Главная страница
Навигация по странице:

Учебники Волков В. Н. "Культорология. Учебное пособие" Иваново 1997 (философ) Гуревич п с "



Скачать 105.92 Kb.
Название Учебники Волков В. Н. "Культорология. Учебное пособие" Иваново 1997 (философ) Гуревич п с "
Анкор Kulturologia.rtf
Дата 12.05.2017
Размер 105.92 Kb.
Формат файла rtf
Имя файла Kulturologia.rtf
Тип Учебники
#9300

учебники: Волков В.Н. "Культорология. Учебное пособие" Иваново 1997 (философ)

Гуревич П С "Культурология" Москва 2000 (философ)

Кармин А С "Основы культурологии" СПб 1997

"Культурология курс лекций" под ред Радугина Москва 2000 (философ)

"Культурология. Учебное пособие" под ред Г В Дроча 1995

"Культурология. История мировой культуры" под ред А Н Марковой Москва 1995

Кравченко А "Культурология" Москва 2005

Моисеева Н "Культурология" Москва 2007

Романов "Культурология" Москва 2000


КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
культурология это гуманитарная область знания об общих проблемах теории и истории культуры, ее структуре и функциях, перспективах развития. Несмотря на то, что культура стала предметом познания с момента возникновения философии, оформление культурологии как специфической сферы гуманитарного знания относится к Новому времени и связано с философскими концепциями Джан Батиста Вико, Иогана Гербера, Георга Гегеля. примерно до середины 19в исследованием культуры занимались преимущественно философия и история, а позже этнография, антропология и филология. одной из первых работ, посвященных непосредственно культуре была книга англ историка Эдуарда Тейлора "Первобытная культура" вышла в 1871г, первая глава кот озаглавлена "Наука о культуре". однако, в полном смысле культурология появилась лишь в 20в. в нач 20в немецкие философы Генрих Риккерд и Вильгельм Освальд предложили слово "культурология" для обозначения учения о культуре. в конечном итоге происхождение термина связано с именем культуроантрополога Уайта Лесли Алвин (1900-1975). условно можно принять за дату рождения культурологии 1931г, когда ученый прочитал лекцию по культурологии в Мичиганском университете. 1949г вышла его книга "Наука о культуре", где он ввел в научный оборот понятие культурологии, кот вошло в понятийный аппарат гуманитарных и общественных наук.
культурология - одна из самых молодых, но тем не менее активно развивающихся наук. К. - это многоаспектная область знаний, объединяющая философию культуры, историю культуры, социологию К., культурную антропологию, психологию К., этнологию, искусствоведение, и даже информатику. К. синтезирует и систематизирует под единым углом зрения данные этих наук. объект К. - культура как исторический социо-культурный опыт людей, закрепленный в традициях и нормах, обычаях и законах (это то, что мыслится, воспринимается, обсуждается и обрабатывается). Субъект К. и в целом - это тот, кто воспринимает, мыслит и обрабатывает информацию. чаще всего это индивид или чел или социальная группа. предмет К. - это изучение содержания, структуры, динамики и технологий функционирования этого социо-культурного опыта, т е "живые" памятники и явления материальной и духовной культуры (это то, на что направлена деятельность субъекта).
задачи К.


  1. разработка теоретической модели культуры,

  2. исследование общих тенденций единого культурного процесса человечества, специфики локальных и региональных культур, их связи с другими культурами

  3. анализ и прогнозирование процессов и тенденций социо-культурной среды


структура и состав специального культурологического знания
в узком смысле К. - это общая теория культуры, на основе кот развивались культурологические дисциплины. в широком смысле К. трактуется как самостоятельная комплексная гуманитарная наука, состоящая из нескольких взаимосвязанных разделов:

  • история мировой и отечественной культуры

  • история К. как науки

  • философия культуры

  • социология культуры

  • культурной антропологии

  • прикладной К.


культура, ее сущность и функции
Культура - это ключевое или центральное понятие К. первоначально латинское слово "cultura" обозначало возделывание, обработка земли, римский философ Марк Тулий Цицерон очевидно одним из первых заговорил о культуре как о возделывании и обработке души человека, самовоспитание, личном самосовершенствовании, т е о культуре как об улучшении, облагораживании человеческого поведения. термин культуры издавна применялся для обозначение того, что сделано человеком, т е как синоним общественного искусственного в противоположность естественному, природному. позже в классической немецкой философии культура понималась как духовное саморазвитие человека и общества.
этимология термина "культура"
в различные эпохи в термин К вкладывалось разное содержание. современное значение оно приобрело в 17в. впервые языковеды отметили его в карманном словаре иностранных слов Кириллова в сер 19в, а к 1761г В И Даль в своем знаменитом словаре охарактеризовал его как умственное и нравственное образование. и только к концу 19в оно вошло в обиход, сегодня оно стоит в ряду фундаментальных, оно очень многозначно и идаже перегружено смысловыми значениями. по подсчетам америк исследов Кребера и Клакхона с конца 19в - до сер 20в наука накопила около 200 определений понятий К, а сег их насчитывают около 1000, т е оно несет большую семантическую нагрузку, т к используется многими науками, где она может иметь специальные значения, сложностью и динамизмом самого феномена К. итак, сег сущ определение К, имеющее описательный, исторический, нормативный, ценностный, психологический, символический и т д характер. например, К - это поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, слов, подражаний. классическим считается определение К, данное англ ученым Эдуардом Тейлором. К - это комплекс, включающий знания, верования, мораль, законы, искусства, а также иные способности и навыки, приобретаемые чел как членом общества. современное наиболее распространенное определение К - это совокупность материальных и духовных достижений общества на данном историческом этапе. термин К также связан с лат словом "cult", т е почитание, поклонение, религиозное суждение
К имеет массовое толкование и обыденное понимание и научное толкование.
структура культуры


функции культуры



  1. познавательная (гносеологическая) - самопознание чел

  2. креативная - созидание, преобразование и освоение мира

  3. аксеологичсекая - наука о ценностях, создание и формирование человеком определенных ценностей

  4. информативная - связь поколений через опыт предшествующих

  5. коммуникативная и трансляционная - пердача и обмен информации

  6. нормативная, регулятивная и оценочная - установление каких-то норм, ценностей

  7. функция памяти

  8. адаптивная - позволяет адаптироваться чел в обществе

  9. семиотическая (знаковая) - К выступает как совокупность знаковых систем языка, речи и тд

  10. компенсаторная - надежда на лучшее и возратание духовности

  11. идеологическая - защита того мирововоззрения, кот нужно на данный момент индивидууму

  12. релаксационная - расслабление - для снятия коллективного напряжения и имеет стилизованные формы (ритуалы, праздники, увеселения)


в К не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры. можно предложить след концептуальную схему
морфология культуры
выделяют материальную культуру, т е мир вещей, предметов, созданных чел и нематериальную или духовную культуру - это то, что сущ в сознании чел (мировоззрение, менталитет, нормы, законы, мифы, язык и тд). есть такие культуры как экономическая, политическая, экологическая, эстетическая, кот нельзя отнести ни к материальной, ни к духовной, т к они пронизывают все ее уровни. часть культурологов выделяют худ, соц и физическую.
типология культур
классификация объектов культуры по сущ признакам называется типологией. критериев и оснований типологии культур может быть много. на сег их кол-во точно не определено. здесь неизбежен авторский выбор в подходах. так, например, сущ варианты типологии культур, в основе кот лежат след критерии:

  1. географическая принадлежность культуры (культуры востока и запада, средиземноморская, латиноамериканская и тд)

  2. регионально-этническая особенность (русская, французская и тд)

  3. принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного общества, индустриального и постиндустриального)

  4. связь с религией (религиозный и светский культуры)

  5. хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, земледельцев и скотоводов, индустриальные культуры)

  6. сфера общества и вид деятельности

  7. связь с территорией (сельская и городская культура)

  8. специализация (обыденную и специализированную)

  9. в зависимости кто создает и каков ее уровень, выделяют высокую или элитарную культуру, любительскую или народную культуру, общедоступную или массовую культуру и др

  10. по носителю культуры выделяют доминирующую, субкультуру (молодежная, пожилых людей, нацменьшинств, профессиональная), контркультуру (хиппи, криминальные)

  11. выделяют индивидуальную, групповую, общечеловеческую культуру

  12. прогрессивную и непрогрессивную культуру


понятие "культура" и "цивилизация", их соотношение
к числу важнейших проблем К относится вопрос о сущности и взаимоотношении феноменов "культура" и "цивилизация".

от лат "civilis" - гражданский, городской. термин "цивилизация" получил широкое распространение в эпоху Просвещения, ассоциируется с Прогрессом и Разумом, связ с именем П А Гольбах. в сер 18в Гольбах и др французские просветители цивилизованным наз общество, основанное на Разуме и Справедливости.

основные культурологические концепции.
основные культурологические мысли зародились в философы мысли рассматривали развитие общества и культуры по аналогии с природными процессами, т е натуралистически. фиксировали наличие традиций, обрядов, обычаев. распространение христианства приносит с собой иное толкование истории и культуры религиозно-эсхаталогическое, т е от сотворения мира к страшному суду. вплотную к формированию теории и истории культуры подошли гуманисты Возрождения. ими вырабатывается ряд понятий и идей, вошедших затем в понятийный и методологический аппарат истории и теории культуры (историческая эпоха, исторического контекста и тд). научно-системный характер представления о культуры стали приобретать в новое время 17-18 вв. А. Ф. Форстер появл постановка вопросов, характерных для современного культурологического знания. просветители нового времени выдвинули теорию общественного прогресса, говоря о поступательном развитии разумных начал в истории. просветительское движение широко стало применять понятие К в связи с появлением внутри философии "философии истории". Вильгельм Дильтей положил начало критике исторического разума, отказавшись от рационального оптимизма, а другой нем философ Гегель создает абстрактную идеалистическую схему, согласно кот в истории человечества "прогресс духа", развивающийся через дух конкретных народов, сменяющих друг друга по мере выполнения своей миссии. в соответствии Гегель выделяет Восточный мир, Греческий, Римский и Германский миры.

одим из немаловажных вопросов в культурологии 19в представлялась классификация культур по типам и определение места конкретной культуры в культурно-историческом процессе. один из вариантов классификации культур предлагал эволюционный подход, характерной чертой кот явл признание множества разных видов и форм культуры, расположенных в определенной последовательности и образующих единую линию в духовной эволюции человека., т е принцип однолинейности (Иоган Гердер,Г. Гегель, Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Льюис Морган, Джордж Фрезер, Эдуард Тейлор др). в рамках данного подхода функционировала формационная школа, ее основоположниками явл Карл Маркс и Фридрих Энгельс. в их представлении история есть смена общественно-экономических формаций, первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической, в основании кот лежит отношение к средствам производства и классовый подход.переход от одной формации к другой осуществляется путем революций. однако, у этой теории ест слабые места: 1 не все народы отвечают подобному развитию; 2 формационный подход преувеличивает социально-экономические и классовые проблемы; 3 преувеличивает роль народных масс и преуменьшит роль личности.

большинство современных историков и культурологов придерживается цивилизационный подход. он дает классификацию культур по историческому типу, т е каждая К возникает, развивается и погибает. единой общечеловеческой К нет, отсутствует преемственность м/у предыдущей и последующей культурой. в этом случае цивилизация выступает как определенная характеристика народов мира и макроединица их изучения.

понятие "цивилизация" использовалась различными авторами по-разному. Н. Я. Данилевский (1822-1885гг)-видный русский историк в своем труде "Россия и Европа" говорит о том, что общепринятую периодизацию истории, разделение ее на древнюю, срвековую и новую неправомерно распространять на всемирную историю. у каждой страны есть своя древняя, средняя и новая история. он отвергает не только европоцентристское толкование роли Европы в истории, но и принцип однолинейности исторического прогресса, казавшийся в то время незыблемым. в истории по его мнению сущ разные исторические типы развития народов, кот порождают существующие отдельно друг от друга цивилизации. он выделяет 10 таких типов:

  1. египетская цивилизация

  2. ассиро-вавилоно-халдейская (древнесемитская)

  3. китайская

  4. индийская

  5. иранская

  6. еврейская

  7. греческая

  8. римская

  9. новосемитская (аравийская)

  10. европейская


различия м/у данными культурно-историческими типами определяется согласно Данилевскому особенностями психического строя, нравственности и условиями исторического во

основная идея Данилевского о полиненйности истории человечества стала одной из основных 20в
нв западе в пер пол 20в представителями цивилизационной или общественно-исторической школы явл Артур Шопенгауэр и Фридрих Ницше, кот были сторонниками "философии жизни", определяя К как органическую природу, а не как мертвое материально-техническое основание. классиком цивилизационного подхода на западе стал Освальд Шпенглер. в своей книге "Закат Европы" (1921-1933) он насчитывает 8 культур:

  1. египетская

  2. индийская

  3. китайская

  4. вавилонская

  5. греко-римская

  6. византийско-арабская

  7. западноевропейская

  8. культура Майя центр Америка


теоретические построения Шпенглер основаны на нелинейности исторического процесса. он представляет историю в виде протяженного вов ремени поля, в разных местах кот вспыхивают разгораются и гаснут костры независимых друг от друга миров. в сходном методологическом ключе мыслил англ культуролог Арнольд Тойнби. с его точки зрения движущим началом цивилизации явл божественное проведение и выдающиеся личности или творческое меньшинство, кот ведет за собой инертное большинство. специфика цивилизаций определяется своеобразными историческими вызовами и ответами на них меньшинства (вызов-ответ). средством преемственности цивилизации явл религия, оказывающейся одно из серьезных проблем человечества. концепция локальных цивилизаций, кот он впостледствии преобразовал в общечеловеческую, была изложена Тойнби в труде "Исследование истории" в 12 томах (1934-1961гг).
Карл Ясперс и его концепция "осевого времени"
в отличие от популярной во всей Европе в пер пол 20в теории культурных циклов развитой Шпенглером, а затем Тойнби, нем мыслитель Карл Ясперс делает акцент на том, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития. он вводит понятие "осевое время". по его мнению ось мировой истории следует отнести, по-видимому, ко времени около 500 г до н э. к тому духовному процессу, кот шел м/у 800 и 200 гг до н э. тогда произошел самый резкий поворот в истории и появился человек такого типа, кот сохранился и доныне. свою концепцию он изложил в труде "Смысл и назначение истории". в эпоху осевого времени были разработаны основные категории, кот мы мыслим и по сей день, заложены основы мировых религий. в Китае тогда жили Конфуций и Лао-Цзы, в Индии Будда, в Иране Зара Тустра, в Палестине пророки Исаяй, Иеремейя, Фторо Истаяй, Илия, в Греции Гомер, Ераклит, Платон, Архимед. все, что связано с этими именами возникло почти одновременно в течении немногих столетий и независимо друг от друга. таким образом, осевое время, принятое за отправную точку определяет вопросы и масштаба предлагаемые ко всему предшествующему и последующему развитию.

психоаналитическая или натуралистическая культурологическая школа. в центре исследования этой школы лежит стремление преувеличенно подчеркнуть биологическую обусловленность К. ее основы заложил Зигмунд Фрейд, австрийский психолог и психиатр. в работах "Будущее одной иллюзии" "Недовольство культурой" он разработал концепцию К, в основе кот лежит воспитательная функция. ФРейд считал, что чел-животное, одолеваемое инстинктами, зачастую агрессивными, традиции культуры для Фрейда это некие установки, насильственно навязываемые, кот чел принимает и таким образом подавляет свои мрачные инстинкты. в этом Фрейду видится положительная роль К. отрицательная заключается в том, что К, подавляя инстинкты, способствует тому безсознательность чел способна прорываться наружу ввиде безумия или того хуже целой серии чудовищных преступлений. К по Фрейду строится на отказе от влечений, а ее главной предпосылкой явл их неудовлетворенность.
написать администратору сайта