Главная страница
Навигация по странице:

Учебнометодическое пособие по лыжной подготовке предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 Физическая культура



Скачать 234.5 Kb.
Название Учебнометодическое пособие по лыжной подготовке предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 Физическая культура
Анкор Lyghnaya-podgotovka-v-schkole.doc
Дата 24.04.2017
Размер 234.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Lyghnaya-podgotovka-v-schkole.doc
Тип Учебно-методическое пособие
#2761
страница 2 из 5
1   2   3   4   5

Вводные уроки проводятся в каждом классе в начале занятий лыжной подготовкой. На вводных уроках учитель знакомит уча­щихся с содержанием и требованиями раздела лыжной подготов­ки в данном классе, сообщает теоретические сведения, предусмот­ренные программой, одновременно выявляет особенности класса и координационную и физическую готовность школьников к ос­воению нового учебного материала. Часть этих задач решается во время беседы в классе, однако превращать весь урок в теоретиче­ское занятие нецелесообразно. Продолжительность такой беседы в различных классах обычно не превышает 15 мин. Поэтому очень важно использовать это время с максимальной продуктивностью, что требует от учителя тщательной подготовки. Сообщение тео­ретических сведений и рассказ о задачах лыжной подготовки должны быть максимально краткими и точными. Оставшееся от вводной беседы время необходимо использовать на практические занятия на лыжах. В первом классе эту часть урока целесообразно провести в спортивном зале или в другом просторном помеще­нии, где необходимо ознакомить школьников с лыжным инвента­рем, надеванием лыж и их переноской. Оставшееся время от пер­вого урока ученики используют для свободного передвижения по учебному кругу. Учителю очень важно в это время оценить степень подготовленности учеников, уровень владения лыжа­ми, так как вполне возможно, что большая часть из них уже каталась на лыжах в дошкольном возрасте. В других классах школьники по заданию учителя передвигаются по кругу с ис­пользованием лыжных ходов, изученных в предыдущих клас­сах. Это дает возможность учителю оценить подготовленность учащихся, учесть это и при необходимости внести соответст­вующие коррективы в планирование учебного материала на предстоящую четверть.

Учебные уроки имеют своей задачей изучение нового материа­ла.

Они проводятся преимущественно в начальных классах, зна­чительно реже в IV-VIII классах, так как в них помимо нового материала уже включаются совершенствование ранее изученных способов передвижения, а также упражнения на развитие физиче­ских качеств. Для решения этой важнейшей задачи необходимо очень тщательно спланировать учебный материал в зависимости от уровня подготовленности учеников.

В I—III классах в начале лыжной подготовки обычно прово­дятся 1-2 учебных урока, целиком посвященные изучению нового материала, а затем в связи с изменением задач (включается уже повторение и совершенствование) планируются другие типы уро­ков.

В старших классах содержание нового материала по лыжной подготовке невелико, поэтому учебные уроки там не планируются.

Тренировочные уроки чаще всего проводятся в старших клас­сах.

В начальных школах такие уроки не проводятся, а в средних классах встречаются крайне редко. В школьной программе для IX-XI классов в раздел «Лыжная подготовка» включено очень мало нового учебного материала, поэтому основная задача, кото­рая ставится на этих уроках, - развитие физических качеств сред­ствами лыжного спорта. Учитель, планируя материал, должен об­ратить внимание, прежде всего на развитие такого жизненно важ­ного физического качества, как общая выносливость, а также быстроты и скоростной выносливости. В ходе тренировочных уро­ков осуществляется планомерная подготовка к сдаче учебных нор­мативов и подготовка к участию в соревнованиях по лыжному спорту. Развитие физических качеств осуществляется методами спортивной тренировки. На уроках в основном применяются сле­дующие методы: равномерный - в первую очередь для развития общей выносливости; повторный - в основном для развития быст­роты; переменный - для развития скоростной выносливости. Ин­тервальный метод тренировки в школьных уроках, как правило, не используется. Учитывая то, что время школьного урока ограниче­но, следует отдать предпочтение повторному и переменному мето­дам тренировки. При использовании этих методов интенсивность передвижения на лыжах значительно выше, что повышает нагрузку и моторную плотность урока и позволяет более продуктивно ис­пользовать время урока. Длительное равномерное передвижение на лыжах играет важную роль в развитии общей выносливости, но ограниченное время урока не позволяет в полной мере использо­вать этот метод. Он включается в младших классах впервые уроки, в начале лыжной подготовки - в V-VIII классах, а более интен­сивная нагрузка повторным и переменным методами планируется на последующих уроках в зависимости от подготовленности школьников. Общая выносливость в определенной мере повыша­ется и при развитии других качеств этими методами.

Заметное влияние на развитие общей выносливости оказывает и общая плотность урока, поэтому учитель в старших классах должен из­бегать длительных пауз и объяснений, тем более что объем нового учебного материала очень мал. Необходимость сокращения объ­яснений диктуется и внешними условиями при проведении уроков лыжной подготовки (ветер, низкие температуры и т.д.).

Тренировочные уроки широко применяются и во внеклассной работе по лыжному спорту при проведении занятий в школьной секции. Общая продолжительность отдельного занятия и их ко­личество в неделю в школьной секции планируются в зависимости от возраста и подготовленности школьников (существуют специ­ально разработанные нормы нагрузки). Это позволяет использо­вать все методы тренировки, планомерно развивая у школьников физические качества.

Смешанные уроки по лыжной подготовке получили широкое распространение во всех классах. На этих уроках решаются самые разнообразные задачи обучения, совершенствования техники спо­собов передвижения на лыжах, развития физических качеств и те­кущего контроля за освоением учащимися учебного материала. В связи с тем, что в одном уроке могут использоваться самые раз­нообразные средства и методы обучения и развития физических качеств, то, например, могут стоять такие задачи: изучение ново­го способа поворота в движении и совершенствование какого-либо хода; изучение нового хода и развитие скорости передвиже­ния; совершенствование двух ранее изученных ходов и развитие выносливости; изучение нового хода и текущий учет успеваемости по освоенному на предыдущих уроках повороту; совершенствова­ние техники ходов и прием учебных нормативов и другие разно­образные сочетания.

Контрольные уроки проводятся в конце всех уроков по лыж­ной подготовке с целью подведения итогов и учета успеваемости. На этих уроках в первую очередь принимаются учебные нормати­вы по дистанциям. Оценка за технику выполнения отдельных спо­собов передвижения может быть выставлена как на контрольном уроке, так и в ходе других уроков (текущий учет успеваемости). Итоговая оценка по лыжной подготовке выставляется в конце четверти после приема учебных нормативов.

Структура урока лыжной подготовки в школе, несмотря на большое многообразие задач, применяемых методов и разнообра­зие содержания, остается постоянной и соответствует общеприня­той в отечественной системе физического воспитания. Урок по лыжной подготовке и лыжному спорту в школе состоит из трех взаимосвязанных частей: вводно-подготовителъной, основной и за­ключительной.

Вводно-подготовительная часть урока. Такое название более точно соответствует задачам и содержанию первой части урока. Здесь решаются вопросы начальной организации школьников, ознакомления их с предстоящей работой. Кроме этого, проводится постепенная функциональная подготовка организма учащихся к повышенным нагрузкам в основной части урока, осуществляется психологическая настройка школьников на сознательное и актив­ное овладение техникой способов передвижения на лыжах. От чет­кой организации вводно-подготовительной части урока во многом зависят эффективность обучения и качество всего урока в целом. Дежурный в начале урока выстраивает класс с лыжами и отдает рапорт учителю о готовности класса и количестве отсутствующих учеников. После этого учитель в доступной для данного возраста форме сообщает школьникам задачи и содержание урока.

В старших классах задачи урока излагаются в точных форму­лировках, записанных в конспекте учителем, и в терминологии, принятой в лыжном спорте. Учащиеся должны не только овладеть способами передвижения на лыжах, но и уметь точно их назвать.

Перед строем учитель может сообщать и теоретические сведения, предусмотренные школьной программой. Затем переходят к практическим действиям.

В содержание вводно-подготовительной части урока могут быть включены строевые упражнения с лыжами и на лыжах, переход без лыж или передвижение на лыжах к месту занятий (последнее зави­сит от местных условий). Подготовка мест занятий, укатывание склона и прокладка лыжни учебного круга также могут входить в содержание этой части урока. Передвижение на лыжах к месту за­нятий осуществляется со слабой и в конце со средней интенсивно­стью.

Именно в это время проходит подготовка организма к более интенсивной работе в основной части урока.

Продолжительность вводно-подготовительной части во мно­гом зависит от расположения мест занятий. В сельских школах обычно такой проблемы не возникает, места занятий чаще всего расположены рядом со школой, а в городских школах занятия проводятся в близлежащих скверах и парках. Если при переходе к местам занятий приходится пересекать улицы или дороги с интен­сивным движением, учитель обязан обеспечить безопасность пе­рехода. Такие участки преодолеваются строем с лыжами в руках.

С учениками младших классов уроки можно проводить на при­школьной площадке участка с тем, чтобы избежать более или менее длительных переходов. Обычно время вводно-подготовительной части достигает 8-12 мин. В ходе данной части можно решать и образовательные, а чаще и воспитательные задачи, но это не должно мешать функциональной подготовке («разогреву») и пси­хологической настройке школьников на выполнение основных задач урока.

Основная часть урока. Главные задачи этой части урока - обра­зовательные. Происходит обучение школьников новым способом передвижения на лыжах и развитие физических качеств средствами лыжного спорта. Основная часть урока строится по следующей схеме: вначале обычно повторяется материал предыдущего урока.

Повторение, как правило, занимает не более 3-5 мин. В отдельные уроки время, отводимое на это, может быть увеличено и до 15 мин. Следует отметить, что в этом случае происходит не только повто­рение, но и дальнейшее совершенствование способов передвиже­ния на лыжах. Общая продолжительность в этом случае зависит от характера повторяемого материала, а также от задач и типа урока. Например, в VI классе перед изучением поворота упором необходимо повторить одноименное торможение, а в VIII классе, приступая к освоению попеременного четырехшажного, целесо­образно повторить скользящий шаг и т.п.

Закончив повторение, приступают к решению важнейших за­дач основной части урока - изучению новых способов передвиже­ния на лыжах, предусмотренных программой для данного класса и рабочим планом учителя. В системе уроков и на каждом кон­кретном уроке очень важно определить последовательность изу­чения основных способов передвижения на лыжах и упражнений, направленных на развитие физических качеств, с тем, чтобы мак­симально использовать положительный перенос навыков в обуче­нии (или хотя бы нейтрализовать отрицательный перенос). Кроме этого необходимо учитывать совместимость и последователь­ность развития физических качеств в одном уроке.

Обучение, а точнее, главная задача урока всегда должны ре­шаться на фоне оптимального возбуждения центральной нервной системы, т.е. сразу после окончания вводно-подготовительной час­ти.

В том случае, когда на уроке ставятся задачи совершенствова­ния техники способов передвижения, непосредственно не связанные структурой движений с новым материалом, вначале изучают новые и более сложные ходы или повороты в движении, а закрепление и совершенствование проходят в конце основной части.

Развитие физических качеств всегда лучше проводить после обу­чения и совершенствования техники. Вопросы сочетания в разви­тии отдельных физических качеств тоже необходимо предусмотреть в зависимости от их совместимости. Лучше, если развитие скорости и выносливости будет запланировано на разные уроки, но в случае совмещения этих качеств в одном уроке вначале включают упраж­нения на развитие скорости, а в конце урока - выносливости.

В каждый урок включаются занятия на учебном склоне, где изучаются спуски, торможения и повороты в движении. Очень важно обучение способам ходов чередовать с изучением горно­лыжной техники. Такое сочетание уменьшает психологическое утомление от однообразной и монотонной работы на учебной площадке, повышает эмоциональность урока и способствует более быстрому и прочному усвоению и тех и других упражнений. Если позволяет время урока, то целесообразно такую смену (учеб­ная площадка - склон) повторить дважды. Известно, что ученики, хорошо владеющие спусками со склонов, быстрее осваивают и тех­нику лыжных ходов. Разнообразить основную часть урока можно играми и игровыми заданиями.

Количество времени, отводимого на эти упражнения, зависит от возраста учащихся (в младших классах больше), от задач урока и условий проведения.

Игровые упражнения следует подбирать так, чтобы они спо­собствовали совершенствованию техники и развитию физиче­ских качеств. Однако не следует, и перегружать урок играми нельзя превращать основную часть в чисто развлекательное ме­роприятие. В этом случае будет страдать образовательная сто­рона урока.

В основную часть можно включать и упражнение соревнова­тельного характера. Например, развитие скорости повторным ме­тодом можно провести в виде эстафет на коротких отрезках, раз­бив учащихся по силам на несколько команд. При равенстве сил созданные команды можно закрепить и на все последующие уроки.

Общее время основной части урока обычно составляет 25-35 мин в зависимости от перечисленных факторов - задач, содержания, методов проведения и т.д.

Заключительная часть урока. Основная задача этой части - приведение организма школьников в оптимальное функциональ­ное состояние для дальнейшей школьной деятельности, а также подведение итогов урока (краткий разбор). Кроме того, здесь да­ются задания на дом. Продолжительность этой части урока обыч­но 4-5 мин (в младших классах чуть больше). В заключительной части урока необходимо постепенно снизить нагрузку, чтобы снять возбуждение, возникшее с интенсивной работой на развитие фи­зических качеств (этим обычно заканчивается основная часть урока). Для этого включают спокойное передвижение на лыжах от места занятий к школе. Организованное построение завер­шает урок, что особенно важно в младших и средних классах (приучает к дисциплине и порядку). В теплую погоду (при не­большом морозе) построение можно провести и на улице, в хо­лодную лучше это сделать в помещении - коридоре или спор­тивном зале. Учитель, подводя итоги урока, делает замечания, отмечает наиболее общие ошибки или недостатки и дает задание на дом. Задание на дом по закреплению и совершенствованию техники способов передвижения на лыжах, изученных на уроке, можно дать всему классу, группе учеников (при одинаковых ти­пичных недостатках в технике) или отдельным ученикам (исправ­ление индивидуальных ошибок).

Закончив урок, учитель организованно ведет школьников на лыжную базу или в кладовую для сдачи инвентаря. Затем ученики переодеваются и готовятся к следующему уроку. В связи с тем, что продолжительность урока невелика (учитывая сложные организа­ционные моменты), для подготовки и завершения его необходимо использовать время перемен между уроками.

В зависимости от задач, типа урока, условий и места проведе­ния, возраста и подготовленности учащихся продолжительность отдельных частей урока может значительно изменяться. При про­ведении уроков лыжной подготовки организационные трудности всегда больше, чем при других видах спорта. Даже при образцо­вой организации много времени уходит на переодевание, получе­ние и сдачу лыж, подгонку креплений и т.д. Продолжительность урока лыжной подготовки в школе 45 мин. В младших и средних классах сдваивать уроки (до 90 мин) не рекомендуется.

В старших классах требуется больше времени на развитие физи­ческих качеств, и получить оптимальную нагрузку в течение 45 мин для достижения высокого тренировочного эффекта практически невозможно. Поэтому практикуется проведение одного урока в не­делю продолжительностью 90 мин. Однако в таком случае страдает непрерывность учебно-тренировочного процесса, недельный пе­рерыв почти полностью снимает достигнутый сдвиг в функцио­нальной подготовке. Решение этой проблемы возможно только при выполнении старшеклассниками домашних заданий для са­мостоятельных занятий (индивидуальных или групповых) хотя бы еще один раз в неделю. Даже выполнение простейшего задания - передвижение на лыжах в равномерном темпе для развития вы­носливости - позволит более успешно решать задачи лыжной подготовки. Такое задание ученики могут выполнить и без кон­троля со стороны учителя.

В тех школах, где есть возможность оптимально планировать расписание, целесообразно проводить уроки по лыжной подго­товке в одном и том же плане через 2-3 дня. Планирование уро­ков во многом зависит и от местных условий в зимнее время. Зим­ний световой день короток, и это требует или изменения расписа­ния уроков, или наличия освещенной лыжни (в парке, сквере). Наиболее эффективно проведение уроков лыжной подготовки в младших классах - третьим по расписанию днем, а в IV-VIII клас­сах - третьими, четвертыми.

Вместе с тем проведение уроков пер­выми или последними в расписании позволяет учителю частично решить вопрос об увеличении времени урока за счет более раннего (на 15-20 мин) начала первого урока и окончания последнего.

Объем и интенсивность нагрузки на уроках лыжной подготовки во многом влияют на эффективность обучения и на уровень развития физических качеств у школьников. Недостаточный объем, и ин­тенсивность будут сдерживать развитие функциональной подго­товленности школьников, и, наоборот: при чрезмерном повышении этих показателей возникает опасность перегрузки учащихся.

На уроках лыжной подготовки используются следующие прие­мы регулирования нагрузки: изменение числа повторений при про­хождении отрезков повторным методом; чередование и последо­вательность применения различных способов передвижения на лыжах; смена рельефа местности, крутизны и длины склонов при изучении горнолыжной техники и способов преодоления подъе­мов; изменение интервалов отдыха (или снижения интенсивности) между повторными прохождениями отрезков учебных кругов или общего времени передвижения на лыжах; чередование передвиже­ния по лыжням различной подготовленности (мягкая, твердая, по целине) и т.д. При проведении игр на лыжах нагрузка, помимо указанных способов, может регулироваться путем изменения чис­ла играющих, а при проведении эстафет - и количеством участни­ков в командах (при многократном прохождении этапов).

На уроках лыжной подготовки интенсивность передвижения по­рой оказывает большее влияние, чем общий объем нагрузки (объем практически ограничен временем урока), на учащегося и эффектив­ность процесса обучения. Поэтому подходить к планированию ин­тенсивности передвижения и к контролю за данным показателем следует очень внимательно, так как от интенсивности зависит не только качество учебного процесса, но и общий оздоровительный эффект уроков лыжной подготовки. Интенсивность планируют и оценивают по скорости передвижения. Однако в различных усло­виях скольжения скорость может значительно меняться, поэтому более объективно можно судить об интенсивности работы по час­тоте сердечных сокращений (в конце отрезка - при повторной ра­боте или в момент окончания передвижения на лыжах).

В целом, планируя объем и интенсивность передвижения уча­щихся на уроках лыжной подготовки, следует исходить из постав­ленных задач, пола, возраста и подготовленности школьников. В ходе урока кривая изменения нагрузки постепенно повышается и достигает высших показателей, как по объему, так и по интенсивно­сти примерно в третьей четверти урока (на 25-35 мин). Однако в зависимости от задач урока и его места в расписании повышение на­грузки может быть спланировано и на середину урока. Например, в тренировочном уроке при развитии скорости или скоростной вынос­ливости, когда интенсивность высока, требуется больше времени для восстановления учеников. В этом случае пик нагрузки приходится на середину урока, а заканчивается урок более длительным, чем обычно, спокойным передвижением. Уроки по лыжной подготовке всегда заканчиваются передвижением со сниженной интенсивностью с той целью, чтобы привести школьников в более спокойное состояние перед началом следующего урока.
1   2   3   4   5
написать администратору сайта