Главная страница

Учебнометодический комплекс дисциплины по дисциплине культурология для студентов специальности


Скачать 0.91 Mb.
Название Учебнометодический комплекс дисциплины по дисциплине культурология для студентов специальности
Анкор Kulturologia_na_russkom.doc
Дата 02.05.2017
Размер 0.91 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Kulturologia_na_russkom.doc
Тип Учебно-методический комплекс
#6333
страница 1 из 12
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РК

КАЗАХСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»

и.о. Проректора-директора Высшей школы

экономики, бизнеса и социальных наук

к.и.н., доцент Мукатаева Л.К.

"____" _________ 2011 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
по дисциплине «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»


для студентов специальности
5В030200 - Международное право, 5В030400 - Таможенное дело, 5В030300 - Правоохранительная деятельность, 5В030100 - Юриспруденция, 5В050900 - Финансы, 5В050800 - Учет и аудит, 5В050600 - Экономика, 5В050300 - Психология, 5В020700 – Переводческое дело, 5В050100 - Социология, 5В050900 - Социальная работа, 5В050200-Туризм

Высшая школа экономики, бизнеса и социальных наук
Кафедра Гуманитарных и естественных дисциплин

Астана

2011 г.

Учебная программа дисциплины разработана ст.преподавателем Даулбаевой Ж.И.
Обсужден на заседании кафедры Гуманитарных и естественных дисциплин

Протокол № _______ от «____»______________20___ г.
Зав. кафедрой Кусаинова Ж.Д.
________________ «____»____________20___ г.

(подпись)

Одобрен Советом Высшей школы высшей школы экономики, бизнеса

и социальных наук.

Протокол № ________ от «_____»_____________2011 г.
Председатель к.и.н., доцент Мукатаева Л.К. _______________________

КАЗАХСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ, БИЗНЕСА И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН


«УТВЕРЖДАЮ»

И.о. Проректора-директора

Высшей школы экономики, бизнеса

и социальных наук

к.и.н., доцент Мукатаева Л.К.

«______» ____________ 2011 г.


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

(syllabus)
Наименование дисциплины «Культурология»
Специальность: 5В030200 - Международное право, 5В030400 - Таможенное дело, 5В030300 - Правоохранительная деятельность, 5В030100 - Юриспруденция, 5В050900 - Финансы, 5В050800 - Учет и аудит, 5В050600 - Экономика, 5В050300 - Психология, 5В020700 – Переводческое дело, 5В050100 - Социология, 5В050900 - Социальная работа, 5В050200-Туризм


Форма обучения дневная

Всего 2 кредита
Курс 2 Семестр 3
Лекции 20 часов
Практические, семинарские 10 часов
СРСП 30 часов
СРС 30 часов

Экзамен 3 семестр Трудоемкость 90 часов

А С Т А Н А – 2011
Данные о преподавателе курса:

Даулбаева Жаннат Ибрагимовна – старший преподаватель кафедры гуманитарных и естественных дисциплин.

Владение языками: русский, казахский, английский – Upper Intermediate.

Образование – Казахский государственный университет им. С.М. Кирова, специальность – преподаватель философии.

Кафедра – гуманитарных-естественных дисциплин, каб. 413

Научные интересы – история казахской философской мысли, религиозные верования казахского народа, современные религиозные течения, их сущность и проявления в молодежной среде.
Пререквизиты курса:


  1. Философия

  2. История

  3. Литература

  4. География



Постреквизиты курса:

  1. Социология.

  2. Политология.

  3. Этика делового общения.

  4. Религиоведение.

  5. Искусствоведение.


Курс культурологии направлен на раскрытие сущности культуры и закономерностей ее исторического развития, осмыслении исторического опыта диалога культур и в представлении современности как результата культурно-исторического развития человечества.
Цели курса:

  • освоение собственно методами культурологии, изучение специфики культурологических школ, выявление ведущих культурных структур;

  • изучение принципиальных закономерностей культурно-исторического развития человечества, осмысление целостной системы знаний о мировом культурно-историческом процессе;

  • рассмотрение проявления культурно-исторических законов в уникальных вариантах конкретных культур;

  • освоение особенностей проявления культурно-исторических законов в отечественной культуре, помочь разобраться в процессах, присущих современному казахстанскому обществу.


Задачи курса:

  1. Определить место культурологии в системе научного знания, выделить специфику ее объекта и предмета, методы и научные подходы. Дать представление о понятийном аппарате, раскрыть основные культурные категории.

  2. Раскрыть закономерности культурного освоения человеком окружающего мира, в рамках курса рассмотреть такие проблемы, как связь культуры и природы, культуры и государства, культуры и цивилизации.

  3. Проследить происхождение разных культурных феноменов, раскрыть развитие культурных норм и традиций, истории отдельных стилей и направлений и их способ выражения через соответствующие идеи и вкусы своего времени.

  4. Используя в процессе преподавания различные формы и средства обучения способствовать выработке у студентов навыков самостоятельного мышления, умения работать самостоятельно с учебным и научным материалом, творческому поиску.

  5. Через философские проблемы культурологии, такие как, отношения культуры и человека, человека и мира, человека и общества определить сущность человеческой природы в ее истинном смысле, раскрыть природу человеческой мотивации культурной деятельности.

  6. Помочь студентам научиться ориентироваться в различных культурных феноменах, выработать правильное понимание отечественной культуры, своей национальной самобытности, не уступая идее национальной исключительности, без крайнего ура-патриотизма, также и без резкого отрицания своих национальных традиций и верований.



СОДЕРЖАНИЕ


  1. Учебная программа курса (syllabus)…………………………………….3

  2. Данные о преподавателе, цели и задачи курса…………………………4

  3. Тематический план лекций………………………………………………7

  4. Тематический план семинарских занятий………………………………13

  5. График выполнения и сдачи СРСП……………………………………...17

  6. График выполнения и сдачи СРС………………………………..............26

  7. Карта методобеспеченности литературой...............................…………………………………………..30

  8. Рекомендуемая литература основная……………………………………32

  9. Рекомендуемая литература дополнительная…………………………….33

  10. Глоссарий………………………………………………………………….35

  11. Тезисы лекций…………………………………………………………….41

  12. Методические рекомендации по изучению дисциплин гуманитарно-естественного цикла……………………………………………………….72

  13. Материалы по контролю и оценке учебных достижений (письменные задания, вопросы для самопроверки, тесты)…………………………….78

  14. Вопросы и задания на рейтинговую проверку…………………………...90

  15. Общая шкала оценки знаний………………………………………………92


Тематический план лекций




тем

Темы и их объем в часах


Контрольные вопросы

Цели и задачи занятий

Проблемные вопросы

1

РАЗДЕЛ I. Сущность и предназначение культуры. – 1 час.


Тема 1: Культура как предмет культурологии.

  1. Наука культурология.

  2. Генезис понятия «культура».

  3. Культурология и другие науки.

Цель: Дать представление о сущности культуры, определить место культурологии в системе гуманитарного знания.

Задачи:

  1. Определение специфики предмета культурологии. Раскрытие понятия «культура».

  2. Сопоставление культурологии и философии культуры. Философское обоснование теории и истории культуры.

Что изучает культурология? Что такое культура? Какова структура культуры? Каковы основные функции культуры? Место культурологии в системе гуманитарного знания?

Культурология и философия истории. Культурология и правоведение. Этика и эстетика и религиоведение как культурологические дисциплины.

2

Тема 2. Основные культурологические школы. – 2 часа

  1. Общественно-историческая школа.

  2. Натуралистическая школа.

  3. Социологическая школа.

  4. Символическая школа.

Цель: Дать определенные представления о наиболее распространенных школах культурологии.

Задачи:

  1. Знакомство с основными направлениями в культурологии.

  2. Выяснить основные характеристики современных культурологических теорий.

.

Что такое школа в культурологии?

По какому принципу культурология разделяется на разные школы? Типы классификации культур. Цивилизационный подход в общественно-исторической школе. Психологический подход к пониманию культурного процесса. Влияние на культурное творчество индивидуальных и коллективных императивов.

Символ и его роль в культуре.

3


Тема 3. Культура и государство. – 1 час.

  1. Диалектическое противоречие между культурой и государством.

  2. Взаимосвязь культуры и демократии.

  3. Особенности тоталитарного и авторитарного государства и их воздействия на развитие культуры.

Цель: Проанализировать проблему противоречивости взаимоотношений между культурой и государством.

Задачи:

1. Понять неоднозначность отношений между культурой и государством.

2. Выяснить тезис о том, что невозможно иметь полную свободу там, где отсутствует культура, а также, что высшим продуктом и достижением культуры является демократия.

В чем заключается неоднозначность взаимоотношений государства и культуры?

Почему против государственной власти выступает интеллигенция?

Как зависит судьба культуры от государственного устройства? Что является главными требованиями демократии? Как влияли на формирование политической системы учения Ф.Ницше, Т.Карлейля?


4

Тема 4. Проблемы этнокультуры. – 1 час

1.Географический детерминизм и его проявления в развитии культуры.

2. Дихотомия «Восток-Запад».

3.Взаимопроникновение и взаимообогащение культур.


Цель: Сопоставить понятия этнос и нация. Идентифицировать понятия «национальная культура», «национальное самосознание», «национальный характер»

Задачи:

  1. Проследить доказательства зависимости развития культуры от географических условий среды.

  2. Рассмотреть и раскрыть понятие культурной дихотомии «Восток-Запад».




Вопрос о воздействии окружающей среды, климата на обычаи, нравы и форму правления и общественные процессы. Понятие этноцентризма. В чем заключается культура межнациональных отношений?

Что такое регионально-историческая культурная общность? Различия между Востоком и Западом.

В чем разница между процессами ассимиляции и транскультурации? Факторы, влияющие на процессы взаимообогащения и контактов культур.




Тема 5. Культура и природа. -1 час

  1. Взаимоотношения человека и природы.

  2. Глобальные проблемы и экология культуры.

  3. Экологическое сознание.




Цель: Проследить становление антитезы «Культура – Природа» - к экологической культуре. Значение учения о биосфере.

Задачи:

  1. Рассмотреть позицию «человек-природа» в историческом аспекте.

  2. Определить основные глобальные проблемы человечества.

Человек и природа. Каковы взаимоотношения человека и природы в ходе исторического развития? Понятие «ноосфера». Идеи научно-технического оптимизма и экологического пессимизма. Различия в экологическом сознании Запада и Востока.

Что означает понятие «экология»?

Как соотносятся понятия «культура» и «цивилизация» в контексте экологии?




Тема 6. Культура и религия. – 1 час

1. Вера как фундаментальное проявление человеческой духовности.

2. Религия в истории мировой культуры.

3. Религия и наука.

Цель: Рассмотреть роль религии в обществе в исторической ретроспективе.

Задачи:

  1. Проследить отношение к религии крупных представителей философской мысли.

  2. Рассмотреть основные понятия «вера» и «религия», выявить соотношение веры и знания.

Понимание религии в истории философской мысли. Отношение к вере и знанию в западноевропейской и арабомусульманской философии. Какие значения имеет понятие «веры»? Выявить вклад в понимание религии М.Вебера. Взаимоотношение между религией и наукой.

Выяснить роль религии в истории мировой культуры. Охарактеризовать значение религии в формировании нравственности.

Какое место занимает религия среди других сфер культуры?






РАЗДЕЛ II. История мировой культуры.

Тема 7. Культурная антропология. Типология культур. – 1 час

  1. Основание типологии культур.

  2. Отрасли культур.

  3. Виды культуры.

  4. Формы культуры.

Цель: Доказать, что культура - феномен исторического развития.

Задачи:

  1. Выявить критерии типологии культур.

  2. Обозначить формы культуры.

Культура и личность. Проблема человека в истории философской мысли. Личность в разных культурах. Проблема ценностей.

Роль культурно- нравственных факторов в становлении человека.

В чем особенности проявления личностных характеристик в разных культурах?

Что значит вечные ценности?





Тема 8. Первобытная культура – 1 час

  1. Возникновение первобытной культуры.

  2. Особенности ранней материальной культуры.

  3. Религиозные верования первобытного общества.

Цель: Обозначить значимость первобытной культуры как истока всех последующих типов культуры.

Задачи:

  1. Рассмотреть предпосылки возникновения культуры первобытной эпохи.

  2. Раскрыть первые ранние формы верований.

Понятие первобытной культуры. Особенности материальной культуры первобытного общества. Наскальная живопись и миниатюрная скульптура. Звериный стиль. Культ матери. Матриархат и патриархат.

Охарактеризуйте основные понятия, свойственные для обозначения первобытной культуры?




Тема 9. Культура древних цивилизаций Востока. – 2 часа

1. Культура и цивилизация древнего мира.

2. Культура Древней Индии.

3. Культура Древнего Китая.

Цель: Охарактеризовать причину возникновения древних цивилизаций. Определить место древних цивилизаций Востока в становлении человеческой цивилизации.

Задачи:

  1. Показать общие черты древневосточных цивилизаций.

  2. Рассмотреть основные культурные и научные достижения древних цивилизаций.

Значение общественного разделения труда, возникновения города, письменности, государства, собственности, зачатков гражданского общества в становлении первых цивилизаций. Особенность культуры древнеегипетской цивилизации. Монолатризм – культурная композиция. Шумеро-Аккадская культура, основные достижения. Что было характерно для культуры Древней Индии? Ведическая мифология. Учение о душе, карме, сансаре. Китайская культура – древнейшая система. Какие философско-религиозные системы сложились в Древнем Китае? Достижения древнекитайской науки.




Тема 10. Античная культура. – 2 часа

  1. Основные этапы развития культуры античности.

  2. Достижения античной философии.

  3. Римская культура, архитектуры, литературы и науки.

Цель: Определить значение античной культуры как архетипа западной культуры. Определить основные этапы античной культуры.

Задачи:

  1. Показать величие античного мира. Греческая цивилизация.

  2. Рассмотреть особенности культуры Древнего Рима.

Понятие «античность». В чем заключалась роль Древней Греции в культурной эволюции человечества? Достижения греческой культуры. Новый тип цивилизации, основанная на демократии свободном развитии личности. Скульптуры Фидия, Мирона, Поликлета, Праксителя. Акрополь. Трагедии и комедии Эсхила, Софокла, Еврипида. Наука об ораторском искусстве.

Основные этапы в истории Древнего Рима. Храм Пантеон. Амфитеатр Колизей. Сочинения по теории ораторского искусства Цицерона.




Тема 11. Культура средних веков. – 2 часа

  1. Общая характеристика эпохи средневековья.

  2. Развитие западноевропейской культуры средневековья.

3. Ренессанс арабоязычного средневековья.

Цель: Доказать несостоятельность оценки средних веков как времени мракобесия и темноты.

Задачи:

  1. Показать как происходило оформление и развитие христианской церкви.

  2. Обозначить основные особенности средневекового миропонимания.

  3. Выявить причины подъема культуры арабоязычного средневековья.

Основная характеристика эпохи средневековья. Сознание средневекового человека. Деятельность отцов церкви. Достижения в период династии Каролингов. Понятие «романский стиль». Готические соборы.

Какой тип философии был господствующим в эпоху средневековья? Решение вопроса о соотношении веры и разума.

Особенности средневековой культуры на Западе и Востоке. Роль ислама в формировании арабской культуры. Памятники арабоязычной культуры. Расцвет арабоязычной литературы, науки и искусства.




Тема 12. Культура Ренессанса. – 2 часа.

1.Эпоха Возрождения и особенности модели мира.

2. Социальные, материальные и духовные достижения эпохи Возрождения.

3. Реформация как мощное религии озное и социально-политическое движение Возрождения.

Цель: Разъяснить культурологический смысл понятия «Ренессанс». Определить главный смысл эпохи - человек как субъект и объект культуры Ренессанса.

Задачи:

  1. Показать величайшие достижения культуры эпохи Ренессанса.

  2. Рассмотреть причины Реформации и его результаты.

Понятие «Ренессанс». Европейский Ренессанс. Ренессанс в Италии. В чем новизна понимания человека и мира в эпоху Возрождения? Кого называют «титанами» Возрождения? Барокко – направление в искусстве позднего Ренессанса.

Что называют Реформацией? Основные направления Реформации. Основные постулаты протестантизма.




Тема 13. Европейская культура нового времени. – 1 час

1. Эпоха Нового времени.

  1. Просвещение и его особенности.

3. Основные направления в культуре и искусстве XVIII века.

Цель: Анализ особенностей становления европейской культуры Нового времени. Социокультурные основания западной культуры.

Задачи:

  1. Обозначить основные интеллектуальные течения эпохи Просвещения.

  2. Рассмотреть художественные стили эпохи Просвещения.

Просвещение – как мощное идейное течение, основание на убеждении в решающей роли науки и разума в познании. Каковы особенности эпохи первоначального накопления капитала и экспансия западной культуры? Стремление к целостному видению мира. Труды Коперника, Галилея, Кеплера, Декарта, Ньютона. Механистическая картина мира. «Промышленный переворот» в Англии. Расцвет абсолютной монархии.

Основные стили господствовавшие в искусстве XVIII столетия. Французское Просвещение.




Тема 14. Культура Казахстана. Культурные процессы в СНГ и мировая культура ХХ века. 2 часа.

1. Основные этапы истории культуры Казахстана.

2. Древние верования и народные знания казахского народа.

3. Социокультурные особенности становления независимых государств на территории бывшего СССР.

4. Культура и индустриальная цивилизация.

5. Новые формы искусства.

6. Диалог культур Востока и Запада.


Цель: Определить место казахской культуры в мировой цивилизации. Характеристика посттоталитарнного общества как всемирно-исторического явления. Социокультурные особенности становления независимых государств на территории бывшего СССР.

Задачи:

  1. Показать особенность национальной культуры: история и достижения.

  2. Обозначить и осмыслить парадигмы культуры ХХ века, становления общечеловеческой цивилизации и социальных катаклизмов ХХ века Задачи:




Особенность кочевой цивилизации. Характерные черты средневековой культуры Казахстана. Тенгрианское мировоззрение как гармония с природой. В чем заключались народные знания и верования казахского народа? Древние города Казахстана.

В чем заключалось влияние арабо-мусульманской цивилизации на культуру тюркских народов? Религиозная суфийская литература. Древние верования казахов. Культ святых и поклонение предкам – как один из центральных моментов культурного и духовного миропонимания казахского народа, имеющий большое воспитательное значение. Казахский эпос, былины, дастаны.

Становление культуры Казахстана в советский период. Какое место занимает казахская национальная культура в системе мировой цивилизации? Музыкальное искусство Казахстана.

Диалог культур. Евразийский союз как интегральный социокультурный феномен. Новые направление в искусстве. Символизм, импрессионизм, экспрессионизм, футуризм, экзистенциализм.

В чем особенности развития духовной культуры ХХ века?




Итого 20 часов






  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
написать администратору сайта