Главная страница
Навигация по странице:

ФиМН - Конспект. Философия и методология науки Статус и предназначение философии в жизни общества


Скачать 79.05 Kb.
Название Философия и методология науки Статус и предназначение философии в жизни общества
Анкор ФиМН - Конспект.docx
Дата 19.05.2017
Размер 79.05 Kb.
Формат файла docx
Имя файла ФиМН - Конспект.docx
Тип Документы
#9571
страница 3 из 6
1   2   3   4   5   6

Индивид – отдельный представитель какого-либо целого.

Индивидуальность – неповторимое, своеобразное и уникальность данного индивида.

Личность – своеобразие, особенности проявления общечеловеческих свойств в конкретном индивиде.

Ценность – понятие, которое используется для обозначения общественной или личной значимости человека тех или иных явлений действительности.

Шопенгауэр: «9/10 нашего счастья основано на здоровья, без него никакое благо не доставит удовольствие».

Эпикур считал, что высшая цель человека – стремление к тому, чтобы быть свободным. Обращал внимание на то, что мешает – страхи, которые мучают человека. 3 вида страха: страх перед смертью, страх перед богами, страх перед наказанием в загробной жизни. Так писал, что человека напрасно боится смерти.

Томас Гобс: «Свобода и необходимость несовместимы. Человек действует как свободное существо, либо по необходимости».

Кто-то там: «Свобода и необходимость связаны».

Бердяев: «Свобода бездонная, таинственная. Не может быть рационализированная, не поддаётся объяснению. Свобода предшествует Богу».

2 трактовки свободы:

Экзистенциальная.

Сартр: «Человек обречён быть свободным – в большом и малом есть выбор». Маркс: «Человек может быть свободен при условии того, что все свободны». Ясперс: «Свобода – безграничная открытость миру». «Свобода кажется недостижимой, так как в конкретной ситуации человек ограничен выбором».

Постструктуралистская.

1. Познание властных структур. С этих властных структур снимается ореол мистификации.

2. Поиски зон свободы, которые бы не контролировались этими властными структурами.

Человек является и объектом, и субъектом.

Законы формирования личности.

1. Самость.

Суть в том, что входит в человека извне, перерабатывается сущностными силами человека.

2. Закон обратного действия.

Формирование личности происходит в деятельности. Имеется в виду самая разнообразная деятельность. Деятельность имеет прямой и обратный результат. Прямой – предмет или какой-то такой материальный результат, который мы имеем в результате деятельности. Обратный – формирование. Воздействуя на внешнюю природу и изменяя её, человек в то же самое время преобразует свою собственную, внутреннюю природу, развивает свои сущностные силы.

3. Содействия.

Социальная среда создаёт необходимые условия формирования личности.

Сартр: «То, что человек из себя представляет – то, как он сам себя делает».

4. Поступательного развития.

Всякое последующее состояние основано на предыдущем и оказывается воздействие на будущее.

Философия сознания

1. Основные подходы к философскому анализу сознания. Сознание и мозг.

2. Понятие сознания, его субъективность, предметное содержание и идеальность.

3. Структура сознания, сознательное и бессознательное.

4. Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь.

Концепции:

1. Субстанциональный подход.

Это прежде всего религиозная философия. Русский философ Владимир Соловьёв: «Всё единство».

2. Экзистенциальный подход.

Для экзистенциалистов особо интересная что-то там.

3. Функциональный.

Сознание человека есть функция человеческого мозга.

1 концепция.

Сознание человека – результат деятельность коры больших полушарий.

Сознание – интегральное свойство коры и подкорки.

Пару учёных это разработали.

Сознание проявляется в мыслях, чувствах, ощущениях. Но любое явления сознания представляет из себя знание.

1. Субъективность.

Сознание принадлежит субъекту, зависит от его личных свойств и само по себе не обнаруживается.

2. Предметное содержание.

Субъективный образ объективного мира.

3. Идеальность сознания.

1-ое значение: идеальное как нечто совершенное.

2-ое значение: идеальное как противоположность материальному.

Идеальное – соотнесённость образов предметов к самому предмету. Философское понятие для обозначения образа предмета в психическом мире субъекта.

Идеальный образ не содержит в себе ни грамма материи.

Образе не может воздействовать на сам предмет.

Идеальный образ воспроизводит предмет в преобразованном виде.

Сознание – представляет отражение объективной действительности в мозгу человека в виде субъективно идеальных образов.

Сознание имеет творческий характер. Способность конструировать мир в себе самом.

Элементы сознания:

1. Самосознание.

По-видимому, самый важный элемент человеческого сознания. Это осознание себя как самостоятельной единицы. Имеет сложную структуру. Можно выделить:

1) познание, «познай самого себя»;

2) самочувствие;

3) самооценка;

4) самоуважение.

2. Познавательная сфера (мышление, ощущение, восприятие, представление).

3. Эмоциональная сфера.

Включает в себя различные переживания, представления, чувства человека.

4. Воля.

Воля – способность поставить цель действия и внутренние усилия для достижения этой цели.

5. Влияние.

Внутренняя сосредоточенность.

Основные функции создания:

1) познавательная;

2) кумулятивная;

3) аксиологическая;

4) творческая;

5) регулятивная.

Психика имеет 2 уровня: сознание, бессознательное.

Бессознательное – сфера психической жизни, не представленная на уровне знаний.

Черты:

1) существует вне сознания человека;

2) скрыто от наблюдателя и самого человека;

3) оказывается постоянное воздействие на сознание человека.

Уровни:

1) та, часть которая может обмениваться с бессознательным;

2) и ещё что-то.

Сознательное и бессознательное обмениваются информацией.

Общественное сознание.

Духовная жизнь общества. Идеология, искусство, религия, мораль, наука.

Специфика социальной реальности

1. Понятие общества и социальной реальности. Эволюция представления об обществе в современной философии.

2. Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии.

3. Общество как система. Основные сферы жизнедеятельности общества.

4. Понятие социальной структуры общества и основные типы социальных структур.

Обществоотделившееся от природы, исторически развивающаяся тема жизнедеятельности людей.

Общество – форма коллективной деятельности людей. Используется в широком и узком смысле. Часто понимают совокупность всех людей, в более узком смысле общество называют какое-то государственно-социальное объединение, существующее на некоторой территории. Более узкое – объединение людей по происхождению. Самый узкий – объединение людей по интересам.

1. Натуралистическая.

Исходит из того что законы природы продолжаются в обществе. Общество не имеет соей особой специфики. Выделяет 2 направления:

1) редукционизм (социал-дарвинизм);

2) центрионизм.

2. Культурно-историческая.

Рассматриваются различные явления духовной культуры.

3. Марксистская.

В 40-е годы 19-го века. Материалистическая объяснение общественной жизни.

Практика – материально-предметная деятельность людей по преобразованию природы и общества. Производственная деятельность, общественно-политическая, техническая, а в науке это эксперимент. Деятельность людей имеет целенаправленный характер.

Общественное бытие – материальная жизнь общества, практическая деятельность людей.

С точки зрения марксисткой философии приоритет отдаётся практической деятельности людей.

Материалистическое понимание или объяснение общественной жизни состоит в том, чтобы понять и вывести сознание людей из их практической деятельности.

Каков образ жизни людей, таков и образ их мыслей.

Далее развивается неомарксизм.

Общество – сложно организованная система.

Основные черты:

1. Многообразие.

2. Что-то общественной жизни конкретных людей.

3. Самодостаточность.

4. Динамика, альтернативность общественной жизни.

5. Непредсказуемость, нелинейность.

Классы – больше группы людей, которые отличаются по их месту в системе производства, по их отношению к средствам производства, по роли в организации труда, по способам получения и размерам доходов.

В условиях классового деления складываются народности. Народность представляет из себя общность людей по различным признакам. Территориальная, языковая, менталитета.

Основные проблемы социальной динамики

1. Проблема источников и движущих сил социальной динамики. Конфликтные и бесконфликтные социальные противоречия.

2. Статус и функция социального субъекта. Роль народа и личности в истории.

3. Альтернативность истории. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса.

4. Основные концепции социального прогресса и их альтернативы.

Движущими силами прогресса является деятельность людей.

История в разных значениях.

2 Основных вида противоречия:

1. Конфликтный.

Переговоры. Нахождение компромисса.

2. бесконфликтный.

Это такие, для преодоления которых находится синтез интересов.

Социальный конфликт – открытое противоборство, антагонизм социальных групп или слоёв.

Проявления социального антагонизма: социальные претензии, война, террор, вооружённое восстание и так далее.

Реформа – изменение в какой-либо общественной сфере, которая не затрагивает каких-то основ и проводящаяся законодательным путём.

Революция – коренное преобразование в какой-либо сфере общественной деятельности.

Преодоление противоречия – нахождения способа их разрешения.

Социальный субъект – совместная детальность класса, этноса, социальных групп.

Народ.

Предельно широкий смысл – население данной страны.

Этнический смысл – какой-то национальности.

Функциональный смысл – народ – совокупность социальных групп, которые создают материальные и духовные ценности.

Народ – это основная политическая сила.

Есть понятие толпа («народная масса»).

Толпа – случайное сборище людей, объединённых каким-то временным интересом.

Для неё характерна иррациональность.

Народ структурирован (состоит из отдельных личностей).

Историческая личность – та, которая внесла значительный вклад в исторический прогресс.

Философия истории – раздел философии, связанный с объяснением и интерпретации исторического процесса и исторического познания.

Философия истории изучает антологические проблемы исторического процесса.

Одна из проблем – вариативность исторического знания.

Проблема направленности и что-то исторического процесса. 2 концепции.

1. Линейные.

История – закономерный, единый, поступательный процесс. Прогресс – ведущая линия в истории. Исторические процесс проходит стадии.

2. Нелинейные.

Многовариантность исторического процесса. Отрицание прогресса или признание его локальности. Цикличность.

Учения Маркса об общественных экономических формациях.

Общественная экономическая формация – исторический тип общества, определяемый способом производства и характеризующихся специфическими законами.

Основа – способ производства.

Фукуяма. Конец человеческой истории – нахождение оптимальной формы общества и государства. Удовлетворение потребностей и разрешение всех противоречий. Смыл истории – либерализм.

1. Прогресс имеет место только на отдельных местах в истории.

2. Прогресс в одних областях предполагает регресс в других областях.

3. В научно-технической сфере устойчивая тенденция прогрессивного развития.

4. В политической сфере возможны только отдельные прогрессивные что-то там.

Развитие общества как цивилизационное

1. Понятие цивилизации.

2. Типы цивилизаций в истории общества и проблемы их классификации.

3. Специфические особенности западной и восточной цивилизаций.

4. Понятие техногенной цивилизации. Феномен информационного общества.

5. Полилог культурных традиций или «столкновение цивилизаций».

1. Цивилизация – общество, следующее за варварством.

2. Цивилизация – синоним культуры.

3. Цивилизация – ступень развития какого-то региона.

Цивилизация – такой период развития человеческого общества, связанный с утопией типа.

Можно выделить следующие общепризнанные черты:

1) связь с культурой;

2) социум, который противопоставляется варварству;

3) неповторимость, уникальность данной цивилизации.

Цивилизация – устойчивая общность людей, объединённых общими традициями и духовными ценностями, сходство экономической и политической жизни, образом жизни, менталитетом, этническими и географическими признаками.

Данилевский, Кателим Сорокин. 1871 год Данилевский написал книгу «Россия и Европа». Шпендлер «Закат вропы».

Восточная, античная, средневековая, эпоха возрождения, современная.

НА современном этапе:

1. Западная.

2. Восточно-европейская.

3. Арабская.

4 Индийская.

5. Китайская.

6. Японская.

7. Латино-американская.

8. Африканская.

Отличия философий.




Восточная

Западная

1

Традиционализм

Антитрадиционализм

2

Приоритет государственного над личном.

Приоритет личного над государственным

3

Тоталитарные формы управления

Демократические формы управления

4

Иррационализм

Рационализм

5

Государственно регулирования экономики

Свободное предпринимательство

6

Религиозные, социальные ограничения свободы личности

Свобода личности (с чем связан индивидуализм)

Основные черты информационного общества:

1) определяются роль и высокий уровень технологий;

2) доминирующая роль сфере услуг;

3) изменение характера труда;

4) особые требования к работнику.

2 принципа:

1) максимум производительности;

2) если что-то технически возможно, то оно обязательно осуществляется.

3 уровня риска:

1) нормальный;

2) повышенный;

3) чрезмерный.

Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики. После 1917 года конфликт идеологий.

Причины столкновений цивилизаций:

1) расхожесть по языку, обычаям и так далее;

2) рост самосознания;

3) усиление экономического регионализма.

Полилог – разновидность диалогической речи.

Характерно речевое лидерство одного из участников, ситуативность, спонтанность, нелинейность речи.

Глобализацияпроцесс всемирной экономической, политической, духовной интеграции и унификации.

Одним из результатов является создание единой экономики, а с другой разрушения национального суверенитета.

Философия культуры

1. Понятие культуры. Основные парадигмы её философского анализа.

2. Структура культуры и её основные функции. Закономерности в развитии культуры.

3. Культура и духовная жизнь общества. Мораль, искусства, религия как форма духовной жизни.

4. Проблема единства многообразия культурно-исторического процесса. Глобализация и диалог культур.

Гердер: «Культура – развитие способностей ума». Гегель относил к искусству, религии и морали.

Основные черты классического понимания культуры:

1. Рационализм.

2. Освобождение человека от природы.

3. Светская культура.

4. Историзм как черта классического понимания.

5. Отдельного человека.

З. Фрейд:

1) полезность;

2) аккуратности, красота, порядок;

3) уважение к высшим интеллектуальным ценностям.

Подходы:

1. Аксиологический или ценностный подход.

С этой точки зрения есть совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания и использования для блага человечества.

2. Деятельностный.

Культура определяется через многообразные виды человеческой деятельности.

Культура – специфический способ организации жизнедеятельности, представленный в виде человеческой деятельности.

3. Семиотический.

Семиотика – наука о знаках и символах.

Фрейд: «Культура – какая-то там что-то энергия либидо».

Материальное производство и система труда – 1 основание создания культуры.

1. Взаимоотношение между новациями и традициями.

2. Преемственность.

3. Диалог культуры.

Основные формы культурной динамики:

1) культурогенез – формирование новых на основе старых традиционных;

2) трансляция – передача культуры другим поколениям;

3) диффузия;

4) трансформация.

Структура культуры:

1) искусственная среда обитания человека;

2) информация;

3) трансформированные сообщества;

Функции:

1) преобразовательная;

2) познавательная.

Материальная культура представляет из себя достижения, связанные с практической деятельностью людей. Материальная и духовная культура не изолированы. Духовная культура развивается из уровня материальной культуры общества. Духовная культура объективируется в моральной культуре. Современная культура по своему назначению делится на элитарную и массовую.
1   2   3   4   5   6
написать администратору сайта