Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

механика 7. Лабораторная работа 7 маятник обербека. Принадлежности



Название Лабораторная работа 7 маятник обербека. Принадлежности
Анкор механика 7.doc
Дата 05.05.2017
Размер 92 Kb.
Формат файла doc
Имя файла механика 7.doc
Тип Лабораторная работа
#7849


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7

МАЯТНИК ОБЕРБЕКА.

Принадлежности: лабораторная установка маятника Обербека, секундомер, грузы фиксированной массы, штан-

генциркуль.

Цель работы:изучение динамики вращательного движения, оцен­ ка влияния трения на точность результатов про­ ведённых измерений, проверка второго закона Ньютона для вращательного движения.

I. Теория маятника Обербека.

В работе изучается динамика вращательного движения. В част­ности, экспериментально проверяется уравнение моментов для враще­ния вокруг неподвижной оси

Je = Мвнеш (1)

где J - момент инерции тела; e - угловое ускорение;

Мвнеш - сумма проекций на ось вращения моментов внешних сил.

На рис.1. схематически показан прибор, с помощью которого удобно исследовать уравнение (1). Он называется маятником Обербе-

ка. Маятник состоит из четырёх стержней, укреплённых на втулке

под прямым углом друг к другу. Втулка и два шкива различных ради­усов (r1 и r2) насажены на общую ось. Ось закреплена в подшипни­ках, так что вся система может свободно вращаться вокруг горизон­тальной оси. Момент инерции прибора можно менять, передвигая зак­репленные на стержнях цилиндрические грузы известной массы. Один конец нити прикреплён к шкиву, а ко второму концу, переброшенному через блок, подвешена платформа известной массы.

Если, намотав нить на шкив, приподнять платформу с грузом Р на высоту h, а затем отпустить, позволив ей свободно падать, то на маховик начнёт действовать вращающий момент М.

М = T*d / 2 (2)

Рис.1.



где d - диаметр шкива, Т - натяжение нити.

Под действием этого постоянного момента маховик начинает вра­щаться с угловым ускорением e. Очевидно, что вращение маховика и поступательное движение платформы с грузом происходит за счёт потен-

циальной энергии нагруженной платформы. Если не учитывать потерю

энергии вследствие трения в подшипниках осей маховика и блока, то

можно считать, что потенциальная энергия W полностью переходит в

кинетическую энергию поступательного движения платформы с грузом '

и кинетическую энергию вращения маховика ". В момент, когда

платформа опустится с высоты h

Wn = Wк' + Wк"
(3)

где J - момент инерции маховика,

mг - масса платформы с грузом,

g - ускорение свободного падения,

V - скорость поступательного движения платформы ( скорость на поверхности шкива).

w - угловая скорость вращения маховика (шкива).

Формулу (3) можно преобразовать, пользуясь связью между уг­ловой и линейной скоростями:
(4)

Подставляя (4) в (3), находим:

(5)

откуда

(6

Движение платформы с грузом равноускоренное и, следователь­но,



где а - ускорение платформы с грузом .

Подставив последнее выражение в формулу (6), получаем окон­чательную расчётную формулу для определения момента инерции маят­ника:

(7)
Чтобы вывести формулу для вычисления момента силы М, запишем второй закон Ньютона для груза Р (платформа с грузом):

mгa = Р - Т (8)

где m - масса платформы с грузом, a - её ускорение.

Из уравнений (2) и (8) получаем, что момент силы натяжения нити

М = Тr = mг(g - a)r. (9)

Ускорение a связано с угловым ускорением e соотношением

e = a/r (10)

Кроме того на маятник действует момент сил трения в оси Мтр. С учётом этого уравнения (1) имеет вид

mг(g - a)r - Mтр = Ja/r. (11)

Формула (11) дает связь между ускорением а, которое можно измерить опытным путем, и моментом инерции J. В уравнение (11)

входит ускорение a платформы. Это ускорение можно довольно просто

определить.

Действительно, измеряя время t, в течении которого платформа с грузом опускается на расстояние h, можно найти ускорение a:

a = 2h/t2 (12)

Тогда

(13)

В формулу (13) входит неизвестная величина - момент силы трения Мтр. Хотя, интуитивно понятно, что момент силы трения мал,

тем не менее он не настолько мал, чтобы им в формуле (9) можно

было пренебречь. Если положить Мтр = 0, то можно убедиться, что

результаты опыта будут отличаться от зависимости (9). Можно по

порядку величины экспериментально определить Мтр и это нужно, ко­нечно, сделать в начале работы. Для этого, с помощью нескольких грузов увеличивая силы натяжения Т нити, найдите минимальное зна­чение mог, при которой маятник начнёт вращаться. Дальнейшие изме­рения нужно проводить с грузами массой mг > 10mог. На первый взгляд относительную роль момента силы трения можно уменьшить, если взять грузы массой mг >> mог, допустим, груз m = 102mог. Од­нако это не так по двум причинам. Первая - увеличение массы груза приводит к увеличению силы давления N на ось, а значит и к росту момента силы трения

Мтр = f*N*r,

где f - коэффициент трения,

r - плечо силы трения.

Вторая причина состоит в том,что увеличение m уменьшает вре­мя падения t, а значит, ухудшает точность измерения ускорения a.

По найденным значениям моментов инерции J1 и J2 и моментов сил М1 и М2 можно, исходя из основного уравнения вращательного движения , найти соответствующее значение угловых ускорений e1 и e2.

С другой стороны угловые ускорения e1 и e2 можно найти и

другим путём, исходя из чисто кинематических соображений, а имен­но, из (10) и (12)

(14)

Найденные опытным путём значения моментов инерции маховика можно сравнивать с их значениями, вычисленные по общеизвестным

формулам.

Момент инерции маховика равен сумме моментов составных час­тей - крестовины, состоящей из четырех стержней, и насаженных на неё четырёх цилиндров:

J = Jкрест + 4Jцил = 4J + 4Jцил



где: b - расстояние от риски, нанесённой на стержне крестовины до

оси вращения,

Н - высота цилиндра,

r1- внешний радиус цилиндра,

r2- внутренний радиус цилиндра .

Поскольку вывод формулы (7) производился в предположении что потеря энергии на преодоление сил трения пренебрежимо мала, зна-

чение моментов инерции, найденных на опыте, несколько превышает

расчётные, Jэксп > Jрасч.

(15)

где

b - расстояние от оси вращения до грузов на крестовине;

mц - масса одного груза на крестовине;

Lст - длина стержня крестовины;

Rст - радиус стержня;

mст - масса стержня без груза;

rц - радиус цилиндрического груза на крестовине;

lц - образующая цилиндрического груза;

d - диаметр втулки;
II. Порядок измерений.

- с помощью регулируемых ножек основания привести колонну прибора к вертикальному положению. Проверить, не толкают ли грузы в корпус верхнего и нижнего фотоэлектрических датчиков;

- сдвинуть подвижный кронштейн на выбранную высоту, и так установить, чтобы грузы падая проходили через середину рабочего окна фотоэлектрических датчиков;

- соединить фотоэлектрические датчики 1 и 2 соответственно с гнездами 1 и 2 миллисекундомера;

- произвести заземление прибора;

- включить сетевой шнур измерителя в сеть питания;

- нажать клавишу (СЕТЬ), проверяя, показывают ли все индика­торы обоих фотоэлектрических датчиков;

- переместить грузы в верхнее положение и проверить, нахо­дится ли схема в состоянии покоя;

- нажать клавишу (ПУСК) и проверить, произошло ли движение схемы, миллисекундомер измерил время прохождения мути торможения

схемы;

- нажать клавишу (СБРОС) и проверить, произошло ли обнуление показаний измерителя и освобождение блокировки электромагнитом;

- перенести грузы в верхнее положение, отжать клавишу (ПУСК) и проверить, произошла ли повторная блокировка схемы.

III. Измерение.

Представляет интерес экспериментально исследовать две зави­симости.

Первая - зависимость углового ускорения e от момента внешней силы Мвнеш = mgr при условии, что момент инерции J остаётся пос­тоянным.

Если на оси ординат откладывать угловое ускорение e, а на

оси абсцисс - m *g*r, то, согласно (10), экспериментальные точки

должны ложиться на прямую. Из (11) видно, что наклон этой прямой

равен 1/J, а точка пересечения с осью абсцисс даёт Мтр.

Если экспериментальные данные подтверждают линейную зависи­мость e от mgr, то, можно приступить к изучению второй зависимос­ти - зависимости момента инерции J от расстояния R грузов mц до оси вращения маятника (рис.18).

Согласно теореме Гюйгенса-Штейнера

J(R) = J0 + 4mцR2

Выясним, как проверить эту зависимость экспериментально. Для этого преобразуем соотношение (11), пренебрегая в нём малой вели­чиной (моментом силы трения Мтр) по сравнению с моментом m*g*r. Из (10) и (11) имеем

(16)

Следовательно

(17)

Из (17) понятно, как экспериментально проверить зависимость (17): нужно, выбрав постоянную массу mг груза, измерять ускорение a при различных положениях R грузов mц на спицах. Результаты из­мерений удобно изобразить в виде точек на координатной плоскости

XOY, где х = (R/r)2, y = g/a.

Если экспериментальные точки в пределах точности измерений ложатся на прямую, то это подтверждает зависимость (17), а зна-

чит и формулу

J(R) = J0 + 4mц*R2

Отметим, что при выводе формулы (17) мы пренебрегли моментом сил трения, т.е. считали, что Мтр << mgr. Значение Мтр получено из графика зависимости e от (mgr) при R = const. Это и позволяет выбрать массу перегрузка так, что неравенство mgr >> Мтр заведомо выполняется.

Роль момента сил трения можно оценить и иначе. Для этого за­метим, что если маятник в начальный момент вращается с угловой скоростью wo, то к моменту остановки он повернётся на угол f, оп­ределяемый из соотношения
J*wo2/2 = Aтр = Mтр*f (18)
где Jwo2/2 - начальная кинетическая энергия вращающегося маятни­ка, Атр - работа сил трения. В (18) предполагается, что момент сил трения является постоянной величиной и связан с угловым уско­рением соотношением

J*eo = Мтр (19)

где eo - ускорение, определяемое только моментом сил трения.

Из (18) и (19) находим

wo2 = 2eo*f (20)

Пусть n - полное число оборотов, которое делает маятник до остановки, а To - период вращения маятника в начале движения. Тогда f = 2pn, wo = 2p/To и из (20) получаем

eo = p/(n*To2) (21)

Отсюда ясно, как на опыте определить eo: нужно измерить вре-

мя To, за которое совершается первый оборот, и полное число n

оборотов маятника до остановки. Во всех дальнейших измерениях

нужно следить, чтобы выполнялось неравенство eo << e.

IV. Задание.

1. Устанавливаем два груза на одинаковом расстоянии R1, на двух взаимно перпендикулярых спицах. Одну из спиц приводим в го­ризонтальное положение и, перемещая груз на противоположной спи­це, добиваемся равновесия, не меняя расстояния R1. Поворачиваем крестовину на 90o и добиваемся равновесия на других спицах. Убеж­даемся, что крестовина уравновешена в любом положении грузов (по­ворачивая крестовину).

Полезно несколько раз привести маятник во вращение, каждый раз давая ему возможность остановиться. Подумайте, как на основа-

нии этих опытов определить, хорошо ли сбалансирован маятник.

2. Определите приближённо минимальную массу mо, при которой маятник начинает вращаться, и оцените момент сил трения из соот­ношения

Мтр*Ё

mo g*r,

где r - радиус шкива, на котором подвешен груз mo.

3. Оцените ускорение eo, возникающее под действием момента сил трения. Для этого приведите маятник во вращение, измерьте время To, за которое он совершает первый оборот, и полное число оборотов n маятника до полной остановки. Затем по формуле (21)

вычислите eo. Измерения повторите три раза и сравните соответс-

твующие им значения eoi.

4. Определите экспериментально зависимость углового ускоре­ния e маятника от момента приложенной силы m*g*r. В этой серии из­мерений момент инерции маятника должен оставаться постоянным: J = const.

Для определении зависимости e = e*(m*g*r) измерьте время t, за которое груз m опускается на расстояние h. Измерение времени t

для каждого груза при постоянном значении h повторите три раза.

Затем найдите среднее значение времени падения груза по формуле

tср = 1/3 (t1 + t2 + t3)

и определите среднее ускорение груза их соотношения (12):

аср = 2h/tср2

Эти измерения и вычисления повторите для пяти значений массы m груза,причём для всех mг должно выполняться неравенство mг >>mo, где mo - масса перегрузка, страгивающего маятник (п.2). Результаты измерений запишите в табл.1.

Таблица 1.

t1

t2

t3

tср

∆t

mr

aср

∆e

eср

mг*g*r
































h = , ∆h = , r = , R =

Полученные экспериментально точки отложите в координат ной плоскости x = mgr, y = e и по ним постройте график зависимости (рис. 2,а).

5. Проверьте экспериментально зависимость (17). Для этого, взяв постоянную массу груза mг >> mo, определите ускорение a гру­за m при пяти различных положениях R на спицах грузов mц.

В каждом положении R измерения времени падения t груза m с

высоты h повторите три раза.

Результаты измерений занесите в табл.2.

Полученные экспериментальные точки нанесите с учётом погреш­ностей в координатной плоскости x = (R/r)2, y = g/a и постройте график зависимости y = y(x) (рис.2,б).

Таблица 2.

R

(R/r)²

t1

t2

t3

tср

∆t

a

g/a





























r = , mг = , h = , ∆h =

V. Определение погрешности измерения момента инерции.

Относительная погрешность измерения момента инерции определя­ется по формуле:



где Jт - теоретический момент инерции, определяемый по формуле

(15).

Jэ - экспериментальный момент инерции, определяемый по форму­ле (7).

VI. Точность измерений.

погрешность определения длины пути прохождения груза +1 мм

рабочая погрешность измерения времени не более 0,02 %

рабочая погрешность определения момента инерции не более 8 %

VII. Контрольные вопросы.

1. Что называется моментом сил? Какова размерность единицы его измерения в системе СИ?

2. Что называется моментом инерции тела относительно оси вращения?

3. Запишите основной закон вращательного движения.

4. Как определить момент силы, приводящей во вращение маят­ник Обербека?

5. Почему стремятся уменьшать момент сил трения? Казалось бы, даже большую величину Мтр можно легко учесть с помощью урав-

нения (11).

6. Какую из величин в данном эксперименте следует измерять с наибольшей точностью?

7. Сформулируйте и докажите теорему Гюйгенса-Штейнера.
написать администратору сайта