Главная страница
Навигация по странице:

ФиМН - Конспект. Философия и методология науки Статус и предназначение философии в жизни общества


Скачать 79.05 Kb.
Название Философия и методология науки Статус и предназначение философии в жизни общества
Анкор ФиМН - Конспект.docx
Дата 19.05.2017
Размер 79.05 Kb.
Формат файла docx
Имя файла ФиМН - Конспект.docx
Тип Документы
#9571
страница 4 из 6
1   2   3   4   5   6

Элитарная культурасфера творчества, связана с профессиональным производством культурных явлений, приобретающих вследствие статус культурных канонов.

Обладает чертами:

1) высокий профессионализм;

2) высокая степень закрытости.

Предпосылки современной культуры:

1) СМИ;

2) индустриально-коммерческое производство культуры;

3) превращение культуры в сферу организованного бизнеса;

Основные признаки:

1) примитивность;

2) развлекательность;

3) ориентированность на подсознание.

Мораль возникает с возникновением общества как регулятор поведения людей.

Нравственность поступка оценивается по результату.

Мораль:

1) полезность;

2) гедонизм;

3) денежное сумасшествие.

Мораль или нравственное сознание – совокупность норм и принципов, в соответствии с которыми регулируется деятельность людей в обществе.

Нравственное сознание включается в себя:

1) нравственные ценности;

2) нравственные идеалы;

3) нравственные чувства;

4) нравственные понятия или категории.

Религия – форма духовной жизни, связанная с раздвоение мира на естественный и сверхъестественный.

Главный признак религиозного сознания – вера в сверхъестественное.

Сверхъестественное – то, что наука не может познать.

Стёпин – Философия. Минск, 2006.

Философия науки

Наука – специализированная деятельность человека по выработке обоснованию использованию знаний с целью их эффективного использования.

Наука – знания, достигшие оптимальности по критериям бла-бла-бла.

3 аспекта:

1) система знаний об мире;

2) наука – особый вид деятельности по получению и обоснованию этих знаний;

3) наука – социальный институт.

1. Философия науки – весь объём знаний о науке и научных исследованиях.

В широком смысле наука включает в себя её место в системе культуры, её специфические особенности её уровни и так далее.

В узком смысле философия науки – способ постижения мира.

Это особое философское направление.

Формы осмысления научного познания:

1. Проблема познаваемости мира.

2. Структура или основные уровня познания.

3. Отношения объекта и субъекта в процессе познания.

4. Проблема истинности знания.

Гносеологический оптимизм. Суть в уверенности в адекватном познании мира.

Агностицизм – полное или частично отрицание возможности познания.

Скептицизм – сомнение в возможности адекватного познания.

Основаны на том, то единственный источник наших знаний – ощущения.

Отношения объекта и субъекта. Точки зрения.

1. Созерцательный материализм.

Позиция здравого смысла, обыденного познания.

2. Идеалистический эмпиризм.

Беркли: «Существовать – быть воспринимаемым».

3. Позиция Канта.

По мнению Канта, человек предписывает законы природе.

4. Марксистская философия.

Между объектом и субъектом деятельное отношение. Познание – единство опредмечивания и разпредмечивания сущностных сил человека.

Классические концепции рассматривают объект и субъект как самостоятельные внешние сущности.

Неклассическая исходит из того, что для человека объект и субъект не существуют взаимно, а в единстве, имеют внутренний характер.

Выделяются 2 основных уровня познания:

1. Чувственное.

Познание при помощи органов чувств.

1) ощущение;

2) восприятие;

3) представление.

Даёт всю информацию о внешнем мире. Устанавливает связь с внешним миром.

2. Рациональное.

Представляет из себя высшую форму психической активности, которая состоит в обобщённом отражении действительности. Способность прогнозировать, творчества.

К иррациональному относятся чувства.

В классической философии преобладает корреспондентская концепция Истина понимается как знание, соответствующее объекту.

Относительность – неполнота, ограниченность знаний на каждом конкретном этапе.

Абсолютное знание представляет из себя полное исчерпывающее знание об объекте.

Абсолютное знание – совокупность относительных истин.

Главное противоречие процесса познания – стремление к абсолютному, то есть исчерпывающему знанию объекта, и неполнота относительности знаний на каждом конкретном этапе развития науки.

Ложное знание – сознательное извращение, сокрытие истины.

Когерентная концепция (лат. находящийся в знании).

Семантическая концепция. Семантика представляет из себя такой раздел лингвистики, который изучает смысловое знание понятий. Тарский: «Любая формулировка истины должна требованиям: 1) противоречивой; 2) должна соответствовать элементам действительности».

Поппер: Принцип фальсификации теории. «Теория должна быть сформулирована таким образом, чтобы содержать возможности опровержения».

Плюрализм (множественность истины).

3 вида познания:

1. Донаучное.

Религия, мифология.

2. Научное.

3. Вне научное (псевдонаука).

Антинаука, лженаука.

Специфические признаки научного познания.

1. Предметность и объективность.

2. Практическая направленность.

3. Обоснованность, аргументированность.

4. Системный характер научного знания.

5. Прогнозирование.

6. Особые средства научного познания.

7. Определённые ценностные ориентации науки.

Основные функции науки:

1. Культурно-мировоззренческая.

Суть в том, что наука направлена на развитии мировоззрения человека.

2. Производственная.

3. Социально-преобразующая функция науки.

Наука в античности

1. Начало. Протонаука. Становлении науки в античный период.

2. Становление дисциплинарно-организованной науки в новое время.

3. Понятие и основные типы научной рациональности.

4. Социокультурные и методологические предпосылки науки в современном обществе.

5. Феномен паронауки, изотеризм и девиантная наука.

Условия.

1. Недостаточное религии и мифологии.

2. Необходимость рационального знания.

3. Практическая потребность.

Система знаний в Египте находилась под толщей мистических символов.

Был открыт закон причинности: «Ни одна вещь не происходит просто так».

Аристотель – создатель формальной логики.

1. Невозможно, чтобы одно и то же было присуще одному и тому же.

Гелиоцентрическая система. Больших успехов достигла медицина.

Основные черты античной науки.

1. Включённость в философскую мудрость.

2. Усвоение исторического опыта востока.

3. Рационалистичность.

4. Теоретическое изучение мира.

3 научные революци.

1. Корпемианский переворот, гелиоцентрическая система мира.

2. Исследования Галилея.

3. Классическая механика Ньютона.

Характерная разработка рационалистической методологии.

1. Исходить надо из очевидного, несомненные очевидные начала.

2. Анализ.

3.

4. Полнота изучения проблем.

Всё это вместе взятое и называют дедуктивным методом.

1. Становление дисциплинарно-организованной науки.

2. Разработка научной методологии.

3. Формирование технических наук.

Различаются различные типа рациональности:

1. Классический.

1) классическая рациональность исходит из того, что рациональное тождественно логическому или рассудочному. Так и понимается. И поэтому в этом типе рациональности особенно заботились о том, чтобы было последовательно.

2) чёткое определение критериев научного знания;

3) характерная объективность знания и полное исключения субъективных моментов.

Существовал идеал чистого разума.

2. Неклассический.

3. Пост классический.

Неклассическая рациональность.

1. Признаётся процесс науки.

2. Отрицание абсолютной истины, признание относительности наших знаний.

Было обнаружено преобразующее воздействие приборов, технических средств на объект. Преобразующее воздействие средств исследования на объект.

3. Постклассическая рациональность.

Идея плюрализма рациональностей. Возможные интерпретации объекта.

Человек не просто участник исследования, он просто систематизирующий фактор исследования. Включение в научное познание нерациональных элементов (воображение, чувства, интуиция и прочие). Объектная сфера расширяется (ИИ, виртуальная реальность).

Выделяют ещё 2 вида рациональностей: открытая и закрытая.

Закрытая рациональность, когда исследовательская деятельность внутри заданной системы. Опасность догматизма.

Открытая предполагает возможность выхода.

Варианты соотношения мышления и речи:

1) мысли, идеи достаточно хорошо передаются мыслями языка;

2) область неявного знания;

3) область затруднённого понимания.

Особенности современного этапа развития науки

1. Глобальный эволюционизм.

2. Системный подход.

3. Синергетика.

4. Ценностный подход.

5. Компьютеризация науки.

Глобальный эволюционизм оформился в конце 20-го века, когда была создана теория нестационарной вселенной и так далее. Принцип означает, что весь мир находится в состоянии глобально эволюции. Важной стороной является коэволюция – согласованное существование природы и общества.

Компьютеризация.

Формирование отрицательных свойств явления и личности. Постепенная утрата человеком мышления. Чувства заглушаются. Обеднение языка.

Синергетика.

Родоначальник Хаке. Наш Пригожин Илья Романович.

Синергетика – содействие, соучастие, согласованное действие.

Потому что в ней рассматривается совместное действие подсистем и кооперирует различные научные дисциплины. Принципы синергетики одинаковы для всех. Синергетика – теория самоорганизации, предметов которой являются изучение закономерностей структурогинеза. Говорят, синергетика – наука о самоорганизации сложных саморазвивающихся систем.

Антракта – притягивающее множество, к которым тяготеют элементы.

В синергетике огромную роль играет случайность. Причём она означает, что свойства и качества изменяются сами собой. Эти случайности называются флуктуациями.

Структура и динамика научного познания

1. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Их различия и единства.

2. Структура эмпирического исследования. Факт, как форма научного исследования.

3. Проблем и гипотеза как формы торического познания.

4. Понятие, структура и функции научной теории.

Литература:

Микешина – Философия науки, учебное пособие. Москва, 2005.

Стёпин – Философия науки: Общие проблемы. Москва, 2006. Философия – учебное пособие.

2 уровня:

1. Эмпирический.

2. Теоретический.

ИХ не следует отождествлять с чувственным и рациональным.

2 уровня научного познания отличаются по следующим признакам:

1) предмет и характеру исследования;

2) посредство исследования;

3) метод исследования.

На эмпирическом уровне наблюдение, эксперимент, описание. На теоретическом формализация, идеализация, аксиоматический метод, математический. Это 2 различных уровня познания, но не означает что они идут последовательно или параллельно. Они органично связаны между собой.

Эмпирическое исследование не бывает на пустом месте.

Эмпирическое исследование направлено не непосредственное изучение объектов, получения фактов и первичную обработку фактов. Исходит из результатов наблюдения.

Если 2 вида фактов:

1) реальные;

2) научные.

Реальные факты – любой фрагмент действительности, то есть состояние объекта, ограниченное во времени и пространстве.

Кто-то писал, что всё, что имеется во селенной, я называю фактом.

Требования:

1. Факты должны быть зафиксированы языком науки.

2. Их воспроизводимость, доступность для многократной проверки.

Первичной обработкой являются 3 способа:

1. Обобщение.

Выделение свойств, присущие многим объектам.

2. Систематизация.

Приведение фактов в определённую целостность, имеющее структуру.

3. Классификация.

Эмпирические законы – наиболее развития .. эмпирического знания, .. количественные и иные зависимости, полученные опытным путём.

Переход от эмпирии к теории достаточно сложен.

Эйнштейн что-то там писал, но это сказали так быстро, что и ничего не успеть записать.

Теоретическое исследование связано с совершенствованием понятийного аппарата науки и направлено познание действительности в её существенных связях и закономерностях.

Можно выделать 2 подуровня:

1) частные теоретические модели (касаются конкретной области);

2) общие теоретические модели или развитая теория.

Динамика научного знания представляет из себя цепочку.

Проблемная ситуация – противоречие между новыми фактами и старой теорией.

Проблема – научный вопрос, для решения которого необходимо выйти за пределы уже известного знания.

Проблемные ситуации могут быть глобальными или локальными.

Пример. На рубеже 19-20 века произошли выдающиеся открытия физики.

Псевдопроблемы – это как бы мнимые проблемы, связанные с заблуждениями.

Карл Попер высказал мнение по поводу роли проблем. Выделил 3 частим мира: мир физических объектов, ментальный мир, объективное содержание мышления. Принцип фальсификации.

Гипотеза – предположение решить проблему определённым способом.

Гипотеза должная быть максимально простой, объяснять широкий круг вопросов, на её основе можно предсказать и быть доступная для экспериментальной проверки (главное требование).

Экспериментальная проверка. Практическая деятельность. Предсказание новых фактов. Логический анализ.

Теория – система понятий, принципов, законов какой-либо науки.

Основные элементы:

1. Содержательные.

1) понятия;

2) принципы;

3) законы;

4) идеи.

2. Формальные.

1) правила;

2) символы;

3) знаки.

Реальные объекты выражены в теории абстрактных объектов.

Абстракция предполагает в себе 2 операции: 1) выделении некоторых свойств объекта, которые интересны в данном исследований; 2) отвлечение от всех других свойств объекта.

Идеальные объекты имеют место тогда, когда создаются несуществующие в действительности объекты, но имеющие реальные прообразы.

Основные функции научной теории:

1) синтезирующая;

2) объясняющая;

3) прогнозирующая;

4) конструирующая.

Теория не есть какая-то данная свободность, она не догматичная, развивается. Причём развитие такое, что какие-то старые элементы теории не выбрасываются, а частично входят в новую.

Метатеоретический. 3 основных элемента:

1) научная картина мира: общая, частная;

2) идеалы и нормы научного исследования;

3) философские основания науки.

Девиантная наука – научное направление, отклоняющееся от традиционных теорий, но признающая многие научные принципы, правила.

Паронаука – собирательное название гипотетических концепций, характеризующихся антисемитскими.

Алхимия, астрономия, народная медицина, парапсихология.

Изотеризм – способ восприятия действительности, который основан на магических действиях.

В России есть дионетика (сектанты).

1.

2.

1) кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса;

2) развитие науки как единство дифференциации и интеграции научного знания;

3) экстенсивное и интенсивное развитие науки.

3. Природа и типы научных революций.

К метатеоретическому уровню относятся, прежде всего, научная картина мира, идеалы и нормы научного исследования, философские основания науки.

Научная картина мира бывает 2 видов:

1) общая;

2) специальная.

Научная картина мира – синтез научных исследований на конкретном этапе развития.

Мир – это обозначение сущего в целом.

Научная картина мира – мир, понятый человеком.

Есть понятия модель мира, интегральный образ, схемы какие-то.

Научная картина мира развивается в связи с развитием всего там. В этом развитии научной картины мира движение от конкретного наглядного образа к абстрактному.

Основные этапы:

1. Механистическая картина мира.

Существовала как результат исследования Галилея и Ньютона. В этот период механика была основной наукой. 16-17 век, частично 18 и даже 19. Характерно, что мир состоит из каких-то неделимых корпускул, причём они движутся в абсолютном пространстве и времени. Ещё механистический детерминизм. С его точки зрения определённая причина вызывает строго определённой следствие. Оппозиция объекта и субъекта.

2. Неклассическая картина мира.

Характерно то, что формируются многие другие науки. Ещё создание специальных картин мира (электродинамическая картина мира и разные другие).

3. Постнеклассическая – современная картина мира.

Представление мира как чего-то целостного. Моисеев: «Вселенная там что-то». Принципы:

1) единство мироздания;

2) принцип глобального эволюционизма (1) нелинейность развития, 2) многовариантность развития).

Идеалы и нормы научного поведения существуют в виде ценностных и целевых установок.
1   2   3   4   5   6
написать администратору сайта