Главная страница
Навигация по странице:

ФиМН - Конспект. Философия и методология науки Статус и предназначение философии в жизни общества


Скачать 79.05 Kb.
Название Философия и методология науки Статус и предназначение философии в жизни общества
Анкор ФиМН - Конспект.docx
Дата 19.05.2017
Размер 79.05 Kb.
Формат файла docx
Имя файла ФиМН - Конспект.docx
Тип Документы
#9571
страница 5 из 6
1   2   3   4   5   6

Ценность – совокупность явления, значимых для чего-либо.

1. Интерес, предпочтения, установки, эмоционально окрашенные.

2. Формы и способы описания, объяснения и доказательства знания.

Они уже мировоззренчески окрашены.

3. Объективно-истинное знание.

«Ценностная сторона в науке, безусловно, важна».

4. Философские основания науки.

Современная философия исходит из многообразия способов познания. Оно признано начиная с конца 20-го века. Характерно:

1) открытая рациональность;

2)

Стиль научного познания – единая система принципов, которые принимаются учёными как образец стандартных канонов.

Во-первых, выполняет критическую функцию. Во-вторых, селективную функцию. В-третьих, выполняет вербальную функцию. В-четвёртых, прогностическая.

Стиль отличается от методов. Если метод рассматривается на каком-то узком этапе развития науки во времени, то стиль присутствует всегда. Отличия по масштабу исследования.

Борн: «Можно выделить 3 стиля в истории научного познания: антропологический, ньютоновский, новая эра». Премия ему дана за разработку нового стиля мышления, связанного с созданием квантовой механики.

2 концепции научного прогресса:

1. Кумулятивные теории.

Кумулятивные теории рассматривают прогресс науки как постепенно, последовательное накопление знаний. Методологические принципы:

1) признание абсолютно истины;

2) научные и ненаучные знания жестко отделены друг от друга;

3) заблуждения не являются элементами науки.

2. Некумулятивные теории.

Акцент на относительности знаний. Кун, Фернан выдвинули концепцию теории несоизмеримости знаний. То есть теории несовместимы.

Томас Кун – Структура научных революций.

Он исходит из таких понятий, как научное сообщество, парадигма, нормальная наука и научная революция. И всё это выстраивается в единую цепочку.

Научное сообщество – коллектив учёных, которые исследуют проблему. Все члены научного сообщества едины и не выходят из этой парадигмы.

Парадигма – совокупность теоретических и методологических принципов, объясняющих научную проблему определённым способом.

Нормальная наука –

Научное исследование делится на 3 периода:

1) непарадигмальная наука (анормальная);

2) нормальная наука или парадигмальная;

3) экстраординарная наука или ..парадигмальная.

Смена парадигмы – научная революция.

Дифференциация науки в 19-20 веке. На базе одной научной дисциплины появляются другие.

Дифференциация – деление.

Интеграция – взаимопроникновение.

Экстенсивные (развитие вширь) методы. Интенсивные (развитие вглубь) методы.

Научная революция – коренное изменение теоретических и методологических оснований науки.

3 вида:

1) миниреволюция;

2) местные революции;

3) мировые революции.

Стёпин:

1) естествознание;

2) становление дисциплинарной науки;

3) неклассическое естествознание;

4) современная стратегия научного знания.

Основные характеристики:

1) взаимодействие различных наук;

2) переплетение научных результатов;

3) неклассическая открытая рациональность.

Методологический инструментарий в современной науке

1. Понятие метода и методологии, много уровневая концепция методологических знаний.

2. Методы эмпирического исследования.

3. Методы теоретического исследования.

4. Системный метод научного исследования.

5. Обоснование результатов исследования. Виды обоснования.

Метод – совокупность приёмов, правил и принципов изучения природы, общества и практической деятельности человека.

Есть ещё методика и методология. Методика представляет из себя совокупность правил, которая расписывает как использовать тот или иной метод научного познания.

Факторы, от которых зависит метод:

1) внешние обстоятельства;

2) цели, задачи;

3) субъективные свойства самого исследователя.

Степень общности.

1. Философские методы.

Среди них диалектика, структурно-функциональный и герменевтический методы.

2. Общенаучные методы исследования.

Используются во всех науках, но на некоторых этапах развития.

3. Дисциплинарные или частные методы.

В настоящее время выделяют ещё междисциплинарные. Математика, синергетика и так далее.

Методология – 1) совокупность методов, которые используются в данной науке; 2) теоретическое учение о методах исследования.

Инструментальная и конструктивная функции.

Есть общее и есть всеобщее.

Методы эмпирического исследования научных фактов:

1. Вычленения и исследования.

К ним относятся: измерение, наблюдение, эксперимент.

2. Методы обработки и систематизации полученных фактов. Анализ и синтез, дедукция и индукция, классификация, обобщение.

Наблюдение – систематическое целенаправленное восприятие объекта.

Особенности:

1) опирается на теорию;

2) результаты служат основанием для создания новой теории;

3) специальные средства.

Недостатки:

1) результаты невозможно повторить;

2) следует учитывать преобразующую роль приборов;

3) субъективный фактор;

4) пассивность.

Эксперимент – изучение объекта в искусственных и управляемых условиях.

Возможно 2 варианта: либо он создаётся, либо естественный объекта переносится в искусственную среду.

Преимущества:

1) неограниченная повторяемость;

2) позволяет изучить объект в чистом виде;

3) позволяет изучить объект, который может находится в экстремальных условиях.

Виды:

1. Поисковый или исследовательский.

Ставятся творческие задачи.

2. Проверка.

Доказать истинность тех или иных знаний.

3. Конструктивный эксперимент.

Создание новых материалов, техники и так далее.

Есть социальный, мысленный и модельный эксперименты. Социальный проводится в обществе над людьми, необходимо соблюсти условия: не навредить и прочее. Следует учитывать трудности: моральные и этические принципы.

Классический эксперимент основан на механистическом детерминизме (такая точка зрения, в соответствии с которой всё не только причинно-обусловлено). С точки зрения классического эксперимента можно предвидеть будущее. Полностью исключаются различные внешние факторы, в том числе субъективная роль самого экспериментатора.

Современный: одна и та же причина может вызвать разные следствия. Учитываются субъективные факторы. Модельный или мысленный эксперимент.

Экстраполяция – процедура переноса знаний с одной области на другую.

Она имеет место при изучении прошлого.

Классификация – разделение множества на подмножество по различным признакам.

К теоретическим методам научного исследования относят:

1) абстрагирование;

2) идеализация;

3) формализация;

4) аксиоматический метод.

Идеализация – мысленное конструирование объектов, несуществующих в действительности, но имеющих реальные прообразы.

Формализация – метод изучения разнообразных объектов путём отображения их структуры в знаковой форме.

В узком смысле построение абстрактных теоретических моделей.

Системный подход. Основные принципы:

1) соподчинение;

2) взаимодействие с окружающей средой;

3) система объясняется через структуру.

Системы делятся на органичные и неорганичные.

В органичных системах на ряду со структурными связями имеются генетические связи. Свойство частей определяются закономерностями целого. Органичную систему невозможно разобрать на элементы, чтобы она продолжала функционировать. Изменение элементов вслед за изменением целого.

В неорганичных системах нет такой связи между элементами и структурой. Главное, что свойство частей определяется своей внутренне структурой, а не целым.

Обоснование – способ утверждения истинности чего-либо.

Основные виды обоснования:

1) доказательство;

2) подтверждение;

3) объяснение;

4) интерпретация.

Подтверждение – результат проверки общих утверждений эмпирическими данными.

Объяснение – процедура, направленная на углубление и обогащение знаний.

Интерпретация – процедура придания смысла какому-либо объекту, либо какому-то явлению.

Объектный язык – язык объекта.

Диалектическая логика как научное познания

1. Становление и развитие диалектической логики.

2. Диалектическая логика как учение о содержательных формах мышления и законах его функционирования. Отличия диалектической и формальной логик.

3. Основные принципы, законы и категории диалектического мышления.

4. Методы восхождения от абстрактного к конкретному и единство исторического и ..лического.

Диалектика – учение о основных прицепах развития (и взаимосвязи различны элементов бытия) природы, общества, мышления.

Сартр использует диалектическую логики для характеристики человеческой субъективности.

Он относит диалектику к сфере человеческих отношений.

Диалектическая логика – учение о содержательных формах мышления, его законов, принципах и категориях.



Диалектическая логика

Формальная логика

1

Акцентирует внимание на содержании мышления

Изучает формы чело веского мышления

2

Воспроизводит диалектику объективного мира

Абстрагируется от диалектики

3

Развитие, изменение всего существующего

Стабильные устойчивые состояния

4

Понятия строятся на генетических отношениях

Строится на родовидовых отношениях

5

Закон единства и борьбы противоположностей




Категории диалектики делятся на 2:

1. Субстанциональная.

2. Соотносительная.

Основные категории диалектики.

1. Общие и единичные.

Общее – свойство, присущее многим или некоторым объектам.

Единичное – индивидуальные, своеобразные свойства предметов и явлений.

Они органично связаны и взаимодействуют между собой.

Общее обнаруживается через единичное. Единичное несёт в себе частичку общего.

2. Сущность и явление.

Сущность – внутреннее основание предмета.

Явление – внешнее обнаружение данной сущности.

Гегель писал: «Сущность является, а явление существенно».

3. Причина и следствие.

Причина – порождает новое событие.

Последствие – результат данной причины.

1) причина во времени предшествует следствию;

2) причина, в определённых условиях, действие с необходимостью;

3) одно и то же явление в одном отношении может быть причинным, а в другом отношении следствием.

Повод – нечто внешнее по отношению к причине.

Механистический и статистический детерминизм.

4. Целое и часть.

5. Необходимость и случайность.

6. Содержание и форма.

7. Возможность и действительность.

Наука как социальный институт

1. Становление науки как социального института.

2. Научное сообщество и его рациональная стратификация.

3. Коммуникация. Её научные формы. Культура ведения научно дискуссии.

Наука как социальный институт – система учреждение и организация между их элементами.

Относится:

1) совокупность знаний и их носители;

2) выполнение определённых функций;

3) специфические учреждения и средства познания;

4) формы контроля, экспертизы и оценки научного достижения;

Первый научный союз – Пифагорейский союз.

Возникает академия Платона.

Самый первый университет в Болонии в 1125 году. В России 1-ый университет был открыт в 1775 году. В 1865 первое высшее техническое училище.

В наши дни мировое научное сообщество насчитывает 5 млн. человек.

Наука делиться на академическую, отраслевую, вузовскую.

Научное сообщество – совокупность учёных профессионалов, организация которых отражает специфику научной профессии.

Научное сообщество – сообщество, которые объединены парадигмами.

Форму научных коммуникация:

1. Формальная (документальные подтверждения) и неформальная (научные обсуждения, дискуссии).

2. Устная и письменная.

3. Личная и безличная коммуникация.

4. Планируемая и спонтанная.

Дискуссия – порядок беседы между учителем и учеником, в котором приводятся доводы за и против, в результате возникает компромисс.

Дискуссия – доброжелательная полемика, в которой обе стороны стремятся установить истину.

Спор – опорочивание взглядов противника ради собственной победы, доводами не по существу.

Наука в системе социокультурных ценностей

1. Аксиологическое измерение в науке.

2. Внутринаучные ценности и социокультурная детерминация науки.

3. Возможность и границы науки.

Ценности включают эмоциональное отношение к предмету (интересы, потребности, установки), мировоззренческие (подчёркивают рациональность научного исследования).

Науки имеет мировоззренческую и инструментальную значимость.

Сциентизм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит преставление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и определяющим фактором деятельности человека в мире.

Акцентирует внимание на позитивных результатах научного исследования. Плохие не учитываются или отодвигаются в сторону.

Антисциентизм может быть радикальны или умеренным. Умеренный предполагает, что какие-то общественные проблемы не решаются, но всё равно. Радикальный отводит огромную роль ненаучному знанию.

Антисциентизм – философско-мировоззренческое направление, характеризующаяся критическим отношением к науке и её роли в развитии в обществе.

Существуют внутренние ценности в науке. С одной стороны ценности могут быть социальными, а могут быть внутринаучные.

Внутринаучные ценности.

1. Методология.

Принципы и законы научного исследования.

2. Модели логического обоснования научного развития.

3. Стандарты организаций и оформление научного знания.

4. Стандарты научной деятельности.

5. Идеалы научного исследования.

6. Этические нормы научного исследования.

Есть такой термин «Этос науки».

Этос науки – комплекс нормативных правил и предписаний/совокупность требований и норм, применяемых научным сообществом в качестве обязательного для научной деятельности.

Мертон – принципы науки:

1. Универсализм.

Руководство не личными интересами, а работа для общества.

Отклонения в угоду научной лоббируемой позиции.

2. Коммунальность или коллективизм.

Установка на сотрудничество, совместный поиск истины, открытость.

3. Скептицизм.

Направлен против превращения результатов научного исследования в истину (догматизм). Критическое отношение к результатам.

4. Незаинтересованность (бескорыстность).

Ограничения связаны эмпирического и теоретического исследования.

1. Правовые.

2. Нравственные.

3. Эстетические.

4. Религиозные.

5. Специфические этические ценности.

Развитие этики.

1. Этика добродетели.

2. Этика долга.

3. Этика поступка.

В настоящее время важнейшей этической ценностью в науке рассматривается ответственность.

Она пришла на смену этики свободы и справедливости.

Ленг. 4 Типа ответственности:

1. За действия;

2. Компетентная;

3. Универсально-моральная.

4. Правовая.

«Человек ответственный – разумен по определению».

Хабермас. Проблему ответственность рассматривал как коммуникативную этику. Выделил 4 формы:

1) аргументируй рационально;

2) стремись к разумному консенсусу;

3) поступай так, как если бы ты был членом идеального коммуникативного общества;

4) старайся внести свой вклад в реализацию этого общества.

Ответственность за результаты научных открытий несут как отдельные учёные, так и научные коллективы. В любом случае ответственность означает сознательное следование рациональным принципам поведения.

Союз немецких инженеров.

1. Развитие.

Техника должна вести к развитию личности.

2. Благосостояние людей.

3. Здоровье и безопасность людей.

Совершенность, простота, надёжность производительность и так далее.

4. Экономичность.

5 Функциональная пригодность.

6. Экологическое качество.

В 1975 году был заключён мораторий на потенциально опасные для человека живых организмов исследования. Выделяются потенциальные угрозы для человека.

1. Возможность создания живых организмов с новыми свойствами.

2. Использование в военных целях.

3. Опыты по клонированию.

4. Искусственный интеллект.
1   2   3   4   5   6
написать администратору сайта