Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Паршина Л.С. Предпринимательская деятельность. Программа учебной дисциплины Предпринимательская деятельность



Скачать 356 Kb.
Название Программа учебной дисциплины Предпринимательская деятельность
Анкор Паршина Л.С. Предпринимательская деятельность.doc
Дата 03.05.2017
Размер 356 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Паршина Л.С. Предпринимательская деятельность.doc
Тип Программа
#6939
страница 1 из 4
  1   2   3   4


Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского»


У Т В Е Р Ж Д А Ю

Проректор по учебной работе

_____________Завойстый В.П.

«____»____________ 2011 г.

Программа учебной дисциплины

«Предпринимательская деятельность»

Рекомендуется для направления

051000.62 Профессиональное обучение (экономика и управление)

Квалификация (степень) выпускника - бакалавр

Разработчики: ст. преподаватель _____________________ В.В. Смирнов

ассистент _____________________ Л.С. Паршина

Утверждено

На заседании кафедры «___» ____________ 2011 г.

Протокол №___

Заведующий кафедрой __________________________ Кравчук А.Ю.

  1. Цели и задачи дисциплины:

Цель учебной дисциплины «Предпринимательская деятельность» - овладение студентами современными научными знаниями по теории организации предпринимательства и практическими навыками разработки стратегии функционирования предпринимательских структур.

Задачи дисциплины:

  1. Привить студентам экономическое мышление, экономические знания в объеме, необходимом для бакалавра;

  2. Осветить теоретические основы предпринимательской деятельности в современных условиях;

  3. Ознакомить студентов с методическими подходами мониторинга макро- и микросреды фирмы, обоснования организационно-правовой формы и организационной структуры управления предпринимательского формирования, ценовой политики и стимулирования сбыта продукции, внутрифирменного планирования в предпринимательстве;

  4. Обучить студентов практическим навыкам принятия основных решений в предпринимательской деятельности.


2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП):

Дисциплина «Предпринимательская деятельность» относится к числу базовых дисциплин Профессионального цикла отраслевой подготовки бакалавра по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)» (Б.3. В.4).

Требования к выходным знаниям:

- студент должен знать историю развития предпринимательства и его роль в экономике; политику государства в области предпринимательства; показатели оценки деятельности фирмы и методику их расчета; практику предпринимательской деятельности и принципы управления;

- иметь общее представление о научных основах и путях повышения эффективности производства, экономии всех видов ресурсов.

Требования к выходным умениям:

- студент должен уметь анализировать внешние и внутренние факторы предпринимательской среды;

- осуществлять финансовые вычисления.

Требования к выходным компетенциям:

- владение технологией научного исследования;

- способность применять правовые нормы в предпринимательстве;

- готовность принимать стратегические решения в развитии предпринимательства.

Знания, умения и компетенции, полученные в результате изучения дисциплины «Предпринимательская деятельность» пригодятся студентам при изучении дисциплин «Менеджмент», «Финансовый менеджмент», «Оценка бизнеса», «Основы инвестиционной деятельности».

  1. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (указывается в соответствии с ФГОС ВПО):

Код, компетенция

Проявления компетенции

Формы проверки компетенции

Виды заданий для самостоятельной работы

ОК-4

Понимание истории становления различных типов культур


Знать основы научного анализа.

Уметь использовать методы научного анализа в различных видах профессионально-педагогической деятельности.

Владеть навыками практического применения методов гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессионально-педагогической деятельности.

Семинар, сравнительный анализ в форме таблицы

Доклад, реферат по темам курса «Предпринимательская деятельность»

ОК-8

Готовность к позитивному, доброжелательному стилю общения

Знать основы коммуникационного процесса

Уметь пользоваться навыками общения

Владеть готовностью к позитивному, доброжелательному стилю общения

Дискуссия, диспут, дебаты

Написание эссе

ОК-12

Владение правовыми и нравственными нормами экологического поведения

Знать основы норм правого и нравственного поведения

Уметь применять правовые и нравственные нормы экологического поведения

Владеть правовыми и нравственными нормами экологического поведения

Педагогическая практика

Отчет по педагогической практике

ОК-13

Владение способами защиты чести, достоинства, прав личности будущего рабочего (специалиста)

Знать права человека и гражданина

Уметь отстоять свои права в определенной ситуации

Владеть навыками аргументированного доказательства своих прав в соответствии с обязанностями гражданина

Кейс-метод

Составление деловых ситуаций по курсу «Предпринимательская деятельность»

ОК-18

Владение культурой мышления, знанием его общих законов, способностью в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты

Знать основ общих законов культуры мышления

Уметь правильно и логически оформить результаты своей деятельности

Владеть способностью в устной и письменной форме изложить результаты своей работы

Эссе, деловые игры, научно-практическая конференция

Написание эссе, докладов, статей

ОК-21

Готовность к практическому анализу логики различного рода рассуждений, владеет навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий, полемики

Знать особенности построения аргументации, ведения дискуссий, полемики по актуальным проблемам экономики.

Уметь использовать методологический инструментарий для практического анализа различного рода рассуждений.

Владеть навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий, полемики.

Научно-практическая конференция, дискуссия, диспут, проведение «круглого стола»

Написание доклада – резюме, содержащего обзор авторских методик исследования научной проблемы и обоснование собственной точки зрения

ОК-22

Способность осуществлять подготовку и редактирование текстов, отражающих вопросы профессионально-педагогической деятельности

Знать содержание вопросов профессионально-педагогической деятельности

Уметь уловить смысл любого материала, содержащего профессиональные вопросы.

Владеть навыками подготовки и редактирования текстов по соответствующей тематике.

Методика «Развитие критического мышления через чтение и письмо», семинар

Анализ экономического текста, составление плана

ОК-24

Способность к когнитивной деятельности

Знать сущность когнитивной деятельности.

Уметь задавать вопросы, формулировать гипотезы, делать выводы и строить прогнозы относительно дальнейшего развития изучаемого феномена.

Владеть навыками самостоятельной познавательной деятельности.

Научно-практическая конференция, деловая игра, метод проектов

Доклады, рефераты, разработка проектов

ОК-25

Способность обосновывать профессионально-педагогические действия

Знать перечень конкретных профессионально-педагогических задач.

Уметь самостоятельно составить план проведения занятия и провести занятие по теме из курса финансовый менеджмент, решив при этом поставленные задачи.

Владеть способностью к моделированию стратегии и технологии общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач.

Имитация профессионально-педагогических ситуаций с поиском их оптимального решения, самостоятельное проведение студентами учебных занятий по заданной теме (под контролем преподавателя) с последующим самоанализом

Составление плана проведения занятия. Профессионально-педагогический самоанализ.

ОК-26

Умение моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач

Знать перечень конкретных профессионально-педагогических задач.

Уметь самостоятельно составить план проведения занятия и провести занятие по теме из курса прикладной экономики, решив при этом поставленные задачи.

Владеть способностью к моделированию стратегии и технологии общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач.

Имитация профессионально-педагогических ситуаций с поиском их оптимального решения, самостоятельное проведение студентами учебных занятий по заданной теме (под контролем преподавателя) с последующим самоанализом

Составление плана проведения занятия. Профессионально-педагогический самоанализ.

ОК-27

Готовность анализировать информацию для решения проблем, возникающих в профессионально-педагогической деятельности

Знать возможные подходы к решению проблем, возникающих в профессионально-педагогической деятельности.

Уметь анализировать информацию для решения возникающих проблем.

Владеть навыками оперативного принятия решений в профессионально-педагогической деятельности.

Конференция, метод проектов

Доклад, реферат, работа над кейсами по темам курса «Предпринимательская деятельность»

ОК-28

Владение процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование)

Знать сущность и основные этапы процесса творчества.

Уметь генерировать идеи в процессе обучения, самостоятельно моделировать профессиональную ситуацию и комплексно её анализировать.

Владеть всеми составляющими процесса творчества.

Метод проектов, презентация разработанных проектов

Поиск предпринимательской идеи, разработка собственных проектов

ПК-1

Способность выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих (специалистов)

Знать научные основы обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом.

Уметь переложить свои знания, умения и компетенции на практику.

Владеть способностью к обучению рабочих (специалистов).

Самостоятельное проведение занятий по темам курса под руководством преподавателя

Составление планов и конспектов уроков, анализа класса и отдельного ученика, самоанализ

ПК-4

Способность организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе

Знать отраслевую нормативно-правовую базу

Уметь организовывать педагогическую деятельность

Владеть способностью организовывать педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе

Семинар

Доклад, реферат

ПК-5

Способность анализировать профессионально-педагогические ситуации

Знать варианты профессионально-педагогических ситуаций

Уметь анализировать профессионально-педагогические ситуации

Владеть способностью принимать грамотное решение в той или иной ситуации

Педагогическая практика, психологические тренинги

Составление психолого-педагогической характеристики учащихся, проведение психологических тестирований и бесед с их последующим анализом

ПК-15

Способность прогнозировать результаты профессионально-педагогической деятельности

Знать основы научного прогнозирования.

Уметь планировать свою профессионально-педагогическую деятельность, анализировать перспективы усвоения учебного материала аудиторией.

Владеть навыками прогнозирования собственной деятельности.

Педагогическая практика, самостоятельное проведение занятий по темам курса под руководством преподавателя

Составление планов учебных занятий и прогнозов результативности их проведения

ПК-18

Способность проектировать пути и способы повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности

Знать основы научного проектирования.

Уметь планировать свою профессионально-педагогическую деятельность, анализировать перспективы повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности

Владеть навыками проектирования собственной деятельности.

Презентация и совместный анализ разработанных студентом планов учебных занятий по темам курса

Разработка стратегических и оперативных планов учебных занятий по темам курса

ПК-19 Готовность к проектированию комплекса учебно-профессиональных целей, задач

Знать систему целей и задач изучения курса «Предпринимательская деятельность».

Уметь самостоятельно спроектировать цели и задачи учебного процесса.

Владеть методикой профессионально-педагогического целеполагания.

Презентация и совместный анализ разработанных студентом планов учебных занятий по темам курса

Разработка стратегических и оперативных планов учебных занятий по темам курса

ПК-24

Способность организовывать учебно-производственный (профессиональный) процесс через производительный труд

Знать основы учебно-производительного (профессионального) процесса

Уметь производительный труд учащихся

Владеть способностью организовать практические занятия, а также производительную деятельность учащихся

Производственная и педагогическая практика

Отчет по практике

ПК-25

Способность организовывать и контролировать технологический процесс в учебных мастерских, организациях и предприятиях

Знать основы технологического процесса в учебных мастерских, организациях и предприятиях

Уметь организовывать технологический процесс в учебных мастерских, организациях и предприятиях

Владеть способностью отслеживать технологический процесс в учебных мастерских, а также оценивать и анализировать результаты деятельности учащихся

Производственная и педагогическая практика

Отчет по практике

ПК-26

Готовность к анализу и организации экономической, хозяйственно-правовой деятельности в учебно-производственных мастерских и на предприятиях

Знать особенности анализа и организации экономической, хозяйственно-правовой деятельности в учебно-производственных мастерских и на предприятиях.

Уметь анализировать результаты финансово-хозяйственной деятельности.

Владеть основами анализа и организации экономической, хозяйственно-правовой деятельности в учебно-производственных мастерских и на предприятиях.

Производственная практика

Отчет по производственной практике

ПК-28

Готовность к конструированию, эксплуатации и техническому обслуживанию учебно-технологической среды для практической подготовки рабочих (специалистов)

Знать систему целей и задач изучения дисциплины «Предпринимательская деятельность».

Уметь самостоятельно спроектировать цели и задачи учебного процесса.

Владеть методикой профессионально-педагогического конструирования

Презентация и фронтальный анализ разработанных студентом планов учебных занятий по темам курса

Разработка стратегических и оперативных планов учебных занятий по темам курса

ПК-35

Готовность к организации и обслуживанию рабочего места в соответствии с современными требованиями эргономики

Знать основные современные требования эргономики

Уметь организовывать рабочее время в соответствии с современными требованиями эргономики

Владеть способностью обслуживать рабочее место в соответствии с требованиями эргономики

Педагогическая практика, производственная практика

Отчеты по практике

ПК-36

Готовность к производительному труду

Знать основы теории производства в ее прикладном аспекте.

Уметь осуществлять простейшие операции в сфере производительного труда.

Владеть готовностью к производительному труду.

Организация производственной практики

Анализ основных аспектов деятельности предприятия: обзор выпускаемой продукции, анализ системы сбыта, изучение особенностей организационно-правовой формы, учредительных документов.

СК-1

Способен осуществлять сбор, анализ, обработку и интерпретацию данных, необходимых для решения поставленных экономических задач

Знать основные методы сбора и обработки данных

Уметь осуществлять сбор, анализ и обработку данных

Владеть методикой сбора, анализа и обработки данных, необходимых для решения поставленных экономических задач

Практическая работа

Сбор сведений о конкретном предприятии, анализ основных производственных показателей

СК-2

Способность анализировать поведение потребителей экономических благ, закономерности формирования спроса, выполнять анализ конкурентной среды отрасли на основе знания экономических основ поведения организации и представлений о различных структурах рынков.

Знать экономические основы поведения предприятия на рынке, особенности структуры рынков.

Уметь анализировать поведение потребителей экономических благ, закономерности формирования спроса.

Владеть навыками анализа конкурентной среды отрасли.

Семинар, практические занятия.

Использование техники математического моделирования для исследования экономических явлений.

СК-4

Способен проводить оценку инвестиционных проектов и различных финансовых инструментов в конкретных условиях инвестирования и финансирования

Знать основные финансовые ин6струменты

Уметь осуществлять сбор, анализ и обработку данных в конкретной ситуации

Владеть способностью проводить оценку инвестиционных проектов в конкретных условиях

Деловая игра, кейс-метод, «мозговой штурм»,

Анализ бухгалтерской финансовой отчетности

СК-5

Способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий

Знать систему критериев экономической эффективности

Уметь самостоятельно сформулировать управленческие решения, связанные с повышением экономической эффективности работы предприятия

Владеть способностью разрабатывать и обосновывать предложения по совершенствованию работы предприятия

Деловые игры, решение задач, производственная практика

Отчет по практике, составление бизнес-плана

СК-6

Способен анализировать взаимосвязи между различными функциональными стратегиями организаций с целью подготовки сбалансированных управленческих решений

Знать функциональные стратегии организации

Уметь анализировать взаимосвязи между различными функциональными стратегиями организаций

Владеть способностью принимать сбалансированные управленческие решения

Производственная практика

Отчет по практике

СК-8

Способен находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идеи, разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов)

Знать правила и требования к составлению экономической документации при создании фирмы

Уметь составлять бизнес-план

Владеть способностью обосновывать и формулировать бизнес-идеи

Производственная практика, защита бизнес-проекта

Отчет по практике, бизнес-проект



  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет _______4________ зачетные единицы.


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

5

6

7

8

Аудиторные занятия (всего)

70













В том числе:
















Лекции

34







16

18

Практические занятия (ПЗ)

36










36

Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)

74










74

В том числе:
















Курсовая работа (проект)

-










-

Реферат

18







18




Разработка бизнес-проекта

56







20

36

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

экзамен










экзамен

Общая трудоемкость часов зачетных единиц

144













4













5. Содержание дисциплины

5.1 Содержание разделов дисциплины




п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела (в дидактических единицах)



Понятие предпринимательской деятельности.

Сущность предпринимательства. Определение сущности предпринимательской деятельности в законодательных актах. Предпринимательство как явление и процесс. Функции предпринимательства



Этика предпринимательства.

Сущность культуры предпринимательства. Предпринимательская этика и этикет.



Виды и формы организации бизнеса.

Классификация предпринимательства. Предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг. Предпринимательская деятельность на рынке банковских услуг. Страховая деятельность. Посредническое предпринимательство. Предпринимательская деятельность образовательного учреждения.



Организация и регистрация нового предприятия.

Общие условия создания собственного дела. Некоторые принципы создания собственного дела. Этапы создания собственного дела. Идея и цели создания собственного дела. Приобретение предприятия (бизнеса). Аренда предприятия. Франчайзинг. Государственная регистрация организации. Постановка на учет в налоговом органе. Открытие счетов в банках. Лицензирование деятельности предпринимателей. Разработка и регистрация товарного знака  и знака обслуживания.



Назначение и структура бизнес-плана.

Общая характеристика фирмы (резюме). Характеристика товаров (услуг). Рынок сбыта товаров (услуг). Конкуренция на рынках сбыта. План маркетинга. План производства. Организационный план. Риски в деятельности фирмы. Финансовый план. Приложения к бизнес-плану.



Инвестирование и его источники, внутренняя и внешняя среда функционирования фирмы.

Инвестирование и его источники. Сущность предпринимательской среды. Экономическая свобода. Внешняя предпринимательская среда. Внутренняя предпринимательская среда.



Менеджмент и маркетинг в деятельности фирмы.

Сущность менеджмента. Основное содержание общих целей и ограничений. Миссия организации: сущность, содержание. Нормативные требования к управлению и политика деятельности фирмы. Принципы, виды, типы и формы маркетинга. Маркетинг взаимодействия. Комплекс маркетинга и маркетинг-менеджмент в системе предпринимательства



Государственное регулирование предпринимательской деятельности.

Виды, формы и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности. Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности



Понятие об основах предпринимательского права.

Предмет предпринимательского права. Методы правового регулирования. Принципы предпринимательского права. Система предпринимательского права. Источники предпринимательского права.



Налогообложение физических и юридических лиц.

Виды налогов и сборов, подлежащие уплате предпринимателями. Элементы налогообложения. Налог на прибыль предприятий (организаций). Налог на добавленную стоимость. Акцизы. Налог на имущество предприятий (организаций). Налог с продаж. Налоги, поступающие в дорожные фонды. Меры и способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.



Анализ результатов деятельности предприятий в условиях рыночной экономики.

Анализ состава и динамики прибыли. Анализ финансовых результатов от реализации продукции и услуг. Анализ ценовой политики предприятия и уровня среднереализационных цен. Анализ инвестиционных и прочих внереализационных доходов и расходов. Методика анализа показателей рентабельности предприятия. Методика определения резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности. Анализ использования прибыли на предприятии.



Перспективы развития малого бизнеса

Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства. Преимущества и недостатки малого предпринимательства. Роль малого предпринимательства в экономике. Причины, тормозящие развитие малого предпринимательства. Направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. Уплата единого налога на вмененный доход для определения видов деятельности.


5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих)

дисциплин

№№ разделов дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Оценка бизнеса


































*

2

Финансовый менеджмент































*




3

Менеджмент



















*
















4

Основы инвестиционной деятельности
















*




















5.3 Разделы дисциплин и виды занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекции

Практ. занятия

Лаб. зан.

Семинар. зан.

Сам. работа студ.

Всего часов

1

Понятие предпринимательской деятельности.

4

3







6

13

2

Этика предпринимательства.

2

2







4

8

3

Виды и формы организации бизнеса.

2

3







6

11

4

Организация и регистрация нового предприятия.

4

4







10

18

5

Назначение и структура бизнес-плана.

4

4







8

16

6

Инвестирование и его источники, внутренняя и внешняя среда функционирования формы.

4

4







6

14

7

Менеджмент и маркетинг в деятельности фирмы.

4

4







6

14

8

Государственное регулирование предпринимательской деятельности.

2

2







6

10

9

Понятие об основах предпринимательского права.

2

2







4

8

10

Налогообложение физических и юридических лиц.

2

2







6

8

11

Анализ результатов деятельности предприятий в условиях рыночной экономики.

2

4







8

14

12

Перспективы развития малого бизнеса

2

2







6

10
  1   2   3   4
написать администратору сайта