Главная страница
Навигация по странице:

Борытко. 1 удк 37. 012(075. 8) Ббк



Скачать 2.56 Mb.
Название 1 удк 37. 012(075. 8) Ббк
Анкор Борытко.doc
Дата 12.04.2017
Размер 2.56 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Борытко.doc
Тип Учебное пособие
#328
страница 19 из 31
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   31


Примечание. Полужирным шрифтом выделены взаимные выборы.

200





мальчиков обычно обводят треугольниками, номера девочек — кружочками. В центральный крут помещают тех, кто набрал наи­большее количество выборов (так называемые «социометрические звезды»), во второй круг — «предпочитаемых» (имеющих среднее количество выборов), в третий — «пренебрегаемых» (у которых число выборов меньше среднего), в четвертый — «изолирован­ных» (не получивших ни одного выбора). Взаимный выбор обо­значается сплошной линией между двумя соответствующими но­мерами, односторонний — сплошной линией со стрелкой (оттого, кто выбирал, к тому, кого он выбрал).

Иной вариант — выборы по разным параметрам. В этом случае предлагается выбрать по каждому параметру одного наиболее пред­почитаемого человека, а общее количество выборов суммируется. При этом есть возможность вычислить индекс популярности каж­дого человека и группе по разным параметрам. (Рейтинг в этом случае равен количеству выборов членов группы.)

Бланк социометрического опроса заполняет каждый участник, а экспериментатор объединяет данные в сводную таблицу (табл. 8). Для подсчета общего социометрического статуса рейтинг следует высчитывать путем деления суммы выборов на 5 (количество па­ра м строг; вы бора,)..

Достой истин социометрического метода:

\) дает представление о структуре взаимоотношений внутри группы и положении каждого члена группы и этой системе/,

Таблица 8

Рис. 1. Пример сопрограммы

Сводная таблица социометрического спроса


кам вписывают фамилии (или шифры) опрошенных, а в колон­ках — номера, под которыми записаны эти фамилии. В каждой строчке проставляют предпочтения s>. выборе. При этом взаимные выборы выделяют (контрастным цветом, обводят в кружок, и т.д. — в таблице они отмечены полужирным шрифтом). В качестве при­мера приведены нары Махмудов—-Сергеев, Махмудов --Зльда-ров. В двух нижних строчках подсчитывают абсолютную сумму предпочтений и социометрический статус (иногда его называют индексом популярности), который высчитываете?! по формуле $ /?/3(/V- !), где R количество баллов, R/3 —рейтинг, /V — количество опрошенных.

Затем на отдельном листе вычерчивается сопрограмма (рис. Г), она представляет собой концентрические окружности (или пря­моугольники), в которые помешают номера опрошенных. Номера

1 Максимов В. Г. Педагогическая диагностика в школе: учеб. пособие. — М., 2002.


Вопросы

Фамилии

с 3

Борисов

Иванов

О

С1

н

г2

Сидоров

Карпов

И

т. д.

Кого бы ты предложил назначить командиром группы?

6

7

|




1

8




С кем бы ты хотел веселиться?

8




2

1




14

i




С кем бы ты хотел выполнять трудовое поручение?

8

4

7







6




С кем бы ты хотел выполнять домашнее задание?

6










\

12




К кому бы ты обратился за советом в трудной жизненной ситуации?

3




9







10




Общее количество выборов

31

!1

19

!

1

50




Общий социометрический статуе

6.2

2,2

J. (S

|«_

0,4
1

10





202

203

2) позволяет сравнить отношение к одному и тому же члену группы
со стороны различных группировок или по разным основаниям;

  1. помогает предположить лидеров и «звезд» в обследуемой группе:

  2. при повторном проведении показывает динамику отноше­ний внутри обследуемой группы.

Ограничения в использовании социометрического метода:

  1. применяется в группах численностью от 20 до 40 человек;

  2. не позволяет выявить истинные причины сложившихся вза­имоотношений и перспективы их изменения;

  3. результаты во многом зависят от событий, происшедших накануне- опроса, от формулировки вопроса, от отношения опра­шиваемых к исследователю и тип

Рейтинг. Это близкий к социометрии метод оценки определен­ных качеств личности человека или особенностей процесса ком­петентными экспертами. Фамилии испытуемых располагаются в таблице но степени убывания или возрастания выраженности оце­ниваемого свойства.

При этом эксперты должны отвечать следующим требованиям: хороню знать испытуемых по выделенным критериям оценки; однозначно понимать критерии; обладать уравновешенностью, доброжелательностью; признавать пользу оценивания.

Показатели, выбираемые для рейтинговой опенки, также долж­ны соответствовать определенным требованиям:

- быть- объективными;

-- полностью отражать исследуемую область; -легко поддаваться фиксации с помощью наблюдения и дру­гих методов;

  • подразумевать возможность качественного анализа;

  • оценочные эквиваленты показателей должны отражать их значимость.

В случае рейтиподюго оценивания но одному показателю до­статочно сравнения испытуемых между собой по степени выра­женности оцениваемого свойства. При ранжировании по несколь­ким критериям приходится разрабатывать оценочные шкалы по каждому критерию и определять весовые коэффициенты (коэф­фициенты значимости) для суммирования этих оценок. Ценность и достоверность полученных в результате ранжирования данных снижаются при неточности, неясности описания оцениваемого свойства, скрытого характера этого свойства, ограниченных воз­можностей ею наблюдения.

В научной литературе (Н.В.Кузьмина и др.) выделяются сле­дующие типичные ошибки при проведении рейтинга.

I. Ошибка великодушия: склонность компетентных экспертов завышать оценку, преимущественно выделять достоинства оце­ниваемого.


  1. Ошибка центральной тенденции: эксперты не решаются давать высшие или низшие оценки (при использовании шкал для пред­отвращения этой ошибки на концах шкалы следует ввести более детальные разграничения, которые объединяются при обсчете ре­зультатов).

  2. Тенденциозность экспертов: снижается за. счет «принудитель­ного» выбора (например: «Какие два признака из четырех наибо­лее характеризуют индивида: верность слову, доводит начатое дело до конца, не допускает небрежности в работе, огорчается в слу­чае неудачи?»).

  3. Логическая ошибка: предотвращается, если для оценивания предложены не черты или свойства человека, а их проявления (например, не «Добрый ли он'?», а «Как часто оказывает помощь од i! о к л асе п и ка м ? >>).

  4. Ошибка контраста: эксперт оценивает испытуемого на осно­ве собственных свойств (следует переключить внимание эксперта на сравнивание испытуемых друг с другом или с предложенным эта j i о н о м, и о р м ой).

6. Ошибка Сытости: возникает, когда один и тот же эксперт
оценивает одновременно несколько черт испытуемых (в одно на­
блюдение следует оценивать только одну черту или свойство ис­
пытуемых).

Опыт зарубежных ко л л е г. Учитель следующим образом получает ранговое распределение учеников по успеваемости. Он

чертит матрицу-таблицу, в которой колонки фамилии учеников в

произвольном порядке, а сцюки —■ те же ученики в том же поряд­ке. Колонка доминирует над строкой в том смысле, что каждая клет­ка (ячейка матрицы) на пересечении колонки одного ученика со строкой другого ученика позволяет парным сравнением дать от­носительную оценку их успеваемости: «плюс» — ученик колонки сильнее ученика строки, «минус» — наоборот, «ноль» — они равны.

Таким образом заполняется половина матрицы, ограниченная главной диагональю, где колонка ученика пересекается со строкой этого же ученика. Подсчет производят следующим образом: в ко­лонке подсчитывают все «плюсы» до пересечения с собственной строкой: после этого в строке того же ученика считают все «мину­сы", а «нули» в строке и колонке принимают за пол-очка. Общая сумма всех очков — это и есть оценка. Ученик, набравший самую большую сумму очков, занимает первое место в ранговом списке1.

Шкалирование. Это метод моделирования реальных процессов с помощью числовых систем. Шкалирование — одно из важней­ших средств математического анализа изучаемого явления, а так­же способ организации эмпирических данных, получаемых по-

1 Воробьев Г. Г. Легко ли учиться в американской школе? — М., 1993.


204

205

Таблица 9

Фрагмент диагностической карты изучения уровня воспитанности школьников X—XI классов на основе метода

полярных профилей (по А. И.Кочстову)

Показатели

Уровни проявления показателей воспитанности

воспитанности

высокий

> средний низкий

очень низкий

нулевой

Направлен­ность

Общественная мо­тивация поведения и деятельности

Поведение опреде­ляется обшила; ин­тересами

Групповая направ-л е нность « ка к зс е. так и я»

^сформировав­шаяся направлен­ность

Эгоисты ческа я направленность

Нравствен- Руководствуется ная характе- общественными ристнка нормами морали, нетерпим к амо­ральности других

В основном дейст­вует в соответствии с обшествеыными нормами

Нравствен при бла­гоприятных усло­виях и требованиях

извне

Слово расходится с делом, идет на компромисс со своей совестью

Беспринципность, побуждает других к а мо р ал ь н о м у поведению

Самосозка- Самокритичен, тре­ние бователен к себе и другим: объектив­ная самооценка

В основном совпа­дают оценка кол­лектива it само­оценка

Завышенная или заниженная само­оценка

Несамокритичен, снисходителен к своим недостаткам

Критичен к другим, нетерпим к крити­ке в свой адрес, нетребователен к себе

Волевая ха­рактеристика

Проявляет самооб­ладание, самосто­ятельность, наход­чивость, умеет пре­одолевать трудности при достижении цели

Как правило, про­являет волю при достижении цели, владеет собой в сложных ситуациях

Н есамосто яте л е н. податлив чужому ачиянию, дейст­вует по указанию других

Своеволен и слабо­характерен; неадек­ватное поведение

Безволен или упрям; поведение вызывает протест окружающих; конфликтное поведение

i а б л и на 10

Карта оценка ведущих показателей воспитанности

(по А. И. Кочетову)

Показатель

Положительное

! 1р05

влеиноеть Отрицательное

(качество)

проявление

ПО

ее ж е.; ы п роя нл е н и е

Коллекти-

Умение подчинять

5

4

3

2

I i Эгоизм, противо-

визм

личное обществен-













поставление лич-




ному
















мого обществен-






















ному

Трудолю-

Добросовестное

5

4

3

г

I




бие

выполнение пору­ченного дела, ак­тивность! фн вы­полнении работы, требующей дли­тельного напря-
















соьесп юсть, фор -мадытое выполне- j ние работы;укло­нение от работы, требующей напря­жении сил и спо-




жения

3

А










собностей

Честность

Правдивость,

3 ' 2

!

Лживость,




откровенность













неискренность.







5










фальшь

Дисцшып-

Ответственность]'.

4

3

')

1

Безответственное

нирован-

выполнении своих
















отношение к делу.

1IOCI Ь

обязанное.той, исполнительное!!,
















к выполнению своих






















обязанностей

СаМОСТОЯ-

Решительность, це-

.")

4

3

2

1

Иждивенчество,

ТСЛЬПОСТЬ

леустремленность
















нерешительность, податливость чу-






















жому ШШМПИК)

Оптимизм

Жизнерадостность

и вера в свои силы

5

4

3

2

i

Пессимизм, неуве­ренность в своих






















ситах

«наукообразную игру в бирюльки... портят жизнь как взрослого, так и ребенка» (Корнилов К.Н., 1928). Среди противников тестов были такие известные психологи и педагоги, как К. Н. Корнилов, А. В. Зал-кинд, С. С. Моложавый, наконец, Н.К.Крупская.

В промышленности на основе таких же тестов делались попыт­ки классификации работников по различным профессиям, без вни­мательного учета личных склонностей и интересов. Педологи, пе­дагоги и психологи при этом настаивали каждый на универсально­сти их. науки (Блонский П. П., 1934).

Затронутые тестами столь важные сферы жизни и прямое влия­ние результатов тестового контроля на судьбы миллионов людей породили широкую гамму мнений в пользу и против тестов. Почти в одно и то же время, с интервалом в несколько месяцев (1927),

научная и педагогическая общественность страны то выступает за самую широкую тестологическую практику (I Педологический съезд), то признает тесты недопустимыми для всеобщего пользо­вания (Конференция по вопросу об оценке успеваемости учащих­ся при педагогической студии Наркомпроса РСФСР).

Пессимизм тех, кто видел несовершенство этого метода или пострадал в результате его использования, повлек за собой во мно­гих странах, в том числе и в СССР, поток писем в правительствен­ные органы и в газеты с требованием запрета тестов.

В те годы были, однако, и другие выступления — в пользу тес­тов. Так, известный отечественной психолог М.Я.Басов (1928) пи-сап, что долгая, подчас острая критика тестовой методики в конце концов приведет не к ниспровержению и упразднению этой мето­дики, а, напротив, к ее упрочнению и утверждению в определенных границах, в которых она, очевидно, имеет полное право на приме­нение и существование1.

В педагогической практике тесты и контрольные задания, ис­пользуемые преимущественно для оценки уровня овладения учеб­ным материалом, называются тестами достижений. Тест в гото­вом виде представляет собой не просто совокупность, а систему заданий возрастающей трудности. Одно из важнейших назначений геста состоит в том, чтобы опросить всех обучаемых по всем воп­росам учебного материала в одинаковых условиях, применяя при '-л'ом ко всем без исключения одну и ту же заранее разработанную шкалу оценок.

Система означает, что в тесте собраны только такие задания, которые обладают системообразующими свойствами. Здесь в пер­вую очередь надо выделить их общую принадлежность к одной и той же учебной дисциплине, их взаимосвязь, выявленную корре­ляционными и факторными методами, их взаимодополняемость и упорядоченность с точки зрения трудности.

Сами задания теста представляют собой не вопросы и не зада­чи, а задания, сформулированные в виде утверждений, которые в зависимости от ответов испытуемых могут рассматриваться как истинные или ложные высказывания. Последние легко помечают­ся принятым повсеместно двоичным кодом — соответственно 1 или 0 — и далее в таком виде поступают в современные системы обра­ботки информации.

Традиционные вопросы, напротив, истинными или ложными не бывают, а ответы на них иногда столь неопределенны и многослов­ны, что для выявления их истинности требуются большие затраты интеллектуальной энергии и преподавательского труда. В этом

' Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования. — М. 1999. — С. 15-18.

209

смысле традиционные вопросы и ответы нетехнологичны, и пото­му они не включаются в тест, являющийся эффективным средством совершенствования технологии обучения1.

Любой объект изучения может быть описан определенной сис­темой знаний о нем. Эти знания отражают непосредственные фак­ты, связи между объектами, законы, теории, включают методоло­гические или оценочные знания (свойства, методы, события и со­стояния объектов). Одни и те же знания могут изучаться с различ­ной полнотой, глубиной, обобщенностью, осознанностью и т.д. Выявление этих качеств знаний может быть целью тестирования.

Пример. Уровень усвоения знаний, умений и навыков опре­деляется характером выполняемых действий. Степень сложности задания — количеством операций, необходимых для решения по­ставленной задачи.

На 1 -м уровне усвоения выполняются репродуктивные действия. Им соответствуют задания по образцу, утверждения с пропущен­ными словами, вопросы с вариантами ответов и т.д.

На 2-м уровне производятся алгоритмические действия. Пред­полагается применение усвоенных сведений в стандартных ситуа­циях. Для них также могут применяться вопросы с вариантами от­ветов, тесты на установление последовательности.

На 3-м уровне предполагаются реконструктивные действия: применение знаний в нестандартных ситуациях, выбор решения в ситуациях с несколькими неизвестными параметрами. Здесь по­мимо названных форм тестовых заданий могут использоваться те­сты на соответствие, установление правильной последовательно­сти.

На 4-м уровне предполагаются продуктивные действия. Здесь применяются задания открытой формы, без вариантов решения по­ставленной задачи или с нестаидартизированными ответами.

Содержанке теста определяется структурой знания, которым должен обладать учащийся. Задания формулируются кратко и не­двусмысленно. Все ответы в случае необходимости, их выбора дол­жны быть правдоподобными.

Классификации тестон имеют следующие основания:

  • форма заданий — тесты устные и письменные, аппаратурные и бланковые, предметные, компьютерные;

  • содержание (предмет) диагностирования — тесты, изучаю­щие свойства интеллекта, способности, отдельные характеристи­ки личности и т.д.;

1 Максимов В. Г. Педагогическая диагностика в школе: учеД пособие. — М., 2002.


  • цель тестирования — тесты, предназначенные для самопо­знания, диагностирования специалистом или профессионально­го отбора;

  • задачи - гесты вербальные и практические;

  • формы процедуры обследования ■— тесты индивидуальные и групповые;

  • направленность — тесты, диагностирующие различные сто­роны, качества, свойства личности или группы;

  • наличие или отсутствие временных ограничений на выпол­нение тестовых заданий —- тесты, учитывающие скорость выпол­нения заданий, и тесты результативности;

  • уровень стандартизации -- тесты высокостандартизирован-ные и слабостандартизировапные.

Работа над составлением тестов начинается со структурирова­ния учебного курса, выделения в нем таких содержательных бло­ков, которые более или менее подходят для проверки знаний. За­тем разрабатываются вопросы по каждой структурной единице и на ото и основе составляется' план теста.

1? психологолюдагогическом исследовании используются 4 ос­новных вида тестовых вопросов.

!. Закрытые вопросы: испытуемому предлагают выбрать ответ из нескольких (как правило, 3 — 5) вариантов. Один из них — пол­ный и правильный, другие -— либо неполные, либо представляют типичные ошибки.

(Например, на вопрос «Что называют медианой?» могут быть даны следующие варианты ответов: 1) это прямая, которая делит угол пополам; 2} это отрезок, который соединяет вершину треуголь­ника с серединой противоположной стороны; 3) это луч, исходя­щий из вершины треугольника и делящий пополам его противопо­ложную сторону. (Правильный ответ — 2.)

2. Открытые вопросы: а предложенном утверждении имеется
пропуск дня .'заполнения его испытуемым.

Например: «Биссектриса — это луч, делящий (1) попо­
лам: медиана — это отрезок прямой, соединяющий вершину угла с

серединой противоположной (2) треугольника: высота —

это кратчайшее расстояние между вершиной и (3) тре­
угольника». (Ответы: 1}угол; 2) стороны; 3) стороной.)

Аналогичным может быть задание иа дополнение рисунка, тек­ста, предложения (например, составить подписи к различным частям рисунка).

3. Вопросы на соответствие: начало и окончание фраз распола­
гаются в двух столбцах (например, слева помещаются понятия,


210

211

шшяшшшшшшшшшшш^шшшшшшшшшшшшшшшшшяшшяшяшшшть>.


справа — их определения). Как правило, вариантов справа дается больше, чем слева, поскольку среди вариантов есть верные и ошибочные. Например:

Название

  1. Биссектриса — это.

  2. Высота — это...

  3. Медиана — это...

Определение А — отрезок перпендикуляра, опущен -ного из вершины геометрической фи­гуры (например, треугольника, пира­миды, конуса)на ее основание(или продолжение основания), а также длина этого отрезка. Ь — прямая, которая соединяет угол треугольника с противоположной сто­роной.

В — полупрямая (пут), исходящая из
вершины угла и делящая его пополам.
! — отрезок, соединяющий вершину
треугольника с серединой противопо­
ложной огоромы.
(Ответы: ! - В, 2 А, 3 --- Р.)

4. Вопросы па устишиш'пис правильной последовательности: пред­полагают восстановление хронологической последовательности событий, алгоритмической последовательное'™ .действий и т. п.

Например, испытуемому предлагают установить последователь­ность событий Северной войны. В пустых клетках он должен рас­ставить цифры, указывающие на хронологию названных событий.

Напоимер:

Битва при Гангуте Полтавская битва

Сражение при Нарве

Тестирование возможно па бумаге, когда каждому испытуемо­му выдается список заданий, или п автоматизированной форме с помощью компьютера. После окончания тестирования начинает­ся математическая обработка полученных результатов.

Итогом тестирования группы учашихся является матрица ре­зультатов. За каждое правильно выполненное задание ставится единица, а за невыполненное — ноль. Таким образом, уровень знаний учащегося выражается в определенной сумме баллов. Если расставить учащихся в порядке убывания количества полученных баллов, молучитом ранжирование их по уровню знаний. Регуляр­ное ранжирование учащихся дает педагогу представление о дина­мике результате!* своей .'деятельности, о результативности тех или

иных методов обучения. Регулярное тестирование позволяет ин­дивидуализировать методы и приемы обучения и воспитания уча­щихся.

Тесты не могут рассматриваться как универсальный и всеобъ­емлющий инструмент педагогического контроля в школе, даже в рамках контроля за успеваемостью учащихся. Ибо каждое задание теста и весь тест, поскольку он составлен из однородных заданий, направлены на выявление ограниченного комплекса признаков ус­воения и понимания, и чем меньше признаков входит в комплекс, тем яснее возможная интерпретация результатов и тем лучше тест выполняет свою диагностическую функцию1.

Типы тестов в психолого-педагогической диагностике, Личностные тесты — это методы психодиагностики, с помо­щью которых измеряют различные стороны личности индивида: установки, ценности, отношения, эмоциональные, мотивацион-пые и межличностные свойства, типичные формы поведения. Обычно личностные тесты применяются в одной из следующих форм: I) шкалы и опросники; 2) ситуационные тесты или тесты действия с перцептивными, когнитивными или оценочными за­дачами (определяется 'усвоение знаний), оценкой себя, своих лич­ностных конструктов и пр.

С п с ц и ф и ч е с кие с во и ст ва личностных тестов. В отли­чие от тестов успеваемости и тестов способностей, которые тре­буют от испытуемого максимального и быстрого выполнения, поиска лучшего решения и т.п., отчего зависят тестовые оценки, личностные тесты имеют ряд выделенных В.Г.Максимовым осо­бенностей:

  • в них внимание испытуемого обращается на то, что нет пра­вильных и неправильных ответов, главное — искреннее, правди­вое изложение фактов, точное выполнение инструкций и т.п.;

  • их подлинное назначение, как правило, скрывается от испы­туемых (тесты отношений, измерения внушаемости, правдиво­сти, доброты, склонности к сотрудничеству и т.д.):

  • важным является установление частоты обнаружения како­го-либо свойства, широты и интенсивности его проявления.

Проективные тесты — это совокупность методик целостного изучения личности, которое основано на психологической ин­терпретации результатов проекции. Составители проективных те­стов полагают, что человек всегда преобразует (хотя бы в воспри­ятии и представлении) ситуацию, в которой он оказался, «насы­щает» ее собственными проблемами, «проецирует» на нее содер­жание своей личности, так как процесс восприятия обусловлива-

Максимов В. Г. Указ. соч. Педагогическая диагностика в школе.

1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   31
написать администратору сайта