Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Аллюминийъ. Урок в 9 классе Тема урока Характеристика химического элемента алюминия по положению в Переодической системе. Получение алюминия



Название Урок в 9 классе Тема урока Характеристика химического элемента алюминия по положению в Переодической системе. Получение алюминия
Анкор Аллюминийъ.doc
Дата 16.01.2018
Размер 85 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Аллюминийъ.doc
Тип Урок
#15260

Урок в 9 классе

Тема урока: «Характеристика химического элемента алюминия по положению в Переодической системе. Получение алюминия».

Тип урока. Комбинированный.

Задачи:

Образовательные:

1. Актуализировать знания учащихся о строении атома, физических смыслах порядкового номера, номера группы, номера периода на примере алюминия.

2. Сформировать у учащихся знания о том, что алюминию в свободном состоянии присущи особые, характерные физические и химические свойства.

Развивающие:

1. Возбудить интерес к изучению науки путем предоставления кратких исторических и научных сообщений о прошлом, настоящем и будущем алюминия.

2. Продолжить формирование исследовательских навыков учащихся при работе с литературой, выполнением лабораторной работы.

3. Расширить понятие амфотерности раскрытием электронного строения алюминия, химических свойств его соединений.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, предоставляя сведения о возможном использовании алюминия вчера, сегодня, завтра.

2. Формировать умения работать коллективом у каждого учащегося, считаться с мнением всей группы и отстаивать свое корректно, выполняя лабораторную работу.

3. Знакомить учащихся с научной этикой, честностью и порядочностью естествоиспытателей прошлого, предоставляя сведения о борьбе за право быть первооткрывателем алюминия.

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛЛА по темам щелочные и щелочноземельные М (ПОВТОРЕНИЕ):

  1. Какое количество электронов на внешнем энергетическом уровне щелочных и щелочноземельных М?

  2. Какие продукты образуются при взаимодействии с кислородом натрия или калия? (пероксид), способен ли литий в реакции с кислородом давать пероксид? (нет, в результате реакции образуется оксид лития.)

  3. Как получают оксиды натрия и калия? (прокаливанием пероксидов с соответствующими Ме, Пр: 2Na+Na2O2=2Na2O).

  4. Проявляют ли щелочные и щелочноземельные металлы отрицательные степени окисления? (нет, не имеют, так как являются сильными восстановителями.).

  5. Как изменяется радиус атома в главных подгруппах (сверху вниз) Переодической системы? (увеличивается), с чем это связано? (с увеличением числа энергетических уровней).

  6. Какие из изученных нами групп металлов легче воды? (у щелочных).

  7. При каких условиях идет образование гидридов у щелочноземельных металлов? (при высоких температурах).

  8. Какое вещество кальций или магний активнее реагирует с водой? (более активно реагирует кальций. Магний активно реагирует с водой только при нагревании ее до 1000С).

  9. Как изменяется растворимость гидроксидов щелочноземельных металлов в воде, в ряду от кальция до бария? (растворимость в воде увеличивается).

  10. Расскажите про особенности хранения щелочных и щелочноземельных металлов, почему их хранят именно так? (т.к. данные металлы очень реакциоспособны, то их хранят в таре под слоем керосина).


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по темам щелочные и щелочноземельные М:
КОНСПЕКТ УРОКА (ИЗУЧЕНЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА):

Учитель: Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами переходим к изучению IIIА подгруппы. Перечислите элементы расположенные в IIIА подгруппе?

Обучаемые: Она включает в себя такие элементы как бор, алюминий, галлий, индий и таллий.

Учитель: Какое число электронов они содержат на внешнем энергетическом уровне, степени окисления?

Обучаемые: Три электрона, степень окисления +3, хотя для таллия более устойчивой является степень окисления +1.

Учитель: Металлические свойства элементов подгруппы бора выражены значительно слабее, чем у элементов подгруппы бериллия. Бор является неМ. В дальнейшем внутри подгруппы с возрастанием заряда ядра М свойства усиливаются. Аl – уже М, но не типичный. Его гидроксид обладает амфотерными свойствами.

Из М главной подгруппы III группы наибольшее значение имеет алюминий, свойства которого мы изучим подробно. Он интересен нам потому, что является переходным элементом.

  1. Характеристика химического элемента по положению в Переодической системе:

Алюминий был открыт в 1825 году датским физиком Х.К. Эрстедом.

  1. Ребята, опишите местоположение данного металла в Переодической системе Менделеева:

Обучаемые: Алюминий – элемент третьего периода и IIIА подгруппы, порядковый номер 13.

  1. Учитель: Давайте разберемся со строением атома:

Заряд ядра атома: +13.

Количество протонов и электронов в неионизированном атоме всегда одинаково и равно порядковому номеру в периодической таблице Менделеева, для алюминия Al - 13, а теперь найдем значение атомной массы (26,98) и округлим его, получим 27. Скорее всего, что его наиболее распространенный изотоп будет иметь массу равную 27. Следовательно, в ядре этого изотопа будет находиться 14 нейтронов (27–13=14). Количество нейтронов в неионизированном атоме Al = 14., т.о. p13n14e13

Электронную формула атома алюминия:

13Аl 1S22S22P63S23P1

графическая формула:

1s2 2s2 2p6 3s2 3p1


↑↓

↑↓

↑↓

↑↓

↑↓

↑↓










Учитель: Из приведенной вами формулы мы видим, что атом алюминия имеет одни промежуточный 8-и электронный слой, который препятствует притяжению внешних электронов к ядру. Поэтому, у атома алюминия восстановительные свойства выражены гораздо сильнее, чем у атома бора. Почти во всех своих соединениях Аl имеет степень окисления +3.

  1. Метал или неметалл: Является М (Металлическая связь, металлическая решетка со свободно перемещающимися электронами).

  2. Высшая положительная степень окисления: +3 – в соединениях, 0 – в простом веществе.

  3. Формула высшего оксида: Аl2O3 бесцветные нерастворимые в воде кристаллы. Химические свойства — амфотерный оксид. Практически не растворим в кислотах. Растворяется в горячих растворах и расплавах щелочей.

Al2O3+6HCl→2AlCl3+3H2O

Al2O3+2KOH(температура)→2KAlO2(алюминат калия)+H2О

  1. Формула высшего гидроксида: Al(OH)3 – амфотерный гидроксид (проявление основных и кислотных свойств).

Упрощенное Al(OH)3+3KOH=KAlO2+3H2O

Реальный процесс отражается таким уравнением: Al(OH)3+KOH=K[Al(OН)4]

Al(OH)3+3HCl=AlCl3+3H2O

  1. Валентность по водороду: отсутствует

  2. Формула летучего водородного соединения: отсутствует

  3. Сравнение Al с соседними по периоду, подгруппе, группе, радиусу, электроотрицательности, энергии ионизации.




B Радиус атома(увел.)

Al Энергия ионизации (уменьш.)

Ga Электроотрицательность (уменьш.)

М свойства (увел.)
Mg Al Si

Радиус атома(увел.)

Энергия ионизации (уменьш.)

Электроотрицательность (уменьш.)

М свойства (увел.)

Тема урока: «Химические свойства алюминия и его соединения».

Тип урока: комбинированный

Задачи:

Образовательные:

1. Показать зависимость физических свойств алюминия от наличия в нем металлической связи и особенностей кристаллического строения.

2. Сформировать у учащихся знания о том, что алюминию в свободном состоянии присущи особые, характерные физические и химические свойства.

Развивающие:

1. Возбудить интерес к изучению науки путем предоставления кратких исторических и научных сообщений о прошлом, настоящем и будущем алюминия.

2. Продолжить формирование исследовательских навыков учащихся при работе с литературой, выполнением лабораторной работы.

3. Расширить понятие амфотерности раскрытием электронного строения алюминия, химических свойств его соединений.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, предоставляя сведения о возможном использовании алюминия вчера, сегодня, завтра.

2. Формировать умения работать коллективом у каждого учащегося, считаться с мнением всей группы и отстаивать свое корректно, выполняя лабораторную работу.

3. Знакомить учащихся с научной этикой, честностью и порядочностью естествоиспытателей прошлого, предоставляя сведения о борьбе за право быть первооткрывателем алюминия.

  1. Характеристика простого вещества:

Алюминий является металлом, таким образом, (металлическая связь; металлическая решетка, в узлах которой расположены свободно перемещающиеся общие электроны).

  1. Физические свойства Аl:

Назовите физические свойства алюминия о которых вы знаете:

Обучаемые: Аl – серебристо-белый легкий металл. Очень пластичен, легко вытягивается в проволоку и прокатывается в фольгу. Обладает большой электрической проводимостью и теплопроводностью. Образует с другими металлами легкие и прочные соединения.

Учитель: Температура плавления достигает 6600С. При температуре около 6000С Аl становится хрупким и его можно измельчить в порошок.

  1. Химические свойства Аl:

  1. Он является сильным восстановителем, так как имеет на внешнем энергетическом уровне 3 электрона.

Аl0-3е→ Аl3+

  1. Взаимодействие с простыми веществами:

При сильном нагревании порошка или алюминиевой фольги, происходит воспламенение:

4Аl+3О2=2Аl2О3

При комнатной температуре на воздухе М покрывается очень прочной тонкой оксидной пленкой, которая защищает М от взаимодействия с компонентами воздуха и воды.

Активно взаимодействует с неМ, особенно в порошкообразном состоянии. Для того чтобы началась реакция необходимо нагревание, за исключением реакций с Hal2 (Сl2 и Br2), зато потом все реакции с алюминием идут бурно с выделением большого количества теплоты.

2Аl+3Cl2=2AlCl3

При высокой температуре реагирует с S, N2, C:

2Аl+3S=Аl2S3(сульфид)

2Аl+N2=2АlN(нитрид)

4Аl+3C=Аl4C3(карбид)

  1. Если удалить оксидную пленку, то алюминий будет взаимодействовать с водой: (Пленку снимают амальгамированием или механическим путем. Амальгамирование производят так: алюминиевый стержень опускают в раствор соли ртути. Так как алюминий более активный метал, то он вытесняет ртуть в результате образуется сплав метала с ртутью, который называется амальгама. Ее снимают шпателем и алюминий в этом месте хорошо взаимодействует с водой.)

2Аl+6Н2О=2Аl(OH)3+3H2

  1. Взаимодействие с кислотами: При обыкновенной температуре алюминий практически не взаимодействует с концентрированной азотной кислотой (в результате образования защитной оксидной пленки), однако он растворяется в разбавленных соляной и серной кислотах:

2Аl+6НCl=2АlCl3+3H2

2Аl+3H2SO4=Аl2(SO4)3+3H2

Взаимодействует с разбавленной и очень разбавленной азотной кислотой:

8Аl+3HNO3(оч. разб.)=8Al(NO3)3+3NH4NO3+9H2O

  1. Взаимодействие с растворами солей: Демонстрируем взаимодействие раствора медного купороса и порошка алюминия при нагревании.

2Аl+3СuSO4=Al2(SO4)3+3Cu

  1. Алюминий растворяется в водных растворах щелочей, образуя соли – алюминаты, которые называют комплексными:

Упрощенное 2Al+6NaOH(р-р)=2Na3AlO3(ортоалюминат натрия)+3H2

Реальный процесс отражается таким уравнением: 2Al+2NaOH+6H2O=2Na[Al(OH)4]+3H2

  1. Алюмотермия:

Алюминий легко отнимает кислород и галогены у оксидов и солей других металлов. Реакция сопровождается выделением большого количества тепла:

8А1+3Fe3O4(темпер.)=9Fe+4А12O3

Процесс восстановления металлов из их оксидов алюминием называется алюмотермией. Алюмотермией пользуются при получении некоторых редких металлов, которые образуют прочную связь с кислородом (ниобий, тантал, молибден, вольфрам и др.).

Смесь мелкого порошка алюминия и магнитного железняка называется термитом. После поджигания термита с помощью специального запала реакция протекает самопроизвольно и температура смеси повышается до 3500°С. Железо при такой температуре находится в расплавленном состоянии. Эту реакцию используют Для сваривания рельсов.


  1. Нахождение в природе:


В природе содержится в виде различных соединений и относится к числу весьма распространенных элементов (первое место среди металлов по распространению в природе и третье после кислорода и кремния). Основные природные соединения алюминия:

  1. Алюмосиликаты составляют основную массу земной коры. Продукт выветривания алюмосиликатных пород – глина и полевые шпаты. Основной состав глины отвечает формуле Аl2О3•2SiО3•2Н2О.

  2. Боксит – горная порода, состоящая главным образом из гидратов окиси алюминия и окислов железа. Обычно состав боксита выражается формулой Аl2О3nН2О. Боксит служит рудой, из которой получают алюминий.

  3. Корунд – минерал состава Аl2О3применяется как абразивный материал.

  4. Глинозем имеет ту же формулу что и корунд. Вам хорошо известны прозрачные, окрашенные примесями кристаллы корунда: красные – рубины и синие – сапфиры. (кристаллы рубинов применяют в лазерах, данные минералы являются драгоценными камнями).

  5. Криолит – минерал состава А1F3•3NaF или Na3А1F6. В настоящее время приготавливается искусственным путем.




  1. Получение:


Впервые был получен восстановлением хлорида алюминия металлическим калием или натрием без доступа воздуха:

АlС13+ЗNа=Аl+3NaСl

Практически весь алюминий получают в настоящее время методом электрометаллургии из оксида алюминия, содержащегося в глиноземе и бокситах. В электролизной ванне сначала расплавляют криолит Na3AlF6 (температура расплава немного ниже 1000°C). Криолит можно получить, например, при переработке нефелинов Кольского полуострова. Далее в этот расплав добавляют немного Al2О3 (до 10% по массе) и некоторые другие вещества, улучающие условия проведения последующего процесса. При электролизе этого расплава происходит разложение оксида алюминия, криолит остается в расплаве, а на катоде образуется расплавленный алюминий:

2Al2O3(электролиз)→4Al+3O2

Так как анодом при электролизе служит графит, то выделяющийся на аноде кислород (O2) реагирует с графитом и образуется углекислый газ СО2.

При электролизе получают металл с содержанием алюминия около 99,7%.



  1. Применение:


Широко применяется как конструкционный материал. Основные достоинства алюминия в этом качестве — лёгкость, податливость штамповке, коррозионная стойкость (на воздухе алюминий мгновенно покрывается прочной плёнкой Al2O3, которая препятствует его дальнейшему окислению), высокая теплопроводность, не ядовитость его соединений. В частности, эти свойства сделали алюминий чрезвычайно популярным при производстве кухонной посуды, алюминиевой фольги в пищевой промышленности и для упаковки.

Основной недостаток алюминия как конструкционного материала — малая прочность, поэтому его обычно сплавляют с небольшим количеством меди и магния (сплав называется дюралюминий).

Электропроводность алюминия всего в 1,7 раза меньше, чем у меди, при этом алюминий приблизительно в 4 раза дешевле за килограмм, поэтому он широко применяется в электротехнике для изготовления проводов, их экранирования и даже в микроэлектронике при изготовлении проводников в чипах. Меньшую электропроводность алюминия (37 1/ом) по сравнению с медью (63 1/ом) компенсируют увеличением сечения алюминиевых проводников. Недостатком алюминия как электротехнического материала является наличие прочной оксидной плёнки, затрудняющей пайку. В настоящее время отказываются производить провода из алюминия, и заменяют их медными. Это связано с тем, что медь, не смотря на ее большую стоимость, имеет большую температуру плавления. Нельзя вместе соединять алюминиевый провод и медный вместе, это приведет к электрической карозии, которая будет проявляться в том, то активный метал (Al) будет разрушаться.

Благодаря комплексу свойств широко распространён в тепловом оборудовании.

Алюминий и его сплавы сохраняют прочность при сверхнизких температурах. Благодаря этому он широко используется в криогенной технике.

Высокий коэффициент отражения в сочетании с дешевизной и лёгкостью напыления делает алюминий идеальным материалом для изготовления зеркал.

написать администратору сайта