Дайте письменный ответ на следующий контрольный вопрос: «Институт лишения гражданства в советском государственном праве».
Обоснуйте с точки зрения теории конституционного права, почему у субъекта федеративного государства не должно быть собственного гражданства.
Чье волеизъявление является решающим при принятии решения о приеме в гражданство Российской Федерации - России или лица, желающего приобрести гражданство России? А при выходе из гражданства?
В чем смысл почетного гражданства?
Каковы причины появления лиц без гражданства? Это причины объективного или субъективного характера?
Какие меры предпринимают современные государства для сокращения лиц без гражданства. В чем необходимость таких мер?
Иностранный гражданин Н. хотел приобрести российское гражданство по тому основанию, что он уже более трех лет состоит в браке с гражданкой России. Однако ему отказали в приеме документов, поскольку супруги проживают за границей. Правомерен ли отказ? Как следует поступить, если супруги проживают в России?
Тема 6. Конституционно-правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев в Российской Федерации.
1. Как соотносится правовое положение иностранцев и лиц без гражданства? Почему в российском законодательстве отсутствует специальный закон о правовом статусе лиц без гражданства?
2. Раскройте понятие национального правового режима.
3. Какие права и свободы, закрепленные в гл. 2 Конституции РФ, распространяются на иностранцев и лиц без гражданства?
4. Почему российское законодательство разграничивает категории беженцев и вынужденных переселенцев.
Тема 7. Федеративное устройство России.
Подготовьте реферат на тему: «Сфера совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов».
Каково соотношение территориальной организации государства и организации государственного аппарата?
Каково содержание права народа на самоопределение?
Распространяется ли право на самоопределение на национальные меньшинства?
Тема 8. Конституционный статус Российской Федерации.
Подготовьте доклад «История развития российского федерализма».
Подготовьте доклад «Понятие и структура государственного устройства».
3. Федерация и конфедерация: что общего и особенного?
4. Как соотносятся право народов на самоопределение и право меньшинств на защиту.
5. Каковы критерии выбора форм национальной государственности?
6. Россия – федерация договорная или конституционная?
7. Каково назначение государственных символов?
8. Можно ли считать законодательное регулирование государственной символики в Росси достаточным? Существуют ли в мировой практике иные государственные символы кроме государственного гимна, государственного герба и государственного флага?
Тема 9. Конституционный статус субъектов Российской Федерации.
Дайте развернутую характеристику Челябинской области с точки зрения ее относимости к тем или иным видам субъектов федерации на основе разных критериев.
Вправе ли Российская Федерация вывести закрытое административно-территориальное образование из состава территории конкретного субъекта федерации?
Что объединяет и различает автономную область и автономные округа?
Вправе ли муниципальное образование субъекта РФ принять решение о переходе в состав другого субъекта?
Тема 10. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации.
1. Соотнесите понятия «выборы», «избирательный процесс», «избирательная компания», «голосование».
2. Для каких лиц запрещена или ограничена агитационная деятельность?
3. Какие документы представляет избирательное объединение для регистрации кандидатов?
4. Назовите правовые основания приобретения общественным объединением статуса избирательного объединения.
5. Подготовьте доклад на тему:
а) «Стадии отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления и выборного должностного лица (общая характеристика, правовое регулирование)».
б) «Инициирование проведения голосования по отзыву».
в) «Ответственность участников избирательного процесса».
г) «Публично-правовая ответственность избирательных комиссий, комиссий по проведению референдума».
д) «Конституция Российской Федерации как источник избирательного права».
е) «Состояние и перспективы развития избирательных стандартов в международном праве».
ж) «Международно-правовые обязательства Российской Федерации в области прав человека, касающихся справедливых выборов».
з) «Избирательные споры: понятие, причины возникновения, оспариваемые обстоятельства».
Тема 11. Референдумы в Российской Федерации.
Подготовьте доклад на тему: «Непосредственная и представительная формы демократии: понятие, социальная ценность, соотношение на различных этапах развития государства и общества».
Раскройте содержание механизма реализации права граждан на участие в референдуме.
Обозначьте особенности правового регулирования процедуры обжалования нарушений правил подготовки, назначения и проведения референдума.
Назовите гарантии граждан на участие в референдуме.
5. Какова роль Конституционного Суда РФ в процедуре назначения референдума?
Тема 12. Президент Российской Федерации.
Выберете несколько актов Президента Российской Федерации свидетельствующих о том, что Президент может осуществлять правовое регулирование вопросов, относящихся к ведению Российской Федерации (Ст. 71 Конституции Российской Федерации) и восполнять тем самым пробелы в федеральных законах.
При каких условиях Президент Российской Федерации в праве принимать подобные акты?
Заполните карту сравнительного анализа:
Признаки
|
Советник
Президента Российской Федерации
|
Помощник
Президента Российской Федерации
|
Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе
|
Функции
|
|
|
|
Права и обязанности
|
|
|
|
Подчиненность
|
|
|
|
Подготовить доклад «Символы Президентской власти».
Тема 13. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации.
Контрольные вопросы и задания
Подготовьте развернутый ответ на вопросы:
а) Парламентаризм: понятие, содержание, модели.
б) Народное представительство: понятие, содержание, форма. Признаки, которыми обладают органы народного представительства.
в) Перечислите распорядительные полномочия палат Федерального Собрания Российской Федерации.
г) Каков характер отношений палат Федерального Собрания и Счетной палаты?
д) В чем Вы видите смысл формулы: «Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат» (ч. 3 ст. 99 Конституции Российской Федерации)?
е) Вправе ли палаты Федерального Собрания Российской Федерации принять единый для обеих палат регламент в форме закона? Какие вопросы решаются в регламентах палат)?
ж) В чем выражается неприкосновенность депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации? Высказывал ли свою позицию по этому вопросу Конституционный Суд Российской Федерации ?
з) Чем императивный депутатский мандат отличается от свободного депутатского мандата? Какие формы взаимодействия депутата и избирателя предполагает полусвободный мандат. Можно ли вести речь о так называемом партийном мандате для депутатов, избранных в состав законодательного (представительного) органа по партийным спискам по пропорциональной избирательной системе?
Тема 14. Законодательный процесс в Российской Федерации.
1. Какие действия возможны, если после принятия федерального закона в нем обнаружатся редакционные ошибки? Как этот вопрос решается законодательством Челябинской области относительно областных законов?
2. Какие из этапов законотворческого процесса являются обязательными а какие нет?
3. Планирование и прогнозирование в законотворческом процессе: понятие, назначение и формы осуществления.
4. Как соотносится обнародование и опубликовании законов.
5. Вступление закона в силу – это самостоятельная стадия законотворческого процесса?
Тема 15. Правительство Российской Федерации. Конституционно-правовые основы системы федеральных органов исполнительной власти.
1. Раскройте значение принципа единства системы исполнительной власти в Российской Федерации.
2. Какие структурные подразделения входят в состав Аппарата Правительства Российской Федерации?
3. Каким образом реализуется принцип федерализма в деятельности Правительства Российской Федерации?
4. Назовите правовые акты Правительства Российской Федерации и дайте им характеристику.
5. Заполните карту сравнительного анализа.
-
Признаки
|
Правительство Российской Федерации
|
Правительство
Челябинской области
|
Состав правительства
|
|
|
Виды и юридические свойства правовых актов
|
|
|
Полномочия председателя
|
|
|
Общие полномочия по руководству органами исполнительной власти
|
|
|
Процедура отставки
|
|
|
Тема 16. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации.
Подготовьте доклад на тему:
а) «Конституционно-правовой статус судьи в России».
б) «Конституционный (уставной) суд субъектов Российской Федерации ; порядок формирования, компетенция».
в) «Становление конституционной юстиции в Российской Федерации».
2. Составляют ли Конституционный Суд РФ конституционные (уставные) суды субъектов РФ единую систему. Возможен ли пересмотр решения конституционного (уставного) суда субъекта Конституционным Судом РФ? А самим судом субъекта РФ? Кто вправе пересматривать решения Конституционного Суда РФ?
3. Создание конституционного (уставного) суда – это право или обязанность субъекта РФ?
4. Если в субъекте отсутствует конституционный (уставной) суд каким образом разрешаются вопросы о соответствии законодательства субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ?
Тема 17. Организация государственной власти в субъектах Российской Федерации.
Составьте таблицу:
а) «Законодательное Собрание Челябинской области: структура, компетенция, акты».
б) «Правительство Челябинской области: состав, компетенция»,
2. Очертите пределы правотворческой деятельности Законодательного Собрания Челябинской области.
3.Как соотносятся федеральная и областная модели разделения власти?
4. Можно ли рассматривать Губернатора Челябинской области как главу ее исполнительной власти?
5. Охарактеризуйте состав и структуру законодательства Челябинской области.
Тема 18. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации.
Можно ли говорить о таком понятии как «муниципальная власть». Как оно соотносится с понятиями «государственная власть», «политическая власть», «публичная власть».
Может ли территория одного поселения находиться внутри территории другого поселения?
-
Вправе ли муниципальное образование иметь официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности? Если да – в чем отличие такой официальной символики от государственной символики?
Является ли решение, принятое населением муниципального образования, муниципальным правовым актом?
По чьей инициативе устанавливаются границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление?
Решения, принятые на референдуме населения муниципального образования, имеют императивный или консультативный характер?
II. Практические задания
Контрольное мероприятие 1 – решение задач.
В рамках контрольной работы студенту необходимо решить все задачи согласно номеру своего варианта, который выбирается в соответствии с первой буквой фамилии (см. таблицу). Каждый вариант предполагает решение 2 задач.
Номер варианта
|
Первая буква фамилии
|
1
|
В, Г, Е, Ж, К, Н, О, С, Ю
|
2
|
Б, Д, И, М, П, Т, Х, Ш, Я
|
3
|
А, З, Л, Р, У, Ф, Ц, Ч, Щ, Э
|
Вариант 1
Задача 1-1. Уполномоченный по правам человека в РФ обратился в Конституционный Суд РФ с просьбой отменить ряд законодательных положений, нарушающих гарантированное Конституцией право граждан на тайну частной жизни. Так, по его мнению, прослушивание телефонных переговоров (милицией, прокуратурой) представляет собой угрозу гражданским свободам. Подготовьте возможный вариант ответа Конституционного Суда.
Задача 1-2. Гражданам Шестопалько и Сачковой, приобретшими в собственность квартиры в Московской области, местными органами внутренних дел было отказано в постановке на регистрационный учет в связи с неуплатой ими сбора, установленного Законом Московской области «О сборе на компенсации затрат бюджета Московской области по развития инфраструктуры городов и других населенных пунктов области и обеспечению социально-бытовыми условиями граждан, прибывающих в Московскую область на постоянное жительство». В своих жалобах в Конституционный Суд РФ заявители, ссылаясь на затруднительное материальное положение, которое не позволяет им уплатить соответствующий сбор по ставкам, установленным Законом, просили проверить конституционность этого Закона в целом, поскольку, по их мнению, им нарушается ст. 27 (ч. 1) Конституции РФ.
Задача 1-3. Абзацем первым параграфа 23 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (утв. Приказом Министерства юстиции РФ от 30 июля 2001 г.) предусмотрено, что осужденным запрещается брать собой в штрафные изоляторы имеющиеся у них продукты питания и личные вещи, за исключением полотенца, мыла, зубной щетки, зубной пасты, туалетной бумаги, а также выписанных мим газет и журналов. Шестаков, осужденный к лишению свободы и отбывающий наказание в исправительном учреждении, обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим абзаца первого параграфа 23 Правил в части, ограничивающей конституционное право на свободу вероисповедания осужденных, водворенных в следственный изолятор, указывая на то, что такое ограничение противоречит ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, оспариваемое им положение нормативного правового акта послужило основанием для изъятия у него при водворении в штрафной изолятор принадлежащих ему Библии и нательного крестика с цепочкой. Каким должно быть решение Верховного Суда РФ по данному делу?
Вариант 2
Задача 2-1. Макаров является гражданином с двойным гражданством. С 2005 по 2008 г. он проходил альтернативную службу в Туркменистане. Прибыв в апреле 2008 г. на постоянное жительство в г. Челябинск и зарегистрировавшись в установленном порядке, он получил повестку о призыве на действительную военную службу в Вооруженные Силы РФ. Законно ли это? Каковы условия приобретения двойного гражданства?
Задача 2-2. 11 ноября 1999 года Уполномоченный по правам человека Российской Федерации обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой на бездействие Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по обеспечению контроля за соблюдением законности при подготовке и проведении выборов в Чеченской Республике. В жалобе он просил признать бездействие Центральной избирательной комиссии РФ по обеспечению законности при подготовке и проведении выборов в Чеченской Республике неправомерным и отменить решение органов государственной власти Российской Федерации и Чеченской Республики о проведении выборов в Чеченской Республике 19 декабря 1999 г. до устранения обстоятельств, препятствующих осуществлению конституционных гарантий избирательных прав граждан.
В жалобе Уполномоченного также было указано, что подготовка и проведение каких бы то ни было выборов на территории Чеченской Республики грубо и в массовом порядке нарушает основные конституционные права граждан, действующее законодательство и Конституцию Российской Федерации, поскольку там существуют незаконные вооруженные формирования, отсутствуют постоянно действующие легитимные органы власти и местного самоуправления, в ряде мест существует комендантский час, действуют иные ограничения прав и свобод граждан, что делает невозможным соблюдение необходимых условий для свободного волеизъявления граждан и осуществление ими своих избирательных прав. Центральная избирательная комиссия, вопреки требованиям Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», не реагирует на имеющиеся грубые нарушения избирательных прав граждан Чеченской Республики, что делает сами выборы в данной республике незаконными.
Какое решение должен вынести суд? Какие права подлежат ограничению? Какие меры могут предприниматься по ограничению прав граждан, в каких целях и какими правовыми средствами? В чем специфика права, гарантированного российским гражданам статьей 32 Конституции РФ?
|