Оглавление
Введение……………………………………………………………………
Глава I. Художественный образ в хореографическом искусстве
Понятие о художественном образе.
Хореографический текст (лексика).
Образный рисунок танца.
Музыкальная основа в создании художественного образа.
Глава II. Методы создания художественного образа.
Костюм.
Прическа и грим.
Аксессуары.
Синкретический характер формирования сценического образа в хореографии
Заключение………………………………………………………………….
Список используемых источников………………………………………..
Введение
Актуальность темы: На сегодняшний день хореография сформулировала целую систему специфических средств и приемов, свой художественно выразительный язык, установила особую связь с музыкой - с помощью всего перечисленного создается хореографический образ. Его специфика заключается в том, что он имеет условно обобщенный характер, раскрывает внутреннее состояние и духовный мир человека. Основу хореографического образа составляет синтез движений, пантомимы, артистической игры, оформления декораций, танцевального костюма, музыкального сопровождения и многого другого. Не последнее место в формировании сценического художественного образа занимает практика использования театральных аксессуаров и театральный танцевальный костюм. Правильно подобранный костюм - это одновременно образ, характер, эмоции и смысл.
Проблема: Проблема, с которой сталкиваются многие хореографы сегодня – это нехватка методической литературы в области хореографии, так как все знания с древнейших времен передавались практическим методом научения, и записей было мало. Поэтому хореографам, особенно молодым специалистам, не достает того «багажа знаний», который имеется у них сейчас. В частности, имеется недостаток в литературе, касающейся создания художественного образа и его компонентов .
Объект исследования: создание сценического образа в хореографическом искусстве.
Предмет исследования: использование костюма, прически и грима, аксессуаров, в сценическом образе.
Цель: актуализировать значение использования костюма, прически, грима и аксессуаров при создании сценического образа.
Задачи:
• Дать понятие о художественном образе.
• Описать создание художественного образа средствами хореографического искусства.
• Рассмотреть синкретический характер формирования сценического образа в хореографии.
• Актуализировать значение художественных средств в создании сценического образа.
• Рассмотреть использование костюма, прически, грима и аксессуаров в формировании художественного образа.
Методы исследования: В исследовании использован комплекс теоретических и эмпирических методов, включающий: теоретический анализ литературных источников; сравнительный анализ методических материалов, изучение информации в интернете, обобщение.
Степень изученности данной темы: При написании курсовой работы я опиралась на труды следующих специалистов:
Захаров Р.В. – это великий танцор и балетмейстер, который в своей работе «Сочинение танца. Страницы педагогического опыта» уделяет внимание роли артистизма в балете, характеристике танцевального рисунка и такому неотъемлемому элементу хореографической композиции, как художественный образ.
Мазепа В.И. в своей работе подробно описывает нам историю появления хореографии как искусства и ее значение в культуре.
Труды Горшковой Е.В. посвящены работе с детьми дошкольного возраста, занимающихся хореографией. В работе «Музыкальное движение и слово в создании танцевального образа» Горшкова Е.В. рассказывает нам о ценности музыки в танцевальном искусстве, о том какую музыку лучше всего использовать в детских постановках, о том как важно верно подобрать музыку, подходящую хореографическому образу. В пособии «От жеста к танцу…» представлены подробные конспекты занятий и методические рекомендации по развитию творчества в танце у детей 5-7 лет.
Знаменитая работа Карпа П.М. под названием «Младшая муза» повествует нам, в виде занимательного рассказа, историю появления хореографического искусства и его развитие.
Известный хореограф Климов А.А. свою работу «Основы русского народного танца…» посвятил всем тем, кто танцует или хочет научиться танцевать русские народные танцы. В пособии подробно описаны различные варианты исполнения хоровода, кадрили, пляски, и других видов русского народного танца.
Смирнов И.В. автор постановок в знаменитых балетах «Я помню чудное мгновенье», «Сильнее любви» в своей работе «Искусство балетмейстера» уделяет внимание следующим темам: балетмейстер, кто он такой; композиция танца; работа балетмейстера по созданию хореографического образа и другие. В результате анализа существующей литературы установлено, что существует пробел в изучении роли театрального костюма и аксессуаров в формировании художественного образа.
Краткий обзор литературы: Горшкова Е.В .Музыкальное движение и слово в создании танцевального образа.; Захаржевская Р.В. Костюм на сцене. - М., 1973.; Пармон, Ф.М. Композиция костюма: Одежда, обувь, аксессуары. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Триада плюс, 2002.
Практическая значимость:
заключается в разработке практических рекомендаций по использованию аксессуаров и театральных костюмов в целях развития хореографического или театрального искусства. Использование данных рекомендаций позволит выработать ряд мер по дальнейшему укреплению интереса к созданию сценического образа в хореографическом искусстве.
I Глава. Художественный образ в хореографическом искусстве.
1.1 Понятие о художественном образе
Задача любого художника — поэта, писателя, живописца, режиссера или балетмейстера — воссоздать средствами своего искусства атмосферу того времени, о котором он рассказывает в своем произведении; через изображение конкретного явления, человека добиться обобщенного художественного отражения действительности — создать художественный образ.
Что такое образ? Балетмейстер Захаров Р.В. толкует термин «образ» – как конкретный характер человека плюс сумма его отношений к окружающей действительности, проявляющихся в действиях и поступках, которые предопределены действием драматургическим.
В сфере искусства понятие образ обычно употребляется наряду со словом художественный, поскольку, в данном смысле, он имеет эстетический характер.
Художественный образ – это всеобщая категория художественного творчества: присущая искусству, форма воспроизведения, истолкования и освоения жизни путём создания эстетически воздействующих объектов.
В философском словаре художественный образ трактуется как форма отражения (воспроизведения) объективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала.
Элла Бочарникова, балетовед и артистка балета, говорит о том, что «Художественный сценический образ – сплав мысли, чувства и мастерства. Создание художественного образа обуславливается гармонией внутреннего и содержания внешней формы».
Начало теории художественного образа можно обнаружить в учении Аристотеля о «мимесисе» - о свободном подражании художника жизни, в ее способности производить цельные, внутренне устроенные предметы и о связанном с этим эстетическим удовольствием. Пока искусство в своём самосознании, идущем от античной традиции, сближалось скорее с ремеслом, мастерством, умением, в сонме искусств ведущее место принадлежало искусствам пластическим, эстетическая мысль довольствовалась понятиями Канона, затем стиля и формы, через которые освещалось преобразующее отношение художника к материалу. Тот факт, что художественно переформированный материал запечатлевает, несёт в себе некое идеальное образование, в чём-то подобное мысли, стал осознаваться только с выдвижением на первое место искусств более «духовных» — словесности и музыки. Гегелевская и послегегелевская эстетика широко использовала художественный образ, соотносительно противопоставляя образ как продукт художественного мышления результатам мышления абстрактного, научно-понятийного — силлогизму, умозаключению, доказательству, формуле. Универсальность теории художественного образа с тех пор неоднократно оспаривалась, так как смысловой оттенок ее предметности и наглядности, входящий в семантику термина, казалось, делал его неприложимым к «беспредметным», неизобразительным искусствам (в первую очередь, к музыке). И, однако, современная эстетика, главным образом отечественная, в настоящее время широко прибегает к теории художественного образа как наиболее перспективной, помогающей раскрыть самобытную природу фактов искусства.
Гносеологической основой правильного понимания сущности художественного образа является марксистско-ленинская теория отражения, которая заключается в признании практической человеческой деятельности основой эстетического отношения человека к миру. Теория отражения является научной основой реалистического искусства и критики антиреалистических направлений и теорий в искусстве. Художественный образ представляет собой неразрывное, взаимопроникающее единство объективного и субъективного, логического и чувственного, рационального и эмоционального, опосредствованного и непосредственного, абстрактного и конкретного, общего и индивидуального, необходимого и случайного, внутреннего (закономерного) и внешнего, целого и части, сущности и явления, содержания и формы. Благодаря слиянию в ходе творческого процесса этих противоположных сторон в единый, целостный, живой образ искусства художник получает возможность достигнуть яркого, эмоционально насыщенного, поэтически проникновенного и в то же время глубоко одухотворенного, драматически напряженного воспроизведения жизни человека, его деятельности и борьбы, радостей и поражений, поисков и надежд. На основе этого слияния, воплощаемого при помощи специфических, для каждого вида искусства, материальных средств (слово, ритм, звукоинтонация, рисунок, цвет, свет и тень, линейные соотношения, пластика, пропорциональность, масштабность, мизансцена, мимика, киномонтаж, крупный план, ракурс и т. д.), создаются образы-характеры, образы-события, образы-обстоятельства, образы-конфликты, образы-детали, выражающие определенные эстетические идеи и чувства. Именно с системой художественного образа связана способность искусства осуществлять свою специфическую функцию — доставлять человеку (читателю, зрителю, слушателю) глубокое эстетическое наслаждение, пробуждать в нем художника, способного творить по законам красоты и вносить красоту в жизнь.
Несомненно, ни один вид искусства не может существовать без такого неотделимого процесса, как создание художественного образа. Для представителя любого вида искусства: художника, писателя, поэта или танцора - этот процесс является его творческим началом, зеркалом его мировоззрения, способом выразить свое «Я».
Образ в театральном искусстве – это конкретный характер человека плюс сумма его отношений к окружающей действительности, проявляющихся в действиях и поступках, которые определены действием драматургическим.
В художественном творчестве образ – явление собирательное, типическое, вымышленное, но вместе с тем взятое из самой гущи жизни. Он складывается из множества органически слагаемых свойств и особенностей. Сюда входят социальная, национальная, профессиональная принадлежность героя, принципы восприятия им жизни, его умственная деятельность в процессе развития, совершенствования или, наоборот, скатывания личности к разложению, к распаду.
Художественный образ в литературе – это картина человеческой жизни, изображённая в художественном произведении; писатель, изображая жизнь, выражает свои мысли о ней, раскрывает при помощи образов своё отношение к поведению людей в различных обстоятельствах, к явлениям природы и, показывая их в произведении, стремится вызвать такое же отношение к ним у читателя.
Музыкальный образ - это вместе взятые характер, музыкально-выразительные средства, общественно-исторические условия создания, особенности построения, стиль композитора.
В архитектуре «Художественный образ выступает как средство интеграции и как средство решения нетрадиционных проблем, прогностическая модель того, что еще не существует, но должно быть создано, чтобы расширить и обогатить реальную действительность. Образ уравновешенной «человекосообразной» гармонии, соединивший в себе огромный опыт эмпирического поиска путем проб и ошибок, в течение тысячелетий служил моделью рациональной конструкции».
Художественный образ в танце - духовно определенное явление, выраженное в одном или многих телодвижениях танцевального текста. Специфика хореографической образности состоит в использовании системы выразительных средств, которая своеобразно преломляется в пластическом языке танца на каждом этапе культурно-исторического развития человечества. Главным средством выразительности при создании хореографического образа выступает пластика. Именно пластические мотивы являются первоэлементами хореографических образов, и лишь при соединении пластических мотивов в лексику и текст можно получить целостную танцевальную структуру.
Для воплощения образа, внутренних свойств характера на сцене немалую роль играют внешние признаки, особенно в хореографии, где все выражается движениями человеческого тела, пантомимой или мимикой, музыкой, костюмом и гримом, световым оформлением и, конечно, рисунком танца. В любом танце, любой направленности присутствует рисунок танца. От него, как и от многих выразительных средств хореографии, зависит, воплотиться ли в жизнь, задуманный балетмейстером, художественный образ или нет. Сколько бы не присутствовало танцоров на сцене - один исполнитель или целый кордебалет, однозначно, рисунок танца будет обязательным элементом танцевальной композиции. Танцевальный рисунок оказывает значительное эмоциональное воздействие на хореографический образ. Он способен передать душевное состояние героя, его характер, может показать, какую характеристику имеет герой - положительную или отрицательную. Без танцевального рисунка и других слагаемых хореографии художественного образа быть не может. В этом случае, художественный образ похож на «домино»: если упадет, хоть одна, фишка рухнет все строение.
В хореографии, как и в любом искусстве, нет художественных приемов,
хороших и годных на все времена. Художественный прием, естественно и органично вошедший в общую танцевальную палитру, служит раскрытию выразительной природы танцевальной образности. Современность хореографического искусства - это прежде всего современность его хореографического образного мышления, в котором изобразительность и выразительность всегда существуют в единстве.
1.2 Хореографический текст (лексика)
Образ в хореографии понимается как целостное выражение в танце чувства и мысли, человеческого характера. Образный танец содержателен, эмоционален, наполнен внутренним смыслом. Создать хореографический образ – значит обрисовать в танце действие или характер. Танец, лишенный образности, сводится к голой технике, к бессмысленным комбинациям движений. В образном же танце техника одухотворяется, становиться выразительным средством, помогает раскрытию содержания.
Образное начало присуще бытовым и народным танцам, проявляясь в их эмоциональной наполненности и содержательной характерности, а иногда и изобразительных элементах. В балете хореографический образ нередко тождественен действующему лицу, персонажу спектакля. Основа хореографического образа – текст, сочиненный балетмейстером, но в воспроизведении исполнителя этот текст получает ту или иную интерпретацию.
Процесс создания хореографического образа, обычно, включает в себя несколько этапов:
1. Интерес к образу, изучение материалов по его характеристикам.
2. Рождение в сознании творца художественного замысла, в котором сконцентрированы общие черты будущего произведения.
3. Осуществление художественного замысла — перевод художественной информации из сферы ее идеального бытия в бытие материальное, изменение ее качественной природы.
4. Воплощение образа на сцене балетмейстером, а затем – исполнителем.
Создание хореографического образа – процесс многоступенчатый, требующий совместных усилий представителей различных сфер искусства. Хореографическое искусство включает в себя различные виды искусств - музыку, собственно хореографию, драматургию, пантомиму и т.д. Именно хореографии принадлежит ведущая, основная роль в создании хореографического образа. Каждый из них, преломляясь соответственно требованиям данного вида искусства, становится необходимым компонентом хореографического образного мышления. Специфика хореографической образности состоит в танцевально-пластическом развитии, и мышление образами самих танцев является единственным способом раскрытия и воплощения характеров. Содержательность хореографического образа тесно связана с содержанием всего драматургического замысла танца, который в процессе создания обогащается музыкальными, пластическими и живописными характеристиками, и вместе с ними предстает в новом единстве музыки, пластики, драматургии, пантомимы. В том случае, если это единство не нарушает целостности пластического образа, а, напротив, создает необходимые предпосылки для его художественного восприятия, мы имеем дело с таким синтезом, в котором ни одна сторона образной специфики не доминирует за счет другой.
Художественный образ в танце специфичен и складывается он из множества связывающихся свойств и особенностей, присущих ему. В его структуру входят художественно-образные элементы всех компонентов (слагаемых) танцевального произведения, то есть все выразительные средства хореографии.
Очень часто в хореографическом искусстве вместо термина «художественный образ» используется понятие «хореографический образ», так как в хореографии эти два словосочетания воспринимаются как синонимы.
Танцевальный текст и хореографический образ. Разучивание движений нельзя рассматривать вне связи с работой над ролью, над образом, этот творческий процесс должен быть одновременным. Движения исполнителей должны быть грамотными, убедительными, выражающими определенный характер. «Каждое движение – это живая ткань образа». Балетмейстер помогает исполнителю пластически мыслить в каждый момент роли, когда он находиться на сцене, раскрывать характер через интонацию жеста, движения, позы. И в каждом случае нужно находить индивидуальные штрихи, оттенки, соответствующие настроению персонажа, духу темы, сюжета, задаче постановки. Раскрывая образы, характеры, настроения, взаимоотношения, необходимо сочетать единство пластического и внутреннего содержания. «Иногда тонкий пластический штрих обогащает и развивает уже знакомые старые движения, помогает раскрытию образа». Танцевальный текст, сочиненный хореографом, должен быть образным для определенного действующего лица. Возможности пластики безграничны.
Взаимовлияние драматургии и хореографического образа. Любое хореографическое произведение строится по законам драматургии, в соответствии с которыми и выстраивается сценический образ. В сценическом образе должна и быть и своя экспозиция, и завязка, и ступени перед кульминацией (развитие действия), и кульминация, и развязка. Балетмейстер должен так продумать и разработать развитие образа, чтобы это привело к сценической правде действия. Чтобы хореографический образ получил на сцене полное и яркое воплощение, балетмейстер должен ставить перед танцовщиком ясные и конкретные сценические задачи, исходящие из действия, сюжета, идеи произведения, сквозной линии образа. В танцевальном номере балетмейстер стремится выделить средствами хореографии все драматургические этапы. В постановке, не имеющей связного сюжета это каскад технически сложных движений и комбинаций, либо наиболее интересный рисунок танца, наибольшая динамика движения, наивысшая эмоциональность исполнения, либо другой хореографический прием.
Содержание танца передаётся с помощью богатейшей палитры выразительных средств, Созданных каждым народом на протяжении веков. Руководителю-постановщику важно знать, что составляет лексику танца, каковы его выразительные средства, как ими пользоваться.
Танцевальная лексика (или движения) подразделяются на 3 вида:
I. Действенные
II. Ассоциативные (или изобразительно-подражательные)
III. Традиционные
Действенные движения.
Движения в танце имеют условный, обобщённый характер, как бы отвечают на вопрос, что делает человек: собирает виноград, косит траву, сеет лён, зовёт, приглашает. С помощью этих движений можно «читать» танец, понять, о каких действиях человека в нём рассказывается. Такие движения назыв. «действенными» - т.е. выражающими конкретное действие.
Ассоциативные или изобразительно-подражательные.
Множество движений народных танцев и плясок образно передают различные понятия, представление, условности, Существующие в реальной жизни. В них проявляется способность человека подражать окружающей действительности, воспроизводить её. Для восроизведения в танце традиционных символов, понятий, представлений, часто прибегают к ассоциациям, используя изобразительно-познавательные движения. Так, русский народ обобщил понятие о женской красоте в образе лебедя, представление о задире-забияке в образе пастуха, о девичьей прелести и скромности в образе берёзки.
Важно отметить, что изобразительно-подражательные движения народного танца никогда полностью не воспроизводят и не могут воспроизвести то явление, которое они передают. Они показывают лиши наиболее характерные черты, выполняя задачу создания необходимых ассоциаций с действительностью. Поэтому они называются ассоциациями – способствующими созданию пластически образного выражения содержания русского танца.
Традиционные.
Мы часто видим, что танцоры пляшут от души, они не испытывают каких-то действий, не воспроизводят какие-то явления, а пляшут передавая характер, своё мироощущение, качества которыми они стремятся обладать: силу, ловкость, мужество, чувство собственного действия. Движения эти пришли из глубины веков, подавляющее большинство их в далёком прошлом имело действенный или ассоциативный характер (участие в охоте, занятие земледелием).
Но стечением времени, в связи с изменением в жизни народа, эти танцы теряли жизненную необходимость, их лексика постепенно утрачивала свою действенную смысловую основу. Действенный и ассоциативный характер сменился выражением эмоциональности, настроения, чувств человека. В связи с тем, что такие движения пришли с глубины веков и исполняются в каждом народном танце, их называют традиционные.
Многие из них имеют народные названия, которые в какой-то мере обозначают их образную основу, а иногда технику исполнения («ходы», «ковырялочка», «присед»).
Следует отметить, что когда мы покорим «танцевальные движения», то подразумеваем гармонию движения ног, рук, головы и корпуса, выражающие образ, действия, чувства. К выразительным средствам танца относятся ещё танцевальные жесты, позы, лексика, танцевальное исполнение, рисунок танца.
Хореографический текст – составная часть и выразительное средство хореографической композиции.
Х.Т. - совокупность в определённой последовательности всех танцевальных движений и поз, образующих танец.
Х.Т. – является составной частью драматургии и развивается на протяжении всего номера от простого к сложному более яркому, выразительному.
Х.Т. – это средство, которым балетмейстеры пользуются для выражения содержания задуманного произведения. Х.Т. способен выразить мысли, чувства, переживания.
Х.Т. – складывается из элементов танцевального языка (хореографической лексики), которые в определённой последовательности и взаимосвязи образуют целостную систему. Х.Т. сочиняется балетмейстером на основе музыки, предназначенной для танца, и является воплощением эмоционального состояния, характера, образа героя. На одну и ту же музыку может быть сочинён разный Х.Т. Это зависит от творчества балетмейстера.
В состав Х.Т. входят:
1.Движения
2. Позы
3. Ракурсы
4. Жесты
5. Мимика
Танцевальное движение – это гармония движений рук, ног, головы и корпуса, выражающей образ, действие, чувства.
Поза – устойчивое выразительное положение.
Ракурс – доворот исполнителя в позе на определённое количество градусов – относительно точки восприятия зрителя (эпальман, анфас, профиль).
Жест– устойчивое положение или движения, несущее на себе образно-конкретную нагрузку. Одно из решающих образных действенных средств. Жест подчиняется развитию образа.
Мимика – это отражение всех движений души, тончайшие оттенки внутреннего мира человека, течение его мысли, внезапная или последовательная смена настроения.
При создании образа большую роль играет творческое воображение, фантазия, интуиция, мировоззрение художника.
Создание образа – процесс сугубо индивидуальный у каждого художника; общее в том, что все они черпают материал для своей работы из жизни (прошлой или настоящей). Анализируя весь комплекс полученных знаний, впечатлений, художник-балетмейстер вырабатывает своё суждение, свой взгляд. Умение выбрать главное, самое существенное играет большую роль для конечного результата работы – создания хореографического произведения.
В создании хореографического образа едва ли не основное значение имеет танцевальный язык. Танцевальный текст, сочинённый хореографом, должен быть образным для определённого действующего лица. Балетмейстер должен найти наиболее подходящее «слово», наиболее подходящее хореографическое воплощение своей мысли. Именно через пластику, через танцевальный язык воспринимает зритель замысел балетмейстера.
Танцевальный текст, музыкальный материал, на котором он рождается, играют первостепенную роль.
Важны не только «слова», не только лексика, свойственная тому или иному персонажу, но и интонация его пластической речи. Следует быть очень внимательным и к деталям: отдельным жестам, позам, характерным движениям. Всё это придаёт действующему лицу те или иные индивидуальные черты. Существенную роль играет и внешний облик героя: его костюм, грим, манера держаться.
Говоря о хореографическом языке, необходимо добавить, что автор его должен твёрдо знать, на основе какого танцевального языка будет поставлена хореографическая лексика данного действующего лица.
Любое хореографическое произведение строится по законам драматургии. Хореографический образ также не может создаваться без учёта этих законов. В сценическом образе должна быть и своя экспозиция, и завязка, и ступени перед кульминацией, и кульминация, и развязка.
Чтобы хореографический образ получил на сцене наиболее полное и яркое воплощение, балетмейстер должен ставить перед актёром ясные и конкретные сценические задачи, исходящие из действия, сюжета, идеи произведения, сквозной линии образа. Выразительность показа имеет очень большое значение. Мастерство исполнителя во многом способствует выявлению замысла балетмейстера.
Хореографический образ – целостное выражение в танце чувства и мысли, человеческого характера. Обычный танец содержателен, эмоционален, наполнен внутренним смыслом. Он всегда говорит о человеке, о народе, о стране, о времени. Создавать хореографический образ – значит обрисовать в танце действие или характер, воплотить на основе правдивого выражения чувства определённую идею. Танец, лишенный образности, сводиться к голой технике, к бессмысленным комбинациям движений. В образном же танце техника одухотворяется, становится выразительным средством, помогает раскрытию содержания.
1.3 Образный рисунок танца
Рисунок танца в создании хореографического образа. Рисунок танца это расположения и перемещения танцующих по сценической площадке. Рисунок любого танца, как и вся создаваемая композиция, должен быть подчинен идее хореографического произведения эмоциональному состоянию всех героев, которое проявляется в их танцевальных действиях и поступках. При сочинении рисунка танца балетмейстер должен использовать все возможности, для того чтобы добиться наибольшей выразительности, полнее раскрыть образ, характер, настроение героя. Рисунок танца должен развиваться логично, быть тесно связан с танцевальной лексикой, способствовать наиболее яркому выявлению на сцене танцевального текста. В зависимости от задачи номера балетмейстер может симметрично или асимметрично строить рисунок танца. Рисунок танца организует движения танцующих, систематизирует их. Различные построения и перестроения оказывают на зрителя определенное психологическое воздействие, и задача хореографа – добиться, чтобы рисунок танца наиболее полно выражал ту мысль, то настроение и тот характер, которые заложены в номере. Во время сценических репетиций хореограф старается проверить построение танцевального рисунка из разных точек зрительного зала, и при необходимости может вносить определенные коррективы. Логика развития рисунка танца диктуется в первую очередь задачей, которую ставит балетмейстер. Но бывают случаи, когда в соответствии с драматургией номера нужно показать на сцене тревогу, взволнованность или другие яркие эмоциональные состояния героев. Тогда балетмейстер может строить рисунок танца «клочковато», обрывать один рисунок и переходить к другому.
Рисунок танца зависит, прежде всего, от замысла номера, его идеи, музыкального материала, музыкальной формы всего произведения (его внутреннего характера и образа, ритмической стороны, темпа, строения музыкальных фраз), национальной принадлежности танца (характерные черты рисунка, присущие танцам данного народа, его характеру). Мы уже говорили, что произведение должно быть построено по законам драматургии, что отражается и в рисунке танца. При постановке танца балетмейстер обязан учитывать логику развития рисунка танца, стремиться к разнообразию рисунков, использовать принцип контраста в построении рисунка, выделять основной, первый план рисунка танца, равномерно размещать рисунок по сценической площадке. Рисунок танца, как мы только что отмечали, зависит и от общей планировки сцены.
Танец всегда несёт в себе какую- то мысль, эмоционально-художественный образ, который раскрывается в композиции.
1. рисунок
2. композиция
3. лексика. Темпо-ритм.
Рисунок танца – это направление передвижения исполнителей по сценической площадке (т.е. путь – диагональ, круг, змейка и т.д.), а также пространственное расположение танцующих (т.е. фигуры – звёздочка, корзиночка, воротца, и др.).
Рисунки бывают: а) простые и сложные.
Простые: круг, линия, диагональ, квадрат, зигзаг, т.е. различные геометрические фигуры.
Сложные: это комбинации из простых рисунков: круг в круге, два круга, линия и диагональ, линия и круг и т.д.
б) симметричные и ассиметричные
в) образные (ассоциативные).
г) подражательные, изобразительно-подражательные. Например: «Петух», «Журавель», «Перепёлочка».
д) традиционные, пришедшие из глубины веков, исполняются почти в каждом народном танце.
е) национальные.
Источниками танцевальных рисунков являются не только природные условия, но и быт, и труд народа (т.е. особенности трудового процесса), национальный орнамент, резьба, плетение и т.д.
Известно, что ещё в глубокой древности календарные праздники сопровождались песнями, играми, танцами. Танцы рождались как бы в песне, вместе с ней. Взявшись за руки и образуя круг, исполнители пели и показывали то, о чём пелось в песнях. Сохранившиеся источники живописи, литературы, говорят о том, что основным композиционным рисунком бытовых танцев был круг, в котором и исполнялся хоровод. Вначале хоровод был только мужской или только женский. Позднее он становится смешанным. Когда круг был разомкнут, образовался полукруг. В свою очередь полукруг превращается в цепочку, когда танцующих вел в танце заводила. Цепочка привела к линиям в танце, которые давали возможность варьировать многообразные рисунки: «змейка», «улитки», «ручеёк» и т.д. Затем произошло разделение танцующих на пары. Они могли создавать колонну, которая сходилась и расходилась в разные стороны. Разделение на несколько линий давало возможность соединять их в многочисленные круговые композиции. Открылись возможности к развитию более сложных композиций рисунка в танце.
Танцы были, в основном, массовыми, и это увеличивало возможность усложнения рисунка танца, т.к. ракурс исполнения одной фигуры стоящими в разных местах парами менялся. Фигур становилось всё больше. Постепенно добавились композиционные переплетения больших и малых кругов, шенов, крестов, и т.д. Эволюция композиционного рисунка от простого круга до усложнённых рисунков и сейчас не остановилась в своём развитии.
Рисунок танца тесно связан с другими компонентами композиции. Прежде всего он зависит от вида танца: хоровод это, пляска, сольный или массовый танец. Здесь обязательно проявится и творческое видение балетмейстера.
Рисунок связан и с драматургией танца. Главная цель – передать тему и идею танца, чтобы он был правильно понят зрителем. И тем, где в драматическом развитии должна быть, например, кульминация, она должна быть и во всех других составных частях композиции – музыке, движении, рисунке. Поэтому говорят не отдельно о музыке и драматургии, а как о единой музыкальной драматургии танца. И, конечно, сочиняя танец, балетмейстер исходит из музыки, созданной на основе композиционного плана. Так с учётом музыкальной драматургии сочиняется хореография. Причём, от темпа, ритма музыки, от её плавности или динамичности зависит не только лексика, но и рисунок танца.
Кроме того, рисунок должен соответствовать не только внешней - стороне музыки (темпу, ритму), но и внутренней, т.е. должен выражать зримо её содержание. Сложная музыка должна быть выражена в столь же сложном рисунке.
Композиционный фрагмент – это наименьшее пространственное построение, которое является основным для данного танца и определяет его содержание.
Композиционная деталь– движение или наименьшее пространственное построение, которое в танце постоянно повторяется (т.е. лейтмотив в рисунке).
Неразрывно с рисунком связан переход. Это «мостик», связывающий рисунки в единую последовательность. Переход и рисунок отличаются друг от друга тем, что переход имеет текучую форму, а рисунок – устойчивую. Если убрать из танца или заменить рисунок, измениться весь танец. Переходы могут быть простые и интенсивные (когда развивается мысль ранее начатого рисунка).
Невозможно сочинять танец, рассматривая рисунок в отрыве от лексики, танцевального языка. Они связаны очень тесно. Если рисунок прост и логичен, его развитие достигается путём усложнения танцевальных движений, а там, где основным выразительным средством является динамично развивающийся рисунок, движений мало и в большинстве случаев они носят характер ходов.
Существует несколько приёмов для одного и того же рисунка, дающих возможность увеличить зрительное восприятие:
1. Смена рисунка
2. Введение рук, головы, и т.д.
3. Изменение направления
4. Для круга и линий – шире-уже
5. Введение атрибутов
6. Смена движений
7. Удвоение ускорение или замедление
8. Смена освещения
9. Игра костюмов
10. Приём контраста
Нужно отметить, что приём контраста одно из активных средств выразительности, широко применяемое в хореографии. Обязательно чередуется простой рисунок со сложным для того, чтобы не утомлялось внимание зрителя.
Каждый рисунок должен иметь окончание. Это могут быть повторяющиеся движения, позы, жесты и т.п. Таким образом, сочинение рисунков танца, их усложнение и разнообразие зависит от фантазии и изобретательности балетмейстера, основанной на содержании задуманного произведения, от его знания музыки, законов композиции, законов драматургии.
Все это имеет практическое значение в работе балетмейстера, особенно молодого. В дальнейшем, когда его талант, накопленные теоретические знания будут подкреплены практикой, ему будет значительно легче решать вопросы, связанные с технологией своей работы.
В качестве ярких примеров отражения художественного образа, при помощи рисунка танца, в хореографической композиции могут выступать:
• Знаменит своим полонезом балет «Маскарад», которые является не только зрелищно красивым, но он также превосходно передает в характере рисунка танца отдельные штрихи эпохи: напряженность, чопорность и холодность сцены бала, сразу после которого будет отравлена Нина. Опираясь главным образом на музыку, балетмейстер строит рисунок полонеза как четкое, холодное перестроение марширующих по сцене фигур.
• В сцене перед наводнением в балете Р. Глиэра «Медный всадник». Рисунок в данном случае точно соответствует характеру сцены: горе и отчаяние людей, бушующая стихия — все хаотично, разбросанно, не организованно.
• Например, в танцевальной картинке «Хмель», поставленной П. П. Вирским в Ансамбле народного танца Украинской ССР, балетмейстер построил рисунок так, что в определенный момент отвлекает внимание зрителей и делает неожиданным появление девушки-хмеля.
• Также в качестве примера можно рассмотреть адажио из второго акта балета «Лебединое озеро» в постановке Л. Иванова. Весь рисунок танца кордебалета построен балетмейстером как аккомпанемент основным действующим лицам — Одетте и Принцу. По своему характеру танец солистов и кордебалета соответствует музыке. Так же как в оркестре тема переходит от солирующего инструмента ко всему оркестру, или группе инструментов, так и на сцене тема иногда переходит от солистов к кордебалету, притом, что лейтмотив танца, в основном, исполняется солистами, а кордебалет аккомпанирует; рисунок танца кордебалета, несмотря на все разнообразие и красоту построения, лишь фон для главных персонажей.
В том случае, если балетмейстер сумеет правдиво отобразить все элементы хореографического образа: музыку, танцевальный текст, сюжетную линию, танцевальный рисунок и другое - произведение будет понятно зрителю и будет представлять определенную художественную ценность.
1.4 Музыкальная основа в создании художественного образа
Сценический образ – сложнейший сплав внутренних и внешних черт человеческой личности. В танцевальном искусстве эти черты должны быть раскрыты средствами хореографии. Балетмейстер использует для того и рисунок танца, и танцевальный язык – пластику человеческого тела, мимику и драматургическое развитие образа, и, конечно, музыку.
Связь танца с музыкой – это воздействие двух эстетических категорий: движения и звука. Смысл сценической правды достигается только в синхронности движения и музыки. Танец как бы конкретизирует музыку. Основная задача при обработке музыкального материала – это согласованность между музыкой и хореографией. Эта согласованность должна подчиняться логике развития действия, т.е. драматургии. Ритмическое единство, выражающееся в согласованности, выразительности движений с музыкой создаёт особое эстетическое качество, а именно: возникает эмоциональная достоверность, т.е. то, что воспринимается зрителем.
Музыкальная драматургия является основой для хореографической драматургии.
Музыка способна выражать внутренние чувства человека, его душевное состояние – горе, радость, грусть и др. Сочинение или подбор музыкальных образов (муз. тем), отвечающих настроению и содержанию задуманного танца – первый шаг в работе музыкально-хореографического произведения.
Балетмейстер в решении образа отталкивается от сюжета, идеи и строит хореографический образ, основываясь на музыкальный материал.
Любое хореографическое произведение строится на основе музыкального произведения. Будь это симфоническое произведение, пьеса для оркестра народных инструментов, баяна, фортепиано, — во всех случаях, даже если танец сопровождается игрой на деревянных ложках, хореографическое сочинение должно раскрывать музыкальный материал в хореографических образах. Танцевальный язык должен быть теснейшим образом связан с характером музыки, с ее ритмической стороной. Балетмейстер может развивать ритмическую сторону музыкального произведения в сочиненном им хореографическом тексте, но характер этого развития должен соответствовать характеру музыкального произведения. Балетмейстер может считать свое произведение успешно решенным в том случае, если слышимый, рожденный музыкой образ будет совпадать с видимым хореографическим образом. Именно музыка диктует хореографическое решение, структуру хореографического языка, и, таким образом, танцевальный текст находится в прямом взаимодействии с музыкальным материалом.
Балетмейстер должен отражать в пластическом решении в первую очередь музыкальную тему, лейтмотив произведения. В то же время дополнительные краски, которые он слышит в оркестре, должны быть даны в его сочинении как бы вторым, третьим планом. Самый простой пример этому — пары солистов в танце, которые как бы ведут хореографическую тему, лейтмотив, а им аккомпанирует масса.
Музыкальный образ – это сложная картина, в которой отражается совокупность всех сторон искусства.
Материал
Форма
Содержание
Сам герой
Само произведение
Автор
Образ возникает в результате творческого процесса художника – это процесс мышления в образах. Чем ярче и определённее музыкальный образ, чем он национально характернее, тем это лучше для балетмейстера.
Создание ярких впечатляющих образов в музыке сюжетного танца – важная и ответственная стадия работы. Музыка, разработанная на основе сюжета, должна представлять собой законченное самостоятельное произведение аналогичного содержания, но выраженного своими специфическими средствами. Сочинение или подбор соответствующих замыслу танца музыкальных образов или тем, их согласование с драматургической линией сюжета – необходимые условия на пути к созданию музыкально-хореографического произведения.
Наиболее распространённым и характерным, в частичности для русского народного музицирования приёмом развития музыкального материала, является варьирование, видоизменение. Тема (мелодия с сопровождением) и её вариационное развитие могут быть самостоятельной музыкальной формой – «тема с вариациями» - и нередко используется в качестве сопровождения к танцу.
К музыке для сюжетного танца предъявляются дополнительные требования. Её можно будет признать полноценной только тогда, когда темы, мелодии, вариации будут разработаны соответственно сюжетному развитию танца. Успех в работе в значительной степени зависит от умения балетмейстера и композитора проникать в творческие замыслы друг друга. И музыка и танец в конечном итоге должны представлять собой единое законченное произведение искусства.
В творчестве каждого исполнителя или балетмейстера она является источником, который питает его вдохновение, определяет атмосферу, настроение и характер создаваемого художественного образа. Во время исполнения танца музыка помогает зрителям понять его характер, эмоциональное состояние персонажей, атмосферу танцующих, ту обстановку, в которой он исполняется, проникнуть в его содержание.
Непременное условие для балетмейстерского творчества — профессиональные музыкальные знания. На музыке основана вся работа балетмейстера, ему необходимо умение легко читать партитуру, понимать ее интонационный строй, чтобы прийти к верному творческому решению.
При выборе музыки руководитель коллектива и концертмейстер, прежде всего, обращает внимание её содержание, на то, какие чувства, мысли, настроение она вызывает. Гармоническое слияние выразительных средств музыки и танца может возникнуть только тогда, когда она соответствует содержанию постановки. От её качества во многом зависит развитие музыкального вкуса участников, их понимание красоты музыкального произведения. Самый хороший, современный, интересный замысел не может превратиться в прекрасное произведение, если его музыка будет неинтересна, бледна, невыразительна. В тоже время, чем выше по своим качествам музыка, чем больше она соответствует поставленной художественной задаче, тем сильнее её воздействие на участников. Основываясь на музыке, исполнители создают в своём воображении определённый, конкретный образ, различные проявления которого исходят из драматургии музыки, её действенной основы. Понимая и чувствуя природу народной музыки, её идейно-эмоциональное содержание, руководитель добивается, чтобы участники создали в танце синтез хореографического и музыкального образа.
Методы работы над созданием музыки танца:
1. На основе своего композиционного плана руководитель расписывает, как должна играться мелодия каждого моменты действия во время исполнения. Затем он приглашает музыканта, показывает ему композиционный план и просит попробовать сыграть музыку для экспозиции танца. Начинается непосредственная работа руководителя с музыкантом. Во время импровизации руководитель вносит свои коррективы, предложения, обращается за советом к музыканту, как лучше выразить то или иное действие. Так, в совместной творческой работе возникает хореографическое решение музыки танца. Постепенно на основе импровизации, аранжировки мелодии рождается музыка танца.
Другим методом работы над созданием музыки танца является её подбор в соответствии с замыслом и композиционным планом. Руководитель, прежде всего, отбирает такую музыку, которая по своему жанру соответствует содержанию танца, его теме, идее. Руководитель ищет законченное музыкальное произведение, характер содержания, которого совпадает с замыслом и программой задуманной постановки. С помощью концертмейстера руководитель тщательно проводит анализ музыки: определяет её жанр, содержание, музыкальную драматургию, форму, анализирует из скольких частей. Руководитель уясняет для себя музыкальные темы, имеющиеся в произведении, их характер мелодический и ритмический рисунок, с каким художественным образом танца она может ассоциироваться. В музыке действенная основа хореографического образа выражается в проявлении эмоций, чувств, мыслей и действий, которые составят драматургию музыкального образа. Он проявляется в мелодии, гармонии, динамике развития музыки, в самой её композиции.
Музыкальный образ, волнующий своим звучанием, должен стать основой замысла балетмейстера, с учётом которого он разрабатывает содержание танца, а затем и композиционный план будущей постановки.
|