Навигация по странице:
|
Старенченко-Творческие способности. Учебнометодическое пособие содержание Предисловие Психология творческих способностей
Ю.Л.Старенченко
ЧАСТЬ I
ДИАГНОСТИКА И АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Учебно-методическое пособие
СОДЕРЖАНИЕ:
Предисловие
1. Психология творческих способностей
2. Методы активизации творческих способностей
3. Методики диагностики творческих способностей
Заключение
ПРЕДИСЛОВИЕ
В самом названии специальности “Связи с общественностью” социальная среда выделена в качестве основного поля деятельности СО-менеджера, что требует от последнего глубоких социально-психологических знаний и хороших коммуникативных навыков.
Определенные должностные обязанности, предполагающие знание и выполнение данным специалистом целого набора технологически разработанных действий, позволяют сделать вывод о наличии своеобразной технологической среды СО-деятельности.
Кроме того, высококлассный СО-специалист – это всегда творческая личность, умеющая создавать и использовать в своей деятельности креативную среду, т.е. находить нестандартные решения, изобретать новые технологии и пр. Именно поэтому изложение учебного курса “Психология массовой коммуникации” открывает предлагаемое читателю учебно-методическое пособие, посвященное проблеме творческих способностей.
В пособии достаточно кратко сформулированы условия создания креативной среды, рассмотрены составляющие творческого мышления и способы их активизации, представлены некоторые методики диагностики и тренировки творческих способностей.
1. ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Существует множество научных подходов к проблеме исследования творческих способностей [3, 4, 5, 8, 9, 13, 18, 21]. Суммируя результаты многочисленных научных изысканий, можно сделать следующие выводы о психологии креативности и связи ее с общими интеллектуальными способностями:
Интеллектуальная одаренность является лишь одним из условий творческой активности личности, причем основную роль в активации творческой деятельности играют мотивация, ценности и личностные черты (т.н. креативный тип личности).
Творческие способности являются независимым от интеллекта фактором. В частности, Э.Торренс в теории “интеллектуального порога” соотносит эти факторы следующим образом: если IQ ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, если IQ выше 120, творческая способность становится независимой величиной, т.е. нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью [9, 10].
Творческий тип личности можно охарактеризовать следующими критериями [5, 14, 17]:
умением увидеть и распознать творческую проблему
(ВНИМАТЕЛЬНОСТЬЮ);
умением увидеть в проблеме как можно больше сторон и связей
(РАЗНОСТОРОННОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ);
умением отказаться от типичной точки зрения и принять другую (ГИБКОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ);
стремлением отказаться от шаблона или группового мнения
(ОРИГИНАЛЬНОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ);
способностью к множественной перегруппировке идей и связей
(ВАРИАТИВНОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ);
способностью к анализу творческой проблемы как системы
(КОНКРЕТНОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ);
способностью к синтезу творческой проблемы как системы
(АБСТРАКТНОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ);
чувством организационной стройности и идейной целостности
(ЧУВСТВОМ ГАРМОНИИ);
неконформностью оценок и суждений даже под давлением
(НЕЗАВИСИМОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ);
восприимчивостью ко всему новому и необычному
(ОТКРЫТОСТЬЮ ВОСПРИЯТИЯ);
конструктивной активностью в неопределенных ситуациях
(ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ).
-
Потребность в творчестве возникает в том случае, когда оно нежелательно или невозможно из-за внешних обстоятельств, т.е. сознание в этой ситуации провоцирует активность бессознательного. Таким образом, сознание в творчестве пассивно и лишь воспринимает творческий продукт, а бессознательное активно порождает творческий продукт. Отсюда творческий акт является слиянием логического (анализ-синтез в процессе воображения) и интуитивного (инсайт) уровней мышления.
Психическая жизнь личности – это процесс смены двух форм внутренней и внешней активности: творчества и деятельности. При этом деятельность целесообразна, произвольна, рациональна, сознательно регулируема, побуждается определенной мотивацией и функционирует по типу отрицательной обратной связи: достижение результата завершает этап деятельности. Творчество же спонтанно, непроизвольно, иррационально, не поддается регуляции со стороны сознания, оно мотивируется отчуждением человека от мира и функционирует по принципу положительной обратной связи: получение творческого продукта только подстегивает процесс, делая его бесконечным. Отсюда деятельность – это жизнь сознания, механизм которого сводится к взаимодействию активного сознания с пассивным бессознательным, тогда как творчество есть жизнь доминирующего бессознательного при взаимодействии с пассивным сознанием [16, 19, 22].
Для проявления творческих способностей необходима своеобразная обстановка – креативная среда, характеризуемая следующими признаками [2, 7, 13]:
оптимальной мотивацией, предполагающей средний уровень мотивации достижения (закон Йоркса – Додсона: максимальная продуктивность деятельности возможна лишь при поддержании мотивации достижения на среднем уровне), а также отсутствие соревновательной мотивации и мотивации социального одобрения;
-
непринужденной обстановкой, характеризуемой отсутствием угрозы и принуждения, принятием и стимулированием любых идей, свободой действий и отсутствием критики.
В процессе создания творческого продукта (креативном процессе) выделяется ряд обязательных стадий [6, 14]:
появление нестандартной проблемы и возникновение противоречия между необходимостью и невозможностью ее решения;
зарождение и оптимизация мотивации к решению задачи;
созревание идеи в процессе рационального отбора и накопления суммы знаний о проблеме;
логический “тупик”, сопровождаемый обязательной фрустрацией эмоционально-волевой сферы личности;
озарение (инсайт) – интуитивное прозрение, как бы выталкивающее нужную идею в сознание;
экспериментальная проверка идеи.
Таким образом, при всем многообразии психологических теорий креативности, существует ряд основополагающих признаков творческой деятельности, воздействуя на которые можно, в той или иной степени, повышать продуктивность творческого мышления и развивать творческие способности личности.
2. МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Огромное количество периодически возникающих нестандартных проблем, с одной стороны, и вечное стремление человека к инновациям, с другой, объясняют многочисленные разработки методов активизации творческого мышления.
Данные методы можно сгруппировать по следующим основаниям:
А. Методы, направленные на организацию креативной среды [2, 9, 13]. К этой группе относятся:
Мозговой штурм – это групповой метод творческой деятельности при отсутствии всяких критериев оценки и направлений поиска идей. Он делится на этапы:
спонтанная генерация любых идей (обычно 60 – 80 идей за 40 мин);
экспертиза идей (отбор 1-2 наиболее удачных).
Основной недостаток метода – малая производительность при больших затратах времени.
Синектика – это вид мозгового штурма при допущении обсуждения (отсеивания) идей на стадии их выдвижения и определении приемов генерирования идей. В процессе генерирования могут использоваться различные вербальные техники [3, 15]:
а) прямая аналогия – анализ того, как в других областях решается сходная проблема;
б) личная аналогия – вживание в образ объекта (проблемы) и понимание его на основе собственных ощущений;
в) символическая аналогия – краткое символическое описание проблемы в форме парадокса или метафоры (живой труп, горячий снег, тягучее состояние и пр.);
г) фантастическая аналогия – поиск решений в мифах, сказках, фантастике и пр.
Основной недостаток метода – для синектической группы необходима высокая сплоченность и хорошая предварительная обученность, иначе в погоне за продуктивностью творческой деятельности возрастает критичность группы и нарушается гармония креативной среды, что, в свою очередь, резко снижает продуктивность генерации идей.
Б. Методы оптимизации накопления и структурирования знаний о проблеме. К данной группе относятся различные структурные схемы сбора и анализа предварительной информации, построения гипотез, проверки интуитивных идей. Назовем и охарактеризуем некоторые из этих методов:
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач [1, 14]. Эта методика является комплексной структурно-логической программой по выявлению и устранению противоречий проблемы, ориентированной на идеальный конечный результат. Данные по анализируемой проблеме заносятся в специальную таблицу по предлагаемому ниже алгоритму.
Алгоритм ТРИЗ
ВНИМАНИЕ: записи ведутся простыми словами,
применение терминов и стереотипов запрещено
Шаг 1:
Условия
задачи
|
Система для:
(основная функция)
|
ОФ:
|
с помощью:
(принцип действия)
|
ПД:
|
состоит из:
(состав системы)
|
СС:
|
В процессе выполнения ОФ возникает нежелательный эффект № 1:
|
НЭ1:
|
НЭ1 можно удалить средством устранения:
|
СУ:
|
СУ вызовет новый нежелательный эффект №2:
|
НЭ2:
|
Вывод:
|
Логическое противоречие:
|
ЛП: ОФ – НЭ1 – СУ – НЭ2
|
Шаг 2:
Постановка изобретательской
задачи
|
Найти идеальный Х-элемент, сохраняющий СУ для НЭ1 и препятствующий появлению НЭ2:
СУ = Х (НЭ1 + НЭ2) = идеальный конечный результат
|
Х-элемент (идеальное свойство системы, позволяющее ей работать без НЭ):
|
Шаг 3:
Дополнительные
условия
|
Определение оперативной зоны конфликта (проблемы):
|
ОЗ – зона взаимодействия объектов, в которой возникают НЭ:
|
Определение оперативного времени конфликта (проблемы):
|
ОВ – сумма периодов времени до-, в процессе и после конфликта взаимодействующих сторон:
|
Шаг 4:
Противоречие на макроуровне
|
Свойство ОЗ в период ОВ для выполнения своей функции должно быть:
|
СОЗ1:
|
В то же время ОЗ должна быть такой, чтобы не приводить к НЭ:
|
СОЗ2:
|
Шаг 5:
Противоречие на микроуровне
|
Между объектами в ОЗ должны находиться частицы, обеспечивающие условие системы:
|
УОЗ1:
|
Эти же частицы должны не допустить появление НЭ, поэтому должны быть:
|
УОЗ2:
|
Шаг 6:
Идеальный конечный
результат
|
Система должна сама обеспечивать между объектами наличие частиц, выполняющих условия для ОЗ и ОВ, при которых выполняется ОФ системы и не возникает НЭ:
|
ИКР:
|
Шаг 7:
Формулировка требований
|
Перечислить требования к свойствам частиц, которые будут обеспечивать ОЗ системы:
|
|
Шаг 8:
Анализ возможностей
системы
|
Выявить в составе системы внутренние резервы, обладающие требуемыми свойствами:
|
|
|
|
|