КАЗАХСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Высшая школа экономики, бизнеса и социальных наук
Кафедра гуманитарных и естественных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Проректор-директор
Высшей школы
Сабыров А.С.
«______» ____________ 2013 г.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
(syllabus)
Наименование дисциплины модуля «История Казахстана. История
национально-освободительных движений второй половины XVIII – начала XX вв.»
Всего ___3__ кредита
Курс ___1___
Семестр _1_________
Лекции __30__ часов
Практические, семинарские__15__ часов
Лабораторные занятия _______ часов
СРСП ___23___ часов
СРС __67__ часа
Рубежный контроль ______2_____
Трудоемкость ____135____ часов
Экзамен ___1___ семестр
А С Т А Н А – 2013 г.
Сведения о преподавателях и контактная информация:
Мухлисов Нурлан Кошкинбаевич, доктор исторических наук, профессор. Кафедра гуманитарных и естественных дисциплин, каб. 442.
Акылбаева Индира Муратовна, кандидат исторических наук, профессор. Кыргызский государственный национальный университет, Аспирантура при КГНУ. Кафедра гуманитарных и естественных дисциплин, каб. 442.
Научно–исследовательские интересы: этносоциальное изучение казахского городского населения.
Владение языками: русский, казахский языки, немецкий язык.
Султангазы Гульмира Жолмагамбетовна, кандидат исторических наук, доцент. Костанайский государственный университет им. А.Байтурсынова. Кафедра гуманитарных и естественных дисциплин, каб. 442.
Научно–исследовательские интересы: Политическая деятельность казахской национальной интеллигенции в начале 20 в..
Владение языками: казахский, русский, немецкий языки.
Нурбаев Жаслан Есеевич кандидат исторических наук, старший преподаватель. Костанайский государственный университет им. А.Байтурсынова. Кафедра гуманитарных и естественных дисциплин каб. 442., тел. 70-30-52
Научно–исследовательские интересы: история религий в Казахстане.
Владение языками: казахский, русский, французский языки.
Пререквизиты:
Для освоения изучаемой дисциплины необходимы знания по всемирной истории, истории Казахстана, философии, географии, историографии, социологии, политологии, этнологии и этнографии. Изучение истории Казахстана позволяет выявить исторические процессы, сформировать этническое сознание, сохранить культуру и традиции и определить свое место во всемирной истории. Исследование исторической ретроспективы национально-освободительного движения в Казахстане и процесса его восприятия, изучения, научного осмысления как со стороны собственно казахского народа, а также представителей иных общественно-политических систем, институтов, научных направлений и школ позволяет создать общую картину истории одной из важнейших страниц исторического прошлого Республики Казахстан.
Описание содержания дисциплины модуля:
С момента обретения независимости Республикой Казахстан перед обществом встала задача освободить отечественную историю от искажений. Одной из актуальных проблем современной социальной и политической истории Казахстана выступают проблемы познания становления и развития государственной независимости и общественно-политической системы Казахстана. В современной научной литературе имеют место неоднозначные по своему содержанию суждения и утверждения по поводу этнической истории, этнической территории, истоков государственности, преемственности в традициях освободительной борьбы в Казахстане. Поэтому одной из серьезных, требующих научного подхода в процессе своего изучения является история освободительных движений эпохи колониализма.
Цель дисциплины:
Раскрыть сущность и взаимообусловленность исторических процессов. Не случайно одна из самых распространенных латинских пословиц гласит: «Historia est magistra vitae» - «История – учитель жизни».
Исследование проблем истории национально-освободительного движения в Казахстане XVIII – начала XX вв. и определении современных научных критериев их изучения.
Задачи дисциплины:
История решает целый ряд задач, без которых невозможно формирование гражданина и специалиста высокой квалификации:
1. гносиологическаяская – дать знания о прошлом Отечества;
2. аксеологическая – сформировать чувство непосредственного участия в истории;
3. праксеологическая – выработать способности самостоятельного анализа и оценки исторических явлений;
4. прогностическая – уметь предвидеть будущие события, определить свои действия. Невозможно быть гражданином Республики Казахстан без знания собственной истории. Чтобы успешно изучать ее необходимо знать основы философии, общей истории, географию, уметь работать с историческими сочинениями, документами;
5. исследовать приоритеты истории и теории освободительного движения казахского народа через ретроспективу борьбы казахского народа за государственную независимость; показать основные исторические факторы народно-освободительного движения XVIII – начала XX вв. в Казахстане посредством анализа особенностей колониализма и общего контекста внешней политики Российской империи.
Предметные компетенции:
Изучение истории Казахстана позволяет студенту выявить исторические процессы, сформировать этническое сознание, сохранить культуру и традиции и определить свое место во всемирной истории. Невозможно быть гражданином Республики Казахстан без знания собственной истории.
Надпредметные компетенции:
Дисциплина модуля «История Казахстана. История национально-освободительных движений второй половины XVIII – начала XX вв.» составляет основу теоретической и общемировоззренческой подготовки студента в соответствии с его специализацией в области национального права.
Тематический план лекционных, семинарских, практических, лабораторных занятий (лабораторный практикум)
Наименование модуля: История Казахстана. История национально-освободительных движений второй половины XVIII – начала XX вв.
Наименование дисциплины модуля: История Казахстана. История национально-освободительных движений второй половины XVIII – начала XX вв.
|
№
тем
|
Лекционные занятия
|
Семинарские, практические занятия
|
Темы и вопросы содержания дисциплины модуля
|
Объем в часах
|
Темы и вопросы содержания дисциплины модуля
|
Объем в часах
|
1
|
Введение в историю Казахстана.
Доисторический период в истории Казахстана.
1.1. Предмет и задачи истории Казахстана. Периодизация и хронология.
1.2. Источники по истории Казахстана.
Историография истории Казахстана.
1.3 Общая характеристика камня. Антропогенез и социогенез.
1.4 Эпоха бронзы. Зарождение номадизма как типа цивилизации.
.
|
2 час
|
Первобытнообщинный строй и племенные союзы эпохи раннего железа на территории Казахстана.
1.1. Археологические памятники эпохи камня и раннего железа.
1.2.Формы хозяйства древних насельников эпохи камня. Первобытное искусство.
1.3. Политическая история раннего железного века. Саки. Усуни, Канглы.
1.4. Гунны в истории Казахстана. Великое переселение народов: причины, этапы, изменения в этнической карте.
|
|
2 час
|
2
|
Племенные союзы и государственные образования эпохи раннего железа.
2.1.Политическая история и общественный строй сакского племенного союза.
2.2. Усуни и кангюи.
2.3. Гунны на территории Казахстана и их место в мировой истории.
2.4. Культура и хозяйство государств раннего железного века.
|
2 час
|
|
|
3
|
Государства раннего средневековья VI – X веков.
Тюркские государства X- XII веков на территории Казахстана.
3.1. История Тюркского и Западнотюркского каганатов
3.2. История тюргешей и карлуков.
3.3. Государство Караханидов и огузов
3.4 Кимекская и кыпчакская государственность.
3.5.Социально-экономические и этнические процессы на территории Казахстана до монгольского нашествия.
|
2 час
|
Тюркские государства 6-13 вв. Казахстан в эпоху монгольского завоевания.
2.1. Памятники тюркской письменности.
2.2. Материальная культура тюркского периода.
2.3. Распространение ислама в Казахстане. Завоевание арабами Южного Казахстана.
2.4.Образование улусов сыновей Чингисхана.
2.5.История Золотой Орды.
2.6.Послемонгольские государства на территории Казахстана.
|
2 час
|
4
|
Казахстан в период монгольской империи (XIII век).
4.1.Завоевание монголами территории Казахстана. Формирование улусной системы.
4.2. История Улуг-Улуса и Ак-Орды.
4.3.Могулистан и Ногайская Орда.
4.4. Ханство Абулхаира.
|
2 час
|
|
|
5
|
Образование казахской народности и казахского ханства.
5.1. Исторические предпосылки и этапы образования казахской народности. Этноним «казак»
5.2. Казахские жузы.
5.3.Образование и возвышение казахского ханства. Проблемы истории начального этапа Казахского ханства.
5.4. Возвышение и упрочение Казахского ханства в XVI веке.
|
2 часа
|
Образование казахской народности и Казахского ханства.
3.1. Процесс этнической интеграции племенных союзов. Жанибек и Керей - основатели Казахского ханства.
3.2. Взаимоотношения казахских владетелей и шейбанидов.
3.3. Укрепление государственности Казахского ханства при Касыме.
|
2 часа
|
6
|
Казахское ханство в XVII-начале XVIII веков.
6.1.Внешнеполитическое положение Казахского ханства в XVII-начале XVIII веков.
6.2. Политическая история Казахского ханства XVII-начала XVIII веков.
6.3. Освободительная война казахского народа против джунгарской агрессии.
6.4. Культура казахов XVI-начала XVIII веков.
|
2 час
|
|
|
7
|
Казахстан в составе Российской империи.
7.1.Начало вхождения Казахстана в подданство России. Ход переговоров, их итоги.
7.2. Колониальные мероприятия: правовое обеспечение и практика.
7.3. Внутренняя и внешняя политика Аблай-хана.
7.4. Военно-политическое наступление России в конце XVIII века.
|
2 часа
|
Казахстан в составе Российский империи.
4.1. Казахско-русские отношения.
4.2. Освободительная борьба казахов против джунгар.
4.3. Усиление центробежных тенденций в политическом развитии Казахского ханства.
4.4. Ход переговоров о подданстве. Оппозиция части казахских ханов и родоправителей Абулхаир-хану.
4.5. Кризис ханской власти после смерти Аблая. 4.6. Строительство крепостей, городов, военных линий.
4.7. Научное изучение Казахстана
|
2 часа
|
8
|
Казахстан в первой половине XIX века.
Политическое и социально-экономическое развитие Казахстана во второй половине XIX века.
8.1.Изменения в политическом, экономическом, социальном строе Казахстана в первой половине XIX века.
8.2. Уставы 1822 и 1824 годов.
8.3.Завершение присоединения Казахстана к России. Реформы 1867-1868 гг. в Казахстане: их содержание и цели. Реформы 1886, 1891 гг.
8.4.Переселенческое движение на территорию Казахстана.
8.5.Экономика Казахстана во второй половине 19 века: а) казахский аул; б) промышленность, ремесленное производство, промыслы; в) развитие транспортных сетей; г) торговля; д) города и их роль.
|
2 часа
|
Национально-освободительные движения XIX века.
5.1. Восстание С.Датова.
5.2. Восстание И.Тайманова и М.Утемисова в Букеевской Орде.
5.3.Национально-освободительное движение Кенесары Касымова.
5.4. Восстания Жанхожи Нурмухамедова и Есета Котибарова
5.5. Протестные движения Марала Кулманова, Тайшыка, Ахмета, Садыка Кенесариных.
5.6. Национальные движения в Тургайской, Уральской областях и на Мангыстау.
|
2 часа
|
|
|
|
9
|
Национально-освободительные движения XIX века.
9.1. Народное восстание в Букеевском ханстве 1836-1838 годы под предводительством И. Таиманова и М. Утемисова.
9.2. Национально-освободительное движение под руководством Кенесары Касымова (1837-1847гг.)
9.3 Восстания Жанхожи Нурмухамедова (1856-1857 гг.) и Есета Котибарова (1858-1869 гг.)
9.4 Национальные движения в Тургайской, Уральской областях (1869) и на Мангыстау (1870).
|
2 часа
|
|
|
10
|
Социально-экономическое и общественно-политическое развитие Казахстана в начале ХХ века.
10.1. Социально-экономическое развитие Казахстана в начале ХХ века, столыпинские реформы. Национально-освободительные движения 1916 г.
10.2. Общественно-политическая ситуация в Казахстане накануне и в период революций 1917 года.
10.3. Движение «Алаш» и деятельность правительства «Алаш-Орда».
|
2 часа
|
Политическая история Казахстана начала ХХ в.
6.1. Национально-освободительное движение 1916 года
6.2. Формирование и политическая деятельность либеральной казахской интеллигенции.
6.3. Развитие политической прессы в Казахстане.
6.4. Первый Всеказахский съезд. Программа партии «Алаш».
6.5. Второй Всеказахский съезд. Образование автономии. История автономии «Алаш-Орда».
|
2 часа
|
11
|
Казахстан в годы установления Советской власти
11.1.Казахстан в годы гражданской войны.
11.2.Образование деятельность Кирревкома.
11.3.Образование Казахской АССР.
11.4. Общественно-политическая ситуация в Казахстане в 20-е годы ХХ века.
|
2 часа
|
|
|
12
|
Казахстан в годы НЭПа, индустриализации и коллективизации.
12.1. Политика НЭПа в Казахстане, ее результаты. Земельно-водные реформы.
12.2. Национально-территориальное размежевание Казахстана и Средней Азии.
12.3. Индустриализация в Казахстане.
12.4. Коллективизация сельского хозяйства и Культура Казахстана 20-30-х гг..
12.5. Массовые репрессии 20-30-х гг. ХХ века и их последствия.
|
2 часа
|
Массовые репрессии в Казахстане. Создание системы концентрационных лагерей.
7.1.Репрессии против общественно-политических деятелей 20-40-е гг.
7.2. Репрессии против крестьянства.
7.3. Создание концлагерей, последствия репрессий.
|
1 час
|
13
|
Казахстан в годы Великой Отечественной войны и послевоенное развитие Казахстана.
13.1.Участие казахстанцев в боях Великой Отечественной войны, партизанском движении.
13.2.Реорганизация экономики. Прием эвакуированного населения, предприятий.
13.3.Экономическое развитие Казахстана в 1946-1964 годах. Освоение целинных земель.
13.4.Обществено-политическое развитие Казахстана в 1946-1964 годах.
13.5..Развитие культуры, образования, науки.
|
2 час
|
|
|
14
|
Казахстан в 1964-1991 гг.
14.1.Реалии экономического развития: стагнация, нарастание кризисных явлений
14.2.Основные тенденции социально-культурного развития
14.3.Политика перестройки, ее воплощение в Казахстане (1985-1991 гг.).
14.4. Декабрьские события 1986.
|
2 час
|
Казахстан в 50-80-е годы ХХ века.
8.1.Попытки реформирования экономической и политической жизни в 50-60-е годы ХХ века.
8.2. Причины экономического и политического кризиса 70-80-х годов.
8.3. Декабрьские события 1986 года – случайность или закономерность?
|
1 час
|
15
|
История независимого Казахстана.
15.1. Этапы становления независимости Казахстана.
15.2. Политические и социально-экономические реформы 1991-2013 гг.
15.3. Внешняя политика. Республики Казахстан.
|
2 час
|
Казахстан – суверенное государство.
9.1. Этапы становления государственности и суверенитета Республики Казахстан.
9.2. Внутренняя и внешняя политика современного Казахстана.
|
1 час
|
|
Всего
|
30
|
|
15
|
|