Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

социальный детерминизм. 1. Общая характеристика детерминизма



Скачать 47.78 Kb.
Название 1. Общая характеристика детерминизма
Анкор социальный детерминизм.docx
Дата 02.10.2017
Размер 47.78 Kb.
Формат файла docx
Имя файла социальный детерминизм.docx
Тип Документы
#10692
страница 1 из 3
  1   2   3

Детерминизм

1.Общая характеристика детерминизма.

Наряду с принципом субстанциального единства мира и

принципом развития общетеоретический принцип детерминизма является фундамен­тальным

принципом философского учения о бытии. Прин­цип детерминизма содержит ответ на

вопрос, обусловлены ли явления мира в своем существовании и развитии, имеет ли

эта обусловленность регулярный, упорядоченный или произвольный, неупорядоченный

харак­тер. Другими словами на вопрос о том, выступает ли мир в своем

существовании и развитии как упорядоченный Космос или неупорядо­ченный хаос.

Первоначально смысл

слова "детерминация" был связан с букваль­ным его значением и имел

антропоморфный характер. Термин "детер­минация" происходит от

латинского

"determinare", означающего "определять",

"отделять", "отграничивать", и в этом смысле он обозначал

операцию определения предмета через выявление и фиксацию его признаков,

отделяющих один предмет от другого. Позже детерминацию в философии стали

понимать в объективном смысле, как формирование, становление объективных

признаков предмета под действием объективных факторов. Именно это объективное

значение термина "детерминация", характеризующее существование в мире

отношения объективного обусловливания[1],

и имеет в виду современная философия, когда утверждает детерминиро­ванность

всех объективных явлений.

Детерминизм — это учение о всеобщей

обусловленности объективных явлений. В основе такого представления о мире лежит

универсальная взаимосвязь всех явления, которая, с одной стороны, является

проявле­нием субстанциального единства мира и способом его реализации, а с

другой — следствием и предпосылкой универсального характера развития.

Существование все­общей

универсальной взаимосвязи всех явлений и является исходной предпосылкой

принципа детерминизма. Детерминизм есть общее уче­ние, признающее существование

универсальной взаимосвязи и отри­цающее существование каких-либо явлений и

вещей вне этой универсальной взаимосвязи *.

Однако содержание

принципа детерминизма не исчерпывается этим. Философский детерминизм предполагает

также определенную концепцию природы и структуры отношений детерминации, находя­щую

свое выражение в учении о причинности, необходимости (в ее соотношении со

случайностью), закономерности, многообразии типов и видов отношений

детерминации, существующих в мире, и в решении ряда других проблем.

В более развернутом виде общетеоретический принцип

детерми­низма может быть представлен в совокупности следующих тезисов:

1. Тезис о всеобщей обусловленности

материальных систем и процессов,

посредством которых

каждая конкретная вещь приобретает и сохраняет свои

характерные признаки и

которая объясняет изменение явлений.

2. В основе всего многообразия отношений

детерминации лежит генетическая,

причинная производительность.

Иными словами, прин­цип детерминизма в

качестве своего

обязательного компонента вклю­чает принцип

причинности.

3. Тезис о многообразии типов детерминации

и существовании не­причинных

отношений детерминации.

Это означает, что принцип детерминизма не сводит все

отношения детерминации к

причинной детерминации, но постулирует

существование

многообразия типов отношения детерминации, непосредственно не

сводимых к причинно­сти.

В то же время причинная детерминация оказывается

основанием для

существования всех других типов детерминации.

4. Тезис о закономерности или регулярности

отношений обусловлива­ния: процесс обусловливания имеет регулярный

упорядоченный харак­тер. Согласно этому тезису, каждое явление, событие

подчиняется закономерным отношениям в процессе своего существования и

изменения.

Альтернативной детерминизму позицией является

индетерминизм*.

Существуют различные формы индетер­минизма, но все

они связаны либо с отрицанием принципа причинности, либо с отрицанием

объективного характера отношении детерминации.

В современной западной философии весьма

распространена докт­рина, сторонники которой отвергают принцип причинности, но

при­нимают принцип закономерности. Иногда эту доктрину обозначаю термином

"номологический детерминизм" (от греч. "nomos" — закон).

В полном объеме сущность

диалектической концепции детерми­низма раскрывается с опорой на ряд философских

категорий, к кото­рым относятся прежде всего такие, как "причина" и

"следствие", "закон" и "закономерность",

"сущность" и "явление", "необходимость" и

"слу­чайность", "свобода", "возможность",

"действительность" и др.

2.

Причина и следствие. Цепи причинения.

В самом общем виде отношение причинения можно определить

как такую генетическую связь между явлениями, при которой одно явление,

называемое причиной, при наличии определенных, условий с необходимостью

порождает, вызывает к жизни другое явление, называемое следствием.

В данном случае

одностороннее воздействие, кстати, широко рас­пространенное в природном и

социальном мире, получается при от­влечении от обратного воздействия и от

взаимосвязей, частью которых такое воздействие является. Если же несколько

расширить рамки рассмотрения воздействий, то обнаружится, что причина есть взаимо­действие. Возможны два типа взаимодействий:

1) ведущее

к изменениям состояний и свойств в уже существовавших объектах; пример —

воздействие вирусов на органы и ткани организма, имеющие следствием заболевание

человека и биохимические изменения самих вирусов:

2) порождающие

новые объекты, которых не было до начала действования причины; пример —

взаимодействие электрона и позит­рона, порождающие два фотона:

Причина при таком

ракурсе, т. е, в плане взаимосвязей, определяется

как взаимодействие тел или элементов, вызывающее соответствующие изменения во

взаимодействующих телах, элементах, сторонах или порождающее новое явление.

Причина есть взаимодействие, следствие — резуль­тат взаимодействия.

Первым и

основополагающим признаком причинного отношения является наличие между двумя

явлениями отношения производства или

порождения. Причина не просто предшествует следствию во времени, а

порождает, вызывает его к жизни, генетически обусловливает его возникновение и

существование. Это свидетельствует о том, что при­чинная связь является

субстанциальной связью. В процессах причи­нения происходит перенос вещества,

энергии и информации.

Субстанциальный характер причинной связи получил

свое убеди­тельное обоснование в теории относительности. Из этой теории следу­ет,

что причинно связанными могут быть только такие события, которые в принципе

связаны реальным физическим сигналом, процес­сом, распространяющимся с конечной

скоростью. Если физическое воздействие одного события на другое исключено, то

исключается и возможность причинной связи между ними.

Отношение

генетического порождения обусловливает существова­ние и другого признака причинного

отношения: причинное отношение характеризуется однонаправленностью или

временной асимметрией. Это означает, что формирование причины всегда

предшествует возникновению следствия, но не наоборот. Процесс причинения имеет

определённую направленность во времени от того, что есть, к тому, что

возникает, появляется.

Третьим обязательным признаком причинного отношения

является его необходимость,

однозначность. Иными словами, отношение причины и следствия всегда имеет место

независимо от локализации этого при­чинного отношения в пространстве и времени.

Отношение причины и следствия имеет закономерный характер, а само представление

о необходимом характере связи между причиной и следствием включается в закон

причинности. Формулировка закона

причинности: равные причины всегда порождают равные следствия.

Четвёртым признаком

причинно- следственного отношения является его пространственная и временная непрерывность, или смежность. Любое

причинное отношение при внимательном его рассмотрении фактически выступает как определенная

даль причинно связанных событий.

В

мире не существует явлений и событий, которые бы не имели причины своего

возникновения и существования. Существование бес­причинных событий

противоречило бы и принципу материального единства мира, и принципу развития, и

принципу универсальной взаимосвязи всех явлений. Существование беспричинного

события означало бы фактически его независимость от всего остального

материального мира. С есте­ственнонаучной точки зрения существование

беспричинных событий входит в противоречие с законом сохранения материи и

энергии, ибо оно демонстрировало бы возникновение чего-либо из ничего.

За признанием

всеобщности причинности в силу его субстанциаль­ного характера стрит старая

философская максима: "Ничто не может

возникнуть из ничего или превратиться в ничто".

Утверждение о всеобщем

характере причинной обусловленности явлении обычно называется принципом причинности. Всякое изменение

в состоянии какого бы то, ни было, материального тела может быть вызвано только

материальным воздей­ствием, определенным материальным процессом.

Имеются

следующие виды цепей причинения*:

1) Однолинейные цепи причинения.

В них одно и то же явление выступает и причиной, и следствием, причиной в одном

отношении и следствием в другом:

Для

них характерна пространственно-временная смежность, которая только что

отмечалась, и транзитивность (если в алгебре a=b, a b=c, то а=с; здесь же В,

будучи причиной С, а С — причиной

D, оказывается тоже причиной D, хотя и не непосредственной, но

опосредованной {причиной D). Однолинейные цепи причинения сопровождаются реактивными

цепями причинения.

Свойство следствия влиять да свою причину оказывается

предпосылкой формирования новых цепей причинения.

2) Цепи причинения двулинейные с обратной

связью. Пример — работа холодильника. С повышением

температуры внутри холодильника сра­батывает терморегулятор, включающий

холодильную установку, кото­рая приводит температуру к нужной величине.

Определение: Материальные системы, в цепях причинения

которых перенос вещества, энергии и информации от следствия к причине имеет

существенное значение для функционирования системы в целом, называ­ются

системами с обратной связью.

3) Разветвляющиеся цепи причинения.

К разветвляющимся цепям причинения, помимо

отмеченного вида, относятся также много- однозначные и много- многозначные цепи

причинения.

Совокупность

однолинейных, двулинейных и разветвляющихся цепей причинения может давать сеть

причинения.

Причинная сеть — это такое отношение между объективно существующими

явлениями, в котором каждое

из них многократно (но в разных отношениях) выступает и причиной, и следствием.

Причинная сеть может

образовывать замкнутый в себе причинный комплекс (тело, вещь, систему и пр.),

способный в свою очередь на новом уровне отношений выступать как причина.

Итак, основой каузальной

детерминации является элементарная причинно-следственная связь; причинные связи

образуют причинные

цепи; цепи причинения могут формировать причинные

сети; причин­ные сети могут образовывать причинные комплексы, которые, в свою

очередь, могут выступать в качестве одной причины на новом струк­турном уровне

организации материи. Существует бесконечная иерархия причинных отношений.

3.

Механизм процессов причинения. Полная причина.

Не причинные виды детерминации.

Отношение причинения имеет динамический характер.

"Поступив­шие" от причины вещество, энергия и информация и порождают

следствие.

В ходе этого переноса находят

свою реализацию два закона: закон сохранения массы и энергии и закон

превращения одних форм энергии в другие. Количество вещества и энергии,

необходимое для вызывания следствия, точно соответствует количеству вещества и

энергии, "теря­емому" причиной. Вместе с том переносимые по цепи

причинения вещество и энергия претерпевают качественную трансформацию, что

позволяет объяснять в процессах причинения возникновение нового, отличие

произведенного следствия от производящей причины.

Вместе с переносом вещества и энергии

по цепям причинения может происходить и перенос структуры, в результате чего

структура причины, выделенность определенных элементов и способы их связи

отображаются в появившемся следствии.

Здесь проявляется такое

атрибутивное свойства материи, как отраже­ние, под которым понимается способность одних тел в результате

взаимодействия с другими телами воспроизводить в своей природе особен­ности

последних.*

Анализ механизма причинения

играет фундаментальную роль в обосновании познаваемости мира, в доказательстве

адекватности по­знавательного образа объекту.

В последние десятилетия в философию вошло понятие

"информационная причинность". В сложных системах информация может не

только передаваться по цепям причинения, но и храниться, преобразовываться и

использоваться в целях управления.

Одна и та же информация может

передаваться по при­чинным цепям с различной субстратной основой. Это позволяет

анализировать информационные связи, существующие в системах, абстрагируясь от

их вещественно -энергетической основы, что и позво­ляет некоторым авторам

говорить об информационной причинности как особой форме причинных связей.

Представители

"кондиционализма" (от лат. "conciitio" — условия) абсолютизируют роль условий а

возникновении явлений.

Правильно фиксируя внимание на важной

роли условий в ходе порождения следствия, кондиционалисты фактически растворяли

причину в условиях, лишая тем самым понятие причинности познавательного

значения. Соотношения причины и условий могут трактоваться различным образом.

Главный вопрос заключается в выявлении

критериев различения причин и условий. Большинство авторов различают причину и

условия по характеру действия факторов, их составляющих. Факторы, состав­ляющие

причину, при порождении следствия имеют активный характер действия. Изменение

причины вызывает существенные изменения и в характер следствий.

Условия — это

"совокупность много­образных факторов, от наличия которых зависит

возникновение, су­ществование и исчезновение вещей, но Koropbix они сами по себе не

продуцируют".* Изменение условий может предотвратить

порождение причиной соответствующего следствия, но оно не способ­но

существенным образом изменить характер этого следствия.

Иными словами, это означает, что условия оказывают

влияние на следствие не непосредст­венно, а опосредованно, через причину.

Граница, отделяющая

причину от условий, весьма относительна. Сама зависимость возникновения явления

от условии носит объективный характер. Это означает, что детермина­ция

условиями может рассматриваться как самостоятельный вид детер­минации наряду с

причинностью.

Каждое яв­ление в процессе своего возникновения и

изменения является точкой пересечения различных видов детерминации. Поэтому

причина не действует в чистом виде.

Попытка отождествления причин и условий ведет не

только к субъективистской линии в понимании причинности, но и делает не­объяснимой

практическую деятельность человека по преобразованию окружающего мира. Реализуя

свою цель в практической деятельности, человек, опираясь на знание причин

окружающих его явлений, стара­ется достигнуть желаемых следствий.

Полная причина—это совокупность всех обстоя­тельств, факторов,

при которых, данное следствие наступает с необхо­димостью. Состав полной

причины: специфицирующая причина, кондициональные причины, реализаторная

(пусковая) причина. Специфи­цирующая причина — это такой

генетический фактор, который вызывает и определяет качественное своеобразие,

специфичность (или главное в "поведении") того или иного следствия.

Кондициональные причины (или "условия") — это внешние и внутренние факторы,

способствующие приведению специфицирующей причины в активное состояние, пре­вращающие

возможность явления в реальную действительность.

Реализаторная причина (иначе —

"повод") — это тог или иной внешний или внутрен­ний фактор, который

определяет момент, время возникновения след­ствия под влиянием определенной

совокупности условий.

Особым видом

детерминации является целевая,

телеономная детер­минация. В обществе целесообразными являются действия

субъектов и ряда технических устройств. Но если деятельность роботов и компью­теров

есть цель исполняющая, то деятельность человека — целеполагающая.

В философии формулируется следующее положение:

целесооб­разность имеет место там, где обратное воздействие следствия на

причину приобретает вид отрицательной обратной связи; в этом случае информация

о разнице между требующимся конечным состоянием и фактически достигнутым,

передаваемая по каналу обратной связи, превращается в причину, заставляющую

регулируемую часть системы двигаться так, чтобы она все более приближалась к

заданному состоя­нию.

В обществе цель есть

исходный пункт деятельности человека, и эта цель становится одной из причин

создания тех или иных продуктов деятельности: материальных и духовных. Сама эта

цель имеет своей предпосылкой материальный мир и его законы.

В современную философскую литературу входит новое

понятие — "телеономия". Оно означает закономерную связь процессов,

которые определяются начальной программой и поведением систем с соответ­ствующим

образом организованной обратной связью. Оно обозначает детерминацию, имеющую

место в живой природе в форме органиче­ской целесообразности, и целевую

детерминацию, характерную для человеческой.

Помимо рассмотренных

видов детерминации существуют другие;

но все они так или иначе в своем основании имеют

причинную детерминацию.

4. Объективный закон; типы законов.

Принцип закономерности утверждает регулярный,

упорядоченный характер отношений детерминации. Закономерный характер действи­тельности

означает подчиненность всех явлений в своем возникнове­нии и существовании

объективным законам. Одни явления детерминируют другие в соответствии с

законами.

3акон определяется прежде всего как связь (или отношение),

что указывает на связь понятия закона с понятием детерминации. Но не всякая

связь или отношение является законом: закон не просто связь, но связь существенная. Закон есть отношение

сущностей или между сущностями.

Характерный и признак

закона — повторяемость. Тот факт, что закон есть

связь всеобщая, присущая неограниченно боль­шому

классу явлений, указывает и на то, что она в этом классе явлений постоянно

повторяется в пространственно-временном отношении.

Понятие "закон природы" тесно связано с

понятием "условие". Необходимость действия любого закона природы

всегда проявляется при наличии определенных условий.

Знание закона может

выступать основой целенаправленной прак­тической деятельности людей. Именно во

взаимозависимости условий и закона состоит возможность использования людьми

объективных законов природы и общества в своих целях. Эта связь закона и условий

его действия находит свое непосредственное отражение и в логической (или

языковой) форме утверждений о законах природы: положения, в которых

формулируются законы, имеют вид условных предложений,

Закон природы — это связь, которая характеризуется

основными признаками существенного отношения: всеобщностью, необходимостью,

повторяемостью, устойчивостью.

В приведенном

определении признак существенности закона не ставится в один рад с признаками

необходимости и всеобщности. Признак существенности, в конечном счете,

обусловливает и наличие всех других признаков закономерной связи, субординирует

их. Соот­носить понятия "необходимость", "всеобщность",

"повторяемость" с понятием закона можно не непосредственно, а только

через категорию сущности.

Признание многообразия

видов объективного обусловливания, ви­дов детерминации позволяет говорить и о

многообразии видов законо­мерных отношений или о многообразии типов и видов

  1   2   3
написать администратору сайта