Практическое занятие № 1
Язык и языки
А. Теоретическая часть
Предмет и задачи курса.
Язык – особая знаковая система.
Многообразие национальных языков мира.
Развитие языков.
Функции языка.
Язык и речь.
Разделы науки о языке.
Б. Практическая часть
Подберите одно общее существительное ко всем данным словам:
1) святая, великая, светлая, киевская, языческая, московская, 2) златоглавая, белокаменная, величавая, суматошная, 3) народная, мелодичная, лихая, широкая, 4) крепостная, каменная, белая, сторожевая, кирпичная, 5) пешеходный, висячий, канатный, железобетонный, автомобильный, 6) низкий, бархатный, душевный, звенящий, 7) камерный, смешанный, мужской, 8) славянская, древняя, владимирская, пергаментная, 9) черная, в конце, торговая, с запятой, 10) резной, золоченый, с балдахином, с подушками, 11) зеленый, ранний, вкусный, соленый, 12) яркий, пахучий, осенний, увядший, сломанный, 13) соленый, бушующий, тихий, далекий, 14) элегантный, полноприводный, быстроходный, грузовой
В. Литература
Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи: курс лекций. – М., 2008. – С. 5 – 14.
Русский язык / Под ред Л.Л. Касаткина. – М., 2005. – С. 4 – 45; 67 – 108.
Русский язык и культура речи / Под ред. О.Я. Гойхмана. – М., 2008. – С. 5 – 21.
Русский язык и культура речи / Под ред. Максимова В.И., Голубевой А.В. – М., 2008. – С. 8 – 17.
Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык и культура речи. – М., 2008. – С. 7 – 27.
Сиротинина О.Б., Гольдин В.Е., Куликова Г.С., Ягубова М.А. Русский язык и культура общения для нефилологов. – Саратов, 1998. – С. 24 – 31.
Г. Справочники и словари
Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Караулов Ю.Н. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1997.
Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Ярцева В.Н. – М., 1998.
Практическое занятие № 2
Русский язык и его специфика
А. Теоретическая часть
Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык Российской Федерации.
Значение русского языка как средства межнационального и международного общения.
Возникновение славянской письменности. Деятельность Кирилла и Мефодия. Глаголица и кириллица. Роль старославянского и церковнославянского языков в становлении русского литературного языка.
Основные этапы истории русского языка.
История русского языка в ХХ веке. Современная языковая ситуация.
Языковая политика.
Б. Практическая часть
Задание 1. Прочитайте предложения. Заполните пропуски. Поставьте в выделенных словах ударения. Что вызывало у вас затруднения и почему? Что помогло сделать выбор?
Согласно учредительному договору уставн...й капитал нашей фирмы составил 12,8 млн. руб. Вчера мой коллега прислал электрон... счет-фактуру на поставку итальянских жалюз.... На Большом проспекте открылся бутик, в этом бутике продает одежду известн... французск... кутюрье. Мы заказали у бармена горяч... капучино, свеж... буше и шотландск... виски. Вы предпочитаете бел... или розов... мартини? Ремонт делали первоклассные мастер... . На занятиях по информатике мы изучали мастер... шаблонов программы Word.
Задание 2. «Переведите» на литературный русский язык:
На всякого промоутера найдется свой супервайзер. Куплю маму и клаву – недорого.
Задание 3. Используя словари, объясните значение следующих слов: лакуна, экспрессия, канон, нотариус, штатный, штатский, адаптация.
Задание 4. В каком значении употреблены выделенные слова в приведенных отрывках из произведений А. С. Пушкина? Прокомментируйте эти значения с точки зрения современного русского языка.
А. «Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит... О провиденье!»
Б. «... И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье»
В. «Вы чинно, молча, сложа руки,
|