Навигация по странице:
|
Тема 1 Экономика. Тема введение в экономическую теорию предмет, цели и задачи экономической теории
Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
1. Предмет, цели и задачи экономической теории
Экономика – особая сфера общественной жизни. Главное назначение экономики состоит в создании богатства, способного удовлетворять материальных потребности людей. Люди не только участвуют в экономических отношениях, но и направляют свои усилия на то, чтобы понять природу этих отношений и законы их развития. Поэтому и возникла экономическая наука.
Определение предмета экономической теории или «экономики» как научной дисциплины претерпело в ходе исторического развития значительные изменения. Первоначально возникнув в античном обществе как «экономия» – наука о домоводстве или домашнем хозяйстве, в средневековый период экономика во многом превратилась в науку о богатстве, в науку о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.
Но, разумеется, ни античный мир, ни средневековое общество не обладали экономической теорией в строгом смысле этого слова: экономические знания носили характер нормативных (т.е. предписывающих определенную линию поведения) представлений об отдельных сторонах человеческой деятельности.
Лишь XVIII век был ознаменован появлением первой целостной экономической концепции, не только предписывающей, но и аналитической. Однако превращение экономики за прошедшие с этого момента столетия в зрелую научную дисциплину, не привело к полной унификации точек зрения на то, что же представляет собой предмет экономической теории.
В XVIII в. рядом экономистов, в том числе Кокленом, была высказана мысль о том, что предметом политической экономии (экономической теории) являются общественные отношения, создаваемые трудом, и законы, которым этот труд подчинен. Наибольшее распространение она получила среди русских экономистов начала XX в. Многое для этого сделал Г.В.Плеханов. Он не только определил предмет политической экономии как науки о развитии производственных отношений, но и внес существенное уточнение, различая собственно производственные отношения – социально-экономические, имущественные, отношения собственности, и отношения производственно-организационные, относящиеся к общественной организации производительных сил, и выделяя противоречия внутри системы общественных отношений производства.
У представителей первой школы политической экономии – меркантилистов, отражающих интересы торговцев эпохи первоначального накопления капитала, предметом научных исследований было богатство. Источником богатства объявлялась торговля, само же богатство отождествлялось ими чаще с деньгами.
Школа физиократов перенесла предмет политической экономии национальное богатство из сферы обращения в сферу производства. Это было величайшим достижением экономической науки, хотя они ошибочно считали источником «богатства» только сельское хозяйство.
Представители английской классической школы политической экономии расширили ее предмет до исследования условий производства и накопления (А. Смит), а также распределения (Д. Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства, куда включались: промышленность, строительство, сельское хозяйство, лесное хозяйство и др.
Аналогичного мнения о предмете политической экономии придерживаются и отдельные современные западные экономисты, рассматривая ее как науку о производстве, распределении и потреблении национального богатства. Но понимание последнего в процессе исторического развития экономической мысли менялось. Первоначально национальное богатство представляли в виде денег, затем в виде результата производства, а сегодня в национальное богатство включают и самого человека, его интеллект, информацию как источники будущего общества.
В известном учебнике П. Самуэльсона «Экономикс» среди множества определений предмета экономической теории указывается, что экономике – наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей.
Еще раньше А.Маршалл определял предмет экономической теории, или политической экономии как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества: исследование богатства и частично человека, точнее, стимулов к действию и мотивов противодействия. В таком определении подчеркивается роль человека в экономике.
В современной экономической литературе распространено понимание предмета экономической теории как изучение «редкости», ограниченности ресурсов. Так, Дж. Робинсон пишет, что политическая экономия – это наука, которая изучает поведение людей как связь между целями и ограниченными средствами, имеющими альтернативные пути применения.
Все определения экономической теории как науки раскрывают ее предмет с разных сторон, ибо за основу берутся различные аспекты жизнедеятельности человека, в том числе и экономический, что не позволяет дать ему краткое и в то же время всеобъемлющее определение.
Однако, если принять во внимание, что большинство современных экономистов признают экономическую теорию универсальной наукой о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека, то наиболее общим и правильным можно считать определение экономической теории, данное А.И. Добрыниным.
Общая экономическая теория – это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию за их использование.
Экономическая теория изучает взаимодействие людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения материальных потребностей общества. Это определение содержит черты, неизбежно содержащиеся почти в любом подобном определении:
- указание на общественный, гуманитарный характер экономики как научной
дисциплины (люди или общество решают вопрос об использовании этих ограниченных
ресурсов);
- указание на ограниченность ресурсов, которыми располагает общество;
- указание на то, что под решением такого рода вопроса подразумевается определение того, что, как и для кого производить.
Экономическая теория структурно включает в себя микроэкономику (поведение отдельных экономических субъектов) и макроэкономику (поведение или функционирование национальной экономической системы в целом). В ее составе также можно выделить мезоэкономику (поведение определенных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства) и супермакроэкономику (поведение мировой экономики в целом).
При изучении предмета экономической теории с целью более четкого его осмысления целесообразно выделять:
1) сферу исследования – экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность;
2) объект исследования – экономические явления;
3) субъект исследования – человек, группа людей, государство;
4) предмет исследования – жизнедеятельность «экономического человека», группы людей и государства и их поведение в экономической среде.
При этом важно подчеркнуть, что основная задача экономической теории – дать не просто описание экономических явлений, а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, т. е. раскрыть систему экономических явлений, процессов и законов. В этом ее отличие от конкретных экономических дисциплин.
Нормативная экономика – это направление в экономической науке, основанное на оценочных суждениях относительно того, какой должна быть экономика, цели экономического развития и экономическая политика.
Позитивная экономика означает анализ фактов, на основе которых формулируются принципы экономического поведения.
Специфика экономики как общественной науки проявляется и в том, что в отличие от точных (естественных) дисциплин в ней невозможен эксперимент, подтверждающий или опровергающий теоретические построения. Причиной этому служит невозможность точного учета всего многообразия национальных, географических, исторических, психологических особенностей, определяющих, в конечном итоге, результат того или иного экономического воздействия. Невозможность учета всех факторов, определяющих результат, делает тем более нереалистичной возможность их воспроизведения.
Но при всем этом экономика дает понимание общих зависимостей функционирования экономической системы, позволяет ответить на целый ряд вопросов:
1) что предпочтительнее: введение количественных ограничений на импорт с
целью защиты внутренних производителей или повышение таможенных тарифов;
2) как отразится на уровне цен введение налогов или выделение субсидий;
3) как влияет деятельность профсоюзов на рынок труда, на изменение
технологии производства и пр.
При этом формулировки ответов будут менее жесткими, чем в естественных науках, но общую направленность экономических процессов они будут характеризовать достаточно полно. Инструментом получения такого рода результатов в экономических исследованиях являются экономические модели.
Теоретическая экономика учит понимать сложный экономический мир, вырабатывает экономический тип мышления. Экономическое мышление означает принятие рациональных решений на основе сопоставления издержек и выгод.
Экономическая теория является методологическим фундаментом целого комплекса наук: отраслевых (экономика торговли, промышленности, транспорта, строительства и т. д.); функциональных (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент, прогнозирование и др.); межотраслевых (экономическая география, демография, статистика и др.).
Экономическая теория – одна из общественных наук, наряду с историей, философией, правом и др. Она призвана раскрыть одну часть социальных явлений в жизнедеятельности человека, и только совокупность теоретических, социальных и исторических наук в состоянии объяснить функционирование общественной жизни.
Экономическая теория учитывает знания, заложенные в конкретных экономических науках, а также социологии, психологи, истории и др., без учета которых полученные ею выводы могут оказаться ошибочными.
Связь экономической теории с другими экономическими науками в самом общем виде может быть представлена в виде следующей схемы (рис. 1.1).
Рис.1.1. Связь экономической теории с экономическими науками
Практическая значимость экономической теории (известная формула О. Конта) в том, что знание ведет к предвидению, а предвидение – к действию. Экономическая теория должна лежать в основе экономической политики, а через нее – пронизывать область хозяйственной практики. Действие (практика) ведет к знанию, знание – к предвидению, предвидение – к правильному действию. Курс экономической теории – это руководство к познанию экономической действительности без провозглашения монополии на истину.
В экономике, как и в любой другой области общественной жизни и в природе, сквозь внешний хаос и нагромождение случайностей прокладывает себе путь закономерность развития. Экономические процессы в обществе управляются внутренними, присущими им законами – законами общественных действий людей, или экономическими законами. Закон и сущность –понятия однородные и выражают углубленное познание человеком явлений, происходящих в мире. Явление шире, богаче закона, однако закон улавливает внутреннюю сущность явления.
Закон – устойчивое, прочное, многократно повторяющееся явления и выражение внутренней, существенной, необходимой, причинно-следственной, постоянной, всеобщей, качественной и количественной взаимосвязи (отношения), свойственной данному явлению или процессу.
Экономические законы в своей совокупности образуют систему экономических законов развития общества, которая включает в себя различные группы и виды законов.
Экономические законы классифицируются по следующим группам (в зависимости от их исторической устойчивости):
1) специфические экономические законы – это законы развития конкретных, исторически определенных форм хозяйствования. Например, законы распределения при рабстве, крепостничестве и др.;
2) особенные экономические законы – это законы, свойственные тем историческим эпохам, где сохраняются условия для их действия. Например, закон стоимости (ценности);
3) общие экономические законы – законы, свойственные всем без исключения историческим эпохам. Они выражают поступательный процесс развития общественного производства. Например, закон экономии времени, закон возвышения (возрастания) потребностей, закон распределения общественного труда.
Экономические законы сами по себе, однако, не действуют, экономический прогресс автоматически не осуществляется. Для этого необходимы действия людей, а они приводятся в движение своими потребностями и интересами.
Экономическая теория (политэкономия) изучает не только объективные, но и субъективные формы проявления существующих объективных общественно-производственных связей, не только конкретные формы проявления экономических интересов, но и их столкновение, отражающее внутренние противоречия и борьбу противоположностей, а также способность их разрешения.
2. Потребности, ресурсы и выбор
Экономическая наука изучает экономические потребности и способы их удовлетворения.
Потребности – это объективная нужда людей в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, развития личности, требующая удовлетворения.
Экономические потребности – внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности.
Потребности человека многообразны. Наибольшее распространение получила теория американского ученого А. Маслоу, согласно которой все потребности по принципу иерархии располагаются в следующем восходящем порядке от «низших» (материальных) до «высших» (духовных):
1) физиологические (в еде, питье, сне и т.д.);
2) в безопасности (защите от боли, гнева, страха и т.д.);
3) в социальных связях (любви, нежности, причастности к какой-либо группе и т.д.);
4) самоуважения (достижения цели, признания, одобрения);
5) в самоактуализации (реализации способностей, понимании, осмыслении и т.д.).
Первые две группы потребностей, согласно А. Маслоу, низшего порядка, последние две – высшего. До тех пор пока не удовлетворены потребности низшего порядка, не действуют потребности высшего порядка.
Эту классификацию потребностей можно дополнить выделением потребностей материальных и духовных, рациональных и иррациональных, абсолютных и действительных, осознанных и не осознанных, ложно понятых и др. Только при осознании потребностей возникает мотивация к труду. В этом случае потребности приобретают конкретную форму – форму интереса.
Экономический интерес – это форма проявления экономических потребностей.
Интересы выражают хозяйственную пользу, выгоду, реализуя которые субъект хозяйствования обеспечивает самостоятельность, саморазвитие. Без этого он не сможет стать достойным партнером в следующем цикле хозяйственных связей, не сможет сохранить и воспроизвести себя и сойдет с арены экономической жизни, обанкротится.
Многообразие субъектов хозяйствования порождает многообразие экономических интересов. Классификация экономических интересов осуществляется на основе использования различных критериев.
На основе выявления носителя интересов различают общественные, коллективные и личные интересы, национальные и интернациональные, региональные и ведомственные, групповые и семейные, классовые, различных социальных групп (работающих, неработающих, молодежи, пенсионеров и т.д.). Особые группы составляют интересы текущие и перспективные, рациональные и нерациональные, подлинные и ложно понятые, финансовые, трудовые, морально-нравственные и т.д.
Все эти интересы существуют в единстве, но между ними есть и противоречия. Так, личный интерес в получении наибольших благ может находиться в противоречии с коллективным интересом.
Потребности подразделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда), и вторичные, к которым относятся все остальные потребности.
Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами. Одни из них имеются в неограниченном масштабе, другие – в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами.
Экономические блага – это средства удовлетворения потребностей, имеющихся в ограниченном количестве. Это блага, которые в связи с их редкостью или ограниченностью необходимо производить и распределять. Поскольку спрос на эти блага значительно превышает их количество, то они имеют цену. К ограниченным благам относятся практически все блага, за исключением воздуха, солнечного света и некоторых других, предложение которых существенно превышает спрос на них.
Свободные блага – блага, имеющиеся в неограниченном количестве (солнечный свет, воздух и другие блага). Необходимость производства и распределения этих благ не существует, поскольку их предложение настолько велико, что цена равна нулю.
Экономические блага делятся на:
- долговременные, предполагающие многоразовое использование;
- недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления.
Среди благ выделяют взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные). Экономические блага можно разделить на настоящие и будущие, прямые (потребительские) и косвенные (производственные).
Экономические ресурсы (факторы производства) – это элементы, используемые для производства экономических благ.
К важнейшим из них относятся: земля, труд, капитал, предпринимательские способность и информация.
Ограниченность ресурсов, которыми располагает общество, обусловливает и ограниченность благ, находящихся в его распоряжении.
Общая классификация экономических ресурсов
Материальные ресурсы
|
Экономические ресурсы (факторы производства)
|
Плата за ресурсы (доход, получаемый собственником)
|
Земля (включая полезные ископаемые)
|
Рентный доход или доход в виде процента
|
Капитал (реальный, а не финансовый)
|
Людские ресурсы
|
Труд
|
Заработная плата
|
Предпринимательская способность
|
Прибыль
|
Такие ресурсы, как земля, труд, капитал, взаимозаменяемы, что находит свое выражение в производственной функции.
Q = f (F1, F2,…, Fn),
где Q – объем производства,
F1, F2,…, Fn – используемые производственные ресурсы.
Множественность экономических целей при ограниченности ресурсов ставит проблему экономического выбора.
Экономический выбор – выбор наилучшего из альтернативных вариантов использования ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах.
Перед каждым человеком, фирмой и обществом в целом возникают экономические проблемы: что, как и для кого производить. Экономическая наука разрабатывает наилучшие варианты решения этих проблем. В последнем случае возникает проблема рационального ведения хозяйства.
В экономической теории предполагается, что каждый хозяйствующий агент стремится к максимизации: потребитель – удовлетворения своих потребностей, фирма – прибыли, государство – уровня благосостояния.
3. Экономический кругооборот
Экономические блага движутся не сами по себе, они выступают как средства связи между экономическими агентами.
Экономические агенты – субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, обмене и потреблении экономических благ. Основными экономическими агентами являются индивиды (домохозяйства), фирмы, государство и его подразделения. Агенты делятся на рыночные и нерыночные.
Экономические агенты осуществляют связи друг с другом с помощью экономических благ. Движение их образует своеобразный кругооборот.
Рис.1.2. Кругооборот спроса и предложения
Экономический кругооборот – это круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.
Основными субъектами рыночной экономики являются домохозяйства и фирмы. Домохозяйства предъявляют спрос на потребительские товары и услуги, являясь одновременно поставщиками экономических ресурсов. Фирмы предъявляют спрос на ресурсы, предлагая потребительские товары и услуги (рис.1.2).
В рыночной экономике существует постоянное взаимодействие спроса и предложения: спрос рождает предложение, а предложение развивает спрос.
4. Кривая производственных возможностей
Производственные возможности – возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологии. Возможный выпуск продукции характеризует кривая производственных возможностей.
Выбор становится необходимым в условиях относительной ограниченности ресурсов. Выбор происходит между экономическими вариантами наилучшего использования ресурсов. Оптимальным будет тот вариант, который обеспечивает максимум результата при минимуме затрат.
Экономической науке удалось разработать модель, представляющую выбор как экономическую проблему. Модель называется график производственных возможностей (ПВ).
Ось ординат показывает возможные величины производства товара А при ограниченном объеме ресурсов, ось абсцисс – возможные величины производства товара В из того же объема ресурсов. Соединив точки максимумов, получим кривую производственных возможностей (ПВ).
Рис.1.3. График производственных возможностей
Кривая ПВ обозначает границы максимально возможного одновременного производства товара А и В при полном использовании ограниченных ресурсов.
Выбор оптимального варианта ограничен числом вариантов, представленных совокупностью точек этой кривой.
Кривая ПВ характеризует отрицательную зависимость между парными величинами максимальных результатов производства. При наращивании производства товара А мы неизбежно теряем какое-то количество товара В, и наоборот. Теряемое количество одного товара при максимизации производства другого называется альтернативной ценой.
Точка Е есть результат неполного использования производственных ресурсов. В точке Е имеется резерв ресурсов для одновременного наращивания производства товара А и В. И опять возникает проблема выбора оптимального варианта.
Количество товаров, которые приходится терять при максимизации производства в условиях неполного использования ресурсов, называетсяальтернативными затратами.
Издержки одного блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пренебречь, называются альтернативными (вмененными) издержками. Также иногда их называют издержками отвергнутых возможностей.
Оптимальным вариантом в точке Е будет такой, который обеспечивает максимальную эффективность использования ресурсов. Формула эффективности – это отношение максимума результата к минимуму затрат (или дохода к расходам).
Контрольные вопросы и задания
1. Зачем нужна экономическая наука обществу? Разве инженерные науки не дают точные ответы на все или большинство конкретных вопросов, связанных с решением практических задач (при сооружении домика на дачном участке вы руководствуетесь знанием строительного дела, а не экономики)?
2. В чем существо различий в определении предмета экономики и марксистской политической экономии, на основе положений которой пытались строить коммунизм?
3. Каково место экономической теории среди других наук об обществе? Как провести грань между ними?
4. Как понимать термин “экономический человек”?
5. Каковы основные инструменты экономической науки и методы их использования?
6. Что и каким образом измеряют в экономике? Зачем эти измерения?
7. Какова роль человека в рыночной и централизованно-командной экономике?
8. Назовите нескольких лауреатов премии “В память Нобеля”. Чем они прославились?
9. Никто не отрицает значимость использования экономической теории во время формирования рыночной экономики в России. Почему же так много разногласий между отечественными экономистами?
10. Можно ли полагать, что погоня за прибылью, являясь проявлением чистого эгоизма, вредит обществу и его нравственности?
11. Что такое “правила игры” в народном хозяйстве, и целесообразно ли их соблюдать рыночным агентам?
12. Прав ли Дж. Гэлбрейт: “Наилучшая экономическая система - это та, которая максимально обеспечивает людей в том, в чем они больше всего нуждаются” (“Экономические теории и цели общества”)?
|
|
|