Навигация по странице:
|
Перспектива1 ( задачник). В г. Златоусте Рецензенты А. А. Жданов, В. И. Зозуля Ш59 Шилов, А. Н. Теория теней и перспектива учебное пособие
ПОСТРОЕНИЕ ТЕНЕЙ В ПЕРСПЕКТИВЕ ИНТЕРЬЕРА
Изучая правила и способы перспективного изображения явлений освещения, их обычно различают по признакам взаимного расположения лучей света: лучи света солнца и луны принимают за взаимно параллельные прямые, следовательно, в перспективе подчиняющиеся правилам о точках схода перспектив параллельных прямых; лучи света от лампы (светящейся точки), как известно, сходятся в одну точку (применение ламп дневного света, распространяющих лучи светящихся цилиндров, можно рассматривать, как случай освещения несколькими лампами).
Процесс изображения явлений освещения значительно упрощается, если художнику ясна форма как собственной тени на предмете, так и падающей от него на смежные предметы. Рассмотрим два отдельных вопроса: о построении и формах теней в аксонометрических проекциях на примерах тени от прямой линии, плоской фигуры и геометрических тел, которые помогут нам разъяснить общие правила построения теней и о правилах перспективного изображения явлений освещения. Эти правила основаны на следующих соображениях: при наблюдении теней, падающих на пол от вертикальных линий, в комнате, где висит у потолка одна лампа (рис. 16), мы заметим, во-первых, что все такие тени направляются в одну точку, расположенную на полу точно под лампой; во-вторых, легко убедиться, что длина тени от вертикальной линии на пол определяется точкой пересечения с полом луча света, проходящего через верхний конец вертикальной линии; повторяя наше наблюдение, но уже над направлением теней от прямых линий, перпендикулярных к стене комнаты, то есть горизонтальных, мы заметим, что они тоже направляются в одну точку (как и тени на полу) и что эта точка помещается как раз в том месте на стене, против которого висит лампа; точное положение этой точки можно определить, проводя мысленно из светящейся точки перпендикуляр на стену; на других стенах комнаты мы заметим точно такое же явление. Условимся называть отмеченные нами точки схода теней от прямых линий на полу или на стене прямоугольными проекциями источника света на ту плоскость, на которую падает тень. Следовательно, для обозначения на рисунке условий освещения необходимо указать две точки: самую светящуюся точку и ее проекцию на ту плоскость, на которую падает тень. В нашем примере таких проекций источника света будет пять: на пол, потолок и на три стены.
Рис. 16
ПОСТРОЕНИЕ ОТРАЖЕНИЙ В ЗЕРКАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ
На картине (рис. 17) изображен берег, по краю которого расположены фонари, невысокая изгородь и палатка. Сначала построим отражение вертикального края берега по точке А – а. Для этого от проекции точки а отложим равные по величине отрезка Аа = аА*. Затем построим отражение вертикальной плоскости набережной, проведя ее верхней край в точку схода F2.
Если предмет находится в глубине на горизонтальной плоскости земли, тогда применяют дополнительные построения. В данном примере вдоль набережной расположены осветительные фонари, которые удалены от ее края на некоторое расстояние. Построим их отражение в воде по ближнему фонарю B – b. Сначала проведем перпендикуляр к плоскости зеркала (воде), продолжив высоту каждого фонаря вниз под поверхность воды. Затем определим точку пересечения перпендикуляра с поверхностью воды. Для этого через него проведем дополнительную вертикальную плоскость (фронтальную или произвольно направленную) и построим линию пересечения фронтальной плоскости с поверхностью земли пройдет через основания фонаря b по прямой широт, край берега – по вертикальной линии и поверхности воды – по прямой широт. Пересечения перпендикуляра с этой прямой определит точку b1 «касания» столба при его продолжении с поверхностью воды. Затем отложим от точки b1 равные отрезки Bb1 =b1B*.
Заметим, что основания и вершины всех фонарей находятся на воображаемых прямых, параллельных краю берега, поэтому они имеют с ним общую точку схода F2.
Рис. 17
Таким же способом построим изгородь по вертикальной стойке E – e, но вспомогательную вертикальную плоскость проведем в направлении точки F1. Линия пересечения ее с поверхностью земли пройдет через основание стойки е и точку схода F1, край берега по вертикальной прямой и поверхность воды по прямой горизонтальной с точкой схода F1. Эта линия в пересечении с перпендикуляром определит искомую точку е1, отражение стойки Е – е1 = е1 – Е* и всей изгороди.
Построим отражение в воде палатки. Сначала продолжим все вертикальные ребра за плоскость зеркала и определим точку пересечения с водой I1 только одного переднего ребра L – 1. Затем, отложив равное расстояние за поверхность воды LI1 = IL*, построим отражение искомой точки L*. Через нее проведем горизонтальные прямые в точки схода F1 и F2, которые будут отражением горизонтальных ребер данного объекта.
Для построения навеса достаточно определить отражение одной точки I, проведя горизонтальную прямую через точку L. Тогда параллельная ей горизонтальная прямая L*L∞ при пересечении с вертикальной линией определит отражение точки I*. Через нее проведем горизонтальные прямые в точки схода F1 и F2, которые будут отражением в воде краев навеса палатки.
Заметим, что в данном примере изображены силуэты зданий, расположенных вдали берега при значительном удалении от него.
ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ
Для выполнения контрольных работ применяется чертежная бумага формата А3 (420297), в количестве четырех листов чертежа.
Каждый лист чертежа оформляется контурной рамкой и основной надписью выполненной работы (рис. 18) с заполнением: 1 – название листа; 2 – фамилия студента; 3 – подпись студента; 4 – дата завершения чертежа; 5 – номер направления; 6 – учебное учреждение.
Рис. 18
Чертежи сшиваются в форме книжки на обложку (рис. 19). Обложка формата А3 (420297), перегибается на две половины, на вторую половину сшиваются чертежи скрепками.
Титульный лист оформляется согласно СТО.
Рис. 19
ЗАДАЧИ
Задача 1. Построение паркета во фронтальном положении
и цилиндрической фигуры
Цель – по варианту построить фронтальную проекцию паркета, цилиндрической фигуры в перспективе, передать картинный образ.
Порядок выполнения работы:
– вычертить сегмент паркета, цилиндра;
– построить в перспективе проекцию паркетных элементов, окружности цилиндрической фигуры в перспективе;
– заштриховать элементы паркета.
Первый лист состоит из двух задач, на левой половине листа ведется построения паркета, а правая половина листа цилиндрическая фигура.
Для построения паркета в задании 1.1 (приложение 1) даны варианты модули.
В нижней части левой половине вычерчивается модуль 4040, натуральная величина (НВ) (приложение 2). От модуля паркета задается линия картиной плоскости kk. Произвольно задаем горизонтальную линию горизонта hh, на линии горизонта устанавливаем главную точку Р. Перпендикулярно от точки Р задаем прямую S (точка зрения), отрезок прямой PS проводится к линии горизонта hh под 45°, это точка дистанционная F1. На модули паркета задаем точки 10 , 20 , 30 , 40 , проводим прямые к картинной плоскости kk. Полученная величина отрезка откладывается на линии kk, устанавливаем дополнительные точки, а за тем проводятся в главную точку Р. С сегмента модуля проводим диагональ 40, 20 к линии k0, затем к дистанционной точки F1, эта линия разделяет паркет в картине.
Задача построения цилиндрической фигуры в перспективе. В задании 1.2 (приложение 3) даны варианты цилиндров с линией h.
Вычерчивается небольшой масштаб цилиндра (рис. 20 а). В нижней части листа задаем линию k, эта линия натуральных величин по горизонтали. От точки R0, проводится прямая линия перпендикулярно к k,эта линия натуральных величин по вертикали. Задаем линию h, примечание: масштаб берется с вычерченного задания цилиндра. На линии k вычерчиваем натуральную величину основания окружности цилиндра. От точки 0 проводится ось, пересекая линию hполучает главную точку Р. В картиной плоскости произвольно на оси задаем 00. Для передачи пространственной глубины задается R∞ на горизонтали h, проводится прямая линия от R0 до R∞. Построение квадрата, окружности в перспективе, проводим от 1, 2 в точку Р, а от точки 00 в дистанционную F2, получаем диагонали в квадрате (см. рис. 20 а) В натуральной плоскости дуги окружности лежащие точки проводятся к линии k, а затем в точку Р, в пересечениях диагоналей квадрата в картиной плоскости получаем дополнительные точки, по которым проводится окружность (используется лекало).
Построение второй окружности сначала вычерчивается в плоскости натуральных величин половина окружности. Полученные точки 1, 2 проводятся в главную точку Р, с пересечением основания горизонтальной оси первой окружности 00образуется дополнительная тоска. На отрезке R0, R откладывается высота второй окружности I затем проводится в точку R∞. Ось окружности 00 пересекает отрезок R0, и R∞, проводится до пересечения прямой I и R∞, образуется ось второй окружности 01(рис. 20 б).
а)
б)
в)
Рис. 20
От оси 00 до оси второй окружности проводятся прямые вертикальные в точки 11, 21. Строится квадрат второй окружности в главную точку Р и диагональную 01, F2 получаем квадрат в перспективе. Для построения второй окружности, используются точки в натуральной плоскости окружности диагонали. Построение третей и последующих окружностей применяется метод второго построения окружности (рис. 20 в).
Изображение оттеняется, а контурные линии обводятся толстой основной линией (см. приложение 2).
Задача 2. Построение геометрических тел методом архитектора
Цель – построить геометрические тела методом архитектора, с построением тени в перспективе.
Порядок выполнения работы:
– перечертить ортогональный чертеж;
– построить в перспективе геометрические тела методом архитектора;
– построить падающую тень в перспективе;
– заштриховать тень на плоскостях.
Перечерчивается ортогональный чертеж варианта (приложение 4) с заданной линией горизонта. На рисунке чертежа изображены геометрические тела: трехгранная призма и параллелограмм, напоминающую форму двух скатной крыши и дымовой трубой. В горизонтальной плоскости чертежа произвольно задается линия kk, на расстоянии устанавливается точка S. Проводим перпендикулярную прямую от S к плоскости картиныkk, получаем главную точку Р. На плоскости картины задаются точки прямого угла F1∞,F2∞. Задаются точки не чертеже 1, 2, 3…7, затем проводятся прямые в точку S, с пересечением картиной плоскости проецируются точки 1, 2, 3…7 (приложение 5, 6). В правой части листа проводится прямая линия kk, устанавливается точка Р (в целях лучшего изображения проекции рекомендуется увеличить масштаб). На линии kk, ортогональном чертеже разделяет левую и правую части точка Р. Эти точки переносятся в картинную проекцию. В картиной проекции задается вспомогательная линия прямая вертикальная R0,R, линия натуральных величин. Откладывается линия hh, с основания kk, точка Р0 перпендикулярно проводится в hh от точки Р устанавливаются дистанционные F1,F2. Для построения перспективного изображения необходимо геометрических тел в первую опереть строится основание (следок) трехгранной призмы и параллелограмма. На вспомогательной R0,R устанавливается высота I призмы и вершина параллелограмма II(приложение 7, 8), R∞ задает перспективную глубину. Отрезок аА высота призмы и bB параллелограмма. Найденные точки сводятся в линию схода F1∞,F2∞. Для построения падающих теней от предметов произвольно задается высота С источника света перпендикулярно основанию С1. Через вершины точек А* В* Е* Т* проходит луч света, через основания от точки С1 ограничивает луч света точек А* В* Е* Т*.
Тени заштриховываются по форме плоскости, контурные лини обводятся (приложение 9).
Задача 3. Построение теней в интерьере при искусственном освещении
Цель – изобразить в интерьере падающие тени при искусственном освещении.
Порядок выполнения работы:
– перечертить заданный чертеж интерьера;
– достроить падающие тени предметов;
– заштриховать по форме плоскости.
На картине задания 3 (приложение 10), изображен фронтально интерьер комнаты, дверной проем, шкаф, на стене картина, шесть и весящий источник света (лампа). По картине горизонтально проходит линия горизонта.
Чертеж комнаты интерьера перечерчивается с заданным истопником света С, линии горизонта, главной точки Р и дистанционной точки F1. Для определения источника света проводится прямая вертикально прямая С1, С к основанию пола комнаты, затем от С1 в точку F1, Отрезок прямой пересекает ребро потолка точка м, по фронтальной стене проводится к полу плинтуса м'. Проводим прямую F1, м' до пересечения вертикальным источником света С2. По стене и полу проводятся прямые горизонтальные через точки С1, С, С2, пересечением потолка, плинтуса, замыкает периметр, получаем дополнительные точки С3, С4 (приложение 11).
Для построения тени от наклонной картины пропускаем луч через углы картины 2*, 3*, точки 1 и 4 проводим вертикально, а точки 2*, 3* горизонтально, проводим прямую линию от С3через прямой угол до пересечения луча 2*, 3*. Очертание тени выстраиваются 1, 2* – 2*, 3* – 3*, 4. Построение тени от шкафа, проходящий луч света через точку в*, луч С4, с* пересекается в*. По основанию полу проходит через точку о* до пересечения препятствия плинтуса о*, точки о*, в* соединяются. Падающая тень от стоящего человека строится лучами А* и основания В*, с препятствием стены плинтуса образуется точка В*, вертикально проводится прямая до пересечением луча С, А* в точке А*.
Построенные тени заштриховываются по форме плоскости, контуры интерьера и предметов обводятся толстой основной линией.
Задача 4. Построение горизонтального отражения зеркало
Цель – по заданному варианту спроецировать горизонтальное отражение, передать антураж картине.
Порядок выполнения работы:
– перечертить заданный вариант;
– построит по точкам зеркальное отражение в перспективе;
– заштриховать зеркальное изображение.
Выполнения перспективы отражения в горизонтальном зеркале (приложение 12), вычерчивается рисунок варианта.
На рисунке изображено в перспективе геометрическое тело у кромки условного берега зеркало, вертикальный шест, линия горизонта, на которой находится точка схода F1. Для изображения горизонтального отражения условного зеркало проводится прямая от точки схода F1, через ребро основания геометрического тела к кромке берега точки А', и зеркало а', а затем возвращаем в исходную точку F1. Проводятся вертикальные линии, прямые с геометрического тела в зеркальную плоскость (приложение 13). Отрезок точки, а до вершины ребра Т проецируется в зеркальную плоскость.
Изображения отражения вертикального шеста и берега проводятся прямые через основания шеста к кромке берега точка b' затем к зеркальной поверхности и возвращаем в линию схода F1. Отрезок bB и BE проецируются в зеркальную поверхность.
Для придачи художественного образа картине, плоскости заштриховываются, а контурные линии обводятся.
|
|
|