ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
|
Ю9.я7
Н233
ПСИХОЛОГИЯ
Учебное пособие для студентов экономических направлений
Министерство образования Российской Федерации
Южно-Уральский государственный университет
Кафедра психологической диагностики и консультирования
Ю9.я7
Н233
Т.В. Наливайко, Е.Г. Щелокова
ПСИХОЛОГИЯ
Учебное пособие для студентов экономических направлений
Челябинск
Издательский центр ЮУрГУ
2015
ББК Ю937.я7
Н233
Одобрено
учебно-методической комиссией факультета психологии
Рецензенты: Казакова В.И., Телегина И.С.
Наливайко Т.В.
П
Н233
сихология: учебное пособие для студентов экономических направлений / составители: Т.В. Наливайко, Е.Г. Щелокова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. – 213 с.
Учебное пособие предназначено для проведения лекционных и практических занятий со студентами экономических направлений, изучающих курс «Психология». Пособие составлено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Учебное пособие включает в себя структуру и содержание курса с теоретическим отражением изучаемых тем и вопросами для повторения и обсуждения по каждому разделу. Учебное пособие призвано помочь студентам и преподавателям организовать учебный процесс более целенаправленно и успешно.
ББК Ю937.я7
Издательский центр ЮУрГУ, 2015
ОГлАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..
|
5
|
Раздел 1. Психология как наука
|
|
1.1. Особенности психологии как науки
|
6
|
1.2. Этапы развития и основные направления психологии
|
10
|
1.3. Методы и отрасли психологии
|
11
|
1.4. Объект, предмет и основные понятия психологии
|
12
|
1.5. Развитие психики в филогенезе
|
17
|
Раздел 2. психология Познавательных
ПРОЦЕССОВ
|
|
2.1. Психические процессы как составляющие познавательной
сферы личности
|
22
|
2.2. Ощущение
|
23
|
2.2.1. Общая характеристика ощущения
|
24
|
2.2.2. Классификация ощущений
|
25
|
2.2.3. Свойства ощущений
|
26
|
2.2.4. Общие закономерности ощущений
|
28
|
2.3. Восприятие (перцепция)
|
31
|
2.3.1. Особенности восприятия
|
31
|
2.3.2. Классификация восприятия
|
33
|
2.4. Память
|
38
|
2.4.1. Общая характеристика памяти ………………………………..
|
38
|
2.4.2. Классификация памяти
|
39
|
2.4.3. Процессы памяти
|
44
|
2.4.4. Индивидуальные различия в процессах памяти
|
49
|
2.5. Внимание ……………………………………………………………………..
|
52
|
2.5.1. Виды и свойства внимания
|
52
|
2.5.2. Внимательность и невнимательность
|
55
|
2.6. Мышление
|
56
|
2.6.1. Операции (процессы) мышления
|
58
|
2.6.2. Классификация мышления
|
59
|
2.6.3. Основные формы мышления
|
61
|
2.6.4. Индивидуальные особенности мышления
|
61
|
2.7. Воображение
|
63
|
2.7.1. Общая характеристика воображения
|
63
|
2.7.2. Виды воображения
|
64
|
2.7.3. Аналитико-синтетический характер процессов воображения
|
68
|
2.8. Речь как инструмент мышления и как средство общения
|
70
|
2.8.1. Функции речи
|
71
|
2.8.2. Виды речи…………………………………………………………
|
72
|
Раздел 3. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
|
|
3.1. Общее представление о личности
|
85
|
3.2. Структура личности
|
87
|
3.3. Темперамент как свойство личности
|
95
|
3.4. Характер как свойство личности
|
101
|
3.4.1. Характер в структуре личности. Группы черт характера
|
101
|
3.4.2. Акцентуации характера
|
104
|
3.5. Способности как свойство личности. Задатки и способности
|
107
|
3.6. Направленность личности
|
113
|
3.6.1. Качества и формы направленности личности
|
113
|
3.6.2. Жизнестойкость как особый паттерн структуры установок
направленности личности………………………………………………….
|
117
|
Раздел 4. ПСИХОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП
|
|
4.1. Классификация групп в социальной психологии. Понятие
малой группы
|
128
|
4.2. Структура малой группы
|
133
|
4.3. Групповая динамика
|
134
|
4.4. Лидерство и руководство в малой группе………….....................
|
139
|
Раздел 5. Психология общения
|
|
5.1. Интерактивная сторона общения
|
149
|
5.2. Коммуникативная сторона общения
|
162
|
5.3. Невербальная коммуникация
|
168
|
Перцептивная сторона
|
176
|
Раздел 6. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
|
|
6.1. Профессиональная направленность личности
|
189
|
6.2. Психологический анализ профессии экономиста
|
191
|
6.3. Способности менеджера
|
194
|
6.4. Планирование и построение профессиональной карьеры
|
197
|
6.5. Основы экономической психологии……………………………...
|
200
|
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Психология» относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин (ГСЭ) в системе высшего профессионального образования ФГОС ВПО поколений 3 и 3+.
Вместе с тем, «Психология» является одним из базовых курсов среди психолого-управленческих дисциплин при подготовке бакалавров по направлению «Экономика» и выступает подготовительной ступенью для освоения последующих дисциплин.
Данный учебный курс разработан для будущих специалистов, в чью профессиональную деятельность психология войдет как дисциплина, которая будет способствовать:
повышению общей и психологической культуры;
формированию целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его деятельности;
умению самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий;
способности самостоятельно учиться и адекватно оценивать свои возможности, находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей;
умению взаимодействовать с людьми в группе, готовности к работе в команде.
Предлагаемое учебное пособие имеет большое значение для общей теоретической подготовки студентов, необходимое для успешного усвоения знаний по всем разделам психологии. Оно направлено на облегчение усвоения студентами базовых понятий психологии и понимание основных особенностей и закономерностей функционирования психики человека. Настоящее учебное пособие дает основные сведения о внутреннем мире человека, об особенностях его психики, о способах ее изучения (раздел 1), о познавательной деятельности личности (раздел 2), о структуре личности и ее основных свойствах (раздел 3), о взаимодействии личности и группы (раздел 4), об общении как сложном процессе взаимодействий, обмена информации и восприятия человека человеком (раздел 5), о психологических особенностях экономических профессий (раздел 6).
Все разделы разбиты на главы и параграфы, освещающие отдельные темы, что способствует более глубокому усвоению студентами теоретического материала. Каждый раздел заканчивается резюме, в котором обобщается представленный по теме материал, вопросами, целью которых является контроль полученных знаний (вопросы для повторения) и развитие мыслительной деятельности студентов (вопросы для обсуждения) и библиографическим списком с указанием основных источников по данной теме.
Авторы надеются, что данное пособие поможет студентам в более успешной организации учебного процесса при изучении психологии.
Раздел 1. Психология как наука
Человек - это загадка, и в основе человечности всегда лежит преклонение перед этой загадкой.
Томас Манн
Психология (с греч. «psychē» – душа + «logos» наука) – это наука о происхождении, закономерностях развития и функционирования психики. На вратах дельфийского храма была высечена фраза: «Познай себя, и ты познаешь богов и вселенную». Прошли тысячелетия, много открыто психологических фактов, феноменов, законов, и вместе с тем загадка человеческой души все еще не раскрыта в полной мере. Поскольку так таинственна душа человека, его психика, постольку и сама психология – удивительная наука, занимающее особое положение в системе научного знания. Именно с этой идеи начинает свой трактат «О душе» (по сути это первый психологический труд) выдающийся древнегреческий философ Аристотель. Он считает, что среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как это знание о наиболее возвышенном и удивительном.
1.1. Особенности психологии как науки
Каковы же особенности психологии как науки? Ю.Б. Гиппенрейтер описывает наиболее главные из них.
Во-первых, психология – это наука о самом сложном, что пока известно человечеству – психике. Психика – это «свойство высокоорганизованной материи». Если спросить врача любой специализации, какой орган человеческого тела является самым сложным по своему строению и функционированию, то каждый из них ответит, что это – головной мозг. И если сам мозг – сложная система, то психика, будучи функцией головного мозга (об этом – далее), выступает как метасистема, сложность проявления и изучения которой возведена в квадрат.
Во-вторых, в психологии объект и субъект познания совпадают, т.е. исследователь (человек) изучает самого себя. Проиллюстрируем это положение на основе рассуждений Ю.Б. Гиппенрейтер:
// Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций /
Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 352 с.
Вот рождается на свет человек. Сначала, пребывая в младенческом возрасте, он не осознает и не помнит себя. Однако развитие его идет быстрыми темпами. Формируются его физические и психические способности; он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он познает мир; начинает действовать в нем; расширяется круг его общения. И вот постепенно, из глубины детства, приходит к нему и постепенно нарастает совершенно особое ощущение – ощущение собственного «Я». Где-то в подростковом возрасте оно начинает приобретать осознанные формы. Появляются вопросы: «Кто я? Какой я?», а позже и «Зачем я?». Те психические способности и функции, которые до сих пор служили ребенку средством для освоения внешнего мира — физического и социального, обращаются на познание самого себя; они сами становятся предметом осмысления и осознания.
Точно такой же процесс можно проследить в масштабе всего человечества. В первобытном, обществе основные силы людей уходили на борьбу за существование, на освоение внешнего мира. Люди добывали огонь, охотились на диких животных, воевали с соседними племенами, получали первые знания о природе.
Человечество того периода, подобно младенцу, не помнит себя. Постепенно росли силы и возможности человечества. Благодаря своим психическим способностям люди создали материальную и духовную культуру; появились письменность, искусства, науки. И вот наступил момент, когда человек задал себе вопросы: что это за силы, которые дают ему возможность творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа его разума, каким законам подчиняется его внутренняя, душевная, жизнь?
Этот момент и был рождением самосознания человечества, т.е. рождением психологического знания.
Событие, которое когда-то произошло, можно коротко выразить так: если раньше мысль человека направлялась на внешний мир, то теперь она обратилась на саму себя. Человек отважился на то, чтобы с помощью мышления начать исследовать само мышление.
Итак, задачи психологии несоизмеримо сложнее задач любой другой науки, ибо только в ней мысль совершает поворот на себя. Только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием.
|
В-третьих, особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях, поскольку это наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая самого человека. Ведь познать нечто – значит овладеть этим «нечто», научиться им управлять. Познать себя и научиться управлять собой, своими психическими процессами, функциями, способностями – жизненная миссия любого живущего на Земле человека, и это задача, возможно, даже более грандиозная, чем, например, освоение космоса, внедрение нанотехнологий и поиск альтернативных источников энергии. Ведь в конечном счете все конструктивное, хорошее, прекрасное, что делает человек в этом мире, – возводит ли дома, строит ли дороги, совершает ли великие открытия в физике, астрономии, медицине и других науках – он делает для человека – для себя, своих близких, детей, человечества в целом. В этом плане психологию можно назвать «коварной» наукой: яблоко будет падать вниз независимо от того, знаете ли Вы закон всемирного тяготения или нет, чего не скажешь после знакомства со многими психологическими закономерностями, такими как эффекты стереотипизации, плацебо, феномен самосбывающегося пророчества, проявление конформного поведения и т.д. Если Вы действительно откроете для себя психологию в ее конкретных законах, феноменах (именно откроете, т.е. наполните ценностно-смысловым содержанием изучаемый курс, а не вызубрите учебный материал с целью сдачи зачета; это, кстати, тоже психологический механизм – эффект установки), то Вы изменитесь в ходе этого открытия и в какой-то степени сможете управлять своей психологической реальностью, а значит и реальностью вокруг себя – отношениями с людьми, своим профессиональным самоопределением и карьерой.
В-четвертых, несмотря на свой «преклонный возраст» (первый психологический труд, как было отмечено выше, был написан в IV веке до нашей эры), психология – это относительно молодая наука. Официальное оформление научная психология получила немногим более 100 лет назад, а именно в 1879 г.: в этом году немецкий психолог Вильгельм Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.
В-пятых, психология занимает особое место в системе наук: отделившись от философского знания, в русле которого она развивалась вплоть до 1879 г., пока не приобрела статус самостоятельной науки, психология одновременно считается и естественной, и гуманитарной наукой (рис. 1.1.). Конечно, некоторые ее отрасли (напр., психофизиология, зоопсихология, психофармакология, медицинская психология) в большей степени тяготеют к естественно-научному полюсу, в то время как другие (социальная психология, психология творчества, экономическая психология, психология управления) – к полюсу социально-гуманитарных наук. Вместе с тем, устойчивое положение в системе научного знания психология занимает благодаря такому уникальному сочетанию.
Рис. 1.1. Положение психологии в системе научного знания
(по Б.М. Кедрову)
В-шестых, психологию можно назвать наукой особого типа, поскольку в ней ежечасно, ежесекундно происходит интересный диалог (и порой и дебаты) между знанием житейским и научным.
Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт (вспомните, как Ньютон открыл закон всемирного тяготения, когда ему на голову упало яблоко, а Архимед – принцип плавучести тел, когда принимал ванну). Так, математика исходит из представлений о числах, формах, количественных соотношениях, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте, но иначе обстоит дело с психологией. У каждого человека есть свой жизненный опыт, т.е. запас житейских психологических знаний. Есть даже выдающиеся житейские психологи – великие писатели, а также некоторые представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, руководители и др. Чем же отличаются житейские психологические знания от научных? Обратимся к таблице 1.1.
Таблица 1.1
Сравнение житейской и научной психологии
Житейская психология
|
Научная психология
|
Обладает конкретными, ситуативными знаниями
|
Стремится к обобщениям (через формулирование понятий, законов)
|
Знания интуитивны
|
Знания рациональны и осознанны
|
Возможность передачи знаний ограничена
|
Знания аккумулируются и развиваются в научном сообществе
|
Объем знаний ограничен свойствами и опытом субъекта
|
Обширный, разнообразный и объемный материал (благодаря разработке специальных отраслей знания)
|
Методы получения знаний: практические пробы (метод проб и ошибок), наблюдение и размышление
|
Методы получения знаний: наблюдение, эксперимент
|
Как показано в таблице 1.1, научная психология обладает целым рядом преимуществ перед житейской, поэтому уместно поставить вопрос: а какую позицию научные психологи должны занять по отношению к носителям житейской психологии? И чем курс академической психологии (преподаваемой в высшем учебном заведении) может быть полезен лично Вам? О том, как видеть в конкретной ситуации отражение общих психологических принципов и как переходить от общих принципов к реальным жизненным проблемам, Вы нигде не услышите и не прочтете, но Вы можете развить в себе эти способности, впитывая лучшие образцы, заключенные в научно-академической литературе. Наша житейская проницательность только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями. По мнению Ю.Б. Гиппенрейтер, отношения научной и житейской психологии подобны отношениям Антея и Земли; первая, прикасаясь ко второй, черпает из нее свою силу. Другими словами, научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; наконец, в-третьих, на последнем этапе им же и проверяется.
1.2. Этапы развития и основные направления психологии
Психология, как уже было сказано, занимает особое место в системе других наук. А что она представляет из себя как наука? Знакомство с любой наукой начинается с определения ее предмета и описания круга явлений, которые она изучает. Предмет изучения психологии – факты, механизмы и закономерности психики. К такому пониманию своего предмета психология пришла не сразу, а поэтому в истории развития психологии можно выделить ряд этапов, представленных в таблице 1.2.
Таблица 1.2
Этапы развития психологии
Этап
развития психологии
|
Временной
период
|
Основные
представители
|
Основные идеи
|
1. Психология как учение о душе
|
а) Античность,
(IV в. до н.э.–V в. н.э.)
б) Средневековье
(V–XVI вв.)
в) Возрождение, Новое время (XVI–XVIII вв.)
|
а) Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель
б) Фома Аквинский, Ибн Сина (Авиценна), Ибн Рушд (Аверроэс)
в) Р. Декарт, Дж. Локк, Г.В. Лейбниц
|
Борьба между материализмом и идеализмом. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
Знаменитое изречение Декарта: «Cogito ergo sum» («Я мыслю, следовательно, существую»). Сознание понималось широко – как способность думать, чувствовать, желать. Единственный метод изучения – интроспекция (самонаблюдение).
|
2. Психология как наука о сознании
|
Новое время (Вторая половина XIX века)
|
В. Вундт
|
Оформление в самостоятельную науку. Открытие первой лаборатории экспериментальной психологии.
|
3. Отсутствие единого предмета (кризис зарубежной психологии)
|
Новейшее время (начало XX века)
|
З. Фрейд, Дж. Уотсон, Э. Торндайк, М. Вертхаймер
|
Отсутствие единого предмета психологии. Оформление различных направлений и научных школ.
|
4. Современный этап – интеграция психологических знаний
|
Новейшее время (XX–XXI век)
|
Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, А. Маслоу, К. Роджерс, Д. Майерс и др.
|
Современная психология сформировалась на базе материалистического взгляда на мир.
Психология – наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
|
Как видим из таблицы 1.2, в истории развития психологии есть две основные вехи – донаучный и научный этапы, причем известна точная «временная точка», разделяющая их – 1879 год. Чем знаменателен этот год для психологии? Внимательные читатели уже знают ответ на этот вопрос (см. п. 1.1. Особенности психологии как науки). История психологии как самостоятельной науки начинается в 1879 году с основания немецким психологом Вильгельмом Вундтом первой в мире экспериментальной психологической лаборатории в Лейпциге. Вскоре, в 1885 г., В.М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России. Вместе с тем, выбранный как единственно верный научный метод изучения психических явлений – интроспекция (самонаблюдение) не дал хороших результатов и, исчерпав свои возможности, привел к кризису в психологии. Кризис психологии проявился в том, что ученые стали пересматривать предмет психологии и менять о нем представление, возникло много направлений, каждое из которых претендовало на создание своей научной психологии и своего предмета психологии (табл. 1.3).
Таблица 1.3
Основные направления психологии
Научное
направление
|
Предмет
психологии
|
Представители
направления
|
Психоанализ
|
Бессознательное
|
З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг, А. Фрейд, К. Хорни, Г.С. Салливан
|
Бихевиоризм
|
Поведение (реакция в ответ на стимул)
|
Дж. Уотсон, Э. Торндайк, И.П. Павлов, Э.Ч. Толмен, К. Халл, Б.Ф. Скиннер, А. Бандура
|
Гештальт-психология
|
Сознание и познавательные процессы как психическое поле с целыми психическими структурами – гештальтами
|
М. Вертхаймер, В. Кёлер, К. Коффка, К. Левин
|
Когнитивизм
|
Познавательные (когнитивные) процессы
|
Ф. Хайдер, Л. Фестингер, Ж. Пиаже, У. Найсер, Дж.С. Брунер, Г. Хоманс, Г. Келли, Р. Аткинсон
|
Интеракционизм
|
Взаимодействие людей, ролевое поведение
|
Дж. Мид, Ч. Кули, Г. Блумер
|
Экзистенциально-гуманистическое
|
Личность и ее потенциал (самореализация)
|
А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Оллпорт, Р. Мэй, В. Франкл
|
На современном этапе развития психологии наблюдается интеграция научных знаний, поэтому различные направления, представленные в табл. 1.3, представляют собой взаимодополняющие, а не исключающие друг друга подходы к изучению человека
1.3. Методы и отрасли психологии
Научные методы, применяемые в психологии можно объединить в 4 группы в соответствии с логикой проведения психологического исследования. Эту классификацию предложил Б.Г. Ананьев.
1. Группа организационных методов:
лонгитюдный метод, или метод продольных срезов (изучение одного объекта в разное время);
метод поперечных срезов (изучение разных объектов в одно и то же время);
комплексный метод (сочетание первого и второго методов).
2. Группа эмпирических методов:
обсервационные (наблюдение, самонаблюдение);
экспериментальные (лабораторный эксперимент, полевой эксперимент). Важно отметить, что психология приобрела статус научности благодаря внедрению в свой арсенал именно экспериментального метода;
праксиметрические (анализ продуктов деятельности человека – текстов, рисунков, коллажей, поделок и т.д.; биографические методы – анализ дневниковых записей и т.д.);
диалоговые (анкетирование, интервью, беседа);
психодиагностические (тесты: опросники – стандартизованные самоотчеты, проективные методики).
3. Группа обрабатывающих методов:
количественные (корреляционный, факторный, структурный, кластерный, регрессионный анализы);
качественные (типология, классификация, контент-анализ).
4. Группа интерпретационных методов:
структурные (описание и интерпретация связей между явлениями);
генетические (описание связей между фазами развития).
Современная психология – это объемная система знаний, разветвленная на различные отрасли, такие, как общая психология, социальная психология, психология развития (детская, дошкольная, подростковая, ранней юности, акмеология (взрослого человека), геронтопсихология (старого человека), аномального развития), семейная психология (супружеских отношений, детско-родительских отношений), психология труда (эргономика, инженерная, космическая и др.), педагогическая психология, клиническая и медицинская психология (нейропсихология, патопсихология, психофизиология, психофармакология), юридическая (судебная, криминальная), военная, психология служебной деятельности, спортивная (в соответствии со спецификой вида спорта), экономическая психология, психология рекламы, психология творчества, дифференциальная психология, психология общения, психология карьеры и т.д.
1.4. Объект, предмет и основные понятия психологии
Объект психологии – человек и его психика, а точнее закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных.
Предмет психологии – психические явления, представляющие собой психические процессы, психические состояния и свойства личности.
Наша психика существует в виде трех различных классов психических явления: процессов, состояний и свойств, которые образуют исходный понятийный «каркас», на котором строится здание современной психологии (см. рис. 1.2).
Рис. 1.2. Структура психических явлений
Психический процесс – это психическая функциональная система в действии, имеющая начало, фазовую динамику (процесс изменений) и завершение. Виды и функции психических процессов представлены в таблице 1.4.
Таблица 1.4
Виды и функции психических процессов
Виды психических
процессов
|
Выполняемая функция
|
Познавательные
(когнитивные)
|
Отражение пространственно-временных характеристик мира и преобразование информации
|
Эмоциональные
|
Субъективная оценка событий и обеспечение
направленности поведения
|
Волевые
|
Обеспечение направленности и психической регуляции поведения
|
Конечный результат у разных процессов не одинаков (образ – у ощущения, восприятия, представления, воображения; мысль – у мышления; переживания – у эмоций). Внимание, память, речь и воля не имеют конечного результата и являются сквозными психическими процессами.
Сенсорно-перцептивные процессы обеспечивают отражение реальности при непосредственном воздействии сигналов на наши органы чувств. Ощущение связано отражением отдельных сторон, аспектов реальности, а восприятие отражает объекты в их целостности. Образы ощущения и восприятия часто называют первичными образами.
Процессы памяти, представления и воображения имеют дело со вторичными образами – результатами фиксации, воспроизведения или преобразования первичных образов. На основе вторичных образов строится система личного опыта и функционирует мышление.
Мышление – это процесс опосредованного и обобщенного познания действительности. Результатом мышления является субъективно новое знание, которое нельзя вынести из непосредственного опыта (содержания ощущений, восприятия, представлений). Продукты воображения тоже являются результатом преобразования прошлого опыта индивида. Но продукт фантазирования может не иметь ничего общего с объективной реальностью. Результаты же мыслительного процесса всегда претендуют на истинность и верифицируемы. Мышление обеспечивает прогнозирование будущего и процесс принятия решения. Более подробный материал по психическим процессам изложен в разделе 2 настоящего пособия.
Психическое состояние – это внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени. Другими словами, психические состояния характеризуют функционирование психики в текущий момент времени по критериям работоспособности, интенсивности, быстродействия, качества и т. д. В структуре личности это более статичная и устойчивая характеристика психики по сравнению с психическими процессами. Различают функциональные (работоспособность, утомление) и эмоциональные состояния (настроение, интерес, влюбленность).
Психические свойства – это устойчивые индивидуально-психологические особенности, определяющие постоянно воспроизводимые способы взаимодействия человека с миром. Психические свойства относительно неизменны во времени, хотя и могут изменяться в ходе жизни под влиянием средовых воздействий, опыта деятельности, биологических факторов, личности самого субъекта. К психическим свойствам относятся темперамент, характер, направленность и способности.
Между психическими процессами, состояниями и свойствами существует тесная взаимосвязь. Например, свойства темперамента или характера во многом предопределяют то или иное психическое состояние в конкретной ситуации.
В психике человека условно можно выделить разные уровни ее функционирования в зависимости от степени осознанности протекающих процессов. Уровни работы психики представлены на рис. 1.3.
Сознание – это высший уровень развития психики, высшая форма интеграции психической деятельности и обобщенного отражения действительности, присущая человеку как общественно-историческому существу.
Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Сознание развивается у человека только в социальных контактах, в условиях существования языка, речи, культуры. Венцом развития сознания является формирование самосознания, позволяющего человеку не только отражать внешний мир, но и, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе, что проявляется в Я-концепции, самоотношении и самооценке личности.
Между тем, в зоне ясного сознания находится лишь малая часть ежесекундно приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов, используемых человеком для осознанного управления своим поведением. остальная информация также используется для регулирования психических процессов, только на подсознательном уровне.
Рис. 1.3. Уровни работы психики
Подсознание – это такой переходный уровень функционирования психики, который хранит в себе информацию, некогда осознаваемую, но затем вытесненную из поля ясного сознания. Так, на уровне подсознании функционируют:
навыки, привычки, автоматизмы (ходьба, бег, положение руки при письме, профессиональные навыки, напр. расстановка пальцев при игре на пианино, хотя изначально – на этапе усвоения навыков – эти действия представляли сложность). Автоматизмы подсознания разгружают сознание от рутинных операций для новых задач, которые в текущий момент могут быть решены только на сознательном уровне;
непроизвольные реакции (дыхание, некоторые эмоциональные реакции, выражающиеся в неконтролируемых жестах и мимике);
эмоциональные негативные переживания (обиды, фиаско, т.е. то, что нам не очень-то хочется вспоминать);
неактуальная информация (имена давних приятелей, знания из школьных дисциплин, которые не применяются в вашей текущей деятельности).
Бессознательное – это такой уровень работы психики, который содержит в себе информацию, не попадающую (без специальной внутренней психологической работы – самоанализа, психотерапии) в активное сознание. Примером могут служить инстинкты, влечения, опыт раннего детства до 3-х лет.
Сверхсознание – это сверхактивная работа мозга, такой уровень функционирования психики, когда человеку доступно то, что в обычном состоянии не доступно. Сверхсознание, также как и подсознание и бессознательное, находится за пределами сознания, но в отличие от них призвано не разгружать, а, наоборот, нагружать сознание дополнительной работой, поскольку надсознательная активность проявляет себя при решении сложных творческих задач (явления озарения, инсайста) или переживании «вершинных переживаний» (игра актера на сцене, медитация).
Учиться осознанности жизни, несомненно, лучше всего у великих. Из дневника Л.Н.Толстого, запись 1 марта 1897 года:
// Толстой, Л.Н. Полное собрание сочинений. Том 53 –
Дневники и записные книжки 1895-1899. - … с. (запись от 1 марта 1897 г.)
Я обтирал пыль в комнате и, обойдя кругом, подошел к дивану и не мог вспомнить, обтирал ли я его или нет. Так как движения эти привычны и бессознательны, я не мог и чувствовал, что это уже невозможно вспомнить. Так что, если я обтирал и забыл это, т.е. действовал бессознательно, то это всё равно, как не было. Если бы кто сознательный видел, то можно бы восстановить. Если же никто не видал или видел, но бессознательно; если целая сложная жизнь многих людей проходит бессознательно, то эта жизнь как бы не была. Так что жизнь – жизнь только тогда, когда она освещена сознанием.
Что же такое сознание? Что такое поступки, освещенные сознанием? Поступки, освещенные сознанием, это такие поступки, которые мы совершаем свободно, т.е. совершая их, знаем, что мы могли бы поступать иначе. Так что сознание есть свобода. Без сознания нет свободы, и без свободы не может быть сознания … Память есть не что иное, как сознание прошедшего – прошедшей свободы. Если бы я не мог стирать и не стирать пыль, я бы не сознавал того, что я стираю пыль; если бы я не сознавал того, что я стираю пыль, я не мог бы иметь выбора: стирать или не стирать? Если бы у меня [не] было сознания и свободы, я бы и не помнил прошедшего, не связывал бы его в одно. Так что самая основа жизни есть победа и сознание – свободосознание.
|
Теперь рассмотрим один из самых сложных вопросов для понимания: а что же такое психика?
Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в способности субъективно отражать объективную реальность, необходимое человеку (и животным) для ориентировки и активного взаимодействия с окружающей средой, а также управления собственным поведением и деятельностью.
Современная академическая психология сформировалась и в настоящее время базируется на базе материалистического взгляда на мир. Тем самым признается, что психика – это продукт деятельности нервной системы, но механизм порождения психического на основе материального субстрата до конца не известен. Каковы доказательства того, что психика – это функция (продукт деятельности) нервной системы в целом и головного мозга в частности? Вот некоторые из них:
1) эволюционное: чем сложнее устроена нервная система, тем сложнее наблюдаемое поведение организма;
2) патологическое: нарушение головного мозга вызывает определенные нарушения психики;
3) нейрофизиологическое: стимуляция отдельных участков головного мозга вызывает определенные психические переживания;
Кроме этого, существует обратное утверждение: психика, являясь функцией мозга (материального субстрата), оказывает влияние на свой же источник – тело. Подобные влияния и их последствия рассматриваются в психосоматике, утверждающей, что причина некоторых заболеваний - внутренние нерешенные проблемы и эмоциональные переживания.
|