Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Планы семинарских занятий по русскому языку. Язык и языки А. Теоретическая часть



Скачать 264 Kb.
Название Язык и языки А. Теоретическая часть
Анкор Планы семинарских занятий по русскому языку.doc
Дата 15.04.2017
Размер 264 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Планы семинарских занятий по русскому языку.doc
Тип Документы
#1238
страница 3 из 3
1   2   3

Официально-деловой стиль
А. Теоретическая часть

  1. Языковые особенности официально-делового стиля.

  2. Юридический, дипломатический и канцелярско-деловой подстили.

  3. Жанры официально-делового стиля.

  4. Виды документов и правила их оформления. Деловое письмо. Нормы делового письма.

  5. Устная деловая речь. Служебно-деловое общение: деловые переговоры, интервью, презентация.


Б. Практическая часть

Задание 1. Определите черты официально-делового стиля в статье 26 Гражданского кодекса РФ. Распределите их по группам: а) лексические, б) словообразовательные, в) морфологические, г) синтаксические, д) текстовые.

Статья 26. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет

  1. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей статьи, с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителя. Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем.

  2. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:

  1. распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;

  2. осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

  3. в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

  4. совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса. По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах.

3. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до во семнадцати лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи. За причиненный ими вред такие несовершеннолетние несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом.

Задание 2. Проанализируйте отрывок из текста, написанного в дипломатическом подстиле, преамбулу Договора между Российской Федерацией и Украиной об экономическом сотрудничестве на 1998-2007 годы. Определите признаки официально-делового стиля. Какие штампы, использованные в данном тексте, характерны для официально-делового стиля, а какие – только для дипломатического подстиля?

Российская Федерация и Украина, далее именуемые «Высокие Договаривающиеся Стороны»,

руководствуясь Договором о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной от 31 мая 1997 г.,

исходя из необходимости дальнейшего укрепления и развития равноправных и взаимовыгодных торгово-экономических и производственных отношений,

придания им долгосрочного и устойчивого характера, эффективного использования экономического и научно-технического потенциала двух государств и повышения благосостояния их народов,

придавая важное значение гармонизации осуществления экономических реформ, созданию условий для поэтапного перехода к свободному перемещению товаров, услуг, капиталов и рабочей силы,

учитывая взаимодействие на основе договоренностей в рамках Содружества Независимых Государств,

договорились о нижеследующем...
Задание 3. Прочитайте образец решения. Назовите реквизиты документа. Подчеркните языковые черты, характерные для официально-делового стиля речи.



В. Литература

  1. Балашова Л.В. и др. Русский язык и культура общения для деловых людей. – Саратов, 1997. – С. 8 – 35.

  2. Культура русской речи / Под ред. Граудиной Л.К., Ширяева Е.Н. – М., 1998. – С. 216 – 235.

  3. Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2008. – С. 265 – 270.

  4. Русский язык и культура речи / Под ред. О.Я. Гойхмана. – М., 2008. – С. 57 – 72.

  5. Русский язык и культура речи / Под ред. Максимова В.И., Голубевой А.В. – М., 2008. – С. 146 – 216.

  6. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык и культура речи. – М., 2008. – С. 251 – 291.

Г. Справочники и словари

  1. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Караулов Ю.Н. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1997.

  2. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2006.

  3. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Ярцева В.Н. – М., 1998.

Практическое занятие № 11-12

Публицистический стиль
А. Теоретическая часть

  1. Языковые особенности публицистического стиля.

  2. Публицистические подстили.

  3. Жанры публицистического стиля.

  4. Речевая агрессия и речевая манипуляция в языке СМИ.

  5. Особенности языка рекламы.


Б. Практическая часть

Задание 1. Проанализируйте отрывок статьи. Определите, какие из выделенных слов и словосочетаний относятся к: 1) футбольным терминам, 2) журналистским штампам, 3) оценочной лексике.

...Во втором тайме на поле в составе вышел Литманен, и это принципиально все изменило. Пусть финну много лет, пусть он не такой быстрый, как раньше, но пасы он по-прежнему раздает классные. Первые минуты тайма «Милан» еще атаковал, хотя уже больше по инерции, а затем инициативу перехватил «Аякс». И первая же его нормальная атака закончилась голом. Ван дер Мейде промчался по левому флангу и прострелил на Литманена, который в пустые ворота промахнуться не мог. На 63-й минуте «Аякс» стал полуфиналистом Лиги чемпионов.

Но недолго радовались голландцы. Чуть ли не в следующей атаке «Милан» вновь вышел вперед. Индзаги, который вновь набрал неплохую форму, совершил сольный проход, в результате которого мяч попал к Шевченко. Украинцу забивать было так же просто, как и финну. Полуфиналистом «Аякс» пробыл всего две минуты.

И опять голландцы отыгрались. «Милан» стал допускать ошибки в обороне, одной из которых воспользовался Пиенаар. Златан Ибрагимович скинул мяч на южноафриканца, который забил столь нужный «Аяксу» гол. Вот тут уже «Милан» запаниковал.

…И когда казалось, что одним итальянским клубом в Лиге чемпионов станет меньше, Индзаги смог совершить чудо. «Аякс» за эти 15 минут ошибся только один раз, но помнить об этом будет долго. После заброса в штрафную Мальдини Индзаги было очень трудно перекинуть Лобонта, но он все же это сделал. И Даль Томассон, зачем-то дотронувшийся до мяча и укравший у Индзаги гол, все равно не будет героем встречи. Потому что выиграл ее Суперпиппо. (24.04.2003. 13:02 / РБК)

Задание 2. Проанализируйте один из номеров печатного издания, которое вы обычно читаете. Какие жанры вы обнаружили? Какие жанры наиболее интересны для вас? Подумайте, в чем причина вашего интереса к этим жанрам.

Задание 3. Проанализируйте рекламные тексты, определите их структуру и языковые особенности. Как вам кажется, насколько эти тексты удачны?

  1. Освободи свои чувства. От аллергии. «Цетрин», антигистаминный препарат II поколения. Эффективен при всех видах аллергии. Не вызывает сонливости. Быстрое наступление действия Прием - 1 раз в день. Разрешен к применению детям от 6 лет. Отпускается без рецепта. (Антенна. 2003. № 21. 14 мая.)

  2. Лак для ногтей «Зеркальный блеск». Mirror Shine Nail Enamel. Зеркальный свет, излучаемый лаком на Ваших ногтях, буквально ослепляет своей яркостью и блеском. Самые модные оттенки, самое восхитительное сияние! (рекламный каталог фирмы Эйвон, февраль 2003 г.)

  3. Многоликий стеллаж. ИВАР - самый податливый материал для строительства стеллажа. Четыре варианта по высоте, два по глубине и ширине, а также разнообразные аксессуары позволяют создать стеллаж по своей мерке. Подчеркните его индивидуальность, используя морилку, масло или воск ИКЕА. (рекламный каталог ИКЕА, февраль 2003)

В. Литература

  1. Культура русской речи / Под ред. Граудиной Л.К., Ширяева Е.Н. – М., 1998. – С. 238 – 279.

  2. Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2008. – С. 275 – 279.

  3. Русский язык и культура речи / Под ред. О.Я. Гойхмана. – М., 2008. – С. 37 – 45.

  4. Русский язык и культура речи / Под ред. Максимова В.И., Голубевой А.В. – М., 2008. – С. 128 – 137.

  5. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык и культура речи. – М., 2008. – С. 345 – 382.

Г. Справочники и словари

  1. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Караулов Ю.Н. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1997.

  2. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2006.

  3. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Ярцева В.Н. – М., 1998.

Практическое занятие № 13

Разговорный стиль
А. Теоретическая часть

  1. Языковые особенности разговорного стиля.

  2. Особенности форм монолога, диалога, полилога.

  3. Жанры обиходно-разговорной речи.

  4. Письменная разговорная речь.

  5. Особенности общения в Интернете.


Б. Практическая часть

Задание 1. Найдите в следующем фрагменте стилевые черты разговорной речи: а) неофициальность, непринужденность; б) ситуативность; в) эмоциональность, экспрессивность.

Дальше рассказывать? А не проедем? Ты смотри, а то я плохо дорогу знаю.

Так вот, отец мне обычно водить не дает, а тут жара такая, он устал, ну и... Я что, нормально, не в первый раз. Нет, ну я ведь уже на даче ездил за грибами, ты что, забыл? Еду, все спокойно, тихо-мирно, километров 100 даю... Угу, отец-то спит. И вдруг а повороте какая-то задрипанная «пятерка» меня подрезала! Не джип, не «бомба» — наглость просто! Я по тормозам. Отец проснулся, конечно. «Что такое! Как ты ездишь!» — короче, сам не свой. Не доспал, понимаешь. Я — ладно, молчу, а он... Что? Выходим?

Задание 2. Прочитайте примеры русской разговорной речи, найдите в них и вычеркните слова, употребленные неоправданно.

1. Это была бутылочка раствора аммиака, короче — нашатырный спирт. 2. Да отстань ты от нее! На самом деле, отстань! 3. А что у нас вчера было-о!.. Короче, пошли мы с Петькой купаться. И вот там-то!.. 4. Смотри, облака какие! Как бы метлой по небу размело... 5. Лера уже как бы пришла, но я с ней еще не разговаривала. 6. Деревья там посадили… не помню названия...ну, типа туи. 7. Мы ему о долге, а он, типа, не понимает! 8. Ну, Колька и дает! Построил дом типа замка, на принцессе нефтяной женился, а теперь у него депрессия, видишь ли! 9. Это мне кажется, что кто-то там говорит, или на самом деле? 11. Кто он тебе? Как кто? Друг! На самом деле, я собираюсь за него замуж.

Задание 3. Прочитайте предложения и попробуйте выразить ту же мысль, «сняв» агрессивность речевых высказываний. Например: «А ну не курить здесь!» — «Вы знаете, у нас не курят».

1. Не хлопай дверью! 2. Ну и растяпа же ты! 3. Вечно ты все забываешь! 4. Сто раз тебе говорить? 5. Дверь не открывать! 6. Какую ты мелешь чушь! 6. Ты, конечно, опять руки вымыть забыла! 7. Что я, обязан, что ли, за всеми убирать? 9. Ты, что, как маленькая, ревешь? 10. Никогда не перебивай старших! Ну и молодежь пошла! 11. Грубиянка, как ты со мной разговариваешь! 12. Мать, что за платье ты себе купила? Отстой! 13. Ты постоянно клянчишь у отца деньги, нет, чтобы самой заработать! Я в твои годы...

Задание 4. Прочитайте некоторые приемы контроля над речевой агрессией. Выберите самые, на ваш взгляд, эффективные и объясните свой выбор:

  1. игнорирование грубости или бестактности;

  2. переключение внимания;

  3. положительные оценочные высказывания;

  4. открытое словесное порицание;

  5. шутка;

  6. убеждение.


Задание 5. К приемам предыдущего задания подберите под ходящие высказывания из данных ниже.

1. Я полностью согласен с тобой, но почему так агрессивно?.. 2. Ты же рассудительный человек, что ж ты из себя выходишь?! 3. Давай перенесем разговор на завтра, тогда и Аня послушает. 4. Я с тобой говорить в таком тоне не буду! 5. Мы с тобой напоминаем героев того анекдота!.. 6. Ты такой красивый, интеллигентный парень, даже странно слышать такие слова!.. 7. «Ты, Зин, на грубость нарываешься, все, Зин, обидеть норовишь!» 8. По-моему, тебе лучше отдохнуть. 9. На эти слова можно и обидеться. 10. Прекратите ругаться! Уши вянут вас слушать! 12. Давай посмотрим на это иначе, ведь всегда есть другая сторона вопроса.
Задание 6. Проанализируйте письмо А.Н. Вертинского к другу - актеру В.О. Топоркову. Определите в нем черты, свойственные разговорной речи.

Так Вы больны, дорогой? Что же не позвонили? Я бы навестил Вас. А я тоже болен. Уже две недели. Острое желудочное заболевание. Главное, что я никогда обычно не болею ничем. Вероятно, это уже к старости. Спасибо Вам за дружеское письмо и за поддержку Лили. Она Вас благодарит и целует... Привет Ларисе Мамонтовне. Она Вас выходит. Крепко Вас целую. Ваш А. Вертинский.
Задание7. Какими признаками разговорной речи обладают следующие реплики посетителей форума ProGamer's Forum, посвященного компьютерным играм?

1.

Ргц: Товарищ, не знающий английского! Поверь, ты ничего не потерял. Эта крутейшая стратегия о том, что надо очень часто/много использовать темплар (High Templar), в частности, не пси шторм, а галлюцинацию. Поэтому она (страта) рулит только против террана с металлом (против Зерга лучше шторм, против тосса лучше ранние обсы). Типа, возможности темплар используются по максимуму, причем глюков можно накастовать заранее, так что никто не будет вашим темпларам угрожать во время битвы. Типа накастовал дома — попер в центр, а темплар в шатлы запихал (это не есть правильно, потому как туда лучше пихнуть зилотов - IMHO). Короче, топор под лавкой.

2.

LOGOPED: Да, слышал я про такие случаи, но вообще, по-моему, галюны действительно хороши против хэви металла, так как пускаешь галюны немного первей своих боевых войск, терран, пока не забьёт всех галюнов, к боевым даже не притронется, а в это время боевые крушат и ломают и пробиваются. Так что при грамотном управлении эта страта очень хороша.

А вот для того чтобы знать, как грамотно управлять, нужно перевести страту. Народ, хелп, переведите страту, плиз, кто нить. Заранее спасибо.

В. Литература

  1. Культура русской речи / Под ред. Граудиной Л.К., Ширяева Е.Н. – М., 1998. – С. 47 – 95.

  2. Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2008. – С. 271 – 275.

  3. Русский язык и культура речи / Под ред. О.Я. Гойхмана. – М., 2008. – С. 45 – 54.

  4. Русский язык и культура речи / Под ред. Максимова В.И., Голубевой А.В. – М., 2008. – С. 324 – 353.

  5. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык и культура речи. – М., 2008. – С. 382 – 403.

Г. Справочники и словари

  1. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Караулов Ю.Н. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1997.

  2. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2006.

  3. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Ярцева В.Н. – М., 1998.

Практическое занятие № 14-15

Общение и его виды
А. Теоретическая часть

  1. Понятие об общении. Общение и коммуникация.

  2. Единицы общения. Виды общения.

  3. Невербальные средства общения.

  4. Коммуникативная ситуация. Коммуникативные нормы.

  5. Эффективность общения. Факторы эффективности вербального и невербального общения. Коммуникативные барьеры.

  6. Коммуникативные тактики ведения диалога.

  7. Культура дискутивно-полемической речи.


Б. Практическая часть

Задание 1. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.

«Кто чист душою, тому хорошо здесь молиться... — думал Кунин. — Как в Риме у св. Петра поражает величие, так здесь трогают эти смирение и простота».

Но молитвенное настроение его рассеялось в дым, когда отец Яков вошел в алтарь и начал обедню. По молодости лет, попав в священники прямо с семинарской скамьи, отец Яков не успел еще усвоить себе определенную манеру служить. Читая, он как будто выбирал, на каком голосе ему остановиться, на высоком теноре или жидком баске; кланялся он неумело, ходил быстро, царские врата открывал и закрывал порывисто... Старый дьячок, очевидно больной и глухой, плохо слышал его возгласы, отчего не обходилось без маленьких недоразумений».

(А.П. Чехов. «Кошмар».)

  • Чем был разочарован Кунин во время богослужения?

  • Почему быстрота и резкость движений неуместны для священника?
    В каких еще случаях от них следует отказаться?

  • Какие невербальные средства обнаруживают неопытность священника?

Задание 2. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.

Княжна Марья, сидя в гостиной и слушая эти толки и пересуды стариков, ничего не понимала из того, что она слышала; она думала только о том, не замечают ли все гости враждебных отношений ее отца к ней...

Княжна Марья с рассеянным, вопросительным взглядом обратилась к Пьеру, который, последний из гостей, с шляпой в руке и с улыбкой на лице подошел к ней после того, как князь вышел, и они одни оставались в гостиной.

Можно еще посидеть? – сказал он, своим толстым телом валясь в кресло подле княжны Марьи.

Ах, да, – сказала она. «Вы ничего не заметили?» – сказал ее взгляд.
(Л.Н. Толстой. «Война и мир».)

Найдите места в отрывке, где описывается информация, которая передается невербально. Как именно она передается?

Есть ли в отрывке несоответствия между словами и невербальными средствами (неконгруэнтность)? Подтвердите текстом. Чем обусловлено это несоответствие?

Задание 3. См. дополнительный файл

В. Литература

  1. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи: курс лекций. – М., 2008. – С. 23 - 30.

  2. Культура русской речи / Под ред. Граудиной Л.К., Ширяева Е.Н. – М., 1998. – С. 149 – 168.

  3. Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2008. – С. 21 - 73.

  4. Русский язык и культура речи / Под ред. О.Я. Гойхмана. – М., 2008. – С. 72 – 81.

  5. Русский язык и культура речи / Под ред. Максимова В.И., Голубевой А.В. – М., 2008. – С. 17 – 21; 110 – 123.22 - 39.

  6. Сиротинина О.Б., Гольдин В.Е., Куликова Г.С., Ягубова М.А. Русский язык и культура общения для нефилологов. – Саратов, 1998. – С. 12 – 23.

  7. Стернин И.А. Риторика. – Воронеж, 2002. – С. 33 – 72.

Г. Справочники и словари

  1. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Караулов Ю.Н. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1997.

  2. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Ярцева В.Н. – М., 1998.

Практическое занятие № 16

Культура общения. Речевой этикет
А. Теоретическая часть

  1. Этические нормы общения.

  2. Понятие речевого этикета.

  3. Языковые средства выражения вежливости в русском языке.

  4. Проявления вежливости в невербальных средствах общения.

  5. Социальные аспекты культуры речи.


Б. Литература

  1. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи: курс лекций. – М., 2008. – С. 125 – 132.

  2. Русский язык и культура речи / Под ред. О.Я. Гойхмана. – М., 2008. – С. 117 - 145.

  3. Русский язык и культура речи / Под ред. Максимова В.И., Голубевой А.В. – М., 2008. – С. 43 – 52; 70 – 81.

  4. Формановская Н. И. Культура общения и речевой этикет. – М., 2004.

В. Справочники и словари

  1. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Караулов Ю.Н. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1997.

  2. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2006.

  3. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Ярцева В.Н. – М., 1998.


Практическое занятие № 17 – 18

Риторика как наука об искусстве речи, способах речевого воздействия
А. Теоретическая часть

  1. Риторика как лингвистическая дисциплина. Общая и частные риторики.

  2. Образ ритора (этос, пафос, логос).

  3. Подготовка речи и публичное выступление. Риторический канон:

а) мотивы отбора «фрагментов действительности», топика (инвенция);

б) изложение и аргументация (диспозиция);

в) тропы и фигуры речи (элокуция);

г) оратор и аудитория (акция).
Б. Литература

  1. Волков А.А. Основы риторики. – М., 2004.

  2. Грановская Л.М. Риторика. – М., 2004.

  3. Граудина Л.К., Кочеткова Г.И. Русская риторика. – М., 2001.

  4. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М., 2001.

  5. Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция). – М., 2001.

  6. Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. – М., 1992.

  7. Михальская А.К. Основы риторики. – М., 2001.

  8. Стернин И.А. Риторика. – Воронеж, 2002.

  9. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика: Курс лекций. – Ростов-на-Дону, 1999.





1   2   3
написать администратору сайта