Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

философия. 6 Философские проблемы бытия. Основные формы бытия и их соотношение. 1



Скачать 189.06 Kb.
Название 6 Философские проблемы бытия. Основные формы бытия и их соотношение. 1
Анкор философия.docx
Дата 03.05.2017
Размер 189.06 Kb.
Формат файла docx
Имя файла философия.docx
Тип Документы
#6623
страница 1 из 9
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Оглавление


6 Философские проблемы бытия. Основные формы бытия и их соотношение. 1

Сознание как высшая форма отражения. Структура сознания. Индивидуальное и общественное сознание. 3

Познание как взаимодействие двух систем – субъекта и объекта. Основные гносеологические операции. Социокультурная природа познания. 4

Научное познание, его специфические признаки. Научное познание и вненаучное (обыденное, художественное, религиозное). 6

Истина: понятие и основные концепции. Объективность, относительность и абсолютность истины. Истина, заблуждение, ложь, Критерии истины. 6

Понятие общества. Специфика социального познания. 7

Природа и общество, их взаимодействие. Экологические проблемы современности и пути их решения 7

Культура и цивилизация. Перспективы развития на рубеже тысячелетия. 12

Человек, личность и общество..нашла 3 варианта 14

Философия, ее предмет и функции. Структура и специфика философии. Взаимосвязь философии и частных наук. 17

Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения. 19

Особенности античной философии. Учение о микро- и макрокосмосе. 21

Объективный идеализм Платона. Теория идей. 29

Философское учение Аристотеля. 30



6 Философские проблемы бытия. Основные формы бытия и их соотношение.



Бытие Философск.проблемы Б.Основные формы Б. Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия — одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы. Каково же содержание философской категории "бытие"? Для ее раскрытия можно выделить ряд положений: окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть; окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе; материя и дух — единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть. Данные положения (признаки) обобщаются понятием субстанции — самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя. Таким образом, бытие - это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее. . Основными формами бытия являются: материальное бытие — существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира; идеальное бытие — существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия; человеческое бытие - существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире; социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества. Среди бытия также выделяются: ноуменальное бытие (от слов "ноумен" — вещь сама по себе) — бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны; феноменальное бытие (от слова "феномен" - явление, данное в опыте) — кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект. Практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и феноменальное бытие совпадают. Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие — полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Небытие — состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему. Проблема соотношения бытия и небытия рассматривается как исходная философская проблема . Центральный вопрос этой проблемы: что служит началом и основанием мира — бытие или небытие.
Онтология как учение о бытии разрабатывалась и разрабатывается в двух формах: объективного бытия и субъективного бытия. В осмыслении того, что такое бытие в истории философской мысли выделились две тенденции - материалистическая и идеалистическая.

Разными видами форм реальности выступают материальное бытие, идеальное бытие, бытие человека и социальное бытие. Материальное бытие - это бытие природы, ее состояний, явлений и процессов; это мир вещей, созданных человеком. Идеальное бытие порождено интеллектуальной деятельностью человека. Это мир человеческих мыслей и идей, это феномены личного и общественного сознания. Бытие человека представляет собой субъективную реальность - тот внутренний мир, который он сам создает, - а также все то, с чем он взаимодействует: природные и социальные условия его жизни, отношения с другими людьми, те идеи, которые "витают в воздухе". Социальное бытие включает в себя как индивидуальное бытие человека в обществе и историческом процессе, так и общественное бытие.

Каждая из основных форм бытия в человеческом опыте предстает в виде конкретных типов бытия: механического, физического, химического, биологического, социального. Бытие соотносится с ничто. Бытие и ничто не существуют друг без друга. Ничто - это отсутствие, небытие конкретного сущего. Ничто как абсолютное небытие является ключевой категорией лишь объективно-идеалистических систем онтологии, в то время как материалистическая философия, которая утверждает неуничтожимость материального мира, отрицает чистое несуществование, абсолютное небытие.

7.Понятие материи. Основные формы и свойства материи.
1)       Понятие материи. Основные формы и свойства материи.

Материя (материальное бытие) Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие. В философии существует несколько подходов к понятию (категории) "материя": 

• материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы — дух, человек, общество — порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;

• объективно-идеалистический подход — материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа; 

• субъективно-идеалистический подход - материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен — кажущееся явление, "галлюцинация") субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа; 

• позитивистский — понятие "материя" ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования. В современной российской науке, философии (как и в советской) утвердился материалистический подход к проблеме бы- тия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия - дух, человек, общество - проявления материи и производны от нее. Элементами структуры материи являются: 

• неживая природа; 

• живая природа; 

• социум (общество). 

3. Характерными чертами материи являются: 

• наличие движения; 

• самоорганизация; 

• размещенность в пространстве и времени; 

• способность к отражению. 

Движение - неотъемлемое свойство материи. Выделяются: 

• механическое движение; 

• физическое движение; 

• химическое движение; 

• биологическое движение; 

• социальное движение. 

Движение материи: 

• возникает из самой материи 

• всеобъемлюще (движется все: отталкиваются и притягиваются атомы,; идет постоянная работа живых организмов. 

Движение также может быть: 

• количественным - перенос материи и энергии в пространстве; 

• качественным — изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств. 
Материя имеет способность к самоорганизации — созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Учение о самоорганизации материи получило название синергетики. Крупным разработчиком синергетики являлся русский, а затем бельгийский философ И. Пригожин. Материя имеет расположение во времени и пространстве. 


По поводу расположенности материи во времени и пространстве философами выдвигалось два основных подхода: 

• субстанциональный; 

• реляционный. 

Сторонники первого — субстанционального (Демокрит, Эпикур) — считали время и пространство отдельной реальностью.Сторонники второго — реляционного (от лат. relatio — отношение) (Аристотель, Лейбниц, Гегель) — воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. Четвертым базовым свойством материи (наряду с движением, способностью к самоорганизации, размещенности в пространстве и времени) является отражение. Отражение - способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным доказательством отражения является наличие следов (одного материального объекта на другом материальном объекте) — следы человека на грунте, следы грунта на обуви человека, царапины, эхо, отражение предметов в зеркале, гладкой поверхности водоема. Особый вид отражения - биологический, который включает в себя стадии: 

• раздраженности; 

• чувствительности: 

• психического отражения. 

Высшим уровнем (видом) отражением является сознание. Согласно материалистической концепции сознание — это способность высокоорганизованной материи отражать материю.
Мате́рия -философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).

Универсальными свойствами материи являются:

         несотворимость и неуничтожимость

         вечность существования во времени и бесконечность в пространстве

         материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие

         детерминированность всех явлений

         причинность — зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий

         отражение — проявляется во всех процессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы — абстрактного мышления

Универсальные законы существования и развития материи:

         Закон единства и борьбы противоположностей

         Закон перехода количественных изменений в качественные

         Закон отрицания отрицания

Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи:

         физическая;

         химическая;

         биологическая;

         социальная;

         механическая.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
написать администратору сайта