ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ
по курсу «Административное право»
Для подготовки к лабораторным занятиям студенты обязаны повторить теоретические положения соответствующей темы курса, выполнить письменно задания, разработанные преподавателем для студентов, ознакомиться с необходимой литературой, заданиями работ для их выполнения на занятии.
Общая часть.
Тема № 1-2. Понятие, предмет и система курса «Административное право». Механизм административно-правового регулирования.
Выполнить следующие задания.
1. Подобрать в нормативно-правовых актах примеры:
а) обязывающих, управомачивающих и запрещающих административно-правовых норм;
б) материальных и процессуальных административно-правовых норм.
2. Выбрать в нормативно-правовых актах статьи (части, пункты) в каждой из которых изложены:
а) только диспозиция, а гипотеза нормы подразумевается;
б) гипотеза и диспозиция административно-правовой нормы;
в) две (или более) нормы в одной статье (пункте).
3. На конкретных жизненных примерах ссылками на соответствующие положения нормативных правовых актов подтвердите (опровергните) тезис о том, что управленческие отношения существуют не только в процессе реализации исполнительной власти.
4. Разберите составы правоотношений, которые возникли на основании:
- заключения брака в органах ЗАГСа;
- регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;
- обращения гражданина в органы внутренних дел по поводу непристойного поведения соседа по лестничной площадке многоквартирного дома.
5. Составить таблицу сравнительного анализа следующих отраслей права: конституционного, уголовного, гражданского и административного. За критерии различия взять предмет и метод правового регулирования, систему и источники отрасли права.
Тема № 3. Граждане как субъекты административного права.
Решите задачи.
Гражданка Украины прибыла в РФ к своей матери на несколько дней. Однако в день приезда у нее начались преждевременные роды, и она была госпитализирована в одну из клиник города, где родила дочь. Впоследствии данная гражданка приняла решение не возвращаться в Украину, а постоянно поселиться в России. Она также обратилась с заявлением о признании дочери гражданкой РФ по рождению, поскольку та родилась на территории РФ, а она официально является ее единственным родителем.
Оцените ситуацию.
Сотрудники полиции попросили гражданина Петлякова предъявить документ, удостоверяющий его личность. Данного документа не было, и гражданин был подвергнут административному задержанию.
Оцените ситуации. Подготовьте от имени Петлякова проект соответствующего документа.
Считаете ли Вы необходимым обязать граждан иметь при себе документы, удостоверяющие личность?
Задание.
Письменно составить перечень документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации как на территории России, так и за ее пределами.
Тема № 4. Государственные служащие.
Задание.
Составьте таблицу сравнительного анализа государственной службы и трудовой деятельности, за критерии различия можно взять: сущность выполняемых функций, правовое регулирование, субъекты, между которыми возникают данные правоотношения, юридические факты возникновения, изменения и прекращения тех или иных отношений и др.
Решите задачи
Какие из перечисленных видов ответственности предусмотрены для государственных служащих – гражданско-правовая, дисциплинарная, уголовная, административная? Приведите примеры из нормативных правовых актов.
Какие из перечисленных ниже государственных должностей относятся к категории «руководители» гражданской службы: начальник районного управления внутренних дел, начальник юридического отдела таможни, федеральный министр, заместитель руководителя федерального агентства, Председатель Правительства РФ?
Гражданин С. впервые был принят на государственную должность гражданской службы с испытательным сроком шесть месяцев. По истечении данного времени он в течение двух недель продолжал государственную службу. Однако впоследствии С. был уволен с должности в связи с неудовлетворительными результатами испытания.
Определите правомерность принятых в отношении С. решений. Объясните С. порядок его действий и от его имени подготовьте соответствующий документ.
Тема № 5. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Предприятия и учреждения.
Выполните задания.
Составить таблицу сравнительного анализа органа исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти. Критерии различия выбираются самостоятельно студентами.
В структуру федеральных органов исполнительной власти входят Главное управление специальных программ Президента РФ и Управление делами президента РФ, тогда как Администрация Президента РФ в эту структуру не входит.
Нет ли, по вашему мнению, какого-то логического несоответствия? Объясните свою позицию.
Дать правовую характеристику Управлению Федеральной службы безопасности по субъекту РФ и Департаменту образования администрации субъекта РФ.
Директор Федеральной службы безопасности обратился к Председателю Правительства РФ с просьбой о постоянном участии в заседаниях Правительства РФ с правом решающего голоса, поскольку он обладает статусом федерального министра.
Прокомментируйте ситуацию и подготовьте мотивированный ответ.
Тема № 6. Общественные и иные негосударственные объединения.
Выполните задания.
Составить таблицу сравнительного анализа разновидностей общественного объединения - общественной организации и политической партии.
Определите алгоритм действий руководителей по государственной регистрации общественного объединения для получения статуса юридического лица.
Практическая ситуация.
Прокурор области обратился в суд с заявлением о ликвидации и запрете деятельности общественной организации «Независимая общественная прокуратура». В уставе данной организации в разделе о целях и задачах указывалось: «Содействовать общественному контролю за соблюдением законности в управлении исполнения наказаний, в органах прокуратуры Российской Федерации, ФСБ России, МВД России, правосудия Российской Федерации без вмешательства в их деятельность».
Какое решение должен принять суд? Оформите документ от имени прокурора.
Тема № 7. Понятие и виды административно-правовых форм и методов государственного управления.
Задание 1.
Необходимо дать классификацию акта управления (на выбор студента), а также определить его соответствие требованиям: социально-политического, организационно-правового и организационно-технического характера.
Задание 2.
Заполните таблицу сравнительного анализа правовых актов
№№ п/п
|
Признаки
правовых актов
|
Виды правовых актов
|
|
|
Акты законодатель-
ных органов
|
Акты исполнитель-
ных органов
|
Акты правосудия
|
1.
|
Название
|
|
|
|
2.
|
Нормативный или правоприменительный акт
|
|
|
|
3.
|
Вступление в силу
|
|
|
|
4.
|
Официальный источник опубликования
|
|
|
|
Задание 3.
Один из студентов к правовым актам управления отнес административный договор.
Согласны ли Вы с таким утверждением и почему?
Практическая ситуация.
В одной из государственной организации присутствуют случаи опоздания на службу, отдельные служащие недобросовестно исполняют должностные обязанности, один сотрудник совершил административное правонарушение. Руководителю организации необходимо принять решение.
Какую форму управления избрать в данном случае? Свои выводы обосновать, подготовить проекты соответствующих документов.
Практическая ситуация.
Сотрудник патрульно-постовой службы полиции Иванов на маршруте патрулирования увидел, как двое парней избивают сопротивляющегося окровавленного мужчину. Иванов обнажил табельное огнестрельное оружие и потребовал прекратить преступление. Один из молодых людей (16-летний Сидорков) с поднятым над головой ножом бросился на полицейского, но тот выстрелом сумел обезоружить нападавшего. Второй парень, ровесник первого, схватил с земли металлический прут и набросился на сотрудника полиции. В этот момент Иванов по причине осечки не смог произвести выстрел из пистолета, а бросил в нападавшего подвернувшуюся под руку пустую бутылку. Последний получил черепно-мозговую травму, от которой скончался на месте инцидента.
Подготовьте заключение о действиях сотрудника полиции Иванова.
Тема № 8. Понятие и основные принципы административного процесса.
Задание 1.
Можно ли отождествлять следующие понятия «административный процесс», «административная юстиция» и «административное судопроизводство» и почему?
Задание 2.
Составьте таблицу сравнительного анализа таких юридических процессов, как: законодательный, уголовный и административный. Критерии различия выбираются самостоятельно с условием, что они дают яркое представление о самостоятельном существовании каждого из перечисленных процессов.
Практическая ситуация.
Гражданка Федорова обратилась к начальнику ОВД с жалобой на действия полицейского, который, по ее мнению, беспричинно доставил данную гражданку в дежурную часть для установления личности. При этом ей не объяснили причины доставления, никаких документов она не подписывала, в ОВД она находилась 1 час.
Прокомментируйте данную ситуацию. Разъясните гражданке ее последующие действия. Составьте проект документа, направленного на защиту прав и законных интересов.
Тема № 9. Обеспечение законности и дисциплины в сфере реализации исполнительной власти.
Выполнить задания.
1. Подготовить таблицу сравнительного анализа административного надзора и отраслевого контроля в государственно-управленческой деятельности.
2. Каждому студенту подготовить документ от имени прокурора в случае выявления нарушений закона в сфере управленческой деятельности (вместе с документом представить фабулу дела).
Практические ситуации.
-
Районный судья отказал гр. Н. в приеме заявления на неправомерные действия начальника ОВД на том основании, что подобные жалобы должны первоначально рассматриваться в административном порядке.
Оцените действия судьи.
Администрация района переслала жалобу гр. В. Директору обувной фабрики, ссылаясь на то, что в жалобе указывается на недостатки в работе фабрики, в том числе и ее директора, и что администрации предприятия в данном случае «легче» будет разобраться в указанной ситуации.
Законны ли действия районной администрации?
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Тема № 10. Административно-правовые режимы.
Составить таблицу сравнительно-правового анализа военного и чрезвычайного положения. За отличительные признаки взять: основания введения; порядок введения; сроки рассмотрения указа Президента РФ о введении режима; процедуру рассмотрения указа Президента РФ и результаты; сроки действия режима; силы и средства, обеспечивающие режим; перечень временных ограничение граждан и организаций; дополнительные обязанности для частных лиц и организаций; организацию управления территорией, на которой введен режим; откуда исходит угроза при введении режима; содержание указа Президента РФ О введении режима (составные части); информирование международных организаций.
Подготовьте проект указа Президента о введении чрезвычайного положения в отдельной местности РФ (основания, сроки, территория, меры поддержания режима, силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения).
Тема № 11. Административно-правовое регулирование в административно-политической сфере.
Практическая ситуация.
В лесу объявили призыв на военную службу по действующему в РФ закону. К леснику (военкому) пришли и прилетели: заяц, крот, уж, медведь, кенгуру (самец), глухарь, лиса, еж, филин, орел, шакал, белка. Зубр из Беловежской пущи и жираф захотели служить по контракту.
Кто из них подлежит призыву?
Кто может быть направлен на альтернативную службу?
С кем нельзя заключать контракт?
Призывная комиссия приняла решение о призыве Климова на военную службу. Климов обжаловал данное решение. Представитель военкомата в суде заявил, что факт наличия у Климова убеждений, не совместимых с военной службой, может считаться установленным лишь в том случае, если он является членом какой-либо антивоенной организации.
Какое решение должен принять суд?
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ
Тема № 14. Административное правонарушение.
Каждому студенту в тетради необходимо записывать по два четверостишия из песни или стихотворения, в которых бы усматривались составы административных правонарушений с указанием норм КоАП РФ или закона области об административных правонарушениях.
К лабораторным занятиям подгруппа делится на две малые группы, подготавливает сценку, в которой бы усматривалось три административных правонарушения. При этом необходимые сведения должны быть отражены во время демонстрирования ситуации. На занятии группа показывает выполненное задание, а другая квалифицирует содеянное, далее группы меняются ролями.
Тема № 15. Административная ответственность и административные наказания.
Решите задач.
Гражданин К. проехал на личном автомобиле перекресток, соединяющий ул. Б. Московская и ул. Гагарина, со скоростью 90 км / час. Кроме того, перед указанным перекрестком расположен дорожный знак, ограничивающий скорость движения до 50 км / час. Сам водитель находился в состоянии алкогольного опьянения
Решите вопрос об ответственности гр. К.
Составьте проект постановления по делу об административном правонарушении от имени мирового судьи.
Судья за управление транспортным средством в состоянии опьянения подверг водителя Волкова административному штрафу в размере 5 тысяч руб. и лишил его управления транспортным средством на 2 года.
Оцените действия судьи. Составьте проект документа от имени гр. Волкова.
Тема № 16. Понятие, задачи и общие условия производства по делам об административных правонарушениях.
Составить таблицу сравнительного анализа доставления, административного задержания и привода. Критерии различия: фактическое и процессуальное основание; сущность и цель применения; кто применяет; сроки применения; в отношении кого применяется; порядок обжалования; процессуальное оформление применения указанной меры принуждения.
Стадии_производства_по_делам_об_административных_правонарушениях._Заполните_следующую_таблицу:Производство_по_делам_об_административных_правонарушениях.'>Тема № 17. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
Заполните следующую таблицу:
Производство по делам об административных правонарушениях.
Стадии
|
Возбуждение дела.
|
Рассмотрение дела
|
Пересмотр вынесенного решения
|
Исполнение постановления
|
Цели и задачи стадии
|
|
|
|
|
Момент начала стадии
|
|
|
|
|
Процессуальные действия, осуществляемые на стадии
|
|
|
|
|
Субъекты, участвующие в стадии
|
|
|
|
|
Сроки (исчисляются по правилу роки).
|
|
|
|
|
Решения, принимаемые на стадии, их процессуальное оформление
|
|
|
|
|
Окончание стадии
|
|
|
|
|
Решите задачу.
Как должен поступить субъект административной юрисдикции, если рассмотрение дела об административном правонарушении не относится к его компетенции, а относится к компетенции судьи арбитражного суда? Ответ аргументируйте.
Практическая ситуация.
25 августа водитель автомобиля «Ниссан», гос. номер а 233 вл 33 на ул. Большая Московская напротив д. 5 в г. Владимире совершил наезд на пешехода в месте перехода через проезжую часть дороги. После происшествия потерпевший потерял сознание, а когда пришел в сознание, то стал жаловаться на головную боль, чувствовал тошноту. Очевидцем данной ситуации явился гражданин Смирнов.
Задание.
Дать квалификацию совершенного деяния.
Определите алгоритм действий сотрудника ГИБДД на месте совершения правонарушения.
Что относится к доказательствам по данному делу об административном правонарушении.
Произвести необходимые замеры, составить схему дорожно-транспортного происшествия.
Составить протокол осмотра места совершения административного правонарушения в соответствии со ст. 28.1.1 КоАП РФ.
Решить вопрос о подготовке проектов других процессуальных документов.
При подготовке проектов документов недостающие данные берутся произвольно студентами.
|