Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Методические рекомендации по курсу Региональная политика Европейского союза



Скачать 392 Kb.
Название Методические рекомендации по курсу Региональная политика Европейского союза
Анкор pr257.doc
Дата 16.01.2018
Размер 392 Kb.
Формат файла doc
Имя файла pr257.doc
Тип Методические рекомендации
#15245
страница 1 из 6
  1   2   3   4   5   6


Спецкурс « Региональная политика Европейского союза».
Содержание
Предисловие……………………………………………………………………2
Раздел I. Учебно-методические рекомендации по курсу «Региональная политика Европейского союза»………………………………………………3
Раздел II. Региональная политика: основные проблемы становления и развития…………………………………………………………………………9
Раздел III. Источники и литература…………………………………………35
Раздел IV. Примерный перечень вопросов для контроля усвоения материала и для рефератов…………………………………………………...48
Раздел V. Словарь………………………………………………………………51
Раздел VI. Приложения……………………………………………………….53

Предисловие.
Региональная политика – важнейшее направление коммунитарной политики Европейского союза. С одной стороны, она является надежным социально-экономическим инструментом, позволяющим эффективно решать задачи смягчения региональных диспропорций для достижения сплочения, с другой стороны, она предстает как политический инструмент, способствующий не только изменению статуса регионов государств-членов ЕС, но и создающий надежные основы для лояльности граждан и их поддержки интеграционного движения в целом.

Проблемы регионального развития и выработки механизмов региональной поддержки существуют не только в рамках интеграционных группировок, в особенности столь значительных, как Европейский союз, но и во всех государствах, в том числе и в Российской Федерации. Поэтому исследование опыта Европейского союза представляется весьма актуальным.

Курс «Региональная политика Европейского союза» позволяет студентам овладеть знаниями, умениями, которые необходимы не только для работы в научно-исследовательских центрах и организациях, но и в государственных региональных структурах, бизнес-организациях, занимающихся вопросами развития регионов и проблемами межрегионального и др. видов территориального сотрудничества.

В данном учебно-методическом пособии представлены программа курса, методики обучения, вопросы для контроля усвоения материала, списки источников и литературы, а также ключевые проблемы региональной политики Европейского союза, которые особенно важны для понимания процессов интеграционного движения.

Раздел I. Учебно-методические рекомендации по курсу «Региональная политика Европейского союза».
I.1. Цели и задачи курса.

Учебный курс ставит цель дать студентам, обучающимся по программе «Европейские исследования», развернутое и четкое представление о региональной политике Европейского союза, об истории ее становления и развития, основных направлениях, актуальных проблемах, взаимодействии институтов в принятии решений. Это особенно важно для понимания развития самого ЕС, его коммунитарной политики в целом, и процессов европеизации.

Задачами курса являются:

1) представить студентам концептуальные основы региональной политики; институты региональной политики (на уровне Комиссии ЕС и Комитета регионов ЕС и др.); инструменты реализации региональной политики (прежде всего, структурные фонды); дать оценку действиям данных институтов в области региональной политики с точки зрения их характера, задач, эффективности реализации программ региональной поддержки;

2) способствовать приобретению студентами навыков работы с источниками коммунитарного права, относящегося к проблеме, а также терминологией и с наиболее важными дискуссионными проблемами, обсуждение которых свидетельствует об осмыслении, в первую очередь, академическими кругами, развития Европейского союза в рамках его региональной политики на современном этапе;

3) способствовать приобретению студентами понимания основных проблем и аспектов региональной политики ЕС, умения анализировать перспективы и проблемы европейской интеграции с точки зрения главной цели региональной политики – сплочения, а также умения применять концептуальные знания и осмысление опыта Европейского союза в осуществлении региональной политики для анализа российской специфики регионального развития и смягчения проблемы регионального неравенства.

I. 2. Место курса в профессиональной подготовке выпускника.

Спецкурс предназначен для студентов второго курса магистратуры, обучающихся по специализации «Европейские исследования».

I. 3. Требования к уровню освоения содержания курса.

Для успешного усвоения материала, предназначенного к изучению в рамках спецкурса «Региональная политика Европейского союза», необходимы прочные знания в области европейской интеграции, отчасти юриспруденции, экономики ЕС, а также знания, полученные в рамках следующих курсов: «Новая и новейшая история основных стран Запада», «Новая и новейшая история малых и средних стран Европы». Студент должен знать содержание спецкурса «Региональная политика ЕС», посещать лекции, а также выполнить задания по обязательному чтению (см. ниже). Самостоятельная работа студента проводится также в форме подготовки к докладам, дискуссиям, коллоквиуму и выполнении заданий преподавателя.

I. 4. Виды занятий и методики обучения.

Теоретические занятия (лекции) включают в себя не только преподавательскую активность, но и следующие виды занятий, предполагающие студенческую деятельность: опросы, дискуссии, доклады, решение задач, коллоквиум.

I. 5. Форма контроля.

Оперативный контроль осуществляется в форме опросов.

Итоговый контроль.

Программа курса рассчитана на 34 часа и предназначена для студентов 2 курса магистратуры кафедры европейских исследований. Итоговый контроль осуществляется в форме письменного зачета. Зачет состоит из нескольких заданий. Если один из ответов на вопросы билета оценивается как «неудовлетворительно», то за весь зачет выставляется оценка «неудовлетворительно», вне зависимости от того, насколько полно раскрыт второй вопрос билета. Поскольку освоение студентами материала, предполагаемого программой, включает лекции, а также самостоятельную работу (чтение и реферирование научной литературы по курсу), то при подготовке к зачету студентам следует повторить материал лекций, изучить соответствующие разделы учебников и учебных пособий, рекомендованных лектором; ознакомиться с источниками, научными статьями и монографиями, указанными в программе.

Первая часть задания, выносимого на зачет, состоит из вопроса, предполагающего развернутый ответ с использованием всех материалов курса (вопросы формулируются в пределах программы курса). Во второй части задания, выносимого на зачет, следует, основываясь на источниках и публикациях из отечественной и зарубежной научной периодики, включенных в список, прилагаемый к программе, проанализировать одну из актуальных проблем, характеризующих основные направления региональной политики Европейского союза, в рамках доклада, который будет обсужден студентами на занятии, предшествующем зачету. Тема для доклада выбирается студентом из примерного перечня или, при обязательном условии согласования с лектором, формулируется самостоятельно.

Ответы на все вопросы итогового зачета оцениваются в соответствии со следующими критериями: знание фактического материала; основной и дополнительной литературы; демонстрация научно-исследовательского подхода к изучению поставленной проблемы, т.е. умение ставить проблему, делать выводы, аргументировать свою позицию, соединить обсуждение конкретного вопроса с общей проблематикой курса. Важным критерием оценки является также правильное использование студентом научной терминологии и самостоятельность работы.

I. 6. Учебно-тематический план курса.



п/п

Наименование разделов и тем.


ВСЕГО

часов


Аудиторные занятия

(час.)

Самостоя-

тельная

работа

В том числе

Лекции

Семинары

1

Раздел I. История региональной политики.

6

6







2

Введение. Требование к студентам.

Концептуальные основы европейского регионализма.

2







2

3

Основные этапы становления региональной политики.

2







2

4

Цели региональной политики.

2







2

5

Раздел II. Законодательная база региональной политики ЕС.

8

8







6

Законодательные основы реализации региональной политики.

4







4

7

Финансовое законодательство в осуществлении региональной политики: бюджет ЕС и механизмы финансирования программ региональной поддержки.

4







4

8

Раздел III. Институты проведения региональной политики.

10

10







9

Проблема координации деятельности институтов: Комиссия, Комитет регионов, Совет, Комитет по региональной политике Европейского парламента.

4

4




4

10

Основные направления региональной политики, проводимые институтами.

6

6




6

11

Раздел IV. Проблема политического и правового статуса регионов в ЕС.

8

8







12

Опыт государств-членов ЕС в реализации региональной политики.

4

4




4

13

Территориальное сотрудничество как фактор изменения статуса регионов в ЕС.

2

2




2

14

Проблема формирования мультиуровневого управления в принятии решений в области региональной политики.

2

2




2

15

Коллоквиум: возможность адаптации опыта проведения региональной политики ЕС в условиях Российской Федерации.

2

2




2




Итого.

34











I. 7. Содержание курса

Тематика лекционных занятий (34 часа)

I. История региональной политики.

1) Концептуальные основы европейского регионализма.

Понятие «регион»: географическая, культурно-философская, административно-территориальная трактовки. Понятие «регионализм»: представления и подходы, проявления регионализма. Концепция «Европа регионов»: три видения. Политика регионализации ЕС в историческом, политическом и правовом аспектах. Движущие силы регионализма в Европе.

2) Основные этапы становления региональной политики.

Мнения о региональной политике. Региональная политика в период с 1957 г. до середины 70-х годов, с 1975 г. по 1994 г., с 1994 г. по настоящее время. Проблема реформирования региональной политики. Факторы, влияющие на проблему и характер реформирования.

3) Цели региональной политики ЕС.

Региональная ориентация целей. Общий характер целей для всего ЕС. Разработка стратегии для определения целей. Факторы, влияющие на изменение целей. Цели для каждого периода региональной политики. Причины оптимизации целей. Взаимосвязь целей региональной политики и развития интеграции.
II. Законодательная база региональной политики.

1) Законодательные основы реализации региональной политики.

Международно-правовая природа ЕС. Проблема принятия и исполнения законов ЕС в области региональной политики. Нормативно-правовая база региональной политики: Договор 1957 г., Маастрихтский договор 1992 г., Амстердамский договор 1997 г., проект Евроконституции, Лиссабонский договор. Принципы пропорциональности и субсидиарности. Принцип верховенства права Сообществ и принцип прямого действия коммунитарных норм. Приоритеты региональной политики, методы реализации.

2) Финансовое законодательство в осуществлении региональной политики: бюджет ЕС и механизмы финансирования программ региональной поддержки.

Роль трансфертов в смягчении рыночного интеграционного процесса. Основные секторы трансфертов. Воздействие трансфертов на интеграцию. Европейский бюджет. Формирование бюджета. Налоговая система. Основные расходы бюджета.Номенклатура территориальных единиц для целей статистики. Характеристика регионов, получающих помощь ЕС. Структурные фонды ЕС и источники их финансирования. Финансовая деятельность структурных фондов: управление программами/фондами, распределение ассигнований между государствами-членами ЕС.
III. Институты проведения региональной политики.

1)Проблема координации деятельности институтов: Комиссия, Комитет регионов, Совет, Комитет по региональной политике Европейского парламента.

Комиссия ЕС. Стратегии КЕС в области региональной политики. Инструменты ее реализации. Деятельность Комиссии на современном этапе. Комитет регионов. Значение Комитета регионов для расширения «европейского» участия регионов. Стратегии Комитета в отношении стран и регионов. Инструменты региональной политики, используемые Комитетом регионов. Комитет по региональной политике Европейского Парламента. Основные аспекты деятельности Комитета. Совет ЕС. Роль Совета в выработке решений в области региональной политики. Взаимосвязь институтов.

4) Основные направления региональной политики, проводимые институтами.

Единая сельскохозяйственная, промышленная, инфраструктурная, социальная, научно-техническая, конкурентная политика. Общая оценка деятельности институтов региональной политики и перспективы регионализации.
IV. Проблема политического и правового статуса регионов в ЕС.

1) Опыт государств-членов ЕС в реализации региональной политики.

Региональная политика в государствах ЕС (федеративные и унитарные государства), взаимоотношения региональных и национальных органов управления в области проведения региональной политики ЕС. Государственный опыт институциональной организации реализации программ региональной политики в Западной, Центральной и Восточной Европе. Проблема адаптации модели западноевропейской интеграции к странам Восточной и Центральной Европы.

2) Территориальное сотрудничество как фактор изменения статуса регионов в ЕС.

Территориальное сотрудничество: формы и цели сотрудничества. Еврорегионы (например, Саар-Лор-Люкс, Еврегио, Компрегио» и т.д.), внешние еврорегионы\ и связи с регионами Российской Федерации (например, Карелия). Текущие программы территориального сотрудничества. Значение усиления межрегиональных связей для большей эффективности в достижении главной цели региональной политики - сплочения.

3)Проблема формирования мультиуровневого управления в принятии решений в области региональной политики.

Концепция мультиуровневого управления.Политико-юридическая деятельность регионов. Изменения в компетенции регионов: факторы взаимодействия с национальными и наднациональными структурами. Участие регионов в европейском правотворчестве: институты, в которых регионы государств-членов реализуют свое участие. Особенности регионального управления в административной системе ЕС: правоспособность регионов. Региональные офисы в ЕС. Регионы как часть политической и правовой системы ЕС.

  1   2   3   4   5   6
написать администратору сайта