Главная страница

Учебник для вузов Издательство норма москва, 2002 Издание третье переработанное и дополненное


Скачать 4.69 Mb.
Название Учебник для вузов Издательство норма москва, 2002 Издание третье переработанное и дополненное
Анкор Osnovy_rossyskogo_prava_Kashanina_T_V_Kashanin.doc
Дата 30.04.2017
Размер 4.69 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Osnovy_rossyskogo_prava_Kashanina_T_V_Kashanin.doc
Тип Учебник
#4888
страница 14 из 58
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   58

§ 11. Государственная Дума

По Конституции Государственная Дума состоит из 450 депу­татов и избирается сроком на четыре года. Закон «О выборах в Государственную Думу» устанавливает, что 225 депутатов изби­раются по мажоритарной системе, а 225 — по пропорциональ­ной. Депутатом может быть избран только гражданин, достиг­ший 21 года.

§11. Государственная Дума 165

Полномочия Государственной Думы делятся на три группы.


  1. Исключительные полномочия. К ним относятся: дача со­гласия Президенту на назначение Председателя Правительства; решение' вопроса о доверии Правительству; назначение на' должность и освобождение от должности Председателя Цен­трального банка, Председателя Счетной палаты и половины со­става ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; объявле­ние амнистии; выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности.

  2. Законодательные полномочия Государственная Дума реали­зует в форме принятия федеральных законов и федеральных конституционных законов. Конституционные законы, утверждае­мые квалифицированным большинством, издаются по таким во­просам, как чрезвычайное положение, принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта, измене­ние статуса субъекта РФ, описание и порядок официального ис­пользования государственного флага, герба и гимна, референ­дум, режим военного положения, введение на территории Рос­сии или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения, порядок деятельности Правительства, установление судебной системы, определение полномочий, порядка образования и дея­тельности Конституционного, Верховного и Высшего Арбит­ражного судов, созыв Конституционного Собрания. По другим вопросам, входящим в предмет ведения Российской Федерации, принимаются федеральные законы.

  3. Полномочия в сфере самообеспечения своей деятельности. К ним относятся: избрание из своего состава Председателя и его заместителей, которые ведут заседания и ведают внутрен­ним распорядком, образование комитетов и комиссий, прове­дение парламентских слушаний по вопросам ведения палаты, принятие Регламента и постановлений по вопросам внутренне­го распорядка и др.

Структура Государственной Думы. Так же как и в Совете Фе­дерации, из числа депутатов избирается Председатель. Однако здесь имеется и должность первого заместителя Председателя. Помимо первого избираются другие заместители, число кото­рых устанавливается регламентом. В составе Государственной Думы создаются депутатские объединения — фракции и депу­татские группы. Их целью является совместная деятельность и выражение единой позиции по вопросам, рассматриваемым Го­сударственной Думой. Для предварительной подготовки орга-

166 Глава 3. Конституционное право

низационных решений по вопросам деятельности палат созда­ется Совет Государственной Думы, в состав которого входят Председатель, руководители фракций и депутатских групп, а с правом совещательного голоса в работе Совета участвуют за­местители Председателя и председатели комитетов.

Комитеты — это структурные подразделения Государствен­ной Думы, осуществляющие подготовку законопроектов к рас­смотрению. Техническую работу выполняет аппарат Государст­венной Думы.

Порядок работы. Деятельность Государственной Думы прохо­дит на основе принципов коллегиальности, свободного обсужде­ния вопросов и открытости. На заседаниях вправе присутство­вать члены Совета Федерации, могут быть приглашены предста­вители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для пре­доставления необходимых сведений и заключений по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой. Аккредитуются и представители средств массовой информации. Однако по реше­нию палаты могут быть проведены и закрытые заседания. Прези­дент или его полномочный представитель в Федеральном Собра­нии, Председатель Правительства, члены Правительства, Кон­ституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов, Генеральный прокурор, Председатель Центральной избиратель­ной комиссии вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседании.

Депутаты Государственной Думы работают на профессио­нальной постоянной основе. Депутаты имеют лишь короткие зимние и более продолжительные летние каникулы. Преду­сматриваются различные формы работы депутатов: участие в заседаниях палаты, Совета Государственной Думы, ее комите­тов и комиссий, фракций и депутатских групп, обсуждение во­просов на парламентских слушаниях, работа с избирателями.

Заседание Государственной Думы считается правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа депута­тов палаты. Работа ведется на русском языке. Правовое, орга­низационное, документальное, материально-техническое, со­циально-бытовое обеспечение деятельности Государственной Думы осуществляет ее аппарат.

Решения Государственной Думы принимаются на ее заседа­ниях открытым или тайным голосованием, которое производит­ся с использованием электронных средств подсчета голосов, без использования электронной системы, с помощью бюллете-

§ 1 2 . Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания 1 6 7

ней и путем опроса депутатов. Решения принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов, а по проце­дурным вопросам — от числа депутатов, принявших участие в голосовании. Квалифицированное большинство (2/3 голосов) тре­буется при принятии конституционных законов.

§ 12. Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания

В Конституции предусматривается право создания палатами Федерального Собрания комитетов и комиссий. Надо отметить, что палаты очень активно пользуются этим предоставленным им Конституцией правом. Вопросы создания комитетов и ко­миссий детально регулируются регламентами палат.

Комитеты — это постоянно действующие органы палат. Одни из них имеют отраслевую направленность, другие — функцио­нальную, т. е. создаются для рассмотрения специальных вопро­сов. Комитеты по вопросам, отнесенным к их ведению, осуще­ствляют подготовку и предварительное рассмотрение законопро­ектов, организуют парламентские слушания, решают вопросы организации своей деятельности и др. В задачу комитетов вхо­дит и вынесение заключений по проекту федерального бюджета.

В Комитетах иногда создаются подкомитеты. Обычно это практикуется в тех из них, которые имеют широкую компетен­цию (например, Комитет по бюджету, налогам и финансам).

Комиссии — это структуры палат, носящие временный харак­тер и созданные для выполнения определенных задач, например, комиссии для проверки данных о конкретных событиях и должностных лицах; для подсчета результатов тайного голосо­вания; для вынесения заключения о выдвижении обвинения против Президента и др. Несколько выбивается из этого ряда мандатная комиссия, которая образуется на срок полномочий палат, поэтому она существует на правах комитета.

Имеет место и образование согласительных комиссий, напри­мер, для решения вопросов, связанных с законами, принятыми Государственной Думой, но отвергнутыми Советом Федерации.

Для подготовки рассматриваемых вопросов и организации парламентских слушаний комитет или комиссия вправе созда­вать из числа членов этого комитета (комиссии), других депута­тов, представителей министерств и ведомств, иных государст­венных органов и общественных объединений, научных учреж­дений, а также специалистов рабочие группы.

168 Глава 3. Конституционное право

Комитеты и комиссии вправе запрашивать документы и мате­риалы, необходимые для их деятельности, а также приглашать на свои заседания должностных лиц органов государственной вла­сти, общественных объединений, предприятий и учреждений.

Назначение комитетов и комиссий состоит в том, чтобы со­действовать депутатам в осуществлении ими своих полномочий. На практике же комитеты берут на себя основную нагрузку по проведению законопроекта, и тогда пленарные заседания палат ограничиваются лишь их формальным обсуждением. Хорошо это или плохо и не подменяют ли комитеты в этом случае пала­ту как таковую или самих инициаторов законопроектов? Дума­ется, что если это и так, то это процесс неизбежный. Ведь текст будущего закона, как правило, сложен, его содержание должно быть внутренне непротиворечивым и не должно противоречить другим законам. Поэтому его составление и редактирование та­кой огромной коллегией (Государственную Думу составляют 450 человек) практически невозможно. Даже в комитете, где группируются депутаты по интересам, наличию специальных познаний, опыту и т. п., не все его члены достаточно глубоко вникают в законопроект. Реально же его составляет и редакти­рует достаточно узкая группа депутатов, да и к тому же поль­зующаяся помощью экспертов.

Вот почему можно сделать вывод о том, что комитеты и ко­миссии — это весьма значимые структуры палат парламента и в будущем их роль будет неуклонно повышаться.

§ 13. Статус депутата

Термин «депутат» означает «посланник». Его задача — уча­ствовать в законотворчестве и осуществлении парламентом других функций. Мандат депутата свободный. Это означает, что он, представляя интересы всего народа, связан лишь Конститу­цией и своей совестью, которая должна ему подсказывать, каким образом в конкретных случаях следует решать те или иные об­щефедеральные проблемы. Никто не вправе давать депутатам обязывающих наказов и досрочно отзывать их в случае, если наказы не выполняются или выполняются плохо.

Права и обязанности депутата довольно обширны. Депутат имеет следующие права:

  • участвовать в работе своей палаты и ее органов;

  • на выступления;

§13. Статус депутата 169

  • присутствовать на заседаниях другой палаты и ее органов;

  • на получение необходимой информации;

  • на запросы Правительству и его членам;

  • на содержание вспомогательного персонала;

  • законодательной инициативы;

  • предлагать решения палаты и ее органов;

  • вести прием граждан, принимать меры по обеспечению прав избирателей, рассматривать их жалобы;

  • информировать народ о своей работе, работе парламента, в том числе и через средства массовой информации;

  • безотлагательного приема руководителями, должностными лицами государственных органов и организаций;

  • на неприкосновенность. Это право имеет цель оградить депутата от административного и уголовного преследования со стороны исполнительной власти под ложным предлогом. Ведь если уголовное дело возбуждено и к депутату применены меры пресечения, пройдут месяцы, пока суд сделает вывод о винов­ности или невиновности депутата, а депутат все это время не сможет работать в палате. Но, с другой стороны, право на не­прикосновенность депутата может стать укрытием для преступ­ников. Вот почему необходима дальнейшая нормативная про­работка этого права депутата.

Депутаты имеют также множество материально-финансовых прав для осуществления своих полномочий, а также гарантий в области трудовых отношений.

На депутатов возлагаются следующие обязанности:

  • соблюдать депутатскую этику (не употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов и других лиц, не допускать необоснован­ных обвинений в чей-либо адрес, не использовать заведомо лож­ную информацию, не призывать к незаконным действиям и др.);

  • предоставлять в налоговые органы и палату декларацию о доходах и сведения об изменении своего имущественного поло­жения;

  • не разглашать сведения, которые могут иметь секретный характер;

  • соблюдать запрет на одновременное членство в другой па­лате или иных представительных органах, или в органах мест­ного самоуправления;

  • не заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и другой творческой деятельности.

170 Глава 3. Конституционное право

В целом же следует отметить, что статус депутата довольно высок и для его реализации требуются немалые средства, по­ступающие от налогоплательщиков. Вот почему в процессе из­бирательной кампании всем гражданам следует внимательно изучать личность кандидатов в депутаты, чтобы определить, достойны ли они носить это высокое звание.

§ 14. Правительство Российской Федерации

Высшим органом исполнительной власти является Прави­тельство России. Это коллегиальный орган, имеющий общую компетенцию и осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной (или административной) деятельностью в стране. Правовой статус Правительства установлен Конститу­цией и Законом о Правительстве Российской Федерации.

Состав Правительства. В состав Правительства входят Пред­седатель Правительства, заместители Председателя Правитель­ства и федеральные министры.

Председатель Правительства назначается Президентом Рос­сии с согласия Государственной Думы. Если Государственная Дума отклоняет предложенную кандидатуру и делает это трое­кратно, то Президент своей волей назначает Председателя Пра­вительства, распускает Государственную Думу и назначает но­вые выборы. Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его ра­боту. В случае временного отсутствия Председателя его обязан­ности по поручению исполняет его первый заместитель.

Заместители Председателя Правительства и федеральные мини­стры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по представлению Председателя Правительства.

По предложению Председателя может быть образован Пре­зидиум Правительства, состав которого утверждает Президент. Заседания Президиума проводятся по мере необходимости. Правительство вправе отменить любое решение Президиума Правительства.

Рабочим органом Правительства является его Аппарат, кото­рый обеспечивает деятельность Правительства и осуществляет контроль за исполнением принятых Правительством решений. Заседания Правительства проводятся его Председателем (а в от­сутствие — заместителем) систематически, но не реже одного

§ 1 4 . Правительство Российской Федерации 1 7 1

раза в месяц и носят открытый характер. Отдельные вопросы могут рассматриваться и на закрытых заседаниях.

Правительство действует в пределах срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избран­ным Президентом РФ. Правительство может подать в отстав­ку, которую Президент принимает или отклоняет. Государст­венная Дума может выразить недоверие Правительству, после чего Президент решает, согласиться ли с решением Государ­ственной Думы и объявить об отставке Правительства либо нет. Если Государственная Дума в течение трех месяцев по­вторно выразит недоверие Правительству, Президент объявля­ет об отставке Правительства либо распускает Государствен­ную Думу.

Компетенция Правительства. Она определяется в самом об­щем виде в Конституции, преимущественно в виде указания на направления деятельности Правительства. Да это и понятно: сколь бы подробно ни перечислялись полномочия Правитель­ства, вряд ли удастся охватить все вопросы, которые ему при­дется решать. Даже в Законе о Правительстве не удалось дос­тичь абсолютной детализации полномочий Правительства.

  1. В области экономики. Правительство осуществляет регули­рование экономических процессов; обеспечивает единство эко­номического пространства и свободу экономической деятель­ности в стране; прогнозирует социально-экономическое разви­тие страны, осуществляет государственную политику в области экономического сотрудничества с зарубежными странами и др.

  2. В области бюджета и финансов. Правительство разрабаты­вает и обеспечивает проведение единой финансовой, кредит­ной и денежной политики; разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; разрабатывает и реализует на­логовую политику; руководит валютно-финансовой деятельно­стью в отношениях России с другими государствами и др.

  3. В социальной сфере. Правительство принимает меры к реализации трудовых прав граждан; обеспечивает проведение единой государственной социальной политики; принимает ме­ры по реализации прав граждан на охрану здоровья, содейству- -ет решению проблем молодежи, обеспечивает гарантии права граждан на социальное обеспечение и др.

  4. В области развития науки, культуры, образования. Прави­тельство разрабатывает и осуществляет политику государствен­ной поддержки развития науки (фундаментальной, приклад­ной), образования (общего и профессионального) и культуры.

172 Глава 3, Конституционное право

  1. В области природопользования и охраны окружающей сре­ды. Правительство организует деятельность по рациональному использованию и охране окружающей среды, координирует деятельность по предотвращению и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.

  2. В правоохранительной сфере. Приоритетной является по­литика по обеспечению безопасности личности, общества и го­сударства, охране прав и свобод граждан, собственности и об­щественного порядка, борьбе с преступностью и наркоманией и др.

  3. В области обороны. Правительство осуществляет меры по обеспечению государственной безопасности и обороны страны, по охране государственной границы, обеспечивает социальные гарантии военнослужащим и др.

  4. В области внешней политики. Правительство заключает ме­ждународные договоры, представляет интересы страны в меж­дународных организациях; регулирует экспорт и импорт това­ров, реализует внешнеэкономическую деятельность и др.

Разумеется, обладая столь широкой компетенцией, Прави­тельство способно хорошо видеть общую картину в стране. Вот почему ему принадлежит право законодательной инициативы, и на­до отметить, что оно им активно пользуется. Помимо этого Пра­вительство вправе направлять в палаты Федерального Собрания свои официальные отзывы на любые рассматриваемые парламен­том законопроекты и предложения по поправкам к ним. Но есть круг вопросов, по которым законопроекты не могут быть приняты без предварительной оценки их Правительством. Речь идет о тех из них, для реализации которых требуются дополнительные рас­ходы, покрываемые за счет государственного бюджета.

На Правительство возлагается обеспечение нормальной ра­боты всех органов исполнительной власти на территории Рос­сии. Особую его заботу составляют министерства и иные феде­ральные органы исполнительной власти, выполняющие весьма ответственные функции. В отношении исполнительных орга­нов субъектов Федерации Правительство осуществляет руковод­ство и координацию их работы по предметам ведения Федера­ции и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. На него также возлагается и разрешение споров и разно­гласий между федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Федерации.

Реализация полномочий Правительства облекается, как пра­вило, в официальную форму. По наиболее важным вопросам

§ 15. Органы судебной власти Российской Федерации 173

оно издает постановления, имеющие нормативный характер. Акты по оперативным и иным текущим вопросам издаются в форме распоряжений.

Принятие постановлений — процесс хотя и менее сложный, нежели процесс издания законов, но все же весьма ответствен­ный и поэтому четко регламентированный. Согласно Положе­нию о подготовке проектов постановлений и распоряжений Правительства (утверждено постановлением Правительства от 28 января 1993 г.) принятие постановлений Правительства про­ходит несколько стадий:

  1. внесение проекта постановления (членами Правительст­ва, руководителями министерств и ведомств, главами исполни­тельной власти субъектов Федерации) с приложением поясни­тельной записки;

  2. предварительное согласование проекта постановления с заинтересованными органами представительной власти и дру­гими организациями;

3) согласование его с Министерством юстиции;

  1. обсуждение проекта постановления на заседании Прави­тельства;

  2. принятие постановления, которое осуществляется путем голосования (необходимо простое большинство присутствую­щих на заседании);

  3. подписание постановления (производится Председателем или по его поручению одним из заместителей);

  4. опубликование постановления в «Собрании законодатель­ства Российской Федерации», а при необходимости немедлен­ное обнародование через средства массовой информации.

Акты Правительства вступают в силу с момента их подписа­ния, если при принятии их не установлен другой срок введения в действие.

Постановления и распоряжения в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента мо­гут быть отменены Президентом Российской Федерации.

§ 15. Органы судебной власти Российской Федерации

Юрисдикционная деятельность. Осуществление судебной вла­сти возложено на совокупность судебных органов от самых ни­зовых до верховных. Каждый судебный орган разрешает кон­кретные дела совершенно самостоятельно, руководствуясь толь-

1 7 4 Глава 3. Конституционное право

ко законом и правосознанием. Совокупность судов именуется юстицией (от лат. justitia— справедливость), а деятельность су­дов по разрешению правовых конфликтов — юрисдикционной (правосудием) и соответственно предметная и пространственная сфера этой деятельности — юрисдикцией (от лат. juridictio— су­дебное разбирательство, судебный округ). Деятельность по раз­решению споров с созданием соответствующих органов может быть присуща и представительным органам (например, комис­сии по этике при палате парламента), и исполнительным орга­нам (например, ведомственному арбитражу), однако это своего рода исключения из правил и, кроме того, такая деятельность в демократическом государстве всегда подконтрольна суду.

Юрисдикционная деятельность должна быть правосудной, т. е. основываться на праве и заканчиваться вынесением под­линно правовых решений по разбираемым конфликтам. Соци­альная роль судебной власти состоит в утверждении господства права в обществе.

Из трех властей, существующих в обществе, судебная власть — самая слабая в том смысле, что она не опирается на волеизъявление избирателей и не может найти у них поддерж­ки; она не располагает, как исполнительная власть, значитель­ными финансовыми и силовыми средствами. Сила судебной власти имеет нематериальный характер и состоит в уважении цивилизованного общества к праву и суду.

Особенности судебной власти. Эти особенности подчеркива­ют ее специфичность в системе государственной власти. К ним относятся следующие.

  1. Судебная власть осуществляется только судом. Это означа­ет, что в России нет и не может быть, кроме судов, никаких го­сударственных, общественных и иных органов, которые бы раз­решали и рассматривали гражданские, административные, уго­ловные и другие дела. Существующие в нашей стране различные товарищеские, третейские суды, суды чести, инфор­мационные суды и прочие, не предусмотренные Конституцией и федеральными законами, не входят в судебную систему, су­дебной властью не обладают и не могут применять меры госу­дарственного принуждения. Разумеется, они не должны содер­жаться на средства налогоплательщиков. Конституция не до­пускает и создания чрезвычайных судов.

  2. Исполнять обязанности судьи могут граждане, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Закон «О статусе

§ 15. Органы судебной власти Российской Федерации 175

судей в Российской Федерации» устанавливает и дополнитель­ные требования к судьям: они должны избегать действий, со­вершенных как при исполнении судейских обязанностей, так и во внеслужебных отношениях, умаляющих авторитет судебной власти; не избираться депутатами, не принадлежать к полити­ческим партиям и движениям, не заниматься предпринима­тельской деятельностью или другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной твор­ческой деятельности.

3. Судьи независимы и подчиняются только закону. Независи­
мость судей позволяет им беспристрастно, объективно, спра­
ведливо рассматривать правовые конфликты. Гарантиями неза­
висимости судей являются:

  • исключение постороннего воздействия на судей в момент вынесения судебного решения (тайна совещательной комнаты);

  • преследование по закону любого вмешательства в деятель­ность по осуществлению правосудия;

  • освобождение судей от обязанности отчитываться перед кем бы то ни было о своей деятельности;

  • предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его статусу;

  • особая защита государством судьи, членов его семьи и их имущества и др.




  1. Судьи несменяемы. Это означает, что после наделения су­дьи полномочиями в установленном порядке деятельность су­дьи не ограничивается определенным сроком, судья не подле­жит переводу на другую должность или в другой суд без его со­гласия, судью нельзя освободить от должности без его доброй воли. В законе устанавливаются исчерпывающие основания прекращения или приостановления полномочий судьи, кото­рые допускаются по решению квалификационной коллегии су­дей, например, ухудшение состояния здоровья, привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение под стражу, занятие деятельностью, несовместимой с судебной. Возможны и письменное заявление судьи об отставке, истечение срока полномочий судьи (если такой установлен законом — для ми­ровых судей, судей, избираемых впервые сроком на три года), утрата гражданства, смерть судьи, совершение поступка, позо­рящего честь и достоинство судьи, и некоторые другие.

  2. Судьи неприкосновенны. Согласно закону неприкосновен­ность распространяется на личность судьи, его жилище, служеб­ное помещение, корреспонденцию, имущество и документы, ис-

176 Глава 3. Конституционное право

пользуемые им транспорт и средства связи. Судья не может быть привлечен к уголовной, административной, дисциплинарной ответственности иначе как в особом порядке, установленном федеральным законом. Здесь велика роль квалификационной и судейской коллегий судей, которые предварительно разбирают­ся в том, не является ли обвинение судьи ложным, и выступают тем самым заградительным барьером на пути лишения судьи не­прикосновенности.

6. Судебная деятельность осуществляется в особой судебной
форме.
Судебный порядок разрешения дел отнимает много вре­
мени именно потому, что судебная процедура очень сложна.
Процессуальная форма судебной деятельности — это еще один
барьер на пути принятия скороспелого и несправедливого судеб­
ного решения. Судебное разбирательство не только сложное,
длительное, но и дорогое. И государство его оплачивает лишь
частично, относя расходы на лиц, участвующих в процессе (су­
дебные пошлины, штрафы и т. п.). Несмотря на то что правосу­
дие имеет немалую цену, оно позволяет обществу обрести ценно­
сти более высокого порядка (свободу, справедливость и т. д>).

  1. Судебное разбирательство является открытым. Любые граж­дане могут свободно войти в зал судебного заседания и находить­ся в нем во время слушания дела. Рассмотрение дела в закрытом заседании может допускаться только в случаях необходимости, в строгом соответствии с законом, например, если существует воз­можность разглашения государственной тайны или в целях пре­дотвращения разглашения интимных сведений о лицах, участ­вующих в деле, как, например, по делам об изнасиловании. Но даже по этим делам приговор провозглашается публично.

  2. Не допускается заочное рассмотрение уголовных дел. Суд обязан непосредственно исследовать доказательства по делу, допросить подсудимых, потерпевших, свидетелей и других лиц, осмотреть вещественные доказательства, огласить протоколы и иные документы. Участие подсудимого в уголовном процессе обязательно. Закон разрешает рассмотреть дело в его отсутствие только в исключительных случаях: когда он находится вне пре­делов государства и уклоняется от явки в суд, когда подсуди­мый ходатайствует о судебном разбирательстве в его отсутст­вие, но при этом он обвиняется в преступлении, за которое не может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

  3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательно­сти и равноправия сторон. Оно может быть начато только при наличии заявления истца, обвинительного акта прокурора или

§ 1 5 . Органы судебной власти Российской Федерации 1 7 7

жалобы потерпевшего, настаивающих перед судом на удовле­творении своих требований. Но другая сторона (ответчик, под­судимый) вправе приводить аргументы в свою защиту либо са­мостоятельно, либо используя специалистов в области права (адвокатов). Обе стороны равноправны, т. е. пользуются одина­ковыми правами для защиты своих прав. Решение по разбирае­мому делу выносит суд, который не связан доводами сторон и свободен в оценке представленных ими доказательств, а также независим от любых посторонних влияний.

10. Судопроизводство осуществляется в случаях, предусмотрен­ных федеральным законом, с участием присяжных заседателей.

Речь идет о наиболее тяжких преступлениях, за которые может быть назначена смертная казнь. Обычно такие дела рассматрива­ют суды субъектов Федерации (областные, краевые, республи­канские). Вот почему суды присяжных заседателей образуются при судах субъектов Федерации. Приговоры, вынесенные судом присяжных, могут быть обжалованы или опротестованы в касса­ционную палату Верховного Суда Российской Федерации.

Структура судебной власти. Судебная власть в Российской Федерации состоит из трех ветвей (рис. 3.3).

I. Конституционные суды. Конституционный Суд России и конституционные суды в республиках, а также уставные суды в краях и областях составляют первую ветвь судебной власти. Их основная задача состоит в проверке на соответствие Конститу­ции РФ актов органов государственной власти.

Состав Конституционного Суда. Деятельность Конституцион­ного Суда РФ регулируется ст. 125 Конституции и Законом о Конституционном Суде (1994 г.). Конституционный Суд состо­ит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представ­лению Президента России. Полномочия Конституционного Суда не ограничены сроком. Полномочия же конкретного су­дьи такое ограничение имеют: он не может занимать должность более 12 лет. Ограничен и предельный возраст для пребывания в должности судьи — 70 лет. Назначение на должность судьи на второй срок не допускается.

Структура Конституционного Суда. В его составе выделяются две палаты, включающие соответственно десять и девять судей. Персональный состав определяется путем жеребьевки, прово­димой в соответствии с Регламентом Конституционного Суда. Состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. Полномочия председательствующего на заседани­ях палаты выполняются судьями палаты по очереди. Судом





178 Глава 3. Конституционное право

Рис. 3.3. Структура судебной власти

проводятся пленарные заседания, на которых рассматриваются наиболее важные вопросы.

Возглавляет Конституционный Суд Председатель, который руководит подготовкой пленарных заседаний, созывает их, председательствует на них; представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами, общественными объединениями, осуществляет общее руководство аппаратом Суда и др. Председатель Конституционного Суда издает прика­зы и распоряжения.

Заместитель Председателя Конституционного Суда выполняет по уполномочию Председателя отдельные его функции, а также выполняет другие обязанности, возложенные на него Консти­туционным Судом.

1 Институты мировых судей пока созданы не во всех субъектах Фе­дерации.

§ 15. Органы судебной власти Российской Федерации 1 7 9

Судья-секретарь осуществляет непосредственное руковод­ство работой аппарата, организационно обеспечивает подготов­ку и проведение заседаний Суда, доводит до сведения соответ­ствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом; организует информационное обес­печение судей и др.

Избираются указанные должностные лица сроком на три го­да на пленарном заседании Конституционного Суда тайным го­лосованием большинством голосов от общего числа судей.

Конституционный Суд в своей деятельности руководствует­ся следующими принципами: независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

Компетенция Конституционного Суда весьма широка. Ею суд наделяется для защиты основ конституционного строя, основ­ных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верхо­венства и прямого действия Конституции РФ на всей террито­рии России.

1. Конституционный Суд решает дела о соответствии Кон­
ституции РФ:

а) федеральных законов, актов Президента России, Совета
Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, краев и областей, а также
законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, издан­
ных по вопросам, относящимся к ведению органов государствен­
ной власти Российской Федерации и совместному ведению фе­
деральных органов и органов власти субъектов Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Рос­
сии и органами власти субъектов Федерации, договоров между
органами власти субъектов Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Россий­
ской Федерации.

2. Разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами власти Федерации и субъектов Федера­
ции;

в) между высшими государственными органами субъек­
тов РФ.

  1. Проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов.

  2. Дает толкование Конституции РФ.

7 Основы российского права

180 Глава 3. Конституционное право

  1. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента России в государственной измене или совершении тяжкого преступления.

  2. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Внутренняя деятельность Конституционного Суда регулиру­ется его Регламентом. Решения Конституционного Суда обяза­тельны для всех и обжалованию не подлежат.

II. Суды общей юрисдикции. Эти суды осуществляют уголов­ное, гражданское, административное и иные виды судопроиз­водства.

Основным (нижним) звеном второй ветви судебной власти являются районные (городские) суды. Они рассматривают основ­ную массу дел, им подсудны практически все дела, кроме тех, которые переданы в ведение вышестоящих судов. На эти суды возлагается и обеспечение исполнения судебных решений, кон­троль за деятельностью и законностью действий органов, веду­щих расследование дел, в частности, за законностью арестов.

Суды среднего звена — это суды субъектов Федерации (республи­канские, областные, краевые, окружные, городов Москвы и Санкт-Петербурга). Количество судей в этих судах неодинаково и зави­сит от численности населения субъекта Федерации. Они рассмат­ривают по первой инстанции дела о наиболее опасных преступле­ниях (например, дела о взятках, крупных хищениях), выступают в роли судов второй (кассационной) Инстанции, а также осуществ­ляют проверку решений судов нижнего звена (в порядке надзора).

Военные суды — это специализированные суды, но они явля­ются органичной частью судебной системы, о чем свидетельст­вует тот факт, что высшей инстанцией для военных судов явля­ется Верховный Суд России. Система военных судов состоит из судов основного звена (военные суды гарнизонов, объединений армий, флотилий), среднего звена (военные суды военных ок­ругов, флотов групп войск, судов видов, родов войск) и, нако­нец, высшего звена (Военная коллегия Верховного Суда Рос­сийской Федерации). Военные суды рассматривают дела о пре­ступлениях военнослужащих и военнообязанных, совершенных во время военных сборов, и некоторые другие.

Верховный Суд РФ возглавляет систему судов общей юрис­дикции. Он имеет следующие судебные полномочия:

1) рассмотрение дел по первой инстанции, если они отлича­ются особой сложностью и особой важностью;

§15. Органы судебной власти Российской Федерации 1 8 1

2) проверка обоснованности и законности решений, не
вступивших в законную силу (по второй кассационной инстан­
ции);

3) проверка приговоров, вступивших в законную силу (в.по-
рядке надзора).

Организационные полномочия Верховного Суда также очень значимы:

  1. изучение и обобщение судебной практики, судебной ста­тистики;

  2. дача руководящих разъяснений законов, которые обяза­тельны для всех судов (вынесение постановлений Пленумом Верховного Суда РФ);

  3. осуществление права законодательной инициативы.

III. Арбитражные суды. Эти суды разрешают споры между юридическими лицами, а также гражданами-предпринимателя­ми, государственными органами:

  1. в сфере экономики (о заключении и расторжении догово­ров, исполнении договорных обязательств, о признании права собственности, о возмещении убытков и др.);

  2. в сфере управления, касающейся действий органов ис­полнительной власти;

  3. между органами исполнительной власти субъектов Феде­рации;

  4. о банкротстве;

  5. о защите чести, достоинства и деловой репутации субъек­тов предпринимательской деятельности;

  6. о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном (безакцептном) порядке и др.

Основную нагрузку в рассмотрении дел, относящихся к ве­дению арбитражных судов, несут арбитражные суды субъектов Федерации. Они являются нижним звеном в системе арбитраж­ных судов.

Федеральные окружные арбитражные суды являются судами по проверке законности и обоснованности решений арбитраж­ных судов субъектов Федерации в кассационной инстанции.

Высший Арбитражный Суд в первой инстанции рассматрива­ет жалобы на ненормативные акты Президента, палат Феде­рального Собрания, Правительства, нарушающие права и за­конные интересы организаций и граждан-предпринимателей, а также экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Федерации, между субъектами РФ. В его компетен­цию входит и рассмотрение дел в порядке надзора. В обязанно-

182 Глава 3, Конституционное право

сти Высшего Арбитражного Суда входит изучение и обобщение судебной практики, разработка предложений по совершенство­ванию законов, он может выступать с законодательной ини­циативой и др.

В целом же надо отметить, что судебная власть — это дейст­венный и необходимый инструмент, посредством которого пра­во воздействует на общественные отношения, инструмент не единственный, но главенствующий в конфликтных ситуациях.

§ 16. Местное самоуправление

Понятие местного самоуправления. Управление местными делами у нас существовало всегда, однако местное самоуправ­ление в нашей стране появилось лишь в конце 1980-х — нача­ле 1990-х гг. После октябрьской революции 1917 г., вопреки тезису К. Маркса о периоде социалистического государства как об обратном поглощении государственной власти общест­вом, зачатки местного самоуправления, существовавшие в цар­ской России, были полностью уничтожены. Вместо этого на местах были организованы местные советы и их исполнитель­ные комитеты, которые являлись частью единой централизо­ванной системы органов государственной власти, построенной по принципу демократического централизма, что на практике вылилось в концентрацию государственной власти в высших эшелонах системы государственных органов. Другими словами, местные советы являлись лишь «агентами» вышестоящих орга­нов государственной власти и были лишены сколько-нибудь ощутимой самостоятельности в решении вопросов местного значения. Положение усугубилось тем, что на деле воля сове­тов подменялась решениями аппарата КПСС.

Интерес к идее местного самоуправления появился в конце 1980-х — начале 1990-х гг, что было связано с демократизацией советского общества и с начавшимся процессом децентрализа­ции управления государством. Необходимо заметить, что пере­ход от единой системы советов к системе органов местного са­моуправления был постепенным и на практике еще не завер­шился.

Важнейшим этапом в развитии местного самоуправления стало принятие Конституции РФ 1993 г., где была закреплена классическая, идеальная его модель, реализовать которую будет достаточно сложно, хотя к этому необходимо стремиться.

§ 1 6 . Местное самоуправление 1 8 3

Местное самоуправление — это самостоятельная и под свою от­ветственность деятельность населения определенной территории по р е ш е н и ю вопросов местного з н а ч е н и я исходя из интересов населения.

Суть местного самоуправления заключается в автономности от других органов государственной власти, самостоятельности населения в решении местных проблем. Органы местного само­управления не входят в систему органов государственной власти, а, значит, последние не могут давать обязательных указаний му­ниципальным органам. В самом деле, ведь местное население наверняка лучше разбирается в своих проблемах и сможет найти лучшие пути их разрешения. Следовательно, вполне допустимо власть местного самоуправления назвать «четвертой властью», существующей в нашем обществе (рис. 3.4).




Рис. 3.4. Система и формирование органов местного самоуправления


Однако такое положение отнюдь не означает, что местное са­моуправление — это государство в государстве, что оно абсолют­но отделено от государства. Дело в том, что Российская Федера­ция и ее субъекты обладают определенными правами по отно­шению к местному самоуправлению. К их совместному ведению относится установление общих принципов организации местно­го самоуправления, что выражается в принятии законов России-

184 Глава '3. Конституционное право

ской Федерации и субъектов РФ о местном самоуправлении, где четко определяется круг вопросов местного значения, самостоя­тельно решаемых муниципальными органами, в общих чертах устанавливаются территориальная, организационная, экономи­ческая основы местного самоуправления, его полномочия, а так­же гарантии и ответственность.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, сель­ских округах (волостях, сельсоветах), районах (уездах), районах в городе. Эти территории называются муниципальными образо­ваниями, границы которых устанавливаются и изменяются ор­ганом государственной власти субъекта РФ с учетом мнения населения соответствующих территорий. В целях защиты кон­ституционного строя, обеспечения обороны страны и безопас­ности государства федеральным законом на отдельных терри­ториях может быть ограничено право граждан на осуществле­ние местного самоуправления.

Как видно, законом допускается возможность существова­ния одного муниципального образования внутри другого (на­пример, село внутри района, район в городе). В настоящее время не допускается подчиненность одного муниципального образования другому, в противном случае подчиненное муни­ципальное образование не было бы самостоятельным, что на­несло бы вред его муниципальной природе. В такой ситуации речь должна идти о разграничении полномочий между двумя муниципальными образованиями, чтобы каждое из них сохра­няло самостоятельность в своей сфере.

В каждом муниципальном образовании принимается устав, который должен соответствовать Конституции, законам Рос­сийской Федерации и законам субъектов РФ и который должен быть зарегистрирован в порядке, установленном субъектом РФ. В уставе указываются границы, состав территории муниципаль­ного образования, вопросы местного значения, отнесенные к ведению муниципального образования, структура и порядок формирования органов местного самоуправления, их компе­тенция, формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения и др.

Компетенция местного самоуправления* К вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ и субъектов РФ.

§ 1 6 . Местное самоуправление 1 8 5

В частности, это вопросы владения, пользования и распоряже­ния муниципальной собственностью, местный бюджет, установ­ление местных налогов и сборов, содержание и использование муниципального жилищного фонда, муниципальные учрежде­ния образования, здравоохранения, охрана общественного по­рядка, контроль за использованием земель, энерго-, газо-, теп­ло-, водоснабжение, дороги, транспортное обслуживание и т. д.

Формы решения местных вопросов. Они могут быть различ­ными. Население может выражать свою волю как непосредст­венно, так и через органы местного самоуправления.

К формам непосредственного решения вопросов относятся:

  1. Местный референдум. Решение о его проведении прини­мается представительными органами местного самоупрайления по требованию населения или по собственной инициативе. В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Решение, принятое на ре­ферендуме, не нуждается в утверждении какими-либо органа­ми. Если для его реализации требуется издание какого-либо нормативно-правового акта, орган местного самоуправления обязан принять такой акт.

  2. Муниципальные выборы. В настоящее время местные вы­боры построены по образцу федеральных выборов. Так, выбо­ры депутатов, членов иных выборных органов местного само­управления, выборных должностных лиц осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Избирательным правом обладают гражда­не, достигшие 18 лет и постоянно проживающие на территории муниципального образования, кроме лиц, признанных судом недееспособными, а также лиц, содержащихся в местах лише­ния свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Правом выдвижения кандидатов обладают группы избирателей и избирательные объединения. В основе последних лежат отде­ления общефедеральных и региональных политических партий, общественных организаций и др.

Представляется, что данная конструкция не совсем удачна. Дело в том, что при решении вопросов местного значения (доро­ги, тепло, свет, газ, канализация, здравоохранение и т. п.) поли­тические взгляды кандидатов не имеют большого значения, по­этому и выборы должны носить неполитический характер. Вслед­ствие этого партии не должны обладать правом выдвижения кандидатов. Можно допустить к голосованию и иностранцев, и

186 Глава 3. Конституционное право

лиц без гражданства, проживающих на данной территории. Кро­ме того, должны обладать избирательным правом и лица, хотя по­стоянно и не проживающие на территории муниципального об­разования, но имеющие там недвижимость, так как решения ор­ганов местного самоуправления несомненно затрагивают их интересы. Кроме того, в небольших населенных пунктах возмож­но проведение открытых выборов на собраниях и сходах граждан.

3. Собрания и сходы граждан. Представляется, что это наибо­лее демократическая форма решения вопросов местного значе­ния, так как в отличие от референдума здесь не только санк­ционируется заранее подготовленное решение, но и происхо­дит выработка самого текста решения.

Законодательство предусматривает два вида собраний (схо­дов):

а) собрание (сход) существует наравне с представительными
органами местного самоуправления. В этом случае оно не мо­
жет осуществлять исключительные полномочия представитель­
ного органа. В остальном его компетенция определяется в уста­
ве муниципального образования;

б) в уставе может быть предусмотрено, что представитель­
ный орган местного самоуправления вообще не создается, а его
полномочия осуществляются сходом (собранием) граждан.

Такая форма решения населением вопросов местного значе­ния, как сход, возможна и целесообразна в небольших населен­ных пунктах, в противном случае сход будет неработоспособен.

Население может осуществлять свое право на местное само­управление и через муниципальные органы. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоя­тельно, однако Российская Федерация определяет общие прин­ципы осуществления местного самоуправления через органы. Одним из таких принципов является следующий: население го­рода, района, села обязательно должно иметь выборный (пред­ставительный) орган местного самоуправления.

Представительный муниципальный орган обладает исключитель­ной компетенцией, к которой относятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; установление местных нало­гов и сборов; установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью; контроль за деятельностью всех других органов и должностных лиц местного самоуправления.

Детально компетенция представительного органа определя­ется в уставе муниципального образования. Уставом может быть предусмотрена должность главы муниципального образова-

§ 1. Понятие административного права 1 8 7

ния — выборного должностного лица, возглавляющего деятель­ность по осуществлению местного самоуправления. Он может избираться как непосредственно населением, так и представи­тельным органом местного самоуправления из своего состава. Компетенция главы муниципального образования также опре­деляется уставом муниципального образования.

Конституция РФ устанавливает, что органы местного само­управления могут наделяться законом отдельными государст­венными полномочиями с передачей необходимых для их осу­ществления материальных и финансовых средств. Муниципаль­ные органы ответственны за осуществление этих полномочий только в рамках переданных средств. В отношении этих полно­мочий органы местного самоуправления теряют независимость от органов государственной власти, так как реализация пере­данных полномочий подконтрольна государству.

1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   58