Главная страница

МакКлелланд. Теория приобретенных потребностей Дэвида МакКлелланда


Скачать 1.59 Mb.
Название Теория приобретенных потребностей Дэвида МакКлелланда
Анкор МакКлелланд.doc
Дата 26.04.2017
Размер 1.59 Mb.
Формат файла doc
Имя файла МакКлелланд.doc
Тип Документы
#3662


Теория приобретенных потребностей Дэвида МакКлелланда

Другой теорией мотивации, давшей основной упор на потребности высших уровней, была теория Дэвида МакКлелланда. Он считал, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности. При этом МакКлелланд рассматривает эти потребности как приобретенные под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения.

Потребность власти. Выражается как желание воздействовать на других людей. Люди с потребностью власти чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции. Зачастую они хорошие ораторы и требуют к себе повышенного внимания со стороны других. Управление очень часто привлекает людей с потребностью власти, поскольку оно дает много возможностей проявить и реализовать ее.

Люди с потребностью власти - это не обязательно рвущиеся к власти карьеристы в негативном и наиболее часто употребляемом значении этих слов. У них отсутствует склонность к авантюризму или тирании, а основной является потребность к проявлению своего влияния. Таких людей надо заблаговременно готовить к занятию высших руководящих должностей. Личное воздействие может быть основой лидерства только в очень небольших группах. Если же человек хочет стать лидером большого коллектива, он должен использовать гораздо более тонкие и социализированные формы для проявления своего воздействия

Потребность успеха.. Эта потребность удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения.

Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умерено, любят ситуации, в которых они могут взять на себя личную ответственность за поиск решения проблемы и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно.

Неважно, сколько сильно развита у такого человек потребность успеха. Он может никогда не преуспеть, если у него не будет для этого возможностей, если его организация не предоставит ему достаточную степень инициативы и не будет вознаграждать его за то, что он делает.

Мотивация на основании потребности в причастности. Люди с развитой потребностью в причастности заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим. Такие люди будут привлечены такой работой, которая будет давать им обширные возможности социального общения. Их руководители должны сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты. Руководитель может также обеспечить удовлетворение их потребности, уделяя им больше времени и периодически собирая таких людей отдельной группой.
Другой моделью мотивации, делавшей основной упор на потребности высших уровней, была теория Дэвида МакКлелланда. Он считал, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности. Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей.

Потребность успеха также находится где-то посередине между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении. Эта потребность удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения.

Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в которых они могут взять на себя личную ответственность за поиск решений проблемы и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно. Как отмечает МакКлелланд: «Неважно, сколь сильно развита у человека потребность успеха. Он может никогда не преуспеть, если у него не будет для этого возможностей, если его организация не предоставит ему достаточную степень инициативы и не будет вознаграждать его за то, что он делает».

Таким образом, если вы хотите мотивировать людей с потребностью успеха, вы должны ставить перед ними задачи с умеренной степенью риска иды возможностью неудачи, делегировать им достаточные полномочия для того, чтобы развязать инициативу в решении поставленных задач, регулярно и конкретно поощрять их в соответствии с достигнутыми результатами.

Мотивация на основании потребности в причастности по МакКлелланду схожа с мотивацией по Маслоу. Такие люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим. Люди с развитой потребностью причастности будут привлечены такой работой, которая будет давать им обширные возможности социального общения. Их руководители должны сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты. Руководитель может также обеспечить удовлетворение их потребности, уделяя им больше времени и периодически собирая таких людей отдельной группой.
Аэвид Макклеланд родился 20 мая 1917 года в США. В 1938 году женился на Мери Щарплесс, которая родила ему пятерых детей. В 1941 году он получает степень доктора психологии в Йельском университете. Но уже в 1942 году переезжает в штат Коннектикут и становится профессором Уэслеанского университета. Через четыре года он становит­ся деканом факультета психологии Уэслеанского универси­тета. В 1952-1953 годах Д. Макклеланд был руководителем программы Фонда Г. Форда. В 1963 году он основал соб­ственную фирму. Которая затем была преобразована в McBer&Company. С 1949-по 1987 годы он — профессор и декан факультета социальных отношений Гарвардского университета а в 1987 он переходит работать в Бостонский университет.

Основные работы:

♦ «Достигающее общество»

♦ «Пьющий человек: алкоголь и человеческая мотивация»

♦ «Человеческая мотивация»

Немногие ученые оказали такое же влияние на развитие научной литературы по практиче­ским проблемам управления, как Дэвид Мак­клеланд. В его работах прослеживаются четы­ре имеющие непосредственное отношение к менеджменту основные темы. Первая из них связана с созданием теории человеческих мо­тивов и эмпирической базы, главным образом предназначенной для практической реализа­ции стремлений к достижению цели, устано­влению связей, осуществлению власти и ли­дерства. Второй темой является определение мотивационных изменений, обеспечение эм­пирической поддержки этой теории и осу­ществление стимулирования, подготовки и контроля над реализацией проектов на уров­нях индивида, организации, общества и нации. Третья тема заключается в развитии проверок и оперантных методов, таких как тест темати­ческой апперцепции, интервью о поведенче­ском событии и тест на тематический анализ, которые использовались при проведении ис­следований и применении их результатов. Четвертая тема затрагивает проблемы совер­шенствования исследований трудовых компе­тенций, их получения и применения в качестве способа связи человеческих навыков и воз­можностей с эффективностью деятельности По разным специальностям — от ученого до социального работника, от секретаря до дирек­тора, от священника до адмирала.

Д. Макклелланд в пятидесятых годах выдви­нул теорию приобретенных потребностей, где он делал основной упор на потребности вы­сших уровней. В ней высшие уровни потребно­стей А. Маслоу представлены уже без иерар­хичности. Он выделяет три присущие людям потребности: в успехе, во власти и в причаст­ности, причем Д. Макклелланд полагал, что эти потребности приобретены под влиянием накопленного опыта и обучения и оказывают сильное влияние на поведение человека. По­требность в успехе проявляется как стремле­ние человека достигать поставленных целей более эффективно, чем прежде. Эта потреб­ность удовлетворяется процессом доведения работы до успешного завершения цели. Эти цели многие люди предпочитают ставить само­стоятельно, причем так, чтобы они были реаль­но достижимыми, и в случае гарантированного успеха берут на себя персональную ответ­ственность и готовы отвечать на брошенный вызов. Потребность успеха находится где-то между потребностью в уважении и потребно­стью в самовыражении. Люди с этой потребно­стью рискуют умеренно, предпочитают ситуа­ции, в которых можно взять на себя личную ответственность за поиск решения проблемы и хотят конкретного поощрения за достигнутые результаты. Следовательно, если ваш сотруд­ник имеет потребность успеха, то вы должны ставить перед ним задачи с умеренной степе­нью риска, дать ему достаточные полномочия в выборе пути решения поставленной задачи, ре­гулярно и конкретно поощрять за достигнутые результаты. Эта потребность удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, а процессом доведения работы до успешного за­вершения. Люди с выраженной потребностью в успехе любят принимать решения и отвечать за решение задачи. Они любят работу, требую­щую самостоятельной постановки целей и не­сущую вызов, но качество результата их мало интересует. Однако они не любят выполнять ту работу, когда результат не наступает достаточ­но быстро. Оценка уровня потребности в успе­хе необходима при приведении содержания работы с этой потребностью. Необходима хо­рошая обратная связь. Люди с высокой потреб­ностью в успехе редко достигают высоких должностей, так как на верхних этажах власти необходимо принимать рискованные решения, а они не готовы ставить трудные цели с вы­сокой степенью риска. Однако им вполне под­ходит занятие предпринимательством индиви­дуального типа.

Д. Макклелланд на основе проведенных ис­следований пришел к выводу, что данная по­требность может быть отнесена не только к характеристике отдельных людей, но и к харак­теристике отдельных обществ. Те общества, где высока потребность достижения, обычно имеют хорошо развивающуюся экономику. И наоборот, в обществах, характеризуемых низ­кой потребностью достижения, экономика развивается низкими темпами либо совсем не развивается. Считается, что наличие у работ­ников высокой потребности достижения ока­зывает влияние на их активность и результа­тивность. Поэтому полезно оценивать уровень потребности достижения у членов организа­ции при их продвижении по службе, а также у претендентов на вхождение в организацию. Оценка уровня потребности достижения может быть использована также и для приведения ха­рактера и содержания работы в соответствие с потребностями достижения работников. В целях регулирования уровня данной потребности важно проводить обучение членов организа­ции и соответствующим образом организовы­вать работу. В частности, желательно включать в работу наличие регулярной обратной связи, разбирать примеры успешного достижения це­лей. Также в связи с тем, что люди с высокой потребностью достижения имеют повышен­ную самооценку и соответственно не склонны ставить трудные цели, нужно пытаться коррек­тировать их самооценку. Стремление к дости­жению делает людей успешными в решении стоящих перед ними задач. Успешный пред­приниматель должен иметь высокий уровень потребности достижения. Однако зачастую имен­но люди с высокой потребностью достижения не достигают Высших уровней в управленчес­кой иерархии, так как на верхних управленче­ских уровнях требуется принимать более рискованные решения и ставить более высокие цели, чем на это готовы пойти люди с высоким уровнем потребности достижения. Поэтому вполне однозначно можно сказать, что для людей, занимающихся предпринимательской деятельностью индивидуального типа, желательно иметь высокую потребность достижения. Если же человек работает в большой организации, высокая потребность достижения может создавать много проблем и ему, и окружающим его сослуживцам.

Потребность во власти состоит в стремлении оказывать влияние на поведение людей, воздействовать на них, брать на себя ответственность за их действия. Здесь речь идет не только об административной власти, но и (Я власти авторитета, таланта, личной харизмы. Такие люди часто проявляют себя как люди энергичные, умеющие отстаивать свои позиции, хорошие ораторы. Они не ищут власти ради самой власти, самоутверждаясь, таким образом, в собственных глазах, а готовы решать назревшие проблемы организации, которые они понимают лучше других и готовы взять на Я себя все связанные с этим тяготы. Однако встречаются люди, которые стремятся к власти ради возможности властвовать над другими людьми в организации, а интересы самой орга­низации для них уходят на второй план. Люди е потребностью во власти зачастую хорошие ораторы и требуют к себе повышенного вни­мания со стороны других людей. Эту форму потребности Д. Макклелланд считает главной для менеджера, а ее развитие и удовлетворе­ние он считает главным фактором высокой продуктивности людей, экономического роста фирм и даже общества в целом. В рамках иерархической структуры А. Маслоу потребность власти попадает куда-то между потребностями в уважении и самовыражении.

Потребность в причастности или соучастия реализуется через поиск и установление хоро­ших отношений с окружающими, получении от них поддержки- Для удовлетворения этой потребности обладателям ее необходимы ши­рокие постоянные контакты, возможность оказания помощи другим, обеспеченность ин­формацией. Таких людей привлекает работа, которая предоставляет им возможность социального общения без ограничений на меж­личностные отношения и контакты. Людям с развитой потребностью в причастности нра­вится такая работа, которая будет давать им возможности социального общения. Их руко­водители должны создать на работе атмосфе­ру, не ограничивающую межличностные отно­шения и контакты, и объединять таких людей в отдельные группы. Мотивация на основании потребности в причастности по Д. Макклеланду схожа с мотивацией по А. Маслоу. По­требности в успехе, власти и причастности в концепции Д. Макклелланда не только не иск­лючают друг друга, но и не расположены иерар­хически. В 1961 г. Д. Макклелланд опубликовал свою знаменитую книгу «Достигающее обще­ство». Потребность в достижении обозначает некоторое состязание с эталонами совершенст­ва, стремление превзойти их. Мотив достиже­ния появляется при соблюдении трех условий: человек должен быть готов к тому, чтобы взять на себя всю ответственность за конечный исход дела; 2) надо четко представлять себе, чем закончится дело и принесет ли оно вам удачу иди поражение;3) успех не должен быть четко определенным, но должен быть связан с умерен­ным риском, с некоторой неопределенностью.

Потребность властвования имеет два полю­са: стремление иметь как можно больше власти, контролировать все и всех и, в противополож­ность этому, стремление полностью отказы­ваться от каких-либо притязаний на власть, желание полностью избегать таких ситуаций и действий, которые связаны с необходимостью выполнять властные функции. Лица с высокой мотивацией властвования могут быть подраз­делены на две, в принципе взаимоисключающие друг друга, группы. Первую группу соста­вляют те, кто стремится к власти ради властво­вания. В первую очередь их привлекает сама возможность командовать другими. Интересы организации для них часто отходят на второй шин и даже теряют смысл, так как они концен­трируют первостепенное внимание на своей руководящей позиции в организации, на своих возможностях властвовать, на своей силе в ор­ганизации. Ко второй группе относятся те ли­ца, которые стремятся к получению власти ра­ди того, чтобы добиваться решения групповых задач. Эти люди удовлетворяют свою потреб­ность властвования тем, что определяют цели, •Ставят задачи перед коллективом и участвуют в процессе достижения целей. При этом очень Важно отметить, что они ищут возможности мотивирования людей на достижение этих це­лей и работают вместе с коллективом как стад определением целей, так и над их достижени­ем. То есть потребность властвования для этих людей — это не стремление к властному самоут­верждению ради удовлетворения своего тще­славия, а стремление к выполнению ответ­ственной руководящей работы, связанной с Решением организационных задач, что, кстати, также является стремлением к властному само­утверждению. Д. Макклелланд предложил идею приобретения и развития потребностей под влиянием обучения и приобретения жизнен­ного опыта. Если эти потребности получают достаточно сильное развитие, то они оказывают заметное воздействие на поведение человека, заставляя его прилагать усилия и осуществлять действия, которые должны привести к удовле­творению этих потребностей. Дж. Аткинсон в 1964 г. в результате экспериментального изуче­ния мотивации пришел к выводу, что люди с высоким уровнем потребности к достижению — гордятся своими успехами, а люди с низким уровнем потребности к достижению довольны тем, что избежали неудачи. Чем ниже вероят­ность успеха, тем выше уровень побуждения к нему (формула успеха). Формула страха перед неудачей — стремление избежать неудачи — главный мотив. Оперантные методы способ­ствовали интуитивному пониманию, а также определению и уточнению способов оценки различных аспектов человеческих талантов. Основываясь на своих ранних исследованиях мотивов, Д. Макклелланд концептуализировал широкий спектр навыков и умений, являющих­ся отражением человеческих способностей. Воз­рождая разработанную ранее теорию лично­сти, Д. Макклелланд и его коллеги по МсВег& Company в начале 1970-х годов расширили круг исследований по проблемам способнос­тей (навыков, собственного воображаемого об­раза, характерных черт и мотивов) для многих профессий. Для сторонников рассматриваемо­го подхода определение трудовых компетенций отличается от определений идентификации навыков, создаваемых на основе бихевиорист­ских подходов в том смысле, что определение трудовых компетенций требует личного стре­мления человека оказаться понятым, и таким образом выходит за рамки простого наблюде­ния за совершаемыми действиями. При этом подходе акцент делается скорее на характерис­тиках «личности», чем только на задачах, под­разумеваемых выполнением конкретного рабо­чего задания. Д. Макклелланд утверждал, что если правительство увеличит вероятность предпринимательского успеха хотя бы до сред­ней отметки, то бизнес привлечет людей с вы­соким и низким уровнем потребности к дости­жению. Менеджер стремится максимально прояснить ситуацию, чтобы применить к ней стандартные методы. Предпринимателя харак­теризуют — чутье, интуиция и другие подоб­ные черты личности, поэтому их успех не всегда зависит от уровня образования. Для предпри­нимателя характерно умение нестандартно решать обычные задачи, отбрасывать второ­степенные факторы, реализовать гибкую мо­дель поведения при поиске альтернативных путей решения проблемы. Открытия в области исследования мотивов и мотивационных изме­нений были бы невозможны без использова­ния оперантных оценок, поэтому Д. Макклеланд в течение многих десятилетий активно выступал за применение соответствующих ме­тодов (тестов, при которых испытуемый дол­жен в ответ на внешние стимулы проявлять мыслительные или физические реакции). Он противопоставлял многообразие их результа­тов более традиционным методам получения данных с помощью «респондентских» тестов (тестов, требующих дать на вопрос положи­тельный или отрицательный ответ, или класси­фицировать предлагаемые ответы по несколь­ким задаваемым признакам). Таким образом, при использовании оперантных методов чело­век имел возможность продемонстрировать свои мысли, эмоции, действия и предпочтения выбора. Например, в тесте тематической аппер­цепции испытуемый выдумывает и рассказыва­ет истории о том, что происходит на картинке, которую он имел возможность разглядывать в течение примерно одной минуты. Сюжеты картинок обычно подбираются неоднозначны­ми, что позволяет людям проявлять широкий набор реакций. В интервью о бихевиоральном событии (разновидности интервью о критиче­ском событии) человека просят рассказать о последнем примере его успешной работы. При проведении теста на тематический анализ обс­ледуемого просят сравнить и противопоста­вить два набора историй в качестве способа оценки комплексности их мыслительных про­цессов. Ответы людей часто записывались на магнитофон и, поскольку многие оперантные методы не подразумевали письменных ответов, то нередко они рассматривались в качестве способов оценки, а не тестов. Д. Макклеланд получил неопровержимые доказательства того, что в сравнении с респондентными оперант­ные методы демонстрируют: более высокую обоснованность критериев; меньшую ретестовую надежность; повышенную чувствитель­ность (с точки зрения возможности различать изменения настроения, стили поведения и дру­гие тонкие изменчивые аспекты человеческого мышления и действий); большую уникаль­ность, то есть меньшую подверженность муль-тиколлинеарности; большую полезность для применения к развитию человека или органи­заций.

Для проведения точного исследования и этичного использования оперантных методов самое главное — процесс кодирования необра­ботанной информации. Д. Макклеланд содей­ствовал превращению тематического анализа из малонадежного клинического метода в об­щепринятый инструмент исследований. Для обеспечения достоверности кодирование исход­ной информации требует непротиворечивости суждений или опоры на мнения различных экспертов. Трудно, если вообще возможно, добиться надежности без ясной схемы кодирования позволяет применять многие новые способы оценок, которые, в свою оче­редь, позволяют проводить креативные иссле­дования мотивов поведения людей, их навыков и эффекта воздействия обучения в колледже на развитие студентов. Работа Д. Макклеланда показала, что потребность в успехе можно ра­звить в человеке, и в результате получить более эффективную работу. Для улучшения целена­правленного поведения менеджеров в ней со­ветуется применять следующие приёмы, раз­витие организации, которое делает ударение на конкурентные методы достижения целей иподчёркивает важность наиболее эффективного достижения этих целей. Менеджеры должны ставить для себя и для своих подчинённых трудные, но достижимые цели и задачи. Кроме этого, следует помнить, что люди, ориентированные на успех, чаще всего этого успеха и до­биваются, однако организация может извлечь выгоду из комбинации всех трёх типов мене­джеров, описанных Д. Макклеландом. Вклад Д. Макклеланда в развитие менеджмента огромен. Он лично занимался со многими учеными, консультантами и руководителями организаций, поощряя их любознательность, направляя и даже провоцируя их на развитие различных областей теории и практики менеджмента. Д. Макклеланд был также основателем или руководителем четырнадцати консультацион­ных компаний, наиболее известной из которых является McBer & Company (в настоящее время входящая в состав группы Нау..МсВег).

О Д. Макклеланде существует множество высказываний, подходящих к его карьере и сделанному им научному вкладу. Одно из них гласит, что хорошее исследование представляет собой поиск, осуществляемый в разных научных дисциплинах, результаты которого сочетают в себе интуитивное понимание достижений психологии, социологии, антропологии, медицины и других наук: исследование устанавливает связь между теорией и практикой. Второе высказывание состоит в том, что научные феномены являются комплексными; и поэтому для их понимания необходимы pазнообразные усилия: оценка требует креативности, изобретательности и упорной работы. И наконец, главным образом следует отметить уверенность Д. Макклеланда в том, что если мы сможем оценить что-либо оперантным спосо­бом, то мы будем в состоянии добиться его изменения.


Макклелланд Дэвид (1917)

Краткие биографические сведения

• родился 20 мая 1917 г. в США;

• в 1938 г. женился на Мери Шарплесс; в 1984 г. его второй женой стала Ма-риан Адаме: от первого брака имел пятерых детей, от второго — двоих;

в 1941 г. получил степень доктора психологии в Йельском университете;

• в 1942- 1946профессор Узслеапского университета в штате Коннектикут;

• в 1946-1949 и 1950-1952 гг. профессор и декан факультета психологии У эслеанского университета;

• в 1952-1953 гг. руководитель программы Фонда Форда;

» в 1949-1950 и 1956-1987 гг. профессор и декан факультета социальных от­ношений Гарвардского университета;

• в 1963 г. основал собственную фирму, которая затем была преобразована в McBer & Company;

• с 1987 г, профессор Бостонского университета.

Основные работы

«Personality» (1951) «The Achivement Motive» (with J. W. Atkinson, R. A, Clark and E. L. Lowell)

(1953) «Talent and Society» (with A. L. Baldwin, U, Bronfenbrennerand F. L, Strodbeck)

(1958)

«The Achieving Society* (1961) «The Roots of Consciousness?» (1964) «The Drinking Man; Alcohol and Human Motivation» (with W. N. Davis, R. Kalin

and E. Wanner) (1972) «Power. The Inner Experience» (1975)

«Motives, Personality and Society; Selected Papers» (1984) , .

«Human Motivation» (1985) Немногие ученые оказали такое же влияние на развитие научной литературы по практическим проблемам управления, как Дэвид Макклеланд. В его работах про­слеживаются четыре имеющие непосредственное отношение к менеджменту основ­ные темы. Первая из них связана с созданием теории человеческих мотивов и эмпи­рической базы, главным образом предназначенной для практической реализации стремлений к достижению цели, установлению связей, осуществлению власти и ли­дерства. Второй темой является определение мотивационных изменений, обеспече­ние эмпирической поддержки этой теории и осуществление стимулирования, под­готовки и контроля над реализацией проектов на уровнях индивида, организации, сообщества и нации. Третья тема заключается в развитии проверок и оперантиых методов, таких как тест тематической апперцепции, интервью о поведенческом со­бытии и тест на тематический анализ, которые использовались при проведении ис­следований и применении их результатов. Четвертая тема затрагивает проблемы совершенствования исследований трудовых компетенций, их получения и приме­нения в качестве способа связи человеческих навыков и возможностей с эффектив­ностью деятельности по разным специальностям — от ученого до социального ра­ботника, от секретаря до директора, от священника до адмирала.

1. Теория человеческих мотивов

С точки зрения Д. Макклеланда, человеческая мотивация представляет собой ак­тивацию особых побуждений в конкретных условиях. Мотив подразумевает «ре­куррентную заботу о целевом состоянии или условии, представленном в вообра­жении, которое инициирует, направляет и выбирает поведение индивида» (1985). Далее, основываясь на результатах работы Генри Муррся {Murray, 1938), он ут­верждает, что для понимания большинства типов связанного с трудом поведения полезно иметь представление о трех мотивах. Ими являются: потребность в дос­тижениях (ПД), потребность в принадлежности (ПИ) и потребность во власти (ПВ). Хотя с конца 1940-х и до конца 1960-х гг. большинство работ Д. МакКле-ланда были посвящены ПД (McClellandet ah, 1953; McClelland, 1961; McClellandand Winter, 1969), затем вплоть до конца 1990-х гг., центральной темой исследова­ний ученого стала ПП (McClellandetal., 1972; McClelland, 1985).

Потребность в достижениях является бессознательным побуждением к более со­вершенному действию и достижению стандарта совершенства (см. МАСЛО У, А.). Люди с сильно выраженной ПД часто оценивают себя в соответствии с достигну­тым успехом в продвижении к различным целям. Они устанавливают цели и стремятся подвергать себя умеренным рискам (т. е. ставят сложные задачи, но остаются при этом реалистами); предпочитают действовать индивидуально; вы­бирают такие рекреационные виды деятельности, занимаясь которыми они могут «набирать очки» (например, гольф или боулинг); обычно выбирают профессио­нальные занятия, обеспечивающие четкие показатели эффективности их усилий (например, торговая деятельность или владение/управление предприятием ма­лого бизнеса). Потребность во власти является бессознательным стремлением использовать

возможности оказывать влияние на других людей. Люди с сильной ПВ часто стре­мятся разными способами публично заявить о себе и своих притязаниях. Они ищут и добиваются руководящих позиций в социальных ; .; • сенешаль-

ных сообществах и на работе; они играют в азартные игры, употребляют спиртные напитки и проявляют склонность к агрессивным действиям; они предрасположе­ны к повышенному кровяному давлению и предпочитают виды спорта, построен­ные на личном противоборстве, например теннис или футбол; они любят иметь престижные вещи и выбирают профессии, позволяющие им оказывать влияние на других людей (преподаватели, священники, администраторы).

Потребность в принадлежности является бессознательным стремлением к тесным взаимосвязям и теплым дружеским отношениям

Люди с сильной ПП часто предпочитают проводить время с близкими друзьями или другими представляющими для них значение людьми, Они регулярно пишут письма или звонят по междугородному телефону; предпочитают работать в груп­пах и оказываются чувствительными к реакции на свои поступки окружающих; они предпочитают неконкурентные, подразумевающие сотрудничество формы отдыха (например, пикники) и виды трудовой деятельности, позволяв щие ' есио цшодействоватъ с другими людьми (например, обучение детей или проведение консультаций).

Работа Д, Макклеланда и его коллег позволила выявить важность индивидуал ь-ной структуры мотивов (у каждого из нас присутствуют все три тина мотивов, но пропорция их содержания у всех оказывается разной). Именно индивидуальная структура прочности мотивов нередко оказывается ,

определяющим эффективность и успешность профессиональной деятельности. Например, для эффективных лидеров, и руководителей среднего и высшего звена характерны высокая ПД, низкая ПП, умеренная ПВ и высокая степень торможения активности (как мера самоконтроля) (McClellandand Boyatzis, 1982), Умеренная ПД, ПП и ПВ — отличительная пропорция тех, кто умеют быть хорошими иомощ-! КЫЬ and Boyatzts, 1970) и дополнять других людей {Lawrenceand harsh,

Помимо изучения мотивов на индивидуальном уровне Д. Макклел серию но здований мотивационных тенденций на национальном и социальном уровнях. Эмпирическим путем он выявил взаимосвязи между мотивационными

п в различных способах выражения людей средствами культуры (художе­ственная литература, гимны, мифы, баллады, книги для детей и произведения ис­ку! ства), в общенациональных событиях (подъемы и спады в экономике, обще­ственные движения, войны) и традиционными биомедицинскими показателями (например, высоким кровяным давлением, числом инфарктов, потреблением ал­коголя, проявлением других типов злоупотреблений) (McClelland1961, 1975; McClellandetal., 1972).

Такой подход к мотивации оказался привлекательным для теоретиков и прак­тиков в сферах менеджмента, использования человеческих ресурсов и развития организаций. Сформулированные Д. Макклсландом определения, полученные им данные и предложенные практические методы были названы наиболее полезнымподходом к проблеме мотивации (Miller, 1981). Первоначальную привлекатель­ность данного подхода нередко связывают с тем, что сам Д. Макклелзнд опреде­лял в качестве неправильной причины — с предоставлением возможностей найти способы заставить людей работать более интенсивно и|пи успешно решать пробле­мы взаимоотношений с наемными работниками. Прелесть данной теории заклю­чается в легкости ее запоминания, обусловленной ее простым разделением на три основные составляющие. Она также выглядит довольно соблазнительной благо­даря тому, что при ее использовании люди запоминают собственные мотивы на десятилетия, даже если они забывают все, о чем еще говорилось на семинаре или симпозиуме, на котором они с ней познакомились: она исследует бессознательное и помогает выйти за пределы используемых нами, дли того чтобы заставить дру­гих людей видеть нас в выгодном свете пли оправдатынашн действия, рациональ­ных аргументов. Она полезна также тем, что помогает связать почти каждый набор мотивов с эффективностью в определенной профессии. Наконец, она рас­пределяет человеческое поведение по нескольким рациональным категориям, так что если индивид негативно воспринимает некую классификацию своих мотивов или мыслей (которая делает желательное для пего будущее труднодостижимым), он может просто изменить представление о своих мотивах.

2. Изменение мотивов и мотивационного окружения

То, что начиналось как случайная беседа Д. Макклеланда с некоторыми его кол­легами, привело впоследствии к активным многосторонним исследованиям воз­можностей изменения человеком его собственных мотивов. Новая концепция внеш­не была удивительно простой и строилась на следующем предположении: если вы знаете, как думают и действуют движимые определенными мотивами люди, то не может ли человек изменить их просто за счет трансформации своих мыслей и дей­ствий? Проще всего было дать па этот вопрос утвердительный ответ. После мно­голетних экспериментов в разных странах мира учеными были сделаны следую­щие наблюдения: {1) люди могут изменять относительное значение своих мотивов (форму профиля своих мотивов); (2) люди будут изменяться только в том случае, если они этого захотят (вы не сможете изменить кого-нибудь другого); (3) изме­нение не может произойти без трансформации внешних поддерживающих факто­ров, таких как нормы и ценности групп, являющихся для человека референтны­ми, или условий труда; (4) любые попытки мотивационного изменения усиливают индивидуальное ощущение дееспособности.

Первоначальные усилия Д. Макклеланда были направлены на стимулирова­ние развития бизнеса и экономики путем реализации программ по совершенство­ванию мышления и поведения менеджеров и владельцев малых предприятий (весьма успешные в Индии и некоторых других странах (McClellandand Winter, 1969)), а затем и на американских предприятиях малого бизнеса, владельцами и управляющими которых были представители национальных меньшинств (Mironand McClelland, 1979). Впоследствии этот метод усиления мотивации применялся для оказания помощи алкоголикам (McClellandet al. 1972), руководителям выс­шего и среднего звена промышленных предприятий (McClellandand Burnham, 1976) и даже использовался в условиях развития местных сообществ (McClellandetai, 1975).

Данный подход был резюмирован Д. Макклеландом (1975) следующим обра­зом: обеспечить людям обратную связь с их текущими образцами (мотивами) по­ведения; помочь им понять значение изучения связи между мотивами и успешной деятельностью; поощрить их к постановке целей и к планированию эксперимен­тов с новыми типами мышления и поведения, к попыткам создания поддержива­ющих систем (которые теперь мы называем группами поддержки, обучающими командами или группами самостоятельного планирования исследования); а так­же убедить их периодически переоценивать достигнутые в процессе п роди ""'сепия к поставленной цели успехи. Это обращение выглядело достаточно убедитель­ным, но скептики сомневались в эффективности намеченных программ. Однако Д. Макклеланд с энтузиазмом приступ ил к реализации поставленных задач. Дан­ные, полученные исследователям я ходе многолетних исследований, выполнен­ных в компаниях, школах и различных сообществах в Индии и в США, открыто обсуждались с точки зрения величины достигнутого эффекта. В конце концов, на­учное сообщество убедилось в действенности предлагаемого Д. Макклеландом подхода. Люди чувствовали, что после участия в программах они начинали лучше управлять своей жизнью, а когда им не удавалось добиться желаемого изменения, обычно оказывалось, что какой-либо элемент из предложение)» в 1965 г. теории изменения мотивов был упущен ими из виду.

3. Тесты, способы оценки и оперантные методы

Открытия в области исследования мотивов и мотивациошшх изменений были бы невозможны без использования операптиых оценок, поэтому Д. Макклеланд в те­чение многих десятилетий активно выступал за применение соответствующих методов (тестов, при которых испытуемый должен в ответ на внешние стимулы проявлять мыслительные или физические реакции). Он противопоставлял мно­гообразие их результатов более традиционным методам получения данных с по­мощью «респондеитских» тестов (тестов, требующих дать на вопрос положитель­ный или отрицательный ответ, или классифицировать предлагаемые ответы но нескольким задаваемым признакам).

Таким образом, при использовании операптиых методов человек имел воз­можность продемонстрировать свои мысли, эмоции, действия и предпочтения выбора. Например, в тесте тематической апперцепции испытуемый выдумывает и рассказывает истории о том, что происходит па картинке, которую он имел воз­можность разглядывать в течение примерно одной минуты. Сюжеты картинок обычно подбираются неоднозначными, что позволяет людям проявлять широкий набор реакций. В интервью о бихевиоральном событии (разновидности интервью о критическом событии) человека просят рассказать о последнем примере его ус­пешной работы, При проведении теста на тематический анализ обследуемого про­сят сравнить и противопоставить два набора историй в качестве способа оценки комплексности их мыслительных процессов {Winterand McClelland, 1978). Отве­ты людей часто записывались на магнитофон и, поскольку многие оперантныеметоды не подразумевали письменных ответов, то нередко они рассматривались в качестве способов оценки, а не тестов.

Д. Макклеланд получил неопровержимые доказательства того, что в сравне­нии с респондентными оперзнтные методы демонстрируют: (1) более высокую обоснованность критериев; (2) меньшую ретестовую надежность; (3) повышен­ную чувствительность (с точки зрения возможности различать изменения настро­ения, стили поведения и другие тонкие изменчивые аспекты человеческого мыш­ления и действий); (4) большую уникальность, то есть меньшую подверженность мультиколлинеарности; (5) большую полезность для применения к развитию че­ловека или организаций (McClelland, 1985).

Для проведения точного исследования и этичного использования оперантных методов самое главное — процесс кодирования необработанной информации. Д. Макклеланд содействовал превращению тематического анализа из малонадеж­ного клинического метода в общепринятый инструмент исследований (Smithet a!,, 1992; Boyatz'is1996). Для обеспечения достоверности кодирование исходной инфор­мации требует непротиворечивости суждений или опоры на мнения различных эк­спертов. Трудно, если вообще возможно, добиться надежности без ясной схемы ко­дирования, Использование надежных схем и средств кодирования позволяет применять многие новые способы оценок, которые, в свою очередь, позволяют про­водить креативные исследования мотивов поведения людей (McClelland, 1985), их навыков (McClelland, 1973; McClellandand Boyatm, 1980; Boyatzis, 1982) и эффекта воздействия обучения в колледже на развитие студентов (Winterztа!., 1981).

Обучение в процессе этого подхода к кодированию развития обычно было до­ступно только в виде консультаций с ученым, который действительно использует оперантные методы. Многие из бывших студентов Д. Макклеланда имели воз­можность посещать семинары по тематическому анализу, которые он проводил в Гарварде. Некоторые из них стали сами организовывать семинары и курсы, на­пример, в Бостонском и Мичиганском университетах (Абигайль Стюарт), в Уэс-леанском и Мичиганском университетах (Дэвид Винтер).

Без этих методов было чрезвычайно трудно выявить мыслительные процессы и типы поведения, связанные с конкретными мотивами. Для гребцов лодки, дви­жущейся в потоке интеллектуального поиска от берега исследования к берегу применения полученных результатов, эти методы играют роль прочных и надеж­ных весел.

4. Трудовые компетенции

и развитие человеческих ресурсов

Оперантные методы способствовали интуитивному пониманию, а также опреде­лению и уточнению способов оценки различных аспектов человеческих талантов. Основываясь на своих ранних исследованиях мотивов (McClellandet al, 1958), Д. Макклеланд концептуализировал широкий спектр навыков и умений, являю­щихся отражением человеческих способностей. Возрождая разработанную ранее теорию личности (McClelland, 1951), Д. Макклеланд и его коллеги по МсВег & Companyв начале 1970-х гг. расширили круг исследований по проблемам способ-ностей (навыков, собственного воображаемого образа, характерных черт и моти­вов) для многих профессий {Boyatzis, 1982; Spencerand Spencer, 1993). Для сторон­ников рассматриваемого подхода определение трудовых компетенций отличается от определений идентификации навыков, создаваемых на основе бихевиорист­ских подходов в том смысле, что определение трудовых компетенций требует лич­ного стремления человека оказаться понятым, и таким образом выходит за рамки простого наблюдения за совершаемыми действиями, При этом подходе акцент делается скорее на характеристиках «личности», чем только на задачах, подразу­меваемых выполнением конкретного рабочего задания.

В процессе использования оперантных методов для исследования различий в мыслях, чувствах и типах поведения лучших специалистов по сравнению со сред­ними или просто плохими были разработаны и проверены на адекватность неко­торым профессиям (или группам профессий) в конкретной организации различ­ные модели компетенций. Исследования проводились среди операционистов банков, социальных работников, полицейских, священников, генералов и адмира­лов, директоров компаний, торговых представителей, ученых, программистов, ру­ководителей службы маркетинга, менеджеров проектов и т. д. Методы оценки компетенций позволили выявить, как думают, чувствуют и действуют на своем рабочем месте лучшие специалисты. Эта контекстуальная и конкретная картина позволила провести исследования и создать модели, помогающие в выполнении работы или развитии трудовых навыков. Основное внимание всегда направлялось на лучших или «выдающихся» исполнителей, но не потому, что другие не пред­ставляли ценности и не могли внести вклад в работу организации, а потому, что эти уникальные группы (обычно около 5% и никогда более 10% от числа сотруд­ников организации по каждому набору родственных специальностей) обеспечи­вали пример ролевой модели для их коллег по работе.

Когда ученые осваивали применение методов оценки трудовых компетенций в организациях, они разработали программы повышения квалификации, схемы карь­ерного роста (которые отличались от схем последовательного занятия должностей), оценочные программы развитая, программы инструктирования и наставничества, схемы рекрутирования, селекции и продвижения специалистов и даже методы ма­териального стимулирования. Целью этих усилий было увеличение процентной доли людей в каждой группе родственных специальностей, которые могли бы про­демонстрировать (т. е. использовать на практике) навыки, связанные с более совер­шенным выполнением рабочих заданий. Оказывая помощь организациям, модели компетенций и способы их применения предлагали также руководящие принципы, стимулы и практические методы для людей, желающих развить свои способности в любом представляющем для них интерес направлении,

5. Заключение

. у ,4 , ■ . \

Впечатляющий итог рассмотрения четырех определенных выше тем составляет лишь малую часть общего вклада Дэвида Макклеланда в развитие менеджмента. Он лично занимался со многими учеными, консультантами и руководителями организаций, поощряя их любознательность, направляя и даже провоцируя их на развитие различных областей теории и практики менеджмента, Д. Макклеланд был также основателем или руководителем четырнадцати консультационных компаний, наиболее известной из которых является МсВег & Сатрапу (в настоя­щее время входящая в состав группы Нау/МсВег).

Существует множество высказываний, удивительно подходящих к его карьере и сделанному им научному вкладу. Одно из них гласит, что хорошее исследование представляет собой поиск, осуществляемый в разных научных дисциплинах, ре­зультаты которого сочетают в себе интуитивное понимание достижений психоло­гии, социологии, антропологии, медицины и других наук; исследование устанав­ливает связь между теорией и практикой. Второе высказывание состоит в том, что научные феномены являются комплексными, и поэтому для их понимания необ­ходимы разнообразные усилия; оценка требует креативности, изобретательности и упорной работы, И наконец, главным образом следует отметить уверенность Д. Макклеланда в том, что если мы сможем оцепить что-либо оперантным спосо­бом, то мы будем в состоянии добиться его изменения,

РичардБояцисCase Western Reserve University
написать администратору сайта