Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология
|
Пищеварительная система. Учебное пособие по пропедевтике детских болезней для студентов
ГОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» РОСЗДРАВА
Кафедра факультетской педиатрии
с курсами пропедевтики детских болезней, здорового ребенка и общего ухода
«МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ И СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
У ДЕТЕЙ»
Учебное пособие по пропедевтике детских болезней
для студентов
педиатрического факультета
Оренбург - 2009
ГОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» РОСЗДРАВА
Кафедра факультетской педиатрии
с курсами пропедевтики детских болезней, здорового ребенка и общего ухода
«МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ И СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
У ДЕТЕЙ»
Учебное пособие по пропедевтике детских болезней
для студентов
педиатрического факультета
Оренбург - 2009
УДК:[611.3:612.3:616.3 – 053.2 – 071] (075.8)
Авторы: Мотыженкова О.В., Зыкова Л.С.,
Любимова О.К.
Под общей редакцией д.м.н., профессора А.А.Вялковой
«МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ И СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
У ДЕТЕЙ»
Учебное пособие по пропедевтике детских болезней
для студентов педиатрического факультета. – 2009. – с.
Аннотация: в пособии представлены некоторые особенности пищеварения у детей, особенности жалоб, анамнеза, методики и методов исследования органов пищеварения. Пособие содержит вопросы для подготовки к занятиям, перечень литературы и задания для тестового контроля знаний по данной теме.
Рецензенты:
Утверждено Методическим Советом педиатрического факультета и РИС ОрГМА.
Оренбургская государственная медицинская академия
2009 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
|
Тема занятий ………………………………………………..
|
6
|
2.
|
Целевые установки …………………………………………
|
6
|
3.
|
Теоретическая справка …………………………………….
|
8
|
4.
|
Занятие 1. «Анатомо-физиологические особенности и методика исследования пищеварительной системы у детей» Самостоятельная работа во внеучебное время.…...
|
9
|
4.1. Аннотированный перечень вопросов для подготовки к занятию ……………………………………………………..
|
9
|
4.2. Темы микрорефератов для выступления на занятии и список литературы………………………………………….
|
10
|
4.3. Особенности пищеварения у детей …………………...
|
11
|
4.4. Анатомия и физиология внепеченочной билиарной системы ………………………………………………………
|
12
|
4.5. Рекомендации по методике исследования органов пищеварения у детей ………………………………………...
|
15
|
4.6. Тестовые задания для самоконтроля качества домашней подготовки с эталонами ответов ……………….
|
26
|
5.
|
Формы самостоятельной аудиторной работы
на I занятии ..............................................................................
|
31
|
6.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
|
|
6.1. Материальное обеспечение 1 занятия ………………
|
32
|
6.2. Интеграция темы «Анатомо-физиологические особенности и методика исследования пищеварительной системы у детей» …………………… ……………………..
|
32
|
7.
|
Занятие 2. «Методы исследования органов пищеварения у детей». Самостоятельная работа во внеучебное время.…..
|
33
|
7.1. Аннотированный перечень вопросов для подготовки к занятию ……………………………………………………..
|
33
|
7.2. Темы микрорефератов для выступления на занятии…
|
34
|
7.3. Письменное задание и список литературы …………...
|
34
|
7.4. Тестовые задания для самоконтроля качества домашней подготовки с эталонами ответов ………………
|
35
|
8.
|
Формы самостоятельной аудиторной работы
на 2 занятии………………………………………………….
|
40
|
9.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
|
|
9.1. Желудочная секреция и кислотность у детей разного возраста ……………………………………………………….
|
42
|
9.2. Техника проведения фракционного исследования желудочного сока ……………………………………………
|
43
|
9.3. Стимуляторы желудочной секреции ………………….
|
46
|
9.4. Многодатчиковая внутрижелудочная РН-метрия ……
|
47
|
9.5. Дуоденальное зондирование …………………………..
|
48
|
9.6. Функции печени ………………………………………...
|
52
|
9.7. Основные показатели биохимического анализа крови, характеризующие функции печени ………………………...
|
53
|
9.8. Копрологические исследования ……………………….
|
55
|
9.9. УЗИ органов брюшной полости ……………………….
|
57
|
9.10. Эндоскопические методы исследования ……………..
|
58
|
9.11. Рентгенография органов пищеварения ………………
|
60
|
10.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
|
|
10.1. Материальное обеспечение 2 занятия ……………….
|
66
|
10.2. Интеграция темы «Методы исследования органов пищеварения у детей» ……………………………………….
|
67
|
11.
|
Занятие 3. «Семиотика поражений пищеварительной системы у детей». Самостоятельная работа
во внеучебное время………………………………………….
|
67
|
11.1. Аннотированный перечень вопросов для подготовки к занятию …………………………………………………….
|
67
|
11.2. Письменное задание …………………………………..
|
68
|
11.3. Темы микрорефератов для выступления на занятии и список литературы ………………………………………...
|
68
|
11.4. Клинические задачи для самоконтроля качества домашней подготовки с эталонами ответов ……………….
|
70
|
12.
|
Формы самостоятельной аудиторной работы
на 3 занятии …………………………………………………
|
76
|
13.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
|
|
13.1. Некоторые заболевания органов пищеварения ……..
|
78
|
14.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
|
|
14.1. Материальное обеспечение 3 занятия ……………….
|
82
|
14.2. Интеграция темы «Семиотика поражений пищеварительной системы у детей»………………………..
|
83
|
1. ТЕМА: «МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ И
СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ»
2. ЦЕЛЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Изучить на уровне воспроизведения по памяти:
Возрастные анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы, особенности регуляции процессов пищеварения у детей.
Основные симптомы и синдромы поражения пищеварительной системы.
Биохимические показатели крови, характеризующие функциональное состояние печени.
Технику проведения желудочного и дуоденального зондирования.
Правила подготовки ребенка к УЗИ органов пищеварения, к рентгенологическому, эндоскопическому исследованию пищеварительной системы.
Овладеть умениями:
Целенаправленно собрать и оценить анамнез у ребенка с патологией органов пищеварения.
Провести осмотр, пальпацию, перкуссию органов пищеварения у детей разного возраста.
Описать результаты объективного исследования ребенка в рабочих тетрадях.
Выделить синдромы поражения у больных с патологией органов пищеварения.
-
Оценить анализы желудочного сока, желчи, биохимические анализы крови, копрограммы, результаты бактериологического исследования кала.
Иметь представление о:
Дополнительных методах исследования системы пищеварения у детей:
а) УЗИ органов пищеварения с определением показателя двигательной функции (ПДФ) желчного пузыря;
б) эндоскопических методах:
- ЭГДС с интрагастральной Ph –метрией
колонофиброскопии
ректороманоскопии
лапараскопии брюшной полости
в) радиологических методах (динамической
гепатобилисцинтиграфии)
г) рентгенологических:
R- скопии (графии) пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки с сульфатом бария
ирригоскопии (графии)
холецистографии
компьютерной томографии (КТ) и магнитно-резонансной холангиопанкреатографии.
Некоторых нозологических формах патологии пищеварительной системы:
пилоростенозе, пилороспазме
гастрите
дуодените
дискинезии желчевыводящих путей (дисфункциональных расстройствах билиарного тракта)
холецистите, холангите
гепатите
панкреатите
муковисцидозе
энтерите, колите.
3. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Больные с патологией желудочно – кишечного тракта среди обратившихся за медицинской помощью в лечебные учреждения занимают одно из ведущих мест, а в экстренной хирургии – первое место.
Распространенность заболеваний органов пищеварения у детей в разных регионах России достигает 297-400 на 1000 (Пайков В.Л., Эрман, Л.В.,1998)
Эта патология отрицательно сказывается на здоровье детского населения и может приводить в дальнейшем к серьезным осложнениям у взрослых.
Для ранней диагностики и успешного лечения заболеваний органов пищеварения врачу необходимо знать особенности строения и функционирования каждого отдела пищеварительной системы у детей, симптомы поражения, уметь провести клиническое обследование данной системы, оценить результаты лабораторных, инструментальных методов исследования органов пищеварения.
Изучению данных вопросов посвящены три практических занятия:
I - «Анатомо-физиологические особенности и методика исследования пищеварительной системы у детей»;
II - «Методы исследования органов пищеварения у детей»;
III - «Семиотика поражений пищеварительной системы у детей».
1 занятие(4 часа)
ТЕМА: «АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ»
4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ
1. Морфологические и функциональные особенности органов пищеварения:
- полости рта (приспособления к акту сосания, особенность кровоснабжения, слюнных желез)
- пищевода (расположение, анатомические сужения и степень их выраженности в разном возрасте)
- желудка (особенность развития отделов желудка в периоде новорожденности, функциональная незрелость желудочных желез, ферменты желудочного сока)
- кишечника (особенности расположения, относительно большая длина по отношению к длине тела, особенности кровоснабжения, развития ворсинок, секреторного аппарата, развития нервных путей, клапанного аппарата, особенности лимфооттока от тонкой кишки)
- печени (масса печени относительно массы тела, особенности строения, кровоснабжения. Роль печени в организме)
- поджелудочной железы у детей разного возраста.
2. Регуляция пищеварения у детей ( роль парасимпатической и симпатической нервной системы, гормонов и активных полипептидов, клапанного аппарата желудочно-кишечного тракта. Влияние раннего прикладывания к груди на образование энтеральных гормонов у новорожденных).
3. Особенности пищеварения у детей (пищеварение в полости рта, в желудке, в тонком и толстом кишечнике. Роль нормальной микрофлоры кишечника).
4. Методика исследования органов пищеварения:
- жалобы, предъявляемые больными с патологией пищеварительной
системы и их родителями;
- анамнез заболевания;
- особенности анамнеза жизни (факторы риска);
- цвет кожных покровов, слизистых оболочек;
- осмотр полости рта, зева;
- осмотр живота, ануса;
- поверхностная пальпация живота;
- губокая пальпация живота: толстого, тонкого кишечника; желудка;
поджелудочной железы (точки Дежардена, Мейо-Робсона, Зона
Шоффара); печени, желчного пузыря (пузырные симптомы Кера,
Мерфи, Ортнера- Грекова, Георгиевского-Мюсси, Боаса);
- перкуссия живота (определение размеров печени по Курлову,
наличие свободной жидкости в брюшной полости);
- аускультация живота.
5. Особенности методики исследования системы пищеварения у
детей раннего возраста.
4.2. ТЕМЫ МИКРОРЕФЕРАТОВ ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ЗАНЯТИИ:
«Возрастные анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей»
«Особенности регуляции пищеварения и всасывания у детей»
|
|
|