Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Россия. Александр II. Александр II освободитель. Крестьянская реформа 1861 года



Скачать 125 Kb.
Название Александр II освободитель. Крестьянская реформа 1861 года
Анкор Россия. Александр II.doc
Дата 02.05.2017
Размер 125 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Россия. Александр II.doc
Тип Документы
#6239

Александр II – «освободитель». Крестьянская реформа 1861 года

Александр Николаевич, сын Николая I, род. в 1818 г.

Воспитатель – Жуковский.

Даты правления – 19 февраля 1855 г. – 1 марта 1881 (убит народовольцами).

Причины обращения к политике реформ:

- проигранная Крымская война показала полную несостоятельность экономической и политической системы

- отставание России от стран Западной Европы. Отставание показала Крымская война 1853-1856 гг. До войны военное могущество России представлялось колоссальным. Россия не проиграла ни одной войны после Прутского похода Петра I в 1711 г. Россия имела репутацию сильной военной державы. Однако представления о военном могуществе России были иллюзорными.

- в годы войны правящая элита, прежде всего, Александр поняли отставание России

- крепостное право сдерживало экономической и социальной развитие России, было главной причиной ее отставания

- низкая эффективной деятельности николаевской бюрократии, консервативной, не заинтересованной в реформах, безынициативной, скрывавшей правду о положении дел в России. Из губернаторов Валуев после смерти Николая писал о положении дел в России: «сверху блеск, снизу гниль».

- формирование либеральной бюрократии уже с 1855 г. по инициативе Александра и его окружения

- в России был слабо развито третье сословие, поэтому социальная база российского либерализма была слабой.

- либерально настроенной общество после смерти Николая в 1855 г., возмущенное поражением России в Крымской войне, заговорили о свободе, проявило заинтересованность в реформах. В 1855-1857 гг. на имя Александра поступали проекты реформ, подготовленные в различных кругах интеллектуалов (западников, славянофилов) и дворянства. Активизация либерального общества.

- подъем крестьянского движения. В годы Крымской войны среди крестьян прошел слух о том, что те крестьяне, которые запишутся в ополчение, получат свободу. Однако после войны никто не получил свободы. Крестьяне ждали свободы. В 1858 г. в Эстляндии было массовое вооруженное восстание крестьян. Оно испугало Александра, он торопился с проведением крестьянской реформы, что не допустить крестьянской войны.

- падение международного авторитета России после поражения в Крымской войне. К тому же Россия, подавив восстание в Венгрии в 1848 г., имела репутацию «жандарма Европы».

- финансовый кризис, вызванный Крымской войной, поглотившей все денежные средства страны, подталкивал к экономическим и социальным реформам, которые могли способствовать: 1). повышению налогоспособности населения, 2) увеличению числа предпринимателей, 3) созданию банков, 4) строительству железных и шоссейных дорог.

1855 – 1861 гг. – «оттепель» в общественно-политической жизни. Проявления «оттепели»:

- амнистия декабристам, участникам польского восстания 1830-1831 гг., петрашевцам в 1856 г. (в день коронации Александра)

- приостановлены рекрутские наборы, списаны недоимки

- 1857 г. – ликвидация военных поселений

- ослабление цензуры

- разрешен свободный выезд за границу

- сняты все ограничения в преподавательской деятельности профессоров

- сформирована команда либерально мыслящих чиновников, консерваторы отправлены в отставку

- 1857 г. – создан Секретный комитет, который готовил проект освобождения крестьян

- общество в печати, салонах обсуждало положение дел в России, разработано более сотни проектов реформ, многие из них переданы императору Александру. Общество воздействовало на политику власти.
Точки зрения на отмену крепостного права
Первая, сложилась под влиянием оценок этого периода Лениным в советской науке. Согласно этой точки зрения крестьянская реформа 1861 года

1.– это продукт революционной ситуации. Теорию революционной ситуации создал Ленин. Ее основу составляют три идеи – три признака революционной ситуации:

- верхи не могут жить по-старому. Самодержавие было консервативной силой, не заинтересовано в реформах, его заставили провести реформы революционеры-демократы и крестьяне, которые поднялись на борьбу за свободу.

- обострение выше обычного нужд и бедствий социальных низов

- низы не хотят жить по-старому.

2. крестьянские выступления заставили царизм провести реформы

3. кризис феодализма – причина экономического отставания России

4. Крымская войны показала отставание России.

5. Борьба революционеров-демократов вынудила царизм провести реформы.
Вторая точка зрения:

  1. Не было революционной ситуации. Масштабы крестьянского движения преувеличены. Наблюдался рост числа крестьянских выступлений, но крупное восстание было только в Эстляндии в 1858 г. Александр опасался перерастания крестьянских выступлений в крестьянскую войну. Рост антикрепостнических настроений крестьян.

  2. Не было массового революционно-демократического движения. Революционер-демократ Герцен, живя в Лондоне (находился в политической эмиграции) издавал газету «Колокол» с 1857 г. В газете обсуждался крестьянский вопрос. Газеты была исключительно популярна в России. Ее читали все чиновники, император, вся образованная России. В журнале «Современник» в конце 1850- гг. сотрудничали революционеры-демократы Чернышевский и Добролюбов. Вся молодежь читала «Современник». Однако в стране не было революционных организаций, а были отдельные демократы- революционеры.

  3. Большинство дворянства было настроено консервативно. Оно не желало освобождения крестьян, т.к. даровой крестьянский труд был им выгоден.

  4. Феодальная система могла еще существовать, хотя наблюдался ее кризис.

  5. Самодержавие было вынуждено отменить крепостное право, заставить дворян исполнить волю императора. Политика самодержавия пошла вразрез с желаниями помещиков.

  6. Россия после поражения в Крымской войне не могла более претендовать на роль ведущей европейской державы. Произошел крах внешне политического могущества страны. Международная ситуация и снижение статуса России в Европе подталкивали к реформам.

  7. Отставание России от европейских держав, крах идеологии национально-государственной исключительности. Нависла угроза превращения страны во второстепенную страну, сферу влияния чужих интересов.

  8. Главной причиной отставания было крепостное право. Крепостничество сдерживало развитие крестьянского, помещичьего хозяйства, развитие промышленности, внутреннего рынка.

  9. Николаевская бюрократия была неспособна эффективно управлять страной.

  10. Либералы настаивали на реформах и разработали проекты реформ. Так, Кавелин (лидер западников после смерти Грановского) написал «Записку об освобождении крестьян».

  11. Александр II был разумно мыслящим человеком, любящим России, хорошо образованным и воспитанным. Он осознал необходимость реформ.

Цели реформ Александра II

  1. Россия должна быть великой державой, иметь статус ведущей европейской державы.

  2. Россия – европейская, просвещенная страна.

  3. Развитая экономика

  4. Боеспособная армия

  5. Развитие системы образования, науки, культуры

  6. Современная судебная система.


Подготовка крестьянской реформы

1856

Речь Александра II перед московскими дворянами. Александр заявил им, что лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда оно будет отменено снизу. Александр надеялся, что дворяне поймут необходимость отмены крепостного права (далее ОКП) и обратятся к нему с просьбой разрешить им освободить крестьян. Он опасался складывания консервативной дворянской оппозиции. Однако дворяне хранили молчание по крестьянскому вопросу, не желали ОКП. Александр не дождался инициативы от дворян и вынужден был предпринимать определенные шаги по подготовке и ОКП.

1857

Создан Секретный комитетпо подготовке проекта ОКП. Однако члены Секретного комитета были консерваторами, затягивали разработку проекта ОКП

1857. 20 ноября

Рескрипт (письмо) губернатору Назимову с предложением создать в западных губерниях дворянские губернские комитеты для разработки проектов ОКП.

В декабре 1858 г. был опубликован рескрипт на имя петербургского губернатора. Власть обратилась к гласному открытому обсуждению крестьянского вопроса.

1857. декабрь

Рескрипты были разосланы всем губернаторам. Губернаторы обязаны были организовать в своих губерниях выборы в дворянские собрания для разработки проектов ОКП.

1858

Секретный комитет переименован в Главный комитет.

1858

В губерниях созданы дворянские комитеты: выборные органы, которые разрабатывали проекты ОКП. В губернских дворянских комитетах сложились фракции – группировки дворян:

- консервативные – освобождение крестьян без земли (консерваторы преобладали в черноземных губерниях, где помещики сами вели свое хозяйство, где земля была плодородной и ценилась высоко)

- либеральные – освобождение крестьян с землей за выкуп (либералы преобладали в ЦПР, где земля была малоплодородной, помещики редко вели здесь свое хозяйство, эту землю помещикам было выгоднее дорого продать крестьянам). Дворянские комитеты разработали свои проекты ОКП и представили их в Редакционные комиссии в 1859 г.

1859. февраль

Созданы в Петербурге при Главном комитете Редакционные комиссии во главе с Ростовцевым с целью обобщения, анализа проектов губернских дворянских комитетов и разработки окончательного проекта ОКП. В 1860 г. после смерти Ростовцева председателем Редакционных комиссий стал Панин. Решающую роль в работе Редакционных комиссий сыграл Николай Милютин, западник по взглядам. В работе комиссий принимали участие славянофилы – Самарин и Черкасский.

1860

Редакционные комиссии в октябре передали свой проект ОКП в Главный комитет. После его одобрения в Главном комитете проект поступил в Государственный совет.

19 февраля 1861 г.

Александр II подписал два законодательных акта:

  1. Манифест об освобождении крестьян

  2. Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости (в этом законе были прописаны условия освобождения крестьян).

5 марта 1861 г.

Манифест и Положения были опубликованы и вступили в силу


Александр был вынужден маневрировать между либералами (они преобладали в Редакционных комиссиях) и консерваторами (преобладали в Главном комитете и губернских дворянских комитетах).

Положения крестьянской реформы

  1. Крестьяне получали личную свободу (без выкупа) и земельный надел за выкуп. Крестьяне получили гражданские права: право на недвижимую и движимую собственность, заключать сделки, выступать как юридическое лицо, защищать свои права в суде. Он освобождался от опеки помещика. Помещик потерял право наказывать крестьян, т.е. он не имел права распоряжаться судьбой крестьянина, как это было раньше. Реформа отменила личную зависимость крестьян от помещиков. Крестьянин мог вступать в брак, поступать на службу, учебные заведения, менять месть жительства (но только через 9 лет после начала проведения реформы), переходить в сословие мещан и купцов (но только если он не имел долгов по уплате налогов и оставлял свою землю общине).

  2. Были созданы выборные органы крестьянского самоуправления – сельские общества. На сходах крестьяне выбирали старосту. Несколько сельских обществ образовывали волость. На волостном сходе избирали волостного старшину. Волостной сход обладал судебными функциями и решал хозяйственный вопросы.

  3. Сохранялось сословие крестьян. Оно было неполноправное по сравнению с другими сословиями. Крестьян можно было телесно наказывать. Крестьяне оставались податным сословием: платили подушную подать, выполняли рекрутскую повинность.

  4. Крестьяне с 19 февраля 1861 г. переходили в категорию временнообязанных крестьян:

А). лично свободные

Б). не имели земли

В). получали от помещика землю в надельное пользование за повинности

Д). размеры повинности устанавливало государство: не более 3-х барщинных дней в неделю, а если оброк – то четко фиксированная сумма оброка – 10 руб. серебром с души.муж.п. Государство регламентировало отношения между крестьянами и помещиками на основе уставных грамот – документы, которые составлялись с 1861 по 1863 гг, в которых определялись размеры наделов и повинностей крестьян.

С). Уставные грамоты помогали составлять мировые посредники - из числа дворян назначались Сенатом. Среди мировых посредников был Лев Толстой, декабристы и др. Они сыграли положительную роль, регулируя отношения между крестьянами и помещиками на основе права.

5. Наделение крестьян землей. Размеры наделов зависели от плодородности почты. Территория России была разделена на: нечерноземную, черноземную и степную. В каждой устанавливалсявысший и низший размерыкрестьянского полевого надела. Так, в нечерноземной полосе высший надел – 7 десятин, а низший составлял одну треть высшего. Высший надел устанавливался для того, чтобы, во-первых, не допустить создания самостоятельных крестьянских хозяйств, не дать крестьянам достаточного количества земли, экономически привязать крестьянина к помещику, заставить крестьянина брать у помещика землю в аренду под отработки, что бы обеспечить помещичье хозяйство рабочими руками. Низший надел устанавливался для того, чтобы не допустить обезземеливания крестьян.

В пределах высшего и низшего наделов заключалась добровольная сделка крестьянской общины с помещиком. Размеры наделов фиксировались в уставных грамотах. При решении земельного вопроса у крестьян отрезали часть земли, которой они владели до реформы. Если до реформы крестьяне владели большим количеством десятин, чем брали десятин после реформы, то у крестьян производились отрезки. Отрезки – это земля, отрезанная у крестьян после реформы 1861 г., они составляли разницу между дореформенными и пореформенными наделами. В целом по стране крестьяне получили земли на 20% меньше, чем имели до реформы. У крестьян отрезали земли, без которых не могли существовать их хозяйства – выгоны, водопои, луга. Крестьяне вынуждены были арендовать эти отрезанные земли у помещиков на условии отработки.

Отработки – это работа крестьянами своими орудиями труда на земле помещика в счет платы за землю, которую они брали у помещика в аренду. Отработки имели общие черты с барщиной. Поэтому отработочную систему называют пережитком барщины. Отработки были широко распространены в черноземных губерниях.


  1. Выкупная операция. Право выбора времени перевода крестьян на выкуп надельной земли принадлежала помещикам. После заключения помещиком с крестьянской общиной выкупной сделки прекращалось выполнение крестьянами повинностей в пользу помещика. Со времени заключения выкупной сделки прекращалось временнообязанное состояние крестьян, они переходили в категорию крестьян-собственников.

Временнообязанные и крестьяне-собственники были лично свободными.




Временнообязанные

Крестьяне-собственники

Не имели земли, за наделы платили повинности

Выкупали землю




  1. Землю выкупала община. Земля переходила во владение общины. Создавалось общинное землевладение. Но каждая семья вносила свою долю за выкупаемую землю в зависимости от того, сколько земли она хотела выкупить.

  2. Выкупная операция:

Размер выкупа зависел от размера денежного оброка. Это позволяло государству сохранить денежные доходы помещиков, которые они имели до реформы. Предполагалось, что помещики должны отнести деньги за землю в Государственный банк (создан в 1860 г. специально для осуществления выкупной операции), Банк платил 6% с вложенного капитала. Вычислялся капитал, который, будучи положенным на счет в Государственном банке, должен был давать ежегодный доход в виде процентов с него10 руб. серебром, т.е. столько, сколько раньше крестьяне платили денежный оброк.

10 руб. – 6%

Х - 100%. Х = 166 руб. Таким образом, выкупная сумма должна была составить 166 руб. Если помещик эти деньги помещал на счет в банке, то банк платил ему проценты с капитала – 6% со 166 руб.,т.е. 10 руб. в год. Итак, выкупная сумма – это цена крестьянского надела. Выкупная сумма зависела от капитализированного оброка, т.е. превращения оброка в капитал, который нужно было отнести в банк под проценты.

Выкупную сумму крестьянин не мог выплатить помещику сам единовременно. Государство платило за крестьян 80% выкупной суммы помещику сразу, выдавая ему кредитные билеты, которые они относили в банк. 20% выкупной суммы крестьянин должен был выплатить помещику сам в год выкупа земли. Следовательно, государство платило помещику в год выкупа его крестьянами земли 134 руб. (это 80% от выкупной ссуды). Государственная ссуда – это деньги, которые государство заплатило за крестьянина помещику, но крестьянин обязан был отдать эти деньги государству с процентами.

Крестьянин возвращал государству ссуду в течение 49 лет по 6 % от государственной ссуды. В год крестьянин платил по 8 руб. (8 руб. – это 6% от государственной ссуды в 134 руб.). Эта ежегодная плата называется выкупные платежи. В течение 49 лет крестьянин должен был заплатить государству 392 рубля. Все крестьяне в России выплатили государству 4 млрд. руб., которые пошли на развитие экономики, в частности на строительство железных дорог. Итак, выкупные платежиежегодные выплаты (6%) крестьян государству в счет погашения государственной ссуды.

Знать термины:

Временнообязанные крестьяне

Уставные грамоты

Мировые посредники

Сельская община

Крестьяне-собственники

Выкупная операция

Отрезки

Выкупные платежи

Капитализация оброка

Секретный комитет

Главный комитет

Редакционные комиссии
Последствия крестьянской реформы:

    1. «+» 23 мил. крестьян получили личную свободу и права.

    2. «+» созданы условия для развития товарно-денежных отношений в крестьянских хозяйствах. Крестьянские хозяйства в пореформенный период были больше связаны с рынком, чем до реформы.

    3. «+» создана система крестьянского самоуправления

    4. «+» достигнут компромисс между помещиками и крестьянами, т.е. удалось избежать массовых народных выступлений

    5. «+» реформа ускорила процесс социального расслоения крестьян

    6. «+» реформа ускорила втягивание крестьян в товарно-денежные отношения

    7. «+»увеличение естественного прироста населения

    8. «-» условия освобождения заключали в себе будущие противоречия и источник постоянного конфликта между помещиками и крестьянами

    9. «-» крестьянское землепользование сократилось после реформы на 20%. Три четверти крестьян получили недостаточное количество земли и были вынуждены арендовать землю у помещиков

    10. «-» реформа не предусматривала наделение землей детей крестьян, родившихся после 1861 года. Землю получали только крестьяне – мужчины независимо от возраста, которые жили в России в 1861 г. Крестьяне делили свои наделы между всеми своими наследниками, что вело к сокращению наделов – малоземелью. Малоземелье – основная проблема развития крестьянского хозяйства в конце 19 – начале 20 в. Особенно остро эта проблема стояла в Черноземном районе.

    11. «-» реформа сохранила крупное помещичье землевладение, что определило развитие капитализма в России по прусскому пути. Крестьяне вынуждены были арендовать помещичью землю.

    12. «-» выкупные платежи были обременительны для крестьян. Крестьяне с трудом могли найти деньги на а). выкупные платежи б). аренду земли в). покупку земли. У крестьян не оставалось свободных денег.

    13. «-»большинство крестьянских хозяйств были малоземельными, низкотоварными, малодоходными.

    14. «-» сохранился низкий уровень жизни крестьян.


Точки зрения на крестьянскую реформу 1861 г.

Первая точка зрения.

Реформа носила либеральный компромиссный характер, отражала интересы дворянства, государства, крестьянства.

Интересы крестьян

Интересы дворян

Интересы государства

1. Получили личные права и свободу (следует перечислить все права крестьян)

1. 1/3 земли осталась в собственности дворянства.

1. Выкупная операция позволила государству получить с бывших помещичьих, государственных и удельных крестьян около 4 млрд. руб.

2. Право на свободу предпринимательской деятельности

2. Лучшие земли остались в собственности помещиков.

2. Эти деньги государство использовало для строительства железных дорог, флота, развития экономики.

3. Создана система крестьянского самоуправления.

3. Время перевода крестьян на выкуп определяли дворяне.

3. Государство, освободив крестьян с землей, сохранило крестьянские хозяйства, которые платили налоги в казну.

4. Крестьяне сами могли определить, сколько земли они будут выкупать (но в пределах высшего и низшего наделов).

4. Помещики получили крупные денежные суммы единовременно за землю при переводе крестьян на выкуп.

4. Государство, проведя крестьянскую реформу, предотвратило крестьянскую войну.




5. Помещики погасили свои денежные долги.

5.Государство выступило в роли посредника между крестьянами и помещиками, обеспечив социальную стабильность в России




6. Денежные доходы дворян не уменьшились, поскольку в основу выкупа был положен капитализированный оброк. Выкупная операция гарантировала получение помещиками ежегодно денежной суммы, равной бывшему денежному оброку.







7. Крестьянская реформа привела к возникновению отработочной системы в помещичьем хозяйстве, что было выгодно помещикам.







8. Определение высшего земельного надела крестьян отражало интересы помещиков, т.к. позволяло уменьшить крестьянские наделы.




Реформа носила либеральный характер, поскольку освободила крестьян с землей за выкуп.
Вторая точка зрения:

Крестьянская реформа была крепостнической, консервативной, защищала главным образом интересы дворянства.

Реформа не соответствовала интересам крестьянства

Реформа соответствовала интересам дворянства

1. Крестьяне остались неполноправным сословием: платили подушную подать , выполняли рекрутскую повинность, их можно было телесно наказывать.

1. Дворяне удержали в собственности значительную часть земли.

2. Крестьяне вынуждены были выкупать землю, но они считали землю своей, поскольку работали на ней веками. Крестьяне не хотели платить за землю.

2. Помещики получили деньги за землю.

3. Реформа привела к созданию общинной собственности на землю. Крестьяне не были полноправными собственниками выкупаемой земли, что сдерживало развитие их предпринимательства.

3. Была создана отработочная система ведения помещичьего хозяйства.

4. Реформа перевела помещичьих крестьян во временнобязанные. Но крестьяне не хотели быть временнообязанными. Они не желали более платить оброки и выполнять барщину. Они хотели полной независимости от помещиков.

4. Введение временнообязанного положения крестьян соответствовало интересам помещиков, т.к. последние не могли быстро перестроить свои хозяйства, им требовалось время на перевод их хозяйств на капиталистическую основу.

5. Крестьяне по реформе получили земли меньше, чем имели до реформы. Отрезки на 1/5 сократили крестьянские наделы.

5. Была создана новая система поземельной зависимости крестьян от помещиков, поскольку у крестьян были отрезаны необходимые им земли – луга, выгоны, водопои.

6. Помещики обменяли свои земли на унавоженные крестьянские, т.е. крестьяне получили землю худшего качества.

6. Помещики определяли время перевода крестьян на выкуп.

7. В основу исчисления выкупной суммы была положена не рыночная стоимость земли, а размер денежного оброка, что привело к завышению выкупной суммы.

7. Лучшие земли остались в собственности помещиков.

8. В первые 9 лет крестьяне не могли отказаться от земли, т.е. фактически были привязаны к своему хозяйству.

8. Денежные доходы дворян не уменьшились, поскольку в основу выкупа был положен капитализированный оброк. Выкупная операция гарантировала получение помещиками ежегодно денежной суммы, равной бывшему денежному оброку.

9. Сложно было выйти из общины и переехать в город на постоянное место жительства. Для этого крестьяне не должны были не иметь долгов по уплате налогов и выкупных платежей. Они должны были оставить свои наделы общине. Община должна была дать крестьянам разрешение на выход из общины.

9. Помещики погасили свои денежные долги.

10. Землю могли выкупить только мужчины любого возраста.

10. Определение высшего земельного надела крестьян отражало интересы помещиков, т.к. позволяло уменьшить крестьянские наделы.


Не все положения крестьянской реформы соответствовали интересам помещиков. Не соответствовали:

- помещики не были вообще заинтересованы в освобождении крестьян, т.к. они лишились бесплатной рабочей силы;

- освобождение крестьян с землей: помещики черноземных губерний не хотели продавать крестьянам землю;

- помещики были лишены права судить крестьян.

- помещики не были заинтересованы в строгом определении государством размеров повинностей временнообязанных крестьян: денежного оброка – в 10 руб. серебром и барщины (не более 3-х дней в неделю). Помещики вообще не хотели, чтобы государство регламентировало их отношения с крестьянами.

- помещики не имели своей производственной базы, навыков ведения товарного хозяйства, они плохо знали рыночную конъюнктуру, поэтому ОКП имела для многих из них неблагоприятные последствия. С 1861 до 1913 г. 50% помещичьей земли было продано. Это означает, что многие помещики не смогли приспособиться к рыночным условиям ведения хозяйства.
Аграрные (крестьянские) реформы эпохи Александра III

Реформы Бунге. Бунге – министр финансов в 1881-1886 гг (при Александре III). Бунге понимал, что низкий уровень жизни крестьян означает низкую платежеспособность и налогоспособность крестьян. Его вывод: нужно поднять уровень жизни крестьян. С этой целью:в 1881 г. указ об обязательном переводе временнообязанных крестьян на выкуп (к этому времени 15% крестьян оставались временнообязанными).

  1. в 1881 г. указ о понижении выкупных платежей

  2. в 1882 г. учрежден Крестьянский поземельный банк. Банк выдавал ссуды на покупку земли как отдельным крестьянам, так и сельским обществам. Цель создания этого банка – смягчить остроту земельного вопроса, решить проблему малоземелья крестьян. Через его посредство продавались помещичьи земли.

  3. 2.в 1882 – 1886 гг. – постепенная отмена подушной подати, введенной еще Петром I в 1724 г. Она отменялась с 1 января 1887 г. Однако ее отмена сопровождалась повышением на 45 % податей с государственных крестьян. Со всего населения были увеличены прямые налоги на 1/3 и косвенных налогов в 2 раза.

  4. 1886 г. указ, ограничивавший семейные разделы

  5. Правительство проводило политику сохранения крестьянской общины, которая рассматривалась властью как опора социальной стабильности в стране. В 1893 г. – закон, ограничивавший периодические земельные переделы, переделы дозволялись не ранее, чем через 12 лет.

  6. 1893 г. – отмена досрочного выкупа крестьянами своего надела и выдела из общины. Цель – сохранить крестьянскую общину, прикрепить крестьян к наделу.


Меры правительства в поддержку помещичьего хозяйства

Цель государства – поддержка дворянского землевладения и помещичьего хозяйства.

1885 г. – создание Дворянского поземельного банка: выдавал ссуды помещикам под залог их земель на льготных условиях.



написать администратору сайта