Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Экономика
Финансы
Психология
Биология
Сельское хозяйство
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
История
Физика
Экология
Этика
Промышленность
Энергетика
Связь
Автоматика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Алгоритмы манипуляций. Алгоритмы выполнения манипуляций по уходу за здоровым ребенком, больными взрослыми и детьми терапевтического профиля



Скачать 14.59 Mb.
Название Алгоритмы выполнения манипуляций по уходу за здоровым ребенком, больными взрослыми и детьми терапевтического профиля
Анкор Алгоритмы манипуляций.doc
Дата 12.04.2017
Размер 14.59 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Алгоритмы манипуляций.doc
Тип Учебное пособие
#144
страница 1 из 11
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Государственно бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионально образования

«Оренбургская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

АЛГОРИТМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИЙ ПО УХОДУ
ЗА ЗДОРОВЫМ РЕБЕНКОМ, БОЛЬНЫМИ ВЗРОСЛЫМИ
И ДЕТЬМИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Пособие по учебной и производственной практике для студентов

педиатрического факультета

Оренбург - 2012


УДК 616 – 083. 075.8)

ББК 53.508 я 73

А 89

О.В. Мотыженкова, О.К. Любимова, Л.С.Зыкова, А.А. Вялкова
АЛГОРИТМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИЙ ПО УХОДУ ЗА ЗДОРОВЫМ РЕБЕНКОМ, БОЛЬНЫМИ ВЗРОСЛЫМИ И ДЕТЬМИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ. Учебное пособие. – Оренбург, 2012.

Аннотация

Пособие содержит сведения по алгоритмам выполнения манипуляций средним и младшим медицинским персоналом по уходу за здоровым новорожденным, больными взрослыми и детьми терапевтического профиля.
Рецензенты:

Учебное пособие рассмотрено и рекомендовано к печати РИС ОрГМА
СОДЕРЖАНИЕ


Введение……………………………………………………..………………………….…..

4

Цель пособия ………………………………………………………………………. ……..

4

Алгоритмы выполнения манипуляций по уходу за здоровым ребенком, больными взрослыми и детьми терапевтического профиля



ГЛАВА 1. Техника антропометрии

4

1.1. Измерение массы тела ……………………………………………………………….

4

1.2. Измерение роста ……………………………………………………………………..

6

1.3. Измерение окружности головы ……………………………………………………..

8

1.4. Измерения окружности грудной клетки ……………………………………………

8

1.5. Плантография ………………………………………………………………………...

9

ГЛАВА 2: Уход за новорожденным ребенком




2.1. Уход за пупочной ранкой новорожденного ребенка ………………………………

11

ГЛАВА 3: Уход за лихорадящими и тяжелобольными пациентами

12

3.1. Термометрия общая ………………………………………………………………….

12

3.2. Уход за кожей тяжелобольного пациента ………………………………………….

15

3.3. Уход за промежностью и наружными половыми органами тяжелобольных ……

16

3.4. Уход за волосами, ногтями тяжелобольных ………………………………………..

17

3.5. Постановка горчичников ……………………………………………………………

19

3.6. Постановка банок …………………………………………………………………….

21

3.7. Уход за полостью рта больного в условиях реанимации и интенсивной терапии.

23

3.8. Транспортировка тяжелобольных внутри лечебного учреждения ……………….

25

3.9. Пособие при дефекации тяжелобольного …………………………………………..

28

3.10. Пособие при мочеиспускании тяжелобольного …………………………………...

29

3.11. Приготовление и смена постельного белья тяжелобольному ……………………

31







ГЛАВА 4: Уход за пациентами с патологией сердечно-сосудистой и дыхательной систем




4.1. Исследование пульса ………………………………………………………………...

32

4.2. Измерение артериального давления на периферических артериях ………………

33

4.3. Исследование частоты дыхания …………………………………………………….

35

ГЛАВА 5: Уход за пациентами с заболеваниями органов пищеварения

36

5.1. Промывание желудка ………………………………………………………………..

36

5.2. Постановка очистительной клизмы ………………………………………………...

38

5.3. Введение лекарственного средства с помощью клизмы …………………………..

40

5.4. Постановка газоотводной трубки …………………………………………………...

42

ГЛАВА 6: Уход за больными с патологией почек и мочевыводящих путей

43

6.1. Пособие при недержании мочи ……………………………………………………..

43

ГЛАВА 7: Парентеральное введение лекарственных средств

52

7.1. Пособие при парентеральном введении лекарственных средств …………………

52

7.2. Подкожное введение лекарственных средств и растворов ………………………..

55

7.3. Внутрикожное введение лекарственных средств ………………………………….

57

7.4. Внутримышечное введение лекарственных средств ………………………………

58

7.5. Внутривенное введение лекарственных средств …………………………………..

61

7.6. Взятие крови из периферической вены ……………………………………………..

68

Литература …………………………………………………………………………………

71















ВВЕДЕНИЕ
Проблемы укрепления здоровья, профилактики болезней и ухода за больными с незапамятных времен вызывают озабоченность всего человечества. Общий уход за больными является неотъемлемой составной частью лечебного процесса.

Проведение всех мероприятий, способствующих сохранению и восстановлению сил, облегчению страданий, тщательное наблюдение за функциями всех органов пациента, предупреждение возможных осложнений, чуткое отношение к больному – все это составляет понятие ухода за больным.

В основном уход за больными осуществляет медицинская сестра, которая может привлекать к выполнению некоторых манипуляций младший медицинский персонал. Учитывая, что общий уход является составной частью лечебного процесса, четко представлять себе все тонкости его осуществления должен и врач, так как согласно существующему законодательству всю ответственность за состояние больного несет именно он. Врач должен не только знать все правила ухода за больными и умело выполнять лечебные процедуры (приготовить ванну, сделать инъекцию и пр.), но и ясно представлять себе механизм действия лекарства или процедуры на организм больного, фиксировать внимание на мельчайших изменениях в состоянии больного.
Цель пособия:

  1. Сформировать у студентов теоретические знания по общему уходу за терапевтическими пациентами.

  2. Сформировать практические навыки дифференцированного ухода за здоровыми детьми, больными взрослыми и детьми терапевтического профиля

  3. Сформировать умение пользоваться медицинским оборудованием и инструментарием в объеме работы младшего и среднего медицинского персонала.


АЛГОРИТМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИЙ ПО УХОДУ ЗА ЗДОРОВЫМ РЕБЕНКОМ, БОЛЬНЫМИ ВЗРОСЛЫМИ

И ДЕТЬМИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

ГЛАВА 1. ТЕХНИКА АНТРОПОМЕТРИИ
1. 1. ИЗМЕРЕНИЕ МАССЫ ТЕЛА

Технология выполнения


1.

Материальные ресурсы:

1.1

Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения

Медицинские весы любой модификации с диапазоном измерений, соответствующим возрастным характеристикам пациента, разрешенные к применению в Российской Федерации и поверенные - 1 шт.

1.2

Прочий расходуемый материал

Одноразовая салфетка (чистый лист бумаги) - 1 шт.

Пеленка однократного применения (для детей грудного возраста) - 1 шт.

Дезинфицирующий раствор (для обработки поверхности весов и перчаток)

Емкость для сбора отходов

Емкость для дезинфекции перчаток

2.

Характеристика методики выполнения простой медицинской услуги:

Алгоритм измерения массы тела пациента (взрослого)

1. Подготовка к процедуре:

1.1. Проверить исправность и точность медицинских весов в соответствии с инструкцией по их применению.

1.2. Постелить лист бумаги или салфетку однократного применения на площадку весов.

1.3. Представиться пациенту, объяснить цель и ход процедуры, получить согласие пациента на проведение процедуры.

2. Выполнение процедуры:

2.1. Установить равновесие весов (для механических конструкций).

2.2. Предложить и помочь пациенту разуться и осторожно встать (без обуви) на измерительную панель весов.

2.3. Провести определение массы тела пациента (в соответствии с инструкцией по применению).

3. Окончание процедуры:

3.1. Сообщить пациенту результат исследования массы тела.

3.2. Помочь пациенту сойти с площадки весов.

3.3. Надеть перчатки, убрать лист бумаги с площадки весов и поместить его в емкость для отходов, поверхность весов обработать дезинфицирующим раствором в соответствии с методическими указаниями по применению дезинфицирующего средства.

3.4. Снять перчатки и поместить в емкость с дезинфицирующим раствором.

3.5. Обработать руки гигиеническим способом.

3.6. Записать результаты в соответствующую медицинскую документацию.

Алгоритм измерения массы тела грудного ребенка

1. Подготовка к процедуре:

1.1. Проверить исправность и точность медицинских весов в соответствии с инструкцией по их применению.

1.2. Обработать руки гигиеническим способом.

1.3. Представиться родителям или лицу, ответственному за ребенка, объяснить цель и ход процедуры, получить согласие на проведение процедуры.

2. Выполнение процедуры:

2.1. Установить равновесие весов.

2.2. Детям до 6-ти месяцев массу тела определяют в положении лежа, с 6 месяцев до двух лет массу тела определяют в положении сидя. Детям старше двухлетнего возраста массу тела измеряют на рычажных весах или электронных весах стоя.

2.2.1 Измерение массы тела на электронных медицинских весах:

  • Установить весы на неподвижной поверхности (обычно на тумбочку возле пеленального стола).

  • Включить вилку сетевого провода в сеть, при этом на цифровом индикаторе засветится рамка. Через 35-40 сек. на табло появятся цифры (нули). Оставить весы вклю­ченными на 10 мин.

  • Проверить весы: нажать рукой с небольшим усилием в центр лотка – на индикаторе высветятся показания, соответствующие усилию руки; отпустить грузоподъем­ную платформу – на индикаторе появятся нули.

  • Обработать поверхность весов дезинфицирующим раствором. Вымыть и осушить руки.

  • Положить на грузоподъемную платформу пеленку однократного применения – на индикаторе высветится ее вес. Сбросить вес пеленки в память машины, нажав кнопку "Т" – на индикаторе поя­вятся нули.

  • Раздеть ребенка.

  • Осторожно уложить на платформу сначала ягодицами, затем плечиками и головой. Ножки следует при­держивать. Значение массы фиксируется 35-40 сек., затем, если не на­жать кнопку "Т", показания весов автоматически сбрасы­ваются на "0".

2.2.2 Измерение массы тела на чашечных медицинских весах:

  • Установить весы на неподвижной поверхности.

  • Обработать лоточную часть весов дезинфицирующим раствором. Вымыть и осушить руки.

  • Постелить на весы сложенную в несколько раз пе­ленку. Уравновесить весы, предварительно передвинув обе гири на нулевое деление.

  • Закрыть затвор.

  • Распеленать ребенка. Уложить ребенка на весы. Голова и плечи должны располагаться на широкой части чашки весов, ноги – на узкой.

  • Открыть затвор, взвесить ребенка.

  • Закрыть затвор.

3. Окончание процедуры:

3.1. Сообщить результат исследования массы тела ребенка.

3.2. Снять ребенка с площадки весов, переложить на столик для пеленания, запеленать ребенка.

3.3. Убрать пеленку с площадки весов и поместить ее в емкость для дезинфекции. Обработать рабочую поверхность весов.

3.4. Обработать руки гигиеническим способом.

3.5. Записать результаты в соответствующую медицинскую документацию.

3.

Дополнительные сведения об особенностях выполнения методики:

Медицинский работник должен обязательно предупреждать пациента или его законных представителей о необходимости опорожнения мочевого пузыря и кишечника до момента проведения взвешивания. Взвешивание производится натощак в одно и то же время.

Форма информированного согласия пациента при выполнении методики и дополнительная информация для пациента и членов его семьи:

Пациент или его родители (для детей до 15 лет) должны быть информированы о предстоящем исследовании. Информация об измерении веса пациента, сообщаемая медицинским работником, включает сведения о цели данного исследования. Письменного подтверждения согласия пациента или его законных представителей на измерение массы тела не требуется, так как данный диагностический метод не является потенциально опасным для жизни и здоровья пациента.



1. 2. ИЗМЕРЕНИЕ РОСТА

Технология выполнения


1.

Материальные ресурсы:

1.1

Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения

Ростомер вертикальный (поверенный и допущенный к работе) - 1 шт.

Ростомер горизонтальный при измерении роста у детей грудного возраста (поверенный и допущенный к работе) - 1 шт.

Контейнер - 1 шт.

Емкость для сбора отходов

1.2

Прочие расходуемые материалы

Жидкое мыло

Салфетка однократного применения -1 шт.

Пеленка однократного применения (при измерении у детей грудного возраста) - 1 шт.

Перчатки нестерильные - 1 пара

Дезинфицирующее средство

2.

Характеристика методики выполнения простой медицинской услуги:

Алгоритм измерения роста

1. Подготовка к процедуре:

1.1. Подготовить ростомер к работе в соответствии с инструкцией.

1.2. Представиться пациенту, объяснить пациенту цель и ход предстоящей процедуры.

1.3. Обработать руки гигиеническим способом.

1.4. Положить лист бумаги на площадку ростомера (под ноги пациента).

1.5. Попросить пациента снять обувь и головной убор.

1.6. Поднять планку ростомера выше предполагаемого роста пациента.

2. Выполнение процедуры:

2.1. Попросить пациента встать на середину площадки ростомера так, чтобы он касался вертикальной планки ростомера пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком

2.2. Установить голову пациента так, чтобы козелок ушной раковины и наружный угол глазницы находились на одной горизонтальной линии

2.3. Опустить планку ростомера на голову пациента

2.4. Определить на шкале рост пациента по нижнему краю планки

2.5. Попросить пациента сойти с площадки ростомера (при необходимости – помочь сойти)

3. Окончание процедуры:

3.1. Сообщить пациенту о результатах измерения

3.2. Надеть перчатки

3.3. Снять лист бумаги с площадки ростомера и поместить ее в емкость для отходов

3.4. Поверхность ростомера обработать дезинфицирующим раствором в соответствии с методическими указаниями по применению дезинфицирующего средства

3.5. Снять перчатки и поместить их в емкость с дезинфицирующим раствором

3.6. Вымыть руки гигиеническим способом

3.7.Сделать соответствующую запись о результатах выполнения процедуры в медицинскую документацию.

Для измерения роста у детей грудного возраста применяется горизонтальный ростомер: ребенка следует уложить на ростомер так, чтобы голова плотно прикасалась теменем к неподвижной планке, верхний край козелка уха и нижнее веко находились в одной вертикальной плоскости, ноги ребенка должны быть выпрямлены легким нажатием на колени и прижаты к доске ростомера; придвинуть к стопам подвижную планку ростомера; определить по шкале длину тела ребенка.

3.

Дополнительные сведения об особенностях выполнения методики:

Достоверность полученных данных возможна лишь при строгом соблюдении условий проведения измерения.

Для измерения роста новорожденного в родильном зале используется стерильная мягкая сантиметровая лента. Персонал работает в стерильной одежде (халат, маска, перчатки). Длину тела у детей от 1 года до 3-х лет измеряют при помощи вертикального ростомера, но вместо нижней площадки используют откидную скамейку и отсчет длины тела ведут по шкале слева.

Форма информированного согласия пациента при выполнении методики и дополнительная информация для пациента и членов его семьи:

Пациент (его родственники или доверенные лица) должен быть информирован о
клиническом значении измерения и порядке его проведения в соответствии с
определенными правилами. Письменного подтверждения согласия не требуется, так как метод не является потенциально опасным для жизни и здоровья пациента.


1. 3. ИЗМЕРЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ ГОЛОВЫ

Технология выполнения


1.

Материальные ресурсы:

1.1

Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения

Стул - 1 шт.

Пеленальный столик (при измерении окружности головы у новорожденных и детей грудного возраста) - 1 шт.

Мягкая сантиметровая лента - 1 шт.

1.2

Прочий расходуемый материал

Жидкое мыло

Перчатки нестерильные - 1 пара

Перчатки стерильные (при измерении окружности головы у новорожден­ных) - 1 пара

Пеленка однократного применения - 1 шт.

Марлевая салфетка (ватный шарик) - 1 шт.

Дезинфицирующее средство

2.

Характеристика методики выполнения простой медицинской услуги:

Алгоритм измерения окружности головы

1. Подготовка к процедуре:

1.1. Объяснить пациенту (родственникам) цель и ход предстоящей процедуры.

1.2. Обработать руки гигиеническим способом.

1.3. Подготовить необходимое оснащение.

1.4. Обеспечить адекватную освещенность рабочего места.

1.5. Попросить пациента сесть.

2. Выполнение процедуры:

2.1. Наложить сантиметровую ленту на голову пациента по ориентирам: сзади - затылочный бугор, спереди - надбровные дуги.

2.2. Определить результат измерения.

2.3. Снять сантиметровую ленту.

3. Окончание процедуры:

3.1. Сообщить пациенту (родственникам) о результатах измерения.

3.2. Обработать сантиметровую ленту дезинфицирующим средством в соответствии с принятыми санитарными нормами и правилами.

3.3. Обработать руки гигиеническим способом.

3.4. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения процедуры в медицинскую документацию.

3.

Дополнительные сведения об особенностях выполнения методики:

При измерении окружности головы новорожденному в родильном зале медицинский персонал работает в стерильной одежде (маска, халат, перчатки). Для измерения применяют стерильную ленту. Манипуляция проводится на пеленальном столике.



1. 4. ИЗМЕРЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ

Технология выполнения


1.

Материальные ресурсы:

1.1

Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения

Сантиметровая лента - 1 шт.

Стул (при проведении измерений в положении сидя) - 1 шт.

1.2

Прочий расходуемый материал

Нестерильные перчатки - 1 пара

Жидкое мыло

2.

Характеристика методики выполнения простой медицинской услуги:

Алгоритм измерения окружности грудной клетки

1 . Подготовка к процедуре:

1.1. Проверить целостность сантиметровой ленты, четкость обозначений.

1.2. Представиться пациенту, объяснить цель и ход процедуры.

1.3. Обработать руки гигиеническим способом.

1.4. Придать пациенту удобное положение.

2. Выполнение процедуры:

2.1. Предложить пациенту освободить грудную клетку от одежды и слегка отвести руки в стороны.

2.2. Наложить сантиметровую ленту сзади - по нижним углам лопаток, спереди – нижний край околососковых кружков (у девочек пубертатного возраста – верхний край 4 ребра над молочными железами).

2.3. Проделать измерение 3 раза (в покое, на максимальном вдохе и максимальном выдохе).

3. Окончание процедуры:

3.1. Сообщить пациенту результат измерения окружности грудной клетки.

3.2. Надеть перчатки и обработать ленту (многоразового использования) дезинфицирующим раствором.

3.3. Перчатки поместить в емкость с дезинфицирующим раствором.

3.4. Обработать руки гигиеническим способом.

3.5. Записать результаты в соответствующую медицинскую документацию.

3.

Дополнительные сведения об особенностях выполнения методики:

Измерение окружности груди у детей раннего возраста проводят только в состоянии покоя, у старших – в покое, при вдохе и выдохе. При измерении окружности грудной клетки новорожденному в родильном зале медицинский персонал работает в старильной одежде (маска, халат, перчатки). Для измерения применяется стерильная сантиметровая лента. Манипуляцию проводят на пеленальном столике.


1. 5. ПЛАНТОГРАФИЯ

Технология выполнения



1.

Материальные ресурсы:

1.1

Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения

Плантограф - 1 шт.

Шпатель - 1 шт. (при получении отпечатка стоп с использованием красителя)

Линейка

Карандаш

1.2

Прочий расходуемый материал

Салфетки однократного применения

Жидкое мыло

Перчатки нестерильные

Дезинфицирующий раствор

Лист плотной бумаги

2.

Характеристика методики выполнения простой медицинской услуги:

Алгоритм выполнения плантографии

1. Подготовка к процедуре:

1.1. Представиться пациенту, объяснить цель и ход предстоящей процедуры.

1.2. Обработать руки гигиеническим способом.

1.3. Попросить пациента разуться, при необходимости помочь ему.

1.4. Усадить пациента на стул.

2. Выполнение процедуры:

2.1. Плантография по Яралова-Яралянца. Плантограф представляет собой деревянную рамку (высотой 2 см и размером 40x40 см), на которую натянуто полотно и поверх него полиэти­леновая пленка. Полотно снизу смачивается чернилами или штемпельной краской. На пол под окрашенную сторону плантографа кладётся чистый лист бумаги. Обследуемый становится обеими ногами или поочередно то одной, то другой ногой на середину рамки, обтянутой полиэтиленовой пленкой. Окрашенная чернилами ткань прогибается, соприкасаясь в мес­тах давления с бумагой, и оставляет на ней отпечатки стоп – плантограмму. При получении плантограммы необходимо следить, чтобы обследуе­мый ребёнок стоял на рамке на двух ногах с равномерной нагрузкой не смещая и не деформируя пленку и полотно; при раздельном получении отпечатков (у старших школьников при больших размерах стопы) одна нога ставится на середину плантографа, другая – ря­дом с плантографом на пол.

2.2. Попросить пациента сесть и поднять ноги.

2.3. Разрешить пациенту надеть обувь.

3. Окончание процедуры:

3.1. Сообщить пациенту результаты исследования.

3.2 Расходный материал (перчатки, салфетки) поместить в емкость для дезинфекции.

3.3. Обработать руки гигиеническим способом.

3.4. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинской документации.

3.

Дополнительные сведения об особенностях выполнения методики:

При использовании компьютерных плантографов обработка стоп, получение
изображения оттисков стоп, интерпретация и фиксирование результатов проводятся
в соответствии с инструкцией к аппарату.

4.

Достигаемые результаты и их оценка: Полученные результаты позволяют объективно диагностировать состояние сводов стопы.

5.

Форма информированного согласия пациента при выполнении методики и дополнительная информация для пациента и членов его семьи:

Пациент или его родители (для детей до 15 лет) должны быть информированы о порядке проведения процедуры в соответствии с избранной методикой, ее клиническом значении. Письменного подтверждения согласия пациента или его законного представителя на плантографию не требуется, так как данный диагностический метод не является потенциально опасным для жизни и здоровья пациента.

6.

Графическое, схематические и табличное представление технологий выполнения простой медицинской услуги:

Схема отпечатка стопы





Оценка плантограммы




Заключение о состоянии опорного свода стопы делается на основании анализа положения двух линий, проведённых на отпечатке. Первая линия соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком; вторая, проведённая из той же точки, проходит к середине основания большого пальца. Если контур отпечатка внутреннего края стопы в серединной части не перекрывает эти линии – стопа нормальная; если первая линия про­ходит внутри отпечатка – стопа уплощена; если обе линии расположены внутри отпечатка стопы – стопа плоская.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
написать администратору сайта