Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Экономика
Финансы
Психология
Биология
Сельское хозяйство
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
История
Физика
Экология
Этика
Промышленность
Энергетика
Связь
Автоматика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология
|
Filosofia_Otvety (1) — копия. Вопрос 46 Сущность культурных ценностей. Культурная экспансия, культурный конфликт
Вопрос 46
Сущность культурных ценностей. Культурная экспансия, культурный конфликт.
Роль ценностей в жизни как отдельного индивида, так и общества в целом чрезвычайно велика. Ценность не есть вещь, а есть отношение к вещи, явлению, событию, процессу и т.п.
Существуют ценности личного характера, ценности, присущие определенному полу или возрасту, ценности каких-либо больших и малых групп людей, различных эпох и государств и так далее, вплоть до общечеловеческих. По этой причине в науке принято все культурные ценности систематизировать на две основные группы.
1) совокупность выдающихся произведений интеллектуального, художественного и религиозного творчества.
2) принципы совместного сосуществования людей: нравы, обычаи, стереотипы поведения и сознания, оценки, мнения, интерпретации и пр., которые ведут к росту взаимопонимания между людьми.
Обе группы культурных ценностей на практике составляют «ядро» любой культуры и определяют ее неповторимый характер.
Культурная экспансия — это расширение области применения культурных объектов — символов, смыслов и средств их выражения. Примером культурной экспансии: заимствование неандертальцами элементов искусства у людей современного типа, и наоборот, заимствование кроманьонцами некоторых обычаев у неандертальцев. Культурная экспансия имеет место и в современном мире. В наше время наиболее известным примером является распространение американской культуры.
Культурный конфликт - критич. стадия противоречий в ценностно-нормативных установках, ориентациях, позициях, суждениях между отдельными личностями, их группами. К.к. специфичен именно своей идеол. Обусловленностью. Практич. формы К.к. могут иметь разл. масштаб и характер: от ссоры в межличностных отношениях до межгос. Типичными примерами наиболее масштабных и жестоких К.к. являются крестовые походы, религ., гражд., революц., геноцид,
К.к., как правило, отличаются особенной ожесточенностью, бескомпромиссностью, преследуюя цели не столько покорения, сколько уничтожения носителей чуждых ценностей. Проблема К.к. неразрывно связана с проблемами культурной толерантности и комплементарности и поиском точек ценностных совпадений или пересечений.
Вопрос 45
Современные философские концепции культуры.
В современной философии существует множество концепций типологии культуры и ряд принципов анализа этих типологий.Так, типологии культур можно условно разделить на три группы.
1) Философские концепции, отрицающие саму возможность создания типологии культур. Ряд мыслителей в той или иной мере отрицают существование мировой культуры как единого целого и не признают наличия универсальных законов существования и развития культур. (К. Поппер, утверждающий, что все попытки ученых найти те или иные точки, объединяющие людей в одно целое, несостоятельны. “Единой истории человечества нет, а есть лишь бесконечное множество историй, связанных с разными аспектами человеческой жизни)
2) Цивилизационный подход к типологии культур. Человеческая история представляет совокупность не связанных друг с другом цивилизаций. В то же время законы, определяющие развитие этих цивилизаций, существуют. Смысл общечеловеческой истории представители подобных концепций отрицают.
Так, О. Шпенглер доказывал, что культура — это замкнутая система ценностей и взаимовлияние культур сказывается на них отрицательно. Смысла и прогресса в существовании человека и культуры ровно столько, сколько его в жизни бабочки. Шпенглер выделил восемь культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская (апполоновская), византийско-арабская (магическая), западно-европейская (фаустовская) и культура майя. Шпенглер отмечал зарождение русско-сибирской культуры. Каждая культура, завершив свой жизненный цикл, умирает, перейдя на стадию цивилизации.А.Тойнби обосновал концепцию развития человечества как круговорота локальных цивилизаций. Тойнби вначале выделил 21 отдельную, замкнутую цивилизацию, затем сократил это число до 13. Все цивилизации, по мнению Тойнби, равноценны и проходят одни и те же стадии развития — возникновение, рост, надлом и разложение. Вселенная постоянно задает вопросы цивилизации, и пока та в состоянии отвечать на эти вопросы, она существует.
3) Монистические концепции доказывают, что история культуры представляет собой единый закономерный процесс, в котором имеют место и смысл истории, и материальный и духовный прогресс всего человечества.Например, Гегель обосновал концепцию развития культуры как закономерного процесса, в котором культура каждого народа и этапы ее развития представляют закономерную ступень совершенствования человеческого духа. История культуры, являясь воплощением мирового духа, развивается во времени, на каждом этапе своего развития преследуя определенную цель. Общей же целью является развитие свободы духа, применительно к человеку и обществу — это свобода человека в гражданском обществе
Вопрос 44
Единство и многообразие мировой истории
Многообразие истории существует во времени и в пространстве. Во времени - это различные этапы исторического развития, формации и эпохи. В пространстве - это наличное реальное многообразие социальной жизни , основной источник которого - неравномерность исторического развития.
Освальд Шпенглер и Арнольд Тойнби не признавали существования единой истории
человека, разрывали её на множество самостоятельных, независимых потоков, а в
качестве исходных посылок истории принимали духовные ценности или религиозные
системы.
Тойнби обнаружил в истории множество локальных цивилизаций, каждая из которых создается творческим меньшинством и тоже проходит ряд этапов своего жизненного цикла вплоть до дезинтеграции. В будущем возможно достижение единства человечества, но лишь в сфере духа, на основании религии.
Эпоха становления капиталистических отношений, обнаружив пестрое многообразие истории, стимулировала вместе с тем поиск скрытого за многообразием единства. К этому побуждало прежде всего развитие экономических отношений, процесс, связанный с построением единого капиталистического рынка.
На признании единства истории были построены философско-исторические концепции Гегеля, Фурье.
Фурье: идея единства истории служила обоснованию новой высшей цивилизации, которая придет на смену существующей. Особое место в освещении исторического процесса в демократической философии принадлежит Гегелю. Он понимает историю, как единый и закономерный процесс, в котом каждая эпоха, будучи уникальной, являет собой вместе с тем необходимую ступень в общественном развитии человечества. Как общий единый критерий этого поступательного развития, Гегель рассматривает свободу и подчеркивает , что развитие общества носит поступательный характер в силу того,что в нем обнаруживается прогресс в сознании свободы. Но осознание свободы - это еще не действительная свобода, и поэтому прогресс, основанный только на сознании свободы, -это еще не действительный прогресс. Проявление единства: Установление экономических, культурных связей между станами, вследствие этого рост городов, консолидация народностей. Экономическое и культурное развитие тесно с развитием науки и техники. В этом взаимосвязанном мире социально значимые события сразу становятся достоянием всех, интересы и судьбы народов пересекаются.
Вопрос 43
Цивилизация и культура. Техногенный характер современной цивилизации.
И культура, и цивилизация есть ценностные понятия. Любая цивилизация (как и культура), есть совокупность присущих ей ценностей.
Однако эти понятия имеют и смысловые различия, заложенные еще во времена античности. Так, термин "Культура" обозначал обработку, возделывание (почвы, растений), а позже был распространен на область воспитания и образования. Термин же "цивилизация" имеет латинское происхождение и указывает на гражданские, государственные характеристики. Термин “цивилизация” означает определенный уровень развития материальной и духовной культуры.
Культура техногенного общества. Термин «технократия» ввел в употребление американский исследователь В. Смит. Развивая его суть, в дальнейшем вложили в это понятие следующие толкования: концепция власти, основанной не на идеологии, а на научно-техническом знании; социальный слой носителей научно-технического знания, стоящих у власти
В результате быстро расширяющегося процесса технизации, с одной стороны, и сопровождающей этот процесс системы ценностей, господствующих в культуре, с другой, европейская цивилизация стала приобретать техногенный характер. Самая существенная ее черта - утрата человеком власти над техническим прогрессом и его следствиями
черты составляющие основу западноевропейской культуры и определяющие техногенный характер современной цивилизации:
особое представление о природе;
человек - активное существо, преобразующее мир;
деятельность человека направлена на преобразование предметов;
Из других социокультурных универсалий западноевропейской культуры, лежащих в основе техногенной цивилизации, отметим быстрое, в геометрической прогрессии изменение предметного мира, влияющего на образ жизни, динамику социальных связей, меняющих соотношение традиционности и новационности в культурном и цивилизационном развитии; доминирование научной рациональности; пуританскую этику; ориентацию на автономию личности, ее прав, свободы; особое понимание власти, силы, их характера и природы.
Вопрос 42
Технико-экономические, информационные компоненты современного социального бытия
Технико-экономические, информационные , духовно-культурные, социально-психологические компоненты современного социального бытия , их единство и противоречия: техницистские и антитехницистские концепции (Р. Арон, Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, Х. Мак-Люэн, У. Ростоу, Э. Тоффлер, Ж. Фуурастье).
Социальные отношения и институты. Политика как способ социального управления. Политическая власть. Демократические и авторитарные режимы политической власти. Власть, народ, личность, история. Проблема насилия и ненасилия в общественной жизни. Политика и нравственность (Н.А. Бердяев, М. Вебер, М. Ганди, ЛЯ. Толстой, А. Швейцер). Тоталитаризм ХХ в.: опыт его философского и социального осмысления (Е. Замятин, Х. Ортега-Гассет, Дж. Оруэлл, А. Платонов, Б. Рассел, Ф. Хайек, О. Хаксли). Проблема смысла истории и социального прогресса. Единство и разнообразие, поступательность, цикличность и необратимость исторического развития: концепции общественно-экономических формаций (к. Маркс), локальных цивилизаций (А. Тойнби), культурно-исторических циклов (П. Сорокин). Философия истории О. Шпенглера. Научно-технические, социально-политические, духовно-культурные слагаемые социального прогресса.
Вопрос 41
Формационный и цивилизационный подходы к анализу истории общества
На сегодняшний день определились два методологических подхода к анализу исторического процесса. Один - формационный , или монистический, другой - цивилизационный , или плюралистический.
Формационный , или монистический выделяют две концепции - марксистскую и теорию постиндустриального общества . Марксистская концепция основывается на признании решающей детерминантой развития способа производства. На этой основе происходит выделение определенных стадий в развитии общества - формаций. Концепция постиндустриального общества в качестве главной детерминанты общественно-исторического процесса провозглашает три типа обществ : традиционное, индустриальное и постиндустриальное. недостатки формационного подхода:предопределенность, жесткая неизбежность развития исторического процесса;преувеличение роли экономического фактора общественной жизни;недооценка роли духовных и других надстроечных факторов. В настоящее время формационная теория переживает кризис, более распространенным становится цивилизационный подход к изучению исторического процесса. Цивилизационный подход имеет более конкретный исторический характер, учитывает не только материально-технические аспекты общественного развития, но и влияние факторов, возникающих в других сферах общества .
В общемировом цивилизационном процессе три основные стадии:
*Доиндустриальную (аграрную);
*Индустриальную, начало которой было положено первой промышленной революцией в Европе;
*Постиндустриальную (информационное общество ), возникающую с превращением информационных технологий в определяющий фактор развития общества.
Характерные черты доиндустриальной (аграрной) цивилизации:
*преобладание аграрного производства и натуральною обмена продуктов;
*подавляющая роль государства в общественных процессах;
*жесткое сословное деление общества, низкая социальная мобильность граждан;
*преобладание обычаев и традиций в духовной сфере жизни общества.
Характерные черты индустриальной цивилизации:
*преобладание промышленного производства с возрастающей ролью науки в нем;
*развитие товарно-денежных отношений;
*высокая социальная мобильность;
*возрастание роли индивидуализма и инициативы отдельной личности в борьбе за ослабление роли государства, за повышение роли гражданского общества в политической и духовной сфере жизни общества .
Постиндустриальная цивилизация (информационное общество ) обладает следующими характеристиками:
*автоматизация производства товаров массового потребления, развитие сферы услуг;
*развитие информационной техники и ресурсосберегающих технологий;
*развитие правовой регуляции общественных отношений, стремление к гармоничным отношениям между обществом , государством и личностью;
*начало попыток разумного взаимодействия с окружающей средой, решения глобальных разнообразных проблем человечества.
В формационной и общецивилизационной теориях на первый план выходят общие для всего человечества законы развития, в теории локальных цивилизаций — индивидуальное разнообразие исторического процесса. Таким образом, различные подходы имеют свои преимущества и дополняют друг друга.
Вопрос 40
Общество и природа. Антропогенные и экологические проблемы.
изменение климата (геофизики) Земли: парниковый эффект из-за выбросов метана, оксидов углерода; выброс аэрозолей; изменение содержания озона в тропосфере и стратосфере с появлением озоновых дыр над Антарктидой и над более населенными территориями (правда, ученые до конца не определились с истинными причинами появления этих дыр – может, не столько из-за человека, сколько по иным причинам);
загрязнение атмосферы ядовитыми веществами, в том числе образующими кислотные осадки;
загрязнение океана, захоронение в нем (дампинг) ядовитых и радиоактивных веществ, в том числе насыщение его углекислым газом из атмосферы, попадание нефтепродуктов, тяжелых металлов токсичных органических соединений (в частности, хлорорганических), подкисление мелководий за счет попадания кислых газов (окислов азота и серы) из атмосферы, разрыв нормальных экологических связей между океаном и водами суши в связи со строительством плотин на реках;
истощение и загрязнение поверхностных вод суши, нарушение баланса между поверхностными и подземными водами; радиоактивное загрязнение локальных участков и некоторых регионов;
-
изменение геохимии отдельных регионов планеты в результате извлечения тяжелых металлов, их перемещения и концентрации на поверхности Земли с большим превышением нормальной дисперсности в литосфере;
продолжающееся накопление на поверхности Земли ядовитых и радиоактивных веществ, бытового мусора и промышленных отходов;
нарушение глобального и регионального экологического равновесия, соотношения экологических компонентов, включая сдвиг экологического баланса океана с его прибрежными водами и впадающими водотоками; опустынивание планеты в новых регионах, расширение существующих пустынь;
сокращение площади тропических и северных лесов, ведущее к возможному возникновению дисбаланса кислорода и усилению процессов исчезновения множества видов растений и животных;
образование и освобождение в ходе исчезновения одних видов новых экологических ниш и заполнение их нежелательными организмами: вредителями, паразитами, болезнетворными микробами;
относительное демографическое переуплотнение в отдельных регионах и в перспективе – абсолютное перенаселение Земли;
ухудшение качества среды жизни в городах и в сельской местности; увеличение шумового, электромагнитного воздействия, стрессов присутствия; загрязнение воздуха выбросами загрязняющих веществ от промышленности и транспорта.
Выход из создавшегося трудного положения основная часть ученых видит в экологизации, т. е. проникновении постулатов экологических знаний во все сферы общественной жизни.
Вопрос 39
Человек как ценность (жизнь, смерть, бессмертие). Смысл жизни
Проблема смысла и цели жизни, предназначения человека, проблема жизни и смерти всегда волновала и в настоящее время волнует человека. Жизнь и смерть человека – главные мотивы философствования на протяжении столетий. Смерть – завершающий момент существования живого существа. Переживание смерти для человека выступает как один из решающих моментов его бытия, сопровождает исторический процесс становления личности и актуализирует проблему смысла жизни человека.
Неотъемлемой чертой абсолютного большинства религий является представление о смерти как о конце его плотской, земной жизни и переходе к вечной – бестелесной, духовной жизни. Так, в мифологии вообще нет пропасти между живым и мертвым. Для античного мировоззрения характерна идея вечного возвращения: с осознанием противостояния материального и идеального, возникновением представления о бес смертии души смерть рассматривается как переход в новое состояние, как освобождение души из темницы тела. В исламе в последний день все будет уничтожено, а ушедшие воскреснут и предстанут перед Аллахом для окончательного суда. В новом мире восторжествует принцип верховенства законов морали. Богочеловеческая сущность христианства проявляется в том, что бес смертие личности мыслимо только через воскресение, путь к которому открыт искупительной жертвой Христа через воскресение. Одна из ключевых идей буддизма – благоговение перед любой формой жизни. Признается только один вид бес смертия – нирвана, сущность которой – отсутствие желаний, страстей, уход от мира, полный покой.Человек становится творцом собственной судьбы и самого себя. В европейской философии Нового времени вопрос решался в основном механистически, и смерть представлялась как разрушение и исчезновение механических агрегатов. Проблема бес смертия не считалась научной. Сама проблема личности отодвигалась на периферию философских исследований, а вопрос о смерти терял свою остроту. Преодоление смерти марксизм находил в социальном бес смертии – это продолжение дел и мыслей индивида потомками; фактически это растворение индивида в жизни рода, символическое бес смертие результатов человеческого творчества. В наше время высказываются предположения, что решению проблемы личного бес смертия могут способствовать достижения методов генной инженерии и средств реанимации. Формируется новая наука о бес смертии – иммортология. Проблемы жизни и смерти, улучшения природы человека породили новую область междисциплинарных исследований, направленных на о смысление и разрешение моральных проблем, связанных с появлением в последние десятилетия достижений биомедицины, новейших технологий лечения людей, биоэтики. Проблемы биоэтики настолько широки и сложны, что требуют и философского о смысления. Сюда относятся проблемы трансплантологии, экстракорпорального оплодотворения, клонирования, эвтаназии.Проблема смерти неодолимо порождает вопрос о цели и смысле жизни: зачем, ради чего живет человек? В этом вопросе есть субъективная и объективная сторона. Субъективная сторона проблемы смысла жизни не имеет однозначного ответа и решается каждым человеком индивидуально, в зависимости от мировоззренческих установок, культуры, традиций.Но каждый человек – частица рода человеческого. Осознание единства жизни человека и человечества со всем живым на планете, с ее биосферой и с потенциально возможными формами жизни во Вселенной имеет огромное мировоззренческое значение и делает проблему смысла жизни объективной.
Вопрос 38
Виды бытия человека
Бытие занимает центральное место в категориальном аппарате большинства философских тем.
Традиционно бытие мыслится в двух значениях:
1. Это все когда-либо существовавшее, ныне существующее («наличное бытие ») и все имеющее внутренний потенциал к существованию в будущем;
2. Это исходное начало и основание мира, его сущность.
Бытие выступает как отрицание («ничто»), некий потенциал («нечто»), о котором можно сказать только одно: оно есть («абсолютное бытие »).
|
|
|