Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология
|
Религиоведение - Кислюк и Кучер. Учебник для высш учебных заведений. 4е изд., исправ и доп. Серия Учебники, учебные пособия
Серия «Учебники, учебные пособия»
К.В. Кислюк, О.Н. Кучер
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
4-е издание, исправленное и дополненное
Ростов-на-Дону
ФЕНИКС
Харьков ТОРСИНГ
2004
ББК 87.3.р30
К69
Рецензенты:
кафедра философии и религиоведения Национального университета «Киево-Могилянская академия», д-р филос. наук, ведущий науч. сотрудник Института философии НАН Украины, В. А. Малахов,
д-р филос. наук, проф. кафедры теоретической и практической философии философского факультета Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина проф. Н. С. Кораблева.
Рекомендовано к изданию решением Ученого совета Харьковского гуманитарного университета «Народная украинская академия» (Протокол № 5 от 23. 12. 2002 г.)
Кислюк К. В., Кучер О. Н.
К 69 Религиоведение: Учебник для высш. учебных заведений. — 4-е изд., исправ. и доп. / Серия «Учебники, учебные пособия» — Ростов н/Д: Феникс, Х.: Торсинг, 2004. — 512 с.
ISBN 966-670-155-3.
В учебнике представлен обширный фактический материал по истории, вероучению, культовой практике, религиозной организации первобытных, национально-государственных, мировых и современных нетрадиционных религий, а также по языческим верованиям древних славян и христианской религии и Церкви в России. К каждому разделу подобраны отрывки из священных текстов, карты и иллюстрации, составлены тесты, вопросы и проблемные задания. В конце помещен краткий словарь самых известных религий прошлого и настоящего, список рекомендованной литературы, перечень наиболее интересных интернет-сайтов по религиоведческой проблематике.
Издание рассчитано на студентов, преподавателей вузов, всех интересующихся религиоведческой тематикой.
ББК 87.3.р30
© «Торсинг», 2003
© Кислюк К. В., 2002
© Кучер О. Н., 2002
© Народная украинская академия, 2002
ISBN 966-670-155-3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее учебник представляет собой доработанное издание «Религиоведения», написанного на основе материалов преподавания соответствующего курса в ведущем экспериментальном учебно-научном комплексе Украины — Харьковском гуманитарном университете «Народная украинская академия». По результатам независимой экспертизы, проведенной Министерством образования и науки Украины, эта книга рекомендована для использования в учебном процессе (письмо № 14/18.2-1199 от 7.06.2002 г.).
Содержание учебника в целом соответствует учебным программам и образовательным стандартам Российской Федерации
В данной работе избран наиболее распространенный — тематический способ компоновки материала. В то же время само изложение авторы стремились сделать по возможности детальным и в достаточной степени фундаментальным, опирающимся на первоисточники. При подаче материала они придерживались методологического подхода одновременного освещения любого вопроса с двух позиций — религиозной и научной, не отдавая предпочтения ни одной из них.
Благодаря системе перекрестных ссылок, логическим продолжением учебного материала становятся тексты первоисточников. В них включены не только отрывки из священных текстов различных религий, но и произведения крупнейших религиозных деятелей и классиков религиоведения, важнейшие религиозные документы, описания религиозных обрядов. Часть из этих документов до сих пор была мало доступна. Фрагменты первоисточников призваны не только дополнить содержание, но и углубить понимание основного текста. Кроме того, на наш взгляд, они открывают читателю возможность лучше представить себе специфику религиозного мировоззрения в целом.
К каждому разделу предлагаются вопросы и задания мнемонического (тестовые задания), репродуктивного и творческого характера.
В обширный список рекомендованной литературы (свыше 500 наименований) вошла большая часть учебных, научных и научно-популярных изданий, имеющихся в библиотеках, а также некоторые представляющие интерес статьи из периодики.
Издание содержит большое количество карт, схем и иллюстраций ко всем рассматриваемым темам.
Авторы выражают глубокую признательность ректору Народной украинской академии проф. В. И. Астаховой за всемерную помощь и поддержку в работе, проф. Н. С. Кораблевой и проф. М. Д. Култаевой за полезные замечания и консультации при написании книги и ее подготовке к изданию.
Раздел 1 РЕЛИГИЯ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
1.1. СУЩНОСТЬ И СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ РЕЛИГИИ
В современном мире существует большое количество разнообразных вер и идеологий, которые условно можно объединить вокруг двух основных мировоззрений: религии и атеизма.
Религия сопровождает человечество на протяжении значительной части его истории и в настоящее время охватывает 80 % населения земного шара. И все-таки она является cферой, мало понятной и для обычных людей, и для специалистов. Причин тому много. Дать одно определение того, что же такое религия, вряд ли представляется возможным уже потому, что известно огромное количество религий прошлого и настоящего. Далее, религию чаще всего оценивают по ее внешним признакам, поскольку она практикуется ее последователями в культе, тогда как для верующего человека она заключается в глубоко личном внутреннем диалоге с чем-то сверхъестественным. Наконец, каждый исследователь определяет религию в соответствии со своими теоретическими и методологическими предпочтениями и личным отношением к предмету своего изучения (верующий или неверующий).
Слово «религия» происходит от латин. religio — благочестие, святыня, предмет культа. В европейской культуре оно распространяется начиная приблизительно с XVI в. До этого слово «религия» иногда встречалось в книжном языке без постоянного значения, а вместо него употреблялись синонимы «вера», «верование», «набожность».
Понятие «религия» означает веру, особый взгляд на мир, совокупность обрядово-культовых действий, а также объединение верующих людей в определенную организацию, которые вытекают из убежденности в существовании той или другой разновидности сверхъестественного.
Вместе с тем следует уточнить, что в других культурах совокупность явлений, которые отвечают по смыслу слову «религия», передается иными понятиями. Например, в санскрите (священный и литературный язык буддистов и индуистов) это слово «дхарма» — учение, добродетель, моральное качество, закон, образец, порядок, мироздание. Оно обозначает ценности, нормы и правила, которые определяют повседневную деятельность человека, его поведение в обществе и цель его жизни соответственно тому месту, которое этот человек занимает во Вселенной от рождения. В исламе используется понятие «дин», означающее безусловную преданность Аллаху, веру в абсолютную обусловленность его волей всех происходящих в человеческой жизни событий, которая побуждает к добросовестному выполнению основных религиозных предписаний — от ежедневной пятиразовой молитвы до запрета на употребление в пищу свинины.
Как видно из определения, религия содержит в себе четыре основные части: веру, вероучение, культ и организацию.
Основу религии, без которой она невозможна, составляет вера — особое психическое состояние полного признания и принятия какого-нибудь утверждения или установки без достаточных обоснований. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Замечательный пример религиозной веры дает нам библейская история об Аврааме и его сыне Исааке. В этой притче рассказывается о том, как Бог решил подвергнуть испытанию прочность веры Авраама, прежде чем сделать его «прародителем» человечества, и потребовал принести в жертву любимого сына Исаака. Когда же Авраам доказал на деле свою готовность выполнить волю Бога, в последний миг Господь заменил сына на барана (Быт. 17—22). Интересный анализ этого чрезвычайного акта веры, главное действующее лицо которого в наше время, безусловно, оказалось бы на скамье подсудимых или в психиатрической больнице, провел датский философ ХІХ в. Серен Кьеркегор. По мнению С. Кьеркегора, с точки зрения разума, вера есть парадоксальный феномен, «согласно которому единичный индивид в качестве единичного стоит в абсолютном отношении к абсолюту»1. Другими словами, вера есть состояние личностной связи отдельного человека с Богом, которое возвышает человека над обычными человеческими моралью и правом, поскольку оно устанавливается только после отречения этого человека от всего земного, очищения им своей души. Именно это обстоятельство имел в виду Иисус, поучая людей: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» (Лк. 14:26—27).
Упомянутая история об Аврааме и его сыне Исааке лишний раз подчеркивает главные особенности веры:
Глубокую уверенность в реальном существовании сверхъестественного, точнее говоря сверхъестественных существ, качеств, связей и отношений, которые не подчиняются закономерностям материального мира, а наоборот, находятся в их основе, главенствуют над ними.
Положительное отношение к предмету веры. Оно, как правило, характеризуется не только отсутствием сомнений, но также и желанием отстаивать свои верования, как едино истинные, распространять их среди других людей.
Представление о наличии особенной связи между человеком и тем, во что он верит. Религиозный человек верит, что сверхъестественное оказывает на мир, в котором он живет, и на его личную судьбу решающее влияние, кроме того, с помощью особенных (культовых) действий он сам также способен влиять на сверхъестественное.
Личностный характер веры, ее способность удовлетворять конкретные потребности индивидуального «Я» верующего человека. Вот почему любая религия нуждается в определенной организационной структуре, исполняющей роль посредника между сверхъестественным и человеком.
Эмоционально-чувственный характер. В глазах религиозного человека религия предстает как внутреннее переживание Бога, в котором он только и обретает свою реальность, а стало быть, и всемогущество.
По мнению верующих людей, религиозная вера является не только обычным переживанием наряду с другими религиозными чувствами. К тому же, ее нельзя считать чем-то алогичным. Она имеет исключительное познавательное значение как способ проникновения в божественные тайны, дает человеку не знания, а мудрость. Вера ведет к озарению ума, благодаря чему человек узнает о смысле своего существования на Земле, вместе с тем, получая представления о мире, в котором живет. Верующие также уверяют, что способность к вере заложена в душу человека Богом в момент Творения. Следовательно, дело заключается в том, чтобы удовлетворить жажду веры, найти ее в глубинах собственного «Я».
С другой стороны, веру очень часто противопоставляют знанию, получаемому наукой и философией. Считается, что, в отличие от веры, знание является теоретически и практически обоснованным (наука), логически непротиворечивым и аргументированным (философия). Однако значительная часть великих ученых ХХ в. не видела непреодолимой пропасти между религией и наукой. Приведем для примера высказывание знаменитого физика М. Планка: «Божество, к которому религиозный человек пытается приблизиться при помощи религиозных символов, равноценно, по существу, той проявляющейся в законах природы силе, о которой исследователь в определенной мере получает представление с помощью своих органов чувств… Следовательно, и религия, и естествознание нуждаются в вере в Бога, при этом для религии Бог стоит в начале любого размышления, а для естествознания — в конце»2.
Если же феномен веры рассматривать с чисто научной точки зрения, то обнаруживается, что она на самом деле строится на целиком естественных психологических основаниях. К числу таких оснований могут быть отнесены:
эмоции и чувства — как положительные (любовь, надежда), так и отрицательные (ужас перед неизвестным);
воля (так как религиозная вера предусматривает сознательную концентрацию всей психической жизни человека на религиозных образах и чувствах);
воображение, благодаря которому абстрактное и расплывчатое понятие «сверхъестественных сил» приобретает в сознании обычного человека конкретные образы богов, ангелов, бесов и т. п.
Особая настроенность всех этих обычных для человека психологических проявлений на религиозный лад становится возможной лишь под влиянием продолжительной неудовлетворенности многих его потребностей: мировоззренческих, познавательных, эстетических, материальных и т. д. Какова бы ни была причина этого — то ли низкая активность самого человека, то ли неблагоприятные социальные условия его жизни, но там, где не подходят естественные пути достижения целей, рождается вера в сверхъестественное. Таким образом, веру можно целиком считать естественным свойством человеческого сознания.
Религиозные чувства выполняют жизненно важные для человека функции. Скажем, они обеспечивают психологический комфорт человеку путем самоуспокоения во время выполнения культовых действий.
Говоря о вере, нужно заметить, что вера бывает религиозной и нерелигиозной. Основной признак религиозной веры — это твердое убеждение человека или людей в существовании
сверхъестественного, тогда как нерелигиозная вера (например, вера в существование внеземных форм жизни и т. п.) этого признака лишена.
В конечном итоге, такая «нерелигиозная» вера может проявляться в любой сфере деятельности человека: экономической (вера в успех продажи определенного товара); политической (вера в выдающиеся способности кого-то из политических лидеров); моральной (вера в силу моральных законов, идеалов, норм); художественной (вера в реальность событий или героев, о которых написано в книге); научной (вера в положительное влияние научных достижений на человеческую цивилизацию).
Вероучение — систематизированное изложение содержания веры в догматах, признанных раз и навсегда неизменными истинах, не подлежащих критике. Содержание вероучения охватывает не только непосредственно религиозные истины, но и взгляды на экономический, политический, общественный уклад, моральные основы человеческой жизни и т.п.
В наиболее значительных религиях вероучение содержится в Священных книгах — Священном Писании, как Библии для христиан и Коране для мусульман. Священное Писание по своей сути считается Откровением, с которым Бог обратился к людям, а в истинность этого Откровения остается лишь верить. Интересные подробности этого необыкновенного действа сохранили нам воспоминания основоположника ислама — пророка Мухаммада. Он рассказывал, что однажды ночью, когда он по привычке уединился в горной пещере в окрестностях Мекки, к нему явился кто-то с завернутым в парчовую ткань свитком и приказал: «Читай!» Трижды Мухаммад отказывался это делать, ссылаясь на свою неграмотность, и тогда незнакомец принимался душить Мухаммада куском ткани. Наконец Мухаммад догадался спросить: «Что читать?» Тогда незнакомец сказал: «Читай! Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший, который … научил человека тому, чего он не знал» (Коран, 96:1—5). Мухаммад повторил это и был оставлен в покое. Но когда он проснулся, оказалось, что в сердце его словно была сделана надпись из этих слов. Он вышел на склон горы и вдруг услышал голос с неба: «О Мухаммад, Ты — посланник Аллаха, а я — [ангел] Джибрил». В небесах, опершись ногами на горизонт, стоял его ночной гость. Куда бы ни поворачивался Мухаммад, тот все равно был перед ним. Потом Джибрил исчез3.
Божественный характер Писания не запрещает комментировать и толковать его, чтобы сделать более понятным для ограниченного человеческого разума. Такая практика, в частности, была распространена в западноевропейских средневековых университетах, где каждое слово Библии толковалось в нескольких смыслах. Отсюда происходит деление библейских книг на главы и строки (стихи), привычное для нас, однако отсутствующее в их оригиналах. (Для справки: Библия имеет 1189 разделов: 929 в Ветхом и 260 — в Новом Завете. Самый длинный раздел — Псалом 118, самый короткий — Псалом 116. Самый длинный стих находится в книге Есфири — 8:12, самый короткий — в Евангелии от Иоанна — 11:35.)
В определенной степени комментаторскую функцию по отношению к Священному Писанию выполняет другая разновидность священных текстов — Священное Предание, написанное людьми (но, как считают, например, католики и православные, по вдохновению Святого Духа). Кроме того, Священное Предание содержит правила и установления, отсутствующие в Священном Писании, но логически следующие из него. Примером такого Предания может служить еврейский Талмуд, само название которого уже приобрело переносный смысл.
Проявить свое отношение к тому, во что или в кого верит религиозный человек, он может через внешние действия, которые называют культом.
Культ — система (упорядоченная совокупность) определенных, установленных в деталях индивидуальных и коллективных обрядов, с помощью которых человек мистическим образом общается с Богом. Наиболее известна среди обрядов религиозного культа (крестное знамение, поклоны, окропление святой водой, жертвоприношение, зажигание свечей и др.) молитва — индивидуальное или коллективное словесное обращение верующего к предмету своей веры.
Культовая деятельность отличается рядом характерных черт.
1) Символичность. Она заключается в том, что слова и движения во время выполнения религиозных обрядов, все предметы культовой деятельности в глазах верующих являются носителями определенного таинственного, сверхъестественного значения, поскольку понятно, что прямое взаимодействие между естественным и сверхъестественным невозможно. В этом заключается принципиальная разница между религиозными обрядами и обрядами нерелигиозными (брачные церемонии, обряды в честь достижения совершеннолетия), которыми сопровождается общественная жизнь человека.
2) Каноничность. Это значит, что культовая деятельность не подлежит никаким произвольным изменениям. Любые изменения в системе культового канона часто рассматриваются религиозными организациями как искажение истинной веры. Истории религии известно много примеров, когда вопрос о порядке культовых действий становился одной из причин расколов. Так случилось в середине XVII в., когда от Русской Православной Церкви отделились старообрядцы, которые не соглашались с реформаторскими нововведениями ее главы – патриарха Никона — креститься тремя пальцами вместо двух и другими изменениями в культовой практике.
|
|
|