|
Учебнометодический комплекс дисциплины по дисциплине культурология для студентов специальности
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РК
КАЗАХСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»
и.о. Проректора-директора Высшей школы
экономики, бизнеса и социальных наук
к.и.н., доцент Мукатаева Л.К.
"____" _________ 2011 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
по дисциплине «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
для студентов специальности
5В030200 - Международное право, 5В030400 - Таможенное дело, 5В030300 - Правоохранительная деятельность, 5В030100 - Юриспруденция, 5В050900 - Финансы, 5В050800 - Учет и аудит, 5В050600 - Экономика, 5В050300 - Психология, 5В020700 – Переводческое дело, 5В050100 - Социология, 5В050900 - Социальная работа, 5В050200-Туризм
Высшая школа экономики, бизнеса и социальных наук
Кафедра Гуманитарных и естественных дисциплин
Астана
2011 г.
Учебная программа дисциплины разработана ст.преподавателем Даулбаевой Ж.И.
Обсужден на заседании кафедры Гуманитарных и естественных дисциплин
Протокол № _______ от «____»______________20___ г.
Зав. кафедрой Кусаинова Ж.Д.
________________ «____»____________20___ г.
(подпись)
Одобрен Советом Высшей школы высшей школы экономики, бизнеса
и социальных наук.
Протокол № ________ от «_____»_____________2011 г.
Председатель к.и.н., доцент Мукатаева Л.К. _______________________
КАЗАХСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ, БИЗНЕСА И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН
«УТВЕРЖДАЮ»
И.о. Проректора-директора
Высшей школы экономики, бизнеса
и социальных наук
к.и.н., доцент Мукатаева Л.К.
«______» ____________ 2011 г.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
(syllabus)
Наименование дисциплины «Культурология»
Специальность: 5В030200 - Международное право, 5В030400 - Таможенное дело, 5В030300 - Правоохранительная деятельность, 5В030100 - Юриспруденция, 5В050900 - Финансы, 5В050800 - Учет и аудит, 5В050600 - Экономика, 5В050300 - Психология, 5В020700 – Переводческое дело, 5В050100 - Социология, 5В050900 - Социальная работа, 5В050200-Туризм
Форма обучения дневная
Всего 2 кредита
Курс 2 Семестр 3
Лекции 20 часов
Практические, семинарские 10 часов
СРСП 30 часов
СРС 30 часов
Экзамен 3 семестр Трудоемкость 90 часов
А С Т А Н А – 2011
Данные о преподавателе курса:
Даулбаева Жаннат Ибрагимовна – старший преподаватель кафедры гуманитарных и естественных дисциплин.
Владение языками: русский, казахский, английский – Upper Intermediate.
Образование – Казахский государственный университет им. С.М. Кирова, специальность – преподаватель философии.
Кафедра – гуманитарных-естественных дисциплин, каб. 413
Научные интересы – история казахской философской мысли, религиозные верования казахского народа, современные религиозные течения, их сущность и проявления в молодежной среде.
Пререквизиты курса:
Философия
История
Литература
География
Постреквизиты курса:
Социология.
Политология.
Этика делового общения.
Религиоведение.
Искусствоведение.
Курс культурологии направлен на раскрытие сущности культуры и закономерностей ее исторического развития, осмыслении исторического опыта диалога культур и в представлении современности как результата культурно-исторического развития человечества.
Цели курса:
-
освоение собственно методами культурологии, изучение специфики культурологических школ, выявление ведущих культурных структур;
изучение принципиальных закономерностей культурно-исторического развития человечества, осмысление целостной системы знаний о мировом культурно-историческом процессе;
рассмотрение проявления культурно-исторических законов в уникальных вариантах конкретных культур;
освоение особенностей проявления культурно-исторических законов в отечественной культуре, помочь разобраться в процессах, присущих современному казахстанскому обществу.
Задачи курса:
-
Определить место культурологии в системе научного знания, выделить специфику ее объекта и предмета, методы и научные подходы. Дать представление о понятийном аппарате, раскрыть основные культурные категории.
Раскрыть закономерности культурного освоения человеком окружающего мира, в рамках курса рассмотреть такие проблемы, как связь культуры и природы, культуры и государства, культуры и цивилизации.
Проследить происхождение разных культурных феноменов, раскрыть развитие культурных норм и традиций, истории отдельных стилей и направлений и их способ выражения через соответствующие идеи и вкусы своего времени.
-
Используя в процессе преподавания различные формы и средства обучения способствовать выработке у студентов навыков самостоятельного мышления, умения работать самостоятельно с учебным и научным материалом, творческому поиску.
Через философские проблемы культурологии, такие как, отношения культуры и человека, человека и мира, человека и общества определить сущность человеческой природы в ее истинном смысле, раскрыть природу человеческой мотивации культурной деятельности.
Помочь студентам научиться ориентироваться в различных культурных феноменах, выработать правильное понимание отечественной культуры, своей национальной самобытности, не уступая идее национальной исключительности, без крайнего ура-патриотизма, также и без резкого отрицания своих национальных традиций и верований.
СОДЕРЖАНИЕ
Учебная программа курса (syllabus)…………………………………….3
Данные о преподавателе, цели и задачи курса…………………………4
Тематический план лекций………………………………………………7
Тематический план семинарских занятий………………………………13
График выполнения и сдачи СРСП……………………………………...17
График выполнения и сдачи СРС………………………………..............26
Карта методобеспеченности литературой...............................…………………………………………..30
Рекомендуемая литература основная……………………………………32
Рекомендуемая литература дополнительная…………………………….33
Глоссарий………………………………………………………………….35
Тезисы лекций…………………………………………………………….41
Методические рекомендации по изучению дисциплин гуманитарно-естественного цикла……………………………………………………….72
-
Материалы по контролю и оценке учебных достижений (письменные задания, вопросы для самопроверки, тесты)…………………………….78
Вопросы и задания на рейтинговую проверку…………………………...90
Общая шкала оценки знаний………………………………………………92
Тематический план лекций
№
тем
|
Темы и их объем в часах
Контрольные вопросы
|
Цели и задачи занятий
|
Проблемные вопросы
|
1
|
РАЗДЕЛ I. Сущность и предназначение культуры. – 1 час.
Тема 1: Культура как предмет культурологии.
Наука культурология.
Генезис понятия «культура».
Культурология и другие науки.
|
Цель: Дать представление о сущности культуры, определить место культурологии в системе гуманитарного знания.
Задачи:
Определение специфики предмета культурологии. Раскрытие понятия «культура».
Сопоставление культурологии и философии культуры. Философское обоснование теории и истории культуры.
|
Что изучает культурология? Что такое культура? Какова структура культуры? Каковы основные функции культуры? Место культурологии в системе гуманитарного знания?
Культурология и философия истории. Культурология и правоведение. Этика и эстетика и религиоведение как культурологические дисциплины.
|
2
|
Тема 2. Основные культурологические школы. – 2 часа
Общественно-историческая школа.
Натуралистическая школа.
Социологическая школа.
Символическая школа.
|
Цель: Дать определенные представления о наиболее распространенных школах культурологии.
Задачи:
Знакомство с основными направлениями в культурологии.
Выяснить основные характеристики современных культурологических теорий.
.
|
Что такое школа в культурологии?
По какому принципу культурология разделяется на разные школы? Типы классификации культур. Цивилизационный подход в общественно-исторической школе. Психологический подход к пониманию культурного процесса. Влияние на культурное творчество индивидуальных и коллективных императивов.
Символ и его роль в культуре.
|
3
|
Тема 3. Культура и государство. – 1 час.
Диалектическое противоречие между культурой и государством.
Взаимосвязь культуры и демократии.
Особенности тоталитарного и авторитарного государства и их воздействия на развитие культуры.
|
Цель: Проанализировать проблему противоречивости взаимоотношений между культурой и государством.
Задачи:
1. Понять неоднозначность отношений между культурой и государством.
2. Выяснить тезис о том, что невозможно иметь полную свободу там, где отсутствует культура, а также, что высшим продуктом и достижением культуры является демократия.
|
В чем заключается неоднозначность взаимоотношений государства и культуры?
Почему против государственной власти выступает интеллигенция?
Как зависит судьба культуры от государственного устройства? Что является главными требованиями демократии? Как влияли на формирование политической системы учения Ф.Ницше, Т.Карлейля?
|
4
|
Тема 4. Проблемы этнокультуры. – 1 час
1.Географический детерминизм и его проявления в развитии культуры.
2. Дихотомия «Восток-Запад».
3.Взаимопроникновение и взаимообогащение культур.
|
Цель: Сопоставить понятия этнос и нация. Идентифицировать понятия «национальная культура», «национальное самосознание», «национальный характер»
Задачи:
Проследить доказательства зависимости развития культуры от географических условий среды.
Рассмотреть и раскрыть понятие культурной дихотомии «Восток-Запад».
|
Вопрос о воздействии окружающей среды, климата на обычаи, нравы и форму правления и общественные процессы. Понятие этноцентризма. В чем заключается культура межнациональных отношений?
Что такое регионально-историческая культурная общность? Различия между Востоком и Западом.
В чем разница между процессами ассимиляции и транскультурации? Факторы, влияющие на процессы взаимообогащения и контактов культур.
|
|
Тема 5. Культура и природа. -1 час
Взаимоотношения человека и природы.
Глобальные проблемы и экология культуры.
Экологическое сознание.
|
Цель: Проследить становление антитезы «Культура – Природа» - к экологической культуре. Значение учения о биосфере.
Задачи:
Рассмотреть позицию «человек-природа» в историческом аспекте.
Определить основные глобальные проблемы человечества.
|
Человек и природа. Каковы взаимоотношения человека и природы в ходе исторического развития? Понятие «ноосфера». Идеи научно-технического оптимизма и экологического пессимизма. Различия в экологическом сознании Запада и Востока.
Что означает понятие «экология»?
Как соотносятся понятия «культура» и «цивилизация» в контексте экологии?
|
|
Тема 6. Культура и религия. – 1 час
1. Вера как фундаментальное проявление человеческой духовности.
2. Религия в истории мировой культуры.
3. Религия и наука.
|
Цель: Рассмотреть роль религии в обществе в исторической ретроспективе.
Задачи:
Проследить отношение к религии крупных представителей философской мысли.
Рассмотреть основные понятия «вера» и «религия», выявить соотношение веры и знания.
|
Понимание религии в истории философской мысли. Отношение к вере и знанию в западноевропейской и арабомусульманской философии. Какие значения имеет понятие «веры»? Выявить вклад в понимание религии М.Вебера. Взаимоотношение между религией и наукой.
Выяснить роль религии в истории мировой культуры. Охарактеризовать значение религии в формировании нравственности.
Какое место занимает религия среди других сфер культуры?
|
|
РАЗДЕЛ II. История мировой культуры.
Тема 7. Культурная антропология. Типология культур. – 1 час
Основание типологии культур.
Отрасли культур.
Виды культуры.
Формы культуры.
|
Цель: Доказать, что культура - феномен исторического развития.
Задачи:
Выявить критерии типологии культур.
Обозначить формы культуры.
|
Культура и личность. Проблема человека в истории философской мысли. Личность в разных культурах. Проблема ценностей.
Роль культурно- нравственных факторов в становлении человека.
В чем особенности проявления личностных характеристик в разных культурах?
Что значит вечные ценности?
|
|
Тема 8. Первобытная культура – 1 час
Возникновение первобытной культуры.
Особенности ранней материальной культуры.
Религиозные верования первобытного общества.
|
Цель: Обозначить значимость первобытной культуры как истока всех последующих типов культуры.
Задачи:
Рассмотреть предпосылки возникновения культуры первобытной эпохи.
Раскрыть первые ранние формы верований.
|
Понятие первобытной культуры. Особенности материальной культуры первобытного общества. Наскальная живопись и миниатюрная скульптура. Звериный стиль. Культ матери. Матриархат и патриархат.
Охарактеризуйте основные понятия, свойственные для обозначения первобытной культуры?
|
|
Тема 9. Культура древних цивилизаций Востока. – 2 часа
1. Культура и цивилизация древнего мира.
2. Культура Древней Индии.
3. Культура Древнего Китая.
|
Цель: Охарактеризовать причину возникновения древних цивилизаций. Определить место древних цивилизаций Востока в становлении человеческой цивилизации.
Задачи:
Показать общие черты древневосточных цивилизаций.
Рассмотреть основные культурные и научные достижения древних цивилизаций.
|
Значение общественного разделения труда, возникновения города, письменности, государства, собственности, зачатков гражданского общества в становлении первых цивилизаций. Особенность культуры древнеегипетской цивилизации. Монолатризм – культурная композиция. Шумеро-Аккадская культура, основные достижения. Что было характерно для культуры Древней Индии? Ведическая мифология. Учение о душе, карме, сансаре. Китайская культура – древнейшая система. Какие философско-религиозные системы сложились в Древнем Китае? Достижения древнекитайской науки.
|
|
Тема 10. Античная культура. – 2 часа
Основные этапы развития культуры античности.
Достижения античной философии.
Римская культура, архитектуры, литературы и науки.
|
Цель: Определить значение античной культуры как архетипа западной культуры. Определить основные этапы античной культуры.
Задачи:
Показать величие античного мира. Греческая цивилизация.
Рассмотреть особенности культуры Древнего Рима.
|
Понятие «античность». В чем заключалась роль Древней Греции в культурной эволюции человечества? Достижения греческой культуры. Новый тип цивилизации, основанная на демократии свободном развитии личности. Скульптуры Фидия, Мирона, Поликлета, Праксителя. Акрополь. Трагедии и комедии Эсхила, Софокла, Еврипида. Наука об ораторском искусстве.
Основные этапы в истории Древнего Рима. Храм Пантеон. Амфитеатр Колизей. Сочинения по теории ораторского искусства Цицерона.
|
|
Тема 11. Культура средних веков. – 2 часа
Общая характеристика эпохи средневековья.
Развитие западноевропейской культуры средневековья.
3. Ренессанс арабоязычного средневековья.
|
Цель: Доказать несостоятельность оценки средних веков как времени мракобесия и темноты.
Задачи:
Показать как происходило оформление и развитие христианской церкви.
Обозначить основные особенности средневекового миропонимания.
Выявить причины подъема культуры арабоязычного средневековья.
|
Основная характеристика эпохи средневековья. Сознание средневекового человека. Деятельность отцов церкви. Достижения в период династии Каролингов. Понятие «романский стиль». Готические соборы.
Какой тип философии был господствующим в эпоху средневековья? Решение вопроса о соотношении веры и разума.
Особенности средневековой культуры на Западе и Востоке. Роль ислама в формировании арабской культуры. Памятники арабоязычной культуры. Расцвет арабоязычной литературы, науки и искусства.
|
|
Тема 12. Культура Ренессанса. – 2 часа.
1.Эпоха Возрождения и особенности модели мира.
2. Социальные, материальные и духовные достижения эпохи Возрождения.
3. Реформация как мощное религии озное и социально-политическое движение Возрождения.
|
Цель: Разъяснить культурологический смысл понятия «Ренессанс». Определить главный смысл эпохи - человек как субъект и объект культуры Ренессанса.
Задачи:
Показать величайшие достижения культуры эпохи Ренессанса.
Рассмотреть причины Реформации и его результаты.
|
Понятие «Ренессанс». Европейский Ренессанс. Ренессанс в Италии. В чем новизна понимания человека и мира в эпоху Возрождения? Кого называют «титанами» Возрождения? Барокко – направление в искусстве позднего Ренессанса.
Что называют Реформацией? Основные направления Реформации. Основные постулаты протестантизма.
|
|
Тема 13. Европейская культура нового времени. – 1 час
1. Эпоха Нового времени.
Просвещение и его особенности.
3. Основные направления в культуре и искусстве XVIII века.
|
Цель: Анализ особенностей становления европейской культуры Нового времени. Социокультурные основания западной культуры.
Задачи:
Обозначить основные интеллектуальные течения эпохи Просвещения.
Рассмотреть художественные стили эпохи Просвещения.
|
Просвещение – как мощное идейное течение, основание на убеждении в решающей роли науки и разума в познании. Каковы особенности эпохи первоначального накопления капитала и экспансия западной культуры? Стремление к целостному видению мира. Труды Коперника, Галилея, Кеплера, Декарта, Ньютона. Механистическая картина мира. «Промышленный переворот» в Англии. Расцвет абсолютной монархии.
Основные стили господствовавшие в искусстве XVIII столетия. Французское Просвещение.
|
|
Тема 14. Культура Казахстана. Культурные процессы в СНГ и мировая культура ХХ века. – 2 часа.
1. Основные этапы истории культуры Казахстана.
2. Древние верования и народные знания казахского народа.
3. Социокультурные особенности становления независимых государств на территории бывшего СССР.
4. Культура и индустриальная цивилизация.
5. Новые формы искусства.
6. Диалог культур Востока и Запада.
|
Цель: Определить место казахской культуры в мировой цивилизации. Характеристика посттоталитарнного общества как всемирно-исторического явления. Социокультурные особенности становления независимых государств на территории бывшего СССР.
Задачи:
Показать особенность национальной культуры: история и достижения.
Обозначить и осмыслить парадигмы культуры ХХ века, становления общечеловеческой цивилизации и социальных катаклизмов ХХ века Задачи:
|
Особенность кочевой цивилизации. Характерные черты средневековой культуры Казахстана. Тенгрианское мировоззрение как гармония с природой. В чем заключались народные знания и верования казахского народа? Древние города Казахстана.
В чем заключалось влияние арабо-мусульманской цивилизации на культуру тюркских народов? Религиозная суфийская литература. Древние верования казахов. Культ святых и поклонение предкам – как один из центральных моментов культурного и духовного миропонимания казахского народа, имеющий большое воспитательное значение. Казахский эпос, былины, дастаны.
Становление культуры Казахстана в советский период. Какое место занимает казахская национальная культура в системе мировой цивилизации? Музыкальное искусство Казахстана.
Диалог культур. Евразийский союз как интегральный социокультурный феномен. Новые направление в искусстве. Символизм, импрессионизм, экспрессионизм, футуризм, экзистенциализм.
В чем особенности развития духовной культуры ХХ века?
|
|
Итого 20 часов
|
|
|
|
|
|