Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

16. Система средств обучения (на примере обучения физическим дисциплинам в вузе). Существует несколько определений понятия средства обучения



Скачать 1.52 Mb.
Название 16. Система средств обучения (на примере обучения физическим дисциплинам в вузе). Существует несколько определений понятия средства обучения
Анкор q16-20.rtf
Дата 18.03.2018
Размер 1.52 Mb.
Формат файла rtf
Имя файла q16-20.rtf
Тип Документы
#18164

16. Система средств обучения (на примере обучения физическим дисциплинам в вузе).

Существует несколько определений понятия «средства обучения».

Средства обучения − все то, что способствует достижению целей образования, т.е. вся совокупность методов, форм, содержания и специальных средств (широкий смысл)

Средства обученияучебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др. (узкий смысл)

Средства обучения − это источники получения знаний, формирования умений

Средства обучения − совокупность материальных и идеальных объектов, способствующих более эффективному усвоению учащимися знаний и умений

Опираясь на последнее определение, средства обучения можно разделить на материальные, интеллектуальные (знания и умения), моторные (физические усилия), эмоциональные.

Средства обучения, как составляющая процесса, выполняют обучающую, воспитательную, развивающую и контролирующую функции. Кроме того, они имеют специфические функции:

  • Компенсаторная − способствует достижению цели с наименьшими затратами сил, здоровья, времени;

  • Адаптивная − поддержание благоприятных условий протекания процесса обучения;

  • Информативная − являются источниками знаний непосредственно или опосредованно;

  • Интегративная − реализуется при комплексном использовании средств обучения;

  • Инструментальная − ориентирована на обеспечение определенных видов деятельности и достижение методических целей.

Рассмотрим материальные средства обучения. Прежде всего, они включают в себя ГОС и УМКД, на которых основывается всё остальное. Рассмотрим другие материальные средства обучения, упоминая средства, характерные при преподавании физики.

В преподавании физики особую роль играют натуральные объекты. Во-первых, это сами физические явления. Также сюда можно отнести вещества, и приборы для восприятия физических явлений и эффектов.

Средства изображения и отображения предметов можно разделить на

  • средства изобразительной наглядности, не требующие технических устройств для демонстрации (портреты, схемы, фотографии, таблицы),

  • объёмные средства (муляжи, макеты, объёмные модели),

  • аудиовизуальные средства, требующие использования технических средств для воспроизведения (слайды, фильмы). Возможно, сюда следует отнести презентации и некоторые программы?

Технические средства обучения необходимы для воспроизведения аудиовизуальных средств (компьютер, проектор, телевизор). Возможно, стоит расширить это понятие, включив сюда компьютер как средство подготовки студенческих работ, а также как вычислительное устройство. Наверное, также стоит включить сюда Интернет.

Кроме того, материальные средства обучения включают пособия для педагога (педагогика, психология) и для студентов.

Условия выбора средств обучения:

  • Соответствие учебной программе;

  • Соответствие содержанию образования;

  • Соответствие возрастным особенностям учащихся;

  • Соответствие уровню знаний учащихся, знакомства с изучаемым материалом;

  • Разнообразие средств обучения;

  • Оптимальное количество средств обучения на занятии;

  • Учет особенностей методики использования различных средств обучения.

17. Педагогические технологии (история становления данного направления в науке, сущность, примеры педагогических технологий).

При ответе на этот вопрос разумно опираться на схему.



Термин технология может употребляться в двух смыслах:

  • «Совокупность производственных операций, методов и процессов, приемов, применяемых в каком-либо деле…»

  • «Совокупность знаний о способах обработки материалов, изделий, методах осуществления каких-либо производственных процессов»

История

Впервые в 20-е годы XX века термин «педагогическая технология» был упомянут в работах по педологии, в этот же период распространялось и другое понятие - «педагогическая техника», которая в Педагогической энциклопедии 30-х годов была определена как совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий.

В 40-50-х годах началось внедрение в учебный процесс технических средств. Педагогические технологии связывались с применением различных ТСО.

В середине 60-х годов обозначились два направления. Сторонники первого утверждали необходимость применения технических средств и средств программированного обучения (technologyineducation). Представители второго направления главное видели в том, чтобы повысить эффективность организации учебного процесса (technologyofeducation) и преодолеть отставание педагогических идей от стремительного развития техники. Таким образом, первое было обозначено как «технические средства в обучении», второе как «технология обучения» или «технология учебного процесса».

К середине 60-х и началу 70-х годов в развитых странах - США, Англии, Испании, Японии - издавались журналы по вопросам педагогической технологии, в дальнейшем этой проблемой начинают заниматься специализированные учреждения (например, национальные советы по педагогической технологии в Великобритании и США). В 1965 году в АПН СССР был организован НИИ школьного оборудования и технических средств обучения, в 1973 году в Венгрии - Государственный центр технологии обучения.

К концу 70-х – началу 80-х годов вследствие развития техники и начавшейся компьютеризации обучения понятия «технология» и «педагогическая технология» все чаще стали осознаваться как система средств, методов организации и способов управления учебно-воспитательным процессом. При этом были выделены две стороны педагогической технологии: применение системного знания для решения практических задач и использование в учебном процессе технических устройств.

Понятие

Педагогическая технология обоснованная в рамках определенной педагогической концепции модель совместной деятельности субъектов педагогического процесса, характеризующаяся четкими целевыми установками, последователь-ностью (алгоритмом) действий, специфическими средствами, контролируемостью, воспроизводимостью в сходных условиях.

Это определение стоит пояснить. В педагогическом процессе педагогическая технология определяет взаимодействие субъектов (мотивация, формы, методы, средства). Педагогическая технология должна удовлетворять следующим требованиям:

  • Соответствие методологическим требованиям (технология должна опираться на определенную научную концепцию, научно обосновывать образовательные цели; отвечать основным признакам системы – логика процесса, взаимосвязь всех частей, целостность).

  • Управляемость (четкое целеполагание, планирование, проектирование педагогического процесса, поэтапная диагностика, варьирование средствами и методами, коррекция результатов. Педагогические технологии должны гарантировать достижение определенного уровня обучения, быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам времени, сил, средств.

  • Воспроизводимость − возможность применения в других однотипных образовательных учреждениях, другими преподавателями.

В связи с педагогическими технологиями часто употребляются следующие термины:

Педагогическая инноватика – наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.

Педагогическое новшество – некая новая идея, метод, средство, технология или система.

Нововведение – внедрение («вживление») нового в существующий процесс, продукт освоения и внедрения новшества.

Инновация – представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов и является результатом концептуализации новой идеи, направленной на решение проблемы и далее – к практическому применению нового явления.

Новизна измеряется не по отношению к обществу, а по отношению к исследуемой организации

Педагогические технологии прошли длительный путь развития. Пед. технологии первого поколения (эмпирические) основаны на частно-методическом подходе, в основе которого лежит обобщение опыта наиболее успешных преподавателей. Эти технологии характеризуются пробами и ошибками, отсутствием оперативного контроля, ориентацией на среднего учащегося.

Второе поколение – алгоритмические технологии. Характеризуются планирование результатов и непрерывной диагностикой. По-прежнему ориентированы на среднего учащегося. Пример – технологии программированного обучения.

Третье поколение – стохастические технологии. Признание вероятностного характера пед. процесса, приоритет развития личности и индивидуальности. Самоактуализация и самореализация. Многоуровневые цели. Нет жесткой алгоритмизации, по остаётся постоянный контроль.

Чётвёртое поколение ещё только разрабатывается. Приоритет развитию деятельности, а не накоплению фактов.

Современные педагогические технологии должны соответствовать тенденциям развития образования, обеспечивать организацию активного открытого взаимодействия преподавателя и студентов, что означает направленность на:

  • развитие познавательных и профессиональных интересов;

  • становление методологической культуры студента (развитие системного, междисциплинарного мышления, овладение принципами и методами научного исследования);

  • развитие способности работать в группе, в команде;

  • развитие способности принимать решения;

  • развитие способности вести диалог, отстаивать свою позицию;

  • выращивание «живого» знания (то есть знания, имеющего личностный смысл для субъекта);

  • развитие рефлексивных умений преподавателей и студентов.


Примеры:

  • проблемная лекция,

  • лекция-визуализация (основное содержание представлено в образной форме (рисунки, графики, схемы и пр.),

  • лекция вдвоем (диалог),

  • лекция пресс-конференция,

  • лекция консультация,

  • лекция-провокация (с ошибками),

  • лекция-диалог,

  • лекция-исследование (знакомит студентов с методами научного исследования).

Технологии активного обучения – педагогические технологии, обеспечивающие активизацию учебной деятельности студентов.

Условия организации активного обучения:

  • проблемность,

  • сотрудничество и кооперация,

  • коллективное взаимодействие,

  • вовлечение обучаемых в постоянную активную деятельность (отвечает, анализирует, оценивает и т.п.)

  • изменение позиции преподавателя (консультант, организатор, интерпретатор).

Интерактивные технологии – разновидность технологий активного обучения. Предполагают организацию активного взаимодействия студента и преподавателя, студентов между собой (коммуникация с участием каждого), направленного на создание образовательного продукта (материального, идеального).

Примеры активных и интерактивных технологий:

  • Технология «портфолио»,

  • технология проблемного обучения,

  • технология развития критического мышления,

  • технология развития латерального мышления («шесть шляп» Эдварда де Боно),

  • технология позиционного обучения,

  • технология модульного обучения,

  • технология проектного обучения,

  • технология дистанционного обучения,

  • технология использования кейс-метода,

Инновационные пед. технологии:

  • Игровые технологии, в том числе сюжетно-ролевой игры (деловой игры),

  • технологии контекстного образования,

  • тренинговые технологии,

  • технология «дебатов»,

  • технология коллективного способа обучения,

  • технология групповой дискуссии,

  • технологии работы с учебным содержанием (например, «Бортовой журнал», «Кластер», SWOT-анализ» и др.),

  • технология балльно-рейтинговой оценки результатов обучения


18. Проблемное обучение: сущность, основные понятия, способы создания проблемных ситуаций на занятиях по дисциплинам физического цикла.

Проблемное обучение − вид обучения, связанный с систематическим использованием проблем и проблемных задач, с организацией поисковой деятельности обучающихся.

Обоснования проблемного обучения:

  • Социологическое (опыт творческой деятельности является компонентом социальной культуры);

  • Гносеологическое (целенаправленное познание осуществляется в результате поиска, исследования познаваемого объекта);

  • Психологическое (познавательная деятельность человека связана с решением проблем в процессе продуктивного мышления);

  • Дидактическое (обучение складывается из двух взаимосвязанных сторон – накопления знания и овладения способами их применения и добывания).

Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает систематическое создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность студентов по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.

Систематичность в проблемном обучении проявляется в следующем:

  • регулярность создания проблемных ситуаций;

  • учет основных типов проблем науки и/или сферы практической деятельности;

  • учет основных черт творческой деятельности;

  • постепенное усложнение способов решения проблем.

Учебная проблемаесть противоречие между неизвестным и известным, которое студент может разрешить, творчески применяя имеющиеся знания и умения.

Основным элементом проблемного обучения является проблемная ситуация как состояние умственного затруднения обучающихся, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы.

Технологическая схема проблемного обучения:



Способы создания проблемных ситуаций

1. Использование исторических фактов. Пример: засветка фотопластинок солями урана

2. Использование учебных и жизненных практических ситуаций. Пример: если раскрутиться, вытянув руки в стороны, а потом прижать их к телу, то скорость вращения увеличится.

3. Использование противоречий между житейскими представлениями и научными фактами. Пример: пятно Пуассона

4. Постановка опытов.

5. Побуждение к сравнению. Пример: Почему вода поднимается по сосудам стебля, керосин – по фитилю лампы, мокрое пятно расползается на стене, чернильное пятно – на промокательной бумаге?

6. Побуждение к предварительному обобщению фактов. Какие твёрдые вещества хорошо проводят электрический ток? – металлы. Однако при достаточно низких температурах некоторые керамики проводят ток лучше любого металла.

7. Ознакомление с фактами, носящими на первый взгляд необъяснимый характер. Все металлы с повышением температуры увеличивают сопротивление. Однако такие вещества, как Ge, GaAs, Si, наоборот уменьшают.

8. Организация межпредметных связей. Из химии известно, что валентность атома зависит от его группы в периодической таблице. Чем объясняется такая закономерность?

9. Противоречия между ранее известными и новыми фактами. УФ катастрофа

11. Приведение различных точек зрения на один и тот же вопрос. Необходимо сделать выбор и аргументировать его. Свет это электромагнитная волна или поток частиц?
Методика организации проблемной лекции

1. Постановка образовательных задач

  • Обучающие задачи (усвоение студентами новых фактических знаний, понятий, законов, теорий и т.п.);

  • Развивающие задачи (развитие у студентов логического мышления, творческих умений, приемов лучшего запоминания изучаемого материала и др.);

  • Воспитательные задачи (присвоение студентами мировоззренческих идей и становление на их основе взглядов и убеждений, стимулирование мотивации учения, познавательного интереса обучающихся).

2. Отбор содержания, проблемный его анализ

  • Выявление возможностей содержания лекции с точки зрения проблем науки, сквозных (аспектных) проблем изучаемой дисциплины;

  • Формулировка конкретных проблем на материале лекции;

  • Определение репродуктивных и проблемных составляющих содержания лекции, построение последовательности их изучения;

  • Отбор и/или составление проблемных заданий.

3. Разработка методики организации лекции

  • Определение способов создания проблемных ситуаций;

  • Выбор и подготовка необходимых средств обучения;

  • Разработка способов организации деятельности студентов по разрешению проблемных ситуаций (демонстрация способов решения проблемы преподавателем, организация дискуссии, групповой работы и др.);

  • Продумывание возможностей оказания помощи студентам в решении проблем (подготовка дополнительной информации, разработка эвристи-ческой беседы, продумывание аргументации);

  • Составление плана-конспекта лекции.

4. Проведение лекции

  • Создание целевой установки на проблемное освоение содержания лекции;

  • Создание проблемных ситуаций (педагогических и психологических);

  • Организация деятельности студентов по разрешению проблемных ситуаций.

5. Организация рефлексии и анализ лекции

  • Оценка студентами результатов собственной деятельности по освоению содержания лекции, освоению проблем науки;

  • Оценка эффективности использованных методов, форм, приемов, средств, определение путей совершенствования лекции преподавателем.


19. Коллективный способ обучения как образовательная технология, возможности применения в высшей школе.

Педагогическая технология см. выше

Форма организации обучения – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме

Метод обучения − способ взаимодействия преподавателя и студента, направленный на решение той или иной задачи обучения.

Классификация форм обучения В. К. Дьяченко

Обучение – особый вид общения с целью усвоения знаний, умений и навыков.

Возможны 4 вида общения и соответствующих организационных форм обучения:

  • опосредованно через речь – 1 человек – само-стоятельная работа

  • общение в паре – 2 человека – ИСО (индиви-дуальный способ обучения)

  • общение в группе – много – ГСО (групповой способ обучения)

  • общение в парах сменного состава – КСО (коллективный способ обучения)

КСО сочетает индивидуальную, парную и фронтальную формы организации обучения.

Далее приведены выдержки из nmcpo.narod.ru/biblioteka/metres/mr2_TS.doc

2) Основные признаки КСО (преимущественно перед традиционным образованием).

  • ориентация на индивидуальные способности детей, обучение происходит в соответствии со способностями детей (индивидуальный темп обучения).

  • осмысленность процесса познания.

  • все обучают каждого и каждый всех.

  • при коллективных учебных занятиях (КУЗ) знания – хорошие, умения – уверенные, навыки – надежные.

  • обучение ведется на основе и в атмосфере взаимопонимания и сотрудничества учителя и учащихся.

  • активизируются межличностные отношения (ученик – ученик), которые способствуют реализации в обучении принципов непрерывной и безотлагательной передачи знаний.

  • ведущей организационной формой обучения является коллективная, т. е. работа учащихся в парах сменного состава.

Возможны разные методики сотрудничества:

- «по горизонтали». ( Методика Ривина, взаимный тренаж, взаимные диктанты, взаимообмен заданиями, взаимообучение чтению и пересказу)

- «по вертикали». ( Метод непрерывной передачи знаний МНПЗ – это вариант организации учеников в изучении программного материала). Предполагает однонаправленность обучения «сверху – вниз» (по типу лесенки), идущие впереди ученики являются учителями и консультантами для тех, кто в изучении темы следует за ними.
20. Технология обучения на основе знаковых и схемных моделей В. Ф. Шаталова, возможности применения в высшей школе.

Педагогическая технология см. выше

Методическая система В.Ф. Шаталова включает в себя:

  • Меры и средства предупреждения конфликтности во взаимоотношениях участников педагогического процесса (учителей, учащихся, родителей учащихся);

  • методические приемы и формы повторения учебного материала;

  • приемы проведения уроков-практикумов, лабораторных работ, выполнения упражнений, решения задач и т. п., направленные на увеличение количества выполняемых заданий без увеличения временных затрат;

  • приемы организации учебного соуправления;

  • набор правил оценивания результатов учебной деятельности учащихся на основе принципа открытых перспектив;

  • технология использования опорных конспектов.

Этапы технологии опорных конспектов:

  1. Объяснение учителем учебного материала на уроке без опорного конспекта;

  2. повторное вариативное объяснение материала учителем с использованием опорного конспекта;

  3. пробный опрос;

  4. работа учащихся с индивидуальными опорными конспектами;

  5. проговаривание учащимися друг другу в парах информации по опорному конспекту;

  6. изучение учащимися дома учебного материала по учебнику с использованием опорного конспекта;

  7. раскрашивание опорного конспекта;

  8. заучивание опорного конспекта;

  9. воспроизведение опорного конспекта каждым учеником в тетрадях на уроке;

  10. устный ответ учащегося с использованием опорного конспекта.

Требования к опорному конспекту

  • Лаконичность (опорный конспект включает не более 300–400 знаков);

  • структурность;

  • доступность воспроизведения;

  • ассоциативность;

  • цветовая наглядность;

  • смысловой акцент (рамки, оригинальное расположение);

  • практическая направленность;

  • разнообразие сигналов;

  • асимметричность;

  • экономичность (ограничение количества опорных конспектов).

Конспект как вид текста научного стиля:

  • подразумевает объединение плана, выписок и тезисов;

  • показывает внутреннюю логику изложения;

  • содержит основные выводы и положения, факты, доказательства, приемы;

  • отражает отношение составителя к материалу;

  • может использоваться не только составителем, но и другим читателем.


Вопросы 19-20 требуют рассмотрения возможности применения в ВУЗе. Тут, видимо, придётся проявить фантазию. Также при изложении этих вопросов, наверное, нужно остановиться на их связи со структурой пед. технологии
написать администратору сайта