Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология
|
Краткий курс психологии_пособие (дополненное). Учебное пособие для неспециальных факультетов педагогических вузов Владимир 2005 ббк 88 я 73 а 16 удк 15
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 4
1. Предмет психологии как науки 4
2. Естественнонаучные основы психологии 7
3. Психология на современно этапе и ее связь с другими науками 10
4. Принципы, задачи и структура современной психологии. 10
5. Методы психологических исследований. 12
6. Общее понятие о деятельности. Структура деятельности 15
7. Освоение деятельности 18
8. Основные виды деятельности 19
9. Понятие о личности 20
10. Структура личности 21
11. Активность, направленность и самосознание личности 23
12. Внимание как общий компонент всех психических процессов. 27
13. Физиологические основы внимания. 27
14. Виды внимания 28
16. Развитие внимания школьников. 29
17. Ощущение как источник познания. Рефлекторная природа ощущений. 30
18. Виды ощущений. Классификации ощущений. 31
19. Свойства ощущений. 32
20. Восприятие как перцептивная деятельность 34
21. Эмпирические характеристики восприятия. Классификации восприятия 34
22. Сравнительная характеристика форм чувственного познания - ощущения и восприятия 35
23. Понятие о памяти. Теории памяти. Память и деятельность личности 36
24. Физиологические основы памяти. 38
25. Виды памяти. 38
26. Процессы памяти. Индивидуальные особенности памяти. 39
27. Общее понятие о мышлении. Основные особенности мышления 40
28. Мышление и решение задач 41
29. Операции мышления. 42
30. Формы мышления 42
31. Виды мышления 43
32. Способы активизации мышления. 44
33. Понятие о воображении. 45
34. Способы создания образов воображения. 46
35. Виды воображения. 47
36. Понятие о чувствах 47
37. Физиологические основы чувств 48
38. Формы переживания чувств. 49
39. Виды чувств. Высшие чувства 49
40. Понятие о характере. Типы характеров 50
41. Структура характера 51
РАЗДЕЛ II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 53
1. Экспериментальная психология как наука, ее связь с другими науками 53
2. Методология экспериментального исследования 53
3. Понятие о методе, методике в русле психологической методологии. Классификация методов исследования 56
4. Эксперимент как основной метод научного исследования; классификация экспериментов. 61
5. Характеристика основных понятий статистики 63
6. Описательная статистика 64
РАЗДЕЛ III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 68
1.Краткая история психодиагностики как науки 68
2. Психодиагностика как наука. Методология получения данных 72
3.Основные методы исследования и диагностики (по Н.И.Шевандрину) 73
4. Психологическая информация в психодиагностической работе 75
5. Использование психодиагностических данных при оказании психологической помощи. 77
6. Применение данных психодиагностики в педагогической и социальной практике 78
7. Критерии эффективности практической работы психодиагноста 79
8. Что такое психологическая коррекция 80
9. Общие сведения о написании психолого-педагогической характеристики 82
10. Задачи и содержание психологической профилактики 85
11. Психолого-педагогическое консультирование 88
12. Цели и задачи психологической службы образования 90
13.Содержание работы практического психолога 92
14. Права и обязанности психолога. Критерии деятельности. Документация. Этика психолога 93
РАЗДЕЛ IV. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 96
1.Предмет и задачи возрастной психологии 96
2. Закономерности, динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе. Периодизации психического развития 97
3. Периодизация психического развития дошкольника 104
4. Особенности психического развития в младенческом и раннем возрасте. 105
5. Психическое развитие в дошкольном детстве 110
6. Особенности развития шестилеток и готовность ребенка к обучению в школе 112
7. Общая характеристика младшего школьного возраста. Особенности учебной деятельности младших школьников 113
8. Развитие познавательных процессов и эмоциональное волевой сферы младших школьников 115
9. Биологические и социальные факторы развития подростка 116
10. Психологические новообразования подросткового возраста 118
11. Развитие познавательных процессов в подростковом возрасте 119
12. Понятие юности и ее возрастные границы 120
13. Развитие самосознания и особенности интеллектуальной деятельности в юношеском возрасте 120
14. Общение в жизни старшеклассников 121
15. Самоопределение как центральное новообразование ранней юности 122
РАЗДЕЛ V . ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 124
1. Общенаучная характеристика педагогической психологии 124
2. История становления педагогической психологии 125
3. Принципы, задачи и структура педагогической психологии 127
4. Методы исследования в педагогической психологии 128
5. Многоаспектность образования. Образование в контексте культуры 129
6. Образование как система. Тенденции развития современного образования 130
7. Основные направления обучения 132
8. Популярные концепции обучения 134
9. Личностно-деятельностный подход в организации образования 137
10. Общая характеристика учебной деятельности 139
11. Предметное содержание учебной деятельности 140
12. Внешняя структура учебной деятельности 141
13. Учебная мотивация 145
14. Общая характеристика усвоения как центрального звена учебной деятельности 147
15. Навык в процессе усвоения 149
16. Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности 150
17. Соотношение обучения и развития 152
18. Цели воспитания 156
19. Средства и методы воспитания 157
20. Институты воспитания 159
21. Место и роль ТСО в учебно-воспитательном процессе 160
22. Учебное кино и учебное телевидение 162
РАЗДЕЛ VI. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 166
1. Предмет социальной психологии 166
2. Краткий экскурс в историю социальной психологии 168
3. Методологические проблемы социально-психологического исследования 169
4. Общественные и межличностные отношения 170
5. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона) 171
6. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения) 173
7. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения) 175
8. Проблема группы в социальной психологии 176
9. Проблема больших социальных групп 177
10. Общие проблемы малой группы в социальной психологии 181
11. Психология межгрупповых отношений 185
РАЗДЕЛ VII. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ 187
1. Факторы и методологические принципы развития истории психологии 187
2. Предмет и задачи истории психологии 190
3. Общая характеристика античной психологической мысли 191
4. Начало античной психологии 194
5. Классический период античной психологии 196
6. Эллинистический период развития античной психологии 200
7. Арабская психология в Средние века 203
8. Психологические идеи средневековой Европы 204
9. Развитие психологии в эпоху Возрождения 205
10. Психологическая мысль в XVII веке 206
11. Психологические идем эпохи Просвещения 210
12.Зарождение психологии как науки 213
13. Экспериментальная психология 216
14. Развитие отраслей психологии. Дифференциальная психология 219
15. Психология развития 221
16. Основные психологические школы. Структурализм 224
17. Вюрцбургская школа 226
18. Функционализм в американской психологии 227
19. Бихевиоризм как направление современной психологии 230
20. Необихевиоризм 234
21. Социальный бихевиоризм 237
22. Гештальтпсихология. Основные исследования 239
23. Курт Левин. Теория поля 243
24. Генетическая психология Ж.Пиаже 246
25. Психоанализ (глубинная психология). Зигмунд Фрейд и его учение 249
26. Карл Густав Юнг и его аналитическая психология 254
27. Альфред Адлер. Индивидуальная психология 257
28. Неофрейдизм (Карен Хорни: образ «Я», Эрик Фромм: «бегство от свободы»; Гарри Салливан: межличностные отношения; Эрик Эриксон: эго-психология) 259
29. Основы гуманистической психологии 266
30. Концепция личности Гордона Олпорта (1897 - 1967) 267
31. Абрахам Маслоу (1908 - 1970) и его теория 268
32.Теория личности Карла Роджерса (1902 – 1087) 270
33. Логотерапия Виктора Франкла 271
РАЗДЕЛ VIII. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ 273
СОДЕРЖАНИЕ 305
РАЗДЕЛ VIII. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ....................... 308
Особенности усвоения психологических знаний.
Предмет методики преподавания психологии.
Цели и задачи курса МПП.
Особенности современной вузовской лекции.
Познавательные функции лекции.
Подготовка содержания лекции.
Методика чтения лекции.
Вводная часть, основная часть, заключение и их «методическое оснащение».
Ошибки лектора и советы лектору.
Лекция в системе профессионального обучения.
Проблемная лекция.
Популярная лекция.
Семинарские занятия. Цели, возможности, подготовка, примеры организации.
Практические занятия.
Лабораторные занятия. Опыты и демонстрации.
Использование технических средств в преподавании психологии.
Наглядность в обучении психологии.
Понятие «контроля» и его функции.
Виды и формы контроля.
Тестовый контроль знаний по психологии и его дидактические функции.
Самостоятельная работа на лекции и других видах занятий.
Самостоятельная работа студентов вне аудитории.
Психологическое просвещение в работе преподавателя психологии: формы и методы психологического просвещения; работа с родителями; работа с учителями и учащимися.
Занимательная психология в преподавании.
-
Что входит в организацию деятельности преподавателя: виды деятельности; разнообразие учебных программ; подготовка к занятию.
-
Подготовка преподавателей психологии в вузе: преподавание психологии в вузе; функции преподавателя и его роли; знания, умения, способности и личностные качества преподавателя.
КРАТКИЙ КУРС ПСИХОЛОГИИ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ. Учебное пособие для неспециальных факультетов педагогических вузов. - Владимир, 2005. – 277 с.
АБРАМЯН НИНА ГЕОРГИЕВНА
Компьютерный набор: Пронина Е.В.
_____________________________________________________________
Подписано в печать Формат 84х108/ 32
Усл.п.л. 17,3 Уч.изд.л.
Бумага офсетная № 1 Печать трафаретная
Заказ № Тираж экз.
______________________________________________________________
г. Владимир, пр. Строителей, 11
|
|
|