можно отнести следующие:

- отсутствие механизма практической реализации государственной идеи о необходимости и высокой общественной значимости защиты Отечества;

- потеря прежних нравственных ориентиров, идеалов и неопределенность новых, обусловленных возникновением идеологического вакуума;

- отставание воспитательной работы, как основополагающего ком­понента морально-психологического обеспечения, от доминирующих в армии и на флоте процессов, связанных с их реформированием;

- потеря чувства социальной значимости и престижности защитника Родины;

- сложные социально-бытовые условия, в которых оказались офицеры, прапорщики, весь личный, состав.

Жизнь заставляет возвращаться к этим проблемам по мере того, как усугубляются последствия поверхностного к ним отношения. Можно предположить, что морально-психологическое обеспечение призвано охватить практически всю духовную сферу воинской деятельности, все уровни психики военнослужащих и гражданского персонала. Конечной целью такой деятельности должно быть надежное функционирование военнослужащих в экстремальных условиях воинской службы в мирное время и в боевой обстановке.

Результаты проведенного в войсках исследования показали, что морально-психологическое обеспечение есть специфическая деятель­ность командиров, штабов, воспитательных органов по целенаправленному воздействию на сознание и психику личного состава в це­лях Нормирования моральной готовности к безусловному выполнению поставленной задачи в мирное и военное время в любых условиях обстановки, а также психологической устойчивости.

Большое влияние на боевую активность и самоотверженность воинов оказывает осознание ими справедливости целей войны, зна­чимости выполняемых ими задач, а также воздействие коллектива, пример поведения и слова командира, товарищей по оружию, боевые успехи. Эти факторы активизируют моральные и психологические качества, поднимают уровень мотивации и укрепляют боевой дух воинов, повышают устойчивость и эффективность их боевой деятель­ности.

Особенно сильное положительное влияние на психику воинов в бою оказывает личный пример командира. Проявление командиром невыдержанности, малодушия может мгновенно и резко отрицательно сказаться на психическом состояние и поведении подчиненных, и, наоборот, решительность действии, самообладание, твердость, уверенность офицера помогают подчиненным в сложных условиях проявлять инициативность, смелость, храбрость, мастерство.

Сильное влияние слова и примера мужественного поведения командира, а также товарищей по оружию на психику и деятельность воинов в условиях боя объясняется тем, что они возбужда­ют нравственные чувства, мышление и воображение, активизиру­ют прежний опыт, взгляды, убеждения, идейные мотивы.

4. Вывод.


ТАКИМ ОБРАЗОМ:

На основании изложенного можно выделить некоторые наиболее типичные приемы управления поведением подчиненных со стороны командира в процессе ведения боя:

- своевременная постановка новых задач, внесение ясности в си­туации, указание лучших способов действии;

- обеспечение непрерывного, активного и контролируемого ведения боевых действии;

- поддержание у подчиненных на высоком уровне чувства долга, патриотизма, ненависти к врагу, чувства коллективизма;

- оказание поддержки подразделениям и отдельным воинам, попав­шим в трудное положение;

- личный пример, мужества, выдержки, дисциплинированности;

- проведение целесообразной расстановки боевого актива.

Преодолеть возникшую у того или иного воина крайнюю напря­женность можно путем переключения его на привычные действия, от­влечения внимания от объекта, вызвавшего тяжелое состояние внушения уверенности, обострения чувства долга, товарищества.

Конечно, морально-психологическое состояние личного соста­ва зависит не только от воспитательной работы, но и от многих других факторов и условий деятельности всех должностных лиц, т.е. система воспитания личного состава необходима, но она должна быть лишь частью системы воздействия на сознание и пси­хику военнослужащих, так как не может решать все проблемы подготовки сознания, морали, психики людей к воине. Поэтому необхо­димо говорить не просто о моральном факторе в воспитательной работе, а о самостоятельном виде обеспечения деятельности войск как в мирное, так и в военное время, т.е. морально-психологическом обеспечении.

Библиографический список


1. Боевой устав Сухопутных войск. Часть 1 (дивизия, бригада, полк).

2. Бублик Л.А., Черных И.И. Морально-психологическое обеспечение деятельности частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации. - М.: ГАВС, 1994.

3. Добровольская М.К. Морально-психологическое обеспечение деятельности войск (сил) Военная мысль, 1995, №2.

4. Содержание и организация морально-психологического обеспечения боевых действий. Учебное пособие. - М.: ГАВС, 1994.

5. Азаров В.М. Морально-психологическое обеспечение личного состава Объединенной группировки войск (сил) в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе. Военная мысль. – 2000. № 5.

6. Гареев М.А. Некоторые проблемы подготовки Вооруженных сил к локальным войнам. Военная мысль. – 2000. № 1.

7. Зеленков М.Ю. Система морально-психологического обеспечения деятельности Вооруженных Сил. Военная мысль. – 2000. № 6.


написать администратору сайта