Главная страница
Навигация по странице:

Учебник для вузов Издательство норма москва, 2002 Издание третье переработанное и дополненное


Скачать 4.69 Mb.
Название Учебник для вузов Издательство норма москва, 2002 Издание третье переработанное и дополненное
Анкор Osnovy_rossyskogo_prava_Kashanina_T_V_Kashanin.doc
Дата 30.04.2017
Размер 4.69 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Osnovy_rossyskogo_prava_Kashanina_T_V_Kashanin.doc
Тип Учебник
#4888
страница 2 из 58
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   58
§ 1. Понятие и признаки государства. Определение государства

Термин «государство» используется в двух значениях: во-первых, для выделения страны как политике-географического образования и, во-вторых, для обозначения организации поли­тической власти, системы институтов власти. Государство в первом смысле изучается разными науками: социологией, по­литической (социологической) географией и др. Предметом ис­следования науки правоведения является государство во втором (политико-правовом) смысле. Поэтому в данной книге речь пойдет о государстве как организации политической власти, су­ществующей в определенной стране.

Государство — это сложное социальное образование, кото­рое не поддается непосредственному эмпирическому воспри­ятию, так как категории государства присущ высокий уровень абстрактности. Понятие государства можно дать путем указа­ния на его существенные признаки (рис. 1.1).

1. Территория. Это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др. Без территории государство не существует, хотя оно мо­жет изменяться со временем (уменьшаться в результате пораже­ния в войне или увеличиваться в процессе экспансии). Терри­тория есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты. Тер­риториальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как «подданный», «гражданин», «лицо без граждан­ства», «иностранец». На своей территории государство поддер-

2 Глава 1. Теория государства

живает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.




Рис. 1.1. Признаки государства


  1. Население. Это человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Население и народ (нация) — поня­тия не тождественные. Народ (нация) — это социальная груп­па, члены которой обладают чувством общности и принадлеж­ности к государству благодаря общим чертам культуры и истори­ческому сознанию. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Иногда отноше­ния между нациями могут быть напряженными или даже кон­фликтными, что порой приводит к дестабилизации государства. Для смягчения конфликтов используются различные средства. Наиболее эффективными из них являются федерализация и ав-тономизация.

  2. Публичная власть. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязы­вать ее подвластным, осуществлять над ними господство. В го-.

§ 1. Понятие и признаки государства. Определение государства 3

сударстве такие отношения устанавливаются между населением и особой когортой (слоем) людей, которая им управляет. Иначе их еще называют чиновниками, бюрократией, управленцами, политической элитой и т. п.

Власть политической элиты носит институализированный характер, т. е. осуществляется посредством органов и учрежде­ний, объединенных в единую иерархическую систему. Меха­низм государства, являющийся материальным выражением го­сударственной власти, позволяет обеспечить нормальную жиз­недеятельность общества. К важнейшим частям его относятся законодательные и исполнительные органы. Правители меня­ются, а учреждения сохраняются, за исключением случаев уничтожения государства в результате захвата или гражданской войны. Вследствие своей институализированности государство обладает относительной стабильностью.

Отличительными признаками государственной власти в от­личие от других видов власти (политической, партийной, рели­гиозной, экономической, производственной, семейной и т. д.) являются, во-первых, ее всеобщность, или публичность, т. е. распространение прерогатив на всю территорию, на все населе­ние, а также то, что она представляет все общество в целом; во-вторых, ее универсальность, т. е. способность решать любые во­просы, затрагивающие общие интересы; в-третьих, общеобяза­тельность ее указаний.

Устойчивость государственной власти, ее способность при­нимать решения и проводить их в жизнь зависят от ее легитим­ности. Легитимность власти означает: а) ее законность, т. е. ус­тановление средствами и способами, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными; б) ее поддержка населением; в) ее международное признание. Сущест­вует множество средств обеспечения легитимности власти, сре­ди которых многопартийность, выборы, уход в отставку, рефе­рендумы и др.

4. Право. Как система обязательных правил поведения право является мощным средством управления и начинает использо­ваться с появлением государственности. Государство осуществ-- ляет правотворчество, т. е. издает законы и другие норматив­ные акты, адресованные всему населению. Право позволяет вла­сти делать свои веления непререкаемыми, общеобязательными для населения всей страны, с тем чтобы направить поведение масс в определенное русло. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя эти установления никогда не вы-

4 Глава 1 . Теория государства

полняются в полной мере. Об эффективности юридических норм свидетельствует то, в какой мере большинство населения конкретного государства их соблюдает. Естественно, эта систе­ма не является нейтральной по отношению к интересам раз­личных групп и слоев общества.

5. Правоохранительные органы. Эта часть государственного
аппарата достаточно разветвлена и образует свою подсистему,
в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, ор­
ганы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, та­
моженные органы и др. Они необходимы любому государству,
поскольку власть правителей осуществляется на основании
норм права, приказов, т. е. имеет императивный характер.
Строгая обязательность их выполнения может быть достигнута
только с помощью мер государственного принуждения. Если к
власти проявляется неуважение, то с помощью правоохранитель­
ных органов применяются санкции,
предусмотренные правовой
системой. Характер и объем, принуждения зависят от многих
причин. Если власть нелегитимна, то, как правило, сопротив­
ление ей велико, а, следовательно, принуждение используется
ею шире. Если власть неэффективна или если законы, ею из­
данные, не отражают объективную реальность, также прихо­
дится прибегать к насилию и заставлять правоохранительные
органы работать с перегрузкой. Насилие является последним
аргументом, к которому прибегает политическая элита, когда
ослабляется ее идеологическая основа и возникает возмож­
ность свержения.

Помимо применения санкций за нарушение правовых норм (взыскание таможенной пошлины, назначение наказания, взы­скание налога, отмена незаконного акта и т. п.) правоохрани­тельные органы используются также для предупреждения дис­баланса в обществе (регистрация сделки в нотариате, примире­ние судом спорящих сторон, предупреждение работниками милиции правонарушений и др.).

6. Армия. Одна из главных целей правящей элиты — сохра­
нение территориальной целостности государства. Хорошо из­
вестно, что пограничные споры между смежными государства­
ми часто являются причиной военных конфликтов. Оснаще­
ние армии современным вооружением делает возможным
захват территории не только смежных государств. По этой
причине вооруженные силы страны и сейчас являются необ­
ходимым атрибутом любого государства. Но применяются они
не толькоу для защиты территориальной целостности-. Армия

§ 1. Понятие и признаки государства. Определение государства 5

может использоваться и в критических внутренних конфлик­тах, для поддержания правопорядка и правящего режима, хотя это и не является прямой ее задачей. Исключение армии из внутриполитической жизни страны делает необходимым мно­гократное увеличение мощи правоохранительных органов на случай социальных конфликтов, что, возможно, обойдется об­ществу дороже.

  1. Налоги. Представляют собой обязательные и безвозмезд­ные платежи, взыскиваемые в установленных размерах и в оп­ределенные сроки, необходимые для содержания органов управле­ния, правоохранительных органов, армии, для поддержки социаль­ной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и т. п.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для реализации других общих интересов. В ос­новном налоги взимаются принудительно, однако в странах с развитыми формами государственности постепенно переходят к их добровольной уплате. С развитием общества доля налого­вой массы постепенно увеличивается, поскольку государство берет на себя решение все новых и новых задач.

  2. Государственный суверенитет. Как признак государства государственный суверенитет означает, что власть, существую­щая в государстве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе — как самостоятельная и независимая. Иначе го­воря, государственная власть юридически стоит над властью любых других учреждений, партий, находящихся на террито­рии данного государства. В международных же отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства юридически не обязаны выполнять приказы других госу­дарств.

Различают внутренний и внешней суверенитеты. Внутрен­ний суверенитет — это верховенство в решении внутренних дел. Внешний суверенитет — это независимость во внешних де­лах. На начальных этапах развития человечества суверенитет носил абсолютный характер, но затем он все более и более ста­новится относительным, ограниченным, как бы сужается. Внутренний суверенитет постоянно подвергается давлению со стороны национальных и межнациональных групп, других сил, представляющих гражданское общество. Мнение международ­ного сообщества также может влиять на проведение политики внутри государства. Что же касается внешнего суверенитета, то его относительность очевидна, и сужается он с большей скррр-; стью, нежели внутренний. Вообще наличие мирового, сообще-

6 Глава 1, Теория государства

ства и международных организаций ставит деликатную пробле­му: где границы внешней суверенности?

Помимо основных можно указать и на ряд дополнительных признаков, присущих уже современным государствам (единый государственный язык, единая дорожно-транспортная система, единая энергетическая система, единая денежная единица, еди­ное экономическое пространство, единая информационная система, единая внешняя политика, государственные символы: флаг, герб, гимн).

На основании вышеуказанных признаков можно дать опре­деление государства.

Государствоэто организация суверенной политической вла­сти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.

§ 2. Социальное назначение государства

Государство как социальное явление существует уже не одно тысячелетие. За это время оно показало себя как эффективное средство организации жизни людей. Чем обусловлены его эф­фективность и долговечность или, говоря другими словами, в чем состоит его социальное назначение?

Во-первых, государство решает общие дела, управляет людь­ми, проживающими на его территории. Несмотря на то что по своим интересам люди порой отличаются друг от друга, все они хотят, чтобы их жизнь была стабильной, безопасной, комфорт­ной. Государство должно выявить общие интересы своих граж­дан, приложив максимум усилий для их реализации. Иными словами, задачами государства являются сохранение сущест­вующего общественного порядка, а также организация или контроль за выполнением определенных видов деятельности, необходимых для развития общества в целом (оборона, судо­производство, использование природных ресурсов, обеспечение продуктами питания, здравоохранение и т. п.).

Однако общество неоднородно. В нем, как правило, выделя­ется экономически сильная и поэтому обладающая гегемонией группа, и поэтому государство прежде всего выражает ее инте­ресы. Организация жизни общества строится на основе интере­сов этой группы. Но существует и масса общих для всех про-

§ 2. Социальное назначение государства 7

блем, решаемых государством. С развитием общества их коли­чество все увеличивается: мир становится более населенным, и люди оказываются все теснее взаимосвязанными. Так, если в древнем мире к числу таковых относились оборона страны, за­хват чужих территорий, ирригация, борьба с эпидемиями, то в Средние века государство берет на себя и строительство дорог, и культовых учреждений, и отправление религиозных обрядов. Появляется почта, зарождается благотворительная деятель­ность. В современном мире управленческая роль государства значительно расширилась и в сферу его интересов входят орга­низация транспорта, связи, информационное обслуживание, развитие космонавтики, социальная защита, поддержка науки, культуры, образования, охрана окружающей среды и т. д. По­жалуй, в развитых странах государство сегодня в большей мере выражает интересы всего общества, нежели классовые. Словом, государство из силы, стоящей над обществом, превращается в слугу общества.

Во-вторых, государство является арбитром в разрешении со­циальных споров (национальных, классовых, религиозных и др.). Политическая элита превращается в примирителя соци­альных конфликтов: она ищет формулы компромиссов, кото­рые, сохраняя основы социальной системы, отодвигали бы опасность лобового столкновения социальных групп. Посред­ническая деятельность также не является нейтральной, а на­правлена на защиту интересов господствующих слоев общества. Но под давлением масс правящая элита, однако, вынуждена за­ставлять и господствующие группы идти на уступки, умерять свои социальные аппетиты, вследствие чего они могут обви­нить ее в «предательстве».

Постепенно развитие экономики приводит к тому, что все большее число людей становятся собственниками, и слой эко­номически и политически господствующей социальной груп­пы, т. е. тех, кто оказывает наибольшее давление на государст­венную власть, расширяется. Речь уже идет о появлении так называемого среднего класса, выразителем интересов которого затем и становится государство.

Разрушительный характер для страны носят и конфликты между различными частями самих правящих групп, например между банкирами и предпринимателями. Здесь чаще применя­ются такие методы разрешения споров, как убеждение, разъяс­нение, метод аргументов, отсрочек в принятии решений, по^ скольку в этой ситуации главное — восстановить единство пра-

Глава 1. Теория государства

вящих групп. Применением открытого принуждения к одной из сторон добиться этого крайне сложно.

На государственную власть возлагается и обязанность урегу­лирования внешних конфликтов. Для этой цели требуются уме­лая организация обороны государства и осуществление дипло­матических отношений. Однако элита должна не забывать о внутренней жизни государства и не добиваться победы любой ценой, в противном случае она может быть свергнута, как это было, например, с Николаем II. Но и уступки другим государ­ствам также могут стать причиной потери ее престижа и обви­нений в «предательстве национальных интересов».

И наконец, отличающиеся интересы постоянно приводят к

конфликтам между отдельными гражданами, организациями, госу­дарственными органами. Обязанность их разрешения возлагает­ся в основном на судебные органы.

В-третьих, государство применяет легализованное и легитим­ное насилие. Легализованность означает соответствие мер прину­ждения закону. Принуждение может выражаться в наложении уголовного наказания, административных, имущественных и других санкций, разгоне демонстраций, запрете политических объединений и т. п. Право выступает способом, средством лега­лизации принуждения. Легитимность насилия — социологиче­ская категория, означающая степень поддержки применяемых мер населением. Легитимность насилия прямо зависит и от ле­гитимности власти, т. е. признания ее народом законной и обоснованной. И если власть находит поддержку у населения, это означает, что население доверяет ей и применение мер при­нуждения. Легализованное и легитимное насилие осуществляет­ся, таким образом, от имени всего общества к тем лицам, кото­рые- нарушают правила поведения, установленные законода­тельством. Легитимность государственного принуждения может быть подтверждена данными общественного мнения, репрезен­тативных опросов, плебисцитов, голосований, общегосударст­венных и местных опросов. Для политической элиты принци­пиально важно установить, насколько государственное принуж­дение соответствует интересам общества (причем не только его большинства, но и меньшинства). Следует иметь в виду, что оценка легитимности государственного принуждения требует особой осторожности и тщательного анализа, поскольку не ис­ключены и профессиональные подтасовки. Универсальным же критерием определения легитимности государственного прину-

§ 3. Функции государства 9

ждения может считаться соответствие его общечеловеческим ценностям.

Государственное принуждение считается мощным средством воздействия на население со стороны правящей элиты. Но оно все же не является всесильным. Известно высказывание Талей-рана, государственного деятеля Франции, что штыки годятся для всего, но сидеть на них нельзя. Следовательно, таким ост­рым оружием, каким является государственное принуждение, пусть даже и легализованное, надо пользоваться очень эконом­но и осторожно.

§ 3. Функции государства

Функции государства — это основные направления его дея­тельности, выражающие сущность и назначение государства в об­ществе.

В функциях государства проявляется та реальная роль, кото­рую оно играет в решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных инте­ресов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание же задач государ­ства определяется различными внутренними и внешними фак­торами. Если кризисные явления в экономической жизни вы­двигают на первое место задачу по реформированию экономи­ки, то социальные катаклизмы заставляют государство прежде всего решать политические задачи. Рост преступности обуслов­ливает принятие государством мер по ее выявлению и устране­нию причин, ее порождающих. Угроза внешней агрессии вынуж­дает активнее вести дипломатическую работу и подготовку на­селения к отражению агрессии.

Различают внутренние и внешние функции государства (рис. 1.2).

Внутренние функции — это основные направления деятельно­сти государства по управлению внутренней жизнью страны.

1. Политическая функция. Эта функция государства обуслов­лена необходимостью гармонизировать интересы различных со­циальных групп. Используя такие методы, как проведение ре-





10 Глава 1. Теория государства

Рис. 1 . 2 . Функции государства

ферендумов, плебисцитов, выборов, государство способно вы­явить действительную расстановку социальных сил, учесть в своей политике интересы различных социальных групп и не допустить их открытого столкновения. Особо важным пред­ставляется процесс формирования парламента, который (в идеале) должен представлять срез общества. Организация этого процесса, обеспечивающего народовластие, возлагается на государство. Помимо этого государство обеспечивает защиту конституционного строя, государственного суверенитета, осу­ществляет правотворческую деятельность и официально пред­ставляет население всей страны как во внутренних, так и во внешнеполитических делах.

2. Экономическая функция. Она выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики экономическо­го развития страны, с тем чтобы экономика страны развивалась в наиболее оптимальном режиме. Если говорить более конкрет­но, экономическая деятельность государства проявляется в ус-

§ 3. Функции государства 11

тановлении налогов, выдаче кредитов, инвестиций, определе­нии льгот для некоторых субъектов хозяйственной жизни, вы­работке программ экономического развития и т. п. Государство должно создать правовые основы рынка, т. е. разработать «пра­вила игры» для хозяйствующих субъектов, принимать меры по борьбе с монополизмом, стимулировать предпринимательскую деятельность, охранять права потребителей и др. Кроме того, государство может осуществлять непосредственное управление отдельными предприятиями, некоторыми особо важными от­раслями народного хозяйства (энергетика, связь, атомная, обо-роннаяпромышленность, космонавтика, информатика и т. п.). Здесь оно выступает собственником средств производства, про­изводителем материальных благ.

3. Социальная функция. Ее выполнение позволяет обеспе­
чить нормальные условия жизни для всех членов общества вне
зависимости от их непосредственного участия в производстве
материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т. п.
Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий,
стипендий, пособий больным, инвалидам, пожилым людям,
студентам, детям, матерям, безработным; выделение необходи­
мых средств на строительство жилья для малообеспеченных
и др. — это все то, что позволяет людям вести достойную и ак­
тивную жизнь, способствующую их развитию, а не только су­
ществованию. Правда, и здесь нужна осмотрительность: соци­
альная политика проводится за счет налогов, отчисляемых от
предпринимательской деятельности, и если они неоправданно
высоки, то у предпринимателей теряется стимул к работе. Со­
циальное регулирование по принципу уравниловки не способ­
но обеспечить прогресс общества. Общество по этой причине
может деградировать.

4. Правоохранительная функция. Это деятельность государст­
ва по обеспечению точного и полного выполнения положений
законодательства всеми гражданами, организациями, государ­
ственными органами. Эта функция выполняется различными
методами. Среди них можно выделить такие, как метод право­
творчества
(разработка и принятие законов и других норма­
тивных актов), организационно-правовой, осуществляемый орга­
нами исполнительной власти (регулирование ценообразования,
разрешение митингов, демонстраций), метод правоприменения
(деятельность компетентных органов по применению мер юри­
дической ответственности) и др. Очень важная сторона право­
охранительной деятельности государства — борьба с право-

1 2 Глава 1. Теория государства

нарушениями. Она ведется с помощью всей системы право­охранительных органов. Средства, вкладываемые в правоохра­нительную систему, существенны, и общество вправе рассчитывать на спокойную и безопасную жизнь. Если эти средства не дают отдачи и преступность не снижается, правя­щей элите стоит задуматься над тем, эффективно ли она управляет обществом.

5. Экологическая функция. В последнее время выдвигается в разряд основных функций государства. Человечество подошло к такому рубежу, когда его деятельность ставит под угрозу са­мо существование человека: интенсивное и экстенсивное ис­пользование природных ресурсов, применение некоторых со­временных технологий нарушают баланс в естественной среде, что изменяет условия жизни на Земле, делая их для него не­возможными. Безудержная эксплуатация природы ведет чело­вечество в пропасть. Государство обязано предусмотреть и обуздать этот процесс своими установлениями. Во многих странах разработано обширное природоохранительное законо­дательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а к его нарушителям применяются суровые меры (начиная от предупреждений, со­лидных штрафов и кончая ликвидацией предприятий, являю­щихся источниками загрязнения окружающей среды, лишени­ем свободы).

Государство осуществляет дополнительно и такие функции как поддержка и развитие образования, здравоохранения, нау­ки и культуры, обеспечение национальной безопасности, строительство дорог, ирригационных, мелиорационных и иных общественных систем, транспортная, информационная, борьба с последствиями стихийных бедствий и др.

Внешние функции— это основные направления деятельности государства на международной арене. Их выполнение обеспечи­вает полноправное существование государства в современном мире, который становится все более и более взаимосвязанным.

1. Функция обороны. Эта функция имела первостепенное значение в прежние времена. Сейчас же мир становится все более цивилизованным, международные организации берут на себя регулирование территориальных притязаний и разреше­ние конфликтов между государствами, предупреждая их воен­ное столкновение. И тем не менее даже развитые страны, на-

§ 3. Функции государства 13

копившие немалый опыт в мирном сосуществовании, предпо­читают держать свои вооруженные силы в состоянии боевой готовности, поскольку еще далеко не все правящие элиты при­слушиваются к мировому сообществу, а современное вооруже­ние позволяет любым нецивилизованным правителям в корот­кие сроки и на большие расстояния наносить разрушительные удары.

  1. Дипломатическая функция. Выполнение этой функции способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами, независимо оттого, какой идеологии они придержи­ваются, какую систему хозяйствования используют. Нормаль­ные добрососедские отношения — это тот минимум общения на международной арене, который позволяет достичь стабиль­ности и процветания всего человечества.

  2. Внешнеполитическая функция. Заключается в политиче­ском сотрудничестве государств, с тем чтобы исключить гло­бальные вооруженные конфликты. Основным международным органом, координирующим политические интересы современ­ных государств, является ООН, вопросами же политического урегулирования конфликтов занимается Совет Безопасно­сти — постоянный орган ООН. Поддержанию политической стабильности и безопасности в мире содействуют и региональ­ные международные организации (Лига арабских государств, Организация африканского единства, Организация американ­ских государств, Ассоциация стран тихоокеанского региона и др.).

4. Содействие установлению мировой законности. Эта деятель­
ность приобретает самостоятельный характер и проявляется в
участии в разработке норм международного права.

  1. Внешнеэкономическая функция. Эта функция связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств, кото­рое проявляется в международном разделении труда, специали­зации и кооперировании производства, обмене новейшими тех­нологиями, координации товарооборота, развитии кредитно-финансовых связей. Экономическое сотрудничество наиболее эффективно между странами, территориально связанными друг с другом (страны ЕЭС, СНГ и др.).

  2. Правоохранительная функция. Заключается в обеспече­нии мирового правопорядка, разрешении споров между госу­дарствами, защите тех государств и народов, которые не спо­собны самостоятельно устоять против агрессоров (как, напри­мер, Кувейт против территориальных претензий Ирака) или

14 Глава 1. Теория государства

отстоять свои права (как, например, албанцы, проживающие в Косово). Она также проявляется в борьбе с международным терроризмом, преступностью, не знающей границ (Интерпол) и т. п.

7. Социальная функция. Она выкристаллизовывается все бо­
лее ярко. Социальная помощь и поддержка осуществляются в
отношении развивающихся стран (например, Сомали, Эфио­
пии и др.), а также стран, находящихся на переходном этапе
(например, страны СНГ). Здесь используются различные фор­
- мы помощи, начиная от выделения финансовых средств целе­
вого назначения (на развитие банковской системы образова­
ния, здравоохранения, регулирование рождаемости и т. п.) и
кончая гуманитарной помощью.

  1. Экологическая функция. Эта функция в настоящее время выдвигается в разряд внешних. Пришло понимание того, что экологические катастрофы, например аварии нефтеналивных танкеров, атомных электростанций и т. п., в отдельно взятых странах в конечном счете наносят удар интересам всех народов, и устранение их последствий не может оставаться только внут­ренним делом.

  2. Информационная функция. Ее выделение лишь только на­мечается. Но и сейчас осуждение вызывают страны, которые блокируют для своих народов поступление правдивой инфор­мации о событиях в мире.

В современном мире внешняя деятельность государств будет эффективной, только если она базируется на общечеловеческих ценностях, международно-правовых актах, учитывает нацио­нальные, экономические, культурные и иные особенности и интересы всех народов, входящих в мировое сообщество.

  1. Культурное сотрудничество. Осуществляется на основе двусторонних и многосторонних договоров между государства­ми, неправительственными организациями (Международный союз архитекторов, Международная шахматная федерация, Олимпийский комитет и др.). В рамках ООН эту культурную деятельность координирует ЮНЕСКО.

  2. Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности. Осуществляется по таким проблемам, как ра­циональное использование природных ресурсов, сохранение энергии, поддержание мира, проведение демографической по­литики и др., затрагивающим интересы всех народов.

Рассматривая функции государства, следует бросить взгляд и в будущее. По мере развития общества количество этих функ-

§ 4. Форма правления 15

ций будет неуклонно возрастать. Причина лежит на поверхно­сти: развитие взаимосвязей между людьми и народами порож­дает новые точки их соприкосновения и общие проблемы, уре­гулировать которые под силу будет только государству.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   58