РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по русскому языку
для подготовки к ЕГЭ
учении(ка/цы) 10 класса
_________________________
1 полгодие
1 часть
УРОК 1
МОРФОЛОГИЯ
ТЕОРИЯ
Самостоятельные части речи
Существительное(кто? что?) предмет
ДОМ, КРАСОТА, КОШКА
Прилагательное(какой? какая? какие? чей? каков?) признак предмета
КРАСИВЫЙ, КАМЕННЫЙ, ШЕРСТЯНОЙ, СВЕЖ (краткая форма прилагательного), ТЕМНЕЕ (сравнительная степень)
Глагол(что делать? что сделать?) действие.
БЫЛ, СПРАШИВАЛ, УЛЕТЕТЬ
Особые формы глагола:
- причастие (какой?какая?какие? каков?) признак предмета по действию
действительные причастия
настоящего времени образуются с помощью суффиксов -ущ---ющ, -ащ---ящ,
прошедшего времени --вш;-ш.
страдательные причастия
настоящего времени образуются с помощью суффиксов -им, -ем, -ом,
прошедшего времени -енн, -нн, -т.
ИЗОБРАЖЕН(краткая форма причастия), ИСПУГАННЫЙ - испугать, БЕГУЩАЯ - бежать, СБЕЖАВШИЙ - сбежать, ВЕДОМЫЙ – вести, ОТКРЫТЫЙ – открыть.
- деепричастие (что делая?что сделав?) добавочное действие
(образуется при помощи суффиксов А, Я, ВШИ,ШИ,В)
ВЫБИРАЯ – выбирать, РАСПОЛОЖИВШИСЬ – расположить, УБЕЖАВ – убежать.
Наречие (где?когда?куда?откуда?почему?зачем?как?сколько?) признак действия
ПЛОХО, ЗАВТРА, ВПЕРЕД, МНОГО, ТЕМНЕЕ (сравнительная степень)
Числительное (какой? сколько?) порядок предметов при счете
ПЯТЫЙ, ОДИН, ДВАДЦАТЬ.
Местоимение (вопросы косвенных падежей) указывает на предмет, не называя его
КАЖДЫЙ, ВСЯКИЙ, САМЫЙ, ТВОЙ, НАШ, НЕКОТОРЫЙ, НИКТО, НЕЧТО.
Выделяют 9 разрядов местоимений по значению:
1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они).
2. Возвратное: себя. Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали).
3. Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен).
4. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов.
5. Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.
6. Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько. Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лиц, предметы, признаки и количество.
7. Относительные: те же, что и вопросительные, в функции связи частей сложноподчиненного предложения (союзные слова).
8. Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей. Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака.
9. Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь
Служебные части речи
Предлог - служебная часть речи, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении, то есть выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании и предложении.
По способу образования предлоги делятся на две группы:
Производные
|
Непроизводные
|
Образованы путем перехода самостоятельных частей речи, которые утрачивают свое значение и морфологические признаки
|
слова, которые могут быть только предлогами
|
Напротив, согласно, благодаря, после, вокруг, вслед, насчет
|
в, про, по, на, с, из-за, под, в
|
Напротив дома, возле озера, согласно расписанию, после матча
|
в лесу, по берегу, про подвиг
|
Частица - это служебная часть речи, которая вносит в речь дополнительные оттенки значения или служит для образования форм слова. Частицы не изменяются и не являются членами предложения.
Можно выделить три разряда частиц:
Модальные
|
ли, разве, неужели вот, а вот, вон, а вон именно, как раз что за, как вряд ли, едва ли даже, же, ведь, уж, всё, всё-таки, ни, и-ка только, лишь, исключительно, почти.
|
Отрицательные
|
не, ни
|
Формообразующие
|
да, давай, давайте, пусть, пускай, бы
|
Союз- связывает однородные члены предложения в простом предложении или части сложного предложения.
Союзы делятся на сочинительные и подчинительные.
Сочинительные союзы
|
Подчинительные союзы
|
Соединительные
|
Противительные
|
Разделительные
|
|
и, да(=и),
ни-ни
не только но и
как – так и
тоже (=и)
также(=и)
|
А
Но
Да (=но)
Зато
Однако
|
Или
Либо
То-то
Не то-не то
|
Когда, пока, едва, лишь, лишь только, потому что, так как, оттого что, ибо, чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, если, если бы, хотя, несмотря на то что, как, как будто, словно, так что, что, чтобы, который, чем, какой, кто, (и др. местоимения)
|
ПРАКТИКА
Задание: определите, к каким частям речи относятся данные слова:
ПУТАТЬ, ЗАПУТАВ, ЗАПУТАЮ, ЗАПУТАННЫЙ, ЗАПУТЫВАЯ, ЗАПУТЫВАЮЩИЙ, ПУТАНЫЙ, ДЕЛО ЗАПУТАНО, ПУТАНИЦА.
ТЕМЕНЬ, ТЕМНЕЮЩИЙ, КРАСКА ТЕМНЕЕ, ТЕМНЕЯ, НЕБО ТЕМНО, ПОТЕМНЕВ, ТЕМНЫЙ, САМАЯ ТЕМНАЯ, ТЕМНЕВШИЙ, ТЕМНЕТЬ.
Задание: укажите все части речи в предложении:
Путешественники, остановившись среди густо заросших полей, избрали ночлег и начали разводить костер, который затрещал быстро и весело, разбрасывая яркие угольки, гаснущие в густой сырой траве.
Задание: выпишите:
1.Местоимения. Люди, живущие в роскоши. Особенно те, кто вырос в роскоши, не замечают её, они живут, как и все, обычной жизнью.
2.Союзы. А если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам или , лучше сказать, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.
3.Прилагательное, употребленное в значении существительного. Причалить к ложной пристани не дадут мудрость и опыт старших.
4.Прилагательное в превосходной степени. Старшей, Инне, уже исполнилось 16. Самой маленькой, Люсеньке, только шесть.
5.Частицы. Настоящее чтение не сводится к бегству напечатанных слов через сознание. Одного рассудка и пустого воображения для чтения недостаточно. Надо чувствовать сердцем и созерцать из сердца.
Задание: выполните тестовую работу.
Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной?
1.Каждому из нас было близко и понятно её волнение.
1)определительное местоимение 2)личное местоимение 3)притяжательное местоимение 4) имя прилагательное
2. Вообще я схожусь с людьми очень трудно.
1) союз 2) наречие 3) прилагательное 4) причастие
3. Разлившееся молоко стекло со стола.
1) имя существительное 2) причастие 3) глагол 4) имя прилагательное
4. Мусор был небрежно свален в кучу.
1) причастие 2) имя прилагательное 3) глагол 4) деепричастие
5. Мы смотрели на певца, затаив дыхание.
1)причастие 2) имя прилагательное 3) глагол 4) деепричастие
6. Небо молнией летучей опоясалось кругом.
1) причастие 2) имя существительное 3) наречие 4) предлог
7. Хотелось сесть в поезд и мчаться мимо чужих перелесков, широких полей.
1) предлог 2) имя прилагательное 3) наречие 4) деепричастие
8.Что же ты сидишь без огня?
1) вопросительное местоимение 2) наречие 3) личное местоимение 4) частица
9. В каком предложении слово вокруг является предлогом?
1) Все боязливо стали осматриваться вокруг.
2) От этого луча солнца всё вокруг посветлело.
3) Сторож ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку.
4) Там вокруг высились тёмные сизые сопки.
10. В каком примере допущена ошибка в определении морфологических признаков слова?
1) каждый – определительное местоимение
2) перечитывающий – действительное причастие настоящего времени
3) пробирался – глагол прошедшего времени
4) так же – сочинительный союз
Задание: цифрой 1 обозначьте предлоги, цифрой 2 – союзы.
В течение, зато, несмотря на, чтобы, так как, как…так и, ни…ни, будто, вследствие, мимо, несмотря на то что, ввиду, в продолжение, или, как будто, также, не то…не то, вдоль, от, оттого что , тоже, для того чтобы, а, либо, для, вроде, в связи, потому что, навстречу, не только…но и , сквозь, то..то, по, как только, если.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДОМАШНЯЯ РАБОТА
Задание: определите, чем выражены все члены предложения в данном тексте.
Глядя на небольшую находку, я убедился, что передо мной довольно ценная вещь, способная украсить любой музей. Меня наполнило каким-то необъяснимым волнением, которое я даже не смог скрыть. Моё лицо сияло, и это привлекло внимание коллег, внимательно наблюдавших за моей застывшей над небольшим осколком фигурой.
Задание:
Выпишите номера предложений, в котором выделенное слово не является предлогом.
I. 1. И навстречу декабрьской метели вышли стоять под огнем. 2. А навстречу рвется ветер волглый и звенит бубенчик заливной. 3 . Крутыми тропинками в горы, вдоль быстрых и медленных рек, минуя большие озера, веселый шагал человек.4. Бежит вверх аллейка, а ярко-рыжие цветки стоят вдоль.
5. Космонавт уснул совсем как дома... мимо мчалась звездная река. 6. Шли ребята мимо зданья, что на площади Восстанья. 7. Он упал возле ног вороного коня и закрыл свои карие очи. 8. Я писал этюд, а она стояла возле и смотрела восхищенно.9. Сколько ягод не доели, раскидали их вокруг! 10. Не пряжу мотать на клубок – вокруг Земли обороты.
Выпишите номера предложений, в которых выделенное слово является предлогом.
II. 1. Плывут сибирские девчата навстречу утренней заре по Ангаре, по Ангаре. 2. Страна встает со славою навстречу дня. 3. Так вот она, широкая какая, встает навстречу, глаз не утоля, исконная, родная, золотая, никем не покоренная земля. 4. А кругом стоял тот смутный, непрерывный и веселый шум, которым днем и ночью полон воздух в начале лета. 5. В саду и кругом сада все слабо шумело, шуршало, словно живое, – трава, цветы, кусты. 6. Иди, мой сын! Враги не ждут, врагов кругом немало.7. Прожужжит в полете жук... Вздрогнет земляника. И опять покой вокруг. 8. В марте грачи носятся стаями, делают облеты вокруг грачевен.9. Ночью мы перебрались на знаменитые торфяные болота к деревне Вороваткино. Переночевали вблизи. 10 . Вблизи высокого кургана начались дубы.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Известно, что в предпушкинскую эпоху звукопись являлась утонченным стилистическим приемом и использовалась только при описании «высоких» образов, красоты природы, возвышенных чувств. (2)Пушкин расширил диапазон художественного использования звукописи, включив в него все лексические богатства языка, в том числе просторечие (разговорную речь городского населения: части духовенства, мелкого и среднего чиновничества, духовенства, разночинной интеллигенции, мещанства) и язык народных песен, былин, сказок. (3) <�…> так Пушкин в своем творчестве добился единства слова и образа, в его поэзии художественная форма никогда не вступала в противоречие с содержанием, ибо настоящий художник никогда не допустит, чтобы красивые звуки затеняли или обедняли мысль, содержание.
1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Пушкинская поэзия благодаря расширению диапазона использования звукописи достигла совершенства: в ней едины форма и содержание, в ней слились образ и звук.
2) Пушкин расширил диапазон использования звукописи, включив в неё всё лексическое богатство русского языка.
3) В предпушкинскую эпоху звукопись являлась утонченным стилистическим приемом и использовалась при описании «высоких образов» и чувств.
4) Настоящий поэт всегда следит только за благозвучием своей поэзии.
5) Пушкин в своём творчестве добился единства слова и образа, расширив диапазон художественного использования звукописи за счёт включения в него всего лексического богатства русского языка.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
Наоборот, Например, Однако Именно Поэтому
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЯЗЫК. Определите значение, в котором это слово употреблено в втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ЯЗЫ́К (язы́ка книжн. устар., только в 3, 4 знач.), м.
1. Орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса, а у человека способствующий также образованию звуков речи. Коровий язык. Больно прикусить язык. Лизать языком. Показать язык кому-н. «Язык не лопатка, знает что сладко. «Поговорка. «И он к устам моим приник, и вырвал грешный мой язык.» Пушкин. «Языком играл сигналики, песни пел — такие хватские. «Некрасов.|| Кушанье из языка животных. Язык с картофельным пюре. Копченый язык.
2. только ед. Способность говорить, выражать словесно свои мысли, речь. «Голос мой не задрожит, и язык не отнялся.» Пушкин. «Она без языка лежит, руками объясняется.» Тургенев. Лишиться языка. Владеть языком. Язык — один из признаков, отличающих человека от животных. «Язык до Киева доведет.» Пословица.
3. Система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения в человеческом обществе. «Язык есть важнейшее средство человеческого общения…» Ленин. «…Национальная общность немыслима без общего языка…» Сталин. «О, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» Тургенев. «На всех языках говорит.» Лермонтов. Родной язык. Славянские языки. Национальные языки. Древние языки(преимущ. о греческом и латинском). Новые языки (современные западноевропейские). Живой язык ). Мертвый язык (см. мертвый). Изучать языки. История русского языка.
4. Разновидность речи, обладающая теми или иными характерными признаками. Литературный язык. Разговорный язык. Профессиональные языки. Газетный язык. Поэтический язык. Воровской язык.
5. только ед. Словесно выраженная мысль, речь того или иного содержания. «Правдив и свободен их (волхвов) вещий язык.» Пушкин. У него злой язык. Острый язык. Лживый язык. Туманный язык.
УРОК 2
МОРФОЛОГИЯ. ПРАКТИКУМ
Задание:
Подчеркните частицы.
Вот об этом и поговорим; ведь ты прав; вот-вот приедет; лишь он; не только ты, но и он; только не читай! Что за красота! Разве я не права? Где бы ты ни был…; не знал ни правил, ни формул; точно янтарь; как он красив! Спросил, знал ли он это; пусть всегда будет солнце! Сделал бы правильно.
Подчеркните частицы.
Неужели у меня двойка? Возьми-ка ручку; пусть отвечает; вон за тем домом; ну просто красота! Как раз сегодня; вот глупость какая; ни у кого не было; давай погуляем; только ты; чуть не уронила стакан; даже я не знаю; не рано ли? Неужто вы боитесь? Именно это задание; приставка и суффикс; вот мои друзья и готовы; уж вы будьте так добры.
Подчеркните прилагательные, перешедшие в существительное.
Прошлого не вернуть; взрослые люди не всегда бывают правы; взрослых на встречу пришло много; ничего нового не услышал; таблетка снотворного не помогла; влюбленная пара; не ходи в столовую; гостиная занимала много места; люди, влюбленные в поэзию; не только чужое, но и свое; прохожие на мостовой; поищи в кладовой; больные улыбались; столовая посуда из фарфора.
Напишите разряд местоимений.
Каждый (______), у меня (______), передо мной (______), кое у кого (______), весь (______), собой (______), его книга (______), некий (______), самый умный (_____), который (______), кто? (______), наш такой (______, ______), чей-нибудь (_______), иной (_______), встретил их (_______), любой (_______), каждый из нас (______,______), некоторый (______), другой (______), эти (______), тем (______), ничто (______), каков (_______), себе (______), вам (_______), к тебе (_______).
Подчеркните действительные причастия.
Указанный, рассматривающий, играючи, подходившего, рисуемый, подчеркнутый, завядший, носящее, играющий, кружащиеся, покрытый, похожий, способный, видимый, рокочущий, полоскавшим, обшитая, линючий, сидючи, пообедавши, сдержавший, насытившись, бурча.
Подчеркните страдательные причастия прошедшего времени.
Блестящий, подвернуты, пахучий, замерзшая, званый, стелющегося, замороженный, асфальтированный, жаренный в сметане, брошенному, понятый, отвергнутым, похожий, вмурованы, приближено, ответивший.
Подчеркните все предлоги.
Болел в течение недели; бегал вокруг дома; зайдешь после меня; посиди рядом; в квартире много безделушек; мимо дома; за тобой не угонишься; провел год в заключении; в продолжение трех дней; через два дня; уехал на месяц; посередине комнаты; по-над речкой; встретимся впоследствии; не проходи мимо; в отличие от брата; средь зеленой дубравы.
Подчеркните все союзы.
То ли ветер, то ли снег; сообщи, когда уедешь; мал, зато дорог; не верь, что бы ни говорили; лишь только бой угас, звучит другой приказ; читай, пока не поймешь; если не прав, признай свою вину; я живу в доме, в котором ценят покой; сверкает, словно бриллиант; ответил все точно; кабы я была царица; пока! Я скоро приду! Не только газеты, но и журналы. Итак, она звалась Татьяной.
|