3. Анализ применения системы управления рисками при таможенном оформлении и контроле товаров и транспортных средств
3.1 Этапы анализа риска в таможенной деятельности
Анализ рисков – это определенный комплексный подход к решению любой проблемы, совокупность действий, общая методика, позволяющая наиболее оптимально использовать имеющиеся ресурсы в любой области. Анализ рисков в таможенном деле – это мероприятие, позволяющее организовать эффективный, централизованный и единообразный таможенный контроль на всей территории, привести его к сравнимым результатам[10].
«Анализ рисков» применительно к таможенной сфере является первой частью трехступенчатого процесса, включающего еще проведение досмотров и оценку результатов контроля.
Целью анализа является:
- создание условий для того, чтобы большая часть товаропотока беспрепятственно пересекала границы;
- в то же время обеспечить уплату таможенных платежей;
- обеспечение интересов участников ВЭД (торгово-политические мероприятия, защита потребителя, защита культурного наследия и окружающей среды);
- обеспечение соблюдения налогового законодательства и предписаний в области статистики.
Выделяют следующие этапы проведения анализа риска:
Выявление области риска
Например, группа или тип участников ВЭД (состав, область деятельности, репутация, платежеспособность).
Исследование рисков
Предусматривается конечная цель. Например: контрабанда, уклонение от таможенного контроля, нарушение запретов и ограничений, неполная уплата пошлин и налогов.
3)Установление индикаторов риска
Они бывают следующих типов:
- индикаторы риска, относящиеся к товарам – количество товара, таможенная стоимость, страна происхождения, товарная классификация и др
- индикаторы риска, относящиеся к участникам ВЭД:
4) Оценка риска.
Предусматривается вероятность совершения правонарушения или преступления. Оценка может проводиться:
- путем установления высокой, средней и низкой степени риска;
- присвоения числовых значений (1,2, …, n,) различными степенями риска;
- специфические обозначения.
Составление профиля рисков.
Профиль рисков включает в себя следующие элементы:
- описание области риска;
- исследование и оценка риска и его индикаторов;
- необходимые меры по контролю;
- время проведения контроля;
- результаты контроля;
- оценка проведенных мероприятий.
Конечным результатом является разработка соответствующей процедуры контроля (например: отбор товара для дополнительной проверки документов, определяющих его происхождение), конкретных технологий контроля, исходя из имеющихся ресурсов по кадрам, технике, программному обеспечению и т.д. Далее контроль концентрируется в так называемых «областях риска», где совершение правонарушений наиболее вероятно.
Степень значимости того или иного риска, частота возможности совершения определенной группы правонарушений определяются исходя из данных таможенной статистики, с учетом сложившейся на данный момент экономической ситуации.
3.2 Реализация системы управления рисками.
и оперативный контроль.
В целях совершенствования и координации применения системы управления рисками (далее – СУР), а также обеспечения оперативного контроля за деятельностью таможенных органов Российской Федерации
в декабре 2012 года в структуре ФТС России создано Управление рисков
и оперативного контроля (приказ ФТС России от 9 октября 2012 г. № 2023).
В течение 2012 года ФТС России администрировала 203 профиля риска,
из них 112 профилей рисков (55,2%) разработаны по направлению контроля таможенной стоимости.
По результатам применения профилей рисков в 2012 году:
при импорте товаров – возбуждено 5383 дела об АП, 27 уголовных дел;
при экспорте товаров – возбуждено 1182 дела об АП, 4 уголовных дела.
В результате применения разрабатываемых ФТС России общероссийских профилей рисков дополнительно перечислено в федеральный бюджет таможенных платежей на сумму более 17 млрд. рублей, в результате применения разрабатываемых РТУ и таможнями региональных, зональных и срочных профилей рисков – более 1,6 млрд. рублей.
В целях выработки единых подходов по применению СУР в таможенных органах государств – членов Таможенного союза в 2012 году проведено 5 рабочих встреч экспертов Рабочей группы при Объединенной коллегии таможенных служб государств – членов Таможенного союза (далее – Объединенная коллегия) по вопросам развития СУР. По результатам указанных встреч унифицированы и актуализированы индикаторы риска профилей рисков по направлению контроля таможенной стоимости в отношении 1160 кодов ТН ВЭД ТС, унифицированы индикаторы риска, касающиеся заявления недостоверных сведений о весовых характеристиках красок и лаков (32 группа ТН ВЭД ТС), белковых веществ, клеев (35 группа ТН ВЭД ТС) и изделий из пластмасс (39 группа ТН ВЭД ТС).
Решениями Объединенной коллегии утверждены:
порядок использования предварительной информацию о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом, для применения СУР;
перечень результатов применения мер по минимизации рисков в соответствии с унифицированными профилями рисков и индикаторами рисков;
перечень типовых исключений из области риска унифицированных профилей риска;
типовые формы общей статистической отчетности о применении унифицированных профилей рисков;
план и порядок проведения совместных ценовых исследований, а также форма отчетности о результатах контроля таможенной стоимости.
В 2012 году ФТС России проводила работу по созданию условий для развития внешнеэкономической деятельности и ускорения совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении участников ВЭД, чья деятельность характеризуется низкой степенью риска нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле. В целях обеспечения принципа выборочности таможенного контроля и ускорения совершения таможенных операций проведены мероприятия по определению степени выборочности применения мер по минимизации рисков в отношении лиц, осуществляющих ввоз сырья, оборудования и частей, используемых в производственной деятельности, продукции рыбного промысла, а также в отношении автопроизводителей компонентов и их частей для промышленной сборки на территории Российской Федерации моторных транспортных средств.
В целях применения в рамках СУР субъектно-ориентированного подхода утвержден Перечень критериев, на основе которых будет осуществляться анализ и оценка уровня риска нарушения участником ВЭД таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле (приказ ФТС России от 6 июля 2012 г. № 1371). Предусмотрено проведение эксперимента по оценке деятельности участников ВЭД на основании утвержденных критериев (приказ ФТС России
от 7 сентября 2012 г. № 1809). Утверждены Правила формирования «Электронного досье» участника ВЭД, целью создания которого является интеграция информационных ресурсов, имеющихся в таможенных органах и содержащих информацию об участниках ВЭД, их централизованная обработка и доведение до таможенных органов для использования при осуществлении таможенного контроля (приказ ФТС Росси от 29 декабря 2012 г. № 2677).
В целях внедрения упрощенных таможенных процедур при экспорте утвержден Порядок действий должностных лиц таможенных органов при сборе и обработке информации для определения степени выборочности применения мер по минимизации рисков в отношении лиц, осуществляющих вывоз собственной продукции, не облагаемой вывозными таможенными пошлинами (приказ
ФТС России от 29 декабря 2012 г. № 2676).
3.2 Основные проблемы и перспективы использования системы управления рисками
Анализ и управление рисками основывается на информации. На начальном этапе информация представляет собой необработанные данные, еще не подвергавшиеся анализу. После того как информация будет проанализирована в целях установления тенденций, или в случае если она была добыта специфическим образом – проверена и использована в определенной ситуации, она называется сведениями.
Сведения можно классифицировать следующим образом:
- оперативные сведения (ориентировки) – информация, на основании которой необходимо немедленное вмешательство без ее дополнительных проверок и дальнейшего расследования;
- тактические сведения – проанализированная информация для обеспечения мер по контролю, планированию и проведению оперативно-розыскных мероприятий, относящаяся к товаропотокам, средствам доставки и участникам ВЭД (перевозчикам, владельцам складов временного хранения, организациям);
- стратегические сведения – структурированная информация о методах и общих тенденциях, размещенная в специальных базах данных.
Важнейшее место в указанных видах сведений занимают оперативные ориентировки. Фактический анализ риска представляет собой развитие анализа оперативной обстановки с учетом динамически меняющихся факторов и воздействием на них. Факторами риска для проведения анализа могут являться:
- данные о юридических и физических лицах, совершивших правонарушения при перемещении товаров через таможенную границу РФ;
- таможенное законодательство и таможенные документы;
- география грузопотоков;
- товары (не типичный для страны-экспортера груз, определенная товарная группа товаров, несезонный товар и т.п.);
- транспортные средства, контейнеры;
- недавно образованная фирма-отправитель/получатель;
- таможенная стоимость;
- страна отправления, с которой связано наибольшее количество нарушений.
Изучение проблем управления и анализа рисками говорит о необходимом совершенствовании, нововведении в работе таможенных органов. И таким нововведением может явиться эффективное использование информационных систем. Это объясняется тем, что с помощью информационных систем становится возможным осуществлять анализы риска и более правильно и оперативно принимать решения.
Информационная система управления рисками (ИСУР) представляет собой метод по улучшению таможенного контроля. Его цель заключается в том, чтобы в интересах более высокой эффективности работы таможенной службы проводить контроль в тех случаях, когда угроза возникновения нарушений или контрабанды является выше среднего.[7]
АИСТ-РТ – комплексная распределенная автоматизированная информационная система, которая обслуживает все этапы таможенного оформления на уровне поста, таможни и РТУ. При этом АИСТ-РТ является как вертикально, так и горизонтально распределенной системой. Разделение вертикальных уровней системы делает возможным фактическое распределение компетенции по управлению, контролю и решению задач внутри организации. Горизонтальные же связи системы позволяют назвать ее не только административным, но территориальным распределенным комплексом, действующим в целом регионе страны.
При этом необходимо учитывать следующие требования:
- все операции по анализу риска должны протоколироваться;
- информация должна поступать в режиме реального времени;
- дальнейшее таможенное оформление должно разрешаться только после принятия согласованного решения.
Максимальное использование информационных технологий является одним из важнейших направлений использования методик анализа рисков в7 интегрированной таможенной системе. Функциональные задачи программного продукта должны быть общими как для таких макротехнологических объектов, как таможня или региональное таможенное управление, так и для таможенного поста или специальных аналитических групп и включать в себя:
- использование нормативно-справочной информации, поддерживаемой комплексной системой АИСТ;
- обеспечение групповой обработки данных;
- обеспечение доступа к сети и к базам данных аналитической группы при ОРО или других подразделений таможенного органа;
- организация доступа к программному продукту на основе персональных паролей;
- редактирование, изменение и пополнение информации;
- поиск по критериям риска (страна, товар, юридическое лицо и т.д.);
- настройка пользователем полей для вывода на печать и сохранение операций.
Немаловажным моментом при разработке программного продукта является грамотное, удобное и эффективное составление общего вида окон-меню. Окно программы может содержать три функциональные кнопки в строке меню:
- сведения о программе.
Методика анализа рисков требует реорганизации или создания новых информационных баз данных на локальном уровне отдельных подразделений таможни.
Заключение
В соответствии с поставленной целью работы и проведенным исследованием , мы пришли к следующим выводам:
Риск в таможенном деле играет большую роль. Управление рисками - основной базисный принцип современных методов таможенного контроля. Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишнего бюрократического контроля. Из первой главы курсовой работы мы учли что процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск.
Во второй главе мы определили , что основными объектами анализа системы управления рисками в таможенной службе России являются товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, сведения о которых имеются в грузовых таможенных декларациях и учитываются таможенной статистикой внешней торговли. Стоимостной или количественный объем товара является основой для исчисления таможенных платежей, взимание в максимально полном объеме которых является наиболее приоритетной задачей, которую ставит перед собой таможенная служба.
Большинство управленческих решений, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, принимается в условиях риска, что обусловлено рядом факторов — отсутствием полной информации, наличием противоборствующих тенденций, элементами случайности и многим другим. В связи с этим проблема управления и анализа риска приобретает важное значение, как составная часть теории и практики управления.
Управление рисками и их анализ является инструментом, который может помочь работать с рисковыми ситуациями и быть уверенным в том, что принятое решение оптимально и позволяет максимально использовать имеющиеся ресурсы.
Использование информационных систем при выявлении благоприятствует развитию экономики страны в целом, приводит к ускорению международного товарообмена, повышению собираемости таможенных платежей, сокращению расходов на содержание таможенной службы и обеспечению экономической безопасности страны.
На основании полученных в данной работе результатов проведенного исследования, можно сделать следующий вывод о том, что система анализа и управления рисками является действенным механизмом ускорения таможенного оформления и повышения качества таможенного контроля. Для эффективного управления рисками необходимо:
- определить возможный наивысший уровень эффективности оперативных действий;
- сконцентрировать имеющиеся ресурсы на наиболее приоритетных областях;
- определить слабые стороны в оперативных мероприятиях или программах таможенной организации и классифицировать их для выяснения тех слабых сторон, которые наиболее мешают оперативной работе. Затем следует принять соответствующие меры по устранению выявленных недочетов, снижению их негативного влияния или предпринять все возможные меры по снижению ущерба.
Практика анализа рисков в таможенном деле,то что показывает, что управление рисками – это непрерывный процесс сбора, обобщения, аналитического изучения информации, направленный на прогнозирование, выявление, предупреждение и пресечение таможенных правонарушений и обеспечивающий принятие эффективных управленческих решений. Информационное обеспечение при внедрении метода анализа рисков имеет, несомненно, высокую значимость и требует автоматизированного подхода в его использовании с целью оперативной таможенной работы в реальном времени.
Список использованных источников.
Таможенный кодекс Российской Федерации. - СПб.: Питер, 2012 г.
Приказ ФТС России № 347 от 22 марта 2007 года «Об утверждении Правил взаимодействия подразделений координации и применения системы управления рисками и подразделений, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль, с подразделениями таможенной инспекции при применении системы управления рисками»
Приказ ГТК России № 1069 от 26.09.2003 года «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации».
Приказ ГТК России № 465 от 08.05.2004 года «Об утверждении Положения о критериях отнесения товаров и внешнеэкономических операций к группам риска».
Приказ ГТК России № 1356 от 28.11.2003 года «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров».
6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник.–3-е изд. – М.: Гардарики, 2005.
7. Гамидуллаев С. Н. Управление риском в социально-экономических системах: таможенные аспекты. – СПб.: Изд-во ИСЭП РАН, 2006.
8. Каульбарс А.А. Разработка комплексного подхода к оценке существующих рисков недостоверного декларирования товаров. // Финансы, 2007, №4. – 0,62 п.л. (издание рекомендованное ВАК).
9. Серёгин Е.В. Предпринимательские риски: Учеб. пособие. – М., 2005.
10. Цветкова Е.В., Арлюкова И.О. Риски в экономической деятельности: Учебное пособие.- СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2009.
1 Таможенный кодекс Российской Федерации. - СПб.: Питер, 2012г.
8 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник.–3-е изд. – М.: Гардарики, 2005.
10 Цветкова Е.В., Арлюкова И.О. Риски в экономической деятельности: Учебное пособие.- СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2009.
7 Гамидуллаев С. Н. Управление риском в социально-экономических системах: таможенные аспекты. – СПб.: Изд-во ИСЭП РАН, 2006.
|