Главная страница
Навигация по странице:

Курсовая работа Метод строго регламентированного упражнения и его разновидности при обучении двигательным действиям в физическом воспитании


Скачать 135.5 Kb.
Название Курсовая работа Метод строго регламентированного упражнения и его разновидности при обучении двигательным действиям в физическом воспитании
Анкор Kursovaya_finalnaya.doc
Дата 25.04.2017
Размер 135.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Kursovaya_finalnaya.doc
Тип Курсовая
#3434


МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»


Кафедра теории и методики физического воспитания и спорта



КУРСОВАЯ РАБОТА

« Метод строго регламентированного упражнения и его разновидности при обучении двигательным действиям в физическом воспитании »



Исполнитель: студент 2 курса,

СПФ СИиЕ, гр.127,

Сикорский В.Р.

Научный руководитель:

Помозов А.В.

2013
Оглавление

Кафедра теории и методики физического воспитания и спорта 1

КУРСОВАЯ РАБОТА 1

« Метод строго регламентированного упражнения и его разновидности при обучении двигательным действиям в физическом воспитании » 1

Введение 3

Глава 1. Характеристика методов строго регламентированного 6

Упражнения 6

1.1. Признаки метода строго регламентированного упражнения 6

1.2. Разновидности метода строго регламентированного упражнения 7

Глава 2.Особенности методики обучения двигательным действиям у детей школьного возраста. 12

2.1. Особенности методики обучения двигательным действиям у детей младшего школьного возраста. 12

2.2. Особенности методики обучения двигательным действиям у детей среднего школьного возраста 15

2.3. Особенности методики обучения двигательным действиям у детей старшего школьного возраста 18

Заключение 21

Список использованных источников 23


Введение



Актуальность темы курсовой работы. Обучая в процессе физического воспитания, преследуют образовательные задачи, которые состоят в том, чтобы сформировать и довести до определенной степени совершенства необходимые двигательные умения, навыки и связанные с ними знания. При этом основным предметом обучения (т. е. тем, чему учат) являются рациональные двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений. Особенности двигательных действий и закономерности формирования двигательных умений и навыков во многом предопределяют дидактические особенности физического воспитания.

Двигательным действиям обучают, решая различные конкретные задачи. В большинстве случаев они сводятся к следующим:

  • обеспечить «начальную школу движений», т. е. научить управлять относительно простыми движениями в основных звеньях двигательного аппарата, создав тем самым исходную базу для более сложных форм двигательной деятельности;

  • обучить действиям, которые будут использоваться как «подводящие» упражнения либо как средства избирательного воздействия на развитие отдельных физических качеств, способностей;

  • сформировать и довести до необходимой степени совершенства основные двигательные умения и навыки, необходимые в повседневной жизни, в трудовой, спортивной и других сферах деятельности.

В зависимости от характера этих задач и особенностей изучаемых двигательных действий процесс обучения приобретает ряд особенностей. Ясно, что реализация различных по трудности задач связана с неодинаковыми затратами времени. Методы и особенности построения процесса обучения зависят, в частности, от структурной сложности формируемых действий. Она же определяется, во-первых, числом движений и фаз, составляющих данное действие; во-вторых, требованиями к точности движений в пространстве, во времени и по величине усилий; в-третьих, особенностями координации движений в каждой фазе и в целом, простотой или сложностью ритмической структуры двигательного действия: в-четвертых, степенью участия врожденных и приобретенных автоматизмов в данном двигательном акте.

Структурная сложность двигательного действия в немалой степени предопределяет выбор ведущего метода при начальном разучивании действия. Так, при относительно простых действиях избирается путь разучивания в целом, при сложных - обычно по частям с последовательным сведением их в целое. Имеют значение и особенности связей между подготовительной, основной и завершающей фазами действия. В одних случаях можно начинать разучивание с основной части, в других - с подготовительной. Иногда же целесообразно в первую очередь изучить завершающую фазу.

Особенности обучения двигательным действиям существенно зависят также от специфик и проявляемых в них физических качеств и необходимого уровня их проявления. Если предметом обучения являются движения, требующие относительно невысоких и стандартных проявлений физических качеств, то проблема использования подготовительных упражнений для предварительного развития физических качеств практически нередко отпадает. Доминирующее место в процессе обучения здесь могут занимать методы стандартно-повторного упражнения, с помощью которых двигательные навыки легко доводятся до нужной степени автоматизации. По-иному обстоит дело, когда обучение нацелено на достижение высокого мастерства в действиях, требующих предельных проявлений силы, быстроты или других физических качеств. Процесс обучения таким действиям особенно тесно связан с воспитанием соответствующих физических качеств. Здесь необходимы развернутая система подготовительных упражнений и разнообразные методы их применения. Двигательные навыки при этом не должны доводиться до состояния крайней стереотипности; они формируются, совершенствуются и видоизменяются в зависимости от степени развития физических качеств, а на определенных этапах - и обновляются с переходом на новые формы техники движений. Цикл обучения в таких случаях поэтапно повторяется на новой основе. На стадии спортивного мастерства происходит непрерывный поиск все новых, более совершенных, форм техники движений. Процесс обучения становится подлинно творческим.

Есть двигательные действия, при обучении которым необходимо обеспечивать особенно широкий диапазон вариативности, «подвижности» двигательных навыков. Это, прежде всего действия, входящие в состав спортивных игр и единоборств (борьба, бокс, фехтование, футбол). Одной из важнейших проблем методики обучения таким действиям является соблюдение оптимальных соотношений между факторами, приводящими к закреплению двигательных навыков, и факторами, увеличивающими их целесообразную изменчивость в условиях постоянного изменения обстановки деятельности. Процесс обучения здесь должен особенно органично соединяться с воспитанием координационных и связанных с ними способностей.

Цель исследования: Охарактеризовать метод строго регламентированного упражнения и его разновидности при обучении двигательным действиям в физическом воспитании.

Задачи исследования:

1.Дать характеристику метода строго регламентированного упражнения при обучении двигательным действиям в физическом воспитании

2.Охарактеризовать особенности методики обучения двигательным действиям у детей школьного возраста

Методы исследования.

Анализ научно-методической литературы.

Структура и объем курсовой работы.

Курсовая работа выполнена на 24 листах формата А4 шрифтом Times New Roman, размером 14 пунктов. Первая глава даёт характеристику методу строго регламентированному упражнению, вторая характеризует особенности методики обучения двигательным действиям у детей школьного возраста.

При написании работы использовалось 16 литературных источников.

Глава 1. Характеристика методов строго регламентированного

Упражнения

1.1. Признаки метода строго регламентированного упражнения



Методы строго регламентированного упражнения имеют множество конкретных вариантов, применение которых зависит в первую очередь от содержания занятий и этапов, последовательно сменяющихся в процессе физического воспитания.

Отличительной чертой в методах этого типа, является то, что деятельность занимающихся организуется и регулируется с возможно полной регламентацией, которая состоит:

  • в твердо предписанной программе движений (заранее обусловленный состав движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом);

  • в возможно точном дозировании нагрузки и управлении ее динамикой по ходу упражнения, а также в возможно четком нормировании интервалов отдыха и строго установленном порядке чередования их с фазами нагрузки;

  • в создании или использовании внешних условий, облегчающих управление действиями занимающихся (построение и распределение группы на местах занятий, использование вспомогательных снарядов, тренажеров и других технических устройств, способствующих выполнению учебных заданий, дозированию нагрузки, контролю за ее воздействием).

Смысл такой регламентации заключается в том, чтобы обеспечить оптимальные условия для усвоения новых двигательных умений, навыков или гарантировать точно направленное воздействие на развитие физических качеств, способностей.
Несмотря на все достоинства и разнообразия методов строго регламентированного упражнения, в них, по сути, воплощается лишь одна из главных методических линий в процессе физического воспитания, предполагающая возможно полное упорядочивание действий занимающихся и условий их выполнения.

1.2. Разновидности метода строго регламентированного упражнения



В спортивной практике выделяется ряд разновидностей методов строго регламентированного упражнения. К ним относятся, прежде всего, две основные группы :

  • методы обучения двигательным действиям;

  • методы воспитания физических качеств.

Методы обучения двигательным действиям.

К ним относятся:

  • целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения);

  • расчлененно-конструктивный;

  • сопряженного воздействия.

Метод целостно-конструктивного упражнения.

Применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Однако, при освоении целостного движения, внимание занимающихся последовательно акцентируют на рациональном выполнении отдельных элементов целостного двигательного акта, технику движения осваивают сразу после показа и объяснения простейших упражнений, которые нельзя расчленить (например, бросок по кольцу).

Недостаток этого метода заключается в том, что в неконтролируемых фазах или деталях двигательного действия (движения) возможно закрепление ошибок в технике. Следовательно, при освоении упражнений со сложной структурой его применение нежелательно. В этом случае предпочтение отдается расчлененному методу.

Расчлененно-конструктивный метод.

Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.

При применении расчлененного метода необходимо соблюдать следующие правила:

  • Обучение целесообразно начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения.

  • Необходимо расчленять упражнения таким образом, чтобы выделенные элементы были относительно самостоятельными или менее связанными между собой.

  • Изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединять их.

  • Выделенные элементы надо по возможности изучать в различных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение.

Недостаток расчлененного метода заключается в том, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объединить в целостное двигательное действие.

В практике физического воспитания целостный и расчлененно-конструктивный методы часто комбинируют. Сначала приступают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают самые трудные выделенные элементы и в заключение возвращаются к целостному выполнению.
Метод сопряженного воздействия.

Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей.

При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура.
Методы, направленные на воспитание двигательных качеств.
Структуру этих методов определяет характер выполнения упражнений – непрерывность или прерывистость (дискретность). По этому признаку, методы, направленные на воспитание двигательных качеств можно подразделить на две группы:

  • методы выполнения упражнения в режиме непрерывной нагрузки (непрерывный метод);

  • методы интервального упражнения (интервальный метод).

Непрерывный метод – характеризуется однократным непрерывным выполнением физических упражнений при отсутствии пауз отдыха. Непрерывный метод можно применять в двух вариантах:
Первый вариант – метод равномерного длительного упражнения, в основном связанный с выполнением циклических упражнений (ходьба, бег, плавание, велоезда и т. п.).

Второй вариант - метод длительного выполнения упражнения в режиме переменной нагрузки. Этот метод также связан с длительным непрерывным выполнением движений циклического характера, но с переменной скоростью, варьируемой на протяжении дистанции по заданной программе.

Такого рода методы направлены преимущественно на воспитание выносливости. Аналогичные методы можно применять при выполнении движений ациклического характера, которым придаётся искусственно-циклический характер путём слитных повторений (например, многократные, без пауз отдыха приседания, наклоны, отжимания в упоре лёжа, поднимание отягощений и т. д.).

Интервальный метод – предусматривает выполнение упражнений с регламентированными паузами отдыха. Выполняемая нагрузка прерывиста, чередуется с нормированными интервалами отдыха.

Интервальный метод можно использовать в двух вариантах:

Первый вариант – метод стандартно-повторного упражнения – характеризуется повторным выполнением заданных двигательных действий, без существенных изменений скорости или мощности выполняемых упражнений, длительности интервалов отдыха. Примером стандартно-повторного упражнения может служить многократное пробегание заданного отрезка дистанции(200, 400 метров и др.) с постоянной, непредельной, но достаточно высокой скоростью и с регламентированными интервалами отдыха (2 минуты спокойной ходьбы). Аналогичным образом могут быть нормированы нагрузки в гимнастических упражнениях, в упражнениях с отягощениями.

Второй вариант – метод вариативного интервального упражнения – отличается направленным изменением воздействующих факторов по ходу выполнения тренировочной программы. Это достигается различными путями:

  • изменением параметров движений (скорости, длительности, темпа);

  • сменой способов выполнения действий (путём варьирований интервалов отдыха, внешних условий выполнения упражнений, дополнительных отягощений или сопротивлений).

Примеры методических приёмов вариативного интервального упражнения:

      • в переменном режиме;

      • с увеличением или уменьшением скорости (мощности) выполняемых упражнений;

      • с увеличением или уменьшением длины отрезков дистанции или времени выполнения упражнений;

      • с сокращением или увеличением пауз отдыха между выполняемыми упражнениями;

      • комбинирование методических приёмов.


Глава 2.Особенности методики обучения двигательным действиям у детей школьного возраста.




2.1. Особенности методики обучения двигательным действиям у детей младшего школьного возраста.



Младший школьный возраст (детский) охватывает детей с 6— 7 до 11 лет (I—IV классы).

Особенности возрастного развития. Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных раз­мерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса.

Для практики физического воспитания показатели функцио­нальных возможностей детского организма являются ведущими критериями при выборе физических нагрузок, структуры двига­тельных действий, методов воздействия на организм.

Для детей младшего школьного возраста естественной являет­ся потребность в высокой двигательной активности. Под двига­тельной активностью понимают суммарное количество двигатель­ных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. При свободном режиме в летнее время за сутки дети 1— 10 лет совершают от 12 до 16 тыс. движений. Естественная суточ­ная активность девочек на 16—30% ниже, чем мальчиков. Девочки в меньшей мере проявляют двигательную активность самостоя­тельно и нуждаются в большей доле организованных форм физи­ческого воспитания.

С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе у детей 6—7 лет объем двигательной активнос­ти сокращается на 50%.

В период учебных занятий двигательная активность школьни­ков не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспе­чить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности.

После учебных занятий в школе дети должны не менее 1,5—2,0 ч провести на воздухе в подвижных играх и спортивных развлечениях.

Младший школьный возраст является наиболее благоприят­ным для развития физических способностей (скоростные и коор­динационные способности, способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интен­сивности). Задачи физического воспитания. К задачам, решаемым в этом возрасте, относятся :

  • укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика
    плоскостопия, содействие гармоническому физическому разви­тию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внеш­ней среды;

  • овладение основами разнообразных жизненно важных дви­жений;

  • развитие координационных (точность воспроизведения и
    дифференцирования пространственных, временных и силовых
    параметров движений, равновесие, ритм, быстрота и точность
    реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирова­ние в пространстве) к кондиционных (скоростных, скоростно-силовых. выносливости и гибкости) способностей;

  • формирование элементарных знаний о личной гигиене, ре­
    жиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоро­вья; работоспособность и развитие двигательных способностей;

  • выработка представлений об основных видах спорта, о при­меняемых в них снарядах и инвентаре, о соблюдении правил тех­ники безопасности во время занятий;

  • приобщение к самостоятельным занятиям физическими
    упражнениями, подвижными играми, использование и.х в сво­бодное время на основе формирования интересов к определен­ным видам двигательной активности и выявления предрасполо­женности к тем или иным видам спорта;

  • воспитание дисциплинированности, доброжелательного от­
    ношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во
    время выполнения физических упражнений; содействие развитию
    психических процессов (представления, памяти, мышления и др.)
    в ходе двигательной деятельности.

Средства физического воспитания. Наиболее полезными и эффективными средствами для физического воспитания детей младшего школьного возраста являются упражнения, включен­ные в программы по физическому воспитанию образовательных учреждений.

Особенности методики физического воспитания. Основной фор­мой занятий физическими упражнениями в начальной школе яв­ляется урок физической культуры, который строится в соответ­ствии с общими педагогическими положениями, а также с мето­дическими правилами физического воспитания. Специфика задач и содержания программы по физическому воспитанию обусловли­вает некоторые особенности урока физической культуры с уче­том возрастных особенностей занимающихся.

  • Для младшего школьного возраста ведущими на уроке явля­ются задачи совершенствования естественных двигательных дей­ствий (ходьба, бег, прыжки, метания, лазание и т.п.).

  • На одном уроке целесообразно решать не более 2—3 задач,
    связанных с усвоением или совершенствованием учебного мате­
    риала.

  • Чем младше класс, тем больше внимания уделяется укреп­лению мышц стоп и формированию правильной осанки.

  • На каждом уроке обязательно проводятся подвижные игры.
    Игровой материал должен занимать примерно половину общего
    времени занятий с детьми в возрасте до 10—11 лет.

Из методов упражнения преимущество отдается целостному методу. Расчлененный метод имеет вспомогательное значение.

При объяснении двигательного задания необходимо, чтобы дети правильно понимали, что и как делать. Поэтому двигательная за­дача должна ставиться в конкретной форме: например, поймать, догнать, попасть в кольцо и т.д.

В возрасте 8—11 лет на занятиях целесообразно применять преимущественно тренировочные средства и методы, развиваю­щие частоту движений. Упражнения на скорость следует выпол­нять кратковременно (6—8 с).

2.2. Особенности методики обучения двигательным действиям у детей среднего школьного возраста



Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (V—VIII классы).
Подростковый возраст — это период продолжающегося двига­тельного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. Прирост основ­ных двигательных способностей в среднем школьном возрасте при­веден в таблицах.
У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых дви­гательных действиях), силовые и скоростно-силовые способнос­ти; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.

Задачи физического воспитания в среднем школьном возрасте. Мно­гогранность задач, решаемых в среднем возрасте, позволяет :

  • содействовать гармоничному физическому развитию, зак­реплению навыков правильной осанки и устойчивости к небла­гоприятным условиям внешней среды, воспитанию ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения Правил личной гигиены;

  • осуществлять дальнейшее обучение основам базовых видов
    двигательных действий (легкая атлетика, гимнастика, спортив­ные игры, лыжная подготовка, плавание);

  • продолжать развитие координационных (ориентирование в
    пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и
    точность реагирования на сигналы, согласование движений,
    ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференциро­вания основных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей;

  • формировать основы знаний о личной гигиене, о влиянии
    занятий физическими упражнениями на основные системы орга­низма; развивать волевые и нравственные качества; вырабатывать
    представления о физической культуре личности и приемах само­
    контроля;

  • углублять представления об основных видах спорта, сорев­нованиях, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники
    безопасности во время занятий и оказании первой помощи при
    травмах;

  • воспитывать привычки к самостоятельным занятиям в сво­бодное время физическими упражнениями, избранными видами
    спорта;

  • вырабатывать организаторские навыки проведения занятий
    в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;

  • формировать умения адекватной оценки собственных физи­ческих возможностей;

  • воспитывать инициативность, самостоятельность, взаимо­помощь, дисциплинированность, чувство ответственности;

  • содействовать развитию психических процессов и обуче­нию основам психической саморегуляции.

Средства физического воспитания. Основными средствами физического воспитания детей 12—15 лет являются физические упражнения, с помощью которых у подростков формируются жизненно важные умения и навыки, повышаются физические способности (качества) и адаптивные свойства организма.

Физическая подготовленность. Дети среднего школьного возрас­та должны показывать результаты не ниже среднего уровня пока­зателей, характеризующих развитие основных физических качеств.

Особенности методики физического воспитания. Особенностью урочных форм занятий с детьми среднего школьного возраста яв­ляется углубленное обучение базовым видам двигательных дей­ствий (гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры, плавание).
В подростковом возрасте увеличиваются индивидуальные различия детей, что необходимо учитывать в обучении движениям и при развитии двигательных способностей. В этой связи для группы школьников и отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп овладения программным материалом, оценку их достижений. Дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для учащихся, имеющих или низкие или высокие результаты.

При выборе средств и методов, используемых на занятиях, необходимо в большей мере, чем в младшем школьном возрасте, учитывать половые особенности учащихся.

Соотношение практических методов (игрового, строго регла­ментированного упражнения) примерно равное.

2.3. Особенности методики обучения двигательным действиям у детей старшего школьного возраста



Старший школьный возраст (юношеский) охватывает детей с 16 до 18 лет (ГХ—XI классы). К этому возрасту относятся и учащи­еся средних специальных учебных заведений.

Особенности возрастного развития. Старший школьный возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается в относительно спокойном и равномерном его проте­кании в отдельных органах и системах. Одновременно завершается половое созревание. В этой связи четко проявляются половые и индивидуальные различия как в строении, так и в функциях орга­низма. В этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличе­ние его размеров в ширину, а также прирост в массе.

В 15—17 лет у школьников заканчивается формирование познавательной сферы. Наибольшие изменения происходят в мыс­лительной деятельности. У детей старшего школьного возраста повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и диффренцировать отдельные (силовые, времен­ные и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом.

Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую воле­вую активность, например настойчивость в достижении постав­ленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утом­ления. Однако у девушек снижается смелость, что создает опреде­ленные трудности в физическом воспитании.

В старшем школьном возрасте по сравнению с предыдущими воз­растными труппами наблюдается снижение прироста в развитии кондиционных и координационных способностей. .

Тем не менее в этот возрастной период сохраняются еще немалые резервы для улучшения двигательных способностей, особенно если это делать систематически и направленно.

Задачи физического воспитания. К ним относятся:

  • содействие гармоничному физическому развитию, выработка
    умении использовать физические упражнения, гигиенические
    факторы и условия внешней среды для укрепления здоровья, про­
    тивостоять стрессам; формирование общественных и личностных
    представлений о престижности высокого уровня здоровья и раз­
    носторонней физической подготовленности;

  • приобретение двигательного опыта посредством овладения
    новыми двигательными действиями и формирование умений при­
    менять их в различных по сложности условиях;

  • дальнейшее развитие кондиционных (силовых, скоростно-
    силовых, выносливости, скорости и гибкости) и координацион­
    ных (быстроты перестроения двигательных действий, согласова­
    ния, способности к произвольному расслаблению мышц, вести­
    булярной устойчивости и др.) способностей;

  • формирование знаний: о закономерностях двигательной
    активности, спортивной тренировке; о значении занятий физи­ческими упражнениями для будущей трудовой деятельности; о выполнении функций отцовства и материнства, о подготовке к службе
    в армии;

  • закрепление навыков в систематичных и регулярных заня­тиях физическими упражнениями и избранными видами спорта;

  • формирование адекватной самооценки личности, нравствен­ного самосознания, мировоззрения, коллективизма; развитие целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания;

  • дальнейшее содействие в развитии психических свойств и
    качеств личности и обучение основам психической регуляции.

Средства физического воспитания. Программа физической актив­ности детей старшего школьного возраста весьма насыщенна и разнообразна.

Особенности методики физического воспитания. В старшем школь­ном возрасте уроки физической культуры с юношами и девушка­ми проводятся раздельно. Анатомо-физиологическне и психиче­ские особенности юношей и девушек требуют различного подхо­да к организации занятий, подбору средств и методов обучения двигательным действиям и воспитанию физических качеств, к до­зировке физической нагрузки.

На занятиях со старшеклассниками увеличивается доля упраж­нений сопряженного воздействия на кондиционные и координа­ционные способности, а также упражнений, при которых одно­временно закрепляются и совершенствуются двигательные навы­ки (техника) и физические качества.

Интенсификация обучения в этом возрасте идет по пути уси­ления тренировочной направленности уроков. Доля игрового ме­тода сокращается, а соревновательного — увеличивается.

В работе со старшеклассниками рекомендуется шире, чем в предыдущих возрастах, применять метод индивидуальных зада­ний, дополнительных упражнений, заданий по овладению двига­тельными действиями, развитию физических способностей с уче­том типа телосложения, наклонностей, физической и технико-тактической подготовленности.

Прохождение и освоение учебного материала должно осуще­ствляться в логической последовательности, в системе взаимо­связанных уроков.


Заключение



Методы строго регламентированного упражнения имеют множество конкретных вариантов, применение которых зависит в первую очередь от содержания занятий и этапов, последовательно сменяющихся в процессе физического воспитания.

В спортивной практике выделяется ряд разновидностей методов строго регламентированного упражнения. К ним относятся, прежде всего, две основные группы :

  • методы обучения двигательным действиям;

  • методы воспитания физических качеств.

К методам обучения двигательным действиям относятся:

  • целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения);

  • расчлененно-конструктивный;

  • сопряженного воздействия.

Метод целостно-конструктивного упражнения.

Применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части.

Расчлененно-конструктивный метод.

Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.

Метод сопряженного воздействия.

Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей.

Для работы с детьми младшего школьного возраста характерен метод целостно-конструктивного упражнения, так как в этом возрасте они разучивают элементарные вещи в физическом воспитании и спорте.

Для детей среднего школьного соответственно характерен более метод расчлененно-конструктивный, так как в этом возрасте происходит углубленное обучение базовым видам двигательных дей­ствий.

Для детей старшего школьного характерен метод сопряженного воздействия, так как в этом возрасте им остается только совершенствовать навыки, обретенные до этого.

Список использованных источников





  1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. / Б.А. Ашмарин – М.: Физкультура и спорт,1978.

  2. Бернштейн, Н.А. О построении движений. / Н.А. Бернштейн – М.: Медгиз, 1947.

  3. Бойко, В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. / В.В. Бойко – М.: Физкультура и спорт, 1987.

  4. Бойченко, С. Двигательные способности в классической теории физического воспитания / С. Бойченко, Ю. Войнар, А. Смотрицкий // Адукацыя i выхаванне. – 2001. – № 1.

  5. Войнар, Ю. Теория спорта – методология программирования./ Ю. Войнар, С.Д. Бойченко, В.А. Барташ. – Минск.: Харвест, 2001

  6. Гужаловский, А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста. / А.А. Гужаловский: автореф.дис. ... д-ра пед. наук:13.00.04. – М., 1979.

  7. Ломейко, В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в I-X классах / В.Ф. Ломейко . – Мн: Народная асвета, 1980.

  8. Любомирский, Л. Е. Управление движениями у детей и подростков / Л.Е.Любомирский. – М.: Педагогика, 1974.

  9. Лях, В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. / В.И. Лях – М: Терра-Спорт, 2000.

  10. Матвеев, Л.П. Категории «развитие», «адаптация» и «воспитание» в

  11. теории физической культуры и спорта (давние, но не стареющие идеи). / Л.П. Матвеев. // Теория и практика физической культуры – 1999. № 1. – С.

  12. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры.: учебник, для студ.институтов физической культуры./ Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991.

  13. Теория и методика физического воспитания: учеб. для институтов физической культуры / Л.П. Матвеев [и др.]; под ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. – М.:Физкультура и спорт, 1976. – Т. П.

  14. Теория физического воспитания: учеб. пособие для институтов физической культуры / Г.И. Кукушкин [и др.]; под ред. Г.И. Кукушкина. – М.: Физкультура и спорт, 1953.

  15. Пономарев, Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. / Н.И. Пономарев. – М.: Физкультура и спорт, 1970.

  16. Эйдер, Е. Развитие и направленное совершенствование физических качеств у школьников: монография / Е. Эйдер. – Щецин: Щецинский университет, 2000.

написать администратору сайта